МОУ «Подхоженская средняя общеобразовательная школа»
«Утверждено»
от « 31 » августа 2020г. приказ № 180
и.о.директора школы________________Селиванов В.С.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Уроки нравственности»
для 4 класса
на 2020-2021 учебный год
Программу составила
Плешкова М.М.
Учитель начальных классов
с.Подхожее 2020 год.
Рабочая программа кружка «В мире русского языка» ориентирована на обучающихся 4 класса. Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год. Рабочая программа рассчитана на 1 учебный год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Уроки нравственности» для 4 класса составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения , на основе авторской программы Л. В. Мищенковой «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо».
ФГОС второго поколения формулирует основную педагогическую цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В портрете выпускника начальной школы есть такие строки: «Любящий свой край и свою родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих».
Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всё пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В школе – социальном институте, через который проходят все граждане России, продолжается формирование позитивного отношения ребёнка к базовым ценностям общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.
В начальной школе перед учителем стоит задача: открыв путь к сердцу и уму маленького человека, воспитать полноценную личность, сформировать систему нравственных ценностей младшего школьника, имеющего свою внутреннюю позицию, представляющую собой осознанное отношение ребёнка к собственному «Я», к окружающим, к социально одобряемым и неодобряемым формам поведения.
Курс «Уроки нравственности» окажет серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения. Он составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения и направлен на формирование у учащихся позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.
Планируемые результаты освоения внеурочной программы для учащихся 4 класса
Освоение учащимися курса программы ― «Уроки нравственности» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Учащиеся получат возможность для формирования:
- способности к решению моральных дилемм на основе учѐта позиций партнѐров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
В сфере познавательных УУД учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
В сфере предметных УУД учащиеся научатся:
- соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах,
- придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома,
- быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради,
- отличать хорошие поступки от плохих,
- слышать и понимать окружающих,
- видеть красоту природы, восхищаться ею,
- стремиться приходить на помощь,
- стремиться быть нужным, полезным окружающим,
- стремиться к внутреннему самосовершенствованию,
- стремиться к здоровому образу жизни.
Использование приобретѐнных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
-соблюдения гигиенических правил;
- бережного отношения к природе;
- развития чувства ответственности, самостоятельности;
- формирования стремления быть полезным окружающим;
- стремления к здоровому образу жизни.
Содержание программы
Раздел 1: Культура общения (9 часов)
Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в семье.Культура общения в современной семье.Помни о сострадании и милосердии.Поготовка концерта ко Дню пожилых людей.Создание альбома «Мои дедушка и бабушка».Проект»Дорогие мои старики».
Раздел 2: Самовоспитание (6 часов)
«Познай самого себя». Самовоспитание. Определение цели и составление плана
самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого
дела обдумай перед началом.
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (7часов)
Об источниках наших нравственных знаний.Совесть - основа нравственности.»Чем ты сильнее, тем будь добрее».Заветы предков. Россияне о любви к Родине.Проект «Твоя малая Родина»
Раздел 4: Искусство и нравственность (8 часов)
За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.Положительные герои в былинах и сказках.Отрицательные герои в литературных произведениях. Почему некоторые привычки называют вредными?Соревнования «Мама, папа, я-спортивная семья»
Раздел 5: Мы и природа (4 часа)
«Что я могу сделать с мусором?» «Содержи всегда в порядке парту,книжки и тетрадки»Создание буклета «Чистый город»Проект «Школа чистюль»
Тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | Теоретических | Практических |
| Раздел № 1 Культура общения | 9 | | |
1. | Традиции общения в русской семье «Домострой». | 1 | | + |
2. | Культура общения в семье. | 1 | | + |
3. | Культура общения в современной семье | 1 | | + |
4. | Помни о сострадании и милосердии | 1 | | + |
5. | Поготовка концерта ко Дню пожилых людей. | 1 | | + |
6. | Создание альбома «Мои дедушка и бабушка». | 1 | + | |
7. | Создание альбома «Мои дедушка и бабушка». | 1 | + | |
8. | Проект»Дорогие мои старики». | 1 | | + |
9. | Проект»Дорогие мои старики». | 1 | | + |
| Раздел № 2 Самовоспитывание | 6 | | |
10. | «Познай самого себя». | 1 | + | |
11.. | Самовоспитание. | 1 | + | |
12. | Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. | 1 | | + |
13. | Как я работаю над собой. | 1 | | + |
14. | О терпении. | 1 | + | |
15. | Конец каждого дела обдумай перед началом. | 1 | + | |
| Раздел № 3 Общечеловеческие нормы нравственности | 7 | | |
16. | Об источниках наших нравственных знаний. | 1 | + | |
17. | Совесть - основа нравственности | 1 | + | |
18. | Чем ты сильнее, тем будь добрее». | 1 | + | |
19. | Заветы предков | 1 | + | |
20. | Россияне о любви к Родине. | 1 | + | |
21. | Проект «Твоя малая Родина» | 1 | | + |
22. | Проект «Твоя малая Родина» | 1 | | + |
| Раздел №4 Искусство и нравственность | 8 | | |
23. | За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. | 1 | + | |
24. | Положительные герои в былинах и сказках. | 1 | + | |
25. | Отрицательные герои в литературных произведениях. | 1 | + | |
26. | Отрицательные герои в литературных произведениях. | 1 | + | |
27. | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. | 1 | | + |
28. | Почему некоторые привычки называют вредными? | 1 | + | |
29. | Почему некоторые привычки называют вредными? | 1 | + | |
30. | Соревнования «Мама, папа, я-спортивная семья» | 1 | | + |
| Раздел № 5 Мы и природа | 4 | | |
31. | «Что я могу сделать с мусором?» | 1 | | + |
32. | «Содержи всегда в порядке парту,книжки и тетрадки» | 1 | | + |
33. | Создание буклета «Чистый город» | 1 | | + |
34. | Проект «Школа чистюль» | 1 | | + |
Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы | Дата по плану | Дата по плану |
1 | Традиции общения в русской семье «Домострой». | 02.09 | |
2 | Культура общения в семье. | 10.09 | |
3 | Культура общения в современной семье | 16.09 | |
4 | Помни о сострадании и милосердии | 23.09 | |
5 | Поготовка концерта ко Дню пожилых людей. | 30.09 | |
6 | Создание альбома «Мои дедушка и бабушка». | 07.10 | |
7 | Создание альбома «Мои дедушка и бабушка». | 14.10 | |
8 | Проект»Дорогие мои старики». | 21.10 | |
9 | Проект»Дорогие мои старики». | 11.11 | |
10 | «Познай самого себя». | 18.11 | |
11 | Самовоспитание. | 25.11 | |
12 | Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. | 02.12 | |
13 | Как я работаю над собой. | 09.12 | |
14 | О терпении. | 16.12 | |
15 | Конец каждого дела обдумай перед началом. | 23.12 | |
16 | Об источниках наших нравственных знаний. | 13.01 | |
17 | Совесть - основа нравственности | 20.01 | |
18 | Чем ты сильнее, тем будь добрее». | 27.01 | |
19 | Заветы предков | 03.02 | |
20 | Россияне о любви к Родине. | 10.02 | |
21 | Проект «Твоя малая Родина» | 17.02 | |
22 | Проект «Твоя малая Родина» | 24.02 | |
23 | За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. | 03.03 | |
24 | Положительные герои в былинах и сказках. | 10.03 | |
25 | Отрицательные герои в литературных произведениях. | 17.03 | |
26 | Отрицательные герои в литературных произведениях. | 31.03 | |
27 | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. | 07.04 | |
28 | Почему некоторые привычки называют вредными? | 14.04 | |
29 | Почему некоторые привычки называют вредными? | 21.04 | |
30 | Соревнования «Мама, папа, я-спортивная семья» | 28.04 | |
31 | «Что я могу сделать с мусором?» | 05.05 | |
32 | «Содержи всегда в порядке парту,книжки и тетрадки» | 12.05 | |
33 | Создание буклета «Чистый город» | 19.05 | |
34 | Проект «Школа чистюль» | 26.05 | |
«Согласовано» «Рассмотрено»
зам. по УВР ШМО учителей начальных классов
_______/Доронина А.А. протокол №____от «___»________2020г.
«____»____________2020г. Руководитель _________ Сивидова Н.Н