СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «родной (русский) язык» для обучающихся 3-4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раббочая программа по родному русскому языку для 3-4 классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «родной (русский) язык» для обучающихся 3-4 классов»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Круглянская средняя общеобразовательная школа Азовского района


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ Круглянской СОШ Азовского района

_____ /


.


«Утверждаю»

Руководитель МБОУ Круглянской СОШ Азовского района

_____




Рабочая программа по учебному предмету

«родной (русский) язык»

для обучающихся 3-4 классов

на 2019-2020 учебный год



«Согласовано»

Протокол заседания

методического совета

МБОУ Круглянская СОШ

от « 26 » августа 2019. № 1












Рассмотрено на заседании педсовета

протокол № 14 от 27.08.2019года





Составители:

Учитель первой квалификационной категории

Ивкова Наталья Николаевна






1.Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «родной (русский) язык» для 3-4 классов составлена на основе следующих нормативно правовых документах:



  • -Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 года №1897 с последующими изменениями

  • -Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 06 октября 2009 года №373

  • -Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»

  • -Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • -письма Минобрнауки России от 03.03.2016 №08-334

  • - Устава МБОУ Круглянской СОШ Азовского района.

  • Положения МБОУ Круглянской СОШ Азовского района о составлении рабочей программы учебного курса.


  • Данная программа составлена на основе

авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, Бойкина М.В. «Русский язык: Предметная линия учебников системы «Школа России». рабочие программы.1-4 класс. М.: «Просвещение»,2018 г.


Место и роль курса «Русский язык» в достижении обучающимися планируемых результатов освоения образовательной программы НОО школы

Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение». Цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации. Содержание курса направлено на познание национальной культуры и самореализацию в ней, 
направлена на развитие языковой компетентности, коммуникативных умений, диагностической и монологической речи. В ходе изучения родного (русского) языка формируются речевые способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку, трепетное отношение к национальной культуре, традициям и обычаям родного края.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом

На основании Учебного плана МБОУ Круглянской СОШ Азовского района на 2019-2020 уч. год (утверждён директором школы Пр. № 94 от 27.08.2019 г) общее число учебных часов за два года обучения — 34ч. в 3-4 классах по 17 ч.(0,5 часа в неделю,34 учебные недели в каждом классе).

На основании годового календарного учебного графика МБОУ Круглянской СОШ Азовского района (утверждён директором школы Пр. № 94 от 27.08.2019г)

Программа рассчитана на 32 ч в 3-4 классах (по16 ч. в каждом классе)

Таким образом программный материал по русскому языку будет реализован за 2 года за 32 часа.

Работа с детьми с ОВЗ:

Программа коррекционной работы в соответствии с ФГОС направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Задачи программы

— Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

— определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

— определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности2;

— создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;

— осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

— разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора образовательного учреждения;

— обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

— реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;

— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

— Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

— Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Направления работы

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:


— диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

— коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

— консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

— информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Работа с одарёнными детьми;

Формы работы

  • Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

  • Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;

  • Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.);

  • Психологические консультации, тренинги, тестирование;

  • Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;

  • Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;

  • Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);

  • Создание детских портфолио.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

  • принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;

  • принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;

  • принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;

  • принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций; принцип возрастания роли внеурочной деятельности

Основные направления реализации программы.

  • создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:

- внедрение передовых образовательных технологий;

- укрепление материально-технической базы;

- нормативно-правовое обеспечение деятельности;

- формирование банков данных по проблеме одарённости.

  • методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:

- повышение профессионального мастерства педагогов;

- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;

- научно-методическое и информационное обеспечение программы.

  • мероприятия по работе с одарёнными детьми.

предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).


Система оценки планируемых результатов


Согласно ПОЛОЖЕНИЮ о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ Круглянской СОШ Азовского района освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.


Основными формами стартового, промежуточного, текущего, тематического, итогового контроля по русскому языку являются письменные работы: контрольные списывания, изложения, сочинения, тестовые задания.


  • На проведение контрольных работ, включающих грамматические задания, отводится 35-40 минут, в 1-м классе – не более 35 минут.

  • Отметка “5″ ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (соблюдение правильного начертания букв, наклона, их одинаковой высоты, ширины и др.).
    В 4-м классе допускается выставление отличной отметки при одном исправлении графического характера.
    Отметка “4″ ставится за диктант, в котором допущено не более двух ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.
    Отметка “3″ ставится за диктант, если допущено 3-5 ошибок; работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии.
    Отметка “2″ ставится за диктант, в котором более 5 и более ошибок; работа написана неряшливо.

  • При оценке текущих и итоговых проверочных письменных работ учащихся, представляющих собой списывание текста (с учебника, доски и т.д.), применяются следующие нормы отметки:



  • Допустимое количество орфографических и пунктуационных ошибок при которых выставляются отметки

Отметки

Допустимое количество орфографических и пунктуационных ошибок

при которых выставляются оценки

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

“5″

-

-

-

1 исправление

“4″

1-2 ошибки и 1 исправление

1 ошибка и 1 исправление

1 ошибка и 1 исправление

1 ошибка и 1 исправление

“3″

3 ошибки и 1 исправление

2 ошибки и 1 исправление

2 ошибки и 1 исправление

2 ошибки и 1 исправление

“2″

4 ошибки

3 ошибки

3 ошибки

3 ошибки

.

  • В 3-4-х классах проводятся работы с целью проверки умения учащихся связно излагать мысли в письменной форме: обучающие изложения и сочинения. На эти работы рекомендуется отводить не менее одного часа. Периодичность проведения творческих работ обучающего характера – примерно один раз в 10-15 дней.
    Объем текстов изложений должен примерно на 15-20 слов больше объема текстов диктантов.

В 4 классе вводятся элементы описания и рассуждения. При выборе тем сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опыту и интересам детей, доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.

Основными критериями оценки изложений (сочинений) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложении), создание текста (в сочинениях), речевое оформление: правильное употребление слов и построение словосочетаний, предложений, орфографическая грамотность. При проверке изложений и сочинений выводится 2 отметки: за содержание и грамотность.

  • Отметка “5″ ставится за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), за логически последовательное раскрытие темы (сочинение), если в них отсутствуют недочеты в употреблении слов, в построении предложений и словосочетаний, а также нет орфографических ошибок (допускаются 1-2 исправления).
    Отметка “4″ ставится, если в работе правильно, достаточно полно передается авторский текст (изложение), раскрывается тема (сочинение), но незначительно нарушается последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, а также 1-2 ошибки в правописании, 1-2 исправления.
    Отметка “3″ ставится, если в работе имеются некоторые отступления от авторского текста (изложение), некоторые отклонения от темы (сочинение), допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, допущены 3-6 ошибок и 1-2 исправления.
    Отметка “2″ ставится, если в работе имеются значительные отступления от авторского текста (изложение), от темы (сочинение): пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, допущены более 6 ошибок, 3-5 исправлений.
    Учитывая, что изложения и сочинения в начальных классах носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только при проведении итоговых контрольных изложений. Обучающие изложения и сочинения выполняются в классе под руководством учителя. Следует чередовать проведение изложений на основе текстов учебника и незнакомых текстов, читаемых учащимся (3-4-й классы).


  • Оценивание письменной работы по русскому языку для детей ОВЗ за курс начальной школы.

в основе данного оценивания лежат следующие показатели:
– положительная динамика усвоения знаний учащимися;
– правильность выполнения заданий и их объем;
Ошибки :
– отсутствие изученных знаков в конце предложения и заглавной буквы в начале;
– наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
Недочеты:
– ошибки связанные с особенностями психического развития ребенка (перестановка букв, замена, зеркальное отражение, пропуск букв);
– слова, не регулируемые правилами, круг которых очерчен программой начальной школы, рекомендовано выписать на доске (словарные);
– отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
– отсутствие “красной строки”;
– неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов)
Снижение отметки за общее впечатление от работы не допускается.
Отметка “2″ ставится, если допущено 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 и 8; 5 и 9; 8 и 6 (соответственно).
Уровни усвоения (для слабых учащихся):
80-100% – оптимальный;
65-79% – допустимый;
50-64% – критический;
ниже 50% – недопустимый.


Оценка устных ответов.
Устный ответ является важным способом учета знаний, умений и навыков учащихся начальных классов по данным разделам. При оценке устных ответов во внимание принимаются следующие критерии:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности усвоения излагаемых знаний;
3) последовательность изложения и культура речи.
Отметка “5″ ставится, если ученик:
– дает полный и правильный ответ;
– обнаруживает осознанное усвоение программного материала;
– подтверждает ответ своими примерами;
– самостоятельно и правильно применяет знания при проведении разборов слов и предложений, распознавании в тексте изученных грамматических категорий, объяснении написания слов и употребления знаков препинания;
– отвечает связно, последовательно, без недочетов в речи.
Отметка “4″ ставится, если ученик:
– дает ответ, близкий к требованиям, установленным для оценки “5″, но допускает 1-2 неточности в речевом оформлении ответа, в подтверждении верно сформулированного правила примерами, при работе над текстом и разборе слов и предложений, которые легко исправляет сам или с небольшой помощью учителя.
Отметка “3″ ставится, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но:
– отвечает неполно, по наводящим вопросам учителя;
– затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами;
– допускает ошибки при работе с текстом и разборе слов и предложений, которые исправляет только с помощью учителя;
– излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний или предложений.
Отметка “2″ ставится, если ученик:
– обнаруживает незнание ведущих положений или большей части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, определений, искажающие их смысл, в разборе слов и предложений, не может исправить их даже с помощью наводящих вопросов учителя; речь прерывиста, непоследовательна, с речевыми ошибками.

Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой (диктантом с грамматическим заданием) и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам.. Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку, если он сдал не менее 75% правильных ответов.



Базовый уровень 0 – 50%

50 – 77%

77 – 90%

90 – 100%

менее 15 баллов

15 – 22 балла

23 -26 баллов

27-30 баллов

“2″

“3″

“4″

“5″











Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.

Критерии оценки работ творческого характера.

 

К работам творческого характера относятся изложения, сочинения, рассказы по картинкам, личному опыту и т.д. на начальной ступени школы все творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не выставляются и в классный журнал не заносится.

Во втором и третьем классах за обучающие изложения и сочинения выставляется одна отметка – за содержание.

В третьем классе проводится 1 контрольное изложение за учебный год, в четвертом – 2 контрольных изложения за год. Оценки за контрольные изложения выставляются через дробную черту – за содержание и грамматику. В четвертом классе за обучающие и контрольные изложения в журнал выставляются обе оценки: через дробь в одну клетку.  


Нормы оценки работ творческого характера.

За содержание:

-         отметка «5» ставится за последовательное и правильное воспроизведение авторского текста (изложение), логически оправданное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильное речевое оформление. Допустимо не более одной речевой неточности;

-         отметка «4» ставится за правильную и достаточно полную информацию по авторскому тексту (изложение). Тема раскрыта, но имеются незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности. Допустимо не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста;

-         отметка «3» ставится за некоторые отклонения от авторского (исходного) текста (изложение), отклонение от темы (в основном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений), бедность словаря, речевые неточности. Допустим не более пяти недочетов речи в содержании и построении текста;

-         отметка «2» ставится за несоответствие работы теме, значительные отступления от авторского текста, большое количество неточностей фактического характера, нарушение последовательности изложения мыслей, отсутствие связи между частями текста, бедность словаря. В целом в работе допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

За грамотность:

-         отметка «5»: отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, допустимо одно-два исправления;

-         отметка «4»: не более двух орфографических и одной пунктуационной ошибки, одно – два исправления;

-         отметка «3»: три-пять орфографических ошибок, одна-две пунктуационные, одно – два исправления;

-         отметка «2»: шесть и более орфографических ошибок, три-четыре пунктуационных, три-четыре исправления. 

Итоговая оценка знаний, умений и навыков
Итоговая оценка выставляется в конце учебного года. Она выводится с учетом результатов устной и письменной проверок уровня грамотности, степени усвоения элементов грамматики и овладения умениями связно излагать мысли в устной и письменной форме. Особую значимость при выведении итоговых оценок имеет оценка письменных работ. Итоговая оценка должна отражать фактическую подготовку ученика. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, а также средствами ИКТ.



2. Планируемые результаты освоения учебной программы

по предмету «Родной (русский) язык» в 3-4 классах

3--й класс

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия–умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; 

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; 

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; 

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; 

  • интерес к изучению языка; 

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. 

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока; 

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; 

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; 

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. 

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); 

  • пользоваться словарями, справочниками; 

  • осуществлять анализ и синтез; 

  • устанавливать причинно-следственные связи; 

  • строить рассуждения; 

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. 

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения; 

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; 

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; 

задавать вопросы

4 класс

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

  • осознание роли речи в общении людей;

  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

  • устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;

  • чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

  • интерес к изучению языка;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.



Регулятивные:

Учащиеся научатся на доступном уровне:

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


Познавательные:

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • строить рассуждения;

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.



Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

  • вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

  • выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • владеть монологической и диалогической формами речи.



Предметные результаты :

Обучающиеся будут знать:

  • многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омофоны ;

  • изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

  • стили речи: разговорный и книжный (художественный, научный), газетно-публицистический;

  • особенности эпистолярного жанра;

  • типы текстов;

  • понятие фразеологизмов и заимствованных слов ;

  • основные элементы композиции текста.

Обучающиеся будут уметь:

  • распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

  • использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;

  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

  • уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

  • выразительно читать небольшой текст по образцу;

  • определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

  • вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;

  • быть хорошим слушателем;

  • определять лексическое значение слова;

  • отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

  • редактировать предложения;

  • определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

  • сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;

  • распознавать типы текстов;

  • устанавливать связь основных элементов композиции текста;

  • распознавать стили речи.


    1. Содержание учебного курса «Родной (русский) язык»


3 КЛАСС (17 часов)


Раздел 1. Секреты речи и текста (5 часов)

Особенности устного выступления.

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).


Раздел 2. Язык в действии (8 часов)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).

Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).

Совершенствование навыков орфографического оформления текста.


Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее (4 часа)

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).

Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).

Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).



4 класс (17 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (9 часов)

В основу раздела положена система лингвистических понятий : традиционные эпитеты, фразеологизмы, многозначные слова ,заимствованные слова. Работа со словарями русского языка. Поиск родственных слов в тексте. Объяснение значений пословиц о семье («Семья крепка ладом», «Дом согревает не печь, а любовь и согласие»). Знакомство с диалогами-прибаутками. Нахождение и объяснение фразеологизмов в тексте( идти гуськом, хорош гусь, как с гуся вода, гусь лапчатый). Понятие интернациональных слов(телескоп ,микроскоп, автомобиль, автограф, термометр).

-анти- (греч.)-«против»: антивирус, антициклон, антинаучный.

-слова, называющие части тела человека (например, перст, очи, ланита, чело, выя, уста, око, шуйца, десница );

-слова, называющие доспехи древнего русского воина (например, копье, древко, кальчуга, шлем, науши, бармица, );

-слова, называющие старинные меры (например, аршин, сажень, пядь, локоть и т.д)

Пословицы и поговорки, фразеологизмы, в которых сохранились устаревшие слова (например: беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша медного не стоит)

Проектное задание: «Пословицы с устаревшими словами в картинках».


Раздел 2. Язык в действии(4часа)

В данном разделе изучаются формы глагола (победить, убедить, дудеть, галдеть и др.) , синонимические конструкции (словосочетания и предложения : нора лисы- лисья нора, сок из яблок- яблочный сок; медвежья услуга- неловкая услуга, крокодиловы слезы- притворные слезы ,львиная доля- большая доля), система современной русской пунктуации и история знаков препинания .

Знакомство с этикетными выражениями (слова-просьбы,слова-благодарности,слова-извинения,слова-приветствия,слова-прощания). Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова.

Раздел 3. Секреты речи и текста(4часа)

В данном разделе рассматриваются тема и основная мысль текста, план текста и редактирование ,вопросы в диалоге( «На уроке русского языка», « Украшение класса к новогоднему празднику» ). Правила диалога.

Виды пересказов. Упражнения в повествовании от первого лица и от третьего ,в определении жанра текста и языковых средств.

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой). Редактирование заданных текстов .


4.Календарно – тематическое планирование

по учебному предмету «родной (русский) язык»


3 КЛАСС



Название раздела /тема

дата

план

факт

Секреты речи и текста 4 часа



1.

Вводный урок.Секреты речи



2.

Значение речи в жизни человека



3.

Текст и его секреты. Изложение



4.

Мастерская писателя. Составление текстов разных типов. Проект



Язык в действии 8 часов



5.

Звуки и буквы. Секреты произношения русских слов



6.

Орфограммы в русском языке



7.

Орфограммы в русском языке. Диктант



8.

Части речи в русском языке



9.

Особенности частей речи



10.

Правила написания частей речи. Диктант



11.

Состав слова



12.

Предложение и словосочетание в русском языке



Русский язык: прошлое и настоящее 5 часов



13.

История слов. Устаревшие слова. Сочинение



14.

Многозначные слова в русском языке



15.

Синонимы и антонимы. Проверочная работа



16.

Новые слова в русском языке



17.

Откуда пришли слова? Проверочная работа





4 КЛАСС

п/п

Тема урока

дата

план

факт


1

Русский язык: прошлое и настоящее (9 часов)

Не стыдно не знать, стыдно не учиться .



2-3

Вся семья вместе, так и душа на месте.



4-5

Красна сказка складом, а песня - ладом.



6-7

Красное словцо не ложь.



8

Язык языку весть подает



9

Контрольный диктант




10-11

Язык в действии (4 часа)

Трудно ли образовывать формы глагола? Диктант



12

Можно ли об одном и том же сказать по-разному?



13

Как и когда появились знаки препинания? Проверочная работа




14

Секреты речи и текста (4часа)

Задаем вопросы в диалоге



15

Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста



16

Учимся составлять план текста Проверочная работа



17

Учимся пересказывать текст .

Учимся оценивать и редактировать тексты. Контрольная работа





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!