МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО МБОУ СОШ №4 Протокол № ______ от «____» ___________2017 г. | «СОГЛАСОВАНО» Протокол №___ от «______» заседания МС Председатель МС: Москвина С.О. ___________________ | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ СОШ №4 ______________________ В.М. Репский Приказ № _______ от «____» ___________20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
Уровень образования (класс): основное общее образование (8-класс)
_____________ ______________________
Методическое объединение учителей русского языка |
Составитель:
Программа разработана на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
- примерной образовательной программы по учебному предмету;
- авторской программы: Русский язык 5-9 кл. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская: «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл», рекомендованной Минобразования РФ к использованию в образовательном процессе.
Программа реализуется в учебном комплексе: Русский язык. Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2014.
г. Ханты-Мансийск, 2017 год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
В результате изучения курса «Русский язык» ученик должен
знать/понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
уметь:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
- определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
- рецензировать устный ответ учащегося;
- задавать вопросы по прослушанному тексту;
- отвечать на вопросы по содержанию текста;
- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;
ЧТЕНИЕ:
- прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста;
- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты - по оглавлению и заголовкам статей;
- при необходимости переходить на изучающее чтение;
- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;
ГОВОРЕНИЕ:
- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
- вести репортаж о школьной жизни;
.. - строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
- составлять инструкции по применению того или иного правила;
- принимать участие в диалогах различных видов;
- адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;
ПИСЬМО:
- пересказывать фрагмент прослушанного текста;
- пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
- создавать сочинение - описание архитектурного памятника, сочинение - сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;
- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные предложения - парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. д.);
- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;
ТЕКСТ:
- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;
- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм; МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
- разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь иностранных слов», «Словарь лингвистических терминов» и т. п.);
- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;
- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
МОРФОЛОГИЯ:
- распознавать части речи и их формы;
- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;
- опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;
ОРФОГРАФИЯ:
- применять орфографические правила;
- объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
- различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;
-правильно строить предложения с обособленными членами;
- проводить интонационный анализ простого предложения;
- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
ИКТ – компетентность
– создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
– редактировать и структурировать текст средствами текстового редактора;
– использовать средства орфографического и синтаксического контроля текста на русском языке;
– соблюдать нормы информационной и речевой культуры.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Речь
Язык и речь. Виды речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение). Виды речи (устная и письменная, диалогическая и монологическая).
Тексты устные и письменные. Функционально-смысловые разновидности текста (повествование, описание, рассуждение). Функциональные разновидности языка. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей.
Речевая ситуация и ее компоненты. Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог - расспрос, диалог - побуждение, диалог - обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога). Полилог. Свободная беседа, обсуждение, дискуссия.
Адекватное понимание устной и письменной речи в соответствии с условиями и целями общения. Овладение различными видами чтения. Создание устных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения. Создание письменных текстов разных стилей и жанров. Анализ текста с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу и функциональной разновидности языка. Информационная переработка текста. Овладение национально-культурными нормами речевого/неречевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Языковая система
Общие сведения о языке. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон). Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка и их использование в речи. Выдающиеся отечественные лингвисты.
Фонетика и орфоэпия
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Слог. Ударение, его смыслоразличительная роль, подвижность ударения при формо и словообразовании. Интонация, ее функции. Основные элементы интонации. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения и ударения.
Графика
Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’]. Соотношение звука и буквы.
Морфемика (состав слова) и словообразование
Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем. Чередование звуков в морфемах. Основные способы образования слов. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Понятие об этимологии.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи.
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Способы передачи чужой речи. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность).
Культура речи
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи. Языковая норма, ее функции. Основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Варианты норм. Оценка правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО МБОУ СОШ №4 Протокол № ______ от «____» ___________20__ г. | «СОГЛАСОВАНО» Протокол №___ от «______» заседания МС Председатель МС: Москвина С.О. ___________________ | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ СОШ №4 ______________________ В.М. Репский Приказ № _______ от «____» ___________20__ г. |
Тематическое планирование
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
для учащихся 8 «Г» класса
на 2017-2018 учебный год
(140 часов)
Составитель: Брюханова Дарья Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
Ханты-Мансийск – 2017
№ | Тема урока | Количество часов |
Функции русского языка в современном мире | 1 час |
| Русский язык в современном мире. | 1 |
Повторим изученное в 5 – 7 классах | 9 часов |
| Пунктуация и орфография. Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения. | 1 |
| Пунктуация и орфография. Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения. | 1 |
| Знаки препинания в сложных предложениях. | 1 |
| Знаки препинания в сложных предложениях. | 1 |
| Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | 1 |
| Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | 1 |
| Слитное и раздельное написание не с разными частями речи | 1 |
| Слитное и раздельное написание не с разными частями речи | 1 |
| Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» | 1 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 7 часов |
| Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса | 1 |
| Предложение как единица синтаксиса | 1 |
| Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний | 1 |
| Входная административная контрольная работа | 1 |
| Синтаксические связи слов в словосочетаниях | 1 |
| Синтаксический разбор словосочетаний | 1 |
| Проверочная работа по теме «Синтаксические связи слов в словосочетаниях» | 1 |
Простое предложение | 13 часов |
| Простое предложение. Грамматическая основа предложения | 1 |
| Порядок слов в предложении. Интонация | 1 |
| Р.р. Сочинение-описание памятника культуры | 1 |
| Р.р. Сочинение-описание памятника культуры | 1 |
| Главные члены предложения. Подлежащее | 1 |
| Сказуемое. Простое глагольное сказуемое | 1 |
| Составное глагольное сказуемое | 1 |
| Составное глагольное сказуемое | 1 |
| Составное именное сказуемое | 1 |
| Тире между подлежащим и сказуемым | 1 |
| Контрольная работа по теме «Главные члены предложения» | 1 |
| Р.р. Изложение с элементами сочинения-описания «Лес – источник жизни» | 1 |
| Р.р Изложение с элементами сочинения-описания «Лес – источник жизни» | 1 |
Второстепенные члены предложения | 12 часов |
| Роль второстепенных членов предложения. Дополнение | 1 |
| Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения | 1 |
| Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения | 1 |
| Приложение. Знаки препинания при нём | 1 |
| Приложение. Знаки препинания при нём | 1 |
| Обстоятельство | 1 |
| Р.р. Сжатое изложение художественного стиля | 1 |
| Синтаксический разбор двусоставного предложения | 1 |
| Синтаксический разбор двусоставного предложения | 1 |
| Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения» | 1 |
| Р.Р. Подготовка к сочинению на тему «Характеристика человека» | |
| Р.р. Сочинение «Характеристика человека» | 1 |
Простые односоставные предложения | 15 часов |
| Главный член односоставного предложения | 1 |
| Определённо-личные предложения | 1 |
| Определённо-личные предложения | 1 |
| Неопределённо-личные предложения | 1 |
| Неопределённо-личные предложения | 1 |
| Р.р. Инструкция | 1 |
| Безличные предложения | 1 |
| Безличные предложения | 1 |
| Р.р. Рассказ с грамматическим заданием | 1 |
| Самостоятельная работа по теме «Односоставные предложения с главным членом сказуемым» | 1 |
| Р.р. Составление текста-рассуждения | 1 |
| Назывные предложения | 1 |
| Синтаксический разбор односоставного предложения | 1 |
| Контрольная работа по теме «Односоставные предложения» | 1 |
| Анализ ошибок контрольной работы по теме «Односоставные предложения» | 1 |
Неполные предложения | 4 часа |
| Неполные предложения | 1 |
| Неполные предложения | 1 |
| Р.р. Сжатое изложение публицистического стиля с элементами сочинения | 1 |
| Зачет по теме «Односоставные и неполные предложения» | 1 |
Простое осложненное предложение | 66 часов |
| Понятие об однородных членах предложения | 1 |
| Средства связи однородных членов предложения | 1 |
| Административная контрольная работа за I полугодие | 1 |
| Однородные и неоднородные определения | 1 |
| Р.р. Изложение. Текст – сравнительная характеристика | 1 |
| Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | 1 |
| Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | 1 |
| Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | 1 |
| Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | 1 |
| Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | 1 |
| Синтаксический разбор предложений с однородными членами | 1 |
| Пунктуационный разбор предложений с однородными членами | 1 |
| Обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения» | 1 |
| Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения» | 1 |
| Анализ ошибок контрольной работы по теме «Однородные члены предложения» | 1 |
| Р.р. Сочинение-отзыв по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди» | 1 |
| Понятие об обособлении второстепенных членов предложения | 1 |
| Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них | 1 |
| Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. | 1 |
| Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения. Обособление несогласованных определений | 1 |
| Обособление приложений | 1 |
| Р.р. Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему | 1 |
| Отсутствие или наличие запятой перед союзом «как» | 1 |
| Отсутствие или наличие запятой перед союзом «как» | 1 |
| Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием | 1 |
| Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием | 1 |
| Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами | 1 |
| Р.р. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. | |
| Контрольный тест по теме «Обособление обстоятельств» | 1 |
| Анализ ошибок контрольной работы по теме «Обособление обстоятельств» | 1 |
| Обособленные уточняющие члены предложения | 1 |
| Обособленные уточняющие члены предложения | 1 |
| Обособленные уточняющие члены предложения | 1 |
| Зачет по теме «Обособленные члены предложения» | 1 |
| Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами | 1 |
| Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами | 1 |
| Обобщение по теме «Обособленные члены предложения» | 1 |
| Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения» | 1 |
| Анализ ошибок контрольной работы по теме «Обособленные члены предложения» | 1 |
| Обращение. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении | 1 |
| Употребление обращений | 1 |
| Р.р. Эпистолярный жанр. Составление делового письма | 1 |
| Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению | 1 |
| Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них | 1 |
| Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них | 1 |
| Самостоятельная работа по теме «Вводные слова» | 1 |
| Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | 1 |
| Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | 1 |
| Р.р. Сжатое изложение | 1 |
| Р.р. Сжатое изложение | 1 |
| Вставные слова, словосочетания и предложения | 1 |
| Вставные слова, словосочетания и предложения | 1 |
| Междометия в предложении | 1 |
| Самостоятельная работа по теме «Обращения, вводные слова и междометия» | 1 |
| Обобщение по теме «Обособленные члены предложения» | 1 |
| Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения» | 1 |
| Р.р. Изложение «Как я покупал собаку» | 1 |
| Р.р. Изложение «Как я покупал собаку» | 1 |
| Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь | 1 |
| Замена прямой речи на косвенную | 1 |
| Прямая речь. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью | 1 |
| Р.р. Диалог | 1 |
| Р.р. Рассказ | 1 |
| Цитата и знаки препинания при ней | 1 |
| Синтаксический разбор и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение по теме «Чужая речь» | 1 |
| Контрольная работа по теме «Чужая речь» | 1 |
Повторение изученного в 8 классе | 13 часов |
| Административная контрольная работа по итогам года | 1 |
| Синтаксис и морфология | 1 |
| Синтаксис и морфология | 1 |
| Синтаксис и пунктуация | 1 |
| Синтаксис и пунктуация | 1 |
| Синтаксис и культура речи | 1 |
| Синтаксис и культура речи | 1 |
| Р.р. Изложение с элементами сочинения | 1 |
| Р.р. Изложение с элементами сочинения | 1 |
| Синтаксис и орфография | 1 |
| Синтаксис и орфография | 1 |
| Итоговый контрольный тест | 1 |
| Анализ ошибок итогового контрольного теста | 1 |
| Итого за 8 класс | 140 |
15