Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету "Технология" для учащихся 6 класса составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644) — для педагогов, работающих по ФГОС нового поколения на ступени основного общего образования;
- Положением о рабочих программ педагога, реализующих ФГОС второго поколения;
- Положением о рабочих программах.
Рабочая программа разработана с учётом программы по учебному предмету "Технология"5 – 8 классы, под редакцией А.Т. Тищенко, Н.В.Синица, М.: «Вентана – Граф»,2014 года и ориентирована на использование учебника "Технология" (Технология ведения дома) для 6 класса под редакцией В.Д.Симоненко, Н.В.Синица, М.: «Вентана – Граф», 2013 г, который включён в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования (приказ Минобрнауки от 31 марта 2014 г. № 253).
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей;
- развитие трудолюбия и отвесности за результаты своей деятельности;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учетом общности интересов и возможности членов трудового коллектива;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов Росси и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся;
Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технологи» в основной школе:
- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности;
- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- самостоятельная организация и выполнения различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
- проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
- планирование и регуляция своей деятельности; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет ресурсы и других базы данных;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок выполняемых технологических процессов;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
- формирование и развитие экологического мышления; умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике.
Предметные результаты освоение учащимися предмета «Технология» в основной школе:
в познавательной сфере
- осознание роли сущности технологической культуре и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, информации, природных объектов; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
- практическое освоение учащимися основ проектно-исследовательской деятельности;
- уяснение социальных и экологических последствий развития технологий; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
- развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации ИКТ в современном производстве; рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
- овладения средствами и формами графического отображения объектов; методами чтения технологической и инструктивной информации;
- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение элементов экономии при обосновании технологий и проектов;
- овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; элементами научной организации труда;
в трудовой сфере
- планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учетом требований технологии;
- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины, норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- выбор средств и видов представления технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
-документирование результатов труда и проектной деятельности; расчет себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере
- оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности, осознание ответственности за качество результатов труда;
- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
- формирование представлений о мире профессий;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере
- овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
- рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и элементов научной организации труда;
- умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества, художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
- рациональный выбор рабочего костюма и опрятность рабочей одежды;
- участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка; стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере
- практическое освоение умений устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения;
- установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
- сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; публичная презентация и защита проекта изделия;
в физиолого-психологической сфере
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учетом технологических требований;
- сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
«Технологии ведения дома 6 класс»
(68 часов)
1. Интерьер жилого дома (вводная часть) – 8 часов
Вводный урок. Вводный инструктаж по т/б. Планировка жилого дома. Интерьер жилого дома. Комнатные растения в интерьере квартиры. Разновидности комнатных растений. Технология выращивания комнатных растений. Творческий проект «Растение в интерьере жилого дома»
2. Кулинария – 16 часов
Технология первичной обработки рыбы. Технология приготовления блюд из рыбы. Нерыбные продукты моря и технология приготовления блюд из них. Технология первичной обработки блюд из мяса. Технология приготовления блюд из птицы. Технология приготовления первых блюд. Сервировка стола к обеду. Этикет. Творческий проект «Приготовление воскресного семейного обеда».
3. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов – 34 часа
Текстильных материалы из химических волокон и их свойства. Конструирование плечевой одежды. Моделирование плечевой одежды. Раскрой плечевой одежды. Технология дублирования деталей. Ручные работы. Работа на швейной машине. Приспособления к швейной машине. Виды машинных операций. Технология обработки мелких деталей. Подготовка и проведение примерки изделия. Технология обработки среднего и плечевых швов, нижних срезов рукавов. Технология обработки срезов подкройной обтачкой. Технология обработки боковых срезов.Технология обработки нижнего среза изделия. Окончательная отделка изделия. Творческий проект «Наряд для семейного обеда».
4. Художественные ремёсла – 10 часов
Материалы и инструменты для вязания. Основные виды петель при вязании крючком. Вязание полотна. Вязания по кругу. Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель. Творческий проект «Вяжем аксессуары крючком или спицами».
Технология. Технология ведения дома: 6 класс Учебник. Авторы: Н.В. Синица, В.Д.Симоненко.- М.: Вентана-Граф, 2018г
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
к учебнику Синица Н.В., Симоненко В.Д.
6 класс (68 ч, 2 ч в неделю)
№ Урока п/п | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | Вводный урок. Вводный инструктаж по технике безопасности | 1 |
2 | Планировка жилого дома. | 1 |
3 | Интерьер жилого дома. | 1 |
4 | Творческий проект « Интерьер моей комнаты» | 1 |
5 | Комнатные растения в интерьере квартиры. | 1 |
6 | Разновидности комнатных растений. | 1 |
7 | Технология выращивания комнатных растений . | 1 |
8 | Творческий проект «Растение в интерьере жилого дома». | 1 |
| Кулинария | |
9 | Технология первичной обработки рыбы | 1 |
10 | Признаки доброкачественности | 1 |
11 | Технология приготовления блюд из рыбы | 1 |
12 | Тепловая обработка рыбы | 1 |
13 | Нерыбные продукты моря | 1 |
14 | Технология приготовления блюд из них | 1 |
15 | Технология первичной обработки мяса | 1 |
16 | Субпродукты | 1 |
17 | Технология приготовления блюд из мяса | 1 |
18 | Требования к качеству готовых блюд из мяса | 1 |
19 | Технология приготовления блюд из птицы | 1 |
20 | Тепловая обработка птицы | 1 |
21 | Технология приготовления первых блюд | 1 |
22 | Классификация супов | 1 |
23 | Сервировка стола к обеду | 1 |
24 | Творческий проект «Приготовления воскресного семейного обеда» | 1 |
| Создание изделий из текстильных и поделочных материалов | |
25 | Виды и свойства текстильных материалов из химических волокон | 1 |
26 | Виды и свойства текстильных материалов из химических волокон | 1 |
27 | Конструирование и моделирование швейных изделий | 1 |
28 | Снятие мерок | 1 |
29 | Построение чертежа изделия с цельнокроеным рукавом в масштабе | 1 |
30 | Построение чертежа изделия с цельнокроеным рукавом в натуральную величину | 1 |
31 | Подготовка выкройки к раскрою | 1 |
32 | Правила раскладки выкройки на ткань | 1 |
33 | Раскрой плечевого изделия | 1 |
34 | Раскрой плечевого изделия | 1 |
35 | Ручные швейные работы | 1 |
36 | Изготовление образцов ручных швов | 1 |
37 | Машинные работы | 1 |
38 | Машинные работы | 1 |
39 | Основные операции при машинной обработке изделия | 1 |
40 | Дефекты машинной строчки | 1 |
41 | Изготовление образцов машинных работ | |
42 | Изготовление образцов машинных работ | 1 |
43 | Приспособления к швейной машине | 1 |
44 | Приспособления к швейной машине | 1 |
45 | Виды машинных операций | 1 |
46 | Виды машинных операций | 1 |
47 | Технология обработки мелких деталей | 1 |
48 | Технология обработки мелких деталей | 1 |
49 | Подготовка и проведение примерки изделия | 1 |
50 | Подготовка и проведение примерки изделия | 1 |
51 | Технология обработки среднего и плечевых швов | 1 |
52 | Технология обработки среднего и плечевых швов | 1 |
53 | Технология обработки срезовподкройной обтачки | 1 |
54 | Технология обработки срезовподкройной обтачки | 1 |
55 | Технология обработки боковых срезов | 1 |
56 | Технология обработки боковых срезов | 1 |
57 | Технология обработки нижнего среза изделия | 1 |
58 | Окончательная отделка изделия | 1 |
| Художественные ремесла | |
59 | Материалы и инструменты для вязания | 1 |
60 | Материалы и инструменты для вязания | 1 |
61 | Основные виды петель при вязании крючком | 1 |
62 | Основные виды петель при вязании крючком | 1 |
63 | Вязание полотна | 1 |
64 | Вязание полотна | 1 |
65 | Вязания по кругу | 1 |
66 | Вязания по кругу | 1 |
67 | Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель | 1 |
68 | Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель | 1 |
| Защита творческого проекта | |
Нормы оценивания устных ответов учащихся
ОТМЕТКА «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
ОТМЕТКА «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
ОТМЕТКА «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердит ответ конкретным примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы.
ОТМЕТКА «2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
Нормы оценки практической работы
Отметка «5» ставиться, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.
Отметка «4» ставиться, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.
Отметка «3» ставиться, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.
Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.
Воспитание учащихся важный аспект на уроках технологии.
Школа – храм науки, в которой каждый ученик получает образование и формируется как личность. Цель нашей работы - превращение школы Знаний в школу Воспитания. 1.Эстетическое воспитание – воспитание чувства прекрасного, общей культуры труда.
2. Воспитание творческого начала личности, инициативного отношения к труду, свободной импровизации.
3. Воспитание нравственных и правовых качеств: гуманизма, милосердия, чувства долга, ответственности за свою учебу и работу, поведение дома, в школе, на улице; осознание своих прав и обязанностей; овладение эстетическими нормами поведения человека в обществе.
4.Формирование привычки к труду, практических умений и навыков; понимание необходимости труда как для общества, так и для полноценной, достойной жизни самого человека. Формирование потребности в профессиональном самоопределении и последующем совершенствовании.
5.Экономическое воспитание учащихся (бережное отношение к природе и вещам).
Но главной задачей воспитания является выработка у ребенка стремления к самовоспитанию, самосовершенствованию, которое начинается с самопознания. Процесс самопознания и самовоспитания непрост. Только в активной разносторонней деятельности может проходить подлинный процесс самопознания. Ребенок постепенно вырабатывает правильную самооценку путем анализа своих действий и поступков, сравнения своих результатов с результатами сверстников, существующими нормами и правилами. Учителю нужно как можно раньше учить ребенка умению анализировать свои действия, знакомить с нравственными нормами поведения, так как нравственность – сердцевина личности.
Вся работа школы в итоге направлена на то, чтобы помочь детям найти свое место в жизни, правильно выбрать профессию, которая бы приносила не только материальный достаток, но и удовлетворение, давала возможность реализовать свой творческий потенциал. Компетентность, профессионализм, конкурентоспособность – те качества, которые могут обеспечить профессиональный рост и материальный достаток.
Трудовая деятельность – основное условие для развития профессиональных способностей. А отличительной чертой образовательной области «Технология» является ее практическая направленность, что позволяет соединять теорию с практикой, соотносить возможности учащихся с требованиями различных профессий.
Одной из первостепенных задач как учителя технологии я считаю дать возможность детям попробовать себя в различных видах деятельности. При проведении уроков в игровой форме ученицы могут попробовать себя в роли различных специалистов. Наряду с этим в реальном трудовом процессе проявляется ценностное отношение личности к труду. Через приобщение учащихся к делу происходит выявление их интересов, индивидуальности, уровня творческого потенциала. Выявив положительный интерес в какой-либо области у учащихся, очень важно проследить, чтобы он был закреплен в практической деятельности. Моя роль, как учителя технологии, является ключевой в проведении профориентационной работы с учащимися, в формировании положительной мотивации труда. Поэтому тщательно отбираю учебный материал, дифференцируя его по степени сложности, стараюсь подходить к
каждому ученику индивидуально, слежу за методикой объяснения и опроса. В конце каждого урока мы выясняем с учащимися: пригодятся ли им данный урок в быту?
Я считаю, что воспитательный эффект урока во многом зависит от того как полученные учащимися знания и умения могут быть использованы ими в жизни. Но в тоже время нельзя превращать предмет в ремесленнический, сводя его к обучению элементарным работам в домашнем быту и обучению шитью. Ведь это не кружок кройки и шитья! В своей работе я ориентируюсь на развитие личности, формирование эстетических вкусов и нравственных ценностей, трудового образа жизни.
Каждый учитель невольно создает свои традиции на уроке. Требования, которые я предъявляю постепенно становятся нормой поведения для учащихся: культура труда, культура поведения.
Занятия по технологии я начинаю с организации рабочего места. Я напоминаю, что должно находиться на столе на данном занятии. Ученицы знают, что в конце занятия они обязательно получают оценку. Некачественная работа не оценивается – ее нужно переделать. Если ребенок забыл дома принадлежности, ему все равно не придется бездельничать: я даю все необходимое. Если заняты все швейные машины – выполняют ручную работу, изучают инструкционные карты или работают по карточкам-заданиям. В конце работы – самоконтроль и взаимоконтроль, выставление оценок, уборка рабочих мест и кабинета. Каждая ученица знает свои обязанности и без напоминаний делает все, что положено.
Традиции поведения учащихся на уроке складываются постепенно, с 5-го класса. На своих уроках я стараюсь добиваться выполнения своих требований. Это работа не одного года. К 7-му классу учащиеся привыкают к моим педагогическим требованиям, видят их обоснованность. Они принимают их как должное, а не как каприз. Происходит формирование нравственных привычек: обязательности, трудолюбия, ответственности, добросовестности, желания работать с полной отдачей сил и с хорошим качеством, умения уважать свой и чужой труд, ценить время, соблюдать правила техники безопасности и дисциплину.
На занятиях я ставлю перед собой конкретные учебные и воспитательные задачи. Например, учащимся дано задание не только приготовить вкусное блюдо, но и умело его украсить, придать привлекательный и аппетитный вид, придумать название, красиво сервировать стол, а также, определить место и правила подачи блюда за национальным столом. В процессе работы учащиеся проявляют творчество и эстетический вкус. Коллективно ищут лучший вариант, советуя друг с другом, анализируют трудовой процесс. При этом они начинают понимать, что трудиться – значит обдумывать тот или иной способ действий, операций, их последовательность, проявлять смекалку и умение.
Часто бывает, что в результате овладения знаниями и умениями у учащихся появляется желание получить дополнительную информацию, желание выполнять своими руками более сложные изделия, чем предусмотренные программой. На этот уровень способны подняться, конечно же, не все. Я стараюсь вовремя заметить таких учениц, поддержать их и поощрять их стремление. Отмечу, что жизнерадостные дети проявляют большую любознательность, инициативность, более догадливы, много фантазируют. Такими их делает уверенность в том, что их любят.
Ни о какой воспитательной работе не может идти речь, если на уроках нет дисциплины. Не той дисциплины, которая построена на авторитаризме, на окриках и наказаниях, а
сознательной дисциплины, предполагающей соблюдение общепринятых норм поведения: не опаздывать на уроки, выполнять свои обязанности без напоминаний и нареканий, переговариваться вполголоса и только по делу, причем доброжелательным тоном, без крика и грубости, с уважением относиться к товарищам, к учителям, не мешать и не отвлекать от работы других. В целях сохранения духовного и психического здоровья как своего , так и окружающих, на протяжении всего периода обучения я прививаю учащимся навыки бесконфликтного общения. Умение по-хорошему решать все спорные вопросы поможет им в будущем создать счастливые семьи, добиться успехов в работе, понимания во взаимоотношениях с людьми.
Одной из насущных задач является воспитание практического человека, умеющего заботиться о благосостоянии своей семьи, рационально вести домашнее хозяйство, экономно распоряжаться бюджетом семьи, уметь принимать важные решения. Уроки технологии представляют возможность для частичного решения указанных задач. Например, я советую ученицам не покупать дорогую ткань для изготовления учебных изделий. Можно использовать старые мамины или бабушкины блузки и платья, вышедшие из моды или ставшие неподходящими по размеру. Конечно, их нужно предварительно аккуратно распороть, постирать и отутюжить.
Обязательно обращаю внимание учащихся на важность правильного ухода за одеждой и своевременной ее починки. Это продлит срок службы одежды, в итоге - экономятся средства. Учащимся необходимо знать, какую одежду чем стирать, как сушить и утюжить.
При проведении уроков по кулинарии я объясняю, как нужно экономно покупать продукты, готовить пищу, делать заготовки впрок, правильно хранить продукты, рационально питаться в семье.
Правовое воспитание является одним из важных аспектов нравственного воспитания. Поэтому я объясняю учащимся их права и обязанности, стремясь воспитать законопослушных граждан. Знание прав своих и обязанностей позволит в дальнейшем избежать многих неприятностей по незнанию. Совершенно недостаточно донести правовые, нравственные и другие знания до учащихся — это только первый этап. Самое важное, чтобы эти знания перешли в убеждения и проявились в поступках. Словесным воспитанием здесь не обойтись. Решающую роль играет организация ученической деятельности и взаимоотношения между учеником и учителем.
Педагогический процесс может стать действительно воспитательным только в том случае, если он помогает учащимся познавать себя как личность, помогает становлению Человека.