Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа им. Н. А. Некрасова
Некрасовского района Ярославской области
Рабочая программа
по учебному предмету «Музыка»
2 класс
д. Грешнево
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке для 2 класса разработана в соответствии с документами:
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ (№ 273 от 29.12.2012);
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
На основе авторской рабочей программы «Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой Е. Д. Критской, Т.Шмагиной «Музыка 1-4 класс» – М.: Просвещение, 2018.
Используемый учебник: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. «Музыка. 2 класс» М.: Просвещение, 2018.
Цель — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи:
-воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине;
- уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
-развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накопление багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», в год 34часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально – творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной форме;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использование различных средств информации и коммуникации.
Предметные результаты:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально – творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно –образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнении вокально - хоровых произведений, в импровизациях.
Содержание учебного предмета
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно – эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Балет, опера, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Основные закономерности музыкального искусства. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Выразительность и изобразительность в музыке.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки. Основные приемы музыкального развития (повтор и контраст). Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных тем, художественных образов.
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно- образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Музыкальные театры. Общие представления о музыкальной жизни страны Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (СD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально – поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
| “Россия – Родина моя” | 3 |
| “День, полный событий” | 6 |
| “О России петь – что стремиться в храм” | 7 |
4 | “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” | 5 |
5 | “В музыкальном театре” | 4 |
6 | “В концертном зале” | 3 |
7 | “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье” | 6 |
| Итого | 34 ч. |
Содержание курса:
Россия — Родина моя (3ч)
Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.
Музыкальный материал: «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский; «Гимн России». А. Александров, слова С. Михалкова; «Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков, слова К. Ибряева; «Моя Россия». Г. Струве, слова Н. Соловьевой.
День, полный событий (6ч)
Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный инструмент — фортепиано.
Музыкальный материал: пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский; Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев; «Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; «Начинаем перепляс». С. Соснин, слова П. Синявского; «Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса; «Спят усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой; «Ай-я, жу-жу», латышская народная песня; «Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.
«О России петь — что стремиться в храм» (7ч)
Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники православной церкви. Рождество Христово. Молитва. Хорал.
Музыкальный материал: «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский; Кантата «Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». С. Прокофьев; Народные песнопения о Сергии Радонежском; «Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский; «Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского; Народные славянские песнопения; «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо»; «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5ч)
Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.
Музыкальный материал: плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская», «Наигрыш». А. Шнитке; Русские народные песни: «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли»; «Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев; «Камаринская». П. Чайковский; Прибаутки. В. Комраков, слова народные; Масленичные песенки; Песенки-заклички, игры, хороводы.
В музыкальном театре (4ч)
Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.
Музыкальный материал: «Волк и семеро козлят» (фрагменты из детской оперы-сказки). М. Коваль; «Золушка» (фрагменты из балета); «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев; «Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский; «Руслан и Людмила» (фрагменты из оперы). М. Глинка; «Песня-спор» из телефильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Ген. Гладков, слова В. Лугового.
В концертном зале (3ч)
Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.
Музыкальный материал: симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев; «Картинки с выставки», пьесы из Фортепианной сюиты. М. Мусоргский; Симфония № 40, экспозиция 1-й части. В. А. Моцарт; Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В. А. Моцарт; Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка; «Песня о картинах». Гр. Гладков, слова Ю. Энтина.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (6ч)
Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.
Музыкальный материал: «Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; «Менуэт» из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа, хорал, ария из Сюиты № 3. И. С. Бах; «Весенняя». В. А. Моцарт, слова Овербек, перевод Т. Сикорской; «Колыбельная». Б. Флис — В. А. Моцарт, русский текст С. Свириденко; «Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника; «Песня жаворонка». П. Чайковский; Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (фрагменты 1-й части). П. Чайковский; «Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; «Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский; «Музыкант». Е. Зарицкая, слова В. Орлова; «Пусть всегда будет солнце!». А. Островский, слова Л. Ошанина; «Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта.
Цифровые образовательные ресурсы |
Музыкальный фольклор | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6406/start/226861/ |
Народные инструменты | https://uchebnik.mos.ru/my_materials/material_view/atomic_objects/848286 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4159/start/226628/ |
Оркестр народных инструментов. Метроритм | https://youtu.be/VZnh8v-zbT0?list=PLqFrqB-d1XEBa1h9ztb0GKP3hVIfkk5Qq |
Русские плясовые наигрыши. Длительности и паузы в простых ритмических рисунках | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5956/conspect/226669/ https://youtu.be/7iaWFspka18?list=PLPLJUpFxaEzY1uGaclfAsfNmbqcuYnocT |
Русские обряды и праздники | http://academy.mosmetod.ru/kollektsiya/traditsii-i-istoriya-rozhdestvenskogo-vertepa-na-rusi |
Годовой круг календарных праздников | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3994/start/226649/ |
Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка. Ноты первой-второй октавы | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5228/start/226881/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1099/ |
Многообразие музыкальных интонаций (на примере русской народной и композиторской музыки). Интервалы в пределах октавы | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4335/conspect/227024/ https://youtu.be/1Grn3qYuinM https://youtu.be/xcUm1-u0HHU |
Мелодика русской народной и композиторской музыки | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5229/start/226935/ |
Великие русские композиторы-мелодисты (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов) | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5262/start/270679/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5228/start/226881/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5271/start/228395/ |
Гимн – главная песня страны во все времена. Такт, размер | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5954/ |
Музыкальные символы России | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5229/start/226935/ |
Песенность, танцевальность и маршевость в музыке | https://resh.edu.ru/subject/lesson/1099/ |
Повторность и вариативность | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5262/start/270679/ |
Прогулки в прошлое. Формы классической музыки | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5263/start/227948/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5270/start/228276/ |
Классика в шутку и всерьёз (Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.Бетховен, Р.Шуман и др.) | https://www.youtube.com/watch?time_continue=9&v=7YlYYM4uHp0&feature=emb_logo https://www.youtube.com/watch?time_continue=13&v=Ad5KkUVQP8s&feature=emb_logo |
Классика в шутку и всерьёз (П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев и др.) | https://znaika.ru/catalog/3-klass/musyka/Kantata-Aleksandr-Nevskiy.-Istoriya-sozdaniya.html https://tvkultura.ru/anons/show/episode_id/1910406/brand_id/20892/ |
Детский музыкальный театр | http://academy.mosmetod.ru/kollektsiya/detskij-muzykalnyj-teatr-imeni-natali-sats-pervyj-i-unikalnyj http://academy.mosmetod.ru/kollektsiya/n-i-sats-portret-v-rabochem-interere |
Музыкально-театральные жанры | https://www.youtube.com/watch?v=PDd4t2RtvvQ&feature=emb_logo https://youtu.be/0P6lo6jLzec?list=PLqFrqB-d1XEBa1h9ztb0GKP3hVIfkk5Qq https://youtu.be/PMGRdsJvlUM?list=PLqFrqB-d1XEBa1h9ztb0GKP3hVIfkk5Qq |
Театр оперы и балета | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4334/start/226908/ https://youtu.be/NcQBj0aUHpQ?list=PLPLJUpFxaEzY1uGaclfAsfNmbqcuYnocT https://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/20840/ |
Русский площадной театр | https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/2418533 https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/3388276 |
Мир театрального закулисья | http://academy.mosmetod.ru/kollektsiya/patriarkh-russkogo-baleta |
Критерии уровня музыкального развития учащихся:
— насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлеченность ею, любовь к ней;
— умеют ли учащиеся размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание;
— умеют ли учащиеся применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по отношению к музыке, звучащей вокруг них;
— каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко и эмоционально передавать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях содержание и характер исполняемых произведений.
Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса
Знать/понимать:
Жанры музыки (песня, танец, марш);
Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.);
Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов.
Уметь:
Выявлять жанровое начало музыки;
Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.
Календарно-тематическое планирование по музыке
№ п/п | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата проведения |
Россия - Родина моя |
1 | Мелодия. | 1 | 06.09 |
2 | Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Урок разработан с учетом программы воспитания. Гражданско-патриотическое воспитание. | 1 | 13.09 |
3 | Гимн России. Урок разработан с учетом программы воспитания. Гражданско-патриотическое воспитание. | 1 | 20.09 |
4 | Музыкальные инструменты (фортепиано) | 1 | 27.09 |
5 | Природа и музыка. Прогулка. Урок разработан с учетом программы воспитания. Экологическое воспитание. | 1 | 04.10 |
6 | Танцы, танцы, танцы… | 1 | 11.10 |
7 | Эти разные марши. Обобщающий урок I четверти. | 1 | 18.10 |
8 | Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. Урок разработан с учетом программы воспитания. | 1 | 08.11 |
9 | Великий колокольный звон. Звучащие картины. | 1 | 15.11 |
10 | Святые земли русской. Князь Александр Невский.. Сергий Радонежский. Урок разработан с учетом программы воспитания. | 1 | 22.11 |
11 | Молитва | 1 | 29.11 |
12 | Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. | 1 | 06.12 |
13 | Музыка в народном стиле. | 1 | 13.12 |
14 | Встреча зимы. Новый год. | 1 | 20.12 |
15 | Музыка на Новогоднем празднике. | 1 | 27.12 |
16 | Обобщающий урок II четверти | 1 | 10.01 |
17 | Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. | 1 | 17.01 |
18 | Опера. Балет. | 1 | 24.01 |
19 | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. | 1 | 31.01 |
20 | Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. | 1 | 07.02 |
21 | Какое чудное мгновенье. Увертюра. Финал. | 1 | 14.02 |
22 | Проводы зимы. Урок разработан с учетом программы воспитания. | 1 | 21.02 |
23 | Встреча весны. Урок разработан с учетом программы воспитания. | 1 | 28.02 |
24 | Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк». | 1 | 05.03 |
25 | Картинки с выставки. Музыкальное впечатление | 1 | 14.03 |
26 | Обобщающий урок III четверти. | 1 | 21.03 |
27 | «Звучит нестареющий Моцарт». | 1 | 04.04 |
28 | Симфония № 40. Увертюра | 1 | 11.04 |
29 | Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это — Бах. | 1 | 18.04 |
30 | Все в движении. Попутная песня. | 1 | 25.04 |
31 | Музыка учит людей понимать друг друга. Урок разработан с учетом программы воспитания. Дузовно-нравственное воспитание. | 1 | |
32 | Природа и музыка | 1 | 16.05 |
33 | Печаль моя светла. Мир композитора (П. Чайковский, С.Прокофьев). Могут ли иссякнуть мелодии. | 1 | 23.05 |
34 | Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщающий урок IV четверти | 1 | 30.05 |
| Итого | 34 | |