СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для учащихся 1 - 4 классов. Школа 21 века.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ НЕТИПОВОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №2»
Рассмотрено Утверждено
на заседании педагогического совета приказом МАНОУ «Гимназия № 2»
протокол № от «30» августа 2022 г. № 181 от « 31» августа 2022 г.
Рабочая программа
по учебному предмету
«Окружающий мир»
для учащихся 1-4 классов
Составитель:
Кравченко Анна Иоганесовна,
учитель начальных классов
2022 год
1. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
1 класс (66 ч)
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.
Совместная деятельность с одноклассниками – учёба, игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте.
Режим труда и отдыха. Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес.
Россия – наша Родина. Москва – столица России. Символы России (герб, флаг, гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края. Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме.
Человек и природа
Природа – среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды) по термометру. Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода.
Мир животных. Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах.
Правила безопасной жизни
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами. Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы). Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
2 класс (68 ч)
Человек и общество
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. Государственные символы России. Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия – многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества.
Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей – главные правила взаимоотношений членов общества.
Человек и природа
Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных.
Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе.
Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках. Правила безопасного поведения пассажира наземного транс порта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи. Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
3 класс (68 часов)
Человек и общество.
Наша Родина – Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона. Уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. Города Золотого кольца России. Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Семья – коллектив близких, родных людей Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Особенности труда людей родного края, их профессии. Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых они находятся.
Человек и природа.
Способы изучения природы. Карта мира. Материки и части света. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2 – 3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека. Грибы: съедобные и несъедобные. Первоначальные представления о бактериях. Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2 – 3 примера на основе наблюдений). Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена от дельных органов и систем органов человека. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Правила нравственного поведения на природе. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий
окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений. Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Правила безопасной жизни.
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность в сети Интернет: мошенничество в сети (признаки мошеннических действий, защита персональной информации, способы противодействия мошенничеству). Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, авиа- и водного транспорта (на вокзалах, в аэропортах, на борту самолёта, судна).
4 класс (68 часов)
Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина. Российской Федерации. Президент Российской Федерации – глава государства. Политико-административная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. История Отечества «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Наиболее значимые объекты. Списка всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Правила нравственного поведения в социуме.
Человек и природа
Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Наблюдения в окружающей среде и опыты по исследованию природных объектов и явлений. Наиболее значимые природные объекты. Списка всемирного наследия в России и за рубежом. Международная Красная книга. Экологические проблемы и пути их решения. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения на природе. Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Причины смены природных зон. Экологические связи в природных зонах.
Правила безопасной жизни.
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в сети Интернет: поиск достоверной информации (поиск и опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов). Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного поведения в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха). Правила безопасного поведения велосипедиста (дорожные знаки, дорожная разметка, сигналы и средства защиты велосипедиста).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения рабочей программы учебного предмета «Окружающий мир» достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности на уроке и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине—России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость
к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
2) базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
3) работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
2) совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты
1) сформированность уважительного отношения к своей семье и семейным традициям, организации, родному краю, России, ее истории и культуре, природе; чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) первоначальные представления о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; сформированность основ рационального поведения и обоснованного принятия решений;
3) первоначальные представления о традициях и обычаях, хозяйственных занятиях населения и массовых профессиях родного края, достопримечательностях столицы России и родного края, наиболее значимых объектах Всемирного культурного и природного наследия в России; важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России; основных правах и обязанностях гражданина Российской Федерации;
4) развитие умений описывать, сравнивать и группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
5) понимание простейших причинно-следственных связей в окружающем мире (в том числе на материале о природе и культуре родного края);
6) умение решать в рамках изученного материала познавательные, в том числе практические задачи;
7) приобретение базовых умений работы с доступной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и обществе, безопасного использования электронных ресурсов Организации и сети Интернет, получения информации из источников в современной информационной среде;
8) приобретение опыта проведения несложных групповых и индивидуальных наблюдений в окружающей среде и опытов по исследованию природных объектов и явлений с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов и следованием инструкциям и правилам безопасного труда, фиксацией результатов наблюдений и опытов;
9) формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в сети Интернет и опыта соблюдения правил безопасного поведения при использовании личных финансов;
10) приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения.
1 класс
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
- называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, фамилии и отчеству, профессии
членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы, название своего населённого пункта (городского, сельского), региона, страны;
- проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
- приводить примеры культурных объектов родного края; семейных традиций, школьных
традиций и праздников; профессий;
- различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы; овощи и фрукты; части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя); дикорастущие и культурные растения; лиственные и хвойные растения; группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
- применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;
- описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие и культурные растения, лиственные и хвойные растения; деревья, кустарники, травы;
- основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), выделять их наиболее
существенные признаки;
- проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), опыты под руководством учителя и измерения (в том числе вести счёт времени), фиксировать результаты наблюдений и опытов;
- использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
- соблюдать правила безопасной работы на учебном месте школьника;
- соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
- безопасно использовать ресурсы сети Интернет, электронного дневника и электронных
ресурсов школы;
- соблюдать правила здорового питания и личной гигиены; правила безопасного поведения в природе;
- безопасно использовать бытовые электроприборы
2 класс
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
- узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона;
- проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
- находить Россию на карте мира, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;
- приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края; важных событий прошлого и настоящего родного края; хозяйственных занятий жителей родного края, соотнося их с профессиями;
- описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты);
- распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
- описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления, в том числе звёзды и созвездия, планеты;
- группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
- приводить примеры изученных взаимосвязей в природе (в том числе связанных с
годовым ходом изменений в жизни растений и животных), примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека;
- ориентироваться на местности по местным природным признакам, Солнцу, компасу;
- проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с
природными объектами, измерения;
- использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
- создавать по заданному плану собственные развернутые высказывания о природе и обществе;
- соблюдать правила нравственного поведения на природе;
- безопасно использовать мессенджеры сети Интернет; безопасно осуществлять коммуникацию в социальных группах и сообществах школы;
- соблюдать правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро;
- соблюдать режим дня и питания;
- соблюдать правила безопасного поведения в школе.
3 класс
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
- соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта;
- соблюдать периодичность двигательной активности и профилактики заболеваний;
- соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
- узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона;
- проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
- различать расходы и доходы бюджета семьи;
- приводить примеры изученных памятников природы и культуры России,
достопримечательностей родного края и его столицы;
- группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию;
- сравнивать по заданному количеству признаков;
- распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям,
различать их в окружающем мире;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
- показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
- использовать знания о взаимосвязях в природе, знания о взаимосвязях человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты по исследованию природных объектов и явлений, используя простейшее лабораторное оборудование и следуя инструкциям и правилам безопасного труда;
- использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
- создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями;
- безопасно использовать персональные данные в сети Интернет; определять мошеннические действия по их характерным признакам;
- соблюдать правила нравственного поведения на природе.
4 класс
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
- проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
- рассказывать о государственных праздниках России, изученных наиболее важных событиях основных периодов истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов истории и знаменитых современниках, достопримечательностях столицы России и родного края;
- называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом;
- называть экологические проблемы и определять пути их решения;
- знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
- показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
- показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
- находить место изученных событий на «ленте времени»;
- соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России;
- распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их
существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего
региона;
- группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств;
- использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон);
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты по исследованию природных объектов и явлений, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы и следуя инструкциям и правилам безопасного труда;
- использовать различные источники информации для извлечения информации, ответов на вопросы;
- создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе;
- определять возможные последствия вредных привычек по их характерным признакам;
- осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и достоверной информации в сети Интернет;
- соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха;
- соблюдать правила безопасного поведения велосипедиста;
- соблюдать правила нравственного поведения на природе.
3. Тематическое планирование
с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, возможность использования электронных (цифровых образовательных ресурсов) и с учетом рабочей программы воспитания.
1 класс
№ п/п | Раздел /тема | Кол-во часов | Воспитательный потенциал урока в соответствии с рабочей программой воспитания | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Человек и общество (10 ч.) |
| Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества. Воспитание через демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения. Формирование и совершенствование у учащихся нравственных принципов, посредством собственного личного примера Организация работы с получаемой на уроке социально значимой информацией. Генерирование и оформление собственных идей, навыка уважительного отношения к чужим идеям Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Воспитание искреннего интереса к учебной деятельности, получению новых знаний, расширению собственного кругозора, доброжелательного отношения с одноклассниками и педагогами. Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками). Умение понимать чувства, мотивы, характеры героев и проецировать на современное общество. | ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИД, ДК
ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИД, ДК
ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИД, ДК | |
1.1. | Школьные традиции и праздники. Классный, школьный коллектив, совместная деятельность. | 1 | ||
1.2. | Одноклассники, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, взаимной помощи. | 1 | ||
1.3. | Рабочее место школьника. Правила безопасной работы на учебном месте, режим труда и отдыха. | 1 | ||
1.4. | Россия Москва — столица России. Народы России. | 1 | ||
1.5. | Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона. | 1 | ||
1.6. | Культурные объекты родного края. Труд людей. Ценность и красота рукотворного мира. | 1 | ||
1.7. | Правила поведения в социуме. | 1 | ||
1.8. | Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. | 1 | ||
1.9. | Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. | 1 | ||
1.10. | Домашний адрес. | 1 | ||
|
|
| ||
. Человек и природа (37 ч.) |
|
|
| |
2.1. | Природа — среда обитания человека. | 2 | Воспитание экологического и гуманистического мышления. Умение выявлять связь между прочитанным и современной реальностью. Умение оценить оригинальность чужих идей. Налаживание позитивных межличностных отношений в классе. Оказание содействия в трудовом воспитании учащихся посредством собственного примера. Инициирование ситуаций, обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по поводу выработки своего к ней отношения. Создание социально - значимого опыта сотрудничества и взаимной помощи. Оказание содействия эстетическому и нравственному воспитанию учащихся посредством ознакомления с произведениями искусства и литературы, природными явлениями, научными достижениями и т.п. Воспитание терпимого отношения к взглядам и точкам зрения других людей, их жизненной позиции и образу жизни. | ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИД, ДК ИИП «Мир природы»
ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/ РЭШ https://resh.edu.ru/
ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИД, ДК, ЭМ ИИП «Мир природы» |
2.2. | Природа и предметы, созданные человеком. | 2 | ||
2.3. | Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. | 2 | ||
2.4. | Неживая и живая природа. | 2 | ||
2.5. | Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды) по термометру. | 2 | ||
2.6. | Наблюдение за погодой своего края. | 2 | ||
2.7. | Сезонные изменения в природе. | 2 | ||
2.8. | Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе. | 2 | ||
2.9. | Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). | 2 | ||
2.10. | Лиственные и хвойные растения. | 2 | ||
| Дикорастущие и культурные растения. | 2 | ||
2.11. | Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист. | 2 | ||
2.12. | Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): цветок, плод, семя. | 2 | ||
2.13. | Комнатные растения, правила содержания и ухода. | 2 | ||
2.14. | Разные группы животных (звери и насекомые). | 2 | ||
2.15. | Разные группы животных (птицы и рыбы). | 2 | ||
2.16. | Домашние животные (условия жизни). | 1 | ||
2.17. | Дикие животные (условия жизни). | 1 | ||
2.18. | Различия в условиях жизни домашних и диких животных. | 1 | ||
2.19. | Забота о домашних питомцах. | 2 | ||
Правила безопасной жизни.(7 ч) |
|
|
| |
3.1. | Необходимость соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. | 2 | Воспитание у учащихся ответственного отношения к учебе, ответственности за результаты своего учебного труда, соблюдение правил и техники безопасности. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; цикл уроков-консультаций о великих людях мира. Оказание содействия в физическом воспитании учащихся, проявление заботы о профилактике их утомляемости во время учебного урока. Налаживание позитивных межличностных отношений в классе. Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками. | ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИД, ДК |
3.2. | Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами. | 2 | ||
3.3. | Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы). | 2 | ||
3.4. | Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в Интернет. | 1 | ||
|
|
| ||
| Резерв | 6 |
|
|
| Итого | 66ч |
|
|
2 класс
№ п/п | Раздел /тема | Кол-во часов | Воспитательный потенциал урока в соответствии с рабочей программой воспитания | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Человек и общество | 16 ч. | Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества. Воспитание через демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения. Формирование и совершенствование у учащихся нравственных принципов, посредством собственного личного примера Организация работы с получаемой на уроке социально значимой информацией. Генерирование и оформление собственных идей, навыка уважительного отношения к чужим идеям Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Воспитание искреннего интереса к учебной деятельности, получению новых знаний, расширению собственного кругозора, доброжелательного отношения с одноклассниками и педагогами. Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками). Умение понимать чувства, мотивы, характеры героев и проецировать на современное общество. | ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИД, ДК
»
| |
1.1. | Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. | 1 | ||
1.2. | Государственные символы России, символика своего региона. | 1 | ||
1.3. | Москва — столица. Достопримечательности Москвы. Страницы истории Москвы. | 2 | ||
1.4. | Города России. Свой регион и его столица на карте РФ. | 2 | ||
1.5. | Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. | 1 | ||
1.6. | Родной край, его природные и культурные достопримечательности. | 2 | ||
1.7. | Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте. | 2 | ||
1.8. | Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества. | 1 | ||
1.9. | Семья — коллектив. Семейное древо. Семейные ценности. и традиции. | 1 | ||
1.10. | Совместный труд и отдых. Участие детей в делах семьи. | 1 | ||
1.11. | Правила культурного поведения в общественных местах. | 1 | ||
1.12. | Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению | 1 | ||
Человек и природа. | 34 |
|
| |
2.1. | Наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. | 2 | Воспитание экологического и гуманистического мышления. Умение выявлять связь между прочитанным и современной реальностью. Умение оценить оригинальность чужих идей. Налаживание позитивных межличностных отношений в классе. Оказание содействия в трудовом воспитании учащихся посредством собственного примера. Инициирование ситуаций, обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по поводу выработки своего к ней отношения. Создание социально - значимого опыта сотрудничества и взаимной помощи. Оказание содействия эстетическому и нравственному воспитанию учащихся посредством ознакомления с произведениями искусства и литературы, природными явлениями, научными достижениями и т.п. Воспитание терпимого отношения к взглядам и точкам зрения других людей, их жизненной позиции и образу жизни. | ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИД, ДК ИИП «Мир природы ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИД, ДК, ЭМ ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИД, ДК, ЭМ ИИП «Мир природы» |
2.2. | Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле. | 2 | ||
2.3. | Изображения Земли: глобус, карта, план. | 2 | ||
2.4. | Карта мира. Материки, океаны. | 2 | ||
2.5. | Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. | 2 | ||
2.6. | Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его устройство, ориентирование на местности. | 2 | ||
2.7. | Многообразие растений. Деревья. | 1 | ||
2.8. | Многообразие растений. Кустарники. | 1 | ||
2.9. | Многообразие растений. Травы. | 1 | ||
2.10. | Дикорастущие и культурные растения. | 2 | ||
2.11. | Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растения. | 2 | ||
2.12. | Мир животных (фауна). | 2 | ||
2.13. | Насекомые, рыбы, птицы. Общая характеристика (особенности внешнего вида, движений, питания, размножения). | 2 | ||
2.14. | Звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика (особенности внешнего вида, движений, питания, размножения). | 2 | ||
2.15. | Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных. | 2 | ||
2.16. | Сезонная жизнь животных. | 2 | ||
2.17. | Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. | 2 | ||
2.18. | Заповедники, природные парки. Охрана природы. | 2 | ||
2.19. | Правила нравственного поведения на природе. | 1 | ||
Правила безопасной жизни. | 12 |
|
| |
3.1. | Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). | 2 | Воспитание у учащихся ответственного отношения к учебе, ответственности за результаты своего учебного труда, соблюдение правил и техники безопасности. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; цикл уроков-консультаций о великих людях мира. Оказание содействия в физическом воспитании учащихся, проявление заботы о профилактике их утомляемости во время учебного урока. Налаживание позитивных межличностных отношений в классе. Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками. | ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИД, ДК
|
3.2. | Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. | 1 | ||
3.3. | Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи, а также на пришкольной территории). | 1 | ||
3.4. | Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро. Номера телефонов экстренной помощи. | 1 | ||
3.5. | Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет. | 1 | ||
3.6. | Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). | 2 | ||
3.7. | Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. | 1 | ||
3.8. | Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи, а также на пришкольной территории). | 1 | ||
3.9. | Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро. Номера телефонов экстренной помощи. | 1 | ||
3.10. | Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет. | 1 | ||
| Резерв | 6 |
|
|
| Итого | 68ч |
|
|
3 класс
№ | Раздел /тема | Количество часов
| Воспитательный потенциал урока в соответствии с рабочей программой воспитания | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Человек и общество. 20 | ||||
1.1. | Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. | 1 | Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества. Воспитание через демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения. Формирование и совершенствование у учащихся нравственных принципов, посредством собственного личного примера Организация работы с получаемой на уроке социально значимой информацией. Генерирование и оформление собственных идей, навыка уважительного отношения к чужим идеям Формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Воспитание искреннего интереса к учебной деятельности, получению новых знаний, расширению собственного кругозора, доброжелательного отношения с одноклассниками и педагогами. Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками). | ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИД, ДК ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИД, ДК |
1.2. | Наша Родина — Российская Федерация — многонациональная страна. | 2 | ||
1.3. | Особенности жизни, быта, культуры народов РФ. | 2 | ||
1.4. | Уникальные памятники культуры (социальные и природные объекты) России, родного края. | 2 | ||
1.5. | Города Золотого кольца России. | 1 | ||
1.6. | Государственное устройство РФ (общее представление). | 1 | ||
1.7. | Конституция — основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина РФ. | 1 | ||
1.8. | Президент РФ — глава государства. Политико-административная карта России. Города России. | 1 | ||
1.9. | Государственная символика Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона. | 1 | ||
1.10. | Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов. | 2 | ||
1.11 | Семья — коллектив близких, родных людей. Поколения в семье. | 1 | ||
1.12. | Взаимоотношения в семье: любовь, доброта, внимание, поддержка. | 1 | ||
1.10. | Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. | 1 | ||
1.11. | Страны и народы мира на карте. | 2 | ||
1.12 | Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся. | 2 | ||
Человек и природа. 35 | ||||
2.1. | Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твёрдые тела, жидкости, газы, их свойства. | 1 | Воспитание экологического и гуманистического мышления. Умение выявлять связь между прочитанным и современной реальностью. Умение оценить оригинальность чужих идей. Налаживание позитивных межличностных отношений в классе. Инициирование ситуаций, обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по поводу выработки своего к ней отношения. Создание социально - значимого опыта сотрудничества и взаимной помощи. Оказание содействия эстетическому и нравственному воспитанию учащихся посредством ознакомления с научными достижениями и т.п. Воспитание терпимого отношения к взглядам и точкам зрения других людей, их жизненной позиции и образу жизни.
| ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИД, ДК, ЭМ ИИП «Мир природы» ОД «Анатомия для детей» |
2.2. | Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение для жизни. | 1 | ||
2.3. | Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для жизни. Круговорот воды в природе. | 1 | ||
2.4. | Охрана воздуха, воды. | 1 | ||
2.5. | Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека. Полезные ископаемые родного края. | 2 | ||
2.6. | Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной деятельности человека. | 1 | ||
2.7. | Царства природы. Бактерии, общее представление. Грибы: строение шляпочного гриба; съедобные и несъедобные грибы. | 2 | ||
2.8. | Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. | 1 | ||
2.9. | Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. | 1 | ||
2.10. | Роль растений в природе и жизни людей, бережное | 1 | ||
2.11. | Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. | 1 | ||
2.12 | Растения родного края, названия и краткая характеристика. Охрана растений. | 1 | ||
2.13 | Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружаю щей среды. | 1 | ||
2.14. | Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери, пресмыкающиеся, земноводные). | 1 | ||
2.15. | Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери, пресмыкающиеся, земноводные). | 1 | ||
2.16. | Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери, пресмыкающиеся, земноводные). | 1 | ||
2.17. | Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). | 1 | ||
2.18. | Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. | 1 | ||
2.19. | Животные родного края, их названия. | 1 | ||
2.20. | Природные сообщества: лес, луг, пруд. | 2 | ||
2.21. | Взаимосвязи в природном сообществе. | 1 | ||
2.22. | Создание человеком природных сообществ для хозяйственной деятельности, получения продуктов питания (поле, сад, огород). | 2 | ||
2.23. | Природные сообщества родного края. | 1 | ||
2.24. | Правила поведения в лесу, на водоёме, на лугу. | 1 | ||
2.25. | Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. | 1 | ||
2.26. | Системы органов. Опорно-двигательная система, её роль в жизнедеятельности организма. | 1 | ||
2.27. | Системы органов. Пищеварительная система, её роль в жизнедеятельности организма. | 1 | ||
2.28. | Системы органов. Дыхательная и кровеносные системы, их роль в жизнедеятельности организма. | 1 | ||
2.29. | Системы органов (нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. | 1 | ||
2.30. | Гигиена отдельных органов и систем органов человека. | 1 | ||
2.31. | Измерение температуры тела человека, частоты пульса. | 1 | ||
Правила безопасной жизни. 7 | ||||
3.1. | Здоровый образ жизни; забота о здоровье и безопасности окружающих людей. | 1 | Воспитание у учащихся ответственного отношения к учебе, ответственности за результаты своего учебного труда, соблюдение правил и техники безопасности. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих проблемных ситуаций для обсуждения в классе; цикл уроков-консультаций о великих людях мира. Оказание содействия в физическом воспитании учащихся, проявление заботы о профилактике их утомляемости во время учебного урока. Налаживание позитивных межличностных отношений в классе. Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками. | ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИД, ДК |
3.2. | Безопасность во дворе жилого дома (внимание к зонам электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов; предупреждающие знаки безопасности). | 2 | ||
3.3. | Транспортная безопасность пассажира разных видов транспорта, правила поведения на вокзалах, в аэропортах, на борту самолёта, судна. | 2 | ||
3.4. | Безопасность в Интернете (ориентировка в признаках мошенничества в сети; защита персональной информации) в условиях контролируемого доступа в Интернет. | 2 | ||
Резервное время | 6 |
| ||
итого | 68ч |
|
№ | Раздел /тема | Количество часов
| Воспитательный потенциал урока в соответствии с рабочей программой воспитания | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Человек и общество. (20 ч.) | ||||
1.1. | Государственное устройство РФ (общее представление). | 1 | Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества. Воспитание через демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения. Формирование и совершенствование у учащихся нравственных принципов, посредством собственного личного примера Организация работы с получаемой на уроке социально значимой информацией. Генерирование и оформление собственных идей, навыка уважительного отношения к чужим идеям Формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Воспитание искреннего интереса к учебной деятельности, получению новых знаний, расширению собственного кругозора, доброжелательного отношения с одноклассниками и педагогами. Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками).
| ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИД, ДК |
1.2. | Конституция — основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина РФ. | 1 | ||
1.3. | Президент РФ — глава государства. Политико-административная карта России. Города России. | 2 | ||
1.4. | Общая характеристика родного края: природа, главный город, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. | 2 | ||
1.5. | Государственные праздники в жизни российского общества: Новый год. | 1 | ||
1.6. | Государственные праздники в жизни российского общества: День защитника Отечества, Международный женский день. | 1 | ||
1.7. | Государственные праздники в жизни российского общества: День весны и труда, День Победы. | 1 | ||
1.8. | Государственные праздники в жизни российского общества: День России, День народного единства, День Конституции. | 1 | ||
1.9. | Праздники и памятные даты своего региона. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. | 1 | ||
1.10. | Праздники и памятные даты своего региона. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. | 1 | ||
1.11. | История Отечества «Лента времени» и историческая карта. | 1 | ||
1.12. | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. | 2 | ||
1.13. | Картины быта, труда; духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. | 1 | ||
1.14. | Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. | 1 | ||
1.15. | Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. | 2 | ||
1.16. | Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. | 1 | ||
1.17. | Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена. | 1 | ||
. Человек и природа. 35 | ||||
2.1. | Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. | 2 | Воспитание экологического и гуманистического мышления. Умение выявлять связь между прочитанным и современной реальностью. Умение оценить оригинальность чужих идей. Налаживание позитивных межличностных отношений в классе. Инициирование ситуаций, обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по поводу выработки своего к ней отношения. Создание социально - значимого опыта сотрудничества и взаимной помощи. Оказание содействия нравственному воспитанию учащихся посредством ознакомления с природными явлениями, научными достижениями и т.п. Воспитание терпимого отношения к взглядам и точкам зрения других людей, их жизненной позиции и образу жизни.
| ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИД, ДК ИИП «Мир природы» |
2.2. | Характеристика планет Солнечной системы. | 2 | ||
2.3. | Естественные спутники планет. | 1 | ||
2.4. |
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. | 2 | ||
2.5. | Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. | 1 | ||
2.6. | Формы земной поверхности: равнины (общее представление, условное обозначение равнин на карте). Равнины России. | 1 | ||
2.7. | Формы земной поверхности: горы (общее представление, условное обозначение гор на карте). Горы России. | 1 | ||
2.8. | Формы земной поверхности: холмы и овраги (общее представление, условное обозначение холмов и оврагов на карте). | 2 | ||
2.9. | Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). | 2 | ||
2.10. | Водоёмы, их разнообразие (океан); река как водный поток. | 1 | ||
2.11. | Водоёмы, их разнообразие (море). | 1 | ||
2.12. | Водоёмы, их разнообразие (озеро и пруд). | 1 | ||
2.13. | Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Использование человеком водоёмов и рек. | 2 | ||
2.14. | Водоёмы и реки родного края: названия, краткая характеристика. | 1 | ||
2.15. | Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом. | 2 | ||
2.16. | Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Международная Красная книга. | 2 | ||
2.12 | Правила нравственного поведения в природе. | 1 | ||
2.17. | Природные зоны России: общее представление об основных природных зонах России. | 2 | ||
2.18. | Природные зоны России: общее представление о климате основных природных зон России. | 2 | ||
2.19. | Природные зоны России. Растительный и животный мир. | 2 | ||
2.20. | Природные зоны России: особенности труда и быта людей, охрана природы. | 2 | ||
2.21. | Связи в природной зоне. | 2 | ||
Правила безопасной жизни 7 ч | ||||
3.1. | Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. | 2 | Воспитание у учащихся ответственного отношения к учебе, ответственности за результаты своего учебного труда, соблюдение правил и техники безопасности. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор проблемных ситуаций для обсуждения в классе; цикл уроков-консультаций о великих людях мира. Оказание содействия в физическом воспитании учащихся, проявление заботы о профилактике их утомляемости во время учебного урока. Налаживание позитивных межличностных отношений в классе. Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками. | ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИД, ДК
|
3.2. | Безопасность в городе. | 1 | ||
3.3. | Планирование безопасных маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного поведения велосипедиста (дорожные знаки, дорожная разметка, сигналы и средства защиты велосипедиста). | 2 | ||
3.4. | Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации опознание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в Интернет. | 2 | ||
Резервное время | 6 |
| ||
итого | 68ч. |
|