МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ «ШКОЛА № 73»
СОГЛАСОВНА | | Рассмотрена и рекомендована | | УТВЕРЖДЕНА |
руководитель МО | | к утверждению | | и.о. директора |
_________________ | | на педагогическом совете | | ____________С.В. Козинкова |
Е.С. Мифаник | | Протокол № 1 от 30.08.2021 | | Приказ № 317 от 31.08.2021 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности»
для 9 классов
Учебный год | 2021-2022 |
Учитель | Попова И.С. |
г. Ростов-на-Дону
2021
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и программы внеурочной деятельности «Финансовая грамотность 9 класс» (Основы финансовой грамотности: учебная программа». Авторы: В. В. Чумаченко, А. П. Горяев М.: «Просвещение», 2016 г. в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программа рассчитана на 34 часа (в соответствии с учебным планом 1 час в неделю).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
II. Содержание курса внеурочной деятельности
№ | Раздел учебной программы | Кол-во часов | Характеристика основных содержательных линий |
1. | Страхование | 2 | Виды страхования в России. Страховые компании. Как использовать страхование в повседневной жизни. Практикум: кейс «Страхование жизни». |
2. | Инвестиции | 8 | Что такое инвестиции, мультипликатор инвестиций, классификация инвестиций, инвестиционный меморандум. Виды финансовых продуктов для различных финансовых целей. Фондовый рынок и его инструменты. Практикум: кейс «Куда вложить деньги». |
3. | Пенсии | 4 | Пенсионная система РФ. Что такое накопительная и страховая пенсия? Негосударственные пенсионные фонды. |
4. | Налоги | 7 | Для чего платят налоги. Как работает налоговая система в РФ. Виды налогов для физических лиц. Как использовать налоговые льготы и налоговые вычеты. |
5. | Финансовые махинации | 6 | Основные признаки и виды финансовых пирамид. Махинации с кредитами. Практикум: кейс «Заманчивое предложение». |
6. | Информация для потребителя | 2 | Мини-исследование «Источники информации». Мини-проект «Реклама и ее виды». |
7. | Искусство покупать | 5 | Качество товаров. Как покупать продукты питания. Бытовая техника: всерьез и надолго. Игра – тренинг «Не в деньгах счастье». |
| Итого: | 34 |
Календарно – тематическое планирование.
9 класс.
Номер занятия | Дата | Тема | Часы |
Раздел 1. Страхование. |
1 | 03.09.2021 | Виды страхования в России. Страховые компании и их услуги для физических лиц. | 1 |
2 | 10.09.2021 | Как использовать страхование в повседневной жизни. | 1 |
Раздел 2. Инвестиции. |
3 | 17.09.2021 | Что такое инвестиции, мультипликатор инвестиций. | 1 |
4 | 24.09.2021 | Классификация инвестиций, инвестиционный меморандум. | 1 |
5 | 01.10.2021 | Способы инвестирования, доступные физическим лицам | 1 |
6 | 08.10.2021 | Сроки и доходность инвестиций | 1 |
7 | 15.08.2021 | Виды финансовых продуктов. | 1 |
8 | 22.08.2021 | Цели различных финансовых продуктов. | 1 |
9 | 29.10.2021 | Фондовый рынок и его инструменты. | 1 |
10 | 12.11.2021 | Практикум. Кейс «Куда вложить деньги?» | 1 |
Раздел 3. Пенсии. |
11 | 19.11.2021 | Пенсионная система РФ. | 1 |
12 | 26.11.2021 | Что такое накопительная и страховая пенсия? | 1 |
13 | 03.12.2021 | Негосударственные пенсионные фонды. | 1 |
14 | 10.12.2021 | Как сформировать частную пенсию? | 1 |
Раздел 4. Налоги. |
15 | 17.12.2021 | Элементы налогов. Виды налогов. | 1 |
16 | 24.12.2021 | Для чего платят налоги? | 1 |
17 | 14.01.2022 | Какие налоги мы платим? | 1 |
18 | 21.01.2022 | Как работает налоговая система в РФ? | 1 |
19 | 28.01.2022 | НДФЛ. | 1 |
20 | 04.02.2022 | Виды налогов для физических лиц. | 1 |
21 | 11.02.2022 | Деловая игра «Знатоки налогов» | 1 |
Раздел 5. Финансовые махинации. |
22 | 18.02.2022 | Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой безопасности. | 1 |
23 | 25.02.2022 | Виды финансового мошенничества. | 1 |
24 | 04.03.2022 | Мошенничества с банковскими картами. | 1 |
25 | 11.03.2022 | Махинации с кредитами. Мошенничества с инвестиционными инструментами. | 1 |
26 | 18.03.2022 | Финансовые пирамиды. | 1 |
27 | 08.04.2022 | Практикум. Кейс «Заманчивое предложение» | 1 |
Раздел 6. Информация для потребителя. |
28 | 15.04.2022 | Мини-исследование «Источники информации». | 1 |
29 | 22.04.2022 | Мини-проект «Реклама и ее виды». | 1 |
Раздел 7. Искусство покупать. |
30 | 29.04.2022 | Качество товаров. | 1 |
31 | 06.05.2022 | Как покупать продукты питания? | 1 |
32 | 13.05.2022 | Как выбирать одежду и обувь? | 1 |
33 | 20.05.2022 | Бытовая техника: всерьез и надолго. Всегда ли товар можно обменять. | 1 |
34 | 27.05.2022 | Игра – тренинг «Не в деньгах счастье» | 1 |