Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7, г. Благовещенск»
«Рассмотрено и рекомендовано к утверждению» на ШМС Руководитель ШМС ______Шаповалова С.Ф. Протокол № ___ от «___» ________2019 г. | «Рассмотрено» на педагогическом совете Протокол № ___ от «__»_______2019 г. | «Согласовано» Зам. директора школы по УВР _____Н.Н. Перминова «__»_________2019 г. | «Утверждаю» Директора ГАОУ школы №7 ________Т. А.Булыгина «__»__________2019 г. |
Рабочая программа
по учебному предмету: «Мир природы и человека»
АООП (вариант I) для обучающихся 4-а класса
на 2019-2020 учебный год
Составитель программы: Старокожева З. С,
учитель начальных классов,
высшая категория
г. Благовещенск
МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА
АННОТАЦИЯ
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
- полисенсорности восприятия объектов;
- практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
- накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
- закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
- постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение».
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Сезонные изменения»
Временные изменения
День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.
Времена года
Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека). Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь.
Осень — начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима — начало, середина, конец зимы. Весна — ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе
Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло - холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег - дождь, иней, град); ветер (холодный - теплый, направление и сила, на основе наблюдений);солнце (яркое - тусклое, большое - маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная - заморозки).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.
Растения и животные в разное время года
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц.
Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).
Игры детей в разные сезоны года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.)
«Неживая природа»
Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода.
Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение. Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце - звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля.
«Живая природа»
Растения культурные
Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные
Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход.
Растения дикорастущие
Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.
Грибы
Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком.
Животные домашние
Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма.
Животные дикие
Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).
Охрана природы
Наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи диким животным, и т.п.
Человек
Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой).
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки. Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос. Зубы. Гигиена полости рта. Гигиена рук. Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений). Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).
Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом.
Человек - член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг.. Личные вещи ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные вещи, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей ближайшего окружения ребенка.
Магазины. Правила поведения в магазине. Зоопарк или краеведческий музей. Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения. Основные профессии людей, работающих в учреждении.
Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт. Транспорт междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.
Наша Родина - Россия. Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн России. Президент России. Наша национальность. Некоторые другие национальности. Национальные костюмы. Россия - многонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижение нашей страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей страны. Получение и расходование денег.
«Безопасное поведение»
Предупреждение заболеваний и травм.
Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) - прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств, постельный режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу.
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.
Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного.
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Минимальный уровень:
представления о назначении объектов изучения;
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;
адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
знание правил гигиены органов чувств;
знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач;
ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение задания без текущего контроля учителя, оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
проявление активности в организации совместной деятельности с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
выполнение доступных природоохранительных действий;
готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объёме программы.
Контрольно-измерительные материалы по предмету «Мир природы и человека»,
4 класс
Тесты 1 четверть
«Сезонные изменения»
1 Почему осенью становится холоднее?
а) солнце поднимается выше; б) солнце опускается ниже.
2 Напиши названия осенних месяцев
___________________________________________________
3 Когда это бывает? Солнце светит всё меньше, дни становятся короче, а ночи – длиннее.
а) осенью; б) зимой.
4 В каком месяце, зайцы и белки линяют – меняют летний мех на зимний?
а) сентябрь; б) ноябрь
5 Как называются животные, которые сами заботятся о себе?
а) дикие; б) домашние
6 Какое животное впадает зимой в спячку?
а) мыши; б) ёж
7 Кто из животных делает запасы на зиму?
а) заяц; б) белка
8 Когда это бывает? Солнце светит очень мало. Дни короткие, а ночи длинные.
а) осенью; б) зимой.
8 Как называются деревья, на которых растут листья?
а) хвойные; б) лиственные.
10 Как называются растения, которые живут одно лето?
а) многолетние; б) однолетние
Тесты 2 четверть
«Живая природа. Растения»
1 Как называются растения, которые выращивает человек?
а) культурные; б) дикорастущие.
2 Из зёрен какого растения выпекают белый хлеб?
а) пшеница; б) гречиха.
3 Рожь, овёс, пшеница, рис – это….
а) овощные; б) зерновые
4 Капуста, морковь, огурцы – это…
а) зерновые; б) овощные.
5 У свеклы, редиски, моркови в пищу используем…
а) корнеплоды; б) листья.
6 Где растут яблони, груши, вишни, сливы?
а) в лесу; б) в саду.
7 Берёза, тополь, липа, дуб – это..
а) хвойные деревья; б) лиственные деревья.
8 Редкими растениями называются те, которых…
а) много; б) осталось очень мало.
9 Как называется книга, в которой рассказывается об исчезающий растениях?
10.Какие растения становятся редкими?
а) культурные; б) дикорастущие
Тесты 3 четверть
«Живая природа. Животные»
1. Как называются животные, о которых заботится человек?
а) домашние; б) дикие
2. Корова, свинья, овца – это…
а) дикие животные; б) домашние животные
3.Большинство домашних животных питаются…
а) животной пищей; б) растительной пищей
4.Какое домашнее животное человек использует для перевозки грузов, выступают в цирке?
а) корова; б) лошадь
5.Какое домашнее животное разводят для получения мяса, шерсти?
а) свинья; б) овца.
6.Водоплавающие птицы – это…
а) курица, индюк; б) гусь, утка, лебедь.
7.Домашние птицы…
а) хорошо летают; б) плохо летают.
8.У каких птиц окраска чаще всего бывает белого цвета?
а) домашних; б) диких.
9.Хозяйство, где разводят кур, называется…
а) птицеферма; б) зооферма
10.Эти птицы бывают домашние и дикие
а) утки; б) куры
Тесты 4 четверть
«Безопасное поведение
1.Что такое режим дня?
а) делаем всё в одно и то же время; б) делаем, когда захотим.
2.Как называется прибор для измерения времени?
а) часы; б) компас
3.В какое время суток нужно делать зарядку?
а) днём; б) вечером.
4.Когда нужно изолировать больного? ( не ходить в школу)
а) стукнул ногу; б) при инфекционной болезни.
5.Вызвать врача домой..
а) при высокой температуре; б) при насморке.
6.Когда нужно соблюдать постельный режим?
а) при зубной боли, б) при инфекционной болезни.
7.К инфекционной болезни относится..
а) грипп, ветрянка, корь; б) ушиб, порез, ожог.
8.Признаки отравления – это…
а) тошнота, рвота, боли в животе; б) насморк, кашель.
9.При пожаре звоните
а) 03; б) 01
10.При запахе газа нужно звонить
а) 04; б) 02
МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Основной:
Н.Б. Метвеева, И.А. Ярочкиена, М.А. Попова. Мир природы и человека. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва «Просвещение» 2018.
Н.Б. Метвеева, И.А. Ярочкиена, М.А. Попова. Мир природы и человека. 4 класс. Рабочая тетрадь к учебнику для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2018.
Дополнительный:
1. Андреева Л.В., Бойков Д.И. Аналитический обзор «Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: Опыт России» - СПб: Изд-во РГПУ, 2017.
2. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой.- М., 2013.
3. Виноградова Н.Ф., Ивченкова Г.Г. Окружающий мир в 1-2 классах четырехлетней начальной школе.- М: Просвещение, 2014.
4. Груздева Н.В. Окружающий мир глазами детей. Материалы для специалиста образовательного учреждения.- СПб: КАРО, 2014.
5. Дроздова А.В., Зуевич Е.Л. Преемственность формирования социально значимых представлений дошкольников и младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.// Сборник материалов международной конференции "Ребенок в современном мире"-СПб: Изд. Астерион, 2016.
6. Елисеева О.С., Козлова Л.В. Формирование представлений об окружающем мире как элемент профилактики неадекватного поведения школьников с интеллектуальным недоразвитием.- Саратов, Изд-во ПИ СГУ, 2018.
7. Кислякова Ю.Н. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями развития.- М: Владос, 2014.
8. Козлова Л.В., Кудрина С.В. Своеобразие организации и проведения экскурсий в коррекционной школе VIII вида. Международная научно-практическая конференция. Том VII – СПб, ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2016.
9. Кудрина С.В. Использование условно-соревновательной игры в процессе изучения представлений школьников с интеллектуальным недоразвитием об окружающем мире. // Материалы региональной научно-практической конференции «Психология образования - 2005» - Саратов: Научная книга, 2015.
10. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой. Москва, "Просвещение", 2011.
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса включает в себя дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы, описание печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, игр и игрушек, оборудования класса, а также перечень информационно-коммуникативных средств обучения.
Печатные пособия
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по развитию речи
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по развитию речи.
Технические средства обучения
Магнитная классная доска.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Ноутбук.
Экранно - звуковые пособия
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
Видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике примерной программы по развитию речи.
Игры и игрушки
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.).
Настольные развивающие игры (типа «Эрудит») и др
МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Изучаемая тема | Количество учебных часов | Практические занятия | Экскурсии, учебные прогулки |
1 четверть | Неживая природа | 5 | 1 | |
Сезонные изменения в природе. Времена года. Осень | 3 | | 1 |
2 четверть | Живая природа. Растения | 5 | 1 | |
Сезонные изменения в природе. Времена года. Зима | 3 | | 1 |
3 четверть | Живая природа. Животные | 7 | 1 | |
Сезонные изменения в природе. Времена года. Весна. | 3 | | 1 |
4 четверть | Живая природа. Человек | 5 | 1 | |
Сезонные изменения в природе. Времена года. Лето | 3 | | 1 |
| Итого: | 34 | 4 | 4 |
МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Кол-во часов в неделю | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Всего за год |
1 | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Тип урока | Коррекционная цель урока |
по плану | по факту |
1 четверть |
1. | Неживая природа. Почва. Свойства почвы. | 1 | 05.09 | 05.09 | Предметный урок | Знакомство обучающихся со свойствами почвы, её составом, значением для жизни животных и человека. Формирование элементарных представлений о свойствах элементов почвы: песка, глины, камней, перегноя. Формирование первичных представлений о формах поверхности земли. |
2. | Почва. Состав почвы. | 1 | 12.09 | 12.09 | Предметный урок |
3. | Значение почвы для жизни животных и человека. | 1 | 19.09 | 19.09 | Предметный урок |
4. | Элементы почвы (песок, глина, камни, перегной) и их свойства. | 1 | 26.09 | 26.09 | Предметный урок |
5. | Формы поверхности земли: горы, холмы, равнины, овраги. | 1 | 03.10 | 03.10 | Предметный урок |
6. | Сезонные изменения в природе. Времена года. Осень. | 1 | 10.10 | 10.10 | Учебная прогулка | Формирование понятий о различных временах года. Исходя из причины – деятельности Солнца, определять следствия – признаки времён года. Обобщение и закрепление представлений о жизни растений, животных в разные времена года. Закрепление представлений о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе. |
7. | Растения и животные осенью. | 1 | 17.10 | 17.10 | Урок-практикум |
8. | Труд людей осенью. | 1 | 24.10 | 24.10 | Урок-практикум |
9 | Живая природа. Растения. Огород. | | | | Предметный урок | Закрепление представлений о жизни растений. |
2 четверть |
10. | Растения. Лес. | 1 | 14.11 | | Предметный урок | Расширить представления о растениях, выделяя такие группы растений, как культурные и дикорастущие, лекарственные. Показать роль человека в создании культурных растений, их значение в жизни человека. Познакомить со строением, жизнью, выращиванием и значением для человека растений поля. |
11. | Растения. Сад. | 1 | 21.11 | | Предметный урок |
12. | Растения. Парки. | 1 | 28.11 | | Предметный урок |
13. | Растения поля. | 1 | 05.12 | | Предметный урок |
14. | Сезонные изменения в природе. Времена года. Зима. | 1 | 12.12 | | Учебная прогулка | Формирование понятий о различных временах года. Исходя из причины – деятельности Солнца, определять следствия – признаки времён года. Обобщение и закрепление представлений о жизни растений, животных в разные времена года. Закрепление представлений о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе. |
15. | Растения и животные зимой. | 1 | 19.12 | | Урок-практикум |
16. | Труд людей зимой. | 1 | 26.12 | | Урок-практикум |
3 четверть |
17. | Живая природа. Животные. | 1 | 16.01 | | Предметный урок | Показать роль и значение домашних животных в жизни человека. Познакомить с работой человека по созданию новых, полезных для него пород животных. Познакомить с новой группой: водоплавающие птицы (дикие и домашние), с особенностями их строения, приспособления к среде обитания. |
18. | Дикие животные. | 1 | 23.01 | | Предметный урок |
19. | Домашние животные. | 1 | 30.01 | | Предметный урок |
20. | Птицы. | 1 | 06.02 | | Предметный урок |
21. | Дикие птицы. | 1 | 13.02 | | Предметный урок |
22. | Домашние птицы. | 1 | 20.02 | | Предметный урок |
23. | Насекомые. | 1 | 27.02 | | Предметный урок |
24. | Сезонные изменения в природе. Времена года. Весна. | 1 | 06.03 | | Учебная прогулка | Формирование понятий о различных временах года. Исходя из причины – деятельности Солнца, определять следствия – признаки времён года. Обобщение и закрепление представлений о жизни растений, животных в разные времена года. Закрепление представлений о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе. |
25. | Растения и животные весной. | 1 | 13.03 | | Урок-практикум |
26. | Труд людей весной. | 1 | 20.03 | | Урок-практикум |
4 четверть |
27. | Живая природа. Человек. Мозг человека. | 1 | 03.04 | | Предметный урок | Формирование элементарных представлений о значении мозга человека, о правильной организации своей жизни. Показать взаимосвязь человека и окружающей природы. Рассказать о необходимости бережного отношения к природе как среде обитания человека, её охране. |
28. | Режим дня. | 1 | 10.04 | | Предметный урок |
29. | Охрана природы. | 1 | 17.04 | | Предметный урок |
30. | Безопасное поведение. Правила поведения дома и в школе. | 1 | 24.04 | | Предметный урок |
31. | Правила дорожного движения. Дорога. Пешеходный переход. | 1 | 08.05 | | Предметный урок |
32. | Сезонные изменения в природе. Времена года. Лето. | 1 | 15.05 | | Учебная прогулка | Формирование понятий о различных временах года. Исходя из причины – деятельности Солнца, определять следствия – признаки времён года. Обобщение и закрепление представлений о жизни растений, животных в разные времена года. Закрепление представлений о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе. |
33. | Растения и животные летом. | 1 | 22.05 | | Урок-практикум |
34. | Труд людей летом. | 1 | 29.05 | | Урок-практикум |