Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основании Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС); Государственного образовательного стандарта начального общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП, в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы начального общего образования Донецкой Народной Республики в редакции 2020 года, с учетом учебно-методического комплекса «Школа России», ««Русский язык» 1-4 классы: / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий – М.: Просвещение, 2016».
Структура, содержание, цели, задачи и результаты обучения русскому языку на ступени начального общего образования полностью соответствуют Рабочей программе по учебному предмету «Русский язык» для 1-4 классов РООП НОО Муниципального общеобразовательного учреждения «Школа № 3 города Докучаевска».
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели, 170 учебных часов из расчета 5 уроков в неделю, в соответствии с учебным планом для общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики, при этом в ней не предусмотрен резерв свободного времени.
№ п/п | № урока в теме | Наименование раздела, тем уроков | Кол-во часов на изучение темы | Дата проведения | Примечание |
План | Факт |
| | Тема 1. Повторение | 14 часов | | | |
1 | 1 | Правописание слов с изученными орфограммами во 2-3 классах | 1 | 01.09 | | |
2 | 2 | Правописание слов с изученными орфограммами во 2-3 классах | 1 | 02.09 | | |
3 | 3 | Развитие речи. Составление текста по рисунку с включением в него диалога | 1 | 03.09 | | |
4 | 4 | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык | 1 | 04.09 | | |
5 | 5 | Текст и его план. Признаки текста | 1 | 07.09 | | |
6 | 6 | Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану | 1 | 09.09 | | |
7 | 7 | Типы текстов | 1 | 10.09 | | |
8 | 8 | Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания | 1 | 11.09 | | |
9 | 9 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации | 1 | 14.09 | | |
10 | 10 | Обращение. Диалог | 1 | 15.09 | | |
11 | 11 | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения | 1 | 16.09 | | |
12 | 12 | Контрольный диктант № 1 (входной) по теме «Повторение» | 1 | 17.09 | | |
13 | 13 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Словосочетание | 1 | 18.09 | | |
14 | 14 | Проверочная работа по теме «Повторение» | 1 | 21.09 | | |
| | Тема 2. Предложение | 9 часов | | | |
15 | 1 | Однородные члены предложения | 1 | 22.09 | | |
16 | 2 | Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления | 1 | 23.09 | | |
17 | 3 | Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами | 1 | 24.09 | | |
18 | 4 | Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами | 1 | 25.09 | | |
19 | 5 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень» Контрольное списывание | 1 | 28.09 | | |
20 | 6 | Анализ контрольного списывания. Простые и сложные предложения | 1 | 29.09 | | |
21 | 7 | Простое предложение с однородными членами и сложное предложение | 1 | 30.09 | | |
22 | 8 | Развитие речи. Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану | 1 | 01.10 | | |
23 | 9 | Проверочная работа по теме «Предложение». Работа над ошибками, допущенными в изложении | 1 | 02.10 | | |
| | Тема 3. Слово в языке и речи | 21 час | | | |
24 | 1 | Лексическое значение слова | 1 | 05.10 | | |
25 | 2 | Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова. Устаревшие слова | 1 | 06.10 | | |
26 | 3 | Синонимы, антонимы, омонимы | 1 | 07.10 | | |
27 | 4 | Фразеологизмы | 1 | 08.10 | | |
28 | 5 | Состав слова. Значимые части слова (повторение) | 1 | 09.10 | | |
29 | 6 | Состав слова. Значимые части слова. Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу. | 1 | 12.10 | | |
30 | 7 | Состав слова. Приставки и суффиксы. | 1 | 13.10 | | |
31 | 8 | Правописание гласных и согласных в корне слова | 1 | 14.10 | | |
32 | 9 | Правописание гласных и согласных в корне слова | 1 | 15.10 | | |
33 | 10 | Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок в словах. | 1 | 16.10 | | |
34 | 11 | Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками | 1 | 19.10 | | |
35 | 12 | Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками | 1 | 20.10 | | |
36 | 13 | Контрольный диктант № 2 по теме «Части речи» | 1 | 21.10 | | |
37 | 14 | Анализ контрольного диктанта. Развитие речи. Письменное изложение повествовательного деформированного текста | 1 | 22.10 | | |
38 | 15 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Повторение представлений о частях речи | 1 | 23.10 | | |
39 | 16 | Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол (повторение) | 1 | 02.11 | | |
40 | 17 | Части речи: глагол, имя числительное. | 1 | 03.11 | | |
41 | 18 | Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия | 1 | 05.11 | | |
42 | 19 | Наречие как часть речи. Правописание наречий | 1 | 06.11 | | |
43 | 20 | Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» | 1 | 09.11 | | |
44 | 21 | Проверочная работа по теме «Слово в языке и речи» | 1 | 10.11 | | |
| | Тема 4 . Имя существительное | 39 часов | | | |
45 | 1 | Изменение по падежам имён существительных | 1 | 11.11 | | |
46 | 2 | Признаки падежных форм имён существительных | 1 | 12.11 | | |
47 | 3 | Различение имён существительных, употреблённых в именительном, родительном, винительном падежах | 1 | 13.11 | | |
48 | 4 | Различение имён существительных, употреблённых в предложном падеже | 1 | 16.11 | | |
49 | 5 | Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные | 1 | 17.11 | | |
50 | 6 | Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных | 1 | 18.11 | | |
51 | 7 | Падежные окончания имён существительных 1-го склонения | 1 | 19.11 | | |
52 | 8 | 2-е склонение имён существительных. Признаки имён существительных 2-го склонения | 1 | 20.11 | | |
53 | 9 | Падежные окончания имён существительных 2-го склонения | 1 | 23.11 | | |
54 | 10 | 3-е склонение имён существительных | 1 | 24.11 | | |
55 | 11 | Падежные окончания имён существительных 3-го склонения | 1 | 25.11 | | |
56 | 12 | Развитие речи. Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег». Контрольное аудирование № 1 | 1 | 26.11 | | |
57 | 13 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе. | 1 | 27.11 | | |
58 | 14 | Развитие речи. Письменное контрольное изложение (подробное) повествовательного текста по самостоятельно составленному плану | 1 | 30.11 | | |
59 | 15 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Обобщение знаний об именах существительных трёх склонений. | 1 | 01.12 | | |
60 | 16 | Именительный и винительный падежи имён существительных | 1 | 02.12 | | |
61 | 17 | Падежные окончания имён существительных в родительном падеже | 1 | 03.12 | | |
62 | 18 | Падежные окончания одушевлённых имён существительных в именительном, родительном и винительном падежах | 1 | 04.12 | | |
63 | 19 | Падежные окончания имён существительных в дательном падеже | 1 | 07.12 | | |
64 | 20 | Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах | 1 | 08.12 | | |
65 | 21 | Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах | 1 | 09.12 | | |
66 | 22 | Падежные окончания имён существительных в творительном падеже | 1 | 10.12 | | |
67 | 23 | Падежные окончания имён существительных в творительном падеже | 1 | 11.12 | | |
68 | 24 | Падежные окончания имён существительных в предложном падеже | 1 | 14.12 | | |
69 | 25 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в предложном падеже | 1 | 15.12 | | |
70 | 26 | Проверка языковых знаний, умений и навыков (контрольная работа) | 1 | 16.12 | | |
71 | 27 | Анализ контрольной работы. Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах | 1 | 17.12 | | |
72 | 28 | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах | 1 | 18.12 | | |
73 | 29 | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах | 1 | 21.12 | | |
74 | 30 | Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В.А.Тропинина «Кружевница» | 1 | 22.12 | | |
75 | 31 | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Морфологический разбор имени существительного как части речи | 1 | 23.12 | | |
76 | 32 | Склонение имён существительных во множественном числе | 1 | 24.12 | | |
77 | 33 | Падежные окончания имён существительных множественного числа в именительном падеже | 1 | 25.12 | | |
78 | 34 | Падежные окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже | 1 | 11.01 | | |
79 | 35 | Падежные окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже | 1 | 12.01 | | |
80 | 36 | Падежные окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах | 1 | 13.01 | | |
81 | 37 | Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану | 1 | 14.01 | | |
82 | 38 | Повторение и обобщение знаний по разделу «Имя существительное». Проект «Говорите правильно» | 1 | 15.01 | | |
83 | 39 | Проверочная работа по теме «Имя существительное» | 1 | 18.01 | | |
| | Тема 5. Имя прилагательное | 29 часов | | | |
84 | 1 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. Словообразование имён прилагательных | 1 | 19.01 | | |
85 | 2 | Словообразование имён прилагательных. Число имён прилагательных | 1 | 20.01 | | |
86 | 3 | Развитие речи. Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка». Устное сочинение | 1 | 21.01 | | |
87 | 4 | Общее представление о склонении имён прилагательных мужского и среднего рода и их падежных окончаниях. Начальная форма имени прилагательного | 1 | 22.01 | | |
88 | 5 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж | 1 | 25.01 | | |
89 | 6 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже | 1 | 26.01 | | |
90 | 7 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный падеж | 1 | 27.01 | | |
91 | 8 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж | 1 | 28.01 | | |
92 | 9 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи | 1 | 29.01 | | |
93 | 10 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Творительный и предложный падежи | 1 | 01.02 | | |
94 | 11 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода | 1 | 02.02 | | |
95 | 12 | Развитие речи. Сочинение-рассуждение по репродукции картины В.А.Серова «Мика Морозов». Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина» | 1 | 03.02 | | |
96 | 13 | Общее представление о склонении имён прилагательных женского рода и их падежных окончаниях | 1 | 04.02 | | |
97 | 14 | Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи | 1 | 05.02 | | |
98 | 15 | Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный, творительный, предложный падежи | 1 | 08.02 | | |
99 | 16 | Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Винительный и творительный падежи | 1 | 09.02 | | |
100 | 17 | Развитие речи. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания. Контрольное аудирование № 2 | 1 | 10.02 | | |
101 | 18 | Правописание имён прилагательных женского рода в единственном числе | 1 | 11.02 | | |
102 | 19 | Правописание имён прилагательных во множественном числе | 1 | 12.02 | | |
103 | 20 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости». | 1 | 15.02 | | |
104 | 21 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи | 1 | 16.02 | | |
105 | 22 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи | 1 | 17.02 | | |
106 | 23 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. Родительный и предложный падежи | 1 | 18.02 | | |
107 | 24 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. Дательный и творительный падежи | 1 | 19.02 | | |
108 | 25 | Обобщение по теме «Имя прилагательное» | 1 | 22.02 | | |
109 | 26 | Обобщение по теме «Имя прилагательное» | 1 | 24.02 | | |
110 | 27 | Развитие речи. Составление устного сообщения по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». | 1 | 25.02 | | |
111 | 28 | Контрольный диктант № 3 по теме «Имя прилагательное» | 1 | 26.02 | | |
112 | 29 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Проверка выполнения заданий рубрики «Проверь себя» | 1 | 01.03 | | |
| | Тема 6. Местоимения | 9 часов | | | |
113 | 1 | Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи | 1 | 02.03 | | |
114 | 2 | Личные местоимения 1. 2 и 3-го лица. Повторение | 1 | 04.03 | | |
115 | 3 | Изменение личных местоимений 1 -го и 2-го лица по падежам Правописание местоимений | 1 | 05.03 | | |
116 | 4 | Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений 1 и 2-го лица единственного и множественного числа | 1 | 09.03 | | |
117 | 5 | Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Правописание местоимений | 1 | 10.03 | | |
118 | 6 | Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Правописание местоимений | 1 | 11.03 | | |
119 | 7 | Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста | 1 | 12.03 | | |
120 | 8 | Проверочная работа по теме «Местоимение» | 1 | 15.03 | | |
121 | 9 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | 16.03 | | |
| | Тема 7. Глагол | 34 часа | | | |
122 | 1 | Значение глаголов в языке и речи. Роль глаголов в предложении | 1 | 17.03 | | |
123 | 2 | Грамматические признаки глагола. Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее) | 1 | 18.03 | | |
124 | 3 | Неопределённая форма глагола | 1 | 19.03 | | |
125 | 4 | Неопределённая форма глагола | 1 | 29.03 | | |
126 | 5 | Неопределённая форма глагола. Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме. | 1 | 30.03 | | |
127 | 6 | Развитие речи. Письменное изложение по самостоятельно составленному плану | 1 | 31.03 | | |
128 | 7 | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Формы лица и числа глаголов | 1 | 01.04 | | |
129 | 8 | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Формы лица и числа глаголов | 1 | 02.04 | | |
130 | 9 | 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе | 1 | 05.04 | | |
131 | 10 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода» | 1 | 06.04 | | |
132 | 11 | 1 и 2 спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени | 1 | 07.04 | | |
133 | 12 | I и II спряжение глаголов будущего времени | 1 | 08.04 | | |
134 | 13 | Контрольное списывание № 2. Наши проекты | 1 | 09.04 | | |
135 | 14 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями | 1 | 12.04 | | |
136 | 15 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями | 1 | 13.04 | | |
137 | 16 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями | 1 | 14.04 | | |
138 | 17 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями | 1 | 15.04 | | |
139 | 18 | Возвратные глаголы (общее представление) | 1 | 16.04 | | |
140 | 19 | Правописание возвратных глаголов | 1 | 19.04 | | |
141 | 20 | Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени | 1 | | | |
142 | 21 | Развитие речи. Сочинение по сюжетным рисункам. Письменное контрольное сочинение | 1 | 20.04 | | |
143 | 22 | Правописание глаголов в прошедшем времени | 1 | 21.04 | | |
144 | 23 | Правописание глаголов в прошедшем времени | 1 | 22.04 | | |
145 | 24 | Правописание глаголов прошедшего времени | 1 | 23.04 | | |
146 | 25 | Развитие речи. Подробное (или сжатое) изложение повествовательного текста | 1 | 26.04 | | |
147 | 26 | Контрольный диктант № 4 по теме «Глагол» | 1 | 27.04 | | |
148 | 27 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте и при выполнении грамматического задания | 1 | 28.04 | | |
149 | 28 | Обобщение по теме «Глагол» | 1 | 29.04 | | |
150 | 29 | Обобщение по теме «Глагол» | 1 | 30.04 | | |
151 | 30 | Обобщение по теме «Глагол» | 1 | 04.05 | | |
152 | 31 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста | 1 | 05.05 | | |
153 | 32 | Проверка знаний по теме «Глагол» | 1 | 06.05 | | |
154 | 33 | Анализ изложения, тестовой работы. Повторение | 1 | 07.05 | | |
155 | 34 | Промежуточная аттестация. Проверка языковых знаний, умений и навыков | 1 | 12.05 | | |
| | Тема 8. Повторение | 12 часов | | | |
156 | 1 | Язык. Речь. Текст | 1 | 13.05 | | |
157 | 2 | Предложение и словосочетание | 1 | 14.05 | | |
158 | 3 | Лексическое значение слова | 1 | 17.05 | | |
159 | 4 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И.И.Шишкина «Рожь». | 1 | 18.05 | | |
160 | 5 | Состав слова | 1 | 19.05 | | |
161 | 6 | Состав слова | 1 | 20.05 | | |
162 | 7 | Состав слова | 1 | 21.05 | | |
163 | 8 | Состав слова | 1 | 24.05 | | |
164 | 9 | Части речи | 1 | 25.05 | | |
165 | 10 | Части речи | 1 | 26.05 | | |
166 | 11 | Звуки и буквы | 1 | 27.05 | | |
167 | 12 | Обобщение и систематизация изученного за год | 1 | 28.05 | | |
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании», утвержденный Постановлением №I – 233П – НС Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 июня 2015 года (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС)
Государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2020 г. № 119-НП.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26 августа 2020 года № 1182)
Инструкция о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ № 725 от 23.08.2018 г.).
Методические рекомендации к оцениванию учебных достижений обучающихся начальных классов по 5-балльной системе, утверждённые решением научно-методического совета Донецкого ИППО, протокол № 1 от 29.01.2015 г.
Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2016. – 159 с.
Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2016. – 159 с.
Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.