СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК» 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК»

                                                                                      

 

   Личностные результаты

 

Преподавание курса  «Родной (русский) язык»  направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

   1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

   2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

   3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речь.

 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК» 10 класс»

Рассмотрено

на заседании методического совета

Протокол № ___от «___»_____________2020г.


Принято

на заседании Педагогического совета

Протокол № ____ от «____»_____________2020 г


Утверждено

приказом № _____

от «___» ________________2020г.

Директор Учреждения :_________О.В.Вершинин

МКОУ «Кожильская СОШ

с/х направления»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кожильская средняя общеобразовательная школа

сельскохозяйственного направления»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК»

10 класс



Составитель:

Спирина М.А., учитель русского языка и литературы,

1 кат. 13 разряд








Кожиль,2020











ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК»


Личностные результаты


Преподавание курса «Родной (русский) язык» направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речь.


Метапредметные результаты

1)   умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

3) умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.


1. Регулятивные УУД


Выпускник научится:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.


2. Познавательные УУД

Выпускник научится:

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

.


3. Коммуникативные УУД


Выпускник научится:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.


Предметные результаты


Изучение предметной области "Родной (русский язык) язык " должно обеспечить:

- сформированность представлений о роли родного (русского) языка в жизни человека, общества, государства, способности свободно общаться на родном (русском) языке в различных формах и на разные темы;

- включение в культурно-языковое поле родной (русской) литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к родному (русскому) языку как носителю культуры своего народа;

- сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;

- свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения родным (русским) литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

- сформированность знаний о родном (русском) языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.


Предметным результатам освоения курса родного (русского) являются:


1) сформированность понятий о нормах родного (русского) языка и применение знаний о них в речевой практике;

2) владение видами речевой деятельности на родном (русском) языке (аудирование, чтение, говорение и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

3) сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических возможностей родного (русского) языка;

4) сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родном (русском) языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного (русского) языка;

5) сформированность навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста на родном (русском) языке;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном (русском) языке адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного ( русского) языка, основными нормами родного (русского) языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном (русском) языке и изучения родной (русской) литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

9) сформированность понимания родной (русской) литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

10) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного (русского) языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

11) сформированность навыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции.

Учащиеся научатся:

  • осознавать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в жизни человека;

  • объяснять изменения в русском языке как объективный процесс; понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;

  • понимать и толковать значения русских слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;

  • понимать и толковать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментировать историю происхождения фразеологических оборотов, уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;

  • распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);

  • владеть основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета;

  • анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка;

  • использовать при общении в электронной среде и в ситуациях делового общения этикетные формы и принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;

  • создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;




Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать роль заимствованной лексики в современном русском языке; распознавать слова, заимствованные русским языком из языков народов России и мира;

  • определять причины изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов;

  • правилам информационной безопасности при общении в социальных сетях;

  • уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.;

  • использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК»

10 класс

Раздел 1. Язык и культура

Язык и общество. Родной язык, литература и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире – в международном и межнациональном общении. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).

Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.


Раздел 2. Культура речи

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Типичные акцентологические ошибки в современной речи.

Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная

лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет

Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.


Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

Язык и речь. Виды речевой деятельности

Понятие речевого (риторического) идеала.

Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры. Основные риторические категории и элементы речевого мастерства Понятие эффективности речевого общения. Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи. Техника импровизированной речи. Особенности импровизации.

Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические тропы и фигуры. Структура и риторические функции метафоры, сравнения, антитезы. Мастерство беседы. Мастерство спора. Доказывание и убеждение. Стратегия и тактика спора. Речевое поведение спорящих.

Текст как единица языка и речи. Категория монолога и диалога как формы речевого общения.

Структура публичного выступления. Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в публичной речи. Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика. Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуаций

спора.

Функциональные разновидности языка

Научный стиль речи. Назначение, признаки научного стиля речи. Морфологические и синтаксические особенности научного стиля. Терминологические энциклопедии, словари и справочники.

Официально-деловой стиль речи. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Резюме, автобиография.

Разговорная речь. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.

Публицистический стиль речи. Устное выступление. Дискуссия. Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.

Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях

русского синтаксиса.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ


п/п


Название раздела

Темы

Кол. час.


Язык и культура

8

1

Русский язык в Российской Федерации и в современном мире

1

2

Система русского языка, его единицы и уровни.

1

3

Русский язык как развивающееся явление

1

4

Основные тенденции активных процессов в современном русском языке.

1

5

«Неологический бум» русского языка в 21 веке, его причины

1

6

Изменение значений и переосмысление имеющихся в русском языке слов, их стилистическая переоценка

1

7

Р/р Творческая работа «Неологизмы в жизни современного общества»

1

8

Контрольная работа в форме теста по теме «Развитие современного русского языка»

1


Культура речи

9

9

Основные орфоэпические нормы современного русского языка. Типичные акцентологические ошибки в современной речи

1

10

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

1

11

Речевая избыточность и точность. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

1

12

Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости

1

13

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка

1

14

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

1

15

Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.


16

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Интернет-дискуссии, Интернетполемики.

1

17

Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. Повторение изученного.

1


Контрольно-измерительные материалы

по родному (русскому) языку для 10 класса.

Контрольная работа по теме: « Тропы и фигуры речи»

Вариант №1

1. В каком случае дано неправильное определение фигуры?

A) Антитеза — это изобразительный прием, основанный на резком противопоставлении противоположных понятий, положений, образов.
      Б) Анафора — это изобразительный прием, основанный на повторении слова или группы слов в конце строк, строф или предложений.
      В) Инверсия — это изобразительный прием, основанный на изменении обычного порядка слов в предложении.
      Г) Градация — это изобразительный прием, основанный на последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.

2. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «россыпь звезд».

 А) метафора  
      Б) перифраз  
      В) гипербола  
      Г) литота

3. Укажите, какой троп используется в выражении «Кажется, вся Москва собралась на площади».

      А) метафора  
      Б) синекдоха  
      В) эпитет  
      Г) метонимия

4. Укажите, какая фигура речи используется в выражении «Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет».

      А) градация
      Б) инверсия
      В) оксюморон
      Г) антитеза

5. Укажите, какая фигура речи используется в строках М. Ю. Лермонтова «Что ищет он в краю далеком? Что кинул он в краю родном?».

      А) градация
      Б) оксюморон
      В) синтаксический параллелизм
      Г) антитеза

6. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующих строках А. С. Пушкина:

Все в таинственном молчанье;
Холм оделся темнотой;
Ходит в облачном сиянье
Полумесяц молодой.

      A) эпитет ,  Б) метафора , В) олицетворение ,  Г) метонимия, Д) оксюморон,  Е) перифраз,  Ж) сравнение, З) инверсия

7. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующем предложении:

      Речь старика течет ровно и плавно, в голосе его звучит холодная энергия, и под мохнатыми бровями сверкают острые, как гвозди, серые глаза. (М. Горький)
      A) эпитет , Б) метафора , В) метонимия, Г) антитеза,  Д) оксюморон,  Е) перифраз,  Ж) сравнение, З) парцелляция



Вариант № 2



1. В каком случае дано неправильное определение изобразительно-выразительного средства?

      A) Оксюморон — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу.
      Б) Литота — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия.
      В) Парцелляция — тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ.
      Г) Перифраз — это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания.

2. Укажите, какой троп используется в выражении «не съел ни крошки».

      А) метафора  
      Б) сравнение  
      В) гипербола  
      Г) литота

3. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «жрецы Фемиды» (о работниках системы правосудия).

      А) метафора   
      Б) перифраз    
      В) метонимия
      Г) олицетворение

4. Укажите, какая фигура речи используется в строках А. С. Пушкина «Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид...».

      А) анафора
      Б) эпифора
      В) инверсия
      Г) оксюморон

5. Укажите, какая фигура речи используется в строках А. С. Пушкина «В синем море волны плещут. В синем небе звёзды блещут».

      А) анафора

      Б) параллелизм

В) инверсия

Г) градация

6. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующем предложении:

      Сердце русского писателя было колоколом любви, и вещий и могучий звон его слышали все живые сердца страны. (М. Горький)
      А) эпитет ,  Б) метонимия ,  В) метафора , Г) сравнение, Д) синекдоха, Е) гипербола, Ж) параллелизм
      З) экспрессивный повтор

7. Отметьте все средства выразительности, которые используются в тексте:

      Победа не упала с неба. Мы ее выстояли. Мы ее выковали. Мы ее оплатили горем и кровью. Мы ее заслужили стойкостью и отвагой. (И. Г. Эренбург)
      A) эпитет
      Б) метафора
      B) сравнение
      Г) авторский неологизм
      Д) фразеологизм
      Е) синтаксический параллелизм
      Ж) эллипсис
      З) анафора


Контрольная работа по теме «Изобразительно-выразительные средства языка»

Вариант 1 (на примере языка художественной литературы 19 века).

I. Соотнесите тропы и их определения.

1) Метафора

А) Перенос значения с одного явления на другое по смежности.

2) Метонимия

Б) Непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т. д. какого-либо предмета.

3) Парафраз (парафраза)

В) Употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

4) Ирония

Г) Замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.

5) Литота

Д) Употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному с целью насмешки.



  1. Какой троп использован:

1) В.А. Жуковским в создании образа моря:

Ты живо: ты дышишь; смятенной Любовью,

Тревожною думой наполнено ты...

    1. Н. В. Гоголем в изображении пешеходов в повести «Невский проспект»;

«Здесь вы встретите усы чудные... здесь вы встретите такие талии...»;

    1. Н.А. Некрасовым в финале стихотворения «Железная дорога»:

Выпряг народ лошадей — и купчину

С криком «ура!» по дороге помчал... Кажется, трудно отрадней картину Нарисовать, генерал?..

    1. А.С. Грибоедовым в монологе Фамусова:

«Не то на серебре - на золоте едал»;

    1. Н.В.Гоголем в описании великой украинской реки:

«Редкая птица долетит до середины Днепра»

      1. Ирония; Г)метонимия;

Б) олицетворение; Д)гипербола;

      1. синекдоха.

        1. Определите вид эпитета:

          1. постоянный; Б) изобразительный;

          2. эмоциональный; Г) метафорический.

            1. «Ночевала тучка золотая» (М.Ю.Лермонтов).

            2. «Вот идёт он к синему морю» (А.С.Пушкин).



            1. Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый.

М.Ю.Лермонтов.

            1. «Роняет лес багряный свой убор» (А.С.Пушкин)

IV. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.

1 .Эпифора

А) Расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально- смысловой значимости.

2. Антитеза

Б) Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации.

3. Эллипсис

В) Повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т. д.)

4. Градация

Г) Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

5. Параллелизм

Д) Усиление выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов.



              1. Какой синтаксический приём:

                1. подчеркивает авторскую мысль в стихотворной строке А.С.Пушкина: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»?

                2. использовал А. А. Фет для изображения лирических переживаний:

Опять душа помолодеет,

Опять родной увидит край;

                1. придаёт яркость описанию природы в произведении С.Т. Аксакова: «Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид»;

                2. использовал Г.Р. Державин для усиления выразительности речи: «Где стол был яств, там гроб стоит»;

                3. передаёт эмоциональность, взволнованность речи героя трагедии А.С.Пушкина «Скупой рыцарь»: «Нет; я хотел... быть может, вы... я думал, Что уж барону время умереть».

                  1. Анафора; Г) инверсия;

Б) антитеза; Д) градация.

                  1. Умолчание;

  1. VI Какие художественные средства (тропы и стилистические фигуры) использовал А.С.Пушкин в строках из стихотворения «Клеветникам России»:

Иль нам с Европой спорить ново?

Иль русский от побед отвык

Контрольная работа по теме «Изобразительно-выразительные средства языка»

(на примере языка художественной литературы 20 века).

I. Соотнесите тропы и их определения.

1. Синекдоха

А) Уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.

2. Аллегория

Б) Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

3. Сравнение

В) Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа.

4. Гипербола

Г) Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ.

5 .Олицетворение

Д) Непомерное преувеличение размера, силы, значении и т. д. какого-либо предмета, явления.



  1. Какой троп использован:

    1. С.Есениным для создания образного представления о малой родине в стихотворении «О красном вечере задумалась дорога...»:

Изба- старуха челюстью порога

Жуёт пахучий мякиш тишины;

    1. Б. Горбатовым в прозаической строке: « Снежная пыль столбом стоит в воздухе»;

    2. М. Исаковским для передачи лирического переживания: «Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь»;

    3. В. Маяковским для создания сатирической направленности стихотворения «Гимн обеду»:

Желудок в панаме! Тебя ль заразят

Величием смерти для новой эры?!

    1. Б. Пастернаком для создания неожиданного, запоминающегося образа: «Стекло стрекоз сновало по щекам».

      1. Синекдоха; Г) развёрнутая метафора;

Б) метафора; Д) сравнение.

      1. Метонимия;

        1. Закончите фразу.

«Сравнение как троп трёхчленно и состоит из:

          1. предмета сравнения.

          2. образа сравнения

3 ».

IV. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.

1. Анафора

А) Утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ.

2.Оксюморон

Б) Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок.

3. Инверсия

В) Повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).

4. Парцелляция

Г) Соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое.

5. Риторический вопрос

Д) Членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.



            1. Какой синтаксический приём:

              1. использовал М.Горький для усиления смыслового оттенка высказывания: «Флёров - всё умеет. И Дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже»;

              2. использовал А.Блок для изображения лирических переживаний:

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьёт меня,

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня;

              1. придаёт динамичность, интонацию живой разговорной речи в строке из поэмы А.Твардовского «Василий Тёркин»: «Офицер - из пистолета, Тёркин — в мягкое штыком»;

              2. использовал А.Блок для усиления выразительности речи в стихотворении «Скифы»: «Мы любим всё - и жар холодных числ...»;

              3. подчёркивает авторскую мысль в поэтических строках О. Берггольц:

Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам.

                1. Оксюморон Б) эпифора;Г)градация; Б) парцелляция ; Д)эллипсис.



                  1. Какие художественные средства (тропы и стилистические фигуры) использовала М.Цветаева в строках стихотворения из цикла «Стихи к Блоку»:

У меня в Москве — купола горят, У меня в Москве — колокола звенят.

Ответы



1 Вариант

  1. 1) в; 2) а; 3) г; 4) д; 5) б.

  2. 1) б; 2) в; 3) а; 4) г; 5) д.

  3. 1) г; 2) а; 3) в; 4) б.

IV. 1) в; 2) д; 3) б; 4) а; 5)г.

V. 1) г; 2) а; 3) д; 4) б; 5)в.

            1. Анафора, риторический вопрос, метонимия, синекдоха.





2 Вариант



I. 1) б; 2) в; 3) а; 4) д; 5) г.

  1. 1) г; 2) д; 3) в; 4) а; 5) б

  2. Признак сходства.

  3. 1) в; 2) г; 3) б; 4) д; 5) а.

  4. 1) б; 2) в; 3) д; 4) а; 5)г.

  5. Анафора, метафора, параллелизм



Контрольная по теме «Русское стихосложение»



Начертите схему каждого отрывка, определите стихотворный размер и тип рифмовки.



  1. Благословен господь мой бог,

Мою десницу укрепивый

И персты в брани научивый

Сотреть врагов взнесенный рог.

  1. Если б милые девицы

Так могли летать, как птицы,

И садились на сучках,

Я желал бы быть сучком,

Чтобы тысячам девочкам

На моих сидеть ветвях.

  1. Туман не редеет

Молочною мглою закутана даль,

И на сердце веет

Печаль.

  1. Воздух живительный, воздух смолистый

Я узнаю.

Свет не слепит, упоительный, чистый,

Словно в раю.

  1. Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристО и остро!

Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

  1. Солнца контур старинный,

Золотой, огневой,

Апельсинный и винный

Над червонной рекой.

  1. Легкий лист, на липе млея,

Лунный луч в себя вобрал –

Спит зеленая аллея,

Лишь вверху поет хорал.

  1. Смело, друзья! Не теряйте

Бодрость в неравном бою,

Родину-мать защищайте,

Честь и свободу свою!

  1. Вперед! Без страха и сомненья

На подвиг доблестный, друзья!

Зарю святого искупленья

Уж в небесах завидел я!

  1. Как мошки зарею,

Крылатые звуки толпятся;

С любимой мечтою

Не хочется сердцу расстаться.

  1. Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

  1. Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.



Вариант с ответами



  1. Благословен господь мой бог,

Мою десницу укрепивый

И персты в брани научивый

Сотреть врагов взнесенный рог. (ямб, кольцевая)

  1. Если б милые девицы

Так могли летать, как птицы,

И садились на сучках,

Я желал бы быть сучком,

Чтобы тысячам девочкам

На моих сидеть ветвях. (хорей, парная и кольцевая)

  1. Туман не редеет

Молочною мглою закутана даль,

И на сердце веет

Печаль. (амфибрахий, перекрестная)

  1. Воздух живительный, воздух смолистый

Я узнаю.

Свет не слепит, упоительный, чистый,

Словно в раю. (дактиль, перекрестная)

  1. Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристО и остро!

Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо! (анапест, перекрестная)

  1. Солнца контур старинный,

Золотой, огневой,

Апельсинный и винный

Над червонной рекой. (анапест, перекрестная)

  1. Легкий лист, на липе млея,

Лунный луч в себя вобрал –

Спит зеленая аллея,

Лишь вверху поет хорал. (хорей, перекрестная)

  1. Смело, друзья! Не теряйте

Бодрость в неравном бою,

Родину-мать защищайте,

Честь и свободу свою! (дактиль, перекрестная)

  1. Вперед! Без страха и сомненья

На подвиг доблестный, друзья!

Зарю святого искупленья

Уж в небесах завидел я! (ямб, перекрестная)

  1. Как мошки зарею,

Крылатые звуки толпятся;

С любимой мечтою

Не хочется сердцу расстаться. (амфибрахий, перекрестная)

  1. Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя; (хорей, перекрестная)

  1. Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную. (дактиль, перекрестная)

Контрольно-измерительные материалы по родному (русскому) языку для 10 класса.

Контрольная работа по теме: « Тропы и фигуры речи»



Вариант №1



1. В каком случае дано неправильное определение фигуры?

A) Антитеза — это изобразительный прием, основанный на резком противопоставлении противоположных понятий, положений, образов.
      Б) Анафора — это изобразительный прием, основанный на повторении слова или группы слов в конце строк, строф или предложений.
      В) Инверсия — это изобразительный прием, основанный на изменении обычного порядка слов в предложении.
      Г) Градация — это изобразительный прием, основанный на последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.

2. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «россыпь звезд».

 А) метафора  
      Б) перифраз  
      В) гипербола  
      Г) литота

3. Укажите, какой троп используется в выражении «Кажется, вся Москва собралась на площади».

      А) метафора  
      Б) синекдоха  
      В) эпитет  
      Г) метонимия

4. Укажите, какая фигура речи используется в выражении «Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет».

      А) градация
      Б) инверсия
      В) оксюморон
      Г) антитеза

5. Укажите, какая фигура речи используется в строках М. Ю. Лермонтова «Что ищет он в краю далеком? Что кинул он в краю родном?».

      А) градация
      Б) оксюморон
      В) синтаксический параллелизм
      Г) антитеза

6. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующих строках А. С. Пушкина:

Все в таинственном молчанье;
Холм оделся темнотой;
Ходит в облачном сиянье
Полумесяц молодой.

      A) эпитет ,  Б) метафора , В) олицетворение ,  Г) метонимия, Д) оксюморон,  Е) перифраз,  Ж) сравнение, З) инверсия

7. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующем предложении:

      Речь старика течет ровно и плавно, в голосе его звучит холодная энергия, и под мохнатыми бровями сверкают острые, как гвозди, серые глаза. (М. Горький)
      A) эпитет , Б) метафора , В) метонимия, Г) антитеза,  Д) оксюморон,  Е) перифраз,  Ж) сравнение, З) парцелляция



Вариант № 2



1. В каком случае дано неправильное определение изобразительно-выразительного средства?

      A) Оксюморон — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу.
      Б) Литота — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия.
      В) Парцелляция — тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ.
      Г) Перифраз — это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания.

2. Укажите, какой троп используется в выражении «не съел ни крошки».

      А) метафора  
      Б) сравнение  
      В) гипербола  
      Г) литота

3. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «жрецы Фемиды» (о работниках системы правосудия).

      А) метафора   
      Б) перифраз    
      В) метонимия
      Г) олицетворение

4. Укажите, какая фигура речи используется в строках А. С. Пушкина «Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид...».

      А) анафора
      Б) эпифора
      В) инверсия
      Г) оксюморон

5. Укажите, какая фигура речи используется в строках А. С. Пушкина «В синем море волны плещут. В синем небе звёзды блещут».

      А) анафора

      Б) параллелизм

В) инверсия

Г) градация

6. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующем предложении:

      Сердце русского писателя было колоколом любви, и вещий и могучий звон его слышали все живые сердца страны. (М. Горький)
      А) эпитет ,  Б) метонимия ,  В) метафора , Г) сравнение, Д) синекдоха, Е) гипербола, Ж) параллелизм
      З) экспрессивный повтор

7. Отметьте все средства выразительности, которые используются в тексте:

      Победа не упала с неба. Мы ее выстояли. Мы ее выковали. Мы ее оплатили горем и кровью. Мы ее заслужили стойкостью и отвагой. (И. Г. Эренбург)
      A) эпитет
      Б) метафора
      B) сравнение
      Г) авторский неологизм
      Д) фразеологизм
      Е) синтаксический параллелизм
      Ж) эллипсис
      З) анафора

Контрольная работа по теме «Изобразительно-выразительные средства языка»

Вариант 1 (на примере языка художественной литературы 19 века).




I. Соотнесите тропы и их определения.

1) Метафора

А) Перенос значения с одного явления на другое по смежности.

2) Метонимия

Б) Непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т. д. какого-либо предмета.

3) Парафраз (парафраза)

В) Употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

4) Ирония

Г) Замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.

5) Литота

Д) Употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному с целью насмешки.



  1. Какой троп использован:

1) В.А. Жуковским в создании образа моря:

Ты живо: ты дышишь; смятенной Любовью,

Тревожною думой наполнено ты...

    1. Н. В. Гоголем в изображении пешеходов в повести «Невский проспект»;

«Здесь вы встретите усы чудные... здесь вы встретите такие талии...»;

    1. Н.А. Некрасовым в финале стихотворения «Железная дорога»:

Выпряг народ лошадей — и купчину

С криком «ура!» по дороге помчал... Кажется, трудно отрадней картину Нарисовать, генерал?..

    1. А.С. Грибоедовым в монологе Фамусова:

«Не то на серебре - на золоте едал»;

    1. Н.В.Гоголем в описании великой украинской реки:

«Редкая птица долетит до середины Днепра»

      1. Ирония; Г)метонимия;

Б) олицетворение; Д)гипербола;

      1. синекдоха.

        1. Определите вид эпитета:

          1. постоянный; Б) изобразительный;

          2. эмоциональный; Г) метафорический.

            1. «Ночевала тучка золотая» (М.Ю.Лермонтов).

            2. «Вот идёт он к синему морю» (А.С.Пушкин).



            1. Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый.

М.Ю.Лермонтов.

            1. «Роняет лес багряный свой убор» (А.С.Пушкин)

IV. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.

1 .Эпифора

А) Расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально- смысловой значимости.

2. Антитеза

Б) Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации.

3. Эллипсис

В) Повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т. д.)

4. Градация

Г) Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

5. Параллелизм

Д) Усиление выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов.



              1. Какой синтаксический приём:

                1. подчеркивает авторскую мысль в стихотворной строке А.С.Пушкина: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»?

                2. использовал А. А. Фет для изображения лирических переживаний:

Опять душа помолодеет,

Опять родной увидит край;

                1. придаёт яркость описанию природы в произведении С.Т. Аксакова: «Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид»;

                2. использовал Г.Р. Державин для усиления выразительности речи: «Где стол был яств, там гроб стоит»;

                3. передаёт эмоциональность, взволнованность речи героя трагедии А.С.Пушкина «Скупой рыцарь»: «Нет; я хотел... быть может, вы... я думал, Что уж барону время умереть».

                  1. Анафора; Г) инверсия;

Б) антитеза; Д) градация.

                  1. Умолчание;

  1. VI Какие художественные средства (тропы и стилистические фигуры) использовал А.С.Пушкин в строках из стихотворения «Клеветникам России»:

Иль нам с Европой спорить ново?

Иль русский от побед отвык?




Контрольная работа по теме «Изобразительно-выразительные средства языка»

(на примере языка художественной литературы 20 века).

I. Соотнесите тропы и их определения.

1. Синекдоха

А) Уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.

2. Аллегория

Б) Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

3. Сравнение

В) Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа.

4. Гипербола

Г) Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ.

5 .Олицетворение

Д) Непомерное преувеличение размера, силы, значении и т. д. какого-либо предмета, явления.



  1. Какой троп использован:

    1. С.Есениным для создания образного представления о малой родине в стихотворении «О красном вечере задумалась дорога...»:

Изба- старуха челюстью порога

Жуёт пахучий мякиш тишины;

    1. Б. Горбатовым в прозаической строке: « Снежная пыль столбом стоит в воздухе»;

    2. М. Исаковским для передачи лирического переживания: «Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь»;

    3. В. Маяковским для создания сатирической направленности стихотворения «Гимн обеду»:

Желудок в панаме! Тебя ль заразят

Величием смерти для новой эры?!

    1. Б. Пастернаком для создания неожиданного, запоминающегося образа: «Стекло стрекоз сновало по щекам».

      1. Синекдоха; Г) развёрнутая метафора;

Б) метафора; Д) сравнение.

      1. Метонимия;

        1. Закончите фразу.

«Сравнение как троп трёхчленно и состоит из:

          1. предмета сравнения.

          2. образа сравнения

3 ».

IV. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.

1. Анафора

А) Утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ.

2.Оксюморон

Б) Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок.

3. Инверсия

В) Повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).

4. Парцелляция

Г) Соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое.

5. Риторический вопрос

Д) Членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.



            1. Какой синтаксический приём:

              1. использовал М.Горький для усиления смыслового оттенка высказывания: «Флёров - всё умеет. И Дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже»;

              2. использовал А.Блок для изображения лирических переживаний:

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьёт меня,

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня;

              1. придаёт динамичность, интонацию живой разговорной речи в строке из поэмы А.Твардовского «Василий Тёркин»: «Офицер - из пистолета, Тёркин — в мягкое штыком»;

              2. использовал А.Блок для усиления выразительности речи в стихотворении «Скифы»: «Мы любим всё - и жар холодных числ...»;

              3. подчёркивает авторскую мысль в поэтических строках О. Берггольц:

Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам.

                1. Оксюморон Б) эпифора;Г)градация; Б) парцелляция ; Д)эллипсис.



                  1. Какие художественные средства (тропы и стилистические фигуры) использовала М.Цветаева в строках стихотворения из цикла «Стихи к Блоку»:

У меня в Москве — купола горят, У меня в Москве — колокола звенят.

Ответы



1 Вариант

  1. 1) в; 2) а; 3) г; 4) д; 5) б.

  2. 1) б; 2) в; 3) а; 4) г; 5) д.

  3. 1) г; 2) а; 3) в; 4) б.

IV. 1) в; 2) д; 3) б; 4) а; 5)г.

V. 1) г; 2) а; 3) д; 4) б; 5)в.

            1. Анафора, риторический вопрос, метонимия, синекдоха.

2 Вариант



I. 1) б; 2) в; 3) а; 4) д; 5) г.

  1. 1) г; 2) д; 3) в; 4) а; 5) б

  2. Признак сходства.

  3. 1) в; 2) г; 3) б; 4) д; 5) а.

  4. 1) б; 2) в; 3) д; 4) а; 5)г.

  5. Анафора, метафора, параллелизм

Контрольная по теме «Русское стихосложение»



Начертите схему каждого отрывка, определите стихотворный размер и тип рифмовки.



  1. Благословен господь мой бог,

Мою десницу укрепивый

И персты в брани научивый

Сотреть врагов взнесенный рог.

  1. Если б милые девицы

Так могли летать, как птицы,

И садились на сучках,

Я желал бы быть сучком,

Чтобы тысячам девочкам

На моих сидеть ветвях.

  1. Туман не редеет

Молочною мглою закутана даль,

И на сердце веет

Печаль.

  1. Воздух живительный, воздух смолистый

Я узнаю.

Свет не слепит, упоительный, чистый,

Словно в раю.

  1. Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристО и остро!

Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

  1. Солнца контур старинный,

Золотой, огневой,

Апельсинный и винный

Над червонной рекой.

  1. Легкий лист, на липе млея,

Лунный луч в себя вобрал –

Спит зеленая аллея,

Лишь вверху поет хорал.

  1. Смело, друзья! Не теряйте

Бодрость в неравном бою,

Родину-мать защищайте,

Честь и свободу свою!

  1. Вперед! Без страха и сомненья

На подвиг доблестный, друзья!

Зарю святого искупленья

Уж в небесах завидел я!

  1. Как мошки зарею,

Крылатые звуки толпятся;

С любимой мечтою

Не хочется сердцу расстаться.

  1. Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

  1. Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.



Вариант с ответами



  1. Благословен господь мой бог,

Мою десницу укрепивый

И персты в брани научивый

Сотреть врагов взнесенный рог. (ямб, кольцевая)

  1. Если б милые девицы

Так могли летать, как птицы,

И садились на сучках,

Я желал бы быть сучком,

Чтобы тысячам девочкам

На моих сидеть ветвях. (хорей, парная и кольцевая)

  1. Туман не редеет

Молочною мглою закутана даль,

И на сердце веет

Печаль. (амфибрахий, перекрестная)

  1. Воздух живительный, воздух смолистый

Я узнаю.

Свет не слепит, упоительный, чистый,

Словно в раю. (дактиль, перекрестная)

  1. Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристО и остро!

Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо! (анапест, перекрестная)

  1. Солнца контур старинный,

Золотой, огневой,

Апельсинный и винный

Над червонной рекой. (анапест, перекрестная)

  1. Легкий лист, на липе млея,

Лунный луч в себя вобрал –

Спит зеленая аллея,

Лишь вверху поет хорал. (хорей, перекрестная)

  1. Смело, друзья! Не теряйте

Бодрость в неравном бою,

Родину-мать защищайте,

Честь и свободу свою! (дактиль, перекрестная)

  1. Вперед! Без страха и сомненья

На подвиг доблестный, друзья!

Зарю святого искупленья

Уж в небесах завидел я! (ямб, перекрестная)

  1. Как мошки зарею,

Крылатые звуки толпятся;

С любимой мечтою

Не хочется сердцу расстаться. (амфибрахий, перекрестная)

  1. Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя; (хорей, перекрестная)

  1. Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную. (дактиль, перекрестная)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!