Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Согласовано» Зам. директора по УВР __________ ЕВ. Житлина 30.08.2021 | «Утверждаю» Директор школы: ___________ Н.Н.Дедова Приказ № 97 от 30.08.2021 |
«Гремяченская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по окружающему миру
ФГОС НОО
2 класс
Учитель: Петелина Татьяна Ивановна
2021 г.
Содержание учебного предмета.
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (9ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
Планируемые результаты изучения предмета
Личностные результаты
более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;
представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;
эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов*;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Метапредметными результатами
Регулятивные УУД:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные УУД:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные УУД:
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты
находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
приводить примеры народов России;
сравнивать город и село, городской и сельский дома;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
оценивать отношение людей к окружающему миру;
различать объекты и явления неживой и живой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
проводить наблюдения и ставить опыты;
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
различать виды транспорта;
приводить примеры учреждений культуры и образования;
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
приводить примеры семейных традиций;
соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
ориентироваться на местности разными способами;
различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
различать водоёмы, узнавать их по описанию;
читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
Обучающийся научится:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные
издания) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его
главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1087 с изменениями от 29 декабря 2014 года);
примерной программы основного общего образования по окружающему миру с учетом авторской программы по окружающему миру.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
1. Плешаков А.А.Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. / А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 кл. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2015.
Плешаков А.А. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. М.: «Просвещение», 2011
Основной образовательной программы НОО МКОУ «Гремяченская ООШ», авторской программы А.А.Плешакова (Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011).
На изучение предмета во 2 классе отводится 2 часа в неделю. Согласно годовому календарному учебному графику школы на 2021-2022 уч. год рабочая программа для 2 класса рассчитана на 68 часов.
№ п/п | Наименование разделов | Основные виды учебной деятельности учащихся |
Кол-во часов | Провер. работа | Проекты | Экскурсии |
1 | Где мы живём? | 4 | 1 | 1 | 1 |
2 | Природа. | 20 | 1 | 1 | |
3 | Жизнь города и села. | 10 | 1 | 1 | 1 |
4 | Здоровье и безопасность. | 9 | 1 | | |
5 | Общение. | 7 | 1 | 1 | |
6 | Путешествия. | 18 | 1 | 1 | 1 |
| Итого: | 68 | 6 | 5 | 3 |
Календарно-тематическое планирование по предмету « Окружающий мир» А. А. Плешаков во 2классе , 2 часа в неделю, всего 68 часов на 2021-2022 уч. год.
№ урока | Содержание учебного материала | Домашнее задание | Дата |
план | факт |
Где мы живём? (4 ч) |
1 | Родная страна. | У.с.6-7 | 03.09 | |
2 | Город и село. Проект «Родное село» (урок-путешествие). | У.с.8-11 | 07.09 | |
3 | Природа и рукотворный мир. | У.с.15-17,р.т.с.10-11 | 10.09 | |
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем». | карточка | 14.09 | |
Природа (20 ч) |
5 | Неживая и живая природа. | Р.т.с.7-8 | 17.09 | |
6 | Явления природы. | У.с.28,р.т.с.11 | 21.09 | |
7 | Что такое погода . | У.с.33-35 | 24.09 | |
8 | В гости к осени . | Р.т.с.13 | 28.09 | |
9 | В гости к осени . | Р.т.с.14 | 01.10 | |
10 | Звездное небо. | Р.т.с.15 | 05.10 | |
11 | Заглянем в кладовые Земли. | У.с.45,р.т.с.16 | 08.10 | |
12 | Про воздух… | У.с.50-51 | 12.10 | |
13 | … И про воду. | У.с.54-55 | 15.10 | |
14 | Какие бывают растения. | Р.т.с.20 | 19.10 | |
15 | Какие бывают животные. | Р.т.с.22 | 22.10 | |
16 | Невидимые нити. | У.с.66-67 | 02.11 | |
17 | Дикорастущие и культурные растения. | У.с.69 | 05.11 | |
18 | Дикие и домашние животные (урок-игра). | Р.т.с.26-27 | 09.11 |
19 | Комнатные растения. | Р.т.с.28-29 | 12.11 | |
20 | Животные живого уголка. | Р.т.с.31 | 16.11 | |
21 | Про кошек и собак. | У.с.86-87 | 19.11 |
22 | Красная книга. | У.с.91 | 23.11 | |
23 | Будь природе другом! Проект «Красная книга». | Р.т.с.35 | 26.11 | |
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» (урок-КВН). | карточка | 30.11 | |
Жизнь города и села (10 ч) |
25 | Что такое экономика. | Р.т.с.38 | 03.12 | |
26 | Из чего что сделано. | Р.т.с.40 | 07.12 | |
27 | Как построить дом. | Рисунок своего дома | 10.12 | |
28 | Какой бывает транспорт. | Р.т.с.45 | 14.12 | |
29 | Культура и образование. | Р.т.с.49 | 17.12 | |
30 | Все профессии важны. Проект «Профессии». | Р.т.с.50 | 21.12 | |
31 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | карточка | 24.12 | |
32 | Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии». | проект | 28.12 | |
33 | В гости к зиме (экскурсия). Урок-путешествие. | рисунок | 11.01 | |
34 | В гости к зиме (урок). | У.с.133 | 14.01 | |
Здоровье и безопасность (9 ч) |
35 | Строение тела человека. | У.с.4-7,р.т.с.4-6 | 18.01 | |
36 | Если хочешь быть здоров. | | 21.01 | |
37 | Берегись автомобиля! | Р.т.с.11 | 25.01 | |
38 | Школа пешехода. | У.с.17 | 28.01 | |
39 | Домашние опасности. | У.с.18-21 | 01.02 | |
40 | Пожар. | Р.т.с.14 | 04.02 | |
41 | На воде и в лесу. | Р.т.с.15-16 | 08.02 | |
42 | Опасные незнакомцы. | У.с.32-35 | 11.02 | |
43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | карточка | 15.02 | |
Общение (7 ч) |
44 | Наша дружная семья. | У.с.44-45 | 18.02 | |
45 | Проект «Родословная». | У.с.46-47 | 22.02 | |
46 | В школе. | Р.т.с.22 | 25.02 | |
47 | Правила вежливости | | 01.03 |
48 | Ты и твои друзья. | Рассказ о друге | 04.03 | |
49 | Мы – зрители и пассажиры. | У.с.61 | 11.03 | |
50 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». | карточка | 15.03 | |
Путешествия (18 ч) |
51 | Посмотри вокруг. | Р.т.с.28 | 18.03 | |
52 | Ориентирование на местности. | У.с.74-75,р.т.с.31-32 | 29.03 | |
53 | Ориентирование на местности. | У.с.76-77 | 01.04 | |
54 | Формы земной поверхности. | У.с.78-79,р.т.с.33 | 05.04 | |
55 | Водные богатства. | Р.т.с.35 | 08.04 | |
56 | В гости к весне (экскурсия). | Р.т.с.36 | 12.04 | |
57 | В гости к весне (урок). | Р.т.с.38-39 | 15.04 | |
58 | Россия на карте. | Р.т.с.40-41 | 19.04 | |
59 | Проект «Города России». | проект | 22.04 | |
60 | Путешествие по Москве. | Р.т.с.46 | 26.04 | |
61 | Московский Кремль. | У.с.103,р.т.с.49 | 29.04 | |
62 | Город на Неве. | Р.т.с.52 |
63 | Путешествие по планете. | У.с.115 | 06.05 | |
64 | Путешествие по материкам. | Р.т.с.58 | 10.05 | |
65 | Страны мира. Проект «Страны мира». | Р.т.с.60 | 13.05 | |
66 | Впереди лето (игра-соревнование). | Р.т.с.64 | 17.05 | |
67 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». | карточка | 20.05 | |
68 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | проект | 24.05 | |
14