Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Рождественская средняя общеобразовательная школа»
Ичалковского муниципального района Республики Мордовия
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО протокол №__ от «____» _______20___г. Руководитель ШМО __________________/Сабурова Т. Г./ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ________________/Козырева С.А./ «____» _________20___г. | «Утверждено» Директор МОБУ «Рождественская СОШ» _______________/Учеваткин С.А./ «____» _________20___г. |
Рабочая программа
учебного курса _родной (русский) язык во__2__ классе
(наименование предмета)
Составитель программы: учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОБУ «Рождественская СОШ» Федотова Н. А. |
с. Рождествено 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «родной (русский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке (далее – Рабочая программа) разработана в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) и определяет цели, задачи, планируемые результаты и содержание предмета.
Данная рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами и правовыми актами:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации».
4. Закон Республики Мордовия «О государственных языках Республики Мордовия» (принят Государственным собранием Республики Мордовия 24 апреля 1998 года; в ред. законов РМ от 12.03.2010 № 4-З, от 19.12.2011 г. № 78-З).
5. Закон Республики Мордовия от 8 августа 2013 года № 53-З «Об образовании в Республике Мордовия» (в ред. закона Республики Мордовия от 19.12.2014 № 103-З).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 мая 2014 г. №594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» (с изменениями от 9 апреля 2015 года).
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357).
9. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (в ред. протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию).
Основные функции языка (коммуникативная, познавательная, регулятивная, эмотивная) способствуют формированию у обучающихся универсальных учебных действий – познавательных, регулятивных и коммуникативных, которые обеспечивают успешное овладение других предметов начальной школы.
Цель занятий, проводимых по программе «Родной (русский) язык», - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачами курса являются:
обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Место предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, учебному плану МОБУ «Рождественская СОШ» на 2019-2020 год для обязательного изучения русского языка во 2 классе на базовом уровне отводится 34 часов из расчета 1 час в неделю.
Результаты изучения курса
В ходе обучения русскому языку у обучающихся вторых классов формируются такие способности и качества, которые оказывают решающее влияние на становление их личности:
– формирование ценностных и мировоззренческих установок;
– формирование интереса и познавательных потребностей;
– становление структуры учебной деятельности.
Планируемыми результатами обучения во 2 классе являются следующие:
Личностные результаты:
– формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной и языковой принадлежности;
– осознание роли языка и речи в жизни людей;
– развитие интереса к изучению родного русского языка;
– формирование эстетического, ценностного отношения к родному (русскому) языку.
Метапредметные результаты:
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- слушание и понимание речи других, умение работать в паре, в группе;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «русский язык»;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «русский язык»; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий;
- способность к самообразованию и самовоспитанию.
Предметные результаты:
– сформированность элементарных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;
– понимание того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;
– сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека;
– овладение первоначальными представлениями о нормах родного (русского) литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
– овладение учебными действиями с языковыми единицами; умение использовать знания о языке и речи для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Содержание учебного предмета
Вежливые слова – откуда они
Вежливые слова и их происхождение.
Азбука вежливости. Как писать письмо
Структура письма. Эпистолярный жанр.
Слово и формы этого слова. Родственные слова
Анализ предложенных слов. Запись слов, выделение основы, окончания. Разделение слов на группы, выделение основы, окончания. Работа с правилом.
Развитие речи с элементами культуры речи. Как написать поздравление?
Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей речи. Составление плана текста. Приветствие. Поздравление. Пожелания.
Составление текста-описания (описание родословной семьи)
Память в будущих поколениях. Введение в теорию родословной. Виды родословных. Виды родословного древа.
Язык в действии
Помогает ли ударение различать слова? Для чего нужны синонимы? Для чего нужны антонимы? Как появились пословицы и фразеологизмы? Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Тип урока | Кол-во ча сов | Вид и форма контроля | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения занятий |
Пла-ниру-емая | Фактическая |
1 | Вежливые слова | 4 | |
1.1 | Вежливые слова –откуда они | Урок введения новых знаний | 1 | Текущий Теоретический опрос | Наблюдать над этимологией слов здравствуйте, благодарю, спасибо. Использовать в общении правила и принятые нормы вежливого обращения друг к другу по имени, по имени и отчеству | | |
1.2 | Правила общения. Здравствуйте, благодарю, спасибо. | Урок введения новых знаний | 1 | Текущий устный опрос, письменная работа | | |
1.3 | Учимся вести диалог. Вежливое обращение друг к другу по имени, по имени отчеству. | Урок обобщения и закрепления | | Текущий, письменная работа | | |
1.4 | Составление рассказа с использованием вежливых слов | Урок контроля | 1 | Тематический. Проверочная работа | | |
2. | Азбука вежливости. Как писать письмо. | 4 | |
2.1 | Как писать письмо. Структура письма. | Урок введения новых знаний | 1 | Текущий. Устный опрос, письменная работа | Знакомство с жанрами письма и поздравления | | |
2.2 | Азбука письма. Письмо другу. | Урок введения новых знаний, развития речи | 1 | Текущий. Устный опрос, письменная работа Составление рассказа | | |
2.3 | Азбука письма. Письмо родным (бабушке, дедушке, маме, папе и тд) | Урок введения новых знаний, развития речи | | Текущий. Устный опрос, письменная работа | | |
2.4 | Азбука письма. Письмо Деду Морозу. | Урок введения новых знаний, развития речи | 1 | Текуший. Сочинение | | |
3 | Слово и формы этого слова. Родственные слова | 8 | |
3.1 | Слово и формы одного слова. | Урок введения новых знаний | 1 | Текущий. Устный опрос, письменная работа | Находить новые способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом. Анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям. Анализировать слоги относительно количества в них гласных и согласных звуков. Классифицировать слово по количеству в нем слогов. Составлять слова из слогов. Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количество слогов. | | |
3.2 | Родственные слова. | Урок введения новых знаний | 1 | Текущий. Устный опрос, письменная работа | | |
3.3 | Основа слова, окончание. | Урок введения новых знаний | 1 | Текущий. Устный опрос, письменная работа | | |
3.4 | Разбор слов по составу. | Урок введения новых знаний | 1 | Текущий. Устный опрос, письменная работа | | |
3.5 | Разбор слов по составу. | Урок введения новых знаний | 1 | Текущий. Устный опрос, письменная работа | | |
3.6 | Разбор слов по составу. | Урок введения новых знаний | 1 | Текущий. Устный опрос, письменная работа | | |
3.7 | Проверочная работа по теме «Слово и формы этого слова. Родственные слова» | Урок контроля | 1 | Тест | | |
3.8 | Проверочный диктант «Ежик» | Урок контроля | 1 | Текущий. письменная работа | | |
4 | Развитие речи с элементами культуры речи. Как написать поздравление? | 8 | |
4.1 | Построение текста. Виды текстов. | Урок введения новых знаний | 1 | Текущий. Устный опрос, письменная работа | Работать с текстом: абзац, тема, заголовок. Наблюдать за связью предложений в тексте. Озаглавливать текст, анализировать текст. Устно составлять текст из 3–5 предложений на определенную тему. Составлять текст поздравительной открытки | | |
4.2 | Выделение в тексте смысловых частей речи. Озаглавливание. | Урок введения новых знаний | 1 | Текущий. Устный опрос, письменная работа | | |
4.3 | План текста. Составление плана текста. | Урок введения новых знаний | 1 | Текущий. Устный опрос, письменная работа | | |
4.4 | Связь предложений в тексте. Приветствие. | Урок введения новых знаний | 1 | Текущий. Устный опрос, письменная работа | | |
4.5 | Связь предложений в тексте. Поздравление. | Урок введения новых знаний | 1 | Текущий. Устный опрос, письменная работа | | |
4.6 | Связь предложений в тексте. Пожелания. | Урок введения новых знаний | 1 | Текущий. Устный опрос, письменная работа | | |
4.7 | Обучающее изложение по коллективно составленному плану. | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | Текущий. Устный опрос, письменная работа | | |
4.8 | Поздравительная открытка | Урок рефлексии | 1 | Текущий. Письменная работа | | |
5 | Составление текста-описания (описание родословной семьи) | 4 | |
5.1 | Текст-описание. Его особенности. Введение в теорию родословной. Виды родословной. | Урок введения новых знаний | 1 | Текущий. Устный опрос, письменная работа | Передавать содержание прочитанного текста-образца или составленного текста. Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной учебной коммуникативной задачей. Составлять текст-описание родословной семьи | | |
5.2 | Память в будущих поколениях. Родословная моей семьи (описание). | Урок введения новых знаний | 1 | Текущий. Устный опрос, письменная работа | | |
5.3 | Виды родословного древа. Родословная моей семьи (проет). | Проектная деятель-ность | 1 | Текущий. Проект | | |
5.4 | Родословная моей семьи. Защита проекта. | Проектная деятель-ность | 1 | Текущий. Защита проекта. | | |
6 | Язык в действии | 6 | |
6.1 | Помогает ли ударение различать слова? | Урок введения новых знаний | 1 | Текущий. Устный опрос, письменная работа | Уметь ставить ударение в словах. Различать синонимы и антонимы. Находить полезную информацию в словарях. Придумывать собственные задания. | | |
6.2 | Для чего нужны синонимы? Для чего нужны антонимы? | Урок введения новых знаний | 1 | Текущий. Устный опрос, письменная работа | | |
6.3 | Как появились пословицы и фразеологизмы? | Урок введения новых знаний | 1 | Текущий. Устный опрос, письменная работа | | |
6.4 | Как можно объяснить значение фразеологизма? | Урок введения новых знаний | 1 | Текущий. Устный опрос, письменная работа | | |
6.5 | Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение? | Урок введения новых знаний | 1 | Текущий. Устный опрос, письменная работа | | |
6.6 | Викторина «Мой родной язык» | Урок рефлексии | 1 | Текущий. Урок-игра. | | |
| Итого | 34 | |