СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Родной (русский) язык» для 9-х классов на 2022 – 2023 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577).

Используемый УМК

Рабочая программа основывается на использовании учебника для 9 класса общеобразовательных учреждений: Русский язык 9 класс. Учебник для общеобразовательных школ под редакцией С.Г. Бархударов – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2019. - 255с, учебник входит в линию УМК Т. А. Ладыженская, С.Г. Бархударов.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Родной (русский) язык» для 9-х классов на 2022 – 2023 учебный год»

Приложение

к образовательной программе

основного общего образования

МБОУ «СШ №18»

на 2022 – 2023 учебный год

Приказ №504 от 30.08.2022




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №18»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Родной (русский) язык»

для 9-х классов

на 2022 – 2023 учебный год




Составитель программы:

Пузатова Светлана Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СШ №18»



















г. Нижневартовск, 2021 г.



Поясниетльная записка


Данная программа обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577).

Рабочая программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебного-методического объединения по общему образованию; протокол от 08 апреля 2015 г. №1/15 (в редакции протокола от 04 февраля 2020 г. № 1/20). Данная программа обеспечивает реализацию образовательной программы основного общего образования МБОУ «СШ №18» на 2021-2022 учебный год.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по русскому языку для 9 класса авторов С.Г. Бархударов и др. (М.: Просвещение, 2019г), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

 

Используемый УМК

Рабочая программа основывается на использовании учебника для 9 класса общеобразовательных учреждений: Русский язык 9 класс. Учебник для общеобразовательных школ под редакцией С.Г. Бархударов – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2019. - 255с, учебник входит в линию УМК Т. А. Ладыженская, С.Г. Бархударов.


Место учебного предмета в учебном плане

В обязательной части учебного плана МБОУ «СШ №18» на 2021-2022 учебный год на изучение русского языка в 9 классе отводится 0,5 час в неделю, всего 17 часов


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Изучение предмета «Русский родной язык» в 9-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 9-м классе.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце пятого года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной школе предметные результаты должны отражать сформированность следующих умений.

«Язык и культура»:

  • понимать и комментировать причины языковых изменений, приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества;

  • приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

  • понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, в том числе ключевых слов русской культуры, правильно употреблять их в речи;

  • выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах;

  • приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;

  • понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; анализировать и комментировать историю происхождения фразеологических оборотов; уместно употреблять их;

  • распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);

  • правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в различных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

  • понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;

  • понимать особенности освоения иноязычной лексики;

  • комментировать особенности современных иноязычных заимствований; определять значения лексических заимствований последних десятилетий;

  • характеризовать словообразовательные неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;

  • объяснять причины изменения лексических значений слов и их стилистической окраски в современном русском языке (на конкретных примерах);

  • объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);

  • регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.

«Культура речи»:

    • понимать и характеризовать активные процессы в области произношения и ударения;

    • соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах самостоятельных частей речи (в рамках изученного);

    • различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;

    • употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

    • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости (трудные случаи в рамках изученного);

    • опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;

    • соблюдать синтаксические нормы современного русского литературного языка: управление предлогов; построение простых предложений‚ сложных предложений разных видов; предложений с косвенной речью;

    • анализировать и различать типичные речевые ошибки;

    • редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;

    • выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;

    • распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений;

    • редактировать предложения с целью исправления грамматических ошибок;

    • анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;

    • использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;

    • соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;

    • понимать активные процессы в современном русском речевом этикете;

    • использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;

    • использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;

    • использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;

    • использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;

    • использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.

«Речь. Речевая деятельность. Текст»:

  • пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов, в том числе сочетающих разные форматы представления информации (инфографика, диаграмма, дисплейный текст и др.);

  • владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;

  • анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;

  • анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма; создавать деловые письма;

  • понимать и использовать в собственной речевой практике прецедентные тексты;

  • создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;

  • создавать устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, отзыв на проектную работу одноклассника; принимать участие в учебно-научной дискуссии;

  • анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк);

  • владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.







Содержание учебного предмета

Раздел 1. Язык и культура (5 ч)

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п.

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» — рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, активизация процесса заимствования иноязычных слов.

Раздел 2. Культура речи (5 ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.Нарушение орфоэпической нормы как художественный прием.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. автология. Плеоназм. ипичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге рецензия на книгу, обидеться на слово — обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности форм родительного и творительного падежей. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы введение в сложное предложение лишних указательных местоимений. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

Речевой этикет Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета интернет-дискуссии, интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (5ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.

Текст как единица языка и речи

Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. спользование графиков, диаграмм, схем для представления информации.

Реализация воспитательного потенциала урока осуществляется через:

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

 привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

 использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

 инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.


Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


Раздел/тема

Воспитательные дела, события, мероприятия

Кол-во часов

Язык и культура

Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады

День знаний

День солидарности в борьбе с терроризмом

5

Культура речи

Международный день распространения грамотности

День солидарности в борьбе с терроризмом

День народного единства200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского Международный день толерантности

6

Речь. Речевая деятельность

Международный день инвалидов

200-летие со дня рождения Н.А. Некрасова

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных исследовательских проектов


7






Календарно-тематическое планирование 9 класс (0,5часа, 17 часов)

п/п

Тема урока

Основные виды деятельности

Кол-во часов

План

Факт

Примечание

Раздел 1. Язык и культура 5 часов

Отражение в русском языке культуры и истории русского народа. Ключевые слова русской культуры

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Важнейшие функции русского языка.

Понятие о русской языковой картине мира.

Орфографический и пунктуационный практикум

1

2.09



Крылатые слова и выражения в русском языке. Развитие русского языка как закономерный процесс.

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п.

Орфографический и пунктуационный практикум

1

9.09



Основные тенденции развития современного русского языка. Новые иноязычные заимствования в современном русском языке.

Общее представление об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).

Орфографический и пунктуационный практикум

1

16.09



Словообразовательные неологизмы в современном русском языке. Переосмысление значений слов в современном русском языке.

Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов.

Орфографический и пунктуационный практикум

1

23.09



Стилистическая переоценка слов в современном русском языке. Проверочная работа " Язык и культура"

Общее представление о процессах изменения стилистической окраски слов и их стилистической переоценке; отражение в толковых словарях изменений в стилистической окраске слов.

Орфографический и пунктуационный практикум


30.09



Раздел 2. Культура речи 5 часов

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

Активные процессы в области произношения и ударения. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.

Орфографический и пунктуационный практикум

1

7.10



Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы

1

14.10



Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

Управление в словосочетаниях с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Типичные грамматические ошибки

1

21.10



Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

Управление в словосочетаниях с предлогом по в распределительном значении и количественными числительными (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Типичные грамматические ошибки

1

11.11



Проверочная работа "Нормы современного русского литературного языка".

Ключевые слова раздела. Обобщение материала.

Представление проектов, результатов исследовательской работы

1

18.11



Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст 7 часов

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение

1

25.11



Русский язык в Интернете. Виды преобразования текстов. Разговорная речь. Анекдот, шутка.

Текст как единица языка и речи.

Виды преобразования текстов: аннотация, конспект.

Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.

Орфографический и пунктуационный практикум

1

2.12



Официально-деловой стиль. Деловое письмо. Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение

Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.

Орфографический и пунктуационный практикум

1

9.12



Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.

Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.

Орфографический и пунктуационный практикум

1

16.12



Публицистический стиль. Проблемный очерк

Публицистический стиль. Проблемный очерк.

Орфографический и пунктуационный практикум

1

23.12



Язык художественной литературы. Прецедентные тексты.

Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст

1

13.01



Проверочная работа " Речь. Речевая деятельность. Текст"

Ключевые слова раздела. Обобщение материала.

Представление проектов, результатов исследовательской работы

1

20.01



Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса


Основная литература:


1.Костяева Т. А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 класс / Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2019

2.Тростенцова Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 9 класс: Книга для учи-теля / Л. А. Тростенцова, М. М. Стракевич. – М.: Просвещение, 2019.

3.Соловьёва Н. Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 9 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2019.

4.Обучение русскому языку в 9 классе. Методические рекомендации к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и др. – М.: Просвещение, 2019.


Дополнительная литература:


1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

2.http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русско-му языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

3.http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные докумен-ты, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

4.http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского язы-ка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консуль-тации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

5.http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал


Материально-техническое обеспечение программы

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1. Технические средства обучения


1. Классная магнитная доска

2. Интерактивная доска

3. Персональный компьютер

4. Мультимедийный проектор

1

1

1

1

2. Оборудование класса


1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев

2. Стол учительский

3. Шкаф для хранения учебников, пособий и пр.

15

1

4





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!