Рассмотрено: на заседании МО протокол № 1 от «__» _________ 2022 г. __________________ | Согласовано: зам. директора по УВР Романова Э.П. от «__» _________ 2022 г. _________________ | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы от «__» ________ 2022 г. _________________ |
МБОУ «Батамайская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по подготовке к ВПР
Название: «Три кита»
Направление: общеинтеллектуальное
Класс: 4
Составитель:
Слабунова Т.И.,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2022 -23 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Три кита» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Интегрированный курс «Три кита» нацелен на развитие интеллектуальных качеств учащихся и направлен на подготовку к выполнению Всероссийских проверочных работ.
Для реализации программного содержания используются:
Е.В. Волкова.,Р.В.Бубнова ВПР Математика «Экзамен» М.2022
Е.В.Волкова,Н.И.Ожогина ВПР Русский язык «Экзамен» М.2022
Волкова Е.В.,А.В.Данилова ВПР Окружающий мир «Экзамен» М.2022
Цели и задачи
Цель курса: повышение качества подготовки к ВПР выпускников начальной школы.
Задачи курса:
обучающие:
-формирование общеинтеллектуальных умений;
-углубление и расширение знаний учащихся по математике, русскому языку, окружающему миру;
-создание условий для повышения эффективности подготовки выпускников начальной школы к ВПР.
развивающие:
-формирование и развитие логического мышления;
-развитие речи и словарного запаса учащихся;
-развитие внимание, памяти;
воспитательные:
-формирование положительной мотивации к учению;
-формирование умение работать в группе.
Место курса во внеурочной деятельности
Курс «Три кита» рассчитан на 102 ч: 34 ч – блок «Занимательная математика», 34 ч – блок «В мире слов», 34 ч – блок «Тайны загадки».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В результате изучения курса у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные УУД
Будут сформированы:
широкая мотивационная основа учебной деятельности;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей;
способность к оценке своей учебной деятельности.
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать и выведелять общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные результаты
Блок «Занимательная Математика»
Учащиеся научатся:
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
читать, записывать и сравнивать величины;
выполнять письменно действия с многозначными числами;
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);
выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
измерять длину отрезка;
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Блок «В мире слов»
Учащиеся научатся:
• различать звуки и буквы;
• характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные, твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);
• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
• находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
• определять грамматические признаки имен существительных — род, число, падеж, склонение;
• определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число, падеж;
• определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение;
• различать предложение, словосочетание, слово;
• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
• находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
• выделять предложения с однородными членами;
• применять правила правописания (в объеме содержания курса).
Блок «Тайны загадки»
Учащиеся научатся:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 блок «Занимательная математика»
№ занятия | Тема занятия | Дата проведения |
1 | Сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 | 6.09 |
2 | Числовые выражения, содержащие 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок | 13.09 |
3 | Простые и составные задачи, связанные с повседневной жизнью | 20.09 |
4 | Задачи с именованными величинами на определение и нахождение неизвестного компонента арифметического действия | 27.09 |
5 | Задачи на нахождение периметра и площади квадрата, прямоугольника практическим путём | 4.10 |
6 | Работа с таблицами. Сравнение и обобщение информации | 11.10 |
7 | Письменные приёмы сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел | 18.10 |
8 | Задачи на пропорциональное деление | 25.10 |
9 | Логические задачи | 1.11 |
10 | Расположение предметов в пространстве и на плоскости. Зеркальное отображение | II четв 15.11 |
11 | Задачи | 22.11 |
12 | Пробная работа. Вариант 1 | 29.11 |
13 | Работа над ошибками | 6.12 |
14 | Сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 | 13.12 |
15 | Числовые выражения, содержащие 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок | 20.12 |
16 | Простые и составные задачи, связанные с повседневной жизнью | 27.12 |
17 | Задачи с именованными величинами на определение и нахождение неизвестного компонента арифметического действия | III четв 17.01 |
18 | Задачи на нахождение периметра и площади квадрата, прямоугольника практическим путём | 24.01 |
19 | Работа с таблицами. Сравнение и обобщение информации | 31.01 |
20 | Письменные приёмы сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел | 7.02 |
21 | Задачи на пропорциональное деление | 14.02 |
22 | Логические задачи | 21.02 |
23 | Расположение предметов в пространстве и на плоскости. Зеркальное отображение | 28.02 |
24 | Задачи | 7.03 |
25 | Пробная работа. Вариант 2 | 14.03 |
26 | Пробная работа. Вариант 3 | 21.03 |
27 | Пробная работа. Вариант 4 | IV четв 04.04 |
28 | Пробная работа. Вариант 5 | 11.04 |
29 | ВПР | 18.04 |
30 | Анализ выполнения работы | 25.04 |
2 блок «В мире слов»
№ занятия | Тема занятия | Дата проведения |
1 | Грамматическая основа предложения. Разбор предложения по членам | 7.09 |
2 | Однородные члены предложения. Разбор предложения с однородными членами | 14.09 |
3 | Ударение. Упражнение в постановке ударения в словах | 21.09 |
4 | Звонкие и глухие согласные | 28.09 |
5 | Части слова. Упражнение в разборе слов по составу | 5.10 |
6 | Текст. Основная мысль текста. Упражнение в определение основной мысли текста | 12.10 |
7 | Текст. Основная мысль текста. Упражнение в определение основной мысли текста | 19.10 |
8 | Текст. План текста. Упражнение в составление плана текста | 26.10 |
9 | Текст. План текста. Упражнение в составление плана текста | II чет 16.11 |
10 | Текст. Содержание текста. Упражнение в составление вопросов по содержанию текста | 23.11 |
11 | Текст. Содержание текста. Упражнение в составление вопросов по содержанию текста | 30.11 |
12 | Слово и его лексическое значение | 7.12 |
13 | Слова – синонимы | 14.12 |
14 | Имя существительное. Упражнение в разборе имени существительного как части речи | 21.12 |
15 | Фразеологические обороты и употребление их в речи | 28.12 |
16 | Пробная работа. Вариант 1 | III чет 11.01 |
17 | Текст. Основная мысль текста. Упражнение в определение основной мысли текста | 18.01 |
18 | Текст. План текста. Упражнение в составление плана текста | 25.01 |
19 | Текст. Содержание текста. Упражнение в составление вопросов по содержанию текста | 1.02 |
20 | Имя прилагательное. Упражнение в разборе имени прилагательного как части речи | 8.02 |
21 | Слово и его лексическое значение | 15.02 |
22 | Слова – синонимы | 22.02 |
23 | Фразеологические обороты и употребление их в речи | 1.03 |
24 | Глагол. Упражнение в разборе глагола как части речи. | 15.03 |
25 | Пробная работа. Вариант 2 | 22.03 |
26 | Пробная работа. Вариант 3 | IV чет 5.04 |
27 | Пробная работа. Вариант 4 | 12.04 |
28 | Пробная работа. Вариант 5 | 19.04 |
29 | ВПР | 26.04 |
30 | Анализ выполнения работы | 3.05 |
3 блок «Тайны загадки мира»
№ | Тема занятия | Дата |
| Определение предмета по фотографии. Использование этого предмета человеком. | 7.09 |
| Определение предмета по фотографии. Использование этого предмета человеком. | 14.09 |
| Профессии людей. Определение представителя профессии по фотографии. Необходимые качества характера людям этой профессии. | 21.09 |
| Профессии людей. Определение представителя профессии по фотографии. Необходимые качества характера людям этой профессии. | 28.09 |
| Определение по рисунку объектов, созданных природой. Мини-работа №1 | 5.10 |
| Смена дня и ночи на Земле. | 12.10 |
| Смена времен года. | 19.10 |
| Работа с таблицами. | 26.10 |
| Работа с таблицами. Мини-работа №2 | II чет 16.11 |
| Решение задач | 23.11 |
| Решение задач. Мини-работа №3 | 30.11 |
| Определение плана действий. Восстановление последовательности действий | 7.12 |
| Определение плана действий. Восстановление последовательности действий. Мини-работа №4 | 14.12 |
| Работа с картой. Мини-работа №5 | 21.12 |
| Определение животных по рисунку. Территория обитания животных. | 28.12 |
| Определение животных по рисунку. Территория обитания животных. Мини-работа №6 | III чет 11.01 |
| Сравнение объектов живой и неживой природы. Их сходство и различие | 18.01 |
| Сочинение по теме (7-8 предложений). Соблюдение норм речи. | 25.01 |
| Сочинение по теме (7-8 предложений). Соблюдение норм речи | 1.02 |
| Заполнение таблиц по исходным данным. | 8.02 |
| Заполнение таблиц по исходным данным. Мини-работа №7 | 15.02 |
| Подбор соответствующей позиции начала и продолжения фразы. Мини-работа №8 | 22.02 |
| Строение человека. Внутренние и внешние органы человека. Определение местоположения их по схеме. Мини-работа №9 | 1.03 |
| Вредные привычки | 15.03 |
| Умение находить на карте материки | 22.03 |
| Природные зоны | 5.04 |
| Океаны и материки. Мини работа №10 | |
| Планеты солнечной системы | |
| ВПР | |
| Анализ выполнения ВПР | |