РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Математика»
УМК «Перспектива»
1-4 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету ««Математика» предметная область «Математика и информатика»
для 1-4 классов составлена в соответствии с:
- ФГОС НОО, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 22.12.2009г., регистрационный № 15785) с изменениями;
- от 26.11.2010г. №1241 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 04.02.2011 г., регистрационный № 19707);
- от 22.09.2011 г. №2357 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 12.12.2011 г., регистрационный № 22540);
- от 18.12.2012 г. № 1060 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 11.02.2013 г., регистрационный № 26993);
- от 29.12.2014 г. №1643 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 06.02.2015 г., регистрационный № 35915).
Рабочая программа полностью соответствует авторской программе по предмету «Математика» Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой
Рабочая программа разработана на основе примерной рабочей программы по математике, в соответствии с требованиями к результатам начального общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте, в основной образовательной программе начального общего образования ГБОУ СОШ №1623 и в соответствии с учебным планом ГБОУ Школа №1623, и ориентированна на использование учебно-методического комплекта «Перспектива»
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В учебном плане ГБОУ Школа №1623 на изучение математики в каждом классе отводится :
1 классе отводится - 4 учебных часа в неделю, 132 часов в год,
2 классе отводится - 4 учебных часа в неделю, 132 часов в год,
3 классе отводится - 4 учебных часа в неделю, 132 часов в год,
4 классе отводится - 4 учебных часа в неделю, 132 часов в год,
Всего часов на уровне основного общего образования - 540 ч .
Содержание учебного предмета ( Г.В. Дорофеева, Т.Н. Миракова)
Числа и величины
Счет предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел.
Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидки результата, вычисление на калькуляторе).
Работа с текстовыми задачами
Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли продажи и др. Скорость, время, путь; объем работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели).
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертежных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм, м, км). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм2, м2). Точное и приближенное измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»); истинность утверждений.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка).
Формы организации учебных занятий:
Во время проведения урочной деятельности используются следующие формы:
- фронтальная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная.
Основные виды учебной деятельности:
- классно-урочная;
- экскурсионная.
Тематическое планирование 1 класс ( Г.В. Дорофеева, Т.Н. Миракова)
Учебно – тематический план
раздел | тема | количество часов |
1 | Сравнение и счёт предметов | 12 |
2 | Множества и действия над ними | 9 |
3. | Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация | 24 |
4. | Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание | 58 |
5. | Числа от 11 до 20. Нумерация | 6 |
6. | Сложение и вычитание | 23 |
Тематическое планирование 2 класс
Учебно – тематический план
раздел | тема | количество часов |
1 | Повторение изученного в 1 классе | 8 |
2 | Числа от 1 до 20. Число 0. Сложение и вычитание | 12 |
3. | Числа от 1 до 20. Число 0. Умножение и деление | 48 |
4. | Числа от 0 до 100. Нумерация | 14 |
5. | Числа от 0 до 100. Сложение и вычитание | 33 |
6. | Числа от 0 до 100. Умножение и деление | 9 |
7. | Повторение изученного за год | 11 |
Тематическое планирование 3 класс
Учебно – тематический план
раздел | тема | количество часов |
1 | Числа от 0 до 100 | 6 |
2 | Сложение и вычитание | 31 |
3. | Числа от 0 до 100 Умножение и деление | 50 |
4. | Числа от 100 до 1000. Нумерация | 7 |
5. | Числа от 100 до 1000. Сложение и вычитание | 18 |
6. | Умножение и деление. Устные приёмы вычислений | 8 |
7 | Умножение и деление Письменные приёмы вычислений | 12 |
Тематическое планирование 4 класс
Учебно – тематический план
раздел | тема | количество часов |
1 | Числа от 100 до 1000 | 16 |
2 | Приёмы рациональных вычислений | 20 |
3. | Числа от 100 до 1000 | 15 |
4. | Числа, которые больше 1000. Нумерация | 13 |
5. | Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание | 12 |
6. | Умножение и деление | 28 |
7 | Числа, которые больше 1000. Умножение и деление | 28 |
Предметные результаты
Числа и величины
Выпускник научится:
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
устанавливать закономерность— правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм— грамм; час— минута, минута— секунда; километр— метр, метр— дециметр, дециметр— сантиметр, метр— сантиметр, сантиметр— миллиметр).
Выпускник получит возможность научиться:
выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Выпускник научится:
выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);
выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять действия с величинами;
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.).
Работа с текстовыми задачами
Выпускник научится:
устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
решать задачи в 3—4 действия;
находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник получит возможность научиться распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Выпускник научится:
измерять длину отрезка;
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближенно (на глаз).
Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.
Работа с информацией
Выпускник научится:
читать несложные готовые таблицы;
заполнять несложные готовые таблицы;
читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:
читать несложные готовые круговые диаграммы;
достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;
распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и
пространственных отношений;
- овладение устной и письменной математической речью, основами логического,
эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счета и
измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов (схемы,
таблицы, диаграммы, графики), исполнения и построения алгоритмов;
- умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять
числовые и буквенные выражения, находить их значения, решать текстовые задачи,
простейшие уравнения и неравенства, исполнять и строить алгоритмы,
составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, множествами и цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
- приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-
познавательных и учебно-практических задач;
- приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- приобретение первоначальных навыков работы на компьютере.
Материально-техническое обеспечение
1. Рабочие программы: Предметная линия учебников Г.В. Дорофеева и Т.Н. Мираковой: 1-4классы.
2. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика. Учебник с приложением на электронном носителе. 1-4 класс. В 2-х частях
3. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика. Рабочая тетрадь. 1-4 класс. В 2-х частях
4. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Методическое пособие к учебнику «Математика. 1-4 класс»
Книгопечатная продукция:
Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой. 1 -4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова – М., Просвещение, 2011
Учебники:
Дорофеев Г.В., Миракова Т.В. Математика: Учебник: 1-4 класс: Ч. 1.
Дорофеев Г.В., Миракова Т.В. Математика: Учебник: 1-4 класс: Ч. 2.
СD Математика. 1-4класс. Электронное приложение к учебнику
Интернет-ресурсы
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival. 1september.ru
4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/ education
5. Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx
9