СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету " Окружающий мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету " Окружающий мир"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

__________ ЕВ. Житлина

30.08.2021

«Утверждаю»

Директор школы:

___________ Н.Н.Дедова

Приказ № 97 от 30.08.2021

«Гремяченская основная общеобразовательная школа»







Рабочая программа

по окружающему миру

ФГОС НОО

2 класс











Учитель: Петелина Татьяна Ивановна







2021 г.

Содержание учебного предмета.

Где мы живем (4 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы на­зываем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, живот­ные – все это окружающая нас природа. Разнообразные ве­щи, машины, дома – это то, что сделано и построено рука­ми людей. Наше отношение к окружающему.

Экскурсия: Что нас окружает?


Природа (20 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как лю­ди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, че­ловека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды

от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные расте­ния. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, ра­зорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана рас­тений и животных своего края. Правила поведения в при­роде.

Красная книга России: знакомство с отдельными расте­ниями и животными и мерами их охраны.

Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.

Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

Жизнь города и села (10 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, дос­тупные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. До­машний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяй­ство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные предс­тавления об отдельных производственных процессах, напри­мер от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотре­нию учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажир­ский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писа­теля, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Эколо­гические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.

Здоровье и безопасность (9ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важней­шее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наибо­лее распространенные заболевания, их предупреждение и ле­чение; поликлиника, больница и другие учреждения здраво­охранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Меры безопасности в домашних условиях (при обраще­нии с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Про­тивопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило эколо­гической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие на­секомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по­кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.

Общение (7 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отно­шения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, от­дых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в обществен­ных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Путешествия (18 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизон­та, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, ов­раги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явле­ния. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие дос­топримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучает­ся по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.

Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.


Планируемые результаты изучения предмета

Личностные результаты

  • более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;

  • представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);

  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;

  • овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;

  • понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;

  • познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;

  • представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;

  • эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;

  • этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;

  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов*;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;

  • бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.

Метапредметными результатами

Регулятивные УУД:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

  • планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

  • соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

  • контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные УУД:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

  • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

  • использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

  • анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

  • сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

  • осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

  • моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

Коммуникативные УУД:

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

  • высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

  • поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

  • готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

  • составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Предметные результаты

  • находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;

  • называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;

  • различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;

  • приводить примеры народов России;

  • сравнивать город и село, городской и сельский дома;

  • различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

  • оценивать отношение людей к окружающему миру;

  • различать объекты и явления неживой и живой природы;

  • находить связи в природе, между природой и человеком;

  • проводить наблюдения и ставить опыты;

  • измерять температуру воздуха, воды, тела человека;

  • определять объекты природы с помощью атласа-определителя;

  • сравнивать объекты природы, делить их на группы;

  • ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;

  • находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;

  • соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;

  • различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;

  • прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;

  • узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;

  • различать виды транспорта;

  • приводить примеры учреждений культуры и образования;

  • определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;

  • различать внешнее и внутреннее строение тела человека;

  • правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;

  • соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;

  • различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;

  • соблюдать основные правила противопожарной безопасности;

  • правильно вести себя при контактах с незнакомцами;

  • оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;

  • приводить примеры семейных традиций;

  • соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;

  • различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

  • ориентироваться на местности разными способами;

  • различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;

  • различать водоёмы, узнавать их по описанию;

  • читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;

  • находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;

  • различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.

Обучающийся научится:

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

  • использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные
    издания) для поиска необходимой информации;

  • использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его
    главный город;

  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1087 с изменениями от 29 декабря 2014 года);

  • примерной программы основного общего образования по окружающему миру с учетом авторской программы по окружающему миру.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

1. Плешаков А.А.Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. / А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.

2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 кл. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2015.

  1. Плешаков А.А. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. М.: «Просвещение», 2011

  2. Основной образовательной программы НОО МКОУ «Гремяченская ООШ», авторской программы А.А.Плешакова (Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011).

На изучение предмета во 2 классе отводится 2 часа в неделю. Согласно годовому календарному учебному графику школы на 2021-2022 уч. год рабочая программа для 2 класса рассчитана на 68 часов.


№ п/п

Наименование разделов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Кол-во часов

Провер. работа

Проекты

Экскурсии

1

Где мы живём?

4

1

1

1

2

Природа.

20

1

1


3

Жизнь города и села.

10

1

1

1

4

Здоровье и безопасность.

9

1



5

Общение.

7

1

1


6

Путешествия.

18

1

1

1


Итого:

68

6

5

3



Календарно-тематическое планирование по предмету « Окружающий мир» А. А. Плешаков во 2классе , 2 часа в неделю, всего 68 часов на 2021-2022 уч. год.


урока

Содержание учебного материала

Домашнее задание

Дата

план

факт

Где мы живём? (4 ч)

1

Родная страна.

У.с.6-7

03.09


2

Город и село. Проект «Родное село» (урок-путешествие).

У.с.8-11

07.09


3

Природа и рукотворный мир.

У.с.15-17,р.т.с.10-11

10.09


4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем».

карточка

14.09


Природа (20 ч)

5

Неживая и живая природа.

Р.т.с.7-8

17.09


6

Явления природы.

У.с.28,р.т.с.11

21.09


7

Что такое погода .

У.с.33-35

24.09


8

В гости к осени .

Р.т.с.13

28.09


9

В гости к осени .

Р.т.с.14

01.10


10

Звездное небо.

Р.т.с.15

05.10


11

Заглянем в кладовые Земли.

У.с.45,р.т.с.16

08.10


12

Про воздух…

У.с.50-51

12.10


13

… И про воду.

У.с.54-55

15.10


14

Какие бывают растения.

Р.т.с.20

19.10


15

Какие бывают животные.

Р.т.с.22

22.10


16

Невидимые нити.

У.с.66-67

02.11


17

Дикорастущие и культурные растения.

У.с.69

05.11


18

Дикие и домашние животные (урок-игра).

Р.т.с.26-27

09.11

19

Комнатные растения.

Р.т.с.28-29

12.11


20

Животные живого уголка.

Р.т.с.31

16.11


21

Про кошек и собак.

У.с.86-87

19.11

22

Красная книга.

У.с.91

23.11


23

Будь природе другом! Проект «Красная книга».

Р.т.с.35

26.11


24

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» (урок-КВН).

карточка

30.11


Жизнь города и села (10 ч)

25

Что такое экономика.

Р.т.с.38

03.12


26

Из чего что сделано.

Р.т.с.40

07.12


27

Как построить дом.

Рисунок своего дома

10.12


28

Какой бывает транспорт.

Р.т.с.45

14.12


29

Культура и образование.

Р.т.с.49

17.12


30

Все профессии важны. Проект «Профессии».

Р.т.с.50

21.12


31

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».

карточка

24.12


32

Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии».

проект

28.12


33

В гости к зиме (экскурсия). Урок-путешествие.

рисунок

11.01


34

В гости к зиме (урок).

У.с.133

14.01


Здоровье и безопасность (9 ч)

35

Строение тела человека.

У.с.4-7,р.т.с.4-6

18.01


36

Если хочешь быть здоров.


21.01


37

Берегись автомобиля!

Р.т.с.11

25.01


38

Школа пешехода.

У.с.17

28.01


39

Домашние опасности.

У.с.18-21

01.02


40

Пожар.

Р.т.с.14

04.02


41

На воде и в лесу.

Р.т.с.15-16

08.02


42

Опасные незнакомцы.

У.с.32-35

11.02


43

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».

карточка

15.02


Общение (7 ч)

44

Наша дружная семья.

У.с.44-45

18.02


45

Проект «Родословная».

У.с.46-47

22.02


46

В школе.

Р.т.с.22

25.02


47

Правила вежливости


01.03

48

Ты и твои друзья.

Рассказ о друге

04.03


49

Мы – зрители и пассажиры.

У.с.61

11.03


50

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».

карточка

15.03


Путешествия (18 ч)

51

Посмотри вокруг.

Р.т.с.28

18.03


52

Ориентирование на местности.

У.с.74-75,р.т.с.31-32

29.03


53

Ориентирование на местности.

У.с.76-77

01.04


54

Формы земной поверхности.

У.с.78-79,р.т.с.33

05.04


55

Водные богатства.

Р.т.с.35

08.04


56

В гости к весне (экскурсия).

Р.т.с.36

12.04


57

В гости к весне (урок).

Р.т.с.38-39

15.04


58

Россия на карте.

Р.т.с.40-41

19.04


59

Проект «Города России».

проект

22.04


60

Путешествие по Москве.

Р.т.с.46

26.04


61

Московский Кремль.

У.с.103,р.т.с.49

29.04



62

Город на Неве.

Р.т.с.52

63

Путешествие по планете.

У.с.115

06.05


64

Путешествие по материкам.

Р.т.с.58

10.05


65

Страны мира. Проект «Страны мира».

Р.т.с.60

13.05


66

Впереди лето (игра-соревнование).

Р.т.с.64

17.05


67

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».

карточка

20.05


68

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».

проект

24.05













14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!