Приложение
к образовательной программе
основного общего образования
МБОУ «СШ №18»
на 2021 – 2022 учебный год
Приказ №504 от 31.08.2021
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №18»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Родная литература»
для 5-х классов
на 2021 – 2022 учебный год
Составитель программы:
Пузатова Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СШ №18»
г. Нижневартовск, 2021 г.
Поясниетльная записка
Данная программа обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577).
Рабочая программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебного-методического объединения по общему образованию; протокол от 08 апреля 2015 г. №1/15 (в редакции протокола от 04 февраля 2020 г. № 1/20). Данная программа обеспечивает реализацию образовательной программы основного общего образования МБОУ «СШ №18» на 2021-2022 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и авторской программы В.Я. Коровиной / Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В.Я. Коровиной 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2018 г полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Используемый УМК
Рабочая программа основывается на использовании учебника для 5 класса общеобразовательных учреждений: Литература 5кл. в 2 ч.; под ред. В.Я. Коровиной. –3-е изд.–М.: Просвещение, 2019).
Место учебного предмета в учебном плане
В обязательной части учебного плана МБОУ «СШ №18» на 2021-2022 учебный год на изучение Родной литературы в 5 классе отводится 0,5 час в неделю, всего 17 часов
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература»
Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература являются:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Учащийся научится:
понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
уважительно относиться к родной литературе;
оценивать свои и чужие поступки;
проявлять внимание, желание больше узнать.
понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;
анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Учащийся научится:
планированию пути достижения цели;
установлению целевых приоритетов;
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
учитывать условия выполнения учебной задачи;
осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
овладение навыками смыслового чтения;
извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
Учащийся научится:
строить сообщение в устной форме;
находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные УУД:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
Учащийся научится:
устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
аргументировать свою точку зрения;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:
осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
Содержание учебного предмета
Введение
Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека.
Славянская мифология
Из литературы XIX века
Русские басни. Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Сведения о писателе. Нравственная проблематика басен, злободневность.
В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка. Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки
Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы и сюжет сказки. Социально-нравственная проблематика произведения.
Из литературы XX века
Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образов. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический язык сказки.
В.А. Сухомлинский. "Легенда о материнской любви». Краткие сведения о писателе. Материнская любовь. Сыновняя благодарность. Особенности жанра. Значение финала.
Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Краткие сведения о писателе. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжёлое детство; сострадание, чуткость, доброта). Нравственно-эмоциональное состояние персонажей.
В.Я. Ерошенко. Сказка «Умирание ивы». Краткие сведения о писателе. Тема природы и приёмы её реализации; второй смысловой план в сказке. Цельность произведения, взаимосвязанность всех элементов повествования, глубина раскрытия образа. Особенности языка писателя.
Родная природа в произведениях поэтов XX века
В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Краткие сведения о поэте. Образная система, художественное своеобразие стихотворения. Слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние лирического героя. Выразительные средства создания образов.
М. А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…» Краткие сведения о поэте. Непревзойдённый мастер слова. Чудесное описание природы. Умение видеть природу, наблюдать и понимать её красоту. Единство человека и природы. Практикум выразительного чтения.
Творчество писателей и поэтов ХМАО-Югра.
Реализация воспитательного потенциала урока осуществляется через:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ | Раздел/тема | | Кол-во часов |
| Введение | Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных исследовательских проектов | 1 |
| Славянская мифология | День народного единства 200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского Международный | 2 |
| Из литературы XIX века | День матери в России Международный день инвалидов 200-летие со дня рождения Н.А. Некрасова День российской науки | 4 |
| Из литературы XX века | Международный день родного языка День защитника Отечества Международный женский день | 6 |
| Родная природа в произведениях поэтов XX века Творчество писателей и поэтов ХМАО-Югра | Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных исследовательских проектов День славянской письменности и культуры | 4 |
Календарно-тематическое планирование
5 класс (0,5 час в неделю, 17 часов)
№ п/п | Тема | Основные виды деятельности | КЧ | Дата проведения | Примечание |
План | Факт |
Введение (1 ч.) |
1 | Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. | Работа с текстом. Развернутый ответ по теме урока. Устное и письменное высказывание | 1 | 10.01 | | |
Славянская мифология (2 ч.) |
2 | Пантеон славянских богов | Знакомство со славянским пантеоном богов. Славянские мифы. | 1 | 20.01 | | |
3 | Славянские мифы | 1 | 30.01 | | |
Из литературы XIX века (4 ч.) |
3 | Русские басни. Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Сведения о писателе. Нравственная проблематика басен, злободневность. | Актуализируют знания о литературе XIX века. Углубляют знания о жанре басни. Осваивают понятие об авторской сказке. Понятия постоянные эпитеты в сказке. Строение волшебной сказки. Основные темы басен. Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль. | 1 | 1.02 | | |
4 | В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка. Тема труда в сказке. | 1 | 8.02 | | |
5 | Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы и сюжет сказки. | 1 | 15.02 | | |
6 | Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы и сюжет сказки. | Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям. Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка. | | 28.02 | | |
Из литературы XX века (6 ч.) |
7 | Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образов. | Знакомятся с литературным процессом ХХ века. Учатся анализировать тексты писателей 1-й половины ХХ века. Усваивают литературные понятия: рассказ, легенда, герой рассказа и легенды. Особенности жанра. Значение финала. Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном. | 1 | 1.03 | | |
8 | В.А. Сухомлинский. "Легенда о материнской любви». Краткие сведения о писателе. Материнская любовь. Сыновняя благодарность. | 1 | 4.03 | | |
9 | Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке. | 1 | 15.03 | | |
10 | Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Забота взрослых о ребенке. | 1 | 23.03 | | |
11 | А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Краткие сведения о писателе. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа | 1 | 29.03 | | |
12 | А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа | 1 | 5.04 | | |
13 | В.Я. Ерошенко. Сказка «Умирание ивы». Краткие сведения о писателе. Тема природы и приёмы её реализации; второй смысловой план в сказке. | Знакомятся с литературным процессом ХХ века. Учатся анализировать тексты писателей 1-й половины ХХ века | 1 | 12.04 | | |
Родная природа в произведениях поэтов XX века (2 ч.) |
14 | В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Краткие сведения о поэте. Образная система, художественное своеобразие стихотворения. | Знакомятся с особенностями воспроизведения образа родной природы в стихотворениях поэтов ХХ века. Учатся сопоставлять их с изученными лирическими произведениями | 1 | 26.04 | | |
15 | М. А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…» Краткие сведения о поэте. Непревзойдённый мастер слова. | 1 | 10.05 | | |
Творчество писателей и поэтов ХМАО-Югра (2 ч.)17.05 |
16 | Литературные сказки М. Шульгина, М. Вагатовой, В. Енова | Знакомятся с творчеством писателей и поэтов ХМАО-Югра | 1 | 17.05 | | |
17 | Литературные сказки М. Шульгина, М. Вагатовой, В. Енова | Знакомятся с творчеством писателей и поэтов ХМАО-Югра | 1 | 24.05 | | |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Основная литература:
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. М.: Просвещение,2020
Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В.Я. Коровиной 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2019 г.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе к учебникам-хрестоматиям: В.Я.Коровиной (М.: Просвещение); Т.Ф.Курдюмовой (М.: Дрофа). Москва: Вако,
2019
Дополнительная литература:
Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru
Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru
Сайт «Образовательные ресурсы сети Интернет»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://katalog.iot.ru
Сайт «Сеть творческих учителей»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.it-n.ru
Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://standart.edu.ru
Материально-техническое обеспечение программы
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1. Технические средства обучения |
| Классная магнитная доска Интерактивная доска Персональный компьютер Мультимедийный проектор | 1 1 1 1 |
2. Оборудование класса |
| Ученические двухместные столы с комплектом стульев Стол учительский Шкаф для хранения учебников, пособий и пр. | 15 1 4 |