СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена  на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №598 с углубленным изучением математики, химии и биологии

Приморского района Санкт-Петербурга

(ГБОУ школа №598 Приморского района Санкт-Петербурга)



















Рабочая программа по внеурочной деятельности


«Финансовая грамотность»

(научно-познавательному направление)


для _____класса (ов)


на 2020-2021 учебный год



приложение 3 к НОО/ООО/СОО

(протокол Педагогического совета от 18.05.20 №8,

приказ директора от 18.05.20 №230-а)

Составитель/и:

учитель математики Карасева И.Н.









Санкт-Петербург

2020 год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям.

Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам.

Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:

• удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;

• приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;

• воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.

Место курса в учебном плане

«Финансовая грамотность» включён как курс внеурочной деятельности 7 класса по научно-познавательному направлению. Курс рассчитан на 1час в неделю, всего 34 часа.

Содержание курса

Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:

• деньги, их история, виды, функции;

• семейный бюджет;

• экономические отношения семьи и государства;

• человек и финансовые организации;

• собственный бизнес.

Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги», «Смета подготовки ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного, семейного, государственного, профессионального)» и т. д.

Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают:

• задачи с элементарными денежными расчётами;

• кейсы по экономике семьи;

• игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией;

• построение графиков и диаграмм;

• мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе.

В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и предоставления информации и публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт про- центов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;

• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.

Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

Познавательные

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;

• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;

• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;

• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;

• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);

• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать до- ходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, про- центы по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;

• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).

Регулятивные

• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;

• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;

• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;

• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.

Коммуникативные

• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;

• работая индивидуально и в группе, договариваться о распре- делении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;

• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;

• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».

Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;

• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Номер темы

Тема занятия

Вид занятия

Кол-во часов

5–6 Классы

Введение в курс «Финансовая грамотность»

4

1

Почему важно развивать свою финансовую грамотность

Мастерская портфолио

1

2

От чего зависит благосостояние семьи

Постановка учебной задачи

1

3

Учимся оценивать финансовое поведение людей

Постановка учебной задачи

1

4

Учимся оценивать своё финансовое поведение

Постановка учебной задачи

1

Модуль 1. Доходы и расходы семьи

15

5

Деньги: что это такое

Практикум

1

6

Учебные мини-проекты «Деньги»

Защита проектов

1

7

Из чего складываются доходы семьи

Практикум

1

8

Учимся считать семейные доходы

Практикум

1

9

Исследуем доходы семьи

Мини-исследование

1

10

Учебные мини-проекты «Доходы семьи»

Защита проектов

1

11

Как появляются расходы семьи

Практикум

1

12

Учимся считать семейные расходы

Практикум

1

13

Исследуем расходы семьи

Мини-исследование

1

14

Учебные мини-проекты «Расходы семьи»

Защита проектов

1

15

Как сформировать семейный бюджет

Практикум

1

16

Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»

Занятие-игра

1

17

Учебные мини-проекты «Семейный бюджет»

Защита проектов

1

18

Обобщение результатов изучения модуля 1

Контроль знаний

1

19

Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи»

Выставка портфолио

1

Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

10

20

Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься

Практикум

1

21

Что такое страхование и для чего оно необходимо

Практикум

1

22

Что и как можно страховать

Практикум

1

23

Ролевая игра «Страхование»

Занятие-игра

1

24

Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит

Мини-исследова- ние

1

25

Как определить надёжность страховых компаний

Практикум

1

26

Как работает страховая компания

Учебная экскурсия

1

27

Учебные мини-проекты «Страхо- вание»

Защита проектов

1

28

Обобщение результатов изуче- ния модуля 2

Контроль знаний

1

29

Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защи- титься»

Выставка порт- фолио

1

30–34

Резервные часы


5

Всего



34




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!