СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Родная литература» для 5-х классов на 2021 – 2022 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Родная литература» для 5-х классов на 2021 – 2022 учебный год»

Приложение

к образовательной программе

основного общего образования

МБОУ «СШ №18»

на 2021 – 2022 учебный год

Приказ №504 от 31.08.2021




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №18»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Родная литература»

для 5-х классов

на 2021 – 2022 учебный год




Составитель программы:

Пузатова Светлана Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СШ №18»


















г. Нижневартовск, 2021 г.



Поясниетльная записка


Данная программа обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577).

Рабочая программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебного-методического объединения по общему образованию; протокол от 08 апреля 2015 г. №1/15 (в редакции протокола от 04 февраля 2020 г. № 1/20). Данная программа обеспечивает реализацию образовательной программы основного общего образования МБОУ «СШ №18» на 2021-2022 учебный год.


Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и авторской программы В.Я. Коровиной / Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В.Я. Коровиной 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2018 г полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

 

Используемый УМК

Рабочая программа основывается на использовании учебника для 5 класса общеобразовательных учреждений: Литература 5кл. в 2 ч.; под ред. В.Я. Коровиной. –3-е изд.–М.: Просвещение, 2019).


Место учебного предмета в учебном плане

В обязательной части учебного плана МБОУ «СШ №18» на 2021-2022 учебный год на изучение Родной литературы в 5 классе отводится 0,5 час в неделю, всего 17 часов


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература»

Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература являются:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

Учащийся научится:

  • понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;

  • уважительно относиться к родной литературе;

  • оценивать свои и чужие поступки;

  • проявлять внимание, желание больше узнать.

  • понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.


Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.

Регулятивные УУД:

  • формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;

  • анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;

  • совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Учащийся научится:

  • планированию пути достижения цели;

  • установлению целевых приоритетов;

  • оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

  • учитывать условия выполнения учебной задачи;

  • осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.


Познавательные УУД:

  • овладение навыками смыслового чтения;

  • извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

Учащийся научится:

  • строить сообщение в устной форме;

  • находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;

  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные УУД:

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

  • планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);

Учащийся научится:

  • устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

  • аргументировать свою точку зрения;

  • задавать вопросы.

  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:

  • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  • понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;


Содержание учебного предмета

Введение

Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека.

Славянская мифология

Из литературы XIX века

Русские басни. Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Сведения о писателе. Нравственная проблематика басен, злободневность.

В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка. Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки

Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы и сюжет сказки. Социально-нравственная проблематика произведения.

Из литературы XX века

Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образов. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический язык сказки.

В.А. Сухомлинский. "Легенда о материнской любви». Краткие сведения о писателе. Материнская любовь. Сыновняя благодарность. Особенности жанра. Значение финала.

Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Краткие сведения о писателе. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжёлое детство; сострадание, чуткость, доброта). Нравственно-эмоциональное состояние персонажей.

В.Я. Ерошенко. Сказка «Умирание ивы». Краткие сведения о писателе. Тема природы и приёмы её реализации; второй смысловой план в сказке. Цельность произведения, взаимосвязанность всех элементов повествования, глубина раскрытия образа. Особенности языка писателя.

Родная природа в произведениях поэтов XX века

В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Краткие сведения о поэте. Образная система, художественное своеобразие стихотворения. Слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние лирического героя. Выразительные средства создания образов.

М. А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…» Краткие сведения о поэте. Непревзойдённый мастер слова. Чудесное описание природы. Умение видеть природу, наблюдать и понимать её красоту. Единство человека и природы. Практикум выразительного чтения.

Творчество писателей и поэтов ХМАО-Югра.



Реализация воспитательного потенциала урока осуществляется через:

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

 привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

 использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

 инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.






Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


Раздел/тема


Кол-во часов

Введение

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных исследовательских проектов

1

Славянская мифология

День народного единства

200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского Международный

2

Из литературы XIX века

День матери в России

Международный день инвалидов

200-летие со дня рождения Н.А. Некрасова

День российской науки


4

Из литературы XX века

Международный день родного языка

День защитника Отечества

Международный женский день

6

Родная природа в произведениях поэтов XX века

Творчество писателей и поэтов ХМАО-Югра

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных исследовательских проектов

День славянской письменности и культуры

4




Календарно-тематическое планирование

5 класс (0,5 час в неделю, 17 часов)



№ п/п

Тема

Основные виды деятельности

КЧ

Дата проведения

Примечание

План

Факт

Введение (1 ч.)

1

Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека.

Работа с текстом. Развернутый ответ по теме урока. Устное и письменное высказывание

1

10.01



Славянская мифология (2 ч.)

2

Пантеон славянских богов

Знакомство со славянским пантеоном богов. Славянские мифы.

1

20.01



3

Славянские мифы

1

30.01



Из литературы XIX века (4 ч.)

3

Русские басни. Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Сведения о писателе. Нравственная проблематика басен, злободневность.

Актуализируют знания о литературе XIX века. Углубляют знания о жанре басни. Осваивают понятие об авторской сказке. Понятия постоянные эпитеты в сказке. Строение волшебной сказки. Основные темы басен. Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль.


1

1.02



4

В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка. Тема труда в сказке.

1

8.02



5

Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы и сюжет сказки.

1

15.02



6

Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы и сюжет сказки.

Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям. Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка.



28.02



Из литературы XX века (6 ч.)

7

Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образов.

Знакомятся с литературным процессом ХХ века. Учатся анализировать тексты писателей 1-й половины ХХ века. Усваивают литературные понятия: рассказ, легенда, герой рассказа и легенды. Особенности жанра. Значение финала.




Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.



Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.



1

1.03



8

В.А. Сухомлинский. "Легенда о материнской любви». Краткие сведения о писателе. Материнская любовь. Сыновняя благодарность.

1

4.03



9

Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке.

1

15.03



10

Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Забота взрослых о ребенке.

1

23.03



11

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Краткие сведения о писателе. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа

1

29.03



12

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа

1

5.04



13

В.Я. Ерошенко. Сказка «Умирание ивы». Краткие сведения о писателе. Тема природы и приёмы её реализации; второй смысловой план в сказке.

Знакомятся с литературным процессом ХХ века. Учатся анализировать тексты писателей 1-й половины ХХ века



1

12.04



Родная природа в произведениях поэтов XX века (2 ч.)

14

В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Краткие сведения о поэте. Образная система, художественное своеобразие стихотворения.

Знакомятся с особенностями воспроизведения образа родной природы в стихотворениях поэтов ХХ века. Учатся сопоставлять их с изученными лирическими произведениями

1

26.04



15

М. А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…» Краткие сведения о поэте. Непревзойдённый мастер слова.

1

10.05



Творчество писателей и поэтов ХМАО-Югра (2 ч.)17.05

16

Литературные сказки М. Шульгина, М. Вагатовой, В. Енова

Знакомятся с творчеством писателей и поэтов ХМАО-Югра

1

17.05




17

Литературные сказки М. Шульгина, М. Вагатовой, В. Енова

Знакомятся с творчеством писателей и поэтов ХМАО-Югра

1

24.05











Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса


Основная литература:

  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. М.: Просвещение,2020

  2. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В.Я. Коровиной 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2019 г.

  3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе к учебникам-хрестоматиям: В.Я.Коровиной (М.: Просвещение); Т.Ф.Курдюмовой (М.: Дрофа). Москва: Вако,

2019

Дополнительная литература:

  1. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru

  2. Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

  3. Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru

  4. Сайт «Образовательные ресурсы сети Интернет»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://katalog.iot.ru

  5. Сайт «Сеть творческих учителей»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.it-n.ru

  6. Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://standart.edu.ru



Материально-техническое обеспечение программы


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1. Технические средства обучения


    1. Классная магнитная доска

    2. Интерактивная доска

    3. Персональный компьютер

    4. Мультимедийный проектор

1

1

1

1

2. Оборудование класса


  1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев

  2. Стол учительский

  3. Шкаф для хранения учебников, пособий и пр.

15

1

4









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!