СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий мир" для учащихся 1 - 4 классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для учащихся 1 - 4 классов. Школа 21 века.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий мир" для учащихся 1 - 4 классов.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ НЕТИПОВОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №2»

Рассмотрено Утверждено

на заседании педагогического совета приказом МАНОУ «Гимназия № 2»

протокол № от «30» августа 2022 г. № 181 от « 31» августа 2022 г.

















Рабочая программа

по учебному предмету

«Окружающий мир»



для учащихся 1-4 классов













Составитель:

Кравченко Анна Иоганесовна,

учитель начальных классов



























2022 год















1. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»



1 класс (66 ч)

Человек и общество

Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.

Совместная деятельность с одноклассниками – учёба, игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте.

Режим труда и отдыха. Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес.

Россия – наша Родина. Москва – столица России. Символы России (герб, флаг, гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края. Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме.

Человек и природа

Природа – среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды) по термометру. Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе.

Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода.

Мир животных. Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах.

Правила безопасной жизни

Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами. Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы). Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в Интернет.


2 класс (68 ч)

Человек и общество

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. Государственные символы России. Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия – многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества.

Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей – главные правила взаимоотношений членов общества.

Человек и природа

Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса.

Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных.

Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе.

Правила безопасной жизни

Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках. Правила безопасного поведения пассажира наземного транс порта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи. Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.


3 класс (68 часов)

Человек и общество.

Наша Родина – Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона. Уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. Города Золотого кольца России. Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Семья – коллектив близких, родных людей Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Особенности труда людей родного края, их профессии. Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых они находятся.

Человек и природа.

Способы изучения природы. Карта мира. Материки и части света. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2 – 3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека. Грибы: съедобные и несъедобные. Первоначальные представления о бактериях. Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2 – 3 примера на основе наблюдений). Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена от дельных органов и систем органов человека. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Правила нравственного поведения на природе. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий

окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений. Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Правила безопасной жизни.

Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность в сети Интернет: мошенничество в сети (признаки мошеннических действий, защита персональной информации, способы противодействия мошенничеству). Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, авиа- и водного транспорта (на вокзалах, в аэропортах, на борту самолёта, судна).


4 класс (68 часов)

Человек и общество

Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина. Российской Федерации. Президент Российской Федерации – глава государства. Политико-административная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. История Отечества «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Наиболее значимые объекты. Списка всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Правила нравственного поведения в социуме.

Человек и природа

Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Наблюдения в окружающей среде и опыты по исследованию природных объектов и явлений. Наиболее значимые природные объекты. Списка всемирного наследия в России и за рубежом. Международная Красная книга. Экологические проблемы и пути их решения. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения на природе. Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Причины смены природных зон. Экологические связи в природных зонах.

Правила безопасной жизни.

Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в сети Интернет: поиск достоверной информации (поиск и опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов). Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного поведения в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха). Правила безопасного поведения велосипедиста (дорожные знаки, дорожная разметка, сигналы и средства защиты велосипедиста).



  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты освоения рабочей программы учебного предмета «Окружающий мир» достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности на уроке и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты

Гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине—России;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного

края;

уважение к своему и другим народам;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и

ответственности, уважении достоинстве человека, о нравственно-этических нормах

поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и

морального вреда другим людям.

Эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость

к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);

бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное

потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологического воспитания:

бережное отношение к природе;

неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира;

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и

самостоятельность в познании.


Метапредметные результаты


Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;

определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;

выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

2) базовые исследовательские действия:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

3) работа с информацией:

выбирать источник получения информации;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.


Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

готовить небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

2) совместная деятельность:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.


Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий;

2) самоконтроль:

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.


Предметные результаты

1) сформированность уважительного отношения к своей семье и семейным традициям, организации, родному краю, России, ее истории и культуре, природе; чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) первоначальные представления о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; сформированность основ рационального поведения и обоснованного принятия решений;

3) первоначальные представления о традициях и обычаях, хозяйственных занятиях населения и массовых профессиях родного края, достопримечательностях столицы России и родного края, наиболее значимых объектах Всемирного культурного и природного наследия в России; важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России; основных правах и обязанностях гражданина Российской Федерации;

4) развитие умений описывать, сравнивать и группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;

5) понимание простейших причинно-следственных связей в окружающем мире (в том числе на материале о природе и культуре родного края);

6) умение решать в рамках изученного материала познавательные, в том числе практические задачи;

7) приобретение базовых умений работы с доступной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и обществе, безопасного использования электронных ресурсов Организации и сети Интернет, получения информации из источников в современной информационной среде;

8) приобретение опыта проведения несложных групповых и индивидуальных наблюдений в окружающей среде и опытов по исследованию природных объектов и явлений с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов и следованием инструкциям и правилам безопасного труда, фиксацией результатов наблюдений и опытов;

9) формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в сети Интернет и опыта соблюдения правил безопасного поведения при использовании личных финансов;

10) приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения.


1 класс

К концу обучения в первом классе обучающийся научится:

- называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, фамилии и отчеству, профессии

членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы, название своего населённого пункта (городского, сельского), региона, страны;

- проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;

- приводить примеры культурных объектов родного края; семейных традиций, школьных

традиций и праздников; профессий;

- различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы; овощи и фрукты; части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя); дикорастущие и культурные растения; лиственные и хвойные растения; группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);

- применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;

- описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие и культурные растения, лиственные и хвойные растения; деревья, кустарники, травы;

- основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), выделять их наиболее

существенные признаки;

- проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), опыты под руководством учителя и измерения (в том числе вести счёт времени), фиксировать результаты наблюдений и опытов;

- использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;

- соблюдать правила безопасной работы на учебном месте школьника;

- соблюдать правила безопасного поведения пешехода;

- безопасно использовать ресурсы сети Интернет, электронного дневника и электронных

ресурсов школы;

- соблюдать правила здорового питания и личной гигиены; правила безопасного поведения в природе;

- безопасно использовать бытовые электроприборы


2 класс

К концу обучения во втором классе обучающийся научится:

- узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона;

- проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;

- находить Россию на карте мира, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;

- приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края; важных событий прошлого и настоящего родного края; хозяйственных занятий жителей родного края, соотнося их с профессиями;

- описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты);

- распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;

- описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления, в том числе звёзды и созвездия, планеты;

- группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам;

- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;

- приводить примеры изученных взаимосвязей в природе (в том числе связанных с

годовым ходом изменений в жизни растений и животных), примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека;

- ориентироваться на местности по местным природным признакам, Солнцу, компасу;

- проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с

природными объектами, измерения;

- использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;

- создавать по заданному плану собственные развернутые высказывания о природе и обществе;

- соблюдать правила нравственного поведения на природе;

- безопасно использовать мессенджеры сети Интернет; безопасно осуществлять коммуникацию в социальных группах и сообществах школы;

- соблюдать правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро;

- соблюдать режим дня и питания;

- соблюдать правила безопасного поведения в школе.

3 класс

К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:

- соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта;

- соблюдать периодичность двигательной активности и профилактики заболеваний;

- соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;

- узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона;

- проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;

- различать расходы и доходы бюджета семьи;

- приводить примеры изученных памятников природы и культуры России,

достопримечательностей родного края и его столицы;

- группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию;

- сравнивать по заданному количеству признаков;

- распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям,

различать их в окружающем мире;

- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;

- показывать на карте мира материки, изученные страны мира;

- использовать знания о взаимосвязях в природе, знания о взаимосвязях человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;

- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты по исследованию природных объектов и явлений, используя простейшее лабораторное оборудование и следуя инструкциям и правилам безопасного труда;

- использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;

- создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями;

- безопасно использовать персональные данные в сети Интернет; определять мошеннические действия по их характерным признакам;

- соблюдать правила нравственного поведения на природе.

4 класс

К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:

- проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;

- рассказывать о государственных праздниках России, изученных наиболее важных событиях основных периодов истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов истории и знаменитых современниках, достопримечательностях столицы России и родного края;

- называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом;

- называть экологические проблемы и определять пути их решения;

- знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;

- показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);

- показывать на исторической карте места изученных исторических событий;

- находить место изученных событий на «ленте времени»;

- соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России;

- распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;

- описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их

существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего

региона;

- группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации;

- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств;

- использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон);

- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты по исследованию природных объектов и явлений, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы и следуя инструкциям и правилам безопасного труда;

- использовать различные источники информации для извлечения информации, ответов на вопросы;

- создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе;

- определять возможные последствия вредных привычек по их характерным признакам;

- осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и достоверной информации в сети Интернет;

- соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха;

- соблюдать правила безопасного поведения велосипедиста;

- соблюдать правила нравственного поведения на природе.



3. Тематическое планирование

с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, возможность использования электронных (цифровых образовательных ресурсов) и с учетом рабочей программы воспитания.


1 класс


п/п

Раздел /тема

Кол-во часов

Воспитательный потенциал урока в соответствии с рабочей программой воспитания

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Человек и общество (10 ч.)


Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества.

Воспитание через демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения.

Формирование и совершенствование у учащихся нравственных принципов, посредством собственного личного примера

Организация работы с получаемой на уроке социально значимой информацией.

Генерирование и оформление собственных идей, навыка уважительного отношения к чужим идеям

Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Воспитание искреннего интереса к учебной деятельности, получению новых знаний, расширению собственного кругозора, доброжелательного отношения с одноклассниками и педагогами.

Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками).

Умение понимать чувства, мотивы, характеры героев и проецировать на современное общество.

ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/



РЭШ https://resh.edu.ru/



ИД, ДК



ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/



РЭШ https://resh.edu.ru/



ИД, ДК






ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/

РЭШ https://resh.edu.ru/

ИД, ДК

1.1.

Школьные традиции и праздники. Классный, школьный коллектив, совместная деятельность.

1

1.2.

Одноклассники, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, взаимной помощи.

1

1.3.

Рабочее место школьника. Правила безопасной работы на учебном месте, режим труда и отдыха.

1

1.4.

Россия Москва — столица России. Народы России.

1

1.5.

Первоначальные сведения о родном крае. Название своего   населённого пункта (города, села), региона.

1

1.6.

Культурные объекты родного края. Труд людей. Ценность и красота рукотворного мира.

1

1.7.

Правила поведения в социуме.

1

1.8.

Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии.

1

1.9.

Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд  и отдых.

1

1.10.

Домашний адрес.

1




. Человек и природа (37 ч.)




2.1.

Природа — среда обитания человека.

2

Воспитание экологического и гуманистического мышления.

Умение выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.

Умение оценить оригинальность чужих идей.

Налаживание позитивных межличностных отношений в классе.

Оказание содействия в трудовом воспитании учащихся посредством собственного примера.

Инициирование ситуаций, обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по поводу выработки своего к ней отношения.

Создание социально - значимого опыта сотрудничества и взаимной помощи.

Оказание содействия эстетическому и нравственному воспитанию учащихся посредством ознакомления с произведениями искусства и литературы, природными явлениями, научными достижениями и т.п.

Воспитание терпимого отношения к взглядам и точкам зрения других людей, их жизненной позиции и образу жизни.

ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/



РЭШ https://resh.edu.ru/

ИД, ДК

ИИП «Мир природы»



ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/



РЭШ https://resh.edu.ru/






ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/



РЭШ https://resh.edu.ru/



ИД, ДК, ЭМ



ИИП «Мир природы»

2.2.

Природа и предметы, созданные человеком.

2

2.3.

Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними.

2

2.4.

Неживая и живая природа.

2

2.5.

Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды) по термометру.

2

2.6.

Наблюдение за погодой своего края.

2

2.7.

Сезонные изменения в природе.

2

2.8.

Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе.

2

2.9.

Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое  описание).

2

2.10.

Лиственные и хвойные растения.

2


Дикорастущие и культурные растения.

2

2.11.

Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист.

2

2.12.

Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): цветок, плод, семя.

2

2.13.

Комнатные растения, правила содержания и ухода.

2

2.14.

Разные группы животных (звери и насекомые).

2

2.15.

Разные группы животных (птицы и рыбы).

2

2.16.

Домашние животные (условия жизни).

1

2.17.

Дикие животные (условия жизни).

1

2.18.

Различия в условиях жизни домашних и диких животных.

1

2.19.

Забота о домашних питомцах.

2

Правила безопасной жизни.(7 ч)




3.1.

Необходимость соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены.

2

Воспитание у учащихся ответственного отношения к учебе, ответственности за результаты своего учебного труда, соблюдение правил и техники безопасности.

Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; цикл уроков-консультаций о великих людях мира.

Оказание содействия в физическом воспитании учащихся, проявление заботы о профилактике их утомляемости во время учебного урока.

Налаживание позитивных межличностных отношений в классе.

Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками.

ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/



РЭШ https://resh.edu.ru/



ИД, ДК

3.2.

Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами.

2

3.3.

Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).

2

3.4.

Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в Интернет.

1





Резерв

6




Итого

66ч













2 класс


п/п

Раздел /тема

Кол-во часов

Воспитательный потенциал урока в соответствии с рабочей программой воспитания

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Человек и общество

16 ч.

Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества.

Воспитание через демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения.

Формирование и совершенствование у учащихся нравственных принципов, посредством собственного личного примера

Организация работы с получаемой на уроке социально значимой информацией.

Генерирование и оформление собственных идей, навыка уважительного отношения к чужим идеям

Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Воспитание искреннего интереса к учебной деятельности, получению новых знаний, расширению собственного кругозора, доброжелательного отношения с одноклассниками и педагогами.

Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками).

Умение понимать чувства, мотивы, характеры героев и проецировать на современное общество.

ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/



РЭШ https://resh.edu.ru/



ИД, ДК






















»


1.1.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте.

1

1.2.

Государственные символы России, символика  своего региона.

1

1.3.

Москва — столица. Достопримечательности Москвы. Страницы истории Москвы.

2

1.4.

Города России. Свой регион и его столица на карте РФ.

2

1.5.

Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники.

1

1.6.

Родной край, его природные и культурные достопримечательности.

2

1.7.

Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город   на карте.

2

1.8.

Хозяйственные  занятия, профессии жителей родного  края. Значение труда в жизни человека и общества.

1

1.9.

Семья — коллектив. Семейное древо. Семейные ценности. и  традиции.  

1

1.10.

Совместный  труд и отдых. Участие детей в делах семьи.

1

1.11.

Правила культурного поведения в общественных местах.

1

1.12.

Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению
и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества.

1

Человек и природа.

34



2.1.

Наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты.

2

Воспитание экологического и гуманистического мышления.

Умение выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.

Умение оценить оригинальность чужих идей.

Налаживание позитивных межличностных отношений в классе.

Оказание содействия в трудовом воспитании учащихся посредством собственного примера.

Инициирование ситуаций, обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по поводу выработки своего к ней отношения.

Создание социально - значимого опыта сотрудничества и взаимной помощи.

Оказание содействия эстетическому и нравственному воспитанию учащихся посредством ознакомления с произведениями искусства и литературы, природными явлениями, научными достижениями и т.п.

Воспитание терпимого отношения к взглядам и точкам зрения других людей, их жизненной позиции и образу жизни.

ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/



РЭШ https://resh.edu.ru/

ИД, ДК

ИИП «Мир природы









ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/



РЭШ https://resh.edu.ru/



ИД, ДК, ЭМ

ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/



РЭШ https://resh.edu.ru/



ИД, ДК, ЭМ



ИИП «Мир природы»

2.2.

Чем Земля отличается от других планет. Условия  жизни  на  Земле.

2

2.3.

Изображения Земли: глобус, карта, план.

2

2.4.

Карта мира. Материки, океаны.

2

2.5.

Ориентирование на местности по местным природным

признакам, Солнцу.

2

2.6.

Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его устройство, ориентирование на местности.

2

2.7.

Многообразие растений. Деревья.

1

2.8.

Многообразие растений. Кустарники.

1

2.9.

Многообразие растений. Травы.

1

2.10.

Дикорастущие и культурные растения.

2

2.11.

Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растения.

2

2.12.

Мир животных (фауна).

2

2.13.

Насекомые, рыбы, птицы. Общая характеристика (особенности внешнего вида, движений,  питания,  размножения).

2

2.14.

Звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика (особенности внешнего вида, движений,  питания,  размножения).

2

2.15.

Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных.

2

2.16.

Сезонная жизнь животных.

2

2.17.

Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.

2

2.18.

Заповедники, природные парки. Охрана природы.

2

2.19.

Правила нравственного поведения на природе.

1

Правила безопасной жизни.

12



3.1.

Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания).

2

Воспитание у учащихся ответственного отношения к учебе, ответственности за результаты своего учебного труда, соблюдение правил и техники безопасности.

Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; цикл уроков-консультаций о великих людях мира.

Оказание содействия в физическом воспитании учащихся, проявление заботы о профилактике их утомляемости во время учебного урока.

Налаживание позитивных межличностных отношений в классе.

Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками.

ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/



РЭШ https://resh.edu.ru/



ИД, ДК










3.2.

Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

1

3.3.

Правила  безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на  занятиях, переменах, при приёмах пищи, а также на пришкольной территории).

1

3.4.

Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро. Номера телефонов экстренной помощи.

1

3.5.

Правила поведения при пользовании  компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация  в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.

1

3.6.

Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания).

2

3.7.

Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

1

3.8.

Правила  безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на  занятиях, переменах, при приёмах пищи, а также на пришкольной территории).

1

3.9.

Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро. Номера телефонов экстренной помощи.

1

3.10.

Правила поведения при пользовании  компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация  в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.

1


Резерв

6




Итого

68ч



















3 класс


п/п

Раздел /тема

Количество часов


Воспитательный потенциал урока в соответствии с рабочей программой воспитания


Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Человек и общество. 20

1.1.

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.

1

Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества.

Воспитание через демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения.

Формирование и совершенствование у учащихся нравственных принципов, посредством собственного личного примера

Организация работы с получаемой на уроке социально значимой информацией.

Генерирование и оформление собственных идей, навыка уважительного отношения к чужим идеям

Формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Воспитание искреннего интереса к учебной деятельности, получению новых знаний, расширению собственного кругозора, доброжелательного отношения с одноклассниками и педагогами.

Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками).

ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/



РЭШ https://resh.edu.ru/



ИД, ДК

ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/



РЭШ https://resh.edu.ru/



ИД, ДК

1.2.

Наша Родина — Российская Федерация — многонациональная страна.

2

1.3.

Особенности жизни, быта, культуры народов РФ.

2

1.4.

Уникальные памятники культуры (социальные и природные объекты) России, родного края.

2

1.5.

Города Золотого кольца России.

1

1.6.

Государственное устройство РФ (общее представление).

1

1.7.

Конституция — основной закон Российской

Федерации. Права и обязанности гражданина РФ.

1

1.8.

Президент РФ — глава государства. Политико-административная карта России. Города России.

1

1.9.

Государственная символика Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона.

1

1.10.

Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов.

2

1.11

Семья — коллектив близких, родных людейПоколения в семье.

1

1.12.

Взаимоотношения в семье: любовь, доброта, внимание, поддержка.
 

1

1.10.

Семейный бюджет, доходы и расходы семьи.

1

1.11.

Страны и народы мира на карте.
 

2

1.12

Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся.

2

 Человек и природа. 35

2.1.

Вещество.  Разнообразие веществ в окружающем мире. Твёрдые тела, жидкости, газы, их свойства.

1

Воспитание экологического и гуманистического мышления.

Умение выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.

Умение оценить оригинальность чужих идей.

Налаживание позитивных межличностных отношений в классе.

Инициирование ситуаций, обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по поводу выработки своего к ней отношения.

Создание социально - значимого опыта сотрудничества и взаимной помощи.

Оказание содействия эстетическому и нравственному воспитанию учащихся посредством ознакомления с научными достижениями и т.п.

Воспитание терпимого отношения к взглядам и точкам зрения других людей, их жизненной позиции и образу жизни.






ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/



РЭШ https://resh.edu.ru/



ИД, ДК, ЭМ



ИИП «Мир природы»



ОД «Анатомия для детей»

2.2.

Воздух — смесь газов. Свойства  воздуха. Значение для жизни.

1

2.3.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для жизни. Круговорот воды в природе.

1

2.4.

Охрана воздуха, воды.

1

2.5.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека. Полезные ископаемые родного края.

2

2.6.

Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной деятельности  человека.

1

2.7.

Царства природы. Бактерии, общее представление.  Грибы: строение шляпочного гриба; съедобные и несъедобные грибы.

2

2.8.

Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей  среды.

1

2.9.

Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений.
 

1

2.10.

Роль растений  в  природе и жизни людей, бережное
отношение человека к растениям.

1

2.11.

Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений.

1

2.12

Растения родного края, названия и краткая характеристика. Охрана растений.

1

2.13

Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружаю щей среды.

1

2.14.

Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери, пресмыкающиеся, земноводные).

1

2.15.

Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери, пресмыкающиеся, земноводные).

1

2.16.

Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери, пресмыкающиеся, земноводные).

1

2.17.

Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).

1

2.18.

Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных.

1

2.19.

Животные родного края, их названия.

1

2.20.

Природные сообщества: лес, луг, пруд.

2

2.21.

Взаимосвязи в природном сообществе.

1

2.22.

Создание человеком природных сообществ для хозяйственной деятельности, получения продуктов питания (поле, сад, огород).

2

2.23.

Природные сообщества родного края.

1

2.24.

Правила поведения в лесу, на водоёме, на лугу.

1

2.25.

Человек  —  часть  природы. Общее представление о строении тела человека.

1

2.26.

Системы органов. Опорно-двигательная система, её роль в жизнедеятельности организма.

1

2.27.

Системы органов. Пищеварительная система, её роль в жизнедеятельности организма.

1

2.28.

Системы органов. Дыхательная и кровеносные системы, их роль в жизнедеятельности организма.

1

2.29.

Системы органов (нервная, органы чувств),  их роль в жизнедеятельности организма.

1

2.30.

Гигиена отдельных органов и систем органов человека.

1

2.31.

Измерение температуры тела человека, частоты пульса.

1

 Правила безопасной жизни. 7

3.1.

Здоровый  образ  жизни;  забота о здоровье и безопасности окружающих людей.

1

Воспитание у учащихся ответственного отношения к учебе, ответственности за результаты своего учебного труда, соблюдение правил и техники безопасности.

Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих проблемных ситуаций для обсуждения в классе; цикл уроков-консультаций о великих людях мира.

Оказание содействия в физическом воспитании учащихся, проявление заботы о профилактике их утомляемости во время учебного урока.

Налаживание позитивных межличностных отношений в классе.

Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками.

ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/



РЭШ https://resh.edu.ru/



ИД, ДК

3.2.

Безопасность во дворе жилого дома (внимание к зонам электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов; предупреждающие знаки безопасности).

2

3.3.

Транспортная безопасность пассажира разных видов транспорта, правила поведения на вокзалах, в аэропортах, на борту самолёта, судна.

2

3.4.

Безопасность в Интернете (ориентировка в признаках мошенничества в сети; защита персональной информации) в условиях контролируемого доступа в Интернет.

2

Резервное время

6

 

итого

68ч




4 класс


п/п

Раздел /тема

Количество часов


Воспитательный потенциал урока в соответствии с рабочей программой воспитания

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Человек и общество. (20 ч.)

1.1.

Государственное устройство РФ (общее представление).

1

Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества.

Воспитание через демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения.

Формирование и совершенствование у учащихся нравственных принципов, посредством собственного личного примера

Организация работы с получаемой на уроке социально значимой информацией.

Генерирование и оформление собственных идей, навыка уважительного отношения к чужим идеям

Формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Воспитание искреннего интереса к учебной деятельности, получению новых знаний, расширению собственного кругозора, доброжелательного отношения с одноклассниками и педагогами.

Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками).


ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/



РЭШ https://resh.edu.ru/



ИД, ДК

1.2.

Конституция — основной закон Российской  Федерации.    Права и обязанности гражданина РФ.

1

1.3.

Президент РФ — глава государства. Политико-административная карта России. Города  России.

2

1.4.

Общая характеристика родного края: природа, главный город, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. 

2

1.5.

Государственные праздники в жизни российского общества: Новый год.

1

1.6.

Государственные праздники в жизни российского общества: День защитника Отечества, Международный женский день.

1

1.7.

Государственные праздники в жизни российского общества: День весны и труда, День Победы.

1

1.8.

Государственные праздники в жизни российского общества: День России, День народного единства, День Конституции.

1

1.9.

Праздники и памятные даты своего региона.

Характеристика отдельных исторических событий,

связанных с ним.

1

1.10.

Праздники и памятные даты своего региона. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.

1

1.11.

История Отечества «Лента времени» и историческая карта.

1

1.12.

Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация.

2

1.13.

Картины быта, труда; духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена.

1

1.14.

Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.

1

1.15.

Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры.

2

1.16.

Посильное участие в охране памятников истории  и  культуры своего края.
 

1

1.17.

Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена.

1

. Человек и природа. 35

2.1.

Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.
 

2

Воспитание экологического и гуманистического мышления.

Умение выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.

Умение оценить оригинальность чужих идей.

Налаживание позитивных межличностных отношений в классе.

Инициирование ситуаций, обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по поводу выработки своего к ней отношения.

Создание социально - значимого опыта сотрудничества и взаимной помощи.

Оказание содействия нравственному воспитанию учащихся посредством ознакомления с природными явлениями, научными достижениями и т.п.

Воспитание терпимого отношения к взглядам и точкам зрения других людей, их жизненной позиции и образу жизни.




ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/



РЭШ https://resh.edu.ru/



ИД, ДК



ИИП «Мир природы»

2.2.

Характеристика планет Солнечной системы. 

2

2.3.

Естественные спутники планет.

1


2.4.


Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.

2

2.5.

Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.

1

2.6.

Формы земной поверхности: равнины (общее представление, условное обозначение равнин на карте). Равнины России.

1

2.7.

Формы земной поверхности: горы (общее представление, условное обозначение гор на карте). Горы России.

1

2.8.

Формы земной поверхности: холмы и овраги (общее представление, условное обозначение холмов и оврагов на карте).

2

2.9.

Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

2

2.10.

Водоёмы, их разнообразие (океан); река как водный поток.

1

2.11.

Водоёмы, их разнообразие (море).

1

2.12.

Водоёмы, их разнообразие (озеро и пруд).

1

2.13.

Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Использование  человеком водоёмов и рек.

2

2.14.

Водоёмы и реки родного края: названия, краткая характеристика.

1

2.15.

Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом.

2

2.16.

Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Международная  Красная книга.

2

2.12

Правила нравственного поведения в природе.

1

2.17.

Природные зоны России: общее представление об основных природных зонах России.

2

2.18.

Природные зоны России: общее представление о климате основных природных зон России.

2

2.19.

Природные зоны России. Растительный и животный мир.

2

2.20.

Природные зоны России:

особенности труда и быта людей, охрана природы.

2

2.21.

Связи в природной зоне.

2

 Правила безопасной жизни 7 ч

3.1.

Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.

2

Воспитание у учащихся ответственного отношения к учебе, ответственности за результаты своего учебного труда, соблюдение правил и техники безопасности.

Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор проблемных ситуаций для обсуждения в классе; цикл уроков-консультаций о великих людях мира.

Оказание содействия в физическом воспитании учащихся, проявление заботы о профилактике их утомляемости во время учебного урока.

Налаживание позитивных межличностных отношений в классе.

Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками.

ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/



РЭШ https://resh.edu.ru/



ИД, ДК




3.2.

Безопасность в городе.

1

3.3.

Планирование безопасных маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного поведения велосипедиста (дорожные знаки, дорожная разметка, сигналы и средства защиты велосипедиста).

2

3.4.

Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации опознание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в Интернет.

2

Резервное время

6

 

итого

68ч.