СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности 6 класс "Музейное дело"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности 6 класс "Музейное дело"»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Музейное дело» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования на основе образовательной программы среднего общего образования МОУ «Ликино-Дулевская гимназия» с использованием рекомендаций «Внеурочная деятельность школьников», авторы Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2013.

Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, что имеет большое воспитательное значение. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей своей программой внесёт достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов России. Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Школьный музей создаёт особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.

Системно–деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со Стандартом, на ступени основного общего образования осуществляется дальнейшее формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие подростками моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.

Рабочая программа кружка «Музейное дело» для учащихся МОУ Ликино-Дулёвская гимназия составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа.

Программа «Музейное дело» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.

При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии и т д.

В условиях партнерского общения обучающихся и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом.

Актуальность программы.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями. Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван, в первую очередь, решать школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.

Цель программы: воспитание патриота неравнодушного к прошлому и настоящему своей Родины через деятельность школьного музея, повышение эффективности учебно-воспитательной работы.

Задачи программы:

  • Изучение истории родного края, школы, их исторических и культурных ценностей.

  • Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.

  • Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

  • Развитие умений сохранять исторические и культурные ценности, умению донести до других свои знания.

  • Формирование навыков работы в музее.

  • Умение общаться и заботиться о ветеранах войны и труда.

  • Воспитание творческого подхода к решению любых задач.

  • Развитие интереса к участию в полезной практической деятельности.

Принципы построения программы:

  • принцип деятельностного практико-ориентированного подхода, позволяющий максимально реализовать творческий и исследовательский потенциал личности, поддерживать процессы саморазвития, самоорганизации, самоконтроля и в конечном итоге самоактуализации личности;

  • принцип непрерывности: ни один проект, ни одно дело не считается завершенным, пока не исчерпан весь его внутренний ресурс, поэтому возможна неоднократная разработка данной темы с выделением новых проблем;

  • принцип системности и последовательности усвоения новых умений, навыков работы с информацией;

  • принцип педагогической поддержки: создание комфортной среды для проявления и реализации творческого потенциала учащихся, помощи в решении их индивидуальных проблем;

  • принцип научности: способствует формированию научного мировоззрения через системную исследовательскую работу с документами и музейными предметами, Интернет – сайтам;

  • принцип комплексности: работа над темой требует одновременного применения знаний из многих областей, умение видеть перспективу и возможные практические выходы;

  • принцип сотрудничества: реализуется через постоянное взаимодействие учитель – ученик – родитель – представитель общественности (ветераны, жители района, педагоги школы);

  • принцип толерантности.

Много места отведено экскурсионной, поисковой работе, работе с архивными документами. На занятиях обучающиеся знакомятся с основами музееведения; музейной терминологией, как азбукой музейного дела, проблемой комплектования музейных коллекций, атрибуции предметов, определение наиболее благоприятного режима хранения и т.д.

На практических занятиях обучающиеся получат навыки проведения и организации экскурсий по музею, деловые игры, встречи с ветеранами и т.д.

Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к музееведческой деятельности. Необходимо организовать посещение детьми самых разных музеев, знакомство с приемами экспонирования, атрибутикой и художественным оформлением.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность − самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности.

В программе сочетаются системы работы с предметами, явлениями, ситуациями. Предполагается усложнение занятий в плане усвоения. Программа включает:

  • изучение истории музееведения в России;

  • ознакомление с основами музейного дела;

  • практическое применение полученных знаний на базе школьного музея:

  • организационная работа (составление плана работы музея);

  • учетно-фондовая работа (заполнение инвентарной книги, составление карточек научного описания);

  • научно-пропагандистская деятельность (разработка тематики экскурсий, проведение экскурсий).

Методы обучения:

1. Словесный: передача необходимой для дальнейшего обучения информации.

2. Наглядный: просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций и выставок музея.

3. Поисковый: сбор информации по интересующей теме.

4. Исследовательский: изучение документальных и вещественных предметов из фондов музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.

Средства обучения: научный и практический опыт музеев мира, богатства музейных экспонатов и достижения цивилизаций.

Программа реализуется в следующих формах:

  • мероприятия - беседа, лекция, экскурсия, культпоход;

  • творческие дела - участие в конференциях, мероприятиях школы, оформление экспозиций музея школы.

Условия для реализации программы

Наличие в образовательном учреждении музея любого профиля.

Место предмета в учебном плане:

Кружок «Музейное дело» в соответствии с вводимым Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования должен обеспечить гражданско-патриотическое воспитание молодежи, приобщение к культурным традициям народов нашего региона, нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи школы и микрорайона через краеведческую и музейную деятельность. Формирование гордости за свое Отечество, школу, семью, то есть чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Он реализуется через включение занятий во внеурочную деятельность в рамках реализации программы воспитания и социализации обучающихся.

Предполагается изучение курса в течение учебного года 6 класса, 1 час в неделю, общее число часов - 34.

Планируемые результаты:


Личностные результаты

Метапредметные

результаты

Предметные результаты

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми достигать в нем взаимопонимания.

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

  • воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

  • знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

  • формирование представлений об основах светской этики;

  • понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.



Содержание учебного курса


1. Вводное занятие. Что такое история. Историческая терминология. О чём будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы. Знакомство со школьным музеем. История его создания, экспозиции, выставочные экспонаты.

2. Типология музеев. Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические; государственные, частные, муниципальные, школьные.

3. Музейная терминология. Музейная терминология как азбука музейного дела. Основные понятия: экспозиция; текст в экспозиции, в этикетах. Экспозиционное оборудование. Научно-вспомогательные материалы: диорама, макет, модель, карты, схемы, таблицы, альбомы.

4. Музейные фонды и их комплектование. Основные принципы и правила сбора материалов и экспонатов. Состав музейного фонда. Основной музейный фонд. Вспомогательный фонд. Создание видеотеки с записями основных мероприятий, воспоминаний.

5. Основные формы учёта. Первичная обработка музейных предметов: актирование и запись в книгу поступлений. Научная регистрация: классификация и научное определение с занесением в инвентарную карточку. Составление научно-справочной работы с коллекциями. Оформление документации. Хранение музейных фондов. Ответственность за сохранность музейных коллекций. Правила безопасности. Помещение музея и хранилища. Правила хранения музейных предметов.

6. Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея. Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений.

7. Свидетели истории. Газеты, журналы, книги – важные источники сведений о родном районе, крае, о героях Великой Отечественной войны, ветеранах ВОВ, тружениках тыла. «Свидетельства и свидетели истории». Ваши помощники в поисковой работе. Где и как собирать материалы для музея. Основные источники, используемые для сбора материала для музея: книги, брошюры, в которых рассказывается о Великой Отечественной войне, дневники, планы, фотографии, стенгазеты, боевые листки, воспоминания участников войны, тружеников тыла, детей, вещественные памятники (символы, атрибуты).

8. Поисково-исследовательская и научная деятельность музея. Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, исследования в области истории, теории и методики музейного дела.

9. Как работать с газетами, журналами, книгами. Работа с каталогами в школьной библиотеке. Подготовка списка необходимой литературы. Изучение текста. Составление выписок. Как делать ссылки на источники.

10. Учёт и хранение собранных документов и вещей. Книга учёта (инвентарная книга). Какие сведения необходимо в неё вносить. Как хранить собранные материалы.

11. Оформление результатов поиска и создание экспозиции в музее. Оформление альбома, создание презентаций, музейной выставки (отбор и размещение собранных материалов, составление пояснительных текстов).

12. Как подготовить доклад, выступление, презентацию и правильно провести экскурсию. Знакомство с правилами и требованиями к проведению экскурсий. Посещение экскурсий в школьном музее. Самостоятельное проведение экскурсий в музее по разработанной теме для младших школьников.

13. Работа экскурсовода. Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина). Массовая работа музея.

14. Историческое краеведение. Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения. История Московской области, г.о Орехово-Зуево.

15. Исторические источники как средство познания исторического прошлого. Что такое исторический источник? Классификация исторических источников: письменные, вещественные, лингвистические, этнографические, устные. Поиск и выявления источников. Основные методы и принципы научной критики.

16. Изучение родного края. Территория и границы родного края. История края. Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны. Родной край сегодня, перспективы развития. Происхождение названий улиц города.

17.Военно-патриотическая работа. Воспитательное значение военно-патриотической работы.

18. Наш край в годы Великой Отечественной войны. Встречи с участниками войны и ее очевидцами. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость. Использование военно-патриотического материала на уроках.

19. Забота о ветеранах – наш священный долг. Связь следопытского поиска с тимуровской работой. Какую помощь можно оказать ветеранам.

20. Как записывать воспоминания. Беседы, анкетирование участников войны, тружеников тыла и других участников и свидетелей изучаемых событий. Подготовка к беседе. Составление вопросов. Как вести себя во время встречи. Запись рассказов и воспоминаний. Использование технических средств.

21. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость. Встречи с тружениками тыла и выпускниками школы довоенных лет – ветеранами Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний; сбор материалов для школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов.

22. Выставочная деятельность музея. Классификация выставок. Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок. Организация выставок в школьном краеведческом музее (стационарные, переносные или выездные).

23. Изучение истории школы. Школьный музей как источник изучения родного края. История его образования. Выпускники школы. Основные события в жизни школы. Поиск документов по истории школы (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы). Деятельность пионерской и комсомольской организаций. Создание книги «Золотые и серебряные медалисты школы».

24. Подготовка и проведение итогового мероприятия. Подведение итогов обучения. Проверка знаний, умений и навыков обучающихся; подготовка докладов, оформление экспозиций и выставок.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Темы занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1-2.

Вводное занятие. О чём рассказывает музей. Обзорная экскурсия по школьному музею

2

1

1

3.

4.

Типология музеев. Музеи г. Ликино-Дулево, г.о Орехово-Зуево и Московской области.

2

1

1

5.

Музейный экспонат, его значимость. Экспонат как носитель информации. Сохранность экспоната

1

0,5

0,5

6.

Музейная терминология как азбука музейного дела (лекция)

1

1


7.

8.

Музейные фонды и их комплектование. Основные формы учёта и хранения музейных фондов (лекция, семинар)

2

1

1

9.

Документ. Документальная информация. Подлинность документа. Копия документа. Информация, содержащаяся в документе. Отношение к документу, как к источнику информации

1


1

10.

Основные социальные функции музеев. Роль музеев в жизни человека.

1

1


11.

Свидетели истории. Ваши помощники в поисковой работе.

1

0,5

0,5

12.

Поисково-исследовательская и научная деятельность музея.

1

0,5

0,5

13.

14.

Как работать с газетами, журналами, книгами.

2

1

1

15.

Учёт и хранение собранных документов и вещей (на примере школьного музея).

1


1

16.

17.

Оформление результатов поиска и создание экспозиции в музее (на примере школьного музея).

2


2

18.

Как подготовить доклад, выступление, презентацию и правильно провести экскурсию.

1


1

19.

Как вести занятия по экспозициям школьного музея

1


1

20.

21.

Историческое краеведение. История города.

2

1

1

22.

23.

Исторические источники как средство познания исторического прошлого. Интерпретации исторического источника

2

1

1

24.

Родной край сегодня, перспективы развития

1

1


25.

Военно-патриотическая работа.

1

0,5

0,5

26.

Наш край в годы Великой Отечественной войны.

1


1

27.

Забота о ветеранах – наш священный долг. Как записывать воспоминания.

1


1

28.

Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость

1


1

29.

Выставочная деятельность музея. Классификация выставок.

1

1


30.

31.

Изучение истории школы. Экскурсия на тему «Страницы истории школы»

2

1

1

32-33

Деятельность пионерской и комсомольской организаций

2

1

1

34.

Подготовка и проведение итогового занятия

2


2


ИТОГО

34
























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема


Обязательный минимум содержания образования


Универсальные учебные действия

Личностные

Дата

проведения

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

План

Факт

1.

Вводное занятие

Задачи и содержание, значение работы кружка «Музейное дело». Особенности работы историков-краеведов

Уметь самостоятельно определять цели и задачи кружковой деятельности: планировать учебные действия и оценивать результат.

Уметь работать с поиском информации в Интернете.

Уметь слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать свое мнение, осуществлять совместную деятельность.

Дружелюбное отношение друг к другу; знание практической пользы этики и этикета



2.

Обзорная экскурсия по школьному музею

О чём рассказывает музей. История его создания, экспозиции, выставочные экспонаты.

Уметь самостоятельно планировать свою деятельность и

прогнозировать результат творческой деятельности.

Осуществлять поиск информации в процессе интерактивной экскурсии.

Правильно задавать вопросы экскурсоводу; уметь

договариваться, приходить к общему решению.

Применять правила делового сотрудничества



3.

Типология музеев

Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические; государственные, частные, муниципальные, школьные.

Уметь управлять своей деятельностью, планировать, контролировать и проводить коррекцию и оценку своей деятельности.

Находить и обрабатывать информацию.

Реализовывать позитивный опыт общения.

Заниматься самостоятельным поиском.



4.

Музеи Красноярска, Красноярского края и Большемуртинского района



5.

Музейный экспонат, его значимость

Экспонат как носитель информации. Сохранность экспоната

Уметь прогнозировать результат творческой деятельности

Устанавливать причинно-следственные связи и зависимость между объектами.

Уметь обмениваться мнениями, слушать друг друга, понимать позицию партнера.

Выражать положительное отношение к процессу познания.



6.

Музейная терминология как азбука музейного дела

Основные понятия: экспозиция; предмет музейного значения – музейный предмет – экспонат – экспонат ведущий.

Экспозиционные материалы – экспозиционный комплекс – экспозиционный пояс. Раздел экспозиции. Текст в экспозиции, в этикетах. Экспозиционное оборудование.

Научно-вспомогательные материалы: диорама, макет, модель, карты, схемы, таблицы, альбомы.

Уметь самостоятельно планировать свою деятельность и

прогнозировать результат творческой деятельности.

Работать с информацией, выполнять логические операции: сравнение, анализ, обобщение, структурирование знаний.

Понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов при изучении предмета.



7.

Музейные фонды и их комплектование

Основные принципы и правила сбора материалов и экспонатов. Состав музейного фонда. Основной музейный фонд. Вспомогательный фонд. Создание видеотеки с записями основных мероприятий, воспоминаний.

Практическая работа:

1.Знакоство с фондами музея.

2.Оформление картотеки фонда.

3.Работа над имиджем, «экскурсовод»; место экскурсовода.

4.Написание текста экскурсии.

Различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, адекватно воспринимать оценку учителя.

Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Осознанно выбирать и строить дальнейшую индивидуальную траекторию образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду.



8.

Основные формы учёта и хранения музейных фондов

Первичная обработка музейных предметов: актирование и запись в книгу поступлений. Научная регистрация: классификация и научное определение с занесением в инвентарную карточку. Составление научно-справочной работы с коллекциями. Оформление документации. Хранение музейных фондов. Ответственность за сохранность музейных коллекций. Правила безопасности. Помещение музея и хранилища. Правила хранения музейных предметов.

Практическая работа:

1.Работа над имиджем «экскурсовод»: речь.

Музейные занятия: «Правила поведения в музее», «Что такое экспонат», «Обзорная экскурсия», «Музейные профессии», «Какие бывают музеи»

Различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, адекватно воспринимать оценку учителя.

Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Уметь взаимодействовать в ходе совместной практической работы, вести измерения, формулировать выводы.

Сохранять мотивацию к деятельности. Осознанно выбирать и строить дальнейшую индивидуальную траекторию образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду.




9.

Документ. Документальная информация

Подлинность документа. Копия документа. Информация, содержащаяся в документе. Отношение к документу, как к источнику информации

Рациональное использование информации. Документирование результатов труда и проектной деятельности.


Проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ.

Взаимодействовать в ходе совместной работы, ведут диалог. Выражать устойчивый познавательный интерес к новым общим способам решения задачи.

Сохранять мотивацию к деятельности. Развивать познавательные интересы, учебные мотивы при изучении предмета.



10.

Основные социальные функции музеев. Роль музеев в жизни человека

Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея. Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений.

Уметь самостоятельно планировать свою деятельность и

прогнозировать результат творческой деятельности

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных проектов, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его свойствах и связях.

Выбирать посильную и необходимую работу; обосновывать идею; аргументировано защищать свой выбор.

Формировать целостность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной деятельности.



11.

Свидетели истории. Ваши помощники в поисковой работе.

Газеты, журналы, книги – важные источники сведений о родном городе, районе, области, о героях ВОВ, ветеранах ВОВ, тружениках тыла. «Свидетельства и свидетели истории».

Уметь самостоятельно планировать свою деятельность и

прогнозировать результат творческой деятельности.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных проектов.

Овладевать умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками.

Формирование основ культуры, соответствующей современному уровню мышления; бережное отношение к экспонатам музея.



12.

Поисково-исследовательская и научная деятельность музея

Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, исследования в области истории, теории и методики музейного дела.

Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, рациональное использование информации для проектирования и создания объектов труда.

Практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя.

Овладение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной деятельности.



13.

14.

Как работать с газетами, журналами, книгами.

Работа с каталогами в школьной библиотеке. Подготовка списка необходимой литературы. Изучение текста. Составление выписок. Как делать ссылки на источники.

Уметь самостоятельно планировать свою деятельность и

прогнозировать результат творческой деятельности

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных проектов.

Овладевать умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками.

Формирование основ культуры, соответствующей современному уровню мышления; бережное отношение к экспонатам музея.



15.

Учёт и хранение собранных документов и вещей

Книга учёта (инвентарная книга). Какие сведения необходимо в неё вносить. Как хранить собранные материалы.

Соблюдение норм и правил безопасного труда, правил санитарии и гигиены.


Распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в экспозициях; оценка свойств сырья, материалов и областей их применения.

Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Самооценка готовности к рациональному ведению учета и хранения фондов.

Формирование основ культуры, соответствующей современному уровню мышления; бережное отношение к экспонатам музея.



16.

17.

Оформление результатов поиска и создание экспозиции в музее

Оформление альбома, создание презентаций, музейной выставки (отбор и размещение собранных материалов, составление пояснительных текстов).

Планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных проектов, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его свойствах и связях.

Овладение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками.

Выражать свою позицию на уровне положительного отношения к деятельности.



18.

Как подготовить доклад, выступление, презентацию и правильно провести экскурсию

Знакомство с правилами и требованиями к проведению экскурсий. Посещение экскурсий в школьном музее. Самостоятельное проведение экскурсий в музее по разработанной теме для младших школьников.

Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности. Оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательной деятельности.

Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ.

Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательной деятельности с другими её участниками. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Проявление логического и аналитического мышления при организации своей деятельности. Развитие познавательных интересов.



19.

Как вести занятия по экспозициям школьного музея

Составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея.

Умение прогнозировать результат творческой деятельности.

Распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в экспозициях; оценка свойств сырья, материалов и областей их применения для создания и оформления экспозиций.

Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Самооценка готовности к рациональному оформлению экспозиции;

бережное отношение к экспонатам музея.



20.

21.

Историческое краеведение. История края, района

Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Общественно полезный характер исторического краеведения.

Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея.

Уметь самостоятельно планировать свою деятельность и

прогнозировать результат творческой деятельности

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных проектов, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его свойствах и связях.

Выбирать посильную и необходимую работу; обосновывать идею; аргументировано защищать свой выбор.

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России.



22.

23.

Исторические источники как средство познания исторического прошлого. Интерпретации исторического источника

Что такое исторический источник? Классификация исторических источников: письменные, вещественные, лингвистические, этнографические, устные. Поиск и выявления источников. Основные методы и принципы научной критики.

Управлять своей деятельностью, планирование, контроль и коррекция, оценка.

Работать с информацией, выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, структурирование знания.

Уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления.

Развивать познавательных интересы, учебные мотивы.



24.

Родной край сегодня, перспективы развития

Происхождение названий улиц посёлка.

Практические занятия: экскурсии по памятным местам района и посёлка, фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми.

Развивать умения применять технологии представления, преобразования и использования информации, рациональное использование информации для проектирования и создания объектов труда.

Практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя.

Овладевать умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной деятельности



25.

Военно-патриотическая работа

Воспитательное значение военно-патриотической работы

Различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, адекватно воспринимать оценку учителя.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Осознанно выбирать и строить дальнейшую индивидуальную траекторию образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду.



26.

Наш край в годы Великой Отечественной войны. Ученики школы – участники и герои Великой Отечественной войны

Герои Великой Отечественной войны и труда нашего города. Встречи с участниками войны и ее очевидцами. Использование военно-патриотического материала на уроках

Уметь планировать и регулировать свою деятельность; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Овладение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками.

Знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России.



27.

Забота о ветеранах – наш священный долг. Как записывать воспоминания

Связь следопытского поиска с тимуровской работой. Какую помощь можно оказать ветеранам.

Уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Овладевать умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками.

Проявлять доброжелатель-ность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.



28.

Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость

Встречи с тружениками тыла– ветеранами Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний; сбор материалов для школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов.

Уметь применять технологии представления, преобразования и использования информации, рациональное использование информации для проектирования и создания объектов труда.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Овладение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками.

Формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной деятельности



29.

Выставочная деятельность музея

Классификация выставок. Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного музея. Классификация выставок. Организация выставок в школьном музее (стационарные, переносные или выездные)

Самостоятельно определять цели своего обучения, постановка и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательной деятельности.

Овладевать методами учебно-исследовательской и проектной деятельности; проектировать последовательность операций и составление операционной карты работ.

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательной деятельности с другими её участниками. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Проявлять логическое и аналитическое мышление при организации своей деятельности. Развитие познавательных интересов.



30.

Изучение истории школы.

Выпускники школы. Основные события в жизни школы. Поиск документов по истории школы (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы). Деятельность пионерской и комсомольской организаций. Создание книги «Золотые и серебряные медалисты школы».

Уметь применять технологии представления, преобразования и использования информации, рациональное использование информации для проектирования и создания объектов труда.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Овладевать умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми



31.

Экскурсия на тему «Страницы истории школы»



32.

33.

Деятельность пионерской и комсомольской организаций

Практические занятия: поиск и обработка документов; создание книги «Золотые и серебряные медалисты школы».

Уметь планировать и регулировать свою деятельность; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Овладение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками.

Проявлять доброжелатель-ность и эмоционально-нравственную отзывчивость.




34.


Подготовка и проведение итогового занятия

Подведение итогов обучения. Проверка знаний, умений и навыков обучающихся; подготовка докладов, оформление экспозиций и выставок

Высказывать суждение о достижении цели.

Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Взаимодействовать в ходе совместной практической работы, высказывать суждения, аргументировать.

Выражать свою позицию на уровне положительного отношения к деятельности.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!