СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для 9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

В документе содержится рабочая программа по предмету "Математика" для 9 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для 9 класса»




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса по математике для 9 класса разработана на основании нормативно-правовых документов:

Закона «Об образовании»,

Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (утверждено постановлением правительства РФ от 12.03. 1997г., №288),

Устава школы VIII вида

Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. -М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, 2011. - 224 с. и ориентирована на учебник «Математика» для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М. Н. Перовой, Москва «Просвещение», 2012.

Программа рассчитана на 136 часов, 4 часа в неделю, в том числе количество часов для проведения самостоятельных и контрольных работ.

Программа нацеливает учителя на широкое использование наглядности, дидактического материала, учитывая, что отвлеченное, абстрактное мышление школьников с интеллектуальной недостаточностью развито слабо. Поэтому в программе большое место отводится привитию учащимся практических умений и навыков. Наряду с формированием практических умений и навыков программа предусматривает знакомство учащихся с некоторыми теоретическими знаниями, которые они приобретают индуктивным путем, т.е. путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметными совокупностями.

Учитывая неоднородность состава учащихся школы VIII вида и разные возможности учащихся в усвоении математических знаний, программа указывает на необходимость дифференциации учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математике.

Программа в целом определяет оптимальный объем знаний, умений и навыков, который, как показывает многолетний опыт обучения, доступен большинству учащихся коррекционной школы.

Практика и специальные исследования показывают, что почти в каждом классе имеются учащиеся, которые постоянно отстают от своих одноклассников в усвоении математических знаний. Оптимальный объем программных требований, оказывается, им недоступен, они не могут сразу, после первого объяснения учителя, усвоить новый материал — требуется многократное объяснение учителя или других учеников.

Чтобы закрепить новый прием вычислений или решение нового вида задач, таким ученикам надо выполнить большое количество практических упражнений, причем темп работы таких учеников, как правило, замедлен.

Программа предусматривает для таких учащихся упрощения по каждому разделу программы в каждом классе, таким образом, программа позволяет учителю варьировать требования к учащимся в зависимости от их индивидуальных возможностей.

Программа позволяет решить основную задачу преподавания математики в коррекционной школе - коррекционно-развивающую, а это значит, что цель процесса обучения математики ребенка с ограниченными возможностями здоровья, повышение уровня общего развития и коррекции недостатков познавательной деятельности учащихся с диагнозом лёгкая умственная отсталость.

В программе излагается содержание разделов математики. Этими разделами являются: а) нумерация; б) арифметические действия с целыми числами; в) величины, единицы измерения величин; г) дроби; д) элементы наглядной геометрии. Во всех классах предусмотрено обучение решению математических задач.

В каждый из этих разделов включен материал, доступный пониманию детей с легкой умственной отсталостью на каждом этапе их обучения, необходимый для овладения ими профессией, для подготовки к жизни и социальной адаптации.

При изучении нумерации учащиеся должны получить понятия натурального числа, нуля, натурального ряда чисел и его свойств, овладеть закономерностями десятичной системы счисления.

На всех годах обучения решаются как простые, так и составные арифметические задачи. Основную группу задач составляют, так называемые, собственно арифметические задачи. В программе указаны и некоторые типовые задачи (на нахождение среднего арифметического, на части, на прямое и обратное приведение к единице, на пропорциональное деление, на движение), имеющие большое практическое значение.

Известно, что математика изучает не только количественные отношения, но и пространственные формы. Программа по математике для коррекционной школы включает:

  1. изучение некоторых геометрических фигур и их свойств: линий, углов, круга, многоугольников, геометрических тел — параллелепипеда, куба, цилиндра, конуса, пирамиды, шара;

  2. знакомство с квадратными и кубическими мерами, с измерением и вычислением площадей фигур и объемов геометрических тел (куба, параллелепипеда), а также решение задач геометрического содержания.

В программе по математике предусматривается концентрическое изучение нумерации и арифметических действий с целыми числами. Изучение арифметического материала внутри каждого концентра происходит достаточно полно и законченно, причем материал предыдущего концентра углубляется в последующих концентрах.

При концентрическом расположении материала учащиеся постепенно знакомятся с числами, действиями и их свойствами, доступными на данном этапе их пониманию. На первых порах есть возможность использовать предметную основу, так как изучаются небольшие числа. Затем осуществляется постепенный переход к отвлеченным понятиям и оперирование с числами, которые трудно конкретизировать с помощью предметных совокупностей.

Приобретая новые знания в следующем концентре, учащиеся постоянно воспроизводят знания, полученные на более ранних этапах обучения (в предыдущих концентрах), расширяют и углубляют их. Неоднократное возвращение к одному и тому же понятию, включение его в новые связи и отношения позволяют умственно отсталому школьнику овладеть им сознательно и прочно.

Цель изучения предмета: подготовить обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Цели обучения математике:

  • развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжение образования;

  • освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

  • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Задачи:

  • формирование доступных обучающимся математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;

  • максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;

  • воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • развитие пространственных представлений и ориентации;

  • развитие основных мыслительных операций;

  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • обогащение словаря;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.


Содержание учебного материала

  • Умножение и делениенатуральных чисел и десятичных дробей на трёхзначное число (лёгкие случаи).

  • Процент. Обозначение: 1%. Замена процентов обыкновенной дробью.

  • Замена десятичной дроби обыкновенной и наоборот. Дроби конечные и бесконечные (периодические). Математические выражения, содержащие целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, для решения которых необходимо дроби одного вида заменять дробями другого вида.

  • Простая задача на нахождение процентов от числа, на нахождение числа поего 1%.

  • Геометрические тела: куб, прямоугольный параллелепипед, цилиндр, конус (полный и усечённый), пирамида.

  • Развёртка куба, прямоугольного параллелепипеда. Площадь боковой и полной поверхности.

  • Объём. Обозначение: V. Единицы измерения объёма. Соотношения: 1 куб. дм. = 1 000 куб. см.; 1 куб. м. = 1 000 куб. дм.; 1 куб. м. = 1 000 000 куб. см.

  • Измерение и вычисление объёма прямоугольного параллелепипеда (куба).

  • Числа, получаемые при измерении и вычислении объёма.

  • Развёртка цилиндра, правильной, полной пирамиды (в основании правильный треугольник, четырёхугольник, шестиугольник). Шар, сечения шара, радиус, диаметр.





Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток;

  • табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;

  • названия, обозначения соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;

  • натуральный ряд чисел от 1 до 1 000 000;

  • геометрические фигуры и тела, свойства элементов многоугольников (треугольника, прямоугольника, параллелограмма, четырехугольника, шестиугольника), прямоугольного параллелепипеда, пирамиды, цилиндра, конуса, шара.


Учащиеся должны уметь:

  • выполнять устные арифметические действия с числами в пределах 100, легкие случаи в пределах 1 000 000;

  • выполнять письменные арифметические Действия с натуральными числами и десятичными дробями;

  • складывать, вычитать умножать, и делить на однозначное и двузначное число, числа, полученные при измерении одной, двумя единицами измерения стоимости, длины, массы, выраженными в десятичных дробях;

  • находить дробь (обыкновенную, десятичную), проценты от числа, число по его доле или проценту;

  • решать все простые задачи в соответствии с данной программой, составные задачи в 2, 3,4 арифметических действия;

  • вычислять площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда;

  • различать геометрические фигуры и тела;

  • строить с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линии, углы, многоугольника, окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии; развертки куба, прямоугольного параллелепипеда.


ПРИМЕЧАНИЯ

достаточно:

  • знать величины, единицы измерения стоимости, длины, массы, плошади, объема, соотношения единиц измерения стоимости, длины, массы;

  • читать, записывать под обыкновенные, десятичные;

  • уметь считать, выполнять письменные арифметические действия (умножение и деление на однозначное число, круглые десятки) в пределах 10000;

  • решать простые арифметические задачи на нахождение суммы, остатка, произведения, частного, на увеличение (уменьшение) числа па несколько единиц, в несколько раз. На нахождение дроби обыкновенной; десятичной, 1% от числа; па соотношения: стоимость цена, количество, расстояние, скорость, время;

  • уметь вычислять площадь прямоугольника по данной длине сторон; объем прямоугольного параллелепипеда по данной длине стороны;

  • уметь чертить линии, углы, окружности, треугольники, прямоугольники, с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля;

  • различать геометрические фигуры и тела.

Учебно-методические средства обучения рабочей программы

  1. Учебник «Математика». 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / М. Н. Перова. – М.: Просвещение, 2012. – 222 с.: ил. – ISBN 978-5-09-026668-0.

  2. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. для студ. дефект, фак. педвузов.-4-е изд., перераб. —М.: Гуманист, изд. центр ВЛАДОС, 2001. —408 с.: ил. —(коррекционная педагогика).

  3. В.В.Воронкова. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2001 года. М.: Владос, 2001 год.(Математика - авторы М.Н. Перова, В.В.Эк.)

Дополнительная литература

  1. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М., 2005.

  2. Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя. —М., 1992.

  3. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно-отсталых дошкольников: Кн. для учителя.— М.: Просвещение,1990,— 191 с.

  4. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог, ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой — М.: Школа - Пресс, 1994. —416 с.

  5. Ф.Р.Залялетдинова. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. 5-9 классы. М.: «Вако», 2007 год.

































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Изучаемый раздел,

тема учебного материала

Кол-во

часов

Дата


По плану


По факту

I четверть

Повторение

Повторение. Нумерация чисел в пределах 1 млн. Счёт разрядными единицами, равными числовыми группами.

1

01.09


Десятичные дроби. Их место в нумерационной таблице. Обыкновенные дроби. Их виды.

1

02.09


Разрядный состав чисел. Запись чисел в пределах 1 000 000.

1

05.09


Линии. Линейные меры. Таблица линейных мер.

1

06.09


Самостоятельная работа.

1

08.09


Десятичные дроби

Преобразование десятичных дробей.

1

09.09


Сравнение десятичных дробей.

1

12.09


Квадратные меры. Их преобразования.

1

13.09


Запись целых чисел, полученных при измерении величин, десятичными дробями.

1

15.09


Запись десятичных дробей целыми числами, полученными при измерении величин.

1

16.09


Самостоятельная работа.

1

19.09


Меры земельных площадей.

1

20.09


Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей

Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей.

1

22.09


Решение уравнений.

1

23.09


Решение примеров и задач с числами, полученными при измерении времени.

1

26.09


Решение задач на нахождение площади.

1

27.09


Округление чисел до заданного разряда.

1

29.09


Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей»

1

30.09


Работа над ошибками.

1

03.10


Прямоугольный параллелепипед. Куб.

1

04.10


Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей

Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на однозначное число.

1

06.10


Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на 10, 100, 1000.

1

07.10


Умножение целых чисел и десятичных дробей на двузначное число.

1

10.10


Развёртка куба.

1

11.10


Деление целых чисел и десятичных дробей на двузначное число.

1

13.10


Деление целых чисел и десятичных дробей на двузначное число. Самостоятельная работа.

1

14.10


Умножение целых чисел и десятичных дробей на трёхзначное число.

1

17.10


Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Решение практических задач.

1

18.10


Деление целых чисел и десятичных дробей на трёхзначное число.

1

20.10


Деление целых чисел и десятичных дробей на трёхзначное число.

1

21.10


Полная и боковая поверхность куба (параллелепипеда).

1

24.10


Контрольная работа за 1-ю четверть.

1

25.10


Работа над ошибками

1

27.10


Обобщающий урок. Отработка вычислительных навыков

1

28.10


II- четверть

Проценты

Полная и боковая поверхность куба (параллелепипеда).

1

07.11


Понятие о проценте.

1

08.11


Замена процентов десятичной дробью

1

10.11


Полная и боковая поверхность куба (параллелепипеда).

1

11.11


Нахождение 1% числа.

1

14.11


Нахождение нескольких процентов числа.

1

15.11


Решение примеров и задач на нахождение нескольких процентов числа.

1

17.11


Объём. Обозначение объёма. Меры объёма.

1

18.11


Решение примеров и задач на нахождение нескольких процентов числа.

1

21.11


Замена 10%, 20%, 25% обыкновенной дробью.

1

22.11


Замена 50%, 75%, 2%, 5% обыкновенной дробью.

1

24.11


Таблица кубических мер. Соотношение линейных, квадратных и кубических мер.

1

25.11


Решение задач на нахождение процентов.

1

28.11


Самостоятельная работа.

1

29.11


Нахождение числа по одному проценту.

1

01.12


Числа, получаемые при измерении и вычислении объёма.

1

02.12


Контрольная работа по теме «Проценты».

1

05.12


Работа над ошибками.

1

06.12


Решение примеров и задач на нахождение процентов

1

08.12


Измерение и вычисление объёма параллелепипеда.

1

09.12


Решение примеров и задач на нахождение процентов.

1

12.12


Запись десятичной дроби в виде обыкновенной (сокращение дробей).

1

13.12


Измерение и вычисление объёма куба.

1

15.12


Контрольная работа за 2-ю четверть.

1

16.12


Работа над ошибками.

1

19.12


Дроби конечные и бесконечные (периодические).

1

20.12


Решение задач на вычисление объёма.

1

22.12


Запись обыкновенной дроби в виде десятичной.

1

23.12


Запись обыкновенной дроби в виде десятичной.

1

26.12


Обобщающий урок.

1

27.12


III-четверть

Запись смешанных чисел в виде десятичных дробей.

1

09.01


Решение задач на вычисление объёма.

1

10.01


Запись смешанных чисел в виде десятичных дробей.

1

12.01


Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.

1

13.01


Решение задач практического содержания. Отработка вычислительных навыков.

1

16.01


Взаимное положение геометрических фигур на плоскости. Построение симметричных фигур.

1

17.01


Образование и виды дробей.

1

19.01


Преобразование обыкновенных дробей.

1

20.01


Сложение и вычитание дробей.

1

23.01


Окружность. Круг. Линии в окружности, круге.

1

24.01


Умножение дробей.

1

26.01


Деление дробей.

1

27.01


Все действия с дробями.

1

30.01


Четырёхугольники. Их виды и построение.

1

31.01


Все действия с дробями.

1

02.02


Самостоятельная работа по теме «Арифметические действия с дробями».

1

03.02


Решение задач на движение.

1

06.02


Решение задач на нахождение площади фигур.

1

07.02


Нахождение части от числа.

1

09.02


Решение примеров и задач на нахождение части от числа.

1

10.02


Решение примеров на порядок действий.

1

13.02


Виды углов.

1

14.02


Контрольная работа по теме «Все действия с дробями»

1

16.02


Работа над ошибками.

1

17.02


Замена обыкновенной дроби десятичной.

1

20.02


Построение углов с помощью транспортира.

1

21.02


Замена обыкновенной дроби десятичной.

1

24.02


Замена десятичной дроби обыкновенной.

1

27.02


Замена десятичной дроби обыкновенной.

1

28.02


Виды и построение треугольников.

1

02.03


Замена десятичной дроби обыкновенной. Самостоятельная работа.

1

03.03


Совместные действия с десятичными и обыкновенными дробями.

1

06.03


Совместные действия с десятичными и обыкновенными дробями.

1

07.03


Цилиндр. Развёртка цилиндра.

1

09.03


Контрольная работа за 3-ю четверть.

1

10.03


Работа над ошибками.

1

13.03


Решение примеров и задач с целыми числами и десятичными дробями

1

14.03


Конус. Правильная пирамида.

1

16.03


Обобщающий урок. Отработка вычислительных навыков.

1

17.03


VI-четверть

Среднее арифметическое чисел.

1

30.03


Решение задач на нахождение среднего арифметического чисел.

1

31.03


Нумерация в пределах 1000 000. Счёт равными числовыми группами.

1

03.04


Шар. Радиус, диаметр. Сечение шара.

1

04.04


Сложение и вычитание целых чисел.

1

06.04


Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин.

1

07.04


Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин. Самостоятельная работа.

1

10.04


Геометрические фигуры и тела.

1

11.04


Обыкновенные и десятичные дроби. Их сравнение.

1

13.04


Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей.

1

14.04


Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей. Самостоятельная работа.

1

17.04


Построение треугольников.

1

18.04


Числа, полученные при измерении времени.

1

20.04


Решение задач на нахождение продолжительности времени.

1

21.04


Умножение и деление на однозначное число.

1

24.04


Решение задач на нахождение периметра, площади фигур.

1

25.04


Нахождение части от числа.

1

27.04


Нахождение части от числа.

1

28.04


Нахождение процентов от числа.

1

02.05


Решение задач на нахождение процентов от числа.

1

04.05


Контрольная работа по теме «Арифметические действия с целыми и десятичными дробями».

1

05.05


Решение задач на нахождение объема фигур.

1

08.05.


Работа над ошибками.

1

11.05


Меры стоимости. Решение задач.

1

12.05


Решение задач на движение.

1

15.05


Прямоугольник и прямоугольный параллелепипед.

1

16.05


Нахождение среднего арифметического чисел.

1

18.05


Порядок действий в примерах.

1

19.05


Итоговая контрольная работа.

1

22.05.


Квадрат и куб.

1

23.05


Работа над ошибками.

1

25.05


Арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями.

1

26.05


Обобщающий урок.

1

29.05




Агапова Е.А., учитель математики


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!