СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 5 класс

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Освоение содержания рабочей программы учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация», созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: ожидаемых личностных и возможных предметных.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 5 класс»

ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа - интернат № 25"

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения учителей гуманитарных предметов


Протокол от 30 августа 2023 года № 1

Руководитель МО Курасова Т.И.

____________

"УТВЕРЖДЕНО"

Директор ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 25"


______________ Жваков А.Ю.



Приказ №____ от "31" августа 2023 года









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

"Речь и альтернативная коммуникация"

5 "с" класс

на 2023 - 2024 учебный год



учитель Зеленина Светлана Николаевна

высшая квалификационная категория







с. Красногвардейское

2023 г.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максима самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Освоение содержания рабочей программы учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация», созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: ожидаемых личностных и возможных

предметных.

Личностные результаты

Ожидаемые личностные результаты освоения учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» (5 класс):

• основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

• социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

• формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

• формирование уважительного отношения к окружающим;

• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

• освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Предметные результаты

Возможные предметные результаты освоения» учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»:

адекватные реакции на обращения, просьбы, интонации, жесты;

• развитие предпосылок к пользованию средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядами, символами, знаками,

позами, рисунками, пиктограммами;

• элементарное сопровождение выражения собственных просьб, желаний жестами, знаками, символами;

• умение принимать участие в диалоге, отвечать на вопросы с помощью речи или знаковых заместителей;

• развитие внимания, памяти, восприятия

Основной инструментарий для оценивания учащихся

Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития ориентирует образовательный процесс на введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, достижение возможных результатов освоения содержания СИПР и АООП.

Система оценки результатов включает целостную характеристику освоения обучающимися АООП и СИПР, отражающую взаимодействие следующих компонентов: что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода, что из полученных знаний и умений он применяет на практике, насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет. При оценке результативности обучения учитывается, что у обучающихся могут быть вполне закономерные затруднения в освоении предмета, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.

Учитываются следующие факторы и проявления:

− особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося;

− выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития обучающегося в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ;

− в процессе предъявления и выполнения всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.;

− при оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности ребенка.

Формы и способы обозначения выявленных результатов обучения детей осуществляются в качественных критериях по итогам

практических действий:

− «выполняет действие самостоятельно»,

− «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

− «выполняет действие по образцу»,

− «выполняет действие с частичной физической помощью»,

− «выполняет действие со значительной физической помощью»,

− «действие не выполняет»;

− «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».

Система оценки достижения предметных результатов АООП (вариант 2) исключает наличие шкалы балльного (отметочного) оценивания. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. На её основе составляется характеристика каждого обучающегося, делаются выводы и ставятся задачи для СИПР на следующий учебный год. Перевод обучающегося на следующую ступень образования осуществляется максимально приближённо к возрасту ребёнка.

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2.1. Необходимое количество часов для изучения раздела, темы

34 учебных недели, 3 часа в неделю, 102 часа в год

Тематическое планирование по курсу «Речь и альтернативная коммуникация» для 6-го класса составлено с учетом Программы воспитания ГКОУ №25, утвержденной приказом от 27 августа 2021 года № 190. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся: создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

К наиболее важным из них относятся следующие: 

быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;

быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;

беречь и охранять природу;

проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

вести здоровый образ жизни;

уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят;

уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

Знание школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для учащегося этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.

Разделы в программе

Количество

часов

ЭОР

1

Коммуникация с использованием невербальных средств

29

Аудиосказки https://mp3tales.info/about/

Образовательный сайт.http://www.nachalka.com/

2

Импрессивная речь

25

3

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации

27

4

Чтение и письмо

21


Итого

102

2.2. Краткое содержание учебной темы

Коммуникация

Коммуникация с использованием вербальных и невербальных средств. Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя и фамилию. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Слушание сказки «Кошка и мышка». Слушание сказки« Волк и семеро козлят». Слушание сказки «Маша и медведь». Слушание стихотворение В.Безбородова «Белка». Осень. Работа с сюжетной картиной. Осень. Заучивание стихотворения «Осень». Работа с предметными картинками. Сбор урожая. Работа с предметными картинками. Сезонная одежда. Работа с предметными картинками.

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Импрессивная речь.

«Как зовут твоих родителей?» Понимать и называть имя и фамилию своих родителей, отвечать на вопрос «как зовут твоих родителей?»

Развитие мелкой моторики. Учителя в моей школе. Приветствие. Слушание голосов диких животных (звукоподражание). Развитие слухового внимания. Слушание голосов диких животных (звукоподражание). Развитие зрительного восприятия (конструирование). Прослушивание сказки «Снегурочка». Развитие мелкой моторики. Сказка про Деда мороза. Праздник «Новый год». Заучивание стихотворений.

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений.

Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.

Экспрессивная речь. . «Как зовут твоих одноклассников?» Глобальное чтение. «Зимние забавы». Работа с предметными картинками. Развитие мелкой моторики. Чтение стихотворения В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Жилище диких животных. (берлога, нора, дупло).Чтение стихотворения О.Дриз «Добрые слова». Рассказ о моем классе. Составление краткого рассказа о своем классе с помощью учителя, с опорой на наглядность. Составление короткого рассказа «Моя семья». Прослушивание стихотворения Тютчева Ф.И. «Зима недаром злится». Разучивание стихотворения к празднику 8 марта. Сказка про вежливого мальчика. Домашние животные у меня дома (работа по фото).

Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета

(цвет, величина, форма и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).

Чтение и письмо

Глобальное чтение. «Как тебя зовут?» Глобальное чтение .Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Время года -весна. Работа с предметными картинками. Время года -весна. Работа с сюжетными картинками. Чтение автоматизированных энграмм. Весенние цветы. Работа с предметными картинками. Прослушивание стихотворения «Цветы». «Насекомые» работа с предметными картинками. Прослушивание фрагмента сказки «Муха-Цокотуха».

Письмо

Рисование на нелинованной бумаге линий в различном направлении. Рисование вертикальных линий разной длины. Рисование горизонтальных линий. Рисование наклонных линий. Рисование волнистых линий. Закрашивание контурных изображений предметов. Штрихование простых предметов (прямыми линиями, волнистыми линиями, ломаными линиями). Обведение клеточек. Обведение по трафарету простых предметов. Постановка точек. Рисование прямых палочек по линиям клетки.

Чтение

Чтение предложения из двух слов. Чтение коротких рассказов. Ответы на вопросы с помощью учителя. Составление коротких рассказов по картинке с помощью учителя.

2.3. Формы организации:

-индивидуальная,

-фронтальная,

- работа в парах,

-групповая.

2.3.Основные виды учебной деятельности

Упражнение на развитие дыхания. Артикуляционное упражнение. Пальчиковая гимнастика. Указывать взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Динамическое упражнение (физминутка). Приветствие, прощание с собеседником жестом, звуком (словом). Выражать мимикой согласия (несогласия), удовлетворения (неудовлетворения). Выполнять практические инструкции учителя. Обращение с просьбой о помощи с помощью жеста, звука (слова). Упражнение - выражение согласия (несогласия) с использованием графического изображения фотография, пиктограмма.


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!