МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20 Г. ХИМКИ
| УТВЕРЖДЕНО: Приказом директора МБОУ СОШ №20 г. Химки №097-о от 02 сентября 2019 г. |
Рабочая программа
«Я в мире, мир во мне»
(внеурочная деятельность)
в 6-9 классах
2021/2022 учебный год
Составила:
Бабкина О.Н.
2021
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Наибольшего внимания педагогов требует именно нравственная сфера личности младших подростков: многие дети уходят от реальности в виртуальный мир компьютерных игр и социальных сетей, черпают модели поведения в
«глянцевых» телевизионных шоу и назойливой рекламе, заткнув себе уши наушниками, из которых, в основном, звучат не слова, а однообразные ритмы, совершают асоциальные действия и поступки.
Важнейшими проблемами воспитания является размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретѐнном опыте.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребѐнка, еѐ интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаѐтся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своѐ свободное время.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определѐн современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно- нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.
Программа рассчитана на учащихся 6 – 9 классов, срок реализации 4 года: 35 часов в год (1 час в неделю) в 6 – 8 классах, 34 часа в год (1 час в неделю) в 9 классе. Всего – 139 часов.
Внеурочные занятия «нравственное воспитание» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать материалы художественной
литературы, яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На занятиях важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребѐнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Цель программы:
Создание условий для нравственного совершенствования личности обучающихся, формирования социального опыта младших подростков, включение в проектную деятельность.
Задачи:
1.Создавать условия для высказывания обучающимися их мыслей, проявления эмоций и чувств, поиска модели своего поведения, демонстрации своего мнения окружающим.
2.Способствовать формированию у младших подростков культуры общения: учить общаться с детьми и взрослыми, слушать друг друга, находить компромисс в общении, достойно оппонировать другой точке зрения и корректировать собственную позицию, принимая убедительные контраргументы.
3.Организовывать обсуждение нравственных аспектов поведения людей. Учить устанавливать связи и параллели с собственным нравственным опытом, с мнениями и чувствами ровесников и представителей старшего поколения – родителей, учителей.
4.Помогать осознанию своей связи с семьей, педагогами, старшим поколением, традициями нашей страны и вечными нравственными ценностями.
5.Учить детей сотрудничеству, мотивированной оценке деятельности друг друга.
6.Включать детей в проектную деятельность.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания реализуется по нескольким направлениям:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
воспитание нравственных чувств и этического сознания;
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Каждое направление раскрывает одну из сторон развития личности и основано на системе базовых национальных ценностей.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и еѐ народов;
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;
любовь к образовательному учреждению, своему городу, народу, России;
уважение к защитникам Родины;
умение отвечать за свои поступки;
негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
представления о нравственных основах учѐбы, ведущей роли образования,
представления о нравственных основах учѐбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
элементарные представления об основных профессиях;
ценностное отношение к учѐбе как виду творческой деятельности;
роль знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учѐбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
представления о базовых национальных российских ценностях;
различение хороших и плохих поступков;
представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населѐнном пункте, в общественных местах, на природе;
элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться
«волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
представления о возможном негативном влиянии на морально- психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально- психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
отрицательное отношение к вредным привычкам.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде:
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
бережное отношение к растениям и животным.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях:
представления о душевной и физической красоте человека;
формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
интерес к занятиям художественным творчеством;
стремление к опрятному внешнему виду;
отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно- нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребѐнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нѐм нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребѐнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьников со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребѐнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно- деятельностный характер. Учащийся включѐн в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых
присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников среднего возраста. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаѐт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия:
беседы; лекции, дискуссии;
классный час; час общения;
литературно-музыкальные композиции;
просмотр и обсуждение видеоматериала;
классные собрания.
Практические занятия:
творческие конкурсы;
коллективные творческие дела;
соревнования;
показательные выступления;
праздники;
викторины;
интеллектуально-познавательные игры;
трудовые дела;
тренинги;
обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
заочные путешествия;
творческие проекты, презентации;
проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;
сюжетно-ролевые игры;
проект и др.
Данные формы способствуют развитию у обучающихся навыков общения в совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников можно распределить по трем уровням, предложенным Д.В. Григорьевым и П.В. Степановым.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации школьников.
Достижение трѐх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление
значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
Мониторинг результатов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основной школы
Программа мониторинга рассчитана на ежегодное исследование, целью которого является отслеживание динамики уровня сформированности духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся в условиях внедрения ФГОС ООО.
Периодичность проведения – ежегодно в начале года «входная» и конце года итоговая. Объект исследования – уровень сформированности духовно- нравственного развития обучающихся основной школы. Предмет исследования – процесс психолого-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития обучающихся. Инструментарий мониторинга представляет собой совокупность анкет, применение которых позволит получить комплексную оценку уровня духовно-нравственного развития и воспитания школьников.
Мониторинг проводится классным руководителем. При этом используется методика «Оценка уровня сформированности нравственных качеств и развития социального опыта младших подростков», разработанная на основе опросника П.В. Степанова. Эта методика позволяет создать «Диагностическую карту» класса и определить «Коэффициент уровня сформированности нравственных качеств и развития социального опыта обучающегося». Также оценка и коррекция развития личностных качеств обучающихся в духовно-нравственном направлении осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика. Мониторинг обучающихся представлен:
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название блока | Количество часов |
6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
1 | Культура общения | 9 | 9 | 9 | 9 |
2 | Самовоспитание | 7 | 7 | 7 | 7 |
3 | Общечеловеческие нормы нравственности | 10 | 10 | 10 | 10 |
4 | Великая Отечественная война | 9 | 9 | 9 | 9 |
| Итого | 35 | 35 | 35 | 34 |
Календарно - тематическое планирование
класс
№ | Тема | Сроки | Количество часов |
Блок 1. Культура общения | 9 |
1 | Диагностика духовно-нравственного развития | сентябрь | 1 |
2 | Правила поведения – основа общения. Формулировка понятий «общение», «правило». О тактичном и бестактном по- ведении. | сентябрь | 1 |
3 | Я среди людей. Нравственная позиция. Формирование первого впечатления. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. Игра «Комплименты» | сентябрь | 1 |
4 | Школа вежливости. Анкетирование в семье – Мини-проект «Добрые слова». | сентябрь | 1 |
5 | Вежливость ничего не стоит, но много приносит. Отработка навыков конструктивного взаимодействия, отстаивание своей точки зрения, аргументация, грамотное ведение дискуссии, компромисс, сотрудничество, умение договариваться в группе. | сентябрь | 1 |
6 | Я – хороший, ты – хороший! | октябрь | 1 |
7 | Дискуссия «Конфликтовать или не конфликтовать». | октябрь | 1 |
8 | Рождается ли в споре истина? (спор, оппонент, полемика, дискуссия, диспут, тезис, аргумент) | октябрь | 1 |
9 | Не сотвори себе проблему. Составление таблицы «Последствия конфликта». | октябрь | 1 |
Блок 2. Самовоспитание | 7 |
10 | Тайное всегда становиться явным | ноябрь | 1 |
11 | Лгать нельзя, но если...? | ноябрь | 1 |
12 | Совесть – основа нравственности. | ноябрь | 1 |
13 | Поговорим о дружбе. Понятие «психологическая дистанция». Закономерности развития дружбы. «Кодекс» дружбы. | декабрь | 1 |
14 | Настоящая дружба в классе | декабрь | 1 |
15 | А ты умеешь дружить | декабрь | 1 |
16 | Мальчики и девочки | декабрь | 1 |
Блок 3. Общечеловеческие нормы нравственности. | 10 |
17 | Смысл и счастье жизни | январь | 1 |
18 | Киноклуб. Просмотр фильма «Тим Талер, или проданный смех» | январь | 1 |
19 | Киноклуб. Просмотр фильма «Тим Талер, или проданный смех» | январь | 1 |
20 | Киноклуб. Анализ и обсуждение фильма «Тим Талер, или проданный смех» | февраль | 1 |
21 | Киноклуб. Эссе и обсуждение фильма «Тим Талер, или проданный смех» | февраль | 1 |
22 | Добро и зло идут по жизни рядом | февраль | 1 |
23 | «Пустое сердце бьется ровно». Беседа «Что такое сострадание». Добросердечность | февраль | 1 |
24 | Моѐ место в мире | март | 1 |
25 | Жизнь человека как книга | март | 1 |
26 | Мечты сбываются | март | 1 |
Блок 4. Великая Отечественная война | 9 |
27 | Киноклуб. Просмотр фильма «Женя, Женечка и катюша» | апрель | 1 |
28 | Киноклуб. Просмотр фильма «Женя, Женечка и катюша» | апрель | 1 |
29 | Киноклуб. Анализ и обсуждение фильма «Женя, Женечка и катюша» | апрель | 1 |
30 | Киноклуб. Эссе и обсуждение фильма «Женя, Женечка и катюша» | апрель | 1 |
31 | О героизме наших воинов в годы Великой Отечественной войны (вводное занятие) | май | 1 |
32 | Героическая летопись семьи. Сбор и обработка материалов для проекта. Работа с поисковыми сайтами | май | 1 |
33 | Героическая летопись семьи. Сбор и обработка материалов для проекта. Написание сочинений | май | 1 |
34 | Героическая летопись семьи. Выступление и защита проектов | май | 1 |
35 | Диагностика духовно-нравственного развития | май-июнь | 1 |
Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 6 класса
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия: У обучающихся будут сформированы:
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Метапредметные универсальные учебные действия:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Предметные результаты:
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребѐнка видах творческой деятельности;
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, и психического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;
первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.
класс
№ | Тема | Сроки | Количество часов |
Блок 1. Культура общения | 9 |
1 | Диагностика духовно-нравственного Развития. | сентябрь | 1 |
2 | Этикет. Приглашение. Как дарить и принимать подарки. Мой дом принимает гостей. Я иду в гости. | сентябрь | 1 |
3 | Этика приветствия и знакомства. Этика временных отношений (поезд, театр, кино, гостиница и т. д.). | сентябрь | 1 |
4 | Привилегии и обязанности мужчин. Положение и поведение женщины. | сентябрь | 1 |
5 | Этикет. Культура речи. Этика эпистолярного общения. Этика телефонных разговоров. | сентябрь | 1 |
6 | Мы в цифровом мире. Капсула времени. Информация в Интернете: возможности и риски. Безопасный Интернет. | октябрь | 1 |
7 | Друзья, или френды. | октябрь | 1 |
8 | Агрессия в Интернете. Троллинг. Гипербуллинг. | октябрь | 1 |
9 | Самопрезентация. Социальные сети. | октябрь | 1 |
Блок 2. Самовоспитание | 7 |
10 | Дружбой умейте дорожить. «Не бросай одного его» | ноябрь | 1 |
11 | О подлости и предательстве | ноябрь | 1 |
12 | Киноклуб. Просмотр фильма «Чучело» | ноябрь | 1 |
13 | Киноклуб. Просмотр фильма «Чучело» | декабрь | 1 |
14 | Киноклуб. Анализ и обсуждение фильма «Чучело» | декабрь | 1 |
15 | Киноклуб. Эссе и обсуждение фильма «Чучело» | декабрь | 1 |
16 | Жестокость – сестра трусости | декабрь | 1 |
Блок 3. Общечеловеческие нормы нравственности. | 10 |
17 | Моя любимая книга | январь | 1 |
18 | Тайны книг | январь | 1 |
19 | Жизнь человека как книга | январь | 1 |
20 | Беседа «Значение слова ответственность». Ответственность за поступки | февраль | 1 |
21 | «Досадно мне, что слово честь забыто». | февраль | 1 |
22 | Пять секретов настоящего мужчины | февраль | 1 |
23 | Честь имею! Или кодекс настоящего мужчины | февраль | 1 |
24 | Преданность и привязанность. Верность. Любовь к человеку. | март | 1 |
25 | Материнская любовь. Без родителей – сирота | март | 1 |
26 | Мамочка любимая, свеча неугасимая | март | 1 |
Блок 4. Великая Отечественная война | 9 |
27 | Дети в годы Великой Отечественной войны (вводное занятие) | апрель | 1 |
28 | Киноклуб. Просмотр фильма «Иди и смотри» | апрель | 1 |
29 | Киноклуб. Просмотр фильма «Иди и смотри» | апрель | 1 |
30 | Киноклуб. Анализ и обсуждение фильма «Иди и смотри» | апрель | 1 |
31 | Киноклуб. Эссе и обсуждение фильма «Иди и смотри» | май | |
32 | Детство, опалѐнное войной | май | |
33 | Дети – труженики тыла | май | |
34 | Дети блокадного города | май | |
35 | Диагностика духовно-нравственного развития | май-июнь | |
Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 7 класса
Формирование универсальных учебных действий:
Метапредметные универсальные учебные действия:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Личностные универсальные учебные действия: У обучающихся будут сформированы:
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Предметные результаты:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
ценностное отношение к России, своему народу, отечественному культурно- историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребѐнка видах творческой деятельности;
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, и психического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;
первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
класс
№ | Тема | Сроки | Количество часов |
Блок 1. Культура общения | 9 |
1 | Диагностика духовно-нравственного развития | сентябрь | 1 |
2 | Тайное всегда становиться явным | сентябрь | 1 |
3 | Зачем человеку быть честным? | сентябрь | 1 |
4 | Лгать нельзя, но если...? | сентябрь | 1 |
5 | Совесть - нравственная ответственность | сентябрь | 1 |
6 | Делано наспех – сделано на смех. | октябрь | 1 |
7 | В каждой крошке хлеба – труд | октябрь | 1 |
8 | Быть занятым – быть счастливым | октябрь | 1 |
9 | Мои жизненные ценности | октябрь | 1 |
Блок 2. Самовоспитание | 7 |
10 | Киноклуб. Просмотр фильма «Сто дней после детства» | ноябрь | 1 |
11 | Киноклуб. Просмотр фильма «Сто дней | ноябрь | 1 |
| после детства» | | |
12 | Киноклуб. Анализ и обсуждение фильма «Сто дней после детства» | ноябрь | 1 |
13 | Киноклуб. Эссе и обсуждение фильма «Сто дней после детства» | декабрь | 1 |
14 | Любовь – это желание жить | декабрь | 1 |
15 | Мальчики и девочки | декабрь | 1 |
16 | Все к лучшему, поверь! (О взаимодействии детей и родителей) | декабрь | 1 |
Блок 3. Общечеловеческие нормы нравственности. | 10 |
17 | Личность как член общества. | январь | 1 |
18 | О, дайте, дайте мне свободу! Свобода личная и национальная. Свобода и ответственность | январь | 1 |
19 | Человек рожден для счастья! | январь | 1 |
20 | Беседа «Что такое толерантность». | февраль | 1 |
21 | Все мы разные, но все мы равные | февраль | 1 |
22 | Важно не то кто ты, а какой ты | февраль | 1 |
23 | Найди своѐ место в мире | февраль | 1 |
24 | Внешний облик – внутренний мир | март | 1 |
25 | В здоровом теле – здоровый дух | март | 1 |
26 | Разговор о важном (никотин – конвейер смерти) | март | 1 |
Блок 4. Великая Отечественная война | 9 |
27 | О героизме наших воинов в годы Великой Отечественной войны (вводное занятие) | апрель | 1 |
28 | Киноклуб. Просмотр фильма «Правнуки» | апрель | 1 |
29 | Киноклуб. Просмотр фильма «Правнуки» | апрель | 1 |
30 | Киноклуб. Анализ и обсуждение фильма «Правнуки» | апрель | 1 |
31 | Киноклуб. Эссе и обсуждение фильма «Правнуки» | май | 1 |
32 | Стихи о войне в исполнении авторов. Аудиокниги | май | 1 |
33 | Поэты о Великой Отечественной войне. Выбор стихов | май | 1 |
34 | Конкурс чтецов стихов о Великой Отечественной войне | май | 1 |
35 | Диагностика духовно-нравственного развития | май-июнь | 1 |
Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 8 класса
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия: У обучающихся будут сформированы:
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Метапредметные универсальные учебные действия:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Предметные результаты:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
ценностное отношение к России, своему народу, русскому языку, народным традициям, старшему поколению;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребѐнка видах творческой деятельности;
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, и психического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности.
класс
№ | Тема | Сроки | Количество часов |
Блок 1. Культура общения | 9 |
1 | Диагностика духовно-нравственного развития | сентябрь | 1 |
2 | Я – хороший, ты – хороший! | сентябрь | 1 |
3 | Дискуссия «Конфликтовать или не конфликтовать». | сентябрь | 1 |
4 | Чего в другом не любишь, того и сам не делай! | сентябрь | 1 |
5 | Не сотвори себе проблему. | сентябрь | 1 |
6 | Разговор о важном | октябрь | 1 |
7 | История одного обмана – табак | октябрь | 1 |
8 | История одного обмана – алкоголь | октябрь | 1 |
9 | Секреты манипуляции (о вредных привычках) | октябрь | 1 |
Блок 2. Самовоспитание | 7 |
10 | Мой выбор (профилактика суицидального поведения) | ноябрь | 1 |
11 | Время. Что оно для меня значит? Стремительное или бесцельное | ноябрь | 1 |
12 | Дорогу осилит идущий (саморазвитие, личностный рост) | ноябрь | 1 |
13 | Киноклуб. Просмотр фильма «Белый Бим чѐрное ухо» | декабрь | 1 |
14 | Киноклуб. Просмотр фильма «Белый Бим чѐрное ухо» | декабрь | 1 |
15 | Киноклуб. Анализ и обсуждение фильма «Белый Бим чѐрное ухо» | декабрь | 1 |
16 | Киноклуб. Эссе и обсуждение фильма «Белый Бим чѐрное ухо» | декабрь | 1 |
Блок 3. Общечеловеческие нормы нравственности. | 10 |
17 | Десять Заповедей – основа нравственности человека | январь | 1 |
18 | Не укради. | январь | 1 |
19 | Вверх по лестнице жизни | январь | 1 |
20 | «Все работы хороши, выбирай на вкус» | февраль | 1 |
21 | Киноклуб. Просмотр фильма «Доживем до понедельника» | февраль | 1 |
22 | Киноклуб. Анализ и обсуждение фильма «Доживем до понедельника» | февраль | 1 |
23 | Киноклуб. Анализ и обсуждение фильма | февраль | 1 |
| «Доживем до понедельника» | | |
24 | Киноклуб. Анализ и обсуждение фильма «Доживем до понедельника» | март | 1 |
25 | Киноклуб. Эссе и обсуждение фильма «Доживем до понедельника» | март | 1 |
26 | Как сердцу высказать себя? | март | 1 |
Блок 4. Великая Отечественная война | 9 |
27 | О героизме наших воинов в годы Великой Отечественной войны (вводное занятие) | апрель | 1 |
28 | Выбор фильма о ВОв для просмотра в киноклубе | апрель | 1 |
29 | Киноклуб. Просмотр фильма по выбору детей | апрель | 1 |
30 | Киноклуб. Просмотр фильма по выбору детей | апрель | 1 |
31 | Киноклуб. Анализ и обсуждение фильма | май | 1 |
32 | Киноклуб. Эссе и обсуждение фильма | май | 1 |
33 | Диагностика духовно-нравственного развития | май | 1 |
34 | Резерв | май | 1 |
Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 9 класса
Формирование универсальных учебных действий:
Метапредметные универсальные учебные действия:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Личностные универсальные учебные действия: У обучающихся будут сформированы:
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Предметные результаты:
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребѐнка видах творческой деятельности;
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, и психического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;
первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей истории и обществознания от «31» августа 2019 г. № 01 | |
| |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/И.П. Рысай/ подпись ФИО «31» августа 2019 г. | |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | Дата проведения урока |
запланировано по плану | дано фактически |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |