Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Луховицкая средняя общеобразовательная школа №2»
УТВЕРЖДАЮ |
Директор МБОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная школа №2» |
___________ Т.Н.Свешникова |
Приказ № 182 от 01.09.2021 г. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Лего - конструирование»
2 «а», 2 «б», 2 «в» классы
Общекультурное направление
Учитель: Евстафьева Елена Юрьевна
стаж работы – 11 лет, высшая квалификационная категория
Дергачева Людмила Сергеевна
стаж работы – 46 лет, высшая квалификационная категория
Маликова Ольга Анатольевна
стаж работы – 27 лет, высшая квалификационная категория
Срок реализации программы, учебный год: 1 год, 2021 – 2022 уч.г
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Легонструирование» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования( утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373) , Приказа Министерства образования и науки РФ № 1576 от 31.12.2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373», письма Департамента общего образования Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования, приказа министра образования Московской области от 18.01.2013 г. №152 «О выполнении решения Коллегии Министерства образования Московской области от 21.12.2012 « О реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в общеобразовательных учреждениях Московской области»; Закона Московской области от 29.10.2019 г.» 211/2019-ОЗ « О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечении дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счет средств бджета Московской области в 2020 году и плановом периоде 2021 и 2022 годов»; ) в соответствии с рабочей программой воспитания МБОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная школа №2» , утвержденной приказом по школе от 01.09.2021 № 191 и авторской программы издания Т.В. Лусс «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО».
Цели курса
Создание благоприятных условий для развития у учащихся первоначальных конструкторских умений на основе легоконструирования.
Задачи курса
развивать у учащихся интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
формировать учебную деятельность: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
развивать мелкую моторику рук, общее речевое развитие и умственные способности.
Общая характеристика курса
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для младшего школьника мир техники.
Легоконструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, активизирует мыслительно-речевую деятельность учащихся, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности учащихся. Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.
Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
Место курса в структуре внеурочной деятельности
В соответствии с базисным учебным планом МБОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная школа №2» на кружок «Лего конструирование» во 2 классе отводится 1 час в неделю, 34 часов в год.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Легоконструирование» является формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы
Метапредметными результатами изучения курса «Легоконструирование» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
определять, различать и называть детали конструктора,
конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
Обучающийся получит возможность научиться:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
уметь работать по предложенным инструкциям.
умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.
Обучающийся получит возможность научиться:
уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Предметными результатами изучения курса «Легоконструирование» является формирование следующих знаний и умений:
Обучающийся научится:
простейшим основам механики;
различать виды конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
технологическому последовательному изготовлению несложных конструкций
Обучающийся получит возможность научиться:
с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей.
реализовывать творческий замысел.
Формы учета (представления) достижений планируемых результатов
Формы учёта достижений - организация выставки лучших работ, представления собственных моделей.
Содержание курса
Знакомство с деталями. Исследователи цвета, форм – 5 часов
Варианты скреплений. Узоры и орнаменты. Конструирование на свободную тему (гриб, шар, дом, ракета, кораблик и т.д.). Конструирование мебели.
Проект «Город». Машины службы спасения – 6 часов
Конструирование двухэтажного дома и административного здания. Конструирование кафе, продуктового магазина. Конструирование здания почты, ресторана
Космос и аэропорт. Проект «Спасение самолёта» – 6 часов
Конструирование воздушного транспорта. Конструирование здания аэропорта. Конструирование специального транспорта аэропорта. Проект «Спасение самолёта». Изучение инструкции, деталей по цвету и форме. Моделирование самолёта. Конструирование самолёта.
Спорт – 3 часа
Проект «Спорт». Конструирование модели вратаря. Конструирование модели «Ликующие болельщики». Конструирование модели нападающего игрока.
Проект «Город, в котором я живу» – 3 часа
Проект «Город, в котором я живу». Моделирование города. Конструирование жилых домов, магазинов, административных зданий. Конструирование жилых домов, магазинов, административных зданий
Проект «Наша школа» – 3 часа
Проект «Наша школа». Моделирование территории школы. Конструирование здания школы.
Машины будущего – 3 часа
Машины будущего. Моделирование (создание образа) своей машины. Конструирование машины будущего. Конструирование космической машины будущего
Город будущего – 2 часа
Город будущего. Моделирование зданий города. Конструирование дома будущего.
Конструирование на свободную тему «Фантазируй» – 3 часа
Конструирование на свободную тему «Фантазируй». Повторение изученного
Условия реализации программы
Основные формы и приемы работы с обучающимися:
Беседа
Ролевая игра
Познавательная игра
Задание по образцу
По технологическим картам (с использованием инструкции)
Творческое моделирование (создание модели-рисунка)
Викторина
Основные виды деятельности:
Наблюдение
Обсуждение
Обобщение
Проектная деятельность
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Темы | Вопросы воспитания | Количество часов |
| Знакомство с деталями, варианты скреплений | Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу. Развивать коммуникативную компетентность старших дошкольников на основе организации совместной продуктивной деятельности (умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества). | 5 |
| Проект «Город». Машины службы спасения | Воспитываем любознательность. Развиваем образное и пространственное мышление; инициативу и самостоятельность. Развиваем мелкую мотрику рук, общее речевое развитие и умственные способности. Учимся общению друг с другом, устраиваем совместные игры, уважать свой и чужой труд. | 6 |
| Космос и аэропорт. Проект «Спасение самолёта» | Воспитывать чувство гордости за свою страну, открывшую дорогу в космос. Воспитываем раскрытия творческих способностей, собственного потенциала, помогающего воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат. | 6 |
| Спорт | Воспитываем доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание других людей и сопереживания им; Создать условия для воспитания волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон. Формирование потребности в здоровье, как жизненно важной ценности. | 3 |
| Проект «Город, в котором я живу» | Создавать учащимся возможность проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами. Воспитание чувства любви к прекрасному. Воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине, к родному краю. | 3 |
| Проект «Наша школа» | Формировать у обучающихся понимание сущности сознательной дисциплины и поведения. Формировать потребность к самообразованию и самовоспитанию. Воспитывать чувство привязанности и любви к своей Родине, к своей школе и семье. | 3 |
| Машины будущего | Воспитывать у обучающихся положительную мотивацию и познавательный интерес к занятиям по теме, умение работать с учителем и одноклассниками, осуществлять рефлексивную оценку | 3 |
| Город будущего | Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него, желание сделать его еще красивее. Воспитывать любознательность, эмоциональную отзывчивость, готовность к совместной деятельности. Формировать представления детей о социальной значимости труда строителей, воспитывать уважение к труду. | 2 |
| Конструирование на свободную тему «Фантазируй» | Развивать творческое воображение, фантазию, умение видеть необычное в обычном. Развивать положительные качества личности – доброту, отзывчивость, коммуникабельность; Формировать положительное отношение к труду; Воспитать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца. | 3 |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1. | Знакомство с деталями. Исследователи цвета, форм | 1 |
2. | Варианты скреплений | 1 |
3. | Узоры и орнаменты | 1 |
4. | Конструирование на свободную тему (гриб, шар, дом, ракета, кораблик и т.д.) | 1 |
5. | Конструирование мебели. | 1 |
6. | Город. Конструирование двухэтажного дома и административного здания | 1 |
7. | Город. Конструирование кафе, продуктового магазина | 1 |
8. | Город. Конструирование здания почты, ресторана | 1 |
9. | Служба спасения. Конструирование пожарной службы | 1 |
10. | Служба спасения. Конструирование медицинской службы | 1 |
11. | Служба спасения. Конструирование транспортно-аварийной службы | 1 |
12. | Космос и аэропорт. Конструирование воздушного транспорта | 1 |
13. | Космос и аэропорт. Конструирование здания аэропорта | 1 |
14. | Космос и аэропорт. Конструирование специального транспорта аэропорта | 1 |
15. | Проект «Спасение самолёта». Изучение инструкции, деталей по цвету и форме | 1 |
16. | Проект «Спасение самолёта». Моделирование самолёта | 1 |
17. | Проект «Спасение самолёта». Конструирование самолёта | 1 |
18. | Проект «Спорт». Конструирование модели вратаря | 1 |
19. | Проект «Спорт». Конструирование модели «Ликующие болельщики» | 1 |
20. | Проект «Спорт». Конструирование модели нападающего игрока | 1 |
21. | Проект «Город, в котором я живу». Моделирование города | 1 |
22 | Проект «Город, в котором я живу». Конструирование жилых домов, магазинов, административных зданий | 1 |
23 | Проект «Город, в котором я живу». Конструирование жилых домов, магазинов, административных зданий | 1 |
24. | Проект «Наша школа». Моделирование территории школы. | 1 |
25. | Проект «Наша школа». Конструирование здания школы | 1 |
26. | Проект «Наша школа» | 1 |
27. | Машины будущего. Моделирование (создание образа) своей машины | 1 |
28. | Конструирование машины будущего | 1 |
29. | Конструирование космической машины будущего | 1 |
30. | Город будущего. Моделирование зданий города | 1 |
31. | Конструирование дома будущего | 1 |
32. | Конструирование на свободную тему «Фантазируй» | 1 |
33. | Повторение изученного | 1 |
34. | Повторение изученного | 1 |
Методическое обеспечение
Для учителя:
- Безбородова Т. В. «Первые шаги в геометрии», - М.: «Просвещение», 2009.
- Волкова С. И. «Конструирование», - М: «Просвещение», 2009 .
- Злаказов А.С., Г.А. Горшков, Шевалдина С.Г. «Уроки Лего – конструирования в школе». Методическое пособие. – М., Бином. Лаборатория знаний, 2011.
- ЛЕГО-лаборатория (Control Lab):Справочное пособие, - М., ИНТ, 1998.
- Лусс Т. В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО» - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009.
- Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие.- Пересказ с англ.-М.: Инт, 1998.
Для учащихся:
- конструкторы «Лего».
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании заместитель директора по УВР
Методического совета школы ________________________
протокол № 1 от «31» августа 2021г. М.А. Лемешевская
«31» августа 2021 г.