СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Сложные вопросы русского языка» 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Сложные вопросы русского языка» 10 класс»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Ляпуновская средняя общеобразовательная школа

Байкаловского района Свердловской области.



Приложение №4

к ООП СОО

МКОУ ЛЯПУНОВСКОЙ СОШ


Принято педагогическим

советом

Протокол № 24 от 28.08.2019 г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР________Л.Г. Серкова

28.08.2019 г.

Утверждено

директор МКОУ Ляпуновской СОШ___________ Н.Л.Тюленева

приказ № 61-б

от 28 августа 2019 года





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Сложные вопросы русского языка»

10 класс






с.Ляпуново



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к учебному предмету «Сложные вопросы русского языка»

10 класс, 35 учебных часов

Рабочая программа предмета компонента образовательного учреждения составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями)

3. Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

4. СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011г., регистрационный номер 19993);

5. Примерная программа основного общего образования по русскому языку.

6. Авторская программа по русскому языку, подготовленная Гольцовой Н.Г., Шамшиным И.В.,

7. Образовательная программа СОО МКОУ Ляпуновской СОШ;

8. Положение о рабочих программах МКОУ Ляпуновской СОШ;


Данный предмет имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 10 классе.

Рабочая программа предмета составлена из расчета 1 час в неделю (35 часов в год).

Предмет «Сложные вопросы русского языка» используется в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10 класса. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.

Цели предмета: освоение учащимися 10 класса норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.

Задачи предмета:

- изучение нормативных и методических документов Минобрнауки, материалов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;

- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;

- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;

- воспитание любви и бережного отношения к родному языку;

- совершенствование лингвистической компетенции выпускников.

Предмет «Сложные вопросы русского языка» обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:

- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);

- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;

- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);

- умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

- умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;

- умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;

- умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.

В данной программе предусмотрена работа по формированию у учащихся орфографической зоркости и пунктуационной грамотности, поэтому на уроках проводится повторение орфографических тем, разъясняются типы ошибок, причины их возникновения.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм. Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.

Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).

Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.

Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.

Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.

Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения.

Интонационная норма.

Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом).

Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений.

Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.

Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.

Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).

Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.

Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.

Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.

Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.

Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.

Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.

Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.

Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.

Этическая норма.

Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов.

Обобщающее повторение.

Литература

1. ЕГЭ 2019 Русский язык. Тренировочные задания /И.П.Цыбулько, С.И.Львова, В.А.Коханова, - М .:Эксмо, 2019.

2. ЕГЭ 2019 Русский язык. Репетитор/И.П.Цыбулько, С.И.Львова.-М.:Эксмо, 2019.

3.ЕГЭ 2019. Русский язык. Сборник заданий/И.П.Цыбулько, .И.Львова.-М.:Эксмо, 2019.

4. Бисеров А.Ю.ЕГЭ 2019.Русский язык. Тематические тренировочные задания.-М.:Эксмо, 2019.

5. Гостева Ю.Н. ЕГЭ Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ.-М.: Издательство «Экзамен», 2019.

6. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку. М.:Издательство «Экзамен», 2019.

7.Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2019.

8. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык 10 – 11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. Русское слово,2008


Тематическое планирование

«Сложные вопросы русского языка»


п/п

Тема занятия

Кол-во ч.

Введение. Цели и задачи курса. Знакомство демоверсией.

1

Орфоэпия. Орфоэпические нормы.

1

Лексика. Лексические нормы. Слова – паронимы.

1

Лексические выразительные средства. Тропы.

1

Синтаксические средства выразительности.

1

Изобразительно-выразительные средства языка.

1

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.

1

Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением.

1

Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением.

1

Синтаксис. Предложение. Простое, осложненное, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций.

1

Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры.

1

Пунктуация. Знаки препинания в простом предложении, осложненном однородными членами, обособленными определениями, обстоятельствами, вводными словами.

1

Пунктуация. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

1

Пунктуация. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

1

Пунктуация. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

1

Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи.

1

Тестирование.

1

Текст. Выделение основной и дополнительной информации в тексте. Способы и средства связи предложений в тексте.

1

Текст. Стили и типы речи.

1

Композиция сочинения. Критерии оценивания сочинения

1

Виды вступлений к сочинению

1

Формулировка проблемы текста. Способы формулировки проблемы.

1

Комментарий к сформулированной проблеме

1

Позиция автора

1

Аргументация собственного мнения по проблеме

1

Способы аргументации собственного мнения.

1

Типы аргументов

1

Создание банка данных аргументов

1

Виды заключений к сочинению

1

Написание сочинения-рассуждения

1

Анализ (самоанализ) сочинения-рассуждения

1

Речевое оформление сочинения.

1

Выполнение контрольного тестирования.

1

Выполнение творческого задания

1

Резерв

1