СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык", 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык", 8 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»




РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

МБОУ СОШ №4

Протокол № ______

от «____» ___________2017 г.


«СОГЛАСОВАНО»

Протокол №___ от «______»

заседания МС

Председатель МС: Москвина С.О.

___________________

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ СОШ №4

______________________

В.М. Репский

Приказ № _______

от «____» ___________20__ г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


русскому языку


по



Уровень образования (класс): основное общее образование (8-класс)

_____________ ______________________




Методическое объединение учителей русского языка

Составитель:



Программа разработана на основе:


- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
- примерной образовательной программы по учебному предмету;

- авторской программы: Русский язык 5-9 кл. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская: «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл», рекомендованной Минобразования РФ к использованию в образовательном процессе.






Программа реализуется в учебном комплексе: Русский язык. Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2014.



г. Ханты-Мансийск, 2017 год


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»


В результате изучения курса «Русский язык» ученик должен

знать/понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь:

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

- определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной раз­новидности языка;

- рецензировать устный ответ учащегося;

- задавать вопросы по прослушанному тексту;

- отвечать на вопросы по содержанию текста;

- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;

ЧТЕНИЕ:

- прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпи­графа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста;

- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты - по оглавлению и заголовкам статей;

- при необходимости переходить на изучающее чтение;

- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;

ГОВОРЕНИЕ:

- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора ис­ходного текста;

- вести репортаж о школьной жизни;

.. - строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;

- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

- составлять инструкции по применению того или иного правила;

- принимать участие в диалогах различных видов;

- адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;

ПИСЬМО:

- пересказывать фрагмент прослушанного текста;

- пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

- создавать сочинение - описание архитектурного памятника, сочинение - сравни­тельную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;

- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для пуб­лицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные предложения - парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. д.);

- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;

ТЕКСТ:

- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;

- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языко­вые и речевые средства воздействия на читателя;

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм; МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

- разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;

- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их опре­делять;

- пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь иностранных слов», «Словарь лингвистических терминов» и т. п.);

- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;

- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, осно­ванные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

- распознавать части речи и их формы;

- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, поль­зоваться словарем грамматических трудностей;

- опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

- применять орфографические правила;

- объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;

- различать простые предложения разных видов, использовать односоставные пред­ложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;

- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, одно­родными и обособленными членами;

-правильно строить предложения с обособленными членами;

- проводить интонационный анализ простого предложения;

- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при про­ведении синтаксического и пунктуационного разбора;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления вырази­тельности речи;

- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуа­ции, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.


ИКТ – компетентность

создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;

редактировать и структурировать текст средствами текстового редактора;

использовать средства орфографического и синтаксического контроля текста на русском языке;

соблюдать нормы информационной и речевой культуры.



2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«РУССКИЙ ЯЗЫК»


Речь

Язык и речь. Виды речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение). Виды речи (устная и письменная, диалогическая и монологическая).

Тексты устные и письменные. Функционально-смысловые разновидности текста (повествование, описание, рассуждение). Функциональные разновидности языка. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей.

Речевая ситуация и ее компоненты. Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог - расспрос, диалог - побуждение, диалог - обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога). Полилог. Свободная беседа, обсуждение, дискуссия.

Адекватное понимание устной и письменной речи в соответствии с условиями и целями общения. Овладение различными видами чтения. Создание устных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения. Создание письменных текстов разных стилей и жанров. Анализ текста с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу и функциональной разновидности языка. Информационная переработка текста. Овладение национально-культурными нормами речевого/неречевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Языковая система

Общие сведения о языке. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон). Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка и их использование в речи. Выдающиеся отечественные лингвисты.

Фонетика и орфоэпия

Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Слог. Ударение, его смыслоразличительная роль, подвижность ударения при формо и словообразовании. Интонация, ее функции. Основные элементы интонации. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения и ударения.

Графика

Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’]. Соотношение звука и буквы.

Морфемика (состав слова) и словообразование

Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем. Чередование звуков в морфемах. Основные способы образования слов. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Понятие об этимологии.

Лексикология и фразеология

Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки.

Морфология

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи.

Синтаксис

Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Способы передачи чужой речи. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность).

Культура речи

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи. Языковая норма, ее функции. Основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Варианты норм. Оценка правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.

Правописание: орфография и пунктуация

Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания.


























МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»



РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

МБОУ СОШ №4

Протокол № ______

от «____» ___________20__ г.


«СОГЛАСОВАНО»

Протокол №___ от «______»

заседания МС

Председатель МС: Москвина С.О.

___________________

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ СОШ №4

______________________

В.М. Репский

Приказ № _______

от «____» ___________20__ г.










Тематическое планирование

по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

для учащихся 8 «Г» класса

на 2017-2018 учебный год

(140 часов)








Составитель: Брюханова Дарья Юрьевна,

учитель русского языка и литературы














Ханты-Мансийск – 2017


Тема урока

Количество часов

Функции русского языка в современном мире

1 час

Русский язык в современном мире.


1

Повторим изученное в 5 – 7 классах

9 часов

Пунктуация и орфография.

Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения.

1

Пунктуация и орфография.

Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения.

1

Знаки препинания в сложных предложениях.

1

Знаки препинания в сложных предложениях.

1

Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

1

Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

1

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

1

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

1

Контрольный диктант по те­ме «Повторение изученного в 5-7 классах»

1

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

7 часов

Основные единицы син­таксиса. Текст как единица синтаксиса

1

Предложение как единица синтаксиса

1

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосо­четаний

1

Входная административная контрольная работа

1

Синтаксические связи слов в словосочетаниях

1

Синтаксический разбор словосочетаний

1

Проверочная работа по теме «Синтаксические связи слов в словосочетаниях»

1

Простое предложение

13 часов

Простое предложение. Грамматическая основа предложения

1

Порядок слов в предложении. Интонация

1

Р.р. Сочинение-описание памятника культуры

1

Р.р. Сочинение-описание памятника культуры

1

Главные члены предложения. Подлежащее

1

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое

1

Составное глагольное сказуемое

1

Составное глагольное сказуемое

1

Составное именное сказуемое

1

Тире между подлежащим и сказуемым

1

Контрольная работа по теме «Главные члены предложения»

1

Р.р. Изложение с элементами сочинения-описания «Лес – источник жизни»

1

Р.р Изложение с элементами сочинения-описания «Лес – источник жизни»

1

Второстепенные члены предложения

12 часов

Роль второстепенных членов предложения. Дополнение

1

Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения

1

Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения

1

Приложение. Знаки препинания при нём

1

Приложение. Знаки препинания при нём

1

Обстоятельство

1

Р.р. Сжатое изложение художественного стиля

1

Синтаксический разбор двусоставного предложения

1

Синтаксический разбор двусоставного предложения

1

Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения»

1

Р.Р. Подготовка к сочинению на тему «Характеристика человека»


Р.р. Сочинение «Характеристика человека»

1

Простые односоставные предложения

15 часов

Главный член односоставного предложения

1

Определённо-личные предложения

1

Определённо-личные предложения

1

Неопределённо-личные предложения

1

Неопределённо-личные предложения

1

Р.р. Инструкция

1

Безличные предложения

1

Безличные предложения

1

Р.р. Рассказ с грамматическим заданием

1

Самостоятельная работа по теме «Односоставные предложения с главным членом сказуемым»

1

Р.р. Составление текста-рассуждения

1

Назывные предложения

1

Синтаксический разбор односоставного предложения

1

Контрольная работа по теме «Односоставные предложения»

1

Анализ ошибок контрольной работы по теме «Односоставные предложения»

1

Неполные предложения

4 часа

Неполные предложения

1

Неполные предложения

1

Р.р. Сжатое изложение публицистического стиля с элементами сочинения

1

Зачет по теме «Односоставные и неполные предложения»

1

Простое осложненное предложение

66 часов

Понятие об однородных членах предложения

1

Средства связи однородных членов предложения

1

Административная контрольная работа за I полугодие

1

Однородные и неоднородные определения

1

Р.р. Изложение. Текст – сравнительная характеристика

1

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

1

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

1

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

1

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

1

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

1

Синтаксический разбор предложений с однородными членами

1

Пунктуационный разбор предложений с однородными членами

1

Обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения»

1

Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения»

1

Анализ ошибок контрольной работы по теме «Однородные члены предложения»

1

Р.р. Сочинение-отзыв по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди»

1

Понятие об обособлении второстепенных членов предложения

1

Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них

1

Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений.

1

Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения. Обособление несогласованных определений

1

Обособление приложений

1

Р.р. Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему

1

Отсутствие или наличие запятой перед союзом «как»

1

Отсутствие или наличие запятой перед союзом «как»

1

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием

1

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием

1

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами

1

Р.р. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.


Контрольный тест по теме «Обособление обстоятельств»

1

Анализ ошибок контрольной работы по теме «Обособление обстоятельств»

1

Обособленные уточняющие члены предложения

1

Обособленные уточняющие члены предложения

1

Обособленные уточняющие члены предложения

1

Зачет по теме «Обособленные члены предложения»

1

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами

1

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами

1

Обобщение по теме «Обособленные члены предложения»

1

Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения»

1

Анализ ошибок контрольной работы по теме «Обособленные члены предложения»

1

Обращение. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении

1

Употребление обращений

1

Р.р. Эпистолярный жанр. Составление делового письма

1

Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению

1

Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них

1

Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них

1

Самостоятельная работа по теме «Вводные слова»

1

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях

1

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях

1

Р.р. Сжатое изложение

1

Р.р. Сжатое изложение

1

Вставные слова, словосочетания и предложения

1

Вставные слова, словосочетания и предложения

1

Междометия в предложении

1

Самостоятельная работа по теме «Обращения, вводные слова и междометия»

1

Обобщение по теме «Обособленные члены предложения»

1

Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения»

1

Р.р. Изложение «Как я покупал собаку»

1

Р.р. Изложение «Как я покупал собаку»

1

Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь

1

Замена прямой речи на косвенную

1

Прямая речь. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью

1

Р.р. Диалог

1

Р.р. Рассказ

1

Цитата и знаки препинания при ней

1

Синтаксический разбор и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение по теме «Чужая речь»

1

Контрольная работа по теме «Чужая речь»

1

Повторение изученного в 8 классе

13 часов

Административная контрольная работа по итогам года

1

Синтаксис и морфология

1

Синтаксис и морфология

1

Синтаксис и пунктуация

1

Синтаксис и пунктуация

1

Синтаксис и культура речи

1

Синтаксис и культура речи

1

Р.р. Изложение с элементами сочинения

1

Р.р. Изложение с элементами сочинения

1

Синтаксис и орфография

1

Синтаксис и орфография

1

Итоговый контрольный тест

1

Анализ ошибок итогового контрольного теста

1


Итого за 8 класс

140











15