муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоярковская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» На заседании ШМО Руководитель МО ___________ Соловьёва О.Н. Протокол № ____ от «____» ___________ 2020 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Новоярковская СОШ» Каменского района _________ Анциферова С.В. «____» ______________ 2020 г. | «Утверждено» Директор МБОУ «Новоярковская СОШ» Каменского района ________ Н.П. Килинчук Приказ № _________ от «____» ________ 2020 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
спортивно - оздоровительного направления
«Здоровячок»
для учащихся 1 - 4 классов
на 2020 – 2021 учебный год
Составитель: Петрова Т.А.
учитель начальных классов,
первая квалификационная
категория
с. Поперечное
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Здоровячок» разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), Основной образовательной программой начального общего образования (ООП НОО) МКОУ «Новоярковская СОШ»
Рабочая программа Внеурочной деятельности « Здоровячок» направлена на:
- профилактику и коррекцию нарушений здоровья, общее оздоровление организма;
- учит обучающихся правильным действиям в ситуациях, опасных для жизни и здоровья;
- помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Приобретаемые на уроках физической культуры знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм физических упражнений:
- утренней зарядке;
- гимнастике до уроков;
- физминутках и подвижных играх во время перемен и прогулок;
- дополнительных занятий во внеурочное время.
Внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором обучающиеся могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
Рабочая программа включает в себя и вопросы физического и духовного здоровья.
Цели программы:
сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
создание наиболее благоприятных условий для формирования у обучающихся отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Задачи:
формировать стремление к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных ценностей жизни;
создать условия для обеспечения охраны здоровья обучающихся, их полноценного физического развития и формировать здоровый образ жизни;
формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни;
расширять кругозор обучающихся в области физической культуры и спорта;
профилактика вредных привычек;
просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Программа включает принципы:
- научности (анализ статистических медицинских исследований по сотоянию здоровья обучающихся);
- доступности (содержание курса в соответствии с возрастными особенностями обучающихся);
- системности (взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса).
При этом необходимо выделить практическую направленность курса.
Содержание занятий направлено на развитие у обучающихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга;
- обеспечение мотивации (быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни).
Описание места программы в учебном плане
В соответствии с учебным планом начального общего образования МБОУ «Новоярковская СОШ» программа внеурочной деятельности «Здоровячок» реализуется в 1 - 4 классах. 33 часа – в 1 классе, 34 – во 2 классе, 34 часа – в 3 классе, 34 часа - в 4 классе. Общий объем учебного времени составляет 135 часов (по 1 часу в неделю).
Предполагаемый результат:
- здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни, выпускник начального общего образования.
В результате усвоения программы обучающиеся должны уметь:
- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
- осуществлять активную оздоровительную деятельность;
Обучающиеся должны знать:
- факторы, влияющие на здоровье человека;
- причины некоторых заболеваний;
- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
- основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей.
Регулятивные
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Коммуникативные
В процессе обучения обучающиеся учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать поведение собственное и окружающих.
Особенности организации работы.
Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. Оздоровительные минутки включают физические упражнения. Оздоровительные паузы комбинируются, включая физические упражнения для осанки и упражнения для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз - дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому обучающемуся для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.
Формы проведения занятий:
- беседы, лекции, тренинги;
- игры, упражнения, эстафеты;
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№ п/п | Название раздела, темы урока | Количество часов | Дата проведения |
1 | Что такое здоровье. Знакомство с доктором «Здоровье». Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики». | 1 | |
2 | Русская народная игра «У медведя во бору». | 1 | |
3 | Дружи с водой. Советы доктора «Вода». Игра «Доскажи словечко». | 1 | |
4 | Русские народные игры «Филин и пташка», «Горелки». | 1 | |
5 | Глаза-главные помощники человека. Игра «Полезно - вредно». Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, три-беги!» | 1 | |
6 | Русская народная игра «Кот и мыши».«Горелки». | 1 | |
7 | Уход за ушами. Чтобы уши слышали. Весёлые старты Игровые правила. | 1 | |
8 | Игра «Река – берега» Правила игры. | 1 | |
9 | Русская народная игра «Блуждающий мяч». | 1 | |
10 | Уход за зубами. Почему болят зубы. Игра «Угадай-ка!». | 1 | |
11 | Игра «Волки во рву», «Вороны и воробьи» Правила игры. | 1 | |
12 - 13 | Игры на развитие восприятия. «Выложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра». | 2 | |
14 | Игра «Гуси – утки», «Два мороза» Правила игры. | 1 | |
15 | Весёлые старты Игровые правила. | 1 | |
16 | Как сохранить улыбку красивой? Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». | 1 | |
17 | Игра «Заяц без логова», «Золотые ворота» Правила игры | 1 | |
18 | Упражнения и игры на внимание. | 1 | |
19 | Комплексные весёлые старты Проведение эстафет с различными препятствиями | 1 | |
20 | Уход за руками и ногами «Рабочие инструменты» человека. | 1 | |
21 | Игра «Путаница» Правила игры. | 1 | |
22 | Игры на развитие памяти: «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник». | 1 | |
23 | Забота о коже. Зачем человеку кожа. Игра «Угадай-ка». | 1 | |
24 | Игра «Краска». Игра с мячом «В десятку» Правила игры. | 1 | |
25 | Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками». | 1 | |
26 | Игра «Четыре стихии» Правила игры. | 1 | |
27 | Игра с элементами ОРУ «Море волнуется – раз». | 1 | |
28 | Комплексные весёлые старты на свежем воздухе Проведение эстафет с различными препятствиями | 1 | |
29 | Как сделать сон полезным? Сон-лучшее лекарство. Игры «Можно – нельзя». | 1 | |
30 | Игра с мячом на свежем воздухе «Охотники и утки». | 1 | |
31 | Игра с мячом «Летающий мяч» Игра с мячом «Джин» Правила игры. | 1 | |
32 | Настроение в школе. Как настроение? Упражнение «Азбука волшебных слов | 1 | |
33 | Игра «Заколдованный замок» Правила игры. | 1 | |
34 | Праздник здоровья | 1 | |
Итого: 34 часа |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
№ п/п | Название раздела, темы урока | Количество часов | Дата проведения |
1 | Что такое здоровье. Знакомство с доктором «Здоровье». Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики». | 1 | |
2 | Русская народная игра «Капкан». | 1 | |
3 | Дружи с водой. Советы доктора «Вода». Игра «Доскажи словечко». Просмотр мультфильма. | 1 | |
4 | Русские народные игры «Филин и пташка», «Горелки», «Охотники и утки» | 1 | |
5 | Глаза-главные помощники человека. Игра «Полезно - вредно». Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», Раз, два, три-беги!» | 1 | |
6 | Русская народная игра «Цепи кованы», «Кот и мыши».«Горелки». | 1 | |
7 | Уход за ушами. Чтобы уши слышали. Весёлые старты Игровые правила. | 1 | |
8 | «Охотники и утки», Игра «Река – берега» Правила игры. | 1 | |
9 - 10 | Игра «Пионербол». | 2 | |
11 - 12 | Уход за зубами. Просмотр Мультфильмов Почему болят зубы. Игра «Угадай-ка!». | 2 | |
13 | Игра «Волки во рву», «Вороны и воробьи» Правила игры. | 1 | |
14 - 15 | Игры на развитие восприятия. «Выложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра». | 2 | |
16 | Игра «Гуси – утки», «Два мороза» Правила игры. | 1 | |
17 - 18 | Весёлые старты Игровые правила. | 2 | |
19 | Как сохранить улыбку красивой? Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». | 1 | |
20 | Игра «Заяц без логова», «Царь - Картошка» Правила игры | 1 | |
21 | Упражнения и игры на внимание. Игра «Совушка». | 1 | |
22 | Комплексные весёлые старты Проведение эстафет с различными препятствиями | 1 | |
23 | Уход за руками и ногами «Рабочие инструменты» человека. | 1 | |
24 | Как закаляться. Если хочешь быть здоров. Игра «Белки, волки, лисы». | 1 | |
25 | Игры на развитие памяти: «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник». | 1 | |
26 | Игра «Удочка». | 1 | |
27 | Как правильно вести себя на воде. Правила безопасности на воде. Игра «Краска». Игра с мячом «В десятку» Правила игры. | 1 | |
28 | Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками». Игра «Салки с мячом». | 1 | |
29 | Игра «Четыре стихии» Правила игры. Футбол. | 1 | |
30 | Почему мы болеем? Игра с элементами ОРУ «Море волнуется – раз». | 1 | |
31 - 32 | Комплексные весёлые старты на свежем воздухе Проведение эстафет с различными препятствиями | 2 | |
33 | Солнце и витамины. Игра «Хорошо - плохо». | 1 | |
34 | Праздник здоровья | 1 | |
Итого: 34 часа |
Литература
Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4-е классы.М.: Сфера, 2007.
Коротков И. М. Подвижные игры во дворе.- М. : Знание, 2010.
Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
Завуч начальной школы. 2004 год, №1. Лецких А. А. «Подвижный способ обучения и его влияние на развитие учащихся».
Обухова Л.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья для учащихся 1–4-х классов.-М.:ВАКО, 2013 .
В. М. Мельничук. Дневничок-здоровячок. Разработки уроков по валеологии для учителей начальных классов. –Новосибирск:СУИ, 2002.
Зверев А. Т. Экологические игры.-М.:Оникс 21 век, 2007.
Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми.-Минск:Асвар, 2009.