Приложение
к образовательной программе
основного общего образования
МБОУ «СШ №18»
на 2022 – 2023 учебный год
Приказ №504 от 30.08.2022
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №18»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Родной (русский) язык»
для 9-х классов
на 2022 – 2023 учебный год
Составитель программы:
Пузатова Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СШ №18»
г. Нижневартовск, 2021 г.
Поясниетльная записка
Данная программа обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577).
Рабочая программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебного-методического объединения по общему образованию; протокол от 08 апреля 2015 г. №1/15 (в редакции протокола от 04 февраля 2020 г. № 1/20). Данная программа обеспечивает реализацию образовательной программы основного общего образования МБОУ «СШ №18» на 2021-2022 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по русскому языку для 9 класса авторов С.Г. Бархударов и др. (М.: Просвещение, 2019г), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Используемый УМК
Рабочая программа основывается на использовании учебника для 9 класса общеобразовательных учреждений: Русский язык 9 класс. Учебник для общеобразовательных школ под редакцией С.Г. Бархударов – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2019. - 255с, учебник входит в линию УМК Т. А. Ладыженская, С.Г. Бархударов.
Место учебного предмета в учебном плане
В обязательной части учебного плана МБОУ «СШ №18» на 2021-2022 учебный год на изучение русского языка в 9 классе отводится 0,5 час в неделю, всего 17 часов
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение предмета «Русский родной язык» в 9-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 9-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце пятого года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной школе предметные результаты должны отражать сформированность следующих умений.
«Язык и культура»:
понимать и комментировать причины языковых изменений, приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества;
приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, в том числе ключевых слов русской культуры, правильно употреблять их в речи;
выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах;
приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;
понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; анализировать и комментировать историю происхождения фразеологических оборотов; уместно употреблять их;
распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);
правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в различных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;
понимать особенности освоения иноязычной лексики;
комментировать особенности современных иноязычных заимствований; определять значения лексических заимствований последних десятилетий;
характеризовать словообразовательные неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;
объяснять причины изменения лексических значений слов и их стилистической окраски в современном русском языке (на конкретных примерах);
объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);
регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.
«Культура речи»:
понимать и характеризовать активные процессы в области произношения и ударения;
соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах самостоятельных частей речи (в рамках изученного);
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;
употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости (трудные случаи в рамках изученного);
опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;
соблюдать синтаксические нормы современного русского литературного языка: управление предлогов; построение простых предложений‚ сложных предложений разных видов; предложений с косвенной речью;
анализировать и различать типичные речевые ошибки;
редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;
распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений;
редактировать предложения с целью исправления грамматических ошибок;
анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;
использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;
соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;
понимать активные процессы в современном русском речевом этикете;
использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;
использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;
использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;
использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.
«Речь. Речевая деятельность. Текст»:
пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов, в том числе сочетающих разные форматы представления информации (инфографика, диаграмма, дисплейный текст и др.);
владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;
анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;
анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма; создавать деловые письма;
понимать и использовать в собственной речевой практике прецедентные тексты;
создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;
создавать устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, отзыв на проектную работу одноклассника; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк);
владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Язык и культура (5 ч)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» — рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (5 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.Нарушение орфоэпической нормы как художественный прием.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. автология. Плеоназм. ипичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш — по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге — рецензия на книгу, обидеться на слово — обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы — приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности форм родительного и творительного падежей. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета интернет-дискуссии, интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (5ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. спользование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Реализация воспитательного потенциала урока осуществляется через:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ | Раздел/тема | Воспитательные дела, события, мероприятия | Кол-во часов |
| Язык и культура | Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады День знаний День солидарности в борьбе с терроризмом | 5 |
| Культура речи | Международный день распространения грамотности День солидарности в борьбе с терроризмом День народного единства200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского Международный день толерантности | 6 |
| Речь. Речевая деятельность | Международный день инвалидов 200-летие со дня рождения Н.А. Некрасова Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных исследовательских проектов | 7 |
Календарно-тематическое планирование 9 класс (0,5часа, 17 часов)
№ п/п | Тема урока | Основные виды деятельности | Кол-во часов | План | Факт | Примечание |
Раздел 1. Язык и культура 5 часов |
| Отражение в русском языке культуры и истории русского народа. Ключевые слова русской культуры | Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Важнейшие функции русского языка. Понятие о русской языковой картине мира. Орфографический и пунктуационный практикум | 1 | 2.09 | | |
| Крылатые слова и выражения в русском языке. Развитие русского языка как закономерный процесс. | Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п. Орфографический и пунктуационный практикум | 1 | 9.09 | | |
| Основные тенденции развития современного русского языка. Новые иноязычные заимствования в современном русском языке. | Общее представление об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Орфографический и пунктуационный практикум | 1 | 16.09 | | |
| Словообразовательные неологизмы в современном русском языке. Переосмысление значений слов в современном русском языке. | Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов. Орфографический и пунктуационный практикум | 1 | 23.09 | | |
| Стилистическая переоценка слов в современном русском языке. Проверочная работа " Язык и культура" | Общее представление о процессах изменения стилистической окраски слов и их стилистической переоценке; отражение в толковых словарях изменений в стилистической окраске слов. Орфографический и пунктуационный практикум | | 30.09 | | |
Раздел 2. Культура речи 5 часов |
| Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. | Активные процессы в области произношения и ударения. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём. Орфографический и пунктуационный практикум | 1 | 7.10 | | |
| Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы | 1 | 14.10 | | |
| Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы. Управление в словосочетаниях с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Типичные грамматические ошибки | 1 | 21.10 | | |
| Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. | Управление в словосочетаниях с предлогом по в распределительном значении и количественными числительными (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Типичные грамматические ошибки | 1 | 11.11 | | |
| Проверочная работа "Нормы современного русского литературного языка". | Ключевые слова раздела. Обобщение материала. Представление проектов, результатов исследовательской работы | 1 | 18.11 | | |
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст 7 часов |
| Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение. | Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение | 1 | 25.11 | | |
| Русский язык в Интернете. Виды преобразования текстов. Разговорная речь. Анекдот, шутка. | Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. Орфографический и пунктуационный практикум | 1 | 2.12 | | |
| Официально-деловой стиль. Деловое письмо. Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение | Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Орфографический и пунктуационный практикум | 1 | 9.12 | | |
| Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. | Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. Орфографический и пунктуационный практикум | 1 | 16.12 | | |
| Публицистический стиль. Проблемный очерк | Публицистический стиль. Проблемный очерк. Орфографический и пунктуационный практикум | 1 | 23.12 | | |
| Язык художественной литературы. Прецедентные тексты. | Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст | 1 | 13.01 | | |
| Проверочная работа " Речь. Речевая деятельность. Текст" | Ключевые слова раздела. Обобщение материала. Представление проектов, результатов исследовательской работы | 1 | 20.01 | | |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Основная литература:
1.Костяева Т. А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 класс / Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2019
2.Тростенцова Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 9 класс: Книга для учи-теля / Л. А. Тростенцова, М. М. Стракевич. – М.: Просвещение, 2019.
3.Соловьёва Н. Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 9 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2019.
4.Обучение русскому языку в 9 классе. Методические рекомендации к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и др. – М.: Просвещение, 2019.
Дополнительная литература:
1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
2.http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русско-му языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
3.http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные докумен-ты, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
4.http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского язы-ка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консуль-тации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
5.http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
Материально-техническое обеспечение программы
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1. Технические средства обучения |
| 1. Классная магнитная доска 2. Интерактивная доска 3. Персональный компьютер 4. Мультимедийный проектор | 1 1 1 1 |
2. Оборудование класса |
| 1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев 2. Стол учительский 3. Шкаф для хранения учебников, пособий и пр. | 15 1 4 |