СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» ПО.01. УП.02.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету   «ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» ПО.01. УП.02.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» ПО.01. УП.02.»



ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОБОЯНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»


Предметная область ПО.01. Художественное творчество



Рабочая программа

по учебному предмету

«ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

ПО.01. УП.02.


Срок реализации 3 года.












г. Обоянь

2021г.



СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ





-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



-УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



-СОДЕРЖВНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ



-ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК



-СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



























Пояснительная записка.

Данная программа предназначена для работы в 1-3 классах.

Декоративно-прикладное искусство играет особую роль в эстетическом воспитании. Значение декоративно-прикладного искусства определяется прежде всего тем, что оно необычайно массово. Произведения различных видов прикладного искусства окружают человека в обычной жизни- это одежда, посуда, украшения и т.д., а, значит , постоянно воздействуют на него.

Цель программы: научить видеть красоту в реальной действительности и создавать вещи, которые имеют 2 функции - утилитарную и художественную.

Задачи программы: знакомство с основами декоративной композиции, знакомство с приемами работы с различными материалами и приобретение практических навыков, развитие фантазии и воображения, изобретательности и технических навыков, композиционного мышления и чувства цветовой гармонии, расширение кругозора и формирование у детей представления о роли искусства в жизни общества.

Декоративно-прикладная деятельность включает разнообразные художественные работы и техники: роспись гуашью, аппликация, мозаика, конструирование из бумаги, работа с природными материалами и многое другое.

Срок реализации программы - 3 года.

На занятиях в 1 классе дети получают представление о декоративно-прикладном искусстве, его особенностях. Ученики знакомятся с основами декоративной композиции, получают простейшие навыки работы.

Во 2-3 классах ученики начинают знакомиться с народным искусством, народными промыслами. Необходимо привить учащимся любовь к народному искусству. Эффективно используя время занятий, надо обучить детей простым практическим приемам работы с различными материалами.

Программа предназначена для учащихся от 7 до 9 лет. При составлении программы учитывались возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Поэтому данная программа предусматривает частую смену видов деятельности, чтобы дети не уставали и не теряли интерес к занятиям.

Принцип организации занятий – мелкогрупповые. Количество детей в группе - 6-8 человек.

Формы работы: беседа, практические занятия. Используются различные методы обучения: наглядный, словесный, практический. На занятиях используется различный иллюстративный материал: фотографии, образцы, работы детей и преподавателей, зарисовки орнаментов, шаблоны и др.

Текущий контроль осуществляется по ходу занятия. Отметка выставляется за работу в течение урока. На основании текущих отметок выставляются отметки за четверть и год. Промежуточная аттестация осуществляется в виде просмотров, которые проводятся в конце полугодия (декабрь, май).

На просмотр выставляются все работы в соответствии с программой, дополнительные и домашние работы (если есть). Учитывая возрастные особенности учащихся, считаем возможным, заменить просмотр выставкой. Итоговая аттестация осуществляется в виде выставки или просмотра в конце курса обучения (май).

На просмотр выставляются все работы в соответствии с программой, дополнительные и домашние работы (если есть). Учитывая возрастные особенности учащихся, считаем возможным, заменить просмотр выставкой. Итоговая аттестация осуществляется в виде выставки или просмотра в конце курса обучения (май).

Начиная с первого класса учащиеся постепенно знакомятся с традиционными композиционными схемами размещения орнамента (линейный - полоса, в квадрате, в круге, сетчатые орнаменты), а также с основными видами орнамента по характеру изображений (геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный). Эти качества орнаментального строя рассматриваются как неотъемлемая часть образа художественной вещи. Дети учатся понимать "язык" орнамента разных центров народного творчества. Чувство гармонии и чувство материала развивается у учащихся в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается у детей от занятия к занятию.

Обогащение эмоционально-эстетического опыта учащихся в процессе изучения декоративно-прикладного искусства способствует развитию их художественного творчества. Методика формирования художественного опыта основана на творческих принципах самого искусства. Ознакомление с творчеством народных мастеров и творчеством художников в сфере художественной промышленности открывает перед учениками огромный мир материальной и духовной культуры человечества.

Так как одна из ведущих задач - творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. Учебная программа по прикладному творчеству предусматривает самостоятельное выполнение эскизов оформления различных изделий на основе орнаментальной и сюжетной декоративной композиции; практических заданий по изображению узоров, оформлению тех или иных предметов быта, художественному конструированию, составлению эскизов декоративного оформления открыток, плакатов, а так же ознакомление учащихся с различными видами и отдельными произведениями декоративно-прикладного искусства.

Детское творчество, как и декоративное искусство, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя здесь выявляют. И чувства, которые испытывает ребенок, преображают натуру, представляют ее в условно перевоплощенном виде, сообщают ей особое очарование, сказочные, поэтические и романтические черты. При взгляде на такие произведения ощущаешь отношение маленького художника, настроения и чувства, которые им владели - радость, восторженность, озорство, нежность и т.п. Все изображается им нелицемерно, искренне, естественно.в меру его собственной наивности.

Характер творчества детей обусловлен их психологическими и возрастными особенностями. В процессе восприятия существенную роль играет воображение, а также впечатлительность, которая дает себя знать и в обостренной наблюдательности.



1 класс (7 лет обучения)

№ п./п.

Перечень разделов и тем

Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятель-ная работа

№ п./п.

1.

Тема: Вводное занятие. Прикладное искусство и человек.

Комбинированное занятие





3часа





1





2

2.

Тема: Конструкция и декор предметов быта.



Комбинированное занятие



3часа



1



2

3.

Тема: Ритм пятен, как средство выражения.


Комбинированное занятие



3часа



1



2


4.

Тема: Аппликация "Осень".


Комбинированное занятие



12часов



2



10

5.

Тема: РРРрРРРРРазличные виды декоративных приемов и их применение в декоративных композициях набрызг, сухая кисть,рисунок воском и пр.


Комбинированное занятие







7 часов







1







6

6.

Тема: Оформление открытки с использованием ранее изученных техник

Практическое занятие



3



1



2

7.

Тема: Оформление почтового конверта

Комбинированное занятие





3часа





1





2

8.

Тема: Техника "папье-маше".

Беседа. Создание и роспись ёлочной игрушки простой формы


Комбинированное занятие





7 часов





1





6

9.

Тема :Учебно-тренировочные упражнения,под- готовка к росписи

Комбинированное занятие





6часов





2





4

10.

Тема: Матрешка


Комбинированное занятие





6часов





2





4

11.

Тема: Панно "Сказочная страна".


Комбинированное занятие



6часов



2



4

12.

Тема: Техника "бумагопластика".

Знакомство с техникой и приемами работы с бумагой. Изготовление различных простых поделок, таких как цветы, листья, бабочки

Комбинированное занятие









6часов









2









4

13.

Изготовление открытки в технике бумагопластики

Практическое занятие







6часов







2







4


14

Тема: Орнамент.

Изучение видов орнамента, выполнение эскизов






6часов


2

4

15.

Учебно-тренировочные упражнения на выполнение различных элементов русских росписей

Комбинированное занятие

6часов

2

4

16.

Итоговая работа:Эскиз росписи предмета быта(тарелка,ваза и пр.)

Практическое занятие



6 часов





6 часов


17

Подведение итогов, проведение выставки работ учащихся




2 часа


2 часа



Всего 84 часа 18 часов 66часов









2 класс

(7лет обучения).

№ п./п.

Перечень разделов и тем


Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1.

Тема: Работа над росписью по Городецким мотивам:

- знакомство с промыслом;

-изучение техники и цветового решения росписи, выполнение элементов;

-составление эскиза изделия;

-подготовка деревянной основы под роспись;

-исполнение росписи изделия.




Комбинированное занятие





















Практическое занятие























18часов























4























14

2.

Тема: Праздничная открытка.


Практическое занятие



6часов



2



4

3.

Тема: "Глядя в звёздное небо".Декоративная работа гуашью


Практическое занятие







9часов







3







6

4.

Цикл занятий: Чудеса из папье-маше

-Беседа. Что нужно для работы.

-Тема: Веселые зверята.

-Тема: Декоративные тарелки (ягоды).

-Тема: Дары осени.

-Тема: Подводный мир (панно).

-Тема: Новогодняя сказка.

-Тема: Рамочка для фото "Фантазия".

-Тема: Весенний букет.

-Тема: Эмблема.

-Тема: Профессия.

-Тема: Чаепитие.

-Тема: Панно " В мире прекрасного"



Комбинированное занятие













































Практическое занятие



























37часов



























13



























24

5.

Тема: Гжель-Знакомство с историей возникновения промысла, изучение техники и цветового решения росписи. Выполнение элементов.

-Составление эскиза изделия.

Подготовка деревянной основы под роспись.

-Исполнение росписи изделия.

Комбинированное занятие













Практическое занятие






















16часов

















4

















12

6.

Тема: Зачем людям украшения (костюм, символика цвета).

Комбинированное занятие






3часа





1





2

7.

Тема: -

Декоративная композиция Волшебное дерево



Комбинированное занятие
















4 часа






















2






















2


















8.


Контрольное занятие

2часа


2

9.

Выставка работ учащихся "Я мастер декоративного искусства".

Обобщающее занятие





2часа






2




98 часов

32

66











3 класс

(7лет обучения).



№ п./п.

Перечень разделов и тем


Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1.

Тема:Скрапбукинг

-Знакомство с историей возникнове-ния Изучение материалов и различных техник исполнения

Составление эскиза изделия и подбор материалов

выполнение изделия.

Комбинированное занятие



























Практическое занятие
























6часов























2























4

2.

Тема:

-Новогодняя игрушка. Выполнение эскиза.

-Лепка игрушки.

-Роспись изделия.


Практическое занятие








8часов







2







6


3.

Тема: Новогодняя открытка


Практическое занятие




6часов



2



4

4.

Тема: Пермогорская роспись.

-Знакомство с историей промысла. Изучение техники и цветового решения росписи. Выполнение элементов.

-Подготовка основы для росписи.

Составление эскиза изделия.

-Исполнение росписи изделия.














Комбинированное занятие















Практическое занятие




















14



















2



















12

5.

Цикл занятий. Тема: Техника "Декупаж".

-Знакомство с техникой исполнения.

-Работа над композицией в круге (тарелка).

-Работа над композицией на стеклянной поверхности (бутылка, банка, ваза).

Комбинированное занятие













Практическое занятие


















9часов

















3

















6

6.

Тема: лубок

-Знакомство с историей возникновения промысла. Изучение техники и цветового решения Выполнение элементов.

Составление эскиза



Комбинированное занятие




































10часов





















2





















8

7.

Тема: Цветочные фантазии из крепбумаги

Комбинированное занятие






9часов





3





6

8.

Тема: Мезенская роспись.

Выполнение элементов росписи.

Составление эскиза изделия.

Практическое занятие










14











2











12

9.

Тема: Эскиз росписи пасхального яйца

Практическое занятие






4часа



2





2

10.

Тема: Филимоновская игрушка.

-Знакомство с историей зарождения. Изучение техники и цветового решения игрушки.

Выполнение элементов.

Составление эскиза игрушки

Комбинированное занятие























Практическое занятие





















5 часов





















1





















4

11.


Контр.занятие

3часа

1

2

12.

Выставка работ учащихся "Я мастер декоративно-го искусства".

Обобщающее занятие





















98часов

32

66





Всего:

280часов

82

198





СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

1 класс.

1.Тема: Прикладное искусство и человек.

Цели: познакомить учащихся с понятием "декоративно-прикладное искусство", произведениями искусства, рожденными в крестьянской среде; объяснить, что выражают древние образы и символы.

Беседа. Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) - это украшение предметов быта художниками и народными умельцами. ДПИ по большей части создает среду, в которой живут люди. Оно присутствует в нашем быту, постоянно развиваясь и радуя нас. В древности люди наполняли свою жизнь всевозможной символикой: земля изображалась в виде горизонтальных линий, ромбов, прямоугольников; вода - в форме горизонтальных и вертикальных линий. Такие изображения называли солярными знаками, из них выстраивали узор. Цвет тоже имел свое значение: черный символизировал землю; желтый - солнце; красный - жизнь...

Практическая работа: изобразить дерево жизни. В народных поверьях дерево жизни играло большую роль. Нашу жизнь можно представить в виде огромного дерева с его многочисленными ответвлениями и корнями. При создании рисунка необходимо сохранять обобщенную форму изображения. Можно смело использовать различные цвета, фантазировать и украшать свою работу.

Зрительный ряд: иллюстрации предметов народного быта, рисунки знаков-символов.

Материалы: бумага, кисти, краски.

Задание на дом: посмотреть, где в вашем доме встречаются изделия ДПИ.

(2часа).

2.Тема: Конструкция и декор предметов народного быта.

Цели: сформировать у детей навыки создания художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предмета; познакомить с русской народной вышивкой.

Беседа: Знакомство с произведениями народного искусства, видами вышивки.

Практическая работа: выполнить эскиз узора вышивки на полотенце в традиции русских народных мастеров.

Зрительный ряд: изображения русских полотенец, иллюстрации русской народной вышивки.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Материалы: краски, кисти, бумага.

Задание на дом: найти образцы вышивки на ткани у себя дома.

(2часа).

3.Тема: Ритм пятен, как средство выражения.

Цели: познакомить учащихся с понятием "ритм" в изобразительном искусстве.

Беседа: Элементарные знания о композиции. От изменения положения на листе даже одинаковых пятен изменяется и содержание композиции. Ритмическое расположение летящих птиц (работа индивидуальная или коллективная). Ритм — это упорядоченность, чередование каких-либо элементов, происходящее с определённой последовательностью, частотой. Ритм в изобразительном искусстве.

Практическая работа: изображение стаи летящих птиц.

Зрительный ряд: наглядные пособия.

Музыкальный ряд: фрагменты с выраженной ритмической организацией.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

(2часа).

4.Тема: Осень (аппликация).

Цели: создание условий для развития художественно-творческих

способностей у детей в аппликации, познакомить с приемом «обрывания»,

развивать мелкую моторику рук; воспитывать любовь к природе, уважительное отношение к окружающим.

Предварительная работа: Рассматривание репродукций картин и иллюстраций об осени, наблюдения на прогулке, знакомство с загадками, пословицами об осени, заучивание стихов, беседа о приметах осени, изготовление гербария, развлечение «Осенняя ярмарка».

Беседа: Аппликация (от лат. applicatio — прикладывание), способ создания орнаментов, изображений путём нашивания, наклеивания на ткань, бумагу и т. п. разноцветных кусочков какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т. п.) другого цвета или выделки, а также орнамент, изображение, созданные по такому способу, придающему им особую рельефность.

Деревья с объемной кроной. Вырезаем из картона контур любого дерева (у меня 20 см по высоте). Отдельно вырезаем ствол, который по размерам соответствует стволу дерева (обводим и дорисовываем верх). Нарезать полоски бумаги шириной 1,5 или 2 см, длиной 10,5 см (ширина листа А4 пополам), сложить из них гармошки (берем две полоски, накладываем одну на другую под прямым углом, подклеиваем и переплетаем между собой). Фигурными ножницами вырезать любые по форме части кроны и одну нижнюю часть, которая соответствует нижней части дерева. Приклеить гармошки к частям кроны, кроме нижней. Приклеиваем нижнюю часть к дереву. Наклеиваем ствол. Приклеиваем все части, перекрывая каждую.

Практическая работа: создание объемной композиции.

Зрительный ряд: аппликации учащихся прошлых лет, иллюстрации.

Музыкальный ряд: аудиозапись П.И. Чайковского «Осенняя песня» ( из цикла времена года ).

Материалы: цветная бумага, салфетки, клей ПВА, кисточки, краски, картон.

(18часов).



5.Тема: Виды декоративных приемов и их применение в декоративных композициях. Цели: Показать учащимся различные декоративные приёмы(рисование по сырому,монотипия,сухая кисть,набрызг и др.),научить их самостоятельно применять данные приёмы в различных декоративных работах

Беседа: знакомство с новыми декоративными приемами,и демонстрация применения их в декоративных рисунках

Практическая работа:Выполнение зимнего пейзажа с использованием ранее показанных приёмов. Зрительный ряд: иллюстрации и рисунки различных работ учащихся прошлых лет. Материалы: бумага, кисти, краски. (6 часов)

6.Тема:Оформление открытки с использованием ранее изученных техник. Цели: закрепить умения детей выполнять различные декоративные приёмы. Развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, самовыражения, самоанализа.

Беседа: Опрос учащихся по ранее изученной темеПрактическая работа:выполнение открытки типа почтовая карточка.

Зрительный ряд: работы учащихся, иллюстрации и др.

Материалы: бумага, краски, кисти.

Задание на дом:Выполнить открытку с разворотом

(2часа).



7.Тема: Оформление почтового конверта. Цели: Развивать эстетическое отношение к действительности. Воспитывать любовь к искусству и умение видеть красоту в самых простых вещах.

Беседа:История происхождения почтового конверта(1820 Г.), правила его оформления. .

Практическая работа:оформление готового крафт конверта: выполнение рисунка,нанесение штампов.

Зрительный ряд:иллюстрации и фотографии конвертов разных эпох.

Материалы: бумага, краски, кисти.

(2часа).

8.Тема: Техника "папье-маше".

Цели: познакомить учащихся с техникой, приемами работы.

Беседа: Папье-маше (по-французски – жеваная бумага) изобрели в начале 16 века во Франции и использовали при изготовлении кукол. Огромный интерес публики к импортным китайским и японским лакированным декоративным изделиям дал старт развитию производства в Европе изделий из папье-маше: табакерок, шкатулок, игрушек, масок, архитектурной лепнины и даже мебели.

У папье-маше по сравнению с деревом было множество достоинств. Небольшая цена и легкость позволяли перевозить изделия в больших количествах, когда немецкие кукольники отправляли во Францию головки из папье-маше, а там мастера пришивали эти головки к кукольным туловищам и наряжали кукол в модные платья.

Практическая работа: выполнение изделия (ёлочная игрушка простой формы).

Зрительный ряд: изделия из бумаги в технике "папье-маше".

Материалы: бумага (газетная подходит лучше всего), клей, кисточка, клеенка на стол, шпаклевка на водной основе, краски.



(6часов).

9.Тема:Учебно-тренировочные упражнения, подготовка к росписи.

Цели:научить детей правильно разводить краску, правильно выбирать и готовитькисть к росписи, показать правильную постановку руки,научить выполнять простейшие элементы русских росписей

Беседа:выбор красок и кистей для различных видов росписей ,важность палитры и правильного разведения красок на ней,демонстрация правильной постановки руки.

Практическая работа: выполнение простых элементов росписей(лепок,усик,травка и пр.)

(4часа).



10.Тема:Матрёшка.

Цели: познакомить детей систорией возникновения русской матрёшки; воспитывать эстетическое восприятие, чувство красоты, интерес и желание создать эскиз собственной, авторской матрёшки.

Беседа:Матрёшка-это деревянная кукла, внутри которой находится ещё несколько таких же кукол меньшего размера, другими словами это токарное изделие, выточенное на станке и расписанное вручную мастерами художественной росписи. Появилась матрёшка благодаря художнику С. Малютину, который расписал восьмиместную куклу и токарю В. Звёздочкину,который выточил деревянную заготовку под роспись. Произошло это в 1820-х годах, в то время в деревнях самым распространённым именем было имя Матрёна , так и назвали расписную деревянную куклу в русском сарафане, переднике, цветастом платке и с черным петухом в руках,символизировавшую русскую женщину,многодетную мать. Матрёшка известна во всех уголках мира как русский сувенир,во многих городах нашей страны есть своя матрёшка,имеющая отличительные черты :Загорская матрёшка,Семёновская матрёшка,Вятская,Городецкая,Мезенская,Полхов-Майданская Псковская- это традиционные матрёшки,выполняемые по определённым правилам. Далее учащимся предлагается рассмотреть фото традиционных матрёшек найти отличительные черты каждой из них и выполнить три эскиза на выбор,

Практическая работа: выполнить эскиз традиционной матрёшки (Загорской, Семеновской, Полхов-Майданской),

Зрительный ряд:традиционные расписные матрёшки, фото авторских матрёшек.

Материалы: картон,гуашевые краски, кисти .Задание на дом: выполнить эскиз авторской матрёшки.

(4часа).

11.Тема: Сказочная страна (панно).

Цели: закрепить умение детей работать в технике "аппликация", развивать мелкую моторику рук, умение работать в коллективе.

Беседа: сказки в нашей жизни.

Практическая работа: создание коллективного панно.

Зрительный ряд: иллюстрации из детских сказок.работы в технике аппликации.

Материалы: ватман, цветная бумага, ножницы, клей...

(4часа).

12.Тема: Техника "бумагопластика".

Цели: познакомить учащихся с историей возникновения бумаги, с основными приемами работы в технике бумагопластики;

изучить условные обозначения, правила техники безопасности;

воспитать терпение. Познакомить с технологией: сгибанием, разрезанием, склеиванием бумаги, с выполнением простых объемных форм (конус, цилиндр); развивать практические навыки детей, аккуратность в работе и фантазию.

Беседа: об истории возникновения бумаги; технологии изготовления развертки и макета.

Практическая работа: изготовление цветов в технике бумагопластика.

Зрительный ряд: изделия из бумаги.

Материалы: бумага, ножницы, клей.

(4часа).

13.Тема:Открытка в технике бумагопластика.

Цели: развивать практические навыки детей, аккуратность в работе и фантазию.

Практическая работа: создание открытки с цветами из бумаги

Материалы: бумага, ножницы, клей, лист картона.

Задание на дом: выполнить небольшое изделие в этой технике.

(4 часа)



14.Тема: Орнамент

.

Цели: сформировать у детей чёткое понимание,что такое орнамент;научить выполнять различные виды орнамента. Беседа: общее представление оборнаменте ,его разновидностях, декоративной композиции и местах применения. Наглядная демонстрация учащимся последовательности и методов выполнения орнамента. Определение связей с другими видами искусства.

Зрительный ряд: наглядные методические пособия.

Материалы:ватман, карандаш, линейка, циркуль, гуашевые краски.

(4 часа)



.

15.Контрольное занятие.

Тема: Нарисуй орнамент.

Цель. Определить уровень умения рисовать орнамент из растительных и геометрических элементов в различных геометрических формах.

(6часов).

16.Тема: Я мастер декоративного искусства.

Выставка работ учащихся.

(2часа).



Всего 66 часов.



2 класс.



1.Тема:Работа над росписью по городецким мотивам.

Цели: Познакомить учащихся с историей развития городецкой росписи.

Научить рисовать кистью основные элементы узора, составлять композицию, выполнять оживку.

Развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, самовыражения, самоанализа.

Беседа: История промысла. Виды городецкой росписи. Технология.

Практическая работа: выполнение элементов росписи; составление эскиза изделия (деревянной доски); роспись изделия.

Зрительный ряд: Таблицы. Карточки для учащихся с изображением последовательности выполнения основных элементов городецкой росписи, схемы узоров. Динамический плакат.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Материалы: бумага, кисти, краски; деревянное изделие; клей ПВА (для грунтовки), лак (для покрытия изделия).

(14часов).

2.Тема:Праздничная открытка.

Цели: развитие качеств творческой личности, таких как эстетический вкус, умение видеть прекрасное.

Беседа: Описание. История. Виды открыток: иллюстрированные открытки делятся на художественные (репродукционные и оригинальные) и документальные (фото-открытки).

Практическая работа: создание открытки.

Зрительный ряд: разнообразные открытки, иллюстрации.

Материалы: бумага, краски, кисти, и другие материалы на выбор учащихся.

(4часа).

3.Тема:Декоративная работа « Глядя в звёздное небо» Цели:показать учащимся последовательность выполнения работы,

развивать практические навыки детей, аккуратность в работе и фантазию.

Беседа: Демонстрация выполнения работы. Первый этап : рисуем небосвод в тёплой или холодной цветовых гаммах, выполняя методом растирки краски плавный переход от темных оттенков к светлым. Второй этап:чёрной краской рисуем силуэты земли, деревьев, людей, животных Третий этап: рисуем планеты, кометы, методом набрызга выполняем звёзды. Практическая работа:фантазийный рисунок звёздного неба Зрительный ряд: на выбор преподавателя.

Материалы: плотная бумага, гуашевые краски, кисти, поролоновая губка

(6часов).



4.Тема:Чудеса папье- маше(цикл занятий).

Цели: создание условий для самореализации воспитанника в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Задачи:

Обучающие:

Ознакомить учащихся с основами знаний в области композиции, формообразования и декоративно-прикладного искусства;

Научить технике изготовления поделок из папье - маше

Развивающие:

Развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственного воображения;

развитие мелкой моторики рук и глазомера;

развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к работе;

Воспитывающие:

Воспитывать чувство ответственности;

Воспитывать усидчивость

Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.

Беседа:об способах создания изделий из папье маше Практическая часть:, изготовление поделки, сушка, работа красками, украшение.

Практическая работа: создание изделий изпапье - маше.

Зрительный ряд: поделки.иллюстрации игрушек и др.

Материалы:газетная бумага, клей, краски, кисти, рамки для фотографий и др.

(24 часа).



5.Тема:гжель(цикл занятий).

Цели и задачи:

1.Ознакомить учащихся с гжельской росписью и приемами её выполнения.

2. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру.

3.Развивать творческую активность, воображение, образное представление, аккуратность.

4.Формировать навыки работы с художественными материалами.

5.Освоить основные виды гжельского орнамента.

Беседа: сегодня на уроке мы продолжим знакомство с народными промыслами, познакомимся с одной из красивейших росписей по керамике–гжельской. История возникновения,развития промысла и современное производство

Практическая работа: выполнение элементов росписи; составление эскиза изделия (деревянной доски); роспись изделия.

Зрительный ряд:фото с видами гжельской росписи, образцы ученических работ.

Материалы: бумага, кисти, краски; деревянное изделие; клей ПВА (для грунтовки), лак (для покрытия изделия).

Задание на дом. Принести рисунки изделий гжельской росписи, рисунки и изделия учащихся. Книги по народным промыслам.

(12часов).



6.Тема:Зачем людям украшения (костюм, символика цвета).

Цели: сформировать знания по проблеме единства декора одежды людей разных сословий в обществе; научить учащихся различать стили разных эпох; продолжить работу по формированию эстетического вкуса учащихся к выбору одежды, аксессуаров; формировать эстетическую культуру через знакомство с образцами изделий народного творчества; учить декоративно украшать одежду и изображать на плоскости.

Беседа: Для чего нужна одежда? Когда она появилась? Какие украшения в одежде использует человек? Зачем людям украшения?....Символика цвета.

Практическая работа: создание эскиза костюма, его украшение.

Зрительный ряд: изображение фигуры человека, иллюстрации костюмов людей и др.

Материалы: шаблоны с изображением фигуры человека,бумага, краски, кисти.

(2часа).

7.Тема:декоративная композиция «Волшебное дерево»

Цели:развивать фантазию ,умение размещать рисунок на листе.

Практическая работа:выполнение фантазийного графического рисунка Зрительный ряд:образцы ученических и преподавательских работ. Материалы:бумага, тушь, перья,

(2часа).

8.Контрольное занятие.

Тема: Укрась бумажный силуэт.

Цель. Определить уровень умения украшать бумажный силуэт в соответствии с представленной формой и особенностями народного промысла. Уточнить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве (предметы народного декоративно-прикладного искусства могут быть изменены с учетом региональных особенностей).

(2часа).

9.Тема:Я мастер декоративного искусства. Выставка детских работ.



(2часа).



Всего 66 часов.



3класс.

  1. Тема СкрапбукингЦели:рассказать о новом виде прикладного творчества, научить детей выполнять эскизы и изготавливать открытки с простым и сложносоставным фонамии подбирать сочетающиеся по цвету и фактуре материалы

Беседа: История возникновения и развития скрапбукинга, стили и направления, наглядная демонстрация выполнения эскизов с простым и сложносоставным фонами

Практическая работа: выполнение эскиза; подбор материалов и изготовление открытки.

Зрительный ряд: иллюстрации и фотографии скрапбукинга разных эпох, открытки , выполненные в разных стиляхМатериалы: бумага для скрапбукинга; клей ПВА двусторонний скотч,ножницы, картон, ленты и тесьмы разной ширины и фактуры

Задание на дом:продумать тему открытки,составить эскизы с разными фонами

(4 часа).

2.Тема: Новогодняя игрушка.

Цели: развивать чувство цвета при составлении узора, воображение.

Закреплять знания детей о процессе изготовления ёлочной игрушки.

Воспитывать самостоятельность и творчество.

Беседа: История возникновения и развитие производстваёлочных игрушек. Виды игрушек. Знакомство с игрушками разных эпох. (демонстрация старинных ёлочных игрушек)

Практическая работа: изготовлениеигрушки по своему эскизу.

Зрительный ряд: иллюстрации, картинки, фотографии игрушек и др., на выбор преподавателя.

Материалы:, , водоэмульсионная краска для грунтовки, краски гуашевые, палитры, гофрированный картон, вата, пищевая фольга, салфетки, кисточки, печатки-тычки различного диаметра.

Задание на дом: рассмотреть игрушки, какая у них форма, роспись, материал.

(6часов).



3.Тема: Новогодняя открытка Цели: знакомство с разновидностью открыток.

Задачи: познакомить со средствами художественной выразительности, композицией воткрытке;познакомить учащихся с открытками известных художников, с видами шрифта и способами его выполнения;учить школьников видеть и оценивать свои результаты и результаты товарищей.

Беседа: История возникновения новогодней открытки, виды открыток, знакомство с работами известных художников. Практическая работа: выполнениеновогодней открытки

Зрительный ряд:работы В.Зарубина, новогодние открытки, выполненные в разных стилях.

Материалы: бумага, краски акварельные и гуашевые, кисти.

Задание на дом:найти дома новогодние открытки,рассмотреть их композицию и шрифты.

(4часа).

4.Тема: Пермогорская роспись.

Цели: Познакомиться с пермогорской росписью и научиться создавать композиции с растительными и геометрическими элементами по мотивам росписи.

Задачи:

1. получить представление об истории народного промысла, о художественных образах пермогорской росписи, её эстетических особенностях и о технологии создания.

2. Научиться рисовать основные геометрические и растительные элементы пермогорской росписи.

3. Научиться создавать композиции по мотивам пермогорской росписи.

4. Учить детей воспринимать красоту русского народного искусства.

Беседа: об истории народного промысла, о художественных образах росписи, её эстетических особенностях, о технологии создания пермогорской росписи.

Практическая работа: выполнение элементов росписи; составление эскиза изделия (деревянной доски); роспись изделия.

Зрительный ряд: иллюстрации и изделия росписи, методические пособия.

Материалы: бумага, кисти, краски; деревянное изделие; клей ПВА (для грунтовки), лак (для покрытия изделия).

(14часов).

5.Тема: Техника "Декупаж"

Цели: познакомить учащихся с современным видом рукоделия, профессией дизайнера, живописца; научить декорировать предметы в технике декупаж; воспитывать аккуратность, терпеливость, толерантность, уверенность в свои силы; развивать творческие способности, художественный вкус, трудовые навыки.

Беседа:Декупаж - это вид прикладного творчества представляющий собой технику декорирования разнообразных поверхностей с помощью нанесения напечатанных полиграфическим способом картинок с последующей лакировкой полученного изображения для защиты от внешних воздействий. Где применяется? Материалы и аксессуары. Технология выполнения. Стили декупажа: прямой.обратный, объемный и др. Последовательность выполнения техники с бумажными салфетками.

Практическая работа: создание изделий в технике декупаж.

Зрительный ряд: изделия в этой технике, иллюстрации и фото.

Материалы: тарелка, стеклянная банка (бутылка), салфетки, ножницы, клей.грунт по стеклу, контур по стеклу, акриловые краски, кисти, лак, декоративные элементы.

(6часов).



6.Тема: Лубок Цели: формировать у детей умения делать зарисовки элементарных узоров по мотивам лубочных рисунков,а также самостоятельно составлять композиции .

1. Познакомить учащихся с таким народным промыслом,

как лубок; показать единство формы и декора при знакомстве с искусством лубочного рисунка

2. Развивать эстетическое отношение к действительности.

3. Воспитывать любовь к искусству и умение видеть красоту.

Беседа:история возникновения и технология изготовления лубочныхрисунков; особенностицветовой гаммы лубка; Практическая работа: выполнение отдельных элементов и целой композиции с лубочной рамкой Зрительный ряд: иллюстрации, методические таблицы, работы учащихся.

Материалы:аквательные краски, кисти, тонкий маркер, пломная бумага.

(8часов).



7.Тема:цветочные фантазии из крепбумагиЦели: Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства. Ознакомить учащихся с техникой выполнения цветов из крепбумаги.

Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.

Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.

Беседа:демонстрация изготовления цветов различной формы из крепбумаги

Практическая работа: создание композиции "Ваза с цветами".

Зрительный ряд: образцы работ в данной технике.

Материалыцветная крепбумага, заготовки шаблонов, простые карандаши, , картон, клей, ножницы, однотонные салфетки.

(6часов).

8.Тема:Мезенская роспись.

Цели: развитие личности воспитанника, его творческих способностей и индивидуальных дарований через декоративно-прикладное искусство росписи.

Задачи:

1. Приобщить детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, истокам русской народных культур;

2. Познакомить учащихся с красотой мезенской росписи;

3. Развить навыки графической росписи по дереву на основе повтора, вариации, импровизации;

5. Привить любовь к декоративно-прикладному искусству.

Беседа:История возникновения и развития мезенской росписи.

Практическая работа: работа над эскизом; выполнение росписи на деревянном изделии.



Зрительный ряд: иллюстрации расписных изделий, методические таблицы с элементами росписи.

Материалы: деревянное изделие, бумага, краски, кисти, клей ПВА (для грунтовки изделия), лак (для покрытия изделия).

(12часов).



9.Тема:Эскиз росписи пасхального яйца

Цели: Формирование и развитие навыков самостоятельной разработки эскиза росписи ,привитие эстетического вкуса через подбор цветов при составлении композиции.

Беседа:демонстрация работ преподавателя и учащихся ,фото расписных работ в разных техниках.

Практическая работа: создание эскиза росписи пасхального яйца. Зрительный ряд: наглядные пособия: готовый образец композиции, технологические карты.

Материалы:плотный картон,гуашевые краски,

(2часа).



10.Тема: Филимоновская игрушка.

Цели: Познакомить детей с филимоновской игрушкой, как с яркой представительницей традиционного народного искусства нашей родины.

Научить детей создавать орнаменты и узоры по мотивам филимоновской игрушки.

Задачи:

1. Рассказать о народной игрушке и о промысле села Филимонова.

2. Дать представление о технологии создания игрушки и её эстетических особенностях.

3. Освоить рисование простейших элементов филимоновской росписи.

4. Научиться украшать узорами игрушку, ориентируясь на образцы.

5. Учить детей воспринимать красоту родной традиционной культуры.

Беседа: История промысла. Технология......Орнамент росписи филимоновских игрушек простой: чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники. Детали росписи можно расшифровать: круг - это солнце, треугольник - это земля, елочки и ростки - символ растительности и жизни. Простой и легкий узор хорошо сочетается с изящными, вытянутыми формами свистульки. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Любимые цвета филимоновской игрушки – интенсивный красный и малиновый. Они горят еще ярче от соседства темно-синего и зеленого.

Пестрые декоративные узоры наносят куриным перышком прямо на поверхность обожженной глины, так как с кисточки краска к чистой глине не пристает.

Практическая работа: выполнение эскизов игрушек, лепка и роспись игрушек.

Зрительный ряд: иллюстрации народных глиняных игрушек, таблицы с элементами росписи.

Материалы: глина для детского творчества или пластилин, стеки, водоэмульсионная краска для грунтовки, краски гуашевые, палитры, стаканчики непроливайки, салфетки, кисточки, печатки-тычки различного диаметра.

(4часа).

11.Контрольное занятие.

Тема: Вернисаж.

Цель задания. Определить уровень знаний ребенка старшего о народном декоративно-прикладном искусстве.

Методы. Игра, беседа, запись действий и ответов ребенка.

(2часа).

12.Тема: Я мастер декоративного искусства. Выставка работ учащихся.

66часов.



Всего 198 часов.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

Требования к уровню подготовки обучающихся

к концу третьего класса.



Результатом освоения программы "Прикладное творчество" является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:



- знания основных видов народного художественного творчества;

- знания терминологии в области декоративно-прикладного искусства;

- умения создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач;

- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;

- умения копировать, варьировать и самостоятельно выполнять изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;

- умения анализировать свойства материалов, подходящих для данной работы;

- навыки заполнения объемной формы узором;

- навыки ритмического заполнения поверхности;

- навыков работы в различных техниках (аппликации, конструирования, монотипии и др.) и материалах.



Иметь представление:

- об истории возникновения различных ремесел, материалов и инструментов;

- об основных центрах художественных промыслов по изготовлению глиняных и деревянных игрушек (Дымково, Гжель, Хохлома, и др.);

- об отличительных признаках и художественной особенности изделий этих центров;

- о видах и свойствах современных материалов, подходящих для использования в прикладном творчестве.



Контрольные задания.



Задание «Нарисуй орнамент» (индивидуальное)

1 класс.

Цель. Определить уровень умения рисовать орнамент из растительных и геометрических элементов в различных геометрических формах.

Материалы. Геометрические формы из бумаги белого цвета: квадрат (15x15 см); прямоугольник (8x22 см); равносторонний треугольник (15 см); овал (8x26 см); круг (Д-18 см). Круглая кисть №3-№4, печатка-тычок (Д-1см), гуашь 12 цветов, палитра, салфетка, баночки с водой.

Инструкция к проведению задания. Педагог предлагает ребенку на выбор две любые бумажные геометрические фигуры. После того как ребенок выберет фигуры, педагог спрашивает: «Как называются эти геометрические формы? На что они могли бы быть похожи, если их украсить узором?» Затем педагог предлагает ребенку украсить одну форму геометрическим, а другую растительным орнаментом. После выполнения задания можно спросить ребенка, что у него получилось.

Анализ результатов.

Показатель — умение рисовать орнамент из растительных и геометрических элементов в различных геометрических формах.



Высокий уровень. Ребенок правильно называет все геометрические фигуры. Самостоятельно составляет узор из геометрических и растительных форм, используя ритм и симметрию в композиционном построении. Умеет смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка.

В процессе рисования владеет навыками кистевой росписи, без труда выполняет декоративные элементы — точки, кружки, прямые и волнистые линии, капельки, листики, завитки и т.д. Для украшения использует печатку-тычок.

Средний уровень. Ребенок не всегда правильно называет геометрические фигуры. При составлении узора иногда обращается за помощью к педагогу. Допускает незначительные ошибки при украшении геометрических форм растительным и геометрическим орнаментом. Испытывает незначительные затруднения при смешивании на палитре красок для получения нужного оттенка. В процессе рисования в основном владеет навыками кистевой росписи, но затрудняется выполнять некоторые декоративные элементы (тонкие линии, капельки, листики и завитки). Для украшения использует печатку-тычок.

Уровень ниже среднего. Ребенок затрудняется назвать основные геометрические фигуры. При составлении узора постоянно обращается за помощью к педагогу. Допускает значительные ошибки при украшении растительным и геометрическим орнаментом геометрических форм. Испытывает затруднения при смешивании на палитре красок для получения нужного оттенка. В процессе рисования показывает слабые навыки кистевой росписи. Испытывает затруднения при выполнении декоративных элементов (прямая и волнистая линии, точки, кружки, капельки, листики и т.д.). При украшении совсем не использует печатку-тычок.



Задание «Укрась бумажный силуэт»

2 класс.

Цель. Определить уровень умения украшать бумажный силуэт в соответствии с представленной формой и особенностями народного промысла. Уточнить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве (предметы народного декоративно-прикладного искусства могут быть изменены с учетом региональных особенностей).



Материалы. Предметы декоративно-прикладного искусства: дымковские игрушки, городецкие изделия, хохломские изделия, вышитые изделия и другие.

Инструкция к проведению задания. Педагог предлагает детям рассмотреть различные предметы декоративно-прикладного искусства: дымковские игрушки; городецкие изделия, хохломские изделия, вышитые изделия и другие. Затем педагог предлагает детям раскрасить на выбор бумажный силуэт в соответствии с представленной формой и видом народной росписи.

Анализ результатов

Показатель — умение украшать бумажный силуэт в соответствии с представленной формой и особенностями народного промысла.



Высокий уровень. Рассматривая изделия декоративно-прикладного искусства, ребенок безошибочно называет их. Предложенные педагогом бумажные силуэты соотносит с реальными предметами и украшает (без помощи взрослого) в соответствии с особенностями народной росписи. Самостоятельно подбирает цветовую гамму и при необходимости создания нужного цвета пользуется палитрой.

Средний уровень. Рассматривая изделия декоративно-прикладного искусства, ребенок иногда забывает их названия. Предложенные педагогом бумажные силуэты соотносит с реальными предметами и украшает в соответствии с особенностями народной росписи, изредка обращаясь к помощи взрослого. В отдельных случаях затрудняется в подборе цветовой гаммы.

Уровень ниже среднего. Рассматривая изделия декоративно-прикладного искусства, ребенок затрудняется назвать и показать их. Предложенные педагогом бумажные силуэты не всегда соотносит с реальными предметами и украшает по своему усмотрению, без учета особенностей той или иной росписи, часто обращаясь к помощи взрослого. Затрудняется самостоятельно подбирать цветовую гамму.



Задание «Вернисаж» (индивидуальное)

3 класс.



Цель задания. Определить уровень знаний ребенка старшего о народном декоративно-прикладном искусстве.



Методы. Игра, беседа, запись действий и ответов ребенка.



Оборудование. Предметы декоративно-прикладного искусства: дымковские и филлимоновские игрушки; городецкие, хохломские, гжельские, пермогорские, жостовские изделия и др.



Инструкция к проведению задания. Педагог предлагает ребенку помочь организовать «Вернисаж» — выставку по продаже предметов народного декоративно-прикладного искусства. Ребенок должен разложить предметы по промыслам; после того как он справится с заданием, педагог предлагает ему стать продавцом, а на себя берет роль покупателя: «Теперь ты будешь продавцом на вернисаже. Продавец должен знать все о своем товаре, суметь рассказать о нем так, чтобы покупатель захотел купить товар». Затем педагог задает ребенку вопросы: «Как называются эти изделия? Чем отличаются городецкие изделия от хохломских? Что общего между городецкими и хохломскими изделиями? Покажи филимоновские и дымковские игрушки? Чем отличаются филимоновские игрушки от дымковских? Покажи гжельскую посуду, что ты можешь рассказать о ней? Есть ли на выставке подносы? Расскажи, пожалуйста, о них. А есть ли здесь посуда гжели? Что ты можешь рассказать о ней?»

После того как ребенок ответит на все вопросы, педагог говорит: «Мне очень понравилась выставка. Я бы хотела приобрести красивую вещь в подарок, что вы мне посоветуете?» Ребенок предлагает какое-либо изделие, педагог благодарит его за оказание помощи в выборе покупки.

Примечание. Предметы декоративно-прикладного искусства могут быть подобраны педагогом с учетом региональных особенностей.



Анализ результатов.

Показатель — знания о народном декоративно-прикладном искусстве.

Высокий уровень. Ребенок проявляет интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру; знает характерные особенности большинства народных промыслов; аргументирует выбор того или иного изделия. Ребенок знает и в основном правильно называет народные промыслы. При восприятии предметов народного декоративно-прикладного искусства может дать им эстетическую оценку.

Средний уровень. Ребенок проявляет интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Иногда путается в названии народных промыслов. Не всегда правильно выделяет характерные особенности того или иного промысла. Часто аргументирует свой выбор изделий народного декоративно-прикладного искусства. При восприятии предметов народного декоративно-прикладного искусства может дать им эстетическую оценку.

Уровень ниже среднего. Ребенок проявляет слабый интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства, неохотно вступает в игру; путает и не всегда правильно называет народные промыслы. С трудом выделяет характерные особенности того или иного промысла. Затрудняется аргументировать свой выбор изделий народного декоративно-прикладного искусства. При восприятии предметов народного декоративно-прикладного искусства затрудняется дать им эстетическую оценку.

















Задание «Вылепи и распиши глиняную игрушку»

3 класс.

Цель. Определить уровень умения лепить и расписывать глиняную игрушку в соответствии с особенностями народного промысла.



Материалы.Глина, стеки, дощечки, вода в розетке, салфетки, гуашь, кисти №3, печатки-тычки.



Инструкция к проведению задания. Педагог предлагает детям вылепить из глины две глиняные игрушки: дымковскую и филимоновскую.

Затем (после того как игрушки просохнут) педагог предлагает детям расписать вылепленные из глины игрушки в соответствии с характерными особенностями промысла.



Анализ результатов

Показатель — уровень умения лепить и расписывать глиняную игрушку в соответствии с особенностями народного промысла.

Высокий уровень. Ребенок правильно передает форму дымковской и филимоновской игрушки; учитывает характерные особенности народного промысла. При лепке филимоновской игрушки использует пластический, а при лепке дымковской игрушки — конструктивный способ лепки. Расписывает игрушки в соответствии с характерными особенностями народной росписи (цвет, декоративные элементы, узор). При росписи изделий использует печатку-тычок. Самостоятельно лепит и расписывает игрушки из глины.

Средний уровень. Ребенок в основном правильно передает форму дымковской и филимоновской игрушки. Учитывает характерные особенности народного промысла. При лепке филимоновской и дымковской игрушки использует различные способы лепки. При росписи глиняных игрушек допускает незначительные ошибки в передаче особенностей народной росписи. При росписи изделий использует печатку-тычок. Во время выполнения работы иногда обращается за помощью к педагогу.

Уровень ниже среднего. Ребенок затрудняется в передаче формы дымковской и филимоновской игрушки. Не всегда учитывает характерные особенности народного промысла. При росписи допускает значительные ошибки в передаче особенностей народной росписи. При росписи изделий не использует печатку-тычок. При выполнении работы ребенок постоянно обращается за помощью к педагогу.



Уровни сформированности знаний детей о народном

декоративно-прикладном искусстве.



(примерная таблица)

Имя, фамилия ребенка

Петя В. (15)



-Знание характерных особенностей народных промыслов

Высокий (3)

-Умение рисовать орнамент в различных геометрических формах, используя геометрические и растительные элементы

Средний (2)

-Умение украшать бумажный силуэт декоративной росписью

Высокий (3)

-Умение лепить глиняную игрушку

Высокий (3)

-Умение расписывать глиняную игрушку

в соответствии с особенностями народного промысла

Средний (2)

-Знания о народном декоративно-прикладном искусстве

Средний (2)





Высокий уровень — 3 балла.



Средний уровень - 2 балла.



Уровень ниже среднего — 1 балл.



Петя В. — сумма составляет 15 (3+2+3+3+2+2) баллов.



Вывод: У Пети В. высокий уровень сформированности знаний о народном декоративно-прикладном искусстве.

Уровни усвоения программы по декоративно-прикладному искусству.

Высокий уровень (15—18 баллов) характеризуется проявлением устойчивого интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Ребенок правильно называет виды народного декоративно-прикладного искусства, знает характерные особенности того или иного (форма, цвет, роспись) вида искусства. В процессе лепки точно передает форму и пропорциональное соотношение предметов. В изображении - реальную окраску предмета, используя цвет как средство выразительности образа. Умеет смешивать краски на палитре для получения оттенков. В декоративном рисовании использует яркие цвета, которые соответствуют народному характеру росписи. Имеет навык работы кистями разных размеров. Закрашивает изображение в пределах контура, самостоятельно выбирает художественный материал, технические тельные приемы. В процессе декоративного рисования пользуется приёмами народной росписи. Выполняет узоры в полосе, квадрате из декоративно-обобщенных форм растительного мира и из геометрических форм. Умеет самостоятельно украшать предметы орнаментами, используя ритм и симметрию в композиционном построении. В тематических рисунках достаточно четко передает пространственные отношения, движения изображаемых объектов и смысловую связь сюжета; самостоятельно осуществляет перенос имеющихся знаний и навыков совершенствования изображений.

Обогащает предварительный замысел на основе наблюдений, рассматривания иллюстраций и предметы изобразительного искусства. Стремится к оригинальному решению интересной деталировке изображений предметов и явлений. Эмоционально относится к процессу создания изображения. Рисует самостоятельно, без помощи взрослого. Адекватно оценивает результаты своей деятельности; и деятельности других детей.

Средний уровень (9-14 баллов) характеризуется проявлением интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Ребенок не всегда правильно называет виды народного декоративно-прикладного искусства. В основном знает характерные особенности того или иного промысла (форма, цвет, роспись). В процессе лепки не всегда передает форму, строение и пропорциональное отношение предметов. В изображении передает реальную окраску предмета, используя цвет как средство выразительности образа. Не всегда может самостоятельно смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка. В декоративном рисовании использует яркие тона, которые соответствуют народному узору росписи. Закрашивает предмет в пределах контура; штрих располагает в разных направлениях. Владеет навыками работы разными изобразительными средствами и материалами. В процессе декоративного рисования владеет основными приемами народной росписи. Умеет составлять простейшие орнаменты и узоры из растительных и геометрических форм. В тематических рисунках в основном правильно предаёт пространственные отношения, движения изображаемых объектов смысловую связь сюжета. В реализации замысла проявляет самостоятельность, творчество, инициативу, получая при этом эстетическое наслаждение от результата своей деятельности. Использует средства выразительности и полученные ранее умения и навыки для создания сюжетной композиции. В процессе рисования изредка обращается за помощью к педагогу. Самостоятельно оценивает результаты своей деятельности и деятельности других детей.

Уровень ниже среднего (6-8 баллов) характеризуется слабым интересом к народному декоративно-прикладному искусству. Ребенок не знает многие виды народного декоративно-прикладного искусства. В процессе лепки ему не всегда удается правильно передать форму, строение и пропорциональное отношение предмета. Затрудняется в композиционном расположении изображения на листе бумаги. Знает названия цветов, но не всегда правильно использует их для раскрашивания. Затрудняется в смешивании красок для получения нового оттенка. В декоративном рисовании не знает, какие цвета нужно использовать. Не владеет приемами народной росписи. Закрашивает предмет хаотично, выходя за его контур. Не умеет правильно работать с художественными материалами. Затрудняется в составлении растительных и геометрических узоров в полосе, круге, квадрате.

Не соблюдает ритмическое и композиционное построение орнамента. Может самостоятельно придумать сюжет, но изображает его схематично, не соблюдая композиционное расположение на листе. Не может передать в рисунке простейшие движения объектов.

При реализации замысла творчество проявляется при активном напоминании педагога. В процессе работы часто обращается за помощью к педагогу.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ-ОЦЕНКА 5.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ - ОЦЕНКА 4.

УРОВЕНЬ НИЖЕ СРЕДНЕГО - ОЦЕНКА 3.



























Литература.

Основные источники:

1. Бедник Н.И. "Цветы на подносе". Л., "Художник РСФСР", 1986.

2. Гусева О.М. Поурочные разработки по изобразительному искусству. По программе Б.М. Неменского "Изобразительное искусство. Декоративно- прикладное искусство в жизни человека"5 класс. М., "Вако" 2011.

3. Дорожин Ю.Г. "Жостовский букет". М., "Мозаика-Синтез", 1999.

4. Жегалова С.К. "Русская народная живопись". М., "Просвещение", 1984.

5. Жегалова С.К. "Росписи хохломы". М., "Детская литература, 1991.

6. Костерин Н.П. "Учебное рисование". М., "Просвещение", 1984.

7. Кузин В.С. "Программа "Изобразительное искусство" 1-9 классы",

М., "Агар", 1996.

8. Максимов Ю.В. "У истоков мастерства". М., "Просвещение", 1983.

9. Махмутова Х.И. "Роспись по дереву". М., "Просвещение", 1987.

10. Неменский Б.М. Изобразительное искусство 1-4 классы. Методическое пособие 3-е издание. М., «Просвещение» 2008.

11. Неменский Б.М. "Программа изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы". М., "Просвещение", 2005.

12. Неменский Б.М. "Программа изобразительное искусство и художественный труд" 1-8 классы". М., "Просвещение", 1992.

13. Рондели Л.Д. "Народное декоративно-прикладное искусство". М., "Просвещение", 1984.

14. Сокольникова Н.М. "Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе". М., "Академия", 2003.

15. Соколова М.С. "Художественная роспись по дереву". М., "Владос", 2002.

16. Сурпун Л.Я. "Резьба и роспись по дереву". М., "Просвещение", 1987.

17. Федотов Г. "Волшебный мир детства". М., "Владос", 2000.

18. Шпикалова Т.Я. "Программа "Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства" 1-8 классы". М., "Просвещение".



Нормативная литература:



1.Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе (приказ Министерства культуры РФ от 12.03.2012 №164).



2.А.О. Аракелова. О реализации общеобразовательных программ в области искусств. –М.,2012.



Оценка качества реализации образовательной программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

В качестве средств текущего контроля успеваемости ОУ используются контрольные работы, устные опросы, просмотры учебно-творческих работ. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов, в виде устных опросов, просмотров творческих работ, выставок. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Для аттестации обучающихся используются: типовые задания, контрольные работы, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки,степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области изобразительного искусства.

По окончании полугодий учебного года по каждому учебному предмету выставляются оценки.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:

Композиция станковая.

По итогам выпускных экзаменов выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

знаниезакономерностей построения художественной формы и особенностей ее восприятия и воплощения;

умение использовать средства живописи и рисунка, их изобразительно-выразительные возможности;

навыки последовательного осуществления работы по композиции.