СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Родной русский язык»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Родной руский язык» 3-4 класс на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы началь­ного общего образования Федерального государственного обра­зовательного стандарта  

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Родной русский язык»»

Рабочая программа

учебного предмета «Родной русский язык»

Уровень общего образования

Основное общее образование – 3-4 классы

Срок реализации программы – 2 года



Количество часов – 34







Московская область

2022 год



































Пояснительная записка.

Рабочая программа по родному языку (русскому) для обучающихся 3 класса на уровне начального общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г.  № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован  Министерством  юстиции  Российской  Федерации 05.07.2021 г. № 64100), Концепции преподавания  русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания. 


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»

Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение». 

Содержание предмета «Родной язык (русский)» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной язык (русский)» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса.

В содержании предмета «Родной язык (русский)» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение  не  к  внутреннему  системному  устройству  языка,  а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского  языка,  в  частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.

Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка. Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.


ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РОДНОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК"

Целями изучения русского родного языка являются:

- осознание русского языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей русского народа; понимание значения родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа, осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса к родному языку и желания его изучать, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре;

- овладение первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации, о месте русского языка среди других языков народов России; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

- овладение первоначальными представлениями о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете; овладение выразительными средствами, свойственными русскому языку;

- совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;

совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

- приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Задачами данного курса являются: совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции; изучение   исторических   фактов   развития   языка;

расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.); включение учащихся в практическую речевую деятельность.

В соответствии с этим в программе выделяются три блока. Первый блок — «Русский язык: прошлое и настоящее» —включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира. 

Второй блок — «Язык в действии» — включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни. 

Третий блок — «Секреты речи и текста» — связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа составлена с учетом количества часов, отводимого на изучение предмета «Родной русский язык» базовым учебным планом: в 3—4 классах по 0,5 учебных часов в неделю при 34 учебных неделях.


Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся:

  • Александрова О. М. Родной русский язык. 3 класс;

  • Александрова О. М. Родной русский язык. 4 класс;


Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет:

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru);

  • Российская электронная школа (resh.edu.ru);

  • Образовательный ресурс «Начальная школа»;

  • «Учи.ру» — интерактивная образовательная онлайн платформа (uchi.ru);

  • Цифровая платформа для обучения основным школьным предметам https://education.yandex.ru


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»

3 КЛАСС

РАЗДЕЛ 1. РУССКИЙ ЯЗЫК: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ 

Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда — ложь, друг — недруг, брат — братство — побратим).

Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).

Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

Проектные задания. Откуда в русском языке эта фамилия? История моих имени и фамилии (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).

РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ 

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).

Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имён существительных (например, форм родительного падежа множественного числа). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).

Совершенствование навыков орфографического оформления текста.

РАЗДЕЛ 3. СЕКРЕТЫ РЕЧИ И ТЕКСТА 

Особенности устного выступления.

Создание текстов-повествований о путешествии по городам, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

Смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.). Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов.


4 КЛАСС

РАЗДЕЛ 1. РУССКИЙ ЯЗЫК: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ 

Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); связанные с обучением. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов. 

Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов). Сравнение толкований слов в словаре В. И.  Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов.

РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ 

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). 

Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

История   возникновения   и   функции   знаков   препинания (в рамках изученного).

Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

РАЗДЕЛ 3. СЕКРЕТЫ РЕЧИ И ТЕКСТА 

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

Различные виды чтения (изучающее и поисковое) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа.

Приёмы работы с примечаниями к тексту. Информативная функция заголовков. Типы заголовков.

Соотношение частей прочитанного или прослушанного текста: установление причинно-следственных отношений этих частей, логических связей между абзацами текста. Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление первоначального и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

Синонимия речевых формул (на практическом уровне).


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»


Изучение родного языка (русского) в 3-4 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты при реализации основных направлений воспитательной деятельности:

гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение родного русского языка, отражающего историю и культуру страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;

уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;

духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;

экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;

неприятие действий, приносящих ей вред;

ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия 

Базовые логические действия:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц;

объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц; классифицировать языковые единицы;

находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

Работа с информацией:

выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;

согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);

соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия.

Общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной

задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

Совместная деятельность:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;

ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.

Самоорганизация:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;

соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;

находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;

сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение учебного предмета «Родной язык (русский)» в течение четырёх лет обучения должно обеспечить воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка; приобщение к литературному наследию русского народа; обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

  • осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского языка;

  • распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношений между людьми; слова, называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие музыкальные инструменты);

  • распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения; наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;

  • использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

  • понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений, связанных с изученными темами; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;

  • понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках изученных тем); осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

  • соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);

  • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

  • использовать учебный орфоэпический словарь для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;

  • выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

  • проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

  • правильно употреблять отдельные формы множественного числа имён существительных;

  • выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;

  • пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;

  • пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

  • различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

  • владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

  • использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление;

  • выражать мысли и чувства на родном языке в соответствии с ситуацией общения;

  • владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;

  • анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;

  • проводить смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определять языковые особенностей текстов;

  • выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;

  • создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;

  • создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации;

  • оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла.

К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

  • распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношений между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);

  • распознавать русские традиционные сказочные образы, понимать значение эпитетов и сравнений в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;

  • осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;

  • использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

  • понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; связанных с изученными темами; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;

  • понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках изученных тем); осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

  • соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

  • соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);

  • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

  • выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

  • проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

  • заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;

  • выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

  • редактировать письменный текст с целью исправления грамматических ошибок;

  • соблюдать изученные орфографические и пунктуационные нормы при записи собственного текста (в рамках изученного);

  • пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;

  • пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

  • пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;

  • различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

  • владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

  • использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление;

  • выражать мысли и чувства на родном языке в соответствии с ситуацией общения;

  • строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;

  • владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;

  • владеть различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

  • анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;

  • соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;

  • составлять план текста, не разделённого на абзацы;

  • приводить объяснения заголовка текста;

  • владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;

  • владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказывать текст с изменением лица;

  • создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;

  • создавать текст как результат собственного мини-исследования; оформлять сообщение в письменной форме и представлять его в устной форме;

  • оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • редактировать предлагаемый письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;

  • редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять первоначальный и отредактированный тексты.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


3 КЛАСС


п/п

Наименование разделов и тем программы

Кол-во часов

Вида деятельности

Виды контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Реализация воспитательной программы

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (7 часов)


1.1.

Что и как слова могут рассказывать об отношениях между людьми. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми, например, правда - ложь, друг - недруг, брат - братнство - побратим. Синонимы. Антонимы. Оттенки значений. Слова с суффиксами оценки. Гнезда слов с корнями -брат-, -друг-. Жизнь слова (на примере слова дружина): что обозначало в разные времена, почему сохранилось? Пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых отражены особенности мировосприятия и отношений между людьми.

1

Самостоятельная работа: познакомиться с историей и значением слов и  выражений на основе материалов из истории языка и  культуры. Практическая работа: подобрать синонимы, антонимы; восстановить деформированные (с пропусками ключевых слов) высказывания на  основе анализа контекста и значения слова; объяснить значение редких слов (например, содруг, другиня) на основе морфемного ана- лиза. Работа с текстом: выделить пословицы из ряда высказываний; подо- брать заголовок; найти слова и выражения, характеризующие главных героев, создать собственный текст с использованием противительных конструкций; сравнить характеристики героев сказок.

Работа с текстом: слушание, выделение сравнений; письменное объяснение значения слова на основе анализа контекста; сравнение описаний одного явления в разных текстах; объяснение заголовка; поиск скрытого сравнения в загадках; достраивание текста (выбор начала); восстановление текста (выбор пропущенных слов). Работа с рисунками: соотнести рисунок и описание. Работа с таблицей: сравнить словарное и художественное описание. Самостоятельная работа: познакомиться с историей и значением слов и выражений на основе материалов из истории языка и культуры.


Текущий, устный, письменный


Электронная форма учебника, библиотека РЭШ.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).


Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией;

включение в урок игровых процедур, с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе;

1.2

Что и как могут рассказать слова о природе. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие природные явления и растения, например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений. "Говорящие" слова: названия дождя, снега, ветра; названия растений. Диалектные слова: почему одно явление получает разные названия? Лексическая сочетаемость слов. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых отражены природные явления.

1

1.3

Что и как могут рассказать слова о занятиях людей и профессиях. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие занятия людей, например, плотник, столяр, врач, ямщик, извозчик, коробейник. Способы толкования значения слова: с помощью родственных слов, с помощью синонимов. Устаревшие слова. Жизнь слова: отражение занятий людей в фамилиях, названиях улиц.

1

1.4

Что и как могут рассказать слова о занятиях людей. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие музыкальные инструменты, например, гудок, рожок, балалайка, гусли, гармонь. "Говорящие" слова. Прямое и переносное значение слов. Многозначные слова. Жизнь слова: изменение значения слова (на примере слов гудеть, гармошка и т.п.)

3

1.5

Названия старинных русских городов, происхождение названий. История городов, сохранившаяся в названиях улиц и площадей.

1

1.6

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения, например, Снегурочка, дубравка, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

1

Итого по разделу

7

 


Раздел 2. Язык в действии (5 часов)


2.1.

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфическая особенность русского языка.

1

Упражнение: отработка правильного произношения слов. Соблюдение отрабатываемых орфоэпических норм в речи (при изучении всех разделов курса).

Работа в парах: анализ употребления слов с суффиксами оценки в разных текстах, представление результатов и обсуждение, общий вывод. Эксперимент: замена в тексте слов с оценочными суффиксами на нейтральные слова; обсуждение результатов. Практическая работа: восстановление деформированных (с пропусками слов) предложений на основе анализа контекста и значения слов с суффиксами оценки; образование существительных по продуктивным моделям с помощью суффиксов оценки. Работа с иллюстрациями в группах: описание картины с использованием слов с суффиксами оценки (взаимооценка). Работа с текстом: поиск примеров словоупотребления для подтверждения мысли, высказанной в тексте (например, мысль В. О. Ключевского о роли рек в жизни русского народа  — слова-названия рек с суффикса- ми оценки в русских народных песнях). Эксперимент: трансформация текста (как изменится текст-описание, если ключевое нейтральное слово заменить на слово с суффиксом оценки.

Текущий, устный, письменный

Электронная форма учебника, библиотека РЭШ.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).


Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

включение в урок игровых процедур, с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе

2.2.

Специфика грамматической категории рода имен существительных в русском языке.

1

2.3.

Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа.

1

2.4.

Практическое овладение нормами употребления форм имен существительных (родительный падеж множественного числа).

1

2.5.

Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов с пространственным значением, образования предложно-падежных форм существительных.

1

Итого по разделу

5

 


Раздел 3. Секреты речи и текста (5 часов)


3.1.

Особенности устного выступления.


Представление проектных заданий и результатов мини-исследований, выполненных при изучении раздела «Русский язык: прошлое и настоящее».

Учебный диалог «Что такое рассуждение?». Чтение учебного текста. Работа с текстом: чтение и слушание отрывков из художественных текстов, описывающих споры героев, поиск утверждений и доводов каждого героя; чтение отрывка, содержащего утверждение героя и поиск аргументов для подтверждения или опровержения утверждения в других источниках информации.

Наблюдение: выявлять языковые особенности при работе с текстами фольклора и с художественными текстами (осуществляется при изучении всех разделов курса)

Текущий, устный, письменный

Электронная форма учебника, библиотека РЭШ.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).


Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией;

применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;

включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе;

инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся


3.2.

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).


3.3.

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).


3.4.

Создание текстов-повествований о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.


3.5.

Особенности устного выступления


Итого по разделу

5

 


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17


 

 



4 КЛАСС


п/п

Наименование разделов и тем программы

Кол-во часов

Вида деятельности

Виды контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Реализация воспитательной программы

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (5 часов)


1.1.

Что и как могут рассказать слова об обучении. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с обучением. Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с учением, например, от корки до корки и т д.

1

Поиск информации о происхождении слов. Обсуждение примеров из текста. Работа в парах: анализ словарной статьи и выбор примеров к толкованию значения слова урок; анализ слов с греческими корнями, «пере- вод» их на русский язык. Проектное задание «Как слово появилось»: составление словаря в  картинках и подготовка сообщений об истории слов.

Объяснение значений незнакомых слов с помощью толкового словаря. Просмотр иллюстраций (репродукции картин русских художников). Конструирование  — составление рассказа о традициях в семье. Работа в группе: анализ диалогов-прибауток.

Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов. Наблюдение над текстовым материалом и уточнение значения термина «эпитет». Работа в парах: соотнесение образов народного творчества с эпитетами. Работа с текстом: определение темы и поиск информации. Работа с книгой (групповая работа): подбор и запись эпитетов. Работа с таблицей (в парах): группировка предложенных эпитетов.

Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов. Наблюдение и сопоставление словарных статей из разных словарей; осознание заимствования слов. Беседа о слове этимология; анализ примеров заимствованных слов из  языков народов мира (например, польский, финский). Работа в группе: обсуждение проблемного вопроса  — как меняется значение заимствованных слов (например: бутерброд, компот, галстук, брюки) в  русском языке.

Текущий, устный, письменный


Электронная форма учебника, библиотека РЭШ.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).


Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией;

включение в урок игровых процедур, с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе;

1.2

Что и как могут рассказать  слова о родственных отношениях в семье. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие родственные отношения, например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица. Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с родственными отношениями, например, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.

1

1.3

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с качествами и чувствами людей, например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный и т.д.

1

1.4

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей. Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.

1

1.5

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов. Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре.

1

Итого по разделу

5

 


Раздел 2. Язык в действии (4 часов)


2.1.

Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне).

1

Упражнение: отработка правильного произношения слов. Соблюдение отрабатываемых орфоэпических норм в речи (при изучении всех разделов курса).

Обсуждение проблемного вопроса (учебный диалог): «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?» Работа с таблицей: наблюдение и формулирование вывода о синонимии словосочетаний и предложений. Анализ устойчивых выражений. Работа в парах: замена словосочетаний синонимическими конструкциями. Работа в группах: синонимия этикетных выражений. Конструирование сложноподчинённых предложений.

Работа с текстом: наблюдение и обсуждение вопроса: «Почему учение о знаках препинания называлось учением о силе точек?» Поиск доказательства в тексте.

Текущий, устный, письменный

Электронная форма учебника, библиотека РЭШ.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).


Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

включение в урок игровых процедур, с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе

2.2.

Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

2

2.3.

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

1

Итого по разделу

4

 


Раздел 3. Секреты речи и текста (8 часов)


3.1.

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

1

Работа в парах: особенности вопросов, заданных ровеснику и взрослому. Моделирование диалогических ситуаций с вопросно-ответными конструкциями. Работа в парах: конструирование диалогов с использованием предложенных пословиц.

Учебный диалог о соответствии заголовка текста теме и основной мысли. Работа в группах: анализ названий рассказов и сказок; выявление отражения в них темы текста. Наблюдение над заголовками-вопросами в научно-познавательных текстах. Практическая работа: придумывание заголовков к сказке и познавательным текстам.

Наблюдение над особенностями текста: возможность рассказать о себе и личных событиях; рассказ писателя о герое и выбор для этих целей необходимой формы глагола (от первого или от третьего лица). Работа с текстами: определение рассказчика. Наблюдение над текстами и выбор подходящих иллюстраций. Мини-сочинение по рисунку. Проектное задание: составление заметки о животных для школьного журнала.

Работа с текстами: определение цели текста; выбор соответствующих языковых средств. Работа в парах: сравнение особенностей текстов  — оценивание выбранных авторами языковых средств для описания осени. Редактирование текста: поиск неточностей и уточнение языковых средств. Работа в группах: восстановление текста по фрагментам; самостоятельное редактирование части текста и представление своей работы одноклассникам. Оценивание своей работы и текстов, представленных одноклассниками: соответствие тематике, точность выбора языковых средств и др.

Текущий, устный, письменный

Электронная форма учебника, библиотека РЭШ.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).


Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией;

применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;

включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе;

инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся


3.2.

Особенности озаглавливания текста.

1

3.3.

Соотношение частей прочитанного или прослушанного текста: установление причинно-следственных отношений этих частей, логических связей между абзацами текста. Составление плана текста, не разделенного на абзацы.

1

3.4.

Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица (на практическом уровне). Приёмы работы с примечаниями к тексту.

1

3.5.

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

3

3.6

Синонимия речевых формул (на практическом уровне). Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

1




Итого по разделу

8

 


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17


 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!