Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Ляпуновская средняя общеобразовательная школа
Байкаловского района Свердловской области.
Приложение №4
к ООП СОО
МКОУ ЛЯПУНОВСКОЙ СОШ
Принято педагогическим советом Протокол № 24 от 28.08.2019 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР________Л.Г. Серкова 28.08.2019 г. | Утверждено директор МКОУ Ляпуновской СОШ___________ Н.Л.Тюленева приказ № 61-б от 28 августа 2019 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Сложные вопросы русского языка»
10 класс
с.Ляпуново
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному предмету «Сложные вопросы русского языка»
10 класс, 35 учебных часов
Рабочая программа предмета компонента образовательного учреждения составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями)
3. Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
4. СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011г., регистрационный номер 19993);
5. Примерная программа основного общего образования по русскому языку.
6. Авторская программа по русскому языку, подготовленная Гольцовой Н.Г., Шамшиным И.В.,
7. Образовательная программа СОО МКОУ Ляпуновской СОШ;
8. Положение о рабочих программах МКОУ Ляпуновской СОШ;
Данный предмет имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 10 классе.
Рабочая программа предмета составлена из расчета 1 час в неделю (35 часов в год).
Предмет «Сложные вопросы русского языка» используется в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10 класса. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
Цели предмета: освоение учащимися 10 класса норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.
Задачи предмета:
- изучение нормативных и методических документов Минобрнауки, материалов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
- воспитание любви и бережного отношения к родному языку;
- совершенствование лингвистической компетенции выпускников.
Предмет «Сложные вопросы русского языка» обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:
- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);
- умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
- умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
- умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.
В данной программе предусмотрена работа по формированию у учащихся орфографической зоркости и пунктуационной грамотности, поэтому на уроках проводится повторение орфографических тем, разъясняются типы ошибок, причины их возникновения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм. Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).
Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения.
Интонационная норма.
Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом).
Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений.
Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.
Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.
Этическая норма.
Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов.
Обобщающее повторение.
Литература
1. ЕГЭ 2019 Русский язык. Тренировочные задания /И.П.Цыбулько, С.И.Львова, В.А.Коханова, - М .:Эксмо, 2019.
2. ЕГЭ 2019 Русский язык. Репетитор/И.П.Цыбулько, С.И.Львова.-М.:Эксмо, 2019.
3.ЕГЭ 2019. Русский язык. Сборник заданий/И.П.Цыбулько, .И.Львова.-М.:Эксмо, 2019.
4. Бисеров А.Ю.ЕГЭ 2019.Русский язык. Тематические тренировочные задания.-М.:Эксмо, 2019.
5. Гостева Ю.Н. ЕГЭ Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ.-М.: Издательство «Экзамен», 2019.
6. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку. М.:Издательство «Экзамен», 2019.
7.Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2019.
8. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык 10 – 11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. Русское слово,2008
Тематическое планирование
«Сложные вопросы русского языка»
№п/п | Тема занятия | Кол-во ч. |
| Введение. Цели и задачи курса. Знакомство демоверсией. | 1 |
| Орфоэпия. Орфоэпические нормы. | 1 |
| Лексика. Лексические нормы. Слова – паронимы. | 1 |
| Лексические выразительные средства. Тропы. | 1 |
| Синтаксические средства выразительности. | 1 |
| Изобразительно-выразительные средства языка. | 1 |
| Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. | 1 |
| Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. | 1 |
| Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. | 1 |
| Синтаксис. Предложение. Простое, осложненное, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций. | 1 |
| Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. | 1 |
| Пунктуация. Знаки препинания в простом предложении, осложненном однородными членами, обособленными определениями, обстоятельствами, вводными словами. | 1 |
| Пунктуация. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 1 |
| Пунктуация. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | 1 |
| Пунктуация. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | 1 |
| Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи. | 1 |
| Тестирование. | 1 |
| Текст. Выделение основной и дополнительной информации в тексте. Способы и средства связи предложений в тексте. | 1 |
| Текст. Стили и типы речи. | 1 |
| Композиция сочинения. Критерии оценивания сочинения | 1 |
| Виды вступлений к сочинению | 1 |
| Формулировка проблемы текста. Способы формулировки проблемы. | 1 |
| Комментарий к сформулированной проблеме | 1 |
| Позиция автора | 1 |
| Аргументация собственного мнения по проблеме | 1 |
| Способы аргументации собственного мнения. | 1 |
| Типы аргументов | 1 |
| Создание банка данных аргументов | 1 |
| Виды заключений к сочинению | 1 |
| Написание сочинения-рассуждения | 1 |
| Анализ (самоанализ) сочинения-рассуждения | 1 |
| Речевое оформление сочинения. | 1 |
| Выполнение контрольного тестирования. | 1 |
| Выполнение творческого задания | 1 |
| Резерв | 1 |