КОУ ВО «Верхнемамонская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Принято на заседании «Согласовано» «Утверждаю»
педагогического Совета зам. Директора по УР Директор школы-интерната
Протокол № 1 от 23.08.2021 г. ____________ Т. В. Кабанова ___________ О. Н. Лактионов
Приказ № __ от 23.08.2021 г.
Рабочая программа
по учебному предмету
«Математика»
(АООП ИН вариант 1)
3 класс
Составитель: Молибога Л.Г.
учитель начальных классов В.К.К.
Верхний Мамон
2021
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
1.Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1599,
3.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (прокол от 22.12.2015 г. № 4/15),
4.Устав КОУ ВО «Верхнемамонская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,
5.Учебный план школы.
Математика является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение математическими знаниями и умениями является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
Методологической основой федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) являются дифференцированный и деятельностный подходы, в рамках которых реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.
Основная цель обучения математике детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (вариант 1) определяет цель обучения математике как подготовку обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Исходя из основной цели обучения математике, определяются и решаются следующие задачи, которые можно охарактеризовать соответственно как образовательные, коррекционные, воспитательные задачи:
- формирование доступных обучающимся с умственной отсталостью математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
- коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
- формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Основные направления коррекционной работы:
коррекция зрительного восприятия и узнавания;
коррекция пространственных представлений и ориентации;
коррекция основных мыслительных операций;
коррекция наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
коррекция речи, обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Математика», предназначенный для обучения детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представляет собой интегрированный курс, состоящий из арифметического материала и элементов наглядной геометрии.
Основное математическое содержание пропедевтического периода состоит в формировании (уточнении, развитии) элементарных математических представлений о величине, количестве, форме предметов, а также пространственных и временных представлений.
За период обучения обучающиеся познакомятся с числами в пределах 100, научатся их читать и записывать. У них будут сформированы представления о числе как результате счета. Обучающиеся овладеют способами получения чисел первого десятка; получат представление о числовом ряде, месте каждого числа в числовом ряду; научатся считать в пределах 100; овладеют приемами сравнения предметных совокупностей и чисел. Обучающиеся научатся выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100; узнают о связях между сложением и вычитанием, умножением и делением.
Программа предусматривает ознакомление обучающихся с величинами (стоимость, длина, масса, вместимость (емкость), время). Обучающиеся познакомятся с отдельными единицами измерения указанных величин, доступными для данного уровня математического развития (сантиметр (1 см), рубль (1 р.), копейка (1 к.), килограмм (1 кг), литр (1 л), сутки (1 сут.), неделя (1 нед.); овладеют первоначальными навыками измерения величин с помощью измерительных приборов (линейка, весы, мерная кружка) и записью чисел, полученных при измерении одной мерой. Дети будут знать названия частей суток и дней недели, порядковый номер дней недели и их очередность.
Особое место в программе по математике занимают арифметические задачи. В 1-4 классах предусмотрено обучение детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умению решать простые арифметические задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложения и вычитания: на нахождение суммы и разности (остатка). Обучающиеся научатся ориентироваться в структуре арифметической задачи (выделять условие и вопрос задачи); на основе анализа взаимосвязи между числовыми данными, содержащимися в задаче, выбирать соответствующий способ ее решения и реализовывать его; формулировать ответ задачи; составлять задачи на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций. Моделирование и иллюстрирование содержания отдельных задач поможет школьникам конкретизировать арифметические действия (сложение и вычитание) и осмыслить их.
В программу по математике включен геометрический материал, который предусматривает ознакомление обучающихся с элементами наглядной геометрии. В процессе образовательной деятельности школьники с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) научатся узнавать, называть, различать геометрические фигуры (точка, линия (прямая, кривая, отрезок), круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и тела (шар, куб, брус); научатся вычерчивать треугольник, квадрат, прямоугольник по заданным точкам (вершинам) с помощью линейки; измерять длину отрезка и вычерчивать отрезок заданной длины.
Учитывая, что в современной жизни в быту и производственной деятельности широко используются калькуляторы, в программе предусматривается их использование для проверки арифметических действий, для закрепления нумерации чисел, полученных при пересчёте предметов и при измерении.
Данная программа дает учащимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность; позволяет использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств; способствует развитию речи учащихся, обогащению ее математической терминологией; воспитанию у учащихся целенаправленности, терпеливости, работоспособности, настойчивости, трудолюбию, самостоятельности, вырабатывает навыки контроля и самоконтроля, развивает точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Обучение умственно отсталых учащихся носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена его воспитывающая направленность, необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Математика» входит в предметную область «Математика».
Учебным планом на изучение предмета математика в 3 классе отводится 170 часов (по 5 часов в неделю, 34 учебные недели)
Для реализации данного планирования был выбран учебник Т. В. Алышева Математика, для 3 класса в 2 частях общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
Планируемые результаты.
Личностные результаты должны отражать:
- осознание себя как гражданина России;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно пространственной организации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- умение анализировать свои действия, действия одноклассников под контролем учителя;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Минимальный уровень:
- знание числового ряда 1—100 в прямом порядке; откладывание любых чисел в пределах 100, с использованием счетного материала;
- знание названий компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
- понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части).
- знание таблицы умножения однозначных чисел до 2;
- понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;
- знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
- знание и применение переместительного свойства сложения и умножения;
- выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;
- знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
- различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа, полученного при измерении двумя мерами;
- пользование календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах;
- определение времени по часам (одним способом);
- решение, составление, иллюстрирование изученных простых арифметических задач;
- решение составных арифметических задач в два действия (с помощью учителя);
- узнавание, называние, моделирование взаимного положения двух прямых, кривых линий, фигур; нахождение точки пересечения без вычерчивания;
- знание названий элементов четырехугольников; вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя);
- различение окружности и круга, вычерчивание окружности разных радиусов.
Достаточный уровень:
- знание числового ряда 1—100 в прямом и обратном порядке;
- счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 100;
- откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала;
- знание названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
- понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию);
- различение двух видов деления на уровне практических действий; знание способов чтения и записи каждого вида деления;
- понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;
- знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
- знание и применение переместительного свойство сложения и умножения;
выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;
- знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
- различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел, полученных при измерении двумя мерами (с полным набором знаков в мелких мерах);
- знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года; умение пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году; знание количества суток в месяцах;
решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач;
- краткая запись, моделирование содержания, решение составных арифметических задач в два действия;
- узнавание, называние, вычерчивание, моделирование взаимного положения двух прямых и кривых линий, многоугольников, окружностей; нахождение точки пересечения;
- вычерчивание окружности разных радиусов, различение окружности
Состав базовых учебных действий обучающихся
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успех школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные учебные действия
Личностные учебные действия включают следующие умения:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в обществе.
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- читать; писать; выполнять арифметические действия;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
Содержание учебного предмета.
№ п/п | Раздел | Количество часов | Содержание учебного материала |
Второй десяток |
1 | Нумерация | 10 | Числовой ряд 1—20, сравнение чисел (больше, меньше, равно) присчитывание, отсчитывание по 1. Сложение десятка и единиц, соответствующие случаи вычитания. Присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 20 в прямой и обратной последовательности. Сравнение чисел. Состав чисел из десятков и единиц, сложение и вычитание чисел без перехода через десяток. |
2 | Сложение и вычитание чисел второго десятка | 30 | |
3 | Сложение и вычитание без перехода через десяток. | 8 | Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток. Сложение десятка и единиц, соответствующие случаи вычитания. |
4 | Сложение с переходом через десяток. | 8 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путем разложения второго слагаемого на два числа. |
5 | Вычитание без перехода через десяток | 6 | Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток путем разложения вычитаемого на два числа. |
6 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток (все случаи). | 8 | |
7 | Умножение и деление чисел второго десятка | 36 | Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых, замена его арифметическим действием умножения. Знак умножения (×). Запись и чтение действия умножения. Название компонентов и результата умножения в речи учителя. Деление на равные части. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Знак деления (:). Чтение действия деления. Таблица деления на 2. Название компонентов и результата деления в речи учителя. |
Сотня |
8 | Нумерация | 19 | Получение ряда круглых десятков, сложение и вычитание круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц. Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы. Числовой ряд 1—100, присчитывание, отсчитывание по 1, по 2, равными группами по 5, по 4. Сравнение в числовом ряду рядом стоящих чисел, сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц. Понятие разряда. Разрядная таблица. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа четные и нечетные. |
9 | Круглые десятки | 4 |
10 | Числа 21 - 100 | 15 |
11 | Сложение и вычитание чисел в пределах 100 | 59 | Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (60 + 7; 60 + 17; 61 + 7; 61 + 27; 61 + 9; 61 + 29; 92 + 8; 61 + 39 и соответствующие случаи вычитания). |
12 | Умножение и деление чисел . | 4 | Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части и по содержанию). |
13 | Геометрический материал | 8 | Построение отрезка такой же длины, больше (меньше) данного. Пересечение линий. Точка пересечения. Окружность, круг. Циркуль. Центр, радиус. Построение окружности с помощью циркуля. Четырехугольник. Прямоугольник и квадрат. Многоугольник. Вершины, углы, стороны. |
14 | Повторение. | 4 | |
Описание материально-технического обеспечения
Учебно методический комплекс:
1. Программы подготовительного и 1 – 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида (сборник программ под ред. В.В.Воронковой)
2. Математика, 3 класс, часть 1, Т. В. Алышева, Москва «Просвещение» 2018 год, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
3. Математика, 3 класс, часть 1, Т. В. Алышева, Москва «Просвещение» 2018 год, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
4. Рабочая тетрадь «Математика»1-2 часть (автор Т. В. Алышева, В. В. Эк) электронная версия
5. Т. В. Алышева «Математика. Методические рекомендации 2-4 класс» электронная версия
6. А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы, Москва «Просвещение», 1991 год
7. А.К. Аксенова « Методика обучения математике в коррекционной школе » Москва «Владос» 1999 г.
8. Петрова В. Г. Обучение учащихся 1 – 4 классов вспомогательной школы. Москва «Просвещение» 1998 г.
9. Проверочные работы по русскому языку и математике Москва «Просвещение» 1988 г.
10. В.В.Эк «Обучение математике учащихся младших классов (коррекционных) образовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2005
11. О.И. Перькова «Раз, два, три – отвечай – (Методические рекомендации для учителе начальных классов) Москва «Энергомаш» 1994 г.
12. Л.Генденштейн, Е.Мадышева «Энциклопедия развивающих игр. Арифметические игры для детей 6 -7 лет» Москва-Харьков 1998 г.
13. В.Волина «Праздник чисел» занимательная математика для детей Москва «Знание» 1994 г.
Печатные пособия:
Предметные картинки, дидактический счётный материал, наборы геометрических фигур, индивидуальные карточки, таблица умножения
Учебно-практическое оборудование:
Набор магнитных цифр и предметных картинок «Счётная лесенка», сигнальные кружки, набор цветных карандашей, шаблоны и трафареты для обводки и штриховки, наборы геометрических фигур, линейки, треугольники, циркули
Интернет ресурсы:https://pedsovet.org/beta https://www.prodlenka.org/ http://talantoha.ru/ https://solncesvet.ru/ https://znanio.ru/
https://kssovushka.ru/ https://voprosita.ru/index.php https://infourok.ru/
КОУ ВО «Верхнемамонская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
« Согласовано»
Зам. директора по УВР
__________ Т.В.Кабанова
23.08.2021г.
Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету
«Математика»
3 класс
на 2021-2022 уч. год
Учитель: Молибога Лариса Геннадьевна
Количество часов: всего - 170 ч. в неделю - 5 ч.
Планирование составлено на основе
рабочей программы,
утверждённой решением педсовета.
Протокол № 1 от 23.08.2021г.
№ п/п | № п/п | Дата по плану | Дата факт | Тема урока | Кол - во часов | Основные виды учебной деятельности |
| | | | 1 четверть 45 часов | | |
1-2 | 1-2 | 01.09 02.09 | | Второй десяток. Нумерация. | 2 | Практическая деятельность (устная и письменная) учащихся по повторению чисел второго десятка Работа с числовым рядом 1-20, со счётным материалом, решение примеров.Работа с палочками, сравнение предметных совокупностей, чисел, работа со счетным материалом Решение простых арифметических задач , Работа с таблицей, решение примеров. Работа со счетными палочками. Построение прямых линий через одну точку. Построение лучей из одной точки. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Сравнение отрезков по длине. |
3 | 3 | 03.10 | | Повторение. Числовой ряд 1-20. | 1 |
4 | 4 | 06.10 | | Десятичный состав чисел 11 - 20. | 1 |
5 | 5 | 07.10 | | Простые и составные арифметические задачи, содержащие отношения «больше на …», «меньше на …». | 1 |
6 | 6 | 08.10 | | Сложение и вычитание в пределах 20. | 1 |
7 | 7 | 09.10 | | Проверочная работа. | |
8 | 8 | 10.09 | | Линии. | 1 |
9 | 9 | 13.09 | | Числа полученные при измерении величин. Меры стоимости. | 1 | Решение практических задач по размену и замене монет, работа с карточками, математический диктант. |
10 | 10 | 14.09 | | Меры длины. | 1 | Практические упражнения в измерении и сравнении отрезков, самостоятельная работа, |
11 | 11 | 15.09 | | Увеличение и уменьшение длины отрезка | 1 | Практические упражнения в измерении и сравнении отрезков, самостоятельная работа, |
12 | 12 | 16.09 | | Меры массы и ёмкости. | 1 | Работа с таблицей «Единицы массы»; математический диктант, самостоятельная работа |
13 | 13 | 17.09 | | Меры времени. | 1 | Работа с таблицей «Единицы времени»; математический диктант. |
14 | 14 | 20.09 | | Решение примеров и задач с числами, полученными при измерении величин. | 1 | Решение арифметических задач на увеличение, уменьшение на несколько единиц числа, полученного при измерении времени, с использованием понятий «раньше», «позже» |
15 | 15 | 21.09 | | Пересечение линий | 1 | Распознавание, моделирование взаимного положения двух прямых, кривых линий. Нахождение пересечения линий в окружающей среде: пересекающиеся дороги, перекресток; |
16 | 16 | 22.09 | | Контрольная работа № 1 по теме: «Повторение. Нумерация чисел в пределах 20» | | Самостоятельная работа. |
17 | 17 | 23.09 | | Работа над ошибками | | Анализ ошибок, их исправление, тренировочные упражнения. |
| | | | Сложение и вычитание чисел второго десятка . | | |
18 | 18 | 24.09 | | Сложение и вычитание без перехода через десяток. Примеры вида(15+2, 16-2) | 1 | Устный счѐт. Упражнения в сложении двузначного числа с однозначным без перехода через десяток. Дид.игра «Накорми ѐжиков» Увеличение, уменьшение числа на несколько единиц, с отражением выполненных действий в математической записи (составлении числового выражения). |
19 | 19 | 27.09 | | Примеры вида(18+2, 20 - 2). | 1 | Работа со счетными палочками, счет на наглядном материале, математический диктант, работа со схемой задачи. Увеличение, уменьшение числа на несколько единиц, с отражением выполненных действий в математической записи (составлении числового выражения).Распознавание, моделирование взаимного положения двух прямых, кривых линий. Нахождение пересечения линий в окружающей среде: пересекающиеся дороги, перекресток; |
20 | 20 | 28.09 | | Примеры вида (16 – 12; 20 – 12). | 1 |
21-22 | 21-22 | 29.09 30.09 | | Нуль как результат вычитания, компонент сложения, компонент вычитания . | 2 |
23 | 23 | 01.10 | | Точка пересечения линий Решение задач и примеров | 1 |
24-29 | 24-29 | 04.10 05.10 06.10 07.1008.10 11.10 | | Сложение с переходом через десяток. Сложение с переходом через десяток. | 6 | Добавление числа до 10. Решение примеров на сложение чисел в пределах 20 с переходом через разряд. Присчитывание по 4,5. Работа с пособием «Состав чисел первого десятка», счетными палочками, рассматривание рисунков, счет на наглядном материале, практические упражнения, самостоятельная работа, работа с учебником |
30 | 30 | 12.10 | | Решение примеров и задач в пределах 20 | 1 | Работа с пособием «Состав чисел первого десятка», счетными палочками, рассматривание рисунков, счет на наглядном материале, практические упражнения, самостоятельная работа, работа с учебником .Работа со схемой, рисунками к задаче Составление таблиц сложения Определение с помощью чертежного угольника видов углов. Построение прямого угла с помощью чертежного угольника. |
31 | 31 | 13.10 | | Углы | 1 |
32-33 | 32-33 | 14.10 15.10 | | Вычитание с переходом через десяток. Вычитание чисел 2,3,4,5 из двузначных с переходом через десяток. | 2 | Называние компонентов и результата действия вычитания. Решение задачи. Решение примеров на вычитание с переходом через десяток. Работа с пособием «Состав чисел первого десятка», счетными палочками, рассматривание рисунков, счет на наглядном материале, практические упражнения, самостоятельная работа, работа в парах. Работа со схемой, рисунками к задаче. Анализ ошибок, их исправление, тренировочные упражнения. |
34 | 34 | 18.10 | | Составление простых и составных задач. | 1 |
35 | 35 | 19.10 | | Вычитание чисел 6,7 | 1 |
36 | 36 | 20.10 | | Вычитание чисел 8, 9. | 1 |
37 | 37 | 21.10 | | Контрольная работа№2 Тема: » Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток.» Уменьшение числа на несколько единиц. Компоненты вычитания. | 1 |
38 | 38 | 22.10 | | Работа над ошибками.» | 1 |
39 | 39 | 25.10 | | Уменьшение числа на несколько единиц. Компоненты вычитания. | 1 |
40 | 40 | 26.10 | | Четырёхугольники. | 1 |
41 42 | 41 42 | 27.10 28.10 | | Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток (все случаи). | 2 | Решение примеров на сложение и вычитание с переходом через десяток путем разложения одного числа на два числа. Дид.игра «Помоги собрать урожай». |
43 | 43 | 29.10 | | Скобки. Порядок действия в примерах со скобками. | 1 | Устный счѐт. Разложение однозначного числа на два. Знакомство со скобками, порядком действий примеров в скобках. Упражнения в решении примеров со скобками. Решение составных задач. |
44-45 | 44-45 | Выпали на 30-31 августа | | Повторение и закрепление изученного. | 2 |
| | | | 2 четверть 35 часов | | |
46-47 | 1-2 | 08.11 09.11 | | Меры времени: год, месяц. | 2 | Повторение единицы времени – час, частей суток, дней недели. Знакомство с мерами времени – 1 год, 1 мес. Соотношение 1 год = 12 мес. Разучивание названий месяцев. Соотношение месяцев и сезонов года. |
48 | 3 | 10.11 | | Треугольники. | 1 |
| | | | Умножение и деление чисел в пределах 20 | | |
49 | 4 | 11.11 | | Умножение. Знак умножения. | 1 | Решение примеров на сложение с одинаковыми слагаемыми. Составление таблицы умножения числа на основе предметно-практической деятельности и взаимосвязи сложения и умножения. Составление таблицы деления на основе предметно-практической деятельности по делению предметных совокупностей. Работа с таблицами умножения и деления, работа с раздаточным счётным материалом, практические упражнения в осуществлении деления на равные части, самостоятельная работа в тетради, работа в парах (составление примеров на деление по примеру на умножение) Математический диктант Выполнение табличных случаев деления чисел с проверкой правильности вычислений по таблице деления. |
50 | 5 | 12.11 | | Замена сложения одинаковых слагаемых умножением | 1 |
51 | 6 | 15.11 | | Решение простых задач ( замена сложения умножением). | 1 |
52 | 7 | 16.11 | | Название компонентов и результата умножения. | 1 |
53-54 | 8-9 | 17.11 18.11 | | Таблица умножения числа 2. | 2 |
55 | 10 | 19.11 | | Решение примеров и задач на умножение. | 1 |
56-57 | 11-12 | 22.11 23.11 | | Деление на равные части. Знак деления. | 2 |
58 | 13 | 24.11 | | Деление предметных совокупностей на 3, 4 равные части. Решение задач. | 1 |
59 | 14 | 25.11 | | Название компонентов и результата деления. | 1 |
60-61 | 15-16 | 26.11 29.11 | | Таблица деления на 2. | 2 |
62 | 17 | 30.11 | | Взаимосвязь умножения и деления. | 1 |
63 | 18 | 01.12 | | Решение примеров и задач на деление на 2. | 1 |
64 | 19 | 02.12 | | Контрольная работа № 3по теме «Умножение и деление на 2» | 1 | Самостоятельная работа. |
65 | 20 | 03.12 | | Работа над ошибками. Многоугольники. | 1 | Исправление ошибок. Вычерчивание многоугольников |
66-67 | 21-22 | 06.12 07.12 | | Таблица умножения числа 3. | 2 | Составление таблицы умножения числа на основе предметно-практической деятельности и взаимосвязи сложения и умножения. Составление таблицы деления на основе предметно-практической деятельности по делению предметных совокупностей. Выполнение табличных случаев деления чисел с проверкой правильности вычислений по таблице деления. Работа с таблицами умножения и деления, работа с раздаточным счетным материалом, математический диктант. Самостоятельная работа |
68-69 | 23-24 | 08.12 09.12 | | Таблица деления на 3. | 2 |
70-71 | 25-26 | 10.12 13.12 | | Таблица умножения числа 4. | 2 |
72-73 | 27-28 | 14.12 15.12 | | Таблица деления на 4. | 2 |
74-75 | 29-30 | 16.12 17.12 | | Таблица умножения чисел 5и 6. | 2 |
76-77 | 31-32 | 20.12 21.12 | | Таблица деления на 5 и 6. | 2 |
78 | 33 | 22.12 | | Контрольная работа№4 Тема: «Умножение и деление в пределах 20.» | 1 |
79 | 34 | 23.12 | | Работа над ошибками | 1 | Исправление ошибок. |
80 | 35 | 24.12 | | Последовательность месяцев в году. | 1 | Повторение мер времени, соотношения изученных мер времени. Знакомство с порядком месяцев в году, номера месяцев от начала года Работа с часами, календарѐм. Решение примеров и задач с именованными числами . |
| | | | 3 четверть 50 часов | | |
81-82 | 1-2 | 10.01 11.01 | | Повторение. Умножение и деление чисел в пределах 20 (все случаи). | 2 | Работа с таблицами умножения и деления, работа с раздаточным счётным материалом, практические упражнения. |
83 | 3 | 12.01 | | Шар, круг, окружность. | 1 | Работа с циркулем в тетради, упражнения в сравнении круга и окружности. |
| | | | Сотня. Нумерация. | | |
84-85 | 4-5 | 13.01 14.01 | | Получение и запись круглых десятков. | 2 | Знакомство с образованием круглых десятков в пределах 100, их записью и названием. Ряд круглых десятков. Присчитывание и отсчитывание по 10 в пределах 100. Сравнение и упорядочение круглых десятков. Решение примеров на сложение / вычитание по 10 и круглых десятков. Решение задач. |
86 | 6 | 17.01 | | Сложение и вычитание круглых десятков | 1 |
87 | 7 | 18.01 | | Меры стоимости. Соотношение 1р=100к. | 1 |
88 | 8 | 19.01 | | Получение двузначных чисел 21 - 100 | 1 | Знакомство с образованием двузначных чисел в пределах 100 из десятков и единиц. Откладывание (моделирование) двузначных чисел с использованием счетного материала, на основе знания их десятичного состава. Решение задачи. Различение квадрата и прямоугольника. Упражнение в чтении и записи двузначных чисел в пределах 100. Постановка вопроса к задаче и решение задачи. Решение примеров. Различение прямой, луча, отрезка. Упражнения в последовательном присчитывании отсчитывание по 1 к двузначным числам. Получение следующего и предыдущего числа. Решение простой задачи с числами в пределах 100. Моделирование чисел, полученных при измерении стоимости в пределах100, с помощью монет 10р., 1р., 2р.,5р. Называние последующего и предыдущего числа. Решение примеров на сложение и вычитание круглых десятков и однозначных чисел. Решение задачи по краткой записи. |
89 | 9 | 20.01 | | Разложение двузначных чисел на десятки и единицы | 1 |
90 | 10 | 21.01 | | Присчитывание по1. Предыдущие и последующие числа. | 1 |
91 | 11 | 24.01 | | Отсчитывание по1. Предыдущее и последующее число в числовом ряду 1-100. | 1 |
92 | 12 | 25.01 | | Сравнение рядом стоящих чисел в числовом ряду. Четные и нечетные числа. | 1 |
93 | 13 | 26.01 | | Таблица разрядов. Место десятков и единиц в таблице разрядов. | 1 | Работа с разрядной таблицей, счетными палочками, выполнение практических упражнений Упражнения в разложении числа на десятки и единицы. Место разрядов в записи числа. Разрядная таблица. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Решение простых задач с числами в пределах 100. Сравнение чисел в пределах 100 (по месту в числовом ряду, по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц) Построение треугольника по заданным точкам. Откладывание (моделирование) чисел в пределах 100 с использованием счетного материала, на основе знания их десятичного состава. |
94 | 14 | 27.01 | | Сравнение чисел по количеству разрядов. | 1 |
95 | 15 | 28.01 | | Сравнение чисел по количеству десятков и единиц. | 1 |
96 | 16 | 31.01 | | Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. | 1 |
97 | 17 | 01.02 | | Сотня – третий разряд. Место сотни в таблице разрядов. | 1 |
98 | 18 | 02.02 | | Контрольная работа № 5 Тема: « Сотня. Нумерация.» | 1 | Самостоятельная работа |
99 | 19 | 03.02 | | Работа над ошибками. | 1 | Анализ ошибок, их исправление, тренировочные упражнения. |
100 | 20 | 04.02 | | Мера длины – метр. | 1 | Знакомство с мерой длины – метр. Запись – 1м. соотношения: 1м = 10дм, 1м = 100см. Присчитывание и отсчитывание по 10 см в пределах 100см (1м). Изготовление модели метра. Практическая работа по измерению длины и ширины класса в метрах. Сравнение чисел, полученных при измерении длины. Решение задач с числами, полученными при измерении длины. Решение примеров на сложение и вычитание с числами, полученными при измерении длины. Упражнения по определению времени на модели часов. Знакомство с календарем. Упражнения в определении по календарю количества суток в каждом месяце. Решение задачи с мерами времени. Решение примеров с мерами времени |
101-102 | 21-22 | 07.02 08.02 | | Меры времени. Календарь. | 2 |
| | | | Сложение и вычитание чисел в пределах 100 | | |
103-105 | 23-25 | 09.02 10.02 11.02 | | Сложение и вычитание круглых десятков | 3 | Называние последующего и предыдущего, соседей числа. Ряд круглых десятков. Присчитывание и отсчитывание по 10 в пределах 100. Сравнение круглых десятков. Знакомство с алгоритмом сложения и вычитания круглых десятков. Решение примеров на сложение / вычитание круглых десятков. |
106-107 | 26-27 | 14.02 15.02 | | Сложение двузначных и однозначных чисел | 2 |
108-109 | 28-29 | 16.02 17.02 | | Вычитание двузначных и однозначных чисел | 2 |
110-111 | 30-31 | 18.02 21.02 | | Решение задач и примеров | 2 |
112-113 | 32-33 | 22.02 24.02 | | Центр, радиус окружности и круга. | 2 | Работа в парах, упражнения в построении окружностей, измерении радиусов |
114 | 34 | 25.02 | | Сложение двузначных чисел и круглых десятков. | 1 | Решение примеров на основе практических действий со счетным материалом, работа с учебником, самостоятельная работа в тетради. Решение задач по краткой записи. Работа в парах, по карточкам. Откладывание (моделирование) чисел в пределах 100 с использованием счетного материала, на основе знания их десятичного состава. |
115 | 35 | 28.02 | | Вычитание из двузначных чисел круглых десятков. | 1 |
116 | 36 | 01.03 | | Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, десятков. | 1 |
117 | 37 | 02.03 | | Решение задач на вычисление стоимости. | 1 |
118-119 | 38-39 | 03.03 04.03 | | Сложение двузначных чисел | 2 |
120-121 | 40-41 | 07.03 09.03 | | Вычитание двузначных чисел | 2 |
122 | 42 | 10.03 | | Контрольная работа № 6 Тема: «Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел, круглых десятков.» | 1 | Самостоятельная работа |
123 | 43 | 11.03 | | Работа над ошибками. | 1 | Анализ ошибок, их исправление, тренировочные упражнения. |
124-125 | 44-45 | 14.03 15.03 | | Сложение и вычитание двузначных чисел, полученных при измерении | 2 | Счѐт до заданного числа в пределах 100. Называние последующего и предыдущего, соседей числа;Упражнения в сложении и вычитании двузначных чисел без перехода через разряд в пределах 100. Решение задач на нахождение суммы/остатка. |
126-128 | 46-48 | 16.03 17.03 18.03 | | Числа, полученные при измерении двумя мерами. | 3 | Игра «Числовые домики». Чтение и запись чисел, полученных при измерении длины двумя мерами (2м15см) Измерение длины предметов в метрах и см, и запись результатов измерений в виде числа с двумя мерами. Решение задач с числами, полученными при измерении длины. Решение примеров с числами, полученными при измерении длины. |
129-130 | 49-50 | Выпали на 23 февраля и 8 марта | | Повторение. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. | 2 | Упражнения в сложении и вычитании двузначных чисел без перехода через разряд в пределах 100. Решение задач на нахождение суммы/остатка. |
| | | | 4 четверть 40 час | | |
131-132 | 1-2 | 30.03 31.03 | | Получение в сумме круглых десятков (27+3). | 2 | Получение в сумме круглых десятков и числа 100 приемами устных вычислений, с записью примеров в строчку (27 + 3; 96+ 4) Получение в сумме круглых десятков и числа 100 приемами устных вычислений, с записью примеров в строчку (34+26,68+32) Решение составных задач в 2 действия. Решение примеров со скобками и без скобок. Работа с рисунками, схемами, работа с учебником, со счетными палочками, Работа в парах, по карточкам |
133-134 | 3-4 | 01.04 04.04 | | Получение в сумме сотни (96+4) | 2 |
135-136 | 5-6 | 05.04 06.04 | | Получение круглых десятков (34+26) | 2 |
137-138 | 7-8 | 07.04 08.04 | | Получение сотни (68+32) | 2 |
139 | 9 | 11.04 | | Решение составных задач в 2 действия. | 1 |
140 | 10 | 12.04 | | Решение примеров со скобками и без скобок. | 1 |
141-145 | 11-15 | 1204 14.04 15.04 18.04 19.04 | | Вычитание чисел из круглых десятков и 100. | 5 | Знакомство с алгоритмом вычитания однозначных чисел из круглых десятков. Упражнение в решении примеров на вычитание однозначных чисел из круглых десятков. Составление задачи по еѐ решению. Знакомство с алгоритмом вычитания однозначных чисел из сотни. Упражнение в решении примеров на вычитание из сотни однозначных чисел. Решение задач |
146 | 16 | 20.04 | | Все действия в пределах 100. | | Решение примеров и задач на сложение и вычитание чисел в пределах 100. |
147 | 17 | 21.04 | | Контрольная работа .№ 7 Тема: «Сложение и вычитание чисел в пределах 100.» | 1 | Самостоятельная работа |
148 | 18 | 22.04 | | Работа над ошибками. | 1 | Анализ ошибок, их исправление, тренировочные упражнения. |
149 | 19 | 25.04 | | Меры времени: сутки. Соотношение:1сут. = 24ч. | 1 | Повторение определения времени по часам с точностью до часа. Знакомство с единицей времени – сутки, соотношением между единицами времени: 1 сут. = 24 ч Решение задачи на определение времени. Решение примеров.Знакомство с единицей времени – минута, соотношением между единицами времени: 1 ч = 60 мин.Работа с моделью часов, рассматривание рисунков с разными видами часов, установление сходства. Решение примеров и задач, соотнесение картинок с временем на часах. |
150 | 20 | 26.04 | | Меры времени: минута. Соотношение:1ч.=60 мин. | 1 |
151 | 21 | 27.04 | | Определение времени по часам | 1 |
152 | 22 | 28.04 | | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении времени. | 1 |
153-156 | 23-26 | 29.04 03.05 04.05 05.05 | | Умножение и деление чисел. | 4 | Решение примеров на умножение и деление чисел на 2 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения/деления. Решение задач на нахождение остатка. Измерение отрезков и запись результатов измерений в виде числа с двумя мерами. Решение примеров на умножение и деление чисел на 3, 4 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения/деления. Составление и решение задач по краткой записи. Построение четырехугольника по точкам (вершинам). Решение примеров на умножение и деление чисел на 5, 6 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения/деления. Решение задач на нахождение суммы. Построение квадрата, со сторонами заданной длины. |
157 | 27 | 06.05 | | Деление на 2 и по2.Решение простых задач. | 1 | Знакомство с делением на равные части / с делением по содержанию в практической деятельности по делению предметных совокупностей. Составление числовых выражений на основе соотнесения с предметно- практической деятельностью, запись, чтение. Дифференциация двух видов деления: на равные части и по содержанию на уровне практических действий. Выполнение решения задач на основе действий с предметными совокупностями |
158 | 28 | 10.05 | | Деление на 3 и по3.Решение простых задач. | 1 |
159 | 29 | 11.05 | | Деление на 4 и по 4.Решение простых задач. | 1 |
160 | 30 | 12.05 | | Контрольная работа №8 Годовая контрольная работа. Деление на 5 и по5.Решение простых задач. | 1 |
161 | 31 | 13.05 | | Работа над ошибками | 1 | Самостоятельная работа |
162 | 32 | 16.05 | | Деление на 5 и по5.Решение простых задач. | 1 | Анализ ошибок, их исправление, тренировочные упражнения |
| | | | Действия I и II ступени | | |
163-166 | 33-36 | 17.05 18.05 19.05 20.05 | | Порядок действий в примерах. | 4 | Знакомство с порядком действий в числовых выражениях без скобок, содержащих умножение и деление. Решение задач на деление на равные части/ по содержанию. Сравнение чисел. Упражнения в определение времени с точностью до 5 минут. |
| | | | Повторение | | |
167-170 | 37-40 | 23.05 24.05 Выпали на праздничные дни 2 и 9 мая | | Итоговое повторение и закрепление знаний. | 1 1 1 1 | Запись чисел по порядку от большего к меньшему. Счѐт в прямой и обратной последовательности в пределах 100. Решение задачи. Решение примеров на сложение и вычитание чисел с переходом через разряд. Решение примеров на сложение и вычитание круглых десятков. Название компонентов и результата сложения и вычитания. Разложение компонентов на десятки и единицы. |
| | | | Всего | 170 | |