Рабочая программа внеурочной деятельности «Музейное дело» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования на основе образовательной программы среднего общего образования МОУ «Ликино-Дулевская гимназия» с использованием рекомендаций «Внеурочная деятельность школьников», авторы Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2013.
Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, что имеет большое воспитательное значение. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей своей программой внесёт достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов России. Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Школьный музей создаёт особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.
Системно–деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со Стандартом, на ступени основного общего образования осуществляется дальнейшее формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие подростками моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.
Рабочая программа кружка «Музейное дело» для учащихся МОУ Ликино-Дулёвская гимназия составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа.
Программа «Музейное дело» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.
При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии и т д.
В условиях партнерского общения обучающихся и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом.
Актуальность программы.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями. Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван, в первую очередь, решать школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.
Цель программы: воспитание патриота неравнодушного к прошлому и настоящему своей Родины через деятельность школьного музея, повышение эффективности учебно-воспитательной работы.
Задачи программы:
Изучение истории родного края, школы, их исторических и культурных ценностей.
Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
Развитие умений сохранять исторические и культурные ценности, умению донести до других свои знания.
Формирование навыков работы в музее.
Умение общаться и заботиться о ветеранах войны и труда.
Воспитание творческого подхода к решению любых задач.
Развитие интереса к участию в полезной практической деятельности.
Принципы построения программы:
принцип деятельностного практико-ориентированного подхода, позволяющий максимально реализовать творческий и исследовательский потенциал личности, поддерживать процессы саморазвития, самоорганизации, самоконтроля и в конечном итоге самоактуализации личности;
принцип непрерывности: ни один проект, ни одно дело не считается завершенным, пока не исчерпан весь его внутренний ресурс, поэтому возможна неоднократная разработка данной темы с выделением новых проблем;
принцип системности и последовательности усвоения новых умений, навыков работы с информацией;
принцип педагогической поддержки: создание комфортной среды для проявления и реализации творческого потенциала учащихся, помощи в решении их индивидуальных проблем;
принцип научности: способствует формированию научного мировоззрения через системную исследовательскую работу с документами и музейными предметами, Интернет – сайтам;
принцип комплексности: работа над темой требует одновременного применения знаний из многих областей, умение видеть перспективу и возможные практические выходы;
принцип сотрудничества: реализуется через постоянное взаимодействие учитель – ученик – родитель – представитель общественности (ветераны, жители района, педагоги школы);
принцип толерантности.
Много места отведено экскурсионной, поисковой работе, работе с архивными документами. На занятиях обучающиеся знакомятся с основами музееведения; музейной терминологией, как азбукой музейного дела, проблемой комплектования музейных коллекций, атрибуции предметов, определение наиболее благоприятного режима хранения и т.д.
На практических занятиях обучающиеся получат навыки проведения и организации экскурсий по музею, деловые игры, встречи с ветеранами и т.д.
Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к музееведческой деятельности. Необходимо организовать посещение детьми самых разных музеев, знакомство с приемами экспонирования, атрибутикой и художественным оформлением.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность − самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности.
В программе сочетаются системы работы с предметами, явлениями, ситуациями. Предполагается усложнение занятий в плане усвоения. Программа включает:
изучение истории музееведения в России;
ознакомление с основами музейного дела;
практическое применение полученных знаний на базе школьного музея:
организационная работа (составление плана работы музея);
учетно-фондовая работа (заполнение инвентарной книги, составление карточек научного описания);
научно-пропагандистская деятельность (разработка тематики экскурсий, проведение экскурсий).
Методы обучения:
1. Словесный: передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
2. Наглядный: просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций и выставок музея.
3. Поисковый: сбор информации по интересующей теме.
4. Исследовательский: изучение документальных и вещественных предметов из фондов музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.
Средства обучения: научный и практический опыт музеев мира, богатства музейных экспонатов и достижения цивилизаций.
Программа реализуется в следующих формах:
мероприятия - беседа, лекция, экскурсия, культпоход;
творческие дела - участие в конференциях, мероприятиях школы, оформление экспозиций музея школы.
Условия для реализации программы
Наличие в образовательном учреждении музея любого профиля.
Место предмета в учебном плане:
Кружок «Музейное дело» в соответствии с вводимым Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования должен обеспечить гражданско-патриотическое воспитание молодежи, приобщение к культурным традициям народов нашего региона, нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи школы и микрорайона через краеведческую и музейную деятельность. Формирование гордости за свое Отечество, школу, семью, то есть чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Он реализуется через включение занятий во внеурочную деятельность в рамках реализации программы воспитания и социализации обучающихся.
Предполагается изучение курса в течение учебного года 6 класса, 1 час в неделю, общее число часов - 34.
Планируемые результаты:
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми достигать в нем взаимопонимания. | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. | воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; формирование представлений об основах светской этики; понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества. |
Содержание учебного курса
1. Вводное занятие. Что такое история. Историческая терминология. О чём будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы. Знакомство со школьным музеем. История его создания, экспозиции, выставочные экспонаты.
2. Типология музеев. Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические; государственные, частные, муниципальные, школьные.
3. Музейная терминология. Музейная терминология как азбука музейного дела. Основные понятия: экспозиция; текст в экспозиции, в этикетах. Экспозиционное оборудование. Научно-вспомогательные материалы: диорама, макет, модель, карты, схемы, таблицы, альбомы.
4. Музейные фонды и их комплектование. Основные принципы и правила сбора материалов и экспонатов. Состав музейного фонда. Основной музейный фонд. Вспомогательный фонд. Создание видеотеки с записями основных мероприятий, воспоминаний.
5. Основные формы учёта. Первичная обработка музейных предметов: актирование и запись в книгу поступлений. Научная регистрация: классификация и научное определение с занесением в инвентарную карточку. Составление научно-справочной работы с коллекциями. Оформление документации. Хранение музейных фондов. Ответственность за сохранность музейных коллекций. Правила безопасности. Помещение музея и хранилища. Правила хранения музейных предметов.
6. Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея. Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений.
7. Свидетели истории. Газеты, журналы, книги – важные источники сведений о родном районе, крае, о героях Великой Отечественной войны, ветеранах ВОВ, тружениках тыла. «Свидетельства и свидетели истории». Ваши помощники в поисковой работе. Где и как собирать материалы для музея. Основные источники, используемые для сбора материала для музея: книги, брошюры, в которых рассказывается о Великой Отечественной войне, дневники, планы, фотографии, стенгазеты, боевые листки, воспоминания участников войны, тружеников тыла, детей, вещественные памятники (символы, атрибуты).
8. Поисково-исследовательская и научная деятельность музея. Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, исследования в области истории, теории и методики музейного дела.
9. Как работать с газетами, журналами, книгами. Работа с каталогами в школьной библиотеке. Подготовка списка необходимой литературы. Изучение текста. Составление выписок. Как делать ссылки на источники.
10. Учёт и хранение собранных документов и вещей. Книга учёта (инвентарная книга). Какие сведения необходимо в неё вносить. Как хранить собранные материалы.
11. Оформление результатов поиска и создание экспозиции в музее. Оформление альбома, создание презентаций, музейной выставки (отбор и размещение собранных материалов, составление пояснительных текстов).
12. Как подготовить доклад, выступление, презентацию и правильно провести экскурсию. Знакомство с правилами и требованиями к проведению экскурсий. Посещение экскурсий в школьном музее. Самостоятельное проведение экскурсий в музее по разработанной теме для младших школьников.
13. Работа экскурсовода. Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина). Массовая работа музея.
14. Историческое краеведение. Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения. История Московской области, г.о Орехово-Зуево.
15. Исторические источники как средство познания исторического прошлого. Что такое исторический источник? Классификация исторических источников: письменные, вещественные, лингвистические, этнографические, устные. Поиск и выявления источников. Основные методы и принципы научной критики.
16. Изучение родного края. Территория и границы родного края. История края. Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны. Родной край сегодня, перспективы развития. Происхождение названий улиц города.
17.Военно-патриотическая работа. Воспитательное значение военно-патриотической работы.
18. Наш край в годы Великой Отечественной войны. Встречи с участниками войны и ее очевидцами. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость. Использование военно-патриотического материала на уроках.
19. Забота о ветеранах – наш священный долг. Связь следопытского поиска с тимуровской работой. Какую помощь можно оказать ветеранам.
20. Как записывать воспоминания. Беседы, анкетирование участников войны, тружеников тыла и других участников и свидетелей изучаемых событий. Подготовка к беседе. Составление вопросов. Как вести себя во время встречи. Запись рассказов и воспоминаний. Использование технических средств.
21. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость. Встречи с тружениками тыла и выпускниками школы довоенных лет – ветеранами Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний; сбор материалов для школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов.
22. Выставочная деятельность музея. Классификация выставок. Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок. Организация выставок в школьном краеведческом музее (стационарные, переносные или выездные).
23. Изучение истории школы. Школьный музей как источник изучения родного края. История его образования. Выпускники школы. Основные события в жизни школы. Поиск документов по истории школы (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы). Деятельность пионерской и комсомольской организаций. Создание книги «Золотые и серебряные медалисты школы».
24. Подготовка и проведение итогового мероприятия. Подведение итогов обучения. Проверка знаний, умений и навыков обучающихся; подготовка докладов, оформление экспозиций и выставок.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Темы занятий | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1-2. | Вводное занятие. О чём рассказывает музей. Обзорная экскурсия по школьному музею | 2 | 1 | 1 |
3. 4. | Типология музеев. Музеи г. Ликино-Дулево, г.о Орехово-Зуево и Московской области. | 2 | 1 | 1 |
5. | Музейный экспонат, его значимость. Экспонат как носитель информации. Сохранность экспоната | 1 | 0,5 | 0,5 |
6. | Музейная терминология как азбука музейного дела (лекция) | 1 | 1 | |
7. 8. | Музейные фонды и их комплектование. Основные формы учёта и хранения музейных фондов (лекция, семинар) | 2 | 1 | 1 |
9. | Документ. Документальная информация. Подлинность документа. Копия документа. Информация, содержащаяся в документе. Отношение к документу, как к источнику информации | 1 | | 1 |
10. | Основные социальные функции музеев. Роль музеев в жизни человека. | 1 | 1 | |
11. | Свидетели истории. Ваши помощники в поисковой работе. | 1 | 0,5 | 0,5 |
12. | Поисково-исследовательская и научная деятельность музея. | 1 | 0,5 | 0,5 |
13. 14. | Как работать с газетами, журналами, книгами. | 2 | 1 | 1 |
15. | Учёт и хранение собранных документов и вещей (на примере школьного музея). | 1 | | 1 |
16. 17. | Оформление результатов поиска и создание экспозиции в музее (на примере школьного музея). | 2 | | 2 |
18. | Как подготовить доклад, выступление, презентацию и правильно провести экскурсию. | 1 | | 1 |
19. | Как вести занятия по экспозициям школьного музея | 1 | | 1 |
20. 21. | Историческое краеведение. История города. | 2 | 1 | 1 |
22. 23. | Исторические источники как средство познания исторического прошлого. Интерпретации исторического источника | 2 | 1 | 1 |
24. | Родной край сегодня, перспективы развития | 1 | 1 | |
25. | Военно-патриотическая работа. | 1 | 0,5 | 0,5 |
26. | Наш край в годы Великой Отечественной войны. | 1 | | 1 |
27. | Забота о ветеранах – наш священный долг. Как записывать воспоминания. | 1 | | 1 |
28. | Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость | 1 | | 1 |
29. | Выставочная деятельность музея. Классификация выставок. | 1 | 1 | |
30. 31. | Изучение истории школы. Экскурсия на тему «Страницы истории школы» | 2 | 1 | 1 |
32-33 | Деятельность пионерской и комсомольской организаций | 2 | 1 | 1 |
34. | Подготовка и проведение итогового занятия | 2 | | 2 |
| ИТОГО | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Обязательный минимум содержания образования | Универсальные учебные действия | Личностные | Дата проведения |
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | План | Факт |
1. | Вводное занятие | Задачи и содержание, значение работы кружка «Музейное дело». Особенности работы историков-краеведов | Уметь самостоятельно определять цели и задачи кружковой деятельности: планировать учебные действия и оценивать результат. | Уметь работать с поиском информации в Интернете. | Уметь слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать свое мнение, осуществлять совместную деятельность. | Дружелюбное отношение друг к другу; знание практической пользы этики и этикета | | |
2. | Обзорная экскурсия по школьному музею | О чём рассказывает музей. История его создания, экспозиции, выставочные экспонаты. | Уметь самостоятельно планировать свою деятельность и прогнозировать результат творческой деятельности. | Осуществлять поиск информации в процессе интерактивной экскурсии. | Правильно задавать вопросы экскурсоводу; уметь договариваться, приходить к общему решению. | Применять правила делового сотрудничества | | |
3. | Типология музеев | Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические; государственные, частные, муниципальные, школьные. | Уметь управлять своей деятельностью, планировать, контролировать и проводить коррекцию и оценку своей деятельности. | Находить и обрабатывать информацию. | Реализовывать позитивный опыт общения. | Заниматься самостоятельным поиском. | | |
4. | Музеи Красноярска, Красноярского края и Большемуртинского района | | |
5. | Музейный экспонат, его значимость | Экспонат как носитель информации. Сохранность экспоната | Уметь прогнозировать результат творческой деятельности | Устанавливать причинно-следственные связи и зависимость между объектами. | Уметь обмениваться мнениями, слушать друг друга, понимать позицию партнера. | Выражать положительное отношение к процессу познания. | | |
6. | Музейная терминология как азбука музейного дела | Основные понятия: экспозиция; предмет музейного значения – музейный предмет – экспонат – экспонат ведущий. Экспозиционные материалы – экспозиционный комплекс – экспозиционный пояс. Раздел экспозиции. Текст в экспозиции, в этикетах. Экспозиционное оборудование. Научно-вспомогательные материалы: диорама, макет, модель, карты, схемы, таблицы, альбомы. | Уметь самостоятельно планировать свою деятельность и прогнозировать результат творческой деятельности. | Работать с информацией, выполнять логические операции: сравнение, анализ, обобщение, структурирование знаний. | Понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | Развитие познавательных интересов, учебных мотивов при изучении предмета. | | |
7. | Музейные фонды и их комплектование | Основные принципы и правила сбора материалов и экспонатов. Состав музейного фонда. Основной музейный фонд. Вспомогательный фонд. Создание видеотеки с записями основных мероприятий, воспоминаний. Практическая работа: 1.Знакоство с фондами музея. 2.Оформление картотеки фонда. 3.Работа над имиджем, «экскурсовод»; место экскурсовода. 4.Написание текста экскурсии. | Различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, адекватно воспринимать оценку учителя. | Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы | Понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | Осознанно выбирать и строить дальнейшую индивидуальную траекторию образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду. | | |
8. | Основные формы учёта и хранения музейных фондов | Первичная обработка музейных предметов: актирование и запись в книгу поступлений. Научная регистрация: классификация и научное определение с занесением в инвентарную карточку. Составление научно-справочной работы с коллекциями. Оформление документации. Хранение музейных фондов. Ответственность за сохранность музейных коллекций. Правила безопасности. Помещение музея и хранилища. Правила хранения музейных предметов. Практическая работа: 1.Работа над имиджем «экскурсовод»: речь. Музейные занятия: «Правила поведения в музее», «Что такое экспонат», «Обзорная экскурсия», «Музейные профессии», «Какие бывают музеи» | Различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, адекватно воспринимать оценку учителя. | Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | Уметь взаимодействовать в ходе совместной практической работы, вести измерения, формулировать выводы. | Сохранять мотивацию к деятельности. Осознанно выбирать и строить дальнейшую индивидуальную траекторию образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду. | | |
9. | Документ. Документальная информация | Подлинность документа. Копия документа. Информация, содержащаяся в документе. Отношение к документу, как к источнику информации | Рациональное использование информации. Документирование результатов труда и проектной деятельности. | Проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ. | Взаимодействовать в ходе совместной работы, ведут диалог. Выражать устойчивый познавательный интерес к новым общим способам решения задачи. | Сохранять мотивацию к деятельности. Развивать познавательные интересы, учебные мотивы при изучении предмета. | | |
10. | Основные социальные функции музеев. Роль музеев в жизни человека | Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея. Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений. | Уметь самостоятельно планировать свою деятельность и прогнозировать результат творческой деятельности | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных проектов, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его свойствах и связях. | Выбирать посильную и необходимую работу; обосновывать идею; аргументировано защищать свой выбор. | Формировать целостность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной деятельности. | | |
11. | Свидетели истории. Ваши помощники в поисковой работе. | Газеты, журналы, книги – важные источники сведений о родном городе, районе, области, о героях ВОВ, ветеранах ВОВ, тружениках тыла. «Свидетельства и свидетели истории». | Уметь самостоятельно планировать свою деятельность и прогнозировать результат творческой деятельности. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных проектов. | Овладевать умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками. | Формирование основ культуры, соответствующей современному уровню мышления; бережное отношение к экспонатам музея. | | |
12. | Поисково-исследовательская и научная деятельность музея | Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, исследования в области истории, теории и методики музейного дела. | Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, рациональное использование информации для проектирования и создания объектов труда. | Практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя. | Овладение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной деятельности. | | |
13. 14. | Как работать с газетами, журналами, книгами. | Работа с каталогами в школьной библиотеке. Подготовка списка необходимой литературы. Изучение текста. Составление выписок. Как делать ссылки на источники. | Уметь самостоятельно планировать свою деятельность и прогнозировать результат творческой деятельности | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных проектов. | Овладевать умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками. | Формирование основ культуры, соответствующей современному уровню мышления; бережное отношение к экспонатам музея. | | |
15. | Учёт и хранение собранных документов и вещей | Книга учёта (инвентарная книга). Какие сведения необходимо в неё вносить. Как хранить собранные материалы. | Соблюдение норм и правил безопасного труда, правил санитарии и гигиены. | Распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в экспозициях; оценка свойств сырья, материалов и областей их применения. | Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Самооценка готовности к рациональному ведению учета и хранения фондов. Формирование основ культуры, соответствующей современному уровню мышления; бережное отношение к экспонатам музея. | | |
16. 17. | Оформление результатов поиска и создание экспозиции в музее | Оформление альбома, создание презентаций, музейной выставки (отбор и размещение собранных материалов, составление пояснительных текстов). | Планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных проектов, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его свойствах и связях. | Овладение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками. | Выражать свою позицию на уровне положительного отношения к деятельности. | | |
18. | Как подготовить доклад, выступление, презентацию и правильно провести экскурсию | Знакомство с правилами и требованиями к проведению экскурсий. Посещение экскурсий в школьном музее. Самостоятельное проведение экскурсий в музее по разработанной теме для младших школьников. | Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности. Оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательной деятельности. | Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ. | Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательной деятельности с другими её участниками. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. | Проявление логического и аналитического мышления при организации своей деятельности. Развитие познавательных интересов. | | |
19. | Как вести занятия по экспозициям школьного музея | Составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея. | Умение прогнозировать результат творческой деятельности. | Распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в экспозициях; оценка свойств сырья, материалов и областей их применения для создания и оформления экспозиций. | Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Самооценка готовности к рациональному оформлению экспозиции; бережное отношение к экспонатам музея. | | |
20. 21. | Историческое краеведение. История края, района | Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Общественно полезный характер исторического краеведения. Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея. | Уметь самостоятельно планировать свою деятельность и прогнозировать результат творческой деятельности | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных проектов, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его свойствах и связях. | Выбирать посильную и необходимую работу; обосновывать идею; аргументировано защищать свой выбор. | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России. | | |
22. 23. | Исторические источники как средство познания исторического прошлого. Интерпретации исторического источника | Что такое исторический источник? Классификация исторических источников: письменные, вещественные, лингвистические, этнографические, устные. Поиск и выявления источников. Основные методы и принципы научной критики. | Управлять своей деятельностью, планирование, контроль и коррекция, оценка. | Работать с информацией, выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, структурирование знания. | Уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления. | Развивать познавательных интересы, учебные мотивы. | | |
24. | Родной край сегодня, перспективы развития | Происхождение названий улиц посёлка. Практические занятия: экскурсии по памятным местам района и посёлка, фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми. | Развивать умения применять технологии представления, преобразования и использования информации, рациональное использование информации для проектирования и создания объектов труда. | Практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя. | Овладевать умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной деятельности | | |
25. | Военно-патриотическая работа | Воспитательное значение военно-патриотической работы | Различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, адекватно воспринимать оценку учителя. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | Понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | Осознанно выбирать и строить дальнейшую индивидуальную траекторию образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду. | | |
26. | Наш край в годы Великой Отечественной войны. Ученики школы – участники и герои Великой Отечественной войны | Герои Великой Отечественной войны и труда нашего города. Встречи с участниками войны и ее очевидцами. Использование военно-патриотического материала на уроках | Уметь планировать и регулировать свою деятельность; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | Овладение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками. | Знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России. | | |
27. | Забота о ветеранах – наш священный долг. Как записывать воспоминания | Связь следопытского поиска с тимуровской работой. Какую помощь можно оказать ветеранам. | Уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. | Уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. | Овладевать умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками. | Проявлять доброжелатель-ность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. | | |
28. | Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость | Встречи с тружениками тыла– ветеранами Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний; сбор материалов для школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов. | Уметь применять технологии представления, преобразования и использования информации, рациональное использование информации для проектирования и создания объектов труда. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | Овладение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками. | Формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной деятельности | | |
29. | Выставочная деятельность музея | Классификация выставок. Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного музея. Классификация выставок. Организация выставок в школьном музее (стационарные, переносные или выездные) | Самостоятельно определять цели своего обучения, постановка и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательной деятельности. | Овладевать методами учебно-исследовательской и проектной деятельности; проектировать последовательность операций и составление операционной карты работ. | Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательной деятельности с другими её участниками. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. | Проявлять логическое и аналитическое мышление при организации своей деятельности. Развитие познавательных интересов. | | |
30. | Изучение истории школы. | Выпускники школы. Основные события в жизни школы. Поиск документов по истории школы (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы). Деятельность пионерской и комсомольской организаций. Создание книги «Золотые и серебряные медалисты школы». | Уметь применять технологии представления, преобразования и использования информации, рациональное использование информации для проектирования и создания объектов труда. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | Овладевать умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми | | |
31. | Экскурсия на тему «Страницы истории школы» | | |
32. 33. | Деятельность пионерской и комсомольской организаций | Практические занятия: поиск и обработка документов; создание книги «Золотые и серебряные медалисты школы». | Уметь планировать и регулировать свою деятельность; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | Овладение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками. | Проявлять доброжелатель-ность и эмоционально-нравственную отзывчивость. | | |
34. | Подготовка и проведение итогового занятия | Подведение итогов обучения. Проверка знаний, умений и навыков обучающихся; подготовка докладов, оформление экспозиций и выставок | Высказывать суждение о достижении цели. | Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. | Взаимодействовать в ходе совместной практической работы, высказывать суждения, аргументировать. | Выражать свою позицию на уровне положительного отношения к деятельности. | | |