СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету: «Мир природы и человека» АООП (вариант I) для обучающихся 4-а класса на 2019-2020 учебный год

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

   

АННОТАЦИЯ

 

Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

 

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

- полисенсорности восприятия объектов;

- практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

- накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;

- закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

- постепенного усложнения содержания предмета:       расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.

 

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.

АННОТАЦИЯ

 

Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

 

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

- полисенсорности восприятия объектов;

- практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

- накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;

- закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

- постепенного усложнения содержания предмета:       расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.

  

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету: «Мир природы и человека» АООП (вариант I) для обучающихся 4-а класса на 2019-2020 учебный год»

Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7, г. Благовещенск»


«Рассмотрено и рекомендовано к утверждению» на ШМС

Руководитель ШМС

______Шаповалова С.Ф.

Протокол № ___ от

«___» ________2019 г.

«Рассмотрено»

на педагогическом совете

Протокол № ___ от

«__»_______2019 г.

«Согласовано»

Зам. директора школы

по УВР

_____Н.Н. Перминова

«__»_________2019 г.

«Утверждаю»

Директора ГАОУ

школы №7

________Т. А.Булыгина

«__»__________2019 г.









Рабочая программа

по учебному предмету: «Мир природы и человека»

АООП (вариант I) для обучающихся 4-а класса

на 2019-2020 учебный год




Составитель программы: Старокожева З. С,

учитель начальных классов,

высшая категория
















г. Благовещенск



МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА


АННОТАЦИЯ


Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.


Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

- полисенсорности восприятия объектов;

- практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

- накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;

- закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

- постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.


Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.

Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение».

Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.




МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


«Сезонные изменения»


Временные изменения

День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.

Времена года

Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека). Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь.

Осень — начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима — начало, середина, конец зимы. Весна — ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).

Сезонные изменения в неживой природе

Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло - холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег - дождь, иней, град); ветер (холодный - теплый, направление и сила, на основе наблюдений);солнце (яркое - тусклое, большое - маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная - замороз­ки).

Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.

Растения и животные в разное время года

Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц.

Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года.

Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года

Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).

Игры детей в разные сезоны года.

Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.)

«Неживая природа»


Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода.

Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение. Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце - звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля.


«Живая природа»


Растения культурные

Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу.

Растения комнатные

Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход.

Растения дикорастущие

Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.

Грибы

Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком.

Животные домашние

Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма.

Животные дикие

Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).

Охрана природы

Наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи диким животным, и т.п.

Человек

Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой).

Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки. Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.

Гигиена кожи, ногтей, волос. Зубы. Гигиена полости рта. Гигиена рук. Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений). Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).

Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом.

Человек - член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг.. Личные вещи ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные вещи, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей ближайшего окружения ребенка.

Магазины. Правила поведения в магазине. Зоопарк или краеведческий музей. Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения. Основные профессии людей, работающих в учреждении.

Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт. Транспорт междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.

Наша Родина - Россия. Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн России. Президент России. Наша национальность. Некоторые другие национальности. Национальные костюмы. Россия - многонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижение нашей страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей страны. Получение и расходование денег.


«Безопасное поведение»


Предупреждение заболеваний и травм.

Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) - прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств, постельный режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу.

Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.

Безопасное поведение в природе.

Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.

Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного.

Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.

Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.

Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне).

Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.














МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



Минимальный уровень:

  • представления о назначении объектов изучения;

  • узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

  • отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);

  • называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;

  • представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

  • знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;

  • знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;

  • ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;

  • составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;

  • адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;

  • адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.


Достаточный уровень:

  • представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

  • узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;

  • отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;

  • развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;

  • знание отличительных существенных признаков групп объектов;

  • знание правил гигиены органов чувств;

  • знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

  • готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач;

  • ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;

  • выполнение задания без текущего контроля учителя, оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

  • проявление активности в организации совместной деятельности с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;

  • соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;

  • выполнение доступных природоохранительных действий;

  • готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объёме программы.

Контрольно-измерительные материалы по предмету «Мир природы и человека»,

4 класс

Тесты 1 четверть

«Сезонные изменения»

1 Почему осенью становится холоднее?

а) солнце поднимается выше; б) солнце опускается ниже.


2 Напиши названия осенних месяцев

___________________________________________________

3 Когда это бывает? Солнце светит всё меньше, дни становятся короче, а ночи – длиннее.

а) осенью; б) зимой.


4 В каком месяце, зайцы и белки линяют – меняют летний мех на зимний?

а) сентябрь; б) ноябрь


5 Как называются животные, которые сами заботятся о себе?

а) дикие; б) домашние


6 Какое животное впадает зимой в спячку?

а) мыши; б) ёж


7 Кто из животных делает запасы на зиму?

а) заяц; б) белка


8 Когда это бывает? Солнце светит очень мало. Дни короткие, а ночи длинные.

а) осенью; б) зимой.


8 Как называются деревья, на которых растут листья?

а) хвойные; б) лиственные.


10 Как называются растения, которые живут одно лето?

а) многолетние; б) однолетние

Тесты 2 четверть

«Живая природа. Растения»


1 Как называются растения, которые выращивает человек?

а) культурные; б) дикорастущие.


2 Из зёрен какого растения выпекают белый хлеб?

а) пшеница; б) гречиха.


3 Рожь, овёс, пшеница, рис – это….

а) овощные; б) зерновые


4 Капуста, морковь, огурцы – это…

а) зерновые; б) овощные.


5 У свеклы, редиски, моркови в пищу используем…

а) корнеплоды; б) листья.



6 Где растут яблони, груши, вишни, сливы?

а) в лесу; б) в саду.


7 Берёза, тополь, липа, дуб – это..

а) хвойные деревья; б) лиственные деревья.


8 Редкими растениями называются те, которых…

а) много; б) осталось очень мало.


9 Как называется книга, в которой рассказывается об исчезающий растениях?


10.Какие растения становятся редкими?

а) культурные; б) дикорастущие

Тесты 3 четверть

«Живая природаЖивотные»

1Как называются животные, о которых заботится человек?

а) домашние; б) дикие


2. Корова, свинья, овца – это…

а) дикие животные; б) домашние животные


3.Большинство домашних животных питаются…

а) животной пищей; б) растительной пищей


4.Какое домашнее животное человек использует для перевозки грузов, выступают в цирке?

а) корова; б) лошадь


5.Какое домашнее животное разводят для получения мяса, шерсти?

а) свинья; б) овца.


6.Водоплавающие птицы – это…

а) курица, индюк; б) гусь, утка, лебедь.


7.Домашние птицы…

а) хорошо летают; б) плохо летают.


8.У каких птиц окраска чаще всего бывает белого цвета?

а) домашних; б) диких.


9.Хозяйство, где разводят кур, называется…

а) птицеферма; б) зооферма


10.Эти птицы бывают домашние и дикие

а) утки; б) куры


Тесты 4 четверть

«Безопасное поведение


1.Что такое режим дня?

а) делаем всё в одно и то же время; б) делаем, когда захотим.


2.Как называется прибор для измерения времени?

а) часы; б) компас


3.В какое время суток нужно делать зарядку?

а) днём; б) вечером.


4.Когда нужно изолировать больного? ( не ходить в школу)

а) стукнул ногу; б) при инфекционной болезни.


5.Вызвать врача домой..

а) при высокой температуре; б) при насморке.


6.Когда нужно соблюдать постельный режим?

а) при зубной боли, б) при инфекционной болезни.


7.К инфекционной болезни относится..

а) грипп, ветрянка, корь; б) ушиб, порез, ожог.


8.Признаки отравления – это…

а) тошнота, рвота, боли в животе; б) насморк, кашель.


9.При пожаре звоните

а) 03; б) 01


10.При запахе газа нужно звонить

а) 04; б) 02






















МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА


УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ



Основной:

  1. Н.Б. Метвеева, И.А. Ярочкиена, М.А. Попова. Мир природы и человека. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва «Просвещение» 2018.

  2. Н.Б. Метвеева, И.А. Ярочкиена, М.А. Попова. Мир природы и человека. 4 класс. Рабочая тетрадь к учебнику для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2018.


Дополнительный:

1. Андреева Л.В., Бойков Д.И. Аналитический обзор «Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: Опыт России» - СПб: Изд-во РГПУ, 2017.

2. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой.- М., 2013.

3. Виноградова Н.Ф., Ивченкова Г.Г. Окружающий мир в 1-2 классах четырехлетней начальной школе.- М: Просвещение, 2014.

4. Груздева Н.В. Окружающий мир глазами детей. Материалы для специалиста образовательного учреждения.- СПб: КАРО, 2014.

5. Дроздова А.В., Зуевич Е.Л. Преемственность формирования социально значимых представлений дошкольников и младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.// Сборник материалов международной конференции "Ребенок в современном мире"-СПб: Изд. Астерион, 2016.

6. Елисеева О.С., Козлова Л.В. Формирование представлений об окружающем мире как элемент профилактики неадекватного поведения школьников с интеллектуальным недоразвитием.- Саратов, Изд-во ПИ СГУ, 2018.

7. Кислякова Ю.Н. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями развития.- М: Владос, 2014.

8. Козлова Л.В., Кудрина С.В. Своеобразие организации и проведения экскурсий в коррекционной школе VIII вида. Международная научно-практическая конференция. Том VII – СПб, ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2016.

9. Кудрина С.В. Использование условно-соревновательной игры в процессе изучения представлений школьников с интеллектуальным недоразвитием об окружающем мире. // Материалы региональной научно-практической конференции «Психология образования - 2005» - Саратов: Научная книга, 2015.

10. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой. Москва, "Просвещение", 2011.


Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса включает в себя дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы, описание печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, игр и игрушек, оборудования класса, а также перечень информационно-коммуникативных средств обучения.

Печатные пособия

Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по развитию речи

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по развитию речи.

Технические средства обучения

Магнитная классная доска.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Ноутбук.

Экранно - звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике примерной программы по развитию речи.

Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.).

Настольные развивающие игры (типа «Эрудит») и др








МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п/п

Изучаемая тема

Количество учебных часов

Практические занятия

Экскурсии, учебные прогулки

1 четверть


Неживая природа

5

1


Сезонные изменения в природе. Времена года. Осень

3


1

2 четверть


Живая природа. Растения

5

1


Сезонные изменения в природе. Времена года. Зима

3


1

3 четверть


Живая природа. Животные

7

1


Сезонные изменения в природе. Времена года. Весна.

3


1

4 четверть


Живая природа. Человек

5

1


Сезонные изменения в природе. Времена года. Лето

3


1


Итого:

34

4

4


МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Кол-во часов в неделю

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Всего за год

1

9

7

10

8

34


№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Тип урока

Коррекционная цель урока

по плану

по факту

1 четверть

1.

Неживая природа.

Почва. Свойства почвы.

1

05.09

05.09

Предметный урок

Знакомство обучающихся со свойствами почвы, её составом, значением для жизни животных и человека. Формирование элементарных представлений о свойствах элементов почвы: песка, глины, камней, перегноя. Формирование первичных представлений о формах поверхности земли.


2.

Почва. Состав почвы.

1

12.09

12.09

Предметный урок

3.

Значение почвы для жизни животных и человека.

1

19.09

19.09

Предметный урок

4.

Элементы почвы (песок, глина, камни, перегной) и их свойства.

1

26.09

26.09

Предметный урок

5.

Формы поверхности земли: горы, холмы, равнины, овраги.

1

03.10

03.10

Предметный урок

6.

Сезонные изменения в природе.

Времена года. Осень.

1

10.10

10.10

Учебная прогулка

Формирование понятий о различных временах года. Исходя из причины – деятельности Солнца, определять следствия – признаки времён года. Обобщение и закрепление представлений о жизни растений, животных в разные времена года. Закрепление представлений о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе.

7.

Растения и животные осенью.

1

17.10

17.10

Урок-практикум

8.

Труд людей осенью.






1

24.10

24.10

Урок-практикум

9

Живая природа. Растения. Огород.




Предметный урок

Закрепление представлений о жизни растений.

2 четверть

10.

Растения. Лес.

1

14.11


Предметный урок

Расширить представления о растениях, выделяя такие группы растений, как культурные и дикорастущие, лекарственные. Показать роль человека в создании культурных растений, их значение в жизни человека. Познакомить со строением, жизнью, выращиванием и значением для человека растений поля.

11.

Растения. Сад.

1

21.11


Предметный урок

12.

Растения. Парки.

1

28.11


Предметный урок

13.

Растения поля.

1

05.12


Предметный урок

14.

Сезонные изменения в природе.

Времена года. Зима.

1

12.12


Учебная прогулка

Формирование понятий о различных временах года. Исходя из причины – деятельности Солнца, определять следствия – признаки времён года. Обобщение и закрепление представлений о жизни растений, животных в разные времена года. Закрепление представлений о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе.

15.

Растения и животные зимой.

1

19.12


Урок-практикум

16.

Труд людей зимой.

1


26.12


Урок-практикум

3 четверть

17.

Живая природа.

Животные.

1

16.01


Предметный урок

Показать роль и значение домашних животных в жизни человека. Познакомить с работой человека по созданию новых, полезных для него пород животных. Познакомить с новой группой: водоплавающие птицы (дикие и домашние), с особенностями их строения, приспособления к среде обитания.

18.

Дикие животные.

1

23.01


Предметный урок

19.

Домашние животные.


1

30.01


Предметный урок

20.

Птицы.

1

06.02


Предметный урок

21.

Дикие птицы.

1

13.02


Предметный урок

22.

Домашние птицы.


1

20.02


Предметный урок

23.

Насекомые.

1

27.02


Предметный урок

24.

Сезонные изменения в природе.

Времена года. Весна.

1

06.03


Учебная прогулка

Формирование понятий о различных временах года. Исходя из причины – деятельности Солнца, определять следствия – признаки времён года. Обобщение и закрепление представлений о жизни растений, животных в разные времена года. Закрепление представлений о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе.

25.

Растения и животные весной.

1

13.03


Урок-практикум

26.

Труд людей весной.


1

20.03


Урок-практикум

4 четверть

27.

Живая природа.

Человек. Мозг человека.

1

03.04


Предметный урок

Формирование элементарных представлений о значении мозга человека, о правильной организации своей жизни. Показать взаимосвязь человека и окружающей природы. Рассказать о необходимости бережного отношения к природе как среде обитания человека, её охране.

28.

Режим дня.

1

10.04


Предметный урок

29.

Охрана природы.


1

17.04


Предметный урок

30.

Безопасное поведение. Правила поведения дома и в школе.

1

24.04


Предметный урок

31.

Правила дорожного движения. Дорога. Пешеходный переход.

1

08.05


Предметный урок

32.

Сезонные изменения в природе.

Времена года. Лето.

1

15.05


Учебная прогулка

Формирование понятий о различных временах года. Исходя из причины – деятельности Солнца, определять следствия – признаки времён года. Обобщение и закрепление представлений о жизни растений, животных в разные времена года. Закрепление представлений о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе.

33.

Растения и животные летом.

1

22.05


Урок-практикум

34.

Труд людей летом.

1

29.05


Урок-практикум