Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
города Кирсанова Тамбовской области
Утверждена приказом по школе
от 31.08.2017 № 164
Директор школы
_______________/С.Ю. Волынкина/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Математика»
для 3 г класса
по учебнику Г.В.Дорофеева
на 2017-2018 учебный год
Составила учитель начальных классов: Небываева С.С.
г.Кирсанов
2017 г
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ .
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У учащегося будут сформированы:
• элементарные навыки самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности;
• основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, понимание необходимости расширения знаний;
• интерес к освоению новых знаний и способов действий, положительное отношение к предмету математики;
• стремление к активному участию в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;
• элементарные умения общения (знание правил общения и их применение);
• понимание необходимости осознанного выполнения правил и норм школьной жизни;
• правила безопасной работы с чертёжными и измерительными инструментами;
• понимание необходимости бережного отношения к демонстрационным приборам, учебным моделям и пр.
Учащийся получит возможность для формирования:
• потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности;
• интереса к творческим, исследовательским заданиям на уроках математики;
• умения вести конструктивный диалог с учителем, товарищами по классу в ходе решения задачи, выполнения групповой работы;
• уважительного отношение к мнению собеседника;
• восприятия особой эстетики моделей, схем, таблиц, геометрических фигур, диаграмм, математических символов и рассуждений;
• умения отстаивать собственную точку зрения, проводить простейшие доказательные рассуждения;
• понимания причин своего успеха или неуспеха в учёбе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учащийся научится:
• понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
• составлять под руководством учителя план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий;
• соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
• сравнивать различные варианты решения учебной задачи, под руководством учителя осуществлять поиск разных способов решения учебной задачи;
• выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
• в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.
Учащийся получит возможность научиться;
• определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
• предлагать возможные способы решения учебной задачи, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;
• выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
• осознавать результаты учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
• самостоятельно или в сотрудничестве с учителем вычленять проблему: что узнать и чему научиться на уроке;
• подводить итог урока, делать выводы и фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой (с помощью смайликов, разноцветных фишек), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
• контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищам в случаях затруднений;
• оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя;
• оценивать задания по следующим критериям: «Лёгкое задание», «Возникли трудности при выполнении», «Сложное задание».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Учащийся научится:
• осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от учителя, взрослых;
• использовать различные способы кодирования условия текстовой задачи (схема, таблица, рисунок, краткая запись, диаграмма);
• понимать учебную информацию, представленную в знаково-символической форме;
• кодировать учебную информацию с помощью схем, рисунков, кратких записей, математических выражений;
• моделировать вычислительные приёмы с помощью палочек, пучков палочек, числового луча;
• проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;
• выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных математических понятий);
• выполнять под руководством учителя действия анализа, синтеза, обобщения при изучении нового понятия, разборе задачи, ознакомлении с новым вычислительным приёмом и т. д.;
• проводить аналогию и на её основе строить выводы;
• проводить классификацию изучаемых объектов;
• строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения;
• приводить примеры различных объектов или процессов, для описания которых используются межпредметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
• пересказывать прочитанное или прослушанное (например, условие задачи), составлять простой план;
• выполнять элементарную поисковую познавательную деятельность на уроках математики.
• Учащийся получит возможность научиться:
• ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания;
• определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания;
• находить необходимую информацию как в учебнике, так и в справочной или научно-популярной литературе;
• понимать значимость эвристических приёмов (перебор, подбор, рассуждение по аналогии, классификация, перегруппировка и т. д.) для рационализации вычислений, поиска решения нестандартной задачи.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Учащийся научится:
• использовать простые речевые средства для выражения своего мнения;
• строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
• участвовать в диалоге, слушать и понимать других;
• участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;
• взаимодействовать со сверстниками в группе, коллективе на уроках математики;
• принимать участие в совместном с одноклассниками решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе.
• Учащийся получит возможность научиться:
• вести конструктивный диалог с учителем, одноклассниками в ходе решения задачи, выполнения групповой работы;
• корректно формулировать свою точку зрения;
• строить понятные для собеседника высказывания и аргументировать свою позицию;
• излагать свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
• контролировать свои действия в коллективной работе;
• наблюдать за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности;
• конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся должны знать:
названия и последовательность чисел до 1000;
единица длины: километр, его соотношение с метром;
единица массы: грамм, его соотношение с килограммом.
Учащиеся должны уметь:
выполнять сложение и вычитание трёхзначных чисел;
умножать и делить числа на 10, 100 в пределах 1000;
решать задачи в 2—3 действия на сложение, вычитание, умножение, деление;
переводить единицы измерения величин;
выполнять действия с именованными и составными именованными числами.
Учащиеся должны различать:
чётные и нечётные числа;
числовые выражения и равенства;
периметр и площадь;
разряды трёхзначного числа.
Учащиеся должны понимать:
взаимосвязь сложения и вычитания, умножения и деления;
смысл деления с остатком.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
В результате изучения математики обучающиеся научатся:
• определять:
— геометрическую фигуру: луч, числовой луч, угол, ломаная линия, многоугольник;
— элементы ломаной линии: звенья, вершина;
— элементы угла: стороны, вершина;
— углы геометрической фигуры.
• Чертить геометрическую фигуру и выполнять с ней учебные действия: обозначение, измерение, сравнение, соотношение и вычисление.
• Подбирать к арифметическому выражению с действием сложения соответствующее выражение с действием умножения.
• Заменять суммы одинаковых слагаемых действием умножения.
• Составлять арифметическое выражение с действием сложения и действием умножения.
• Составлять таблицу умножения чисел от 2 до 10 в пределах 20.
• Выполнять вычисление арифметических выражений с действием умножения, если первый компонент арифметического выражения равен 1 или 0.
• Решать задачи на деление по содержанию и деление на равные части.
• Составлять арифметическое выражение на основе взаимосвязи действий умножения и деления.
• Комментировать арифметическое выражение, используя разные варианты представления.
• Вычислять арифметическое выражение, используя таблицу деления в пределах 20.
• Использовать порядок действий при вычислении арифметического выражения без скобок, которое содержит действия первой и второй ступени.
• Читать и записывать числа от 100 до 1000.
• Рассказывать об образовании трёхзначного числа.
• Раскладывать трёхзначные числа на десятки и единицы.
• Сравнивать круглые числа с другими числами, используя знаки сравнения.
• Выполнять вычисление арифметических выражений с числами от 100 до 1000.
• Измерять длину предмета, используя старинные и современные меры длины.
• Переводить единицу измерения длины «метр» в дециметры, сантиметры и миллиметры.
• Решать задачи на вычисление длины.
• Сравнивать именованные числа.
• Выполнять вычисления арифметического выражения с использованием переместительного свойства умножения.
• Умножать число на 0 и на 1, используя правило.
• Выполнять умножение и деление круглых чисел в пределах 100.
• Выполнять письменное сложение и вычитание трёхзначных чисел в пределах 1000 без перехода и с переходом через разряд.
• Решать задачи, записывая вычисления в столбик.
• Читать арифметические выражения со скобками.
• Различать выражения со скобками и без скобок.
• Выполнять порядок действий в числовых выражениях со скобками.
• Записывать и вычислять различные числовые выражения со скобками и без них.
• Решать составные задачи в два и три действия и записывать решение с помощью числового выражения
• Измерять и чертить геометрические фигуры: ломаная линия, прямой угол, прямоугольник, квадрат.
• Строить геометрические фигуры по заданному размеру.
• Определять длину ломаной, периметр и площадь многоугольника.
• Переводить единицы измерения времени: часы в минуты, в сутки и наоборот.
• Выполнять вычисление именованных чисел столбиком без перехода через разряд.
• Решать задачи с единицами измерения времени.
• Выполнять сравнение именованных чисел, используя знаки: ,
• Решать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
• Составлять и решать задачи: взаимно обратные, на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.
Содержание рабочей программы (136ч)
Арифметический материал. Этот блок содержания включает нумерацию целых неотрицательных чисел и арифметические действия над ними, сведения о величинах (длина, масса, периметр), их измерении и действиях над ними, решение простых и составных задач.
Основу арифметического материала составляет понятие числа. Понятие натурального числа формируется на основе понятия множества. Оно раскрывается в результате практического оперирования с предметными множествами и величинами.
Измерение величин рассматривается как операция установления соответствия между реальными предметами и множеством чисел. Тем самым устанавливается связь между натуральными числами и величинами: результат измерения величины выражается числом.
Действия сложение и вычитание, умножение и деление изучаются совместно. Вычислительные приемы формируются на основе поэтапной методики. Сначала выполняются подготовительные упражнения, потом идет ознакомление с приемом и, наконец, его закрепление с помощью заданий как тренировочного плана, так и творческого.
Геометрический материал. Введение геометрического материала в курс направлено на решение следующих задач:
а) развитие пространственных представлений учащихся;
б) развитие образного мышления на основе четких представлений о некоторых геометрических фигурах и их свойствах (точка, прямая, отрезок, луч, угол, кривая, ломаная, треугольник, четырехугольник, квадрат, прямоугольник, круг, окружность);
в) формирование элементарных графических умений: изображение простейших геометрических фигур (отрезок, квадрат, прямоугольник и др.) от руки и с помощью чертежных инструментов.
Геометрический материал изучается в тесной связи с арифметическим и логико-языковым материалом.
ЧИСЛА И ДЕЙСТВИЯ НАД НИМИ (90ч)
Прибавление числа к сумме, суммы к числу. Вычитание числа из суммы, суммы из числа. Использование свойств сложения и вычитания для рационализации вычислений.
Сотня как новая счётная единица. Счёт сотнями.
Запись и названия круглых сотен и действия (сложение и вычитание) над ними.
Счёт сотнями, десятками и единицами в пределах1000.
Название и последовательность трёхзначных чисел.
Разрядный состав трёхзначного числа. Сравнение трёхзначных чисел.
Приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел, основанные на знании нумерации и способов образования числа.
Умножение и деление суммы на число, числа на сумму.
Устные приёмы внетабличного умножения и деления. Проверка умноже-ния и деления.
Внетабличные случаи умножения и деления чисел в пределах 100. Взаи-мосвязь между умножением и делением.
Правила нахождения неизвестного множителя, неизвестного делимого, не-известного делителя.
Умножение и деление чисел в пределах 1000 в случаях, сводимых к дей-ствиям в пределах 100. Делители и кратные.
Чётные и нечётные числа.
Деление с остатком. Свойства остатков.
Сложение и вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд (письменные способы вычислений).
Умножение и деление чисел на 10, 100. Умножение и деление круглых чисел в пределах 1000.
Умножение трёхзначного числа на однозначное (письменные вычисления). Деление трёхзначного числа на однозначное (письменные вычисления).
Умножение двузначного числа на двузначное (письменные вычисления). Деление на двузначное число.
Решение простых и составных задач в 2—3 действия.
Задачи на кратное сравнение, на нахождение четвёртого пропорционального, решаемые методом прямого приведения к единице, методом отношений, задачи с геометрическим содержанием.
ФИГУРЫ И ИХ СВОЙСТВА( 20ч)
Обозначение фигур буквами латинского алфавита. Контуры. Равные фигуры. Геометрия на клетчатой бумаге. Фигурные числа. Задачи на восстановление фигур из частей и конструирование фигур с заданными свойствами.
ВЕЛИЧИНЫ И ИХ ИЗМЕРЕНИЕ (26ч)
Единица длины: километр. Соотношения между единицами длины.
Площадь фигуры и её измерение. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Площадь прямоугольника.
Единица массы: грамм. Соотношение между единицами массы.
Сравнение, сложение и вычитание именованных и составных именованных чисел.
Перевод единиц величин
Тематическое планирование
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Раздел 1. «Числа от 0 до 100. Повторение» (6 часов) |
Приемы сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел в пределах 100. Алгоритмы письменного сложения и вычитания двузначных чисел, таблица умножения и соответствующие случаи деления в пределах 20, понятие прямого угла, единицы длины и времени и их соотношения. | Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100. Алгоритм письменного сложения и вычитания двузначных чисел. | Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 устно и письменно. Составлять числовые выражения в 2 – 3 действия со скобками и без скобок, находить значения этих выражений, сравнивать числовые выражения и их значения. Распознавать на чертеже фигуры: прямой угол, прямоугольник, квадрат. Выбирать наиболее рациональный способ решения текстовой задачи. Находить и использовать нужную информацию, пользуясь данными таблицы, схемы, диаграммы |
Смысл действий умножения и деления, алгоритм вычисления периметра многоугольника, табличные случаи умножения и деления. | Конкретный смысл действий умножения и деления. |
Таблица умножения в пределах 20 и соответствующие случаи деления, порядок действий в выражениях со скобками и без скобок. | Приёмы сложения и вычитания двузначных чисел. |
Приёмы сложения и вычитания двузначных чисел. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. | Приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток. |
Запись решения задачи выражением, анализ возможных способов вычисления значения этого выражения. | Решение составных задач. |
Раздел 2. «Сложение и вычитание» (30 часов) |
Прибавление числа к сумме. Изменение суммы от изменения порядка действий. Решение текстовых задач арифметическим способом, числовых выражений. | Прибавление числа к сумме. | Сравнивать различные способы прибавления числа к сумме и суммы к числу, выбирать наиболее удобный способ вычислений |
Знакомство с терминами цена, количество и стоимость, зависимостью этих величин, научить решать задачи на нахождение стоимости по цене и количеству. | Цена. Количество. Стоимость. | Анализировать и разрешать житейские ситуации, требующие знания зависимости между ценой, количеством и стоимостью. Сравнивать цены товаров. Находить стоимость товара разными способами. Находить на чертеже видимые и невидимые элементы куба (ребра, вершины, грани).Располагать модель куба в пространстве согласно заданному чертежу или описанию |
Решение задачи на нахождение стоимости по известным цене и количеству. | Решение простых задач на нахождение цены, количества, стоимости. |
Зависимость между компонентами и результатом действия сложения. | Проверка сложения. | Использовать различные способы проверки правильности вычисления результата действия сложения (перестановки слагаемых, вычитание из суммы одного из слагаемых) |
Увеличение числа в несколько раз, уменьшение числа в несколько раз. Проверка сложения. | Увеличение и уменьшение числа в несколько раз. |
Зависимость значения суммы нескольких слагаемых от порядка действия. Правило прибавления суммы к числу. | Прибавление суммы к числу. |
Обозначение геометрических фигур буквами латинского алфавита. | Обозначение геометрических фигур. | Чертить отрезки заданной длины, графически решать задачи на увеличение (уменьшение) длины отрезка в несколько раз. Обозначать геометрические фигуры буквами латинского алфавита, называть по точкам обозначения фигур. Копировать (преобразовывать) изображение куба или пирамиды, дорисовывая недостающие элементы |
Способы вычитания числа из суммы. | Вычитание числа из суммы. | Сравнивать различные способы вычитания числа из суммы, выбирать наиболее удобный способ вычислений. Работать в паре при решении задач на поиск закономерностей |
Выбор удобного способа вычитания суммы из числа. | Способы вычитания суммы из числа. Решение задач. | Использовать различные способы проверки правильности результата вычитания(сложение разности и вычитаемого ,вычитание разности из уменьшаемого) Сравнивать различные способы вычитания числа из суммы и вычитания суммы из числа, выбирать наиболее удобный способ вычислений. Работать в паре при решении задач на поиск закономерностей. |
Способы проверки правильности выполнения вычитания. | Проверка вычитания. |
Способ проверки вычитания вычитанием, когда из уменьшаемого вычитается разность. | Способ проверки вычитания вычитанием. |
Способы вычитания суммы из числа. Выбор удобного способа вычитания суммы из числа. | Вычитание суммы из числа. |
Выбор удобного способа вычитания суммы из числа при решении задач. | Вычитание суммы из числа. Решение задач. |
Случаи использования приема округления при сложении. | Приём округления при сложении. | Использовать прием округления при сложении и вычитании для рационализации вычислений. |
Выбор удобного способа вычисления суммы более двух слагаемых. Приём рационального сложения нескольких чисел. Случаи использования приема округления при вычитании. | Приём округления при сложении. Вычисление суммы более двух слагаемых. |
Сравнение фигур наложением. Равенство отрезков. | Равные фигуры. | Находить равные фигуры, используя прием наложения, сравнения фигур на клетчатой бумаге. |
Знакомство с новым типом задач. | Знакомство с новым типом задач. Задачи в 3 действия. | Моделировать и решать задачи в 3 действия. Составлять и объяснять план решения задачи, обосновывая каждое выбранное действие. Дополнять условие задачи недостающими данными или вопросом, составлять и решать цепочки взаимосвязанных задач |
Решение задач. Запись решения выражением. | Задачи в 3 действия. Запись решения задач выражением. |
Раздел 3. «Умножение и деление» (50 часов) |
Способы разбиения множества чисел на два множества. Четные и нечетные числа. Деление на 2 – признак четности чисел. | Чётные и нечётные числа. Признак четности чисел. | Моделировать ситуации, иллюстрирующие задачи на делимость с помощью предметов, счетных палочек, рисунков. Распознавать четные и нечетные числа и называть их в ряду натуральных чисел от 1 до 20. Работать с информацией: находить данные , представлять их в табличном виде и обобщать и интерпретировать эту информацию |
Закономерности составления новых табличных случаев умножения числа 3 и деления на 3, повторить таблицу умножения числа 3 и соответствующих случаев деления в пределах 20. | Умножение числа 3. Деление на 3. | Моделировать способы умножения числа 3, деления на 3 с помощью предметных действий, рисунков и схем. Выполнять умножение числа 3 и деление на 3 с числами в пределах 100. Решать примеры на деление с использованием таблиц умножения и деления на 3. Выполнять в пределах 100 вычисления вида 3*х, х:3 |
Различные способы умножения суммы двух слагаемых на число, табличные случаи умножения и деления на 2 и на 3. | Способы умножения суммы на число. | Сравнивать различные способы умножения суммы на число, выбирать наиболее удобный способ вычислений. |
Новые табличные случая умножения числа 4 и деления на 4. | Умножение числа 4 и деление на 4. | Моделировать способы умножения числа 4, деления на 4 с помощью предметных действий, рисунков и схем. Выполнять умножение числа 4 и деление на число 4 с числами в пределах 100. Решать примеры с использованием таблиц умножения и деления на 4. Выполнять в пределах 100 вычисления вида 4*х. х:4. |
Проверка правильности выполнения умножения двух чисел. | Проверка умножения.. | Использовать различные способы проверки правильности вычисления результата действия умножения (перестановка множителей, деление произведения на один из множителей) |
Десятичный состав двузначных чисел, замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. Свойства умножения суммы на число и числа на сумму двух слагаемых. | Умножение двузначного числа на однозначное. |
Десятичный состав двузначных чисел, замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. Свойства умножения суммы на число и числа на сумму двух слагаемых. | Умножение двузначного числа на однозначное. Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. | Находить произведение двузначного числа на однозначное, используя свойства действия умножения и знание табличных случаев. |
Типы задач на нахождение четвёртого пропорционального, решение задач на приведение к единице. | Задачи на приведение к единице. | Моделировать и решать задача на приведение к единице. Составлять и объяснять план решения задачи в 2-3 действия. Наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условия (вопроса) |
Типы задач на нахождение четвёртого пропорционального. |
Связь умножения числа 5 и деления на 5 с умножением числа 10 и делением на 10. | Умножение числа 5. Деление на 5. Связь умножения числа с делением. | Моделировать способы умножения числа 5, деления на число 5 с помощью предметных действий, рисунков и схем. Выполнять умножение числа 5 и деление на 5 с числами в пределах 100. Решать примеры на деление с использованием таблиц умножения и деления на 5. Выполнять в пределах 100 вычисления вида 5*х. х:5. Работать в паре при решении задач на поиск закономерностей. |
Закономерности составления новых табличных случаев умножения числа 6 и деления на 6, закрепить знание таблицы умножения и деления с числами 2, 3, 4 и 5. | Закономерности составления новых табличных случаев умножения числа 6. | Моделировать способы умножения числа 6, деления на 6 с помощью предметных действий, рисунков и схем. Выполнять умножение числа 6 и деление на 6 с числами в пределах 100. Решать примеры на деление с использованием таблиц умножения и деления на 6. Работать в паре при решении задач на поиск закономерностей. Выполнять в пределах 100 вычисления вида 6*х, х:6. |
Отработка всех изученных табличных случаев, закрепить умения учащихся решать задачи с пропорциональными величинами, в том числе и на приведение к единице, 0 а так же задачи в 3 действия. Связь между умножением чисел 3 и 6. | Решение задач с пропорциональными величинами. | Использовать различные способы проверки правильности вычисления результата действия деления (умножением частного на делитель, деление делимого на частное) Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического(в ходе решения) и арифметического(в ходе вычисления) характера. |
Связь между умножением чисел 3 и 6. Использование других приёмов рационализации вычислений (приём перестановки множителей). | Закрепление таблиц умножения и деления с числами 2,3,4,5,6. Решение задач. | Моделировать и решать задачи на кратное сравнение. Выбирать наиболее рациональный способ решения текстовой задачи. Объяснять выбор арифметических действий для решения. |
Способы проверки действий сложения, вычитания и умножения, взаимосвязь действий умножения и деления, зависимость между компонентами и результатом действия деления. | Проверка деления. |
Разностное сравнение чисел. Кратное сравнение чисел. Двоякий смысл частного (если одно число в несколько раз больше другого, то второе число во столько же раз меньше первого). | Разностное и кратное сравнение. | Моделировать и решать задачи на кратное сравнение. Выбирать наиболее рациональный способ решения текстовой задачи. Объяснять выбор арифметических действий для решения. |
Разностное сравнение чисел. Кратное сравнение чисел. | Кратное сравнение чисел. Решение задач на кратное сравнение. Разностное сравнение чисел. |
Закономерности составления новых табличных случаев умножения числа 7 и деления на 7. Табличные случаи умножения. Решение задач различными способами. | Умножение числа 7. Деление на 7. Закрепление. | Моделировать способы умножения числа 7, деления на 7 с помощью предметных действий, рисунков и схем. Выполнять умножение числа 7 и деление на 7 с числами в пределах 100. Решать примеры на деление с использованием таблиц умножения и деления на 7.Выполнять в пределах 100 вычисления вида 7*х, х:7. |
Табличные случаи умножения. Решение задач различными способами. Связь этой группы табличных упражнений с умножением числа 4. Прием перестановки множителей. Связь этой группы табличных упражнений с умножением числа 4. | Умножение числа 8. Деление на 8. | Моделировать способы умножения числа 8, деления на 8 с помощью предметных действий, рисунков и схем Выполнять умножение числа 8 и деление на 8 с числами в пределах 100 Решать примеры на деление с использованием таблиц в пределах 100. Выполнять в пределах 100 вычисления вида 8*х, х:8. Работать в паре при решении задач на поиск закономерностей. |
Сравнение площадей фигур по занимаемому месту. Мерки для измерения площади фигуры. Измерение площади фигуры с помощью мерок разной конфигурации: квадраты, треугольники, шестиугольники и т.д. | Площади фигур. Измерение площади фигуры с помощью мерок различной конфигурации. | Сравнивать фигуры по площади, находить равновеликие плоские фигуры, используя различные мерки .Работать в паре при решении задач на поиск закономерностей. |
Таблица умножения числа 9 и деления на 9; зависимости между компонентами и результатами действий умножения и деления; порядок действий в выражениях со скобками и без скобок; решение задач в 3 действия. | Умножение числа 9. Деление на 9. Зависимости между компонентами и результатами действий умножения и деления | Моделировать способы умножения числа 9, деления на 9 с помощью предметных действий, рисунков и схем. Выполнять умножение числа 9 и деление на 9 с числами в пределах 100. Решать примеры на деление с использованием таблиц умножения и деления на 9. |
Приёмы быстрого счёта. Приём округления числа. Замена множителя суммой слагаемых. | Таблица умножения в пределах 100. | Выполнять умножение и деление с использованием таблицы умножения чисел в пределах 100. |
Способы деления суммы на число. | Деление суммы на число. | Сравнивать различные способы деления суммы на число, выбирать наиболее удобный способ вычислений. |
Выбор удобного способа деления суммы на число. | Выбор удобного способа деления суммы на число. Решение задач. |
Способы деления суммы на число. Выбор удобного способа деления суммы на число. | Способы деления суммы на число. |
Приём деления двузначного числа на однозначное вида 48 :2, табличные случаи умножения и деления. | Вычисления вида 48 : 2. Приём деления двузначного числа на однозначное. | Выполнять вычисления вида 48:2. Прогнозировать результат вычисления. |
Приём деления двузначного числа на однозначное, когда число десятков и число единиц в делимом не делятся на это число. Алгоритм деления двузначного числа на однозначное, когда число десятков и число единиц в делимом не делятся на это число. | Вычисления вида 57 : 3. Алгоритм деления двузначного числа на однозначное. | Выполнять вычисления вида 57:3. Контролировать правильность выполнения алгоритма деления. |
Приём подбора цифры частного при делении двузначного числа на двузначное. Приём вне табличного умножения и деления. Алгоритм вычисления периметра прямоугольника. | Метод подбора. Деление двузначного числа на двузначное. | Использовать метод подбора цифры частного при делении двузначного числа на двузначное. |
Правила деления суммы на число и изученные приёмы вне табличного деления двузначных чисел на однозначное и двузначное число, измерение площади фигуры. | Урок повторения и самоконтроля. | Плести модель куба из трех полос, действуя по заданному алгоритму. Работать в группе :планировать, распределять работу между членами группы. Совместно оценивать результат работы. |
Раздел 4. «Числа от 100 до 1000. Нумерация.» (7 часов) |
Новая счётная единица — сотня. Счет сотнями, прямой и обратный счёт, свойство деления суммы на число. Свойство деления суммы на число. | Счёт сотнями. | Моделировать ситуации, требующие умения считать сотнями. Выполнять счет сотнями как прямой, так и обратный. |
Названия круглых сотен, принцип образования соответствующих числительных в русском языке. Соотношения разрядных единиц счёта. | Названия круглых сотен. Соотношения разрядных единиц счёта. | Называть круглые сотни при счете, знать их последовательность. |
Образование чисел от 100 до 1000 из сотен, десятков и единиц, названиями этих чисел. | Образование чисел от 100 до 1000. | Образовывать числа в пределах 1000 из сотен , десятков и единиц. Сравнивать числа, опираясь на порядок следования чисел первой тысячи при счете. |
Понятие трёхзначного числа, чтение и запись трёхзначных чисел. Чтение числа с объяснением значения каждой цифры в его записи. Чтение и запись трехзначных чисел. Письменная нумерация трёхзначных чисел. | Трёхзначные числа. Чтение и запись трёхзначных чисел. | Читать и записывать трехзначные числа, что обозначает каждая цифра в их записи |
Новый тип задач на нахождение четвёртого пропорционального, решаемых методом сравнения. | Задачи на сравнение. Самостоятельная работа. | Моделировать и решать задачи на сравнение. Выбирать наиболее рациональный способ решения текстовой задачи на нахождение четвертой пропорциональной величины. Наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условия (вопроса) Выполнять задания творческого и поискового характера |
Раздел 5. «Числа от 100 до 1000. Письменные приемы вычислений.» (20 часов) |
Приемы сложения и вычитания вида 520 + 400, 520 + 40, 370 – 200. | Устные приёмы сложения и вычитания вида 520 + 400, 520 + 40, 370 – 200. | Моделировать способы сложения и вычитания чисел в пределах 1000, основанные на знании нумерации, с помощью счетных палочек, рисунков и схем. Выполнять приемы сложения и вычитания чисел в пределах 1000, основанные на знании нумерации .Использовать различные мерки для вычисления площади фигуры. |
Приёмы сложения и вычитания вида 70 + 50, 140 – 60. | Устные приёмы сложения и вычитания вида 70 + 50, 140 – 60. |
Приёмы сложения и вычитания вида 430 + 250, 370 – 140. | Устные приёмы сложения и вычитания вида 430 + 250, 370 – 140. |
Приёмы сложения вида 430 + 80. | Устные приёмы сложения вида 430 + 80 |
Единицы площади — квадратные сантиметры, квадратные дециметры квадратные метры, их обозначения и соотношении, измерение площади фигур. Разрядный состав трёхзначных чисел, приёмы устного сложения и вычитания в пределах 1000. | Единицы площади, их обозначение и соотношение. | Измерять площадь фигуры в кв.см, кв.дм, кв.м. Сравнивать площади фигур, выраженные в разных единицах. Заменять крупные единицы площади мелкими (1дм = 100кв.см) и обратно (100 кв дм = 1кв. м) |
Квадратные единицы измерения площади. | Площадь прямоугольника. | Анализировать и разрешать житейские ситуации, требующие умения находить площадь прямоугольника. Сравнивать геометрические фигуры по площади, объединять равновеликие фигуры в группы. Находить площадь ступенчатой фигуры разными способами. |
Алгоритм деления с остатком. Компоненты деления. Деление с остатком. Проверка деления с остатком. | Деление с остатком. Алгоритм деления с остатком, использование его при вычислениях. | Моделировать и решать задачи на деление с остатком. Выполнять деление с остатком с числами в пределах 100. Контролировать правильность выполнения действия деления с остатком на основе знания свойства остатка и взаимосвязи между компонентами и результатом действия деления. Использовать математическую терминологию при чтении записей на деление с остатком (делимое, делитель, частное, остаток). |
Новая единица длины —километром. Соотношения единиц длины. | Километр. Единицы длины и их соотношения. | Анализировать житейские ситуации, требующие умения измерять расстояния в км. Решать задачи на движение, где расстояния выражены в км. Выражать км в метрах и обратно. |
Алгоритм сложения и вычитания трёхзначных чисел без перехода через десяток. | Письменные приёмы сложения и вычитания вида 325 + 143, 468 – 143. | Моделировать письменные способы сложения и вычитания чисел в пределах 1000 с помощью счетных палочек, рисунков и схем. Выполнять письменные приемы сложения и вычитания с числами в пределах 1000. Планировать решение задачи. Выбирать наиболее рациональный способ решения текстовой задачи. Контролировать правильность действия деления с остатком на основе знания свойства остатка и взаимосвязи между компонентами и результатом действия деления. |
Алгоритм сложения и вычитания трёхзначных чисел с переходом через разряд. | Письменные приёмы сложения и вычитания вида 457 + 26, 457 + 126, 764 – 35, 764 – 235. |
Письменные приёмы сложения и вычитания. Алгоритм сложения и вычитания трёхзначных чисел. |
Правила письменного деления и умножения. Умножение и деление чисел в пределах 1000. Использование удобных способов вычисления. Решение задач арифметическим способом. | Урок повторения и самоконтроля. |
Раздел 6. «УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ (Устные приёмы вычислений)» (8 часов) |
Умножение круглых сотен, основанные на знании разрядного состава трёхзначного числа и табличном умножении. | Умножение круглых сотен. Прием умножения круглых сотен, основанный на знании разрядного состава трёхзначного числа | Моделировать способы умножения круглых сотен в пределах 1000 с помощью пучков счетных палочек. Выполнять умножение круглых сотен, используя знания таблицы умножения и нумерации чисел в пределах 1000. Выполнять задания по образцу, заданному алгоритму действий. |
Сведение деления круглых сотен в простейших случаях к делению однозначных чисел. | Деление круглых сотен. | Моделировать способы деления круглых сотен в пределах 1000 с помощью пучков счетных палочек. Выполнять умножение круглых сотен, используя знания таблицы умножения и нумерации чисел в пределах 1000. Выполнять задания по образцу, заданному алгоритму действий. |
Единица измерения массы – грамм. Соотношение между граммом и килограммом. | Единицы массы. Грамм. Соотношение между граммом и килограммом. | Анализировать житейские ситуации, требующие умения измерять массу объектов в граммах. Решать задачи, в которых масса выражена в граммах. Выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе с помощью геометрических образов (отрезок, прямоугольник и др.) Планировать решение задачи. Копировать изображение прямоугольного параллелепипеда, дорисовывая недостающие элементы. |
Раздел 7. «УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ (Письменные приёмы вычислений)» (15 часов) |
Приёмы умножения и деления чисел в пределах 1000. | Устные приёмы умножения и деления чисел в пределах 1000. | Моделировать способы умножения на однозначное число с помощью пучков палочек, схем, рисунков. Выполнять умножение на однозначное число, используя знания таблицы умножения и свойств арифметических действий. Выполнять задания творческого и поискового характера. |
Приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 1000. | Письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 1000. | Моделировать способы сложения и вычитания на однозначное число с помощью пучков палочек, схем, рисунков. Выполнять сложение и вычитание на однозначное число, используя знания таблицы умножения и свойств арифметических действий. Выполнять задания творческого и поискового характера. Контролировать :обнаруживать и устранять ошибки логического(в ходе решения) и арифметического(в ходе вычисления) характера. |
Алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное без перехода через разряд. | Письменные приёмы умножения на однозначное число вида 423 x 2. | Моделировать способы умножения на однозначное число с помощью пучков палочек, схем, рисунков. Выполнять умножение на однозначное число, используя знания таблицы умножения и свойств арифметических действий. Выполнять задания творческого и поискового характера. |
Алгоритм умножения двузначного числа на однозначное с переходом через разряд. | Письменные приёмы умножения на однозначное число с переходом через разряд вида 46 x 3. |
Алгоритм умножения на однозначное число с двумя переходами через разряд вида 238 x 4. | Письменные приёмы умножения на однозначное число с двумя переходами через разряд вида 238 x 4. |
Алгоритм письменного деления трёхзначного числа на однозначное. | Письменные приёмы деления на однозначное число вида 684 : 2. | Моделировать способы деления на однозначное число с помощью пучков палочек, схем, рисунков. Выполнять деление на однозначное число, используя знания таблицы умножения и свойств арифметических действий. Выполнять задания творческого и поискового характера. Контролировать :обнаруживать и устранять ошибки логического(в ходе решения) и арифметического(в ходе вычисления) характера. |
Алгоритм письменного деления трёхзначного числа на однозначное. | Письменные приёмы деления на однозначное число вида 478 : 2. |
Алгоритм письменного деления трёхзначного числа на однозначное. | Письменные приёмы деления на однозначное число вида 216 : 3. |
Алгоритм письменного деления трёхзначного числа на однозначное. | Письменные приёмы деления на однозначное число вида 836 : 4. |
Алгоритм письменного деления трёхзначного числа на однозначное. Способ проверки деления умножением. | Письменные приёмы деления на однозначное число. Закрепление. |
Таблица умножения и соответствующие случаи деления, приёмы внетабличного умножения и деления, свойства арифметических действий и способов проверки этих действий, умение решать задачи в 2—3 действия, в том числе задачи на кратное сравнение. | Урок повторения и самоконтроля. | Моделировать способы умножения и деления на однозначное число с помощью пучков палочек, схем, рисунков. Выполнять умножение и деление на однозначное число, используя знания таблицы умножения и свойств арифметических действий. Выполнять задания творческого и поискового характера. Контролировать :обнаруживать и устранять ошибки логического(в ходе решения) и арифметического(в ходе вычисления) характера. |
Умножение и деление чисел в пределах 1000. Использование удобных способов вычисления. Решение задач арифметическим способом. | Повторение пройденного за год. |
Календарно-поурочное планирование
Сокращения, принятые в данном планировании:
ОНЗ – урок «открытия» нового знания Р – рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений) К – урок контроля, оценки и коррекции знаний КР – контрольная работа | | с/к - самоконтроль и/к - итоговый контроль и- индивидуальный ф - фронтальный |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип уро-ка | Требования к уровню подготовки учащихся | Элементы содержания | Формы контроля | УУД | Дата | Дата фактического прове-дения |
Раздел 1. «Числа от 0 до 100. Повторение» (6 часов) |
1. | 1 четверть(32 ч.) Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100. | 1 | Р | Знать устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100, таблицу умножения до 20 и соответствующие случаи деления. | Приемы сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел в пределах 100. | Ф | Повторить нумерацию двузначных чисел, устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100. | 4.09 | |
2. | Алгоритм письменного сложения и вычитания двузначных чисел. | 1 | Р | Знать таблицу умножения и соответствующие случаи деления. Уметь находить прямой угол с помощью угольника. | Алгоритмы письменного сложения и вычитания двузначных чисел, таблица умножения и соответствующие случаи деления в пределах 20, понятие прямого угла, единицы длины и времени | с/к | Повторить алгоритмы письменного сложения и вычитания двузначных чисел, таблицу умножения и соответствующие случаи деления в пределах 20. | 5.09 | |
3. | Конкретный смысл действий умножения и деления. | 1 | Р | Умеют заменять сложение одинаковых слагаемых умножением. Измеряют 1длину отрезков, определяют периметр многоугольника. | Смысл действий умножения и деления, алгоритм вычисления периметра многоугольника, табличные случаи умножения и деления. | с/к | Повторить смысл действий умножения и деления, уточнить алгоритм вычисления периметра многоугольника. | 6.09 | |
4. | Приёмы сложения и вычитания двузначных чисел. | 1 | Р | Знают таблицу умножения. Умеют решать числовые выражения со скобками и без скобок. | Таблица умножения в пределах 20 и соответствующие случаи деления, порядок действий в выражениях со скобками и без скобок. | с/к | Повторить приёмы сложения и вычитания двузначных чисел, таблицу умножения в пределах 20 и соответствующие случаи деления. | 7.09 | |
5. | Приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток. | 1 | Р | Знать приемы сложения и вычитания двузначных чисел. Соблюдать порядок выполнения действий в выражении. | Приёмы сложения и вычитания двузначных чисел. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. | с/к | Отработать наиболее сложные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел, совершенствовать навыки работы над составной задачей. | 11.09 | |
6. | Решение составных задач. | 1 | Р | Уметь записывать решение задачи выражением, анализировать возможные способов вычисления значения этого выражения. | Запись решения задачи выражением, анализ возможных способов вычисления значения этого выражения. | с/к | Закрепить знание порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Совершенствовать навыки работы над составной задачей. | 12.09 | |
Раздел 2. «Сложение и вычитание» (30 часов) |
7. 8. 9. | Сумма нескольких слагаемых. Входная контрольная работа. Работа над ошибками. Сумма нескольких слагаемых. | 3 | ОНЗ Р | Знать способы прибавления числа к сумме/ Выбирать удобный способ вычисления | Прибавление числа к сумме. Изменение суммы от изменения порядка действий. | с/к | Составлять числовые выражения по условиям, заданным словесно, рисунком или таблицей. | 13.09 14.09 18.09 | |
10. 11. | Цена. Количество. Стоимость. | 2 | ОНЗ Р | Иметь представление о величинах цена, количество, стоимость. Уметь решать простые задачи на нахождение стоимости, составлять и решать обратные им задачи. | Знакомство с терминами цена, количество и стоимость, зависимостью этих величин, научить решать задачи на нахождение стоимости по цене и количеству. | с/к | Познакомиться с терминами цена, количество и стоимость, зависимостью этих величин, научиться решать задачи на нахождение стоимости по известным цене и количеству | 19.09 20.09 | |
12. 13. 14. | Проверка сложения. | 3 | ОНЗ Р | Уметь проверять правильность выполнения действия сложения | Зависимость между компонентами и результатом действия сложения. | с/к | Ознакомиться с проверкой сложения вычитанием ,основываясь на знании зависимости между компонентами и результатом действия сложения. | 21.09 25.09 26.09 | |
15. 16. | Увеличение (уменьшение) длины отрезка в несколько раз. | 2 | ОНЗ Р | Уметь увеличивать (уменьшать) длину отрезка в несколько раз | Увеличение числа в несколько раз, уменьшение числа в несколько раз. | с/к | Повторять и систематизировать полученные знания | 27.09 28.09 | |
17. 18. | Обозначение геометрических фигур. | 2 | ОНЗ Р | Уметь обозначать геометрические фигуры буквами латинского алфавита | Обозначение геометрических фигур буквами латинского алфавита. | с/к | Выполнять простейшие текстовые задания. с обозначением геометрических фигур латинскими буквами. | 2.10 3.10 | |
19. | Контрольная работа №1 по теме «Числа от 0 до 100. Сложение и вычитание. Числовые выражения». | 1 | К | Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия. | Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Решение задач арифметическим способом. | КР | Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Применять изученные способы действий для решения задач. Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу. | 4.10 | |
20. 21. 22. | Работа над ошибками. Вычитание числа из суммы. | 3 | Р | Знать алгоритм вычитания числа из суммы. | Способы вычитания числа из суммы. Выбор удобного способа вычитания суммы из числа | с/к | Использовать умение вычитать числа из суммы | 5.10 9.10 10.10 | |
23 24. | Проверка вычитания. | 2 | Р | Знать взаимосвязь проверки сложения вычитанием, а вычитания сложением | Выбор удобного способа вычитания суммы из числа | с/к | Применять знания и действий в поисковых ситуациях, находить способ решения. | 11.10 12.10 | |
25. 26. 27. | Вычитание суммы из числа. | 3 | ОНЗ Р | Выбирать удобный способ вычитания суммы из числа. | Выбор удобного способа вычитания суммы из числа при решении задач. | с/к | Моделировать вычитание чисел, исследовать новые способы. | 16.10 17.10 18.10 | |
28. 29. | Прием округления при сложении. | 2 | ОНЗ Р | Знать случаи использования приема округления при сложении. | Случаи использования приема округления при сложении. | с/к | Строить алгоритм сложения, применять их для вычислений, самоконтроля и коррекции своих действий. | 19.10 23.10 | |
30. 31. | Прием округления при вычитании. Контрольная работа № 3 за 1 четверть. | 2 | ОНЗ Р К | Знать случаи использования приема округления при вычитании. Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия. | Выбор удобного способа вычисления суммы более двух слагаемых. Приём рационального сложения нескольких чисел. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Использование удобных способов вычисления. Решение задач арифметическим способом | с/к КР | Обосновывать правильность выполненного действия с помощью обращения к общему правилу. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Применять изученные способы действий для решения задач..Выявлять причину ошибки и | 24.10 25.10 | |
32. 33. | Работа над ошибками. 2 четверть(31 ч.) Прием округления при вычитании. | 2 | | | Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Использование удобных способов вычисления. Решение задач арифметическим способом | КР | Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Применять изученные способы действий для решения задач..Выявлять причину ошибки и корректировать ее | 26.10 7.11 | |
34. | Равные фигуры. | 1 | ОНЗ р | Сравнивать фигуры наложением. Знать равенство отрезков. | Сравнение фигур наложением. Равенство отрезков. | с/к | Исследовать ситуации, требующие сравнения фигур. | 8.11 | |
35. 36. | Задачи в три действия. | 2 | ОНЗ | Уметь записывать решение задачи по вопросам. Записывают решение задачи выражением. | Знакомство с новым типом задач. | с/к | Выбирать средства для открытия нового знания, фиксировать результат своей учебной деятельности., решать составные задачи. | 9.11 13.11 | |
| Раздел 3. «Умножение и деление» (50 часов) |
37. 38. | Отношение кратности (делимости) на множестве натуральных чисел в пределах 20. | 2 | ОНЗ р | Знать признаки четности и нечетности чисел. | Способы разбиения множества чисел на два множества. Четные и нечетные числа. | с/к | Исследовать ситуации, требующие сравнения. найти различие между чётными и нечётными числами | 14.11 15.11 | |
39. 40. | Умножение числа 3. Деление числа 3. | 2 | Р | Знать признаки четности и нечетности чисел. | Закономерности составления новых табличных случаев умножения числа 3 и деления на 3, повторить таблицу умножения числа 3 и соответствующих случаев деления в пределах 20. | с/к | Запоминать и воспроизводить по памяти табличные случаи умножения. Применять алгоритм исправления. | 16.11 20.11 | |
41. 42. | Умножение суммы на число. | 2 | ОНЗ | Уметь умножать сумму на число разными способами | Различные способы умножения суммы двух слагаемых на число, табличные случаи умножения и деления на 2 и на 3. | с/к | Исследовать различные случаи умножения суммы на число, делать вывод. | 21.11 22.11 | |
43. 44. | Умножение числа 4. Деление числа 4. | 2 | Р | Знать новые табличные случая умножения числа 4 и деления на 4. | Новые табличные случая умножения числа 4 и деления на 4 | с/к | Использовать таблицы для представления результатов выполнения поискового и творческого задания. | 23.11 27.11 | |
45. | Проверка умножения. | 1 | ОНЗ | Уметь проверять правильность выполнения умножения двух чисел двумя способами | Проверка правильности выполнения умножения двух чисел. | с/к | Пропедевтика алгоритма умножения двузначного числа на однозначное. | 28.11 | |
46. 47. | Умножение двузначного числа на однозначное. | 2 | Р | Знать, что прием умножения двузначного числа на однозначное основан на использовании свойств действия умножения и знании табличных случаев | Десятичный состав двузначных чисел, замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. Свойства умножения суммы на число и числа на сумму двух слагаемых. | с/к | Выводить общие способы внетабличного умножения двузначного числа на однозначное. | 29.11 30.11 | |
48. 49. 50. | Задачи на приведение к единице. | 3 | ОНЗ Р | Знать новый тип задач на нахождение четвёртого пропорционального, умеют решать задачи на приведение к единице. | Типы задач на нахождение четвёртого пропорционального, решение задач на приведение к единице. | с/к | Уметь решать задачи в 2—3 действия и записывать в тетрадь самостоятельно. | 4.12 5.12 6.12 | |
51. 52. | Умножение числа 5. Деление на 5. | 2 | Р | Знать, что основную специфику группы табличных упражнений на умножение числа 5 и деление на 5 составляет её связь с умножением числа 10 и делением на 10. | Связь умножения числа 5 и деления на5 с умножением числа 10 и делением на 10 | с/к | Применять специфику группы табличных упражнений на умножение числа 5 и деление на 5 составляет её связь с умножением числа 10 и делением на 10. Использовать на практике связь умножение числа на 5 и на число 10. | 7.12 11.12 | |
53. 54. | Контрольная работа № 4 по теме: «Умножение и деление на 2,3,4,5». Работа над ошибками. | 2 | К | Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия. | Умножение и деление чисел в пределах 100. Использование удобных способов вычисления. Решение задач арифметическим способом | КР | Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Применять изученные способы действий для решения задач. Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу. | 12.12 13.12 | |
55. 56. 57. | Умножение числа 6. Деление на 6. | 3 | Р | Знать закономерности личных случаев умножения числа 6 и деления на 6. Умеют решать составные задачи. | Закономерности составления новых табличных случаев умножения числа 6 и деления на 6. | с/к | Использовать на практике связь умножение числа на 5 и на число 10. | 14.12 18.12 19.12 | |
58. | Проверка деления. | 1 | ОНЗ | Уметь проверять правильность деления двумя способами. Знают зависимость между компонентами и результатом действия деления. | Способы проверки действий сложения, вычитания и умножения, взаимосвязь действий умножения и деления, зависимость между компонентами и результатом действия деления. | с/к | Использовать умение находить выбор нужного арифметического действия. | 20.12 | |
59. 60. 61. | Задачи на кратное сравнение. | 4 | ОНЗ р | Уметь определить во сколько раз одно число больше или меньше другого | Двоякий смысл частного (если одно число в несколько раз больше другого, то второе число во столько же раз меньше первого). | с/к | Выполнять сравнение в кратном отношении численность групп конкретных предметов | 21.12 27.12 28.12 | |
62. 63. 64. 65. | Контрольная работа №5 по теме:«Умножение и деление на 2,3,4,5,6». Работа над ошибками. 3 четверть Задачи на кратное сравнение. Повторение пройденного. | 2 | К | Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия. | Умножение и деление чисел в пределах 100. Использование удобных способов вычисления. Решение задач арифметическим способом | КР | Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Применять изученные способы действий для решения задач. Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу. | 25.12 26.12 10.01 11.01 | |
66. 67. 68. | Умножение числа 7. Деление на 7. | 4 | Р | Знать таблицу умножения и деления с числами 2,3,4,5 и 6; умеют решать задачи на разностное и кратное сравнение. | Закономерности составления новых табличных случаев умножения числа 7 и деления на 7. | с/к | Отработать все изученные табличные случаи, закрепить умения учащихся решать задачи различными способами. Отработать табличные случаи умножения 7, показать учащимся другие приёмы вычислений. | 15 16 17 | |
69. 70. | Умножение числа 8. Деление на 8. | 2 | Р | Знать связь этой группы табличных упражнений с умножением числа 4.Зна-ют, что при умножении числа 8 этот множитель можно заменить суммой, при вычислениях пользуются правилом умножения суммы на число. | Табличные случаи умножения. Решение задач различными способами. Связь этой группы табличных упражнений с умножением числа 4. | с/к | Выполнять умножение и деление числа 8. Установить связь этой группы табличных упражнений с умножением числа 4. | 18 22 | |
71. 72. | Площади фигур. | 2 | ОНЗ | Понимать, что при измерении площади фигуры разными мерками получают разные результаты, | Сравнение площадей фигур по занимаемому месту. Мерки для измерения площади | с/к | Находить площадь квадрата и прямоугольника по длинам их сторон. Сравни- | 23 24 | |
| | | | которые невозможно сопоставить. | фигуры. | | вать фигуры по площади, измерять площадь различными мерками на основе использования общего принципа измерения величин, чертить фигу ры заданной площади. | | |
73. 74. | Умножение числа 9. Деление на 9. | 2 | Р | Знают все изученные табличные случаи умножения и деления. | Таблица умножения числа 9 и деления на 9; закрепить знание всех изученных ранее табличных случаев умножения и деления. | с/к | Составлять таблицы умножения числа 9 и деления на 9; закрепить знание всех изученных ранее табличных случаев умножения и деления. | 25 29 | |
75. | Таблица умножения в пределах 100. | 1 | ОНЗ | Использовать при вычислениях прием замены множителя суммой. Используют приемы быстрого счета. | Приёмы быстрого счёта. Приём округления числа. Замена множителя суммой слагаемых. | с/к | Отрабатывать табличные случаи умножения. | 30 | |
76. 77. | Контрольная работа №5 по теме: «Табличные случаи умножения и деления». Работа над ошибками. | 2 | К | Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия. | Умножение и деление чисел в пределах 100. Использование удобных способов вычисления. Решение задач арифметическим способом | КР | Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Применять изученные способы действий для решения задач. Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу. | 31. 01 1.02 | |
78. 79. | Деление суммы на число. | 2 | ОНЗ | Знать и использовать два способа деления суммы на число, когда каждое слагаемое делится на это число. | Способы деления суммы на число. | с/к | Ознакомиться с различными способами деления суммы на число. | 5.02 6.02 | |
80. 81. | Вычисления вида 48:2. | 2 | ОНЗ р | Знать табличные случаи умножения и деления. Использовать прием деления двузначного числа на однозначное. | Приём деления двузначного числа на однозначное вида 48 :2, табличные случаи умножения и деления. | с/к | Использовать приёмы деления двузначного числа на однозначное вида 48 : 2, продолжить работу по закреплению знаний таблицы умножения и деления. | 7 8 | |
82. 83. | Вычисления вида 57:3. | 2 | ОНЗ р | Знать табличные случаи умножения и деления Использовать прием деления двузначного числа на однозначное, когда число десятков и число единиц в делимом не делятся на это число. | Приём деления двузначного числа на однозначное, когда число десятков и число единиц в делимом не делятся на это число. | с/к | Ознакомится с новым приёмом деления двузначного числа на однозначное. | 12 13 | |
84. | Метод подбора. Деление двузначного числа на двузначное.. | 1 | ОНЗ | Знать приём подбора цифры частного при делении двузначного числа на двузначное | Приём подбора цифры частного при делении двузначного числа на двузначное. Приём вне табличного умножения и деления. Алгоритм вычисления периметра прямоугольника. | с/к | Познакомиться с приёмом подбора цифры частного при делении двузначного числа на двузначное; закрепить знание табличных случаев умножения и деления. | 14 | |
85. 86.87. | Урок повторения и самоконтроля. Контрольная работа № 6 по теме: «Внетабличные случаи умножения и деления». Работа над ошибками. | 3 | К | Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия. | Правила деления суммы на число и изученные приёмы вне табличного деления двузначных чисел на однозначное и двузначное число, измерение площади фигуры. | КР | Повторить таблицу умножения и деления в пределах 100, правила деления суммы на число и изученные приёмы внетабличного деления двузначных чисел на однозначное и двузначное | 15 19.02 20.02 | |
| | | | | | | число, измерение площади фигуры разными мерками. | | |
|
88. | Счет сотнями. | 1 | ОНЗ | Уметь считать сотнями. Знать свойство деления суммы на число. | Новая счётная единица —сотня. Счет сотнями, прямой и обратный счёт, свойство деления суммы на число. Свойство деления суммы на число. | с/к | Исследовать ситуации, требующие перехода к счёту сотнями. | 21 | |
89. 90. | Называния круглых сотен. | 2 | Р | Знать соотношения разрядных единиц счёта. | Названия круглых сотен, принцип образования соответствующих числительных в русском языке. Соотношения разрядных единиц счёта. | с/к | Устанавливать соотношения между единицами измерения длины, преобразовывать их. Соотносить разрядных единиц счёта и единиц длины. | 22 26 | |
91. | Образование чисел от 100 до 1000. | 1 | ОНЗ | Знать принцип образования чисел от 100 до 1000 из сотен, десятков и единиц, названия этих чисел, умеют вести как прямой, так и обратный счёт в пределах 1000. | Образование чисел от 100, до 1000 из сотен, десятков и единиц, названиями этих чисел. | с/к | Строить, называть, сравнивать, упорядочивать числа от 100 до 1000. Уметь вести прямой и обратный счёт в пределах 1000. | 27 | |
92. 93. | Трехзначные числа. | 2 | ОНЗ Р | Читать числа с объяснением значения каждой цифры в его записи. Усвоить принцип поместного значения цифр в записи числа. | Понятие трёхзначного числа, чтение и запись трёхзначных чисел. Чтение числа с объяснением значения каждой цифры в его записи. | с/к | Моделировать сложение и вычитание трёхзначных чисел. | 28.02 01.03 | |
94. | Задачи на сравнение. | 1 | Р | Знать устную и письменную нумерации трёхзначных чисел. | Новый тип задач на нахождение четвёртого пропорционального, решаемых методом сравнения. | с/к | Решать составные задачи, сравнивать условия различных задач и их решения, выявлять сходство и различие. | 5 | |
|
95. 96. 97. | Устные приемы сложения и вычитания. | 3 | Р | Знать принцип сложения и вычитания трехзначных чисел | Приемы сложения и вычитания вида 520 + 400, 520 + 40, 370 – 200., 70 + 50, 140 – 60., 430 + 80 430 + 250, 370 – 140., | с/к | Исследовать ситуации, требующие перехода к счёту сотнями, применять устные приёмы сложения. | 6 7 12 | |
98. 99. | Единицы площади. | 2 | ОНЗ Р | Знать единицы измерения площади. Умеют измерять площадь в квадратных единицах. | Единицы площади — квадратные сантиметры, квадратные дециметры квадратные метры, их обозначения. | с/к | Устанавливать соотношения между общепринятыми единицами площади, преобразовывать, сравнивать единицы площади, разрешать житейские ситуации, требующие умения находить значение площади. | 13 14 15 19 | |
100. 101. | Площадь прямоугольника. | 2 | ОНЗ Р | с/к |
102 103. 104. | . Контрольная работа № 7 по теме: «Сложение и вычитание в пределах 1000» Работа над ошибками. Урок повторения и самоконтроля. | 3 | К | Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия. | Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Использование удобных способов вычисления. Решение задач арифметическим способом | КР | Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Применять изученные способы действий для решения задач. Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу. | 20 21 22. 03 | |
105 106. | 4 четверть Деление с остатком. | 2 | ОНЗ | Читать числовые выражения на деление. Знать название компонентов деления. Знать алгоритм деления с остатком. Уметь проверять правильность деления | Алгоритм деления с остатком. Компоненты деления. Деление с остатком. Проверка деления с остатком. | с/к | Моделировать деление с остатком с помощью схематических рисунков, выявлять свойства деления с остатком, строить алгоритм деления с остатком. | 2.04 3.04 | |
107. 108. | Километр. | 2 | ОНЗ | Знать новую единицу длины —километр; соотношения между единицами длины. | Новая единица длины —километром. Соотношения единиц длины. | с/к | Использовать общее правило перехода к большим меркам и перехода к меньшим меркам, применять это правило для преобразования единиц длины. | 4.04 5.04 | |
109. 110. 111 | Письменные приемы сложения и вычитания. | 3 | ОНЗ Р | Знать алгоритм сложения и вычитания трёхзначных чисел без перехода через десяток. Уметь анализировать и решать задачи. | Алгоритм сложения и вычитания трёхзначных чисел без перехода через десяток. | с/к | Записывать способы действий с трёхзначными числами с помощью алгоритмов, использовать алгоритмы для вычислений, обоснования правильности своих действий, пошагового самоконтроля. | | |
112. 113. 114. | Уроки повторения и самоконтроля. Контрольная работа №8 по теме: «Письменная нумерация в пределах 1000». | 3 | К | Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия. | Умножение и деление чисел в пределах 1000. Использование удобных способов вычисления. Решение задач арифметическим способом | КР | Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Применять изученные способы действий для решения задач. Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу. | | |
|
115. 116. | Умножение круглых сотен. | 2 | ОНЗ Р | Знать, что прием умножения круглых сотен, основан на знании разрядного состава трёхзначного числа и табличном умножении. | Умножение круглых сотен, основанные на знании разрядного состава трёхзначного числа и табличном умножении. | с/к | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация). | | |
117. 118. | Деление круглых сотен. | 2 | ОНЗ Р | Знать, что деление круглых сотен в простейших случаях сводится к делению однозначных чисел. Использование приемов внетабличного деления. | Сведение деления круглых сотен в простейших случаях к делению однозначных чисел. | с/к | Сравнивать. Классифицировать. Добывать новые знания: извлекать информацию. Активно использовать приёмы внетабличного деления. | | |
119. 120. 121. 122. | Грамм. | 4 | ОНЗ | Уметь определять массу мелких предметов. Знать взаимосвязь между единицами массы. | Единица измерения массы – грамм. Соотношение между граммом и килограммом | с/к | Выявлять общий принцип измерения величин, использовать его для измерения массы. Упорядочивать предметы по массе. | | |
|
123. 124. 125. | Умножение на однозначное число. | 3 | ОНЗ Р | Знать письменные приёмы умножения на однозначное число с переходом через разряд вида 46 x 3, 238 x 4 | Приёмы умножения чисел в пределах 1000. Алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное без перехода через разряд. | с/к | Строить и применять алгоритмы умножения многозначного числа на однозначное. | | |
126. 127. 128. 129. 130. | Деление на однозначное число. | 5 | ОНЗ Р | Знать письменные приёмы деления на однозначное число вида 684 : 2.. 478 : 2, 216 : 3, 836 : 4 | Приёмы деления чисел в пределах 1000. Алгоритм письменного деления трёхзначного числа на однозначное | с/к | Обосновывать правильность своих действий с помощью построенных алгоритмов, осуществлять самоконтроль, коррекцию своих ошибок. | | |
131. 132. | Контрольная работа № 9 по теме: «Письменные приёмы вычислений». | 2 | Р К | Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия. | Умножение и деление чисел в пределах 1000. Использование удобных способов вычисления. Решение задач арифметическим способом | КР | Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Применять изученные способы действий для решения задач. Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу. | | |
133. 134. 135 136. | Повторение. Итоговая контрольная работа за 3 класс. Работа над ошибками. Обобщающий урок « Крестики-нолики» | 4 | Р К | Знать нумерацию трёхзначных чисел, алгоритма деления с остатком, уметь вычислять периметр и площадь прямоугольника, знать единиц площади и их соотношения, уметь вычислять значения выражений со скобками и без них, выполнять действия с именованными числами. | Таблица умножения и соответствующие случаи деления, приёмы внетабличного умножения и деления, свойства арифметических действий и способов проверки этих действий, умение решать задачи в 2—3 действия, в том числе задачи на кратное сравнение. | и/к | Сравнивать. Обобщать. Контролировать правильность и полноту выполнения действий и полноту выполнения изученных способов действий. Применять изученные способы действий для решения задач. Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу. | | |