Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Общая физическая подготовка» реализуется в форме спортивного часа и адресована детям обучающимся
в 1-4 классах.
Количество обучаемых в кружке —30 человек. В состав кружка включены учащиеся основной и подготовительной медицинских групп, прошедших медицинский осмотр и по результатам осмотра, имеющих допуск к занятиям в секции.
Спортивный час способствует укреплению здоровья, физическому развитию обучающихся, повышению их работоспособности. Занятия должны быть разнообразными по характеру и интенсивности, доступными и иметь оздоровительную направленность.
Занятия проводятся учителем физической культуры Кругловой А.С., имеющей специальное образование.
Понятийная база и содержание учебного предмета основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:
Требования к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте начального общего образования от 6.10.09г. №373;
Закон «Об образовании»;
Федеральном закон «о физической культуре и спорту» от 4.12.2007г.№329-Ф3;
Особенность по отношению к ФГОС НОО. Физическая культура — обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения — физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки, физические упражнения и игры на удлинённых переменах и в группах продлённого дня), внеклассной работой по физической культуре (группы общефизической подготовки, спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады, туристические слёты и походы) — достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329–Ф3 отмечено, что организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объёме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ.
Содержание данной программы рассчитано на систему одноразовых занятий в неделю продолжительностью 35-45 минут. Продолжительность занятий определяется их интенсивностью. Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность.
Концепция программы.
Все занимающиеся в секции «спортивный час» обучаются навыкам игр с учетом возрастных категорий, общефизической подготовленности. Программа работы секции рассчитана на последовательное расширение теоретических знаний и практических умений и навыков в процессе занятий.
В процессе проведения занятий и участия в спортивно-массовых мероприятиях учитель воспитывает у занимающихся в секции правила этикета в подвижных играх , чувство ответственности перед секцией, вырабатывает у них добросовестное отношение к своим обязанностям, организованность и дисциплину, содействует гармоничному физическому развитию, разносторонней физической подготовке, укреплению здоровья.
Большое место в учащихся надо уделять воспитанию их волевых качеств и совершенствованию психических показателей, необходимых для оптимальной работоспособности.
Разработана система поэтапного обучения и контроля, в результате которой дети получают расширенное представление о физической культуре подвижным играм, овладевают основными навыками игры, осваивают счет, а по окончании обучения могут самостоятельно заниматься физкультурной деятельностью.
Периодичность занятий:1 час в неделю
Объем программы: 32-35 часов.
Возраст детей: 7-11лет.
Цели программы:
1. Овладение учащимися основ физической культуры, слагаемыми которой являются крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей.
2.Всестороннее развитие личности ребенка, его духовно-нравственное становление, осознание и принятие им общечеловеческих ценностей.
3.Создание предпосылок для успешной учебной, бытовой, семейной и социальной адаптации учащихся к реальным условиям жизни в обществе.
Задачи программы:
-
создание условий для развлечения и физической разрядки детей;
-
достижение оздоровительного и рекреативного эффекта;
-
совершенствование жизненно важных двигательных умений, навыков (подвижных и спортивных игр), изучаемых на уроках физической культуры;
-
воспитание интереса к физкультурным и спортивным занятиям.
Формы занятий. Содержание спортивного часа должно быть взаимосвязано с учебной программой по физической культуре. Основу составляют общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов. Основная форма занятий - урочная, с активным участием обучающихся в ее организации и проведении. Во время занятий в игровой и соревновательной форме выполняются игры и упражнения, изученные на уроках физической культуры.
Оздоровительные занятия являются составной частью режима учебного дня, что в значительной мере должно определять их содержание. Оно зависит от нагрузки, полученной обучающимися в течение учебного дня.
Оставляя неизменной структуру спортивного часа (подготовительная, основная и заключительная часть), при проведении его не следует в точности повторять программный материал по физической культуре, так как это заметно снижает интерес обучающихся к занятиям.
Методическое обеспечение:
Рабочая программа спортивной секции «спортивный час» составлена в соответствии с рекомендациями, изложенными в «Комплексной программе физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» (В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М.: «Просвещение», 2016).
Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и рассчитана на 4 года, т.е. является развивающей. Она ориентирована на учащихся 1-4 классов, в связи с чем при подборе упражнений и нагрузок необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.
Примерная организация занятия:
-
Организованный выход, построение
-
Подвижные и спортивные игры
-
Занятия по интересам и упражнения восстановление на дыхание, укрепление осанки, игры на внимание и т.д.
В подготовительной части используются упражнения с различными предметами. Упражнения с предметами способствуют укреплению осанки и развитию координации движений.
В основной и заключительной части занятия наибольший эффект даёт применение игрового и соревновательного методов. Не менее важно учитывать и состояние здоровья обучающихся. Детям, менее физически крепким и отстающим в физическом развитии, оказывается особое внимание, регламентируются объём и интенсивность упражнений.
Учитывая интересы обучающихся, учитель должен стремиться вызвать у них творческую самостоятельность, активность. Будучи эмоциональными и доступными, ежедневные занятия должны отвечать по своему характеру основной цели – обеспечению активного отдыха обучающихся, укреплению их здоровья и повышению двигательной подготовленности.
При проведении физических упражнений, подвижных и спортивных игр нужно придерживаться правила постепенного повышения физической нагрузки и снижения её в конце занятий. В заключительной части используется ходьба с различными движениями рук и игры малой интенсивности.
Организованная часть занятий под непосредственным руководством учителя должна занимать примерно 20-30 минут, оставшееся время используется на самостоятельное выполнение игр и физических упражнений, рекомендованных обучающимся на уроках физической культуры как домашние задания.
Календарно-тематическое планирование
по программе «Спортивный час»
для 1-2 класса на 2021-2022 учебный год
Время проведения | № темы по порядку | тема | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
По плану | фактически |
| |
| | 1 | Основы знаний о физической культуре, способы физкультурной деятельности | Определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятия физическими упражнениями |
| | 2 | Основные физические качества (сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие). | Характеризовать показатели физического развития, физической подготовки. |
| | 3 | Игра «Охотники и зайцы». | Проявлять выносливость при прохождении дистанций |
| | 4 | Историческое путешествие «Зарождение древних Олимпийских игр». | Пересказывать тексты по истории физической культуры. |
| | 5 | Сдача контрольных нормативов « челночный бег 3*10м) бег 30 м) | . |
| | 6 | Влияние физических упражнений на осанку. Приемы закаливания | Понимать значения физических упражнений на формирование осанки. |
| | 7 | Прыжки в длину с разбега. | Выявлять характерные ошибки в технике выполнения беговых упражнений. |
| | 8 | ОРУ. Подвижная игра «Кто быстрее встанет в круг?» | Развитие выносливости, умения распределять силы. Умение чередовать бег с ходьбой. |
| | 9 | Прыжок в высоту. «Челночный» бег. | Объяснять пользу подвижных игр. |
| | 10 | Сдача контрольных нормативов « прыжок в длину с места» | |
| | 11 | Игра «Медвежата за медом». | Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности. |
| | 12 | Игра «Охотники и зайцы». | Проявлять выносливость при прохождении дистанций |
| | 13 | Эстафеты с мячами. Игра «Бросай поймай». Развитие координации. | Продемонстрировать полученные навыки в течение первой четверти. |
| | 14 | «Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья». Развитие силовых качеств | Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности. |
| | 15 | Сдача контрольных нормативов «Подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине» | |
| | 16 | Игры на закрепление и совершенствование развития скоростных способностей | Называть правила подвижных |
| | 17 | Игры на закрепление и совершенствование навыков в прыжках | Называть правила подвижных игр и выполнять их в процессе игровой деятельности. |
| | 18 | Игры на закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность | Называть правила подвижных игр и выполнять их в процессе игровой деятельности. |
| | 19 | Игра «Точный расчет». | Называть правила подвижных игр |
| | 20 | Подвижная игра «Охотники и утки». | Моделировать игровые ситуации |
| | 21 | Игра «Точный расчет». | Называть правила подвижных игр |
| | 22 | Подвижная игра «Круговая охота». | Моделировать игровые ситуации |
| | 23 | Подвижные игры с баскетбольным мячом. | взаимодействовать со сверстниками в условиях игровой деятельности. |
| | 24 | Подвижные игры с баскетбольным мячом. | Общаться и взаимодействовать со сверстниками в условиях игровой деятельности. |
| | 25 | Подвижные игры с баскетбольным мячом. | Общаться и взаимодействовать со сверстниками в условиях игровой деятельности. |
| | 26 | Игра «Капитаны». | Регулировать эмоции в процессе игровой деятельности, уметь управлять ими. |
| | 27 | Игра «Не давай мяча водящему». | Развитие познавательной активности: |
| | 28 | Игра «Змейка». | Различать и выполнять строевые команды |
| | 28 | Сдача контрольных нормативов «Бег 1000м» | Различать разновидности беговых заданий. |
| | 30 | Игра «Кузнечики». Развитие силовых качеств | Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности. |
| | 31 | Соревнования «Веселые старты» | Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности . |
32-34 резерв |
Календарно-тематическое планирование
по программе «Спортивный час»
для 3-4 класса на 2021-2022 учебный год.
Время проведения | № темы по порядку | тема | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
По плану | фактически |
| |
| | 1 | Техника безопасности. Спринтерский бег, эстафетный бег | бегать с максимальной скоростью с низкого старта (60 м) |
| | 2 | Игра «вышибалы» | Точно бросать мяч в соперника. |
| | 3 | Бег по дистанции | бегать с максимальной скоростью с низкого старта |
| | 4 | Бег с ускорением (50-60 м) | бегать с максимальной скоростью с низкого старта (60 м) |
| | 5 | Сдача контрольных нормативов «челночный бег 3*10м » | |
| | 6 | Игра «вышибалы» | Точно бросать мяч в соперника. |
| | 7 | Обучение подбора разбега | прыгать в длину с разбега; |
| | 8 | Сдача контрольных нормативов:» прыжок в длину с места, Пистолеты, с опорой на одну руку (на правой и левой ноге) | |
| | 9 | Метание малого мяча горизонтальную цель (1 х 1м) с 5-6 м. | прыгать в длину с разбега; метать мяч в вертикальную цель |
| | 10 | Бег на средние дистанции | бегать на дистанцию 500 м |
| | 11 | Бег в равномерном темпе | бегать на дистанцию 500 м |
| | 12 | Игра «день-ночь» | Реагировать на команды. |
| | 13 | Сдача контрольных нормативов «Прыжки на скакалке, за 1 минуту» | Точно бросать мяч в соперника. |
| | 14 | Игра «вышибалы» | Точно бросать мяч в соперника. |
| | 15 | Игра «салки» | Развивать быстроту реакции и координацию движений. |
| | 16 | Игра «тише едешь-дальше будешь» | Развивать быстроту реакции. |
| | 17 | Игра «вышибалы» | Точно бросать мяч в соперника. |
| | 18 | Игра «собачки» | Развивать ловкость. |
| | 19 | Сдача контрольных нормативов «Отжимания от пола» | . |
| | 20 | Сдача контрольных нормативов «Подтягивание на перекладине» | |
| | 21 | Баскетбол | играть в баскетбол по упрощенным правилам; выполнять правильно технические действия в игре |
| | 22 | Стойка и передвижения игрока | играть в баскетбол по упрощенным правилам; выполнять правильно технические действия в игре |
| | 23 | Ведение мяча на месте с разной высотой отскока | играть в баскетбол по упрощенным правилам; выполнять правильно технические действия в игре |
| | 24 | Остановка прыжком | играть в баскетбол по упрощенным правилам; выполнять правильно технические действия в игре |
| | 25 | Ловля мяча двумя руками от груди на месте в парах с шагом | играть в баскетбол по упрощенным правилам; выполнять правильно технические действия в игре |
| | 26 | Игра «вышибалы» | Точно бросать мяч в соперника. |
| | 27 | Игра «вышибалы» | Точно бросать мяч в соперника. |
| | 28 | Игра «мяч среднему» | Развивать ловкость |
| | 28 | Игра «салки» | Развивать быстроту реакции и координацию движений. |
| | 30 | Игра «собачки» | Развивать ловкость. |
| 31 32 33 | Техника выполнения стойки, передвижения в стойке баскетболиста ведение мяча. Бег 1000 метров |
34-35 резерв |
Оценочные материалы для 1,2 класса
Контрольное упражнение | единица измерения | мальчики оценка "5" | мальчики оценка "4" | мальчики оценка "3" | девочки оценка "5" | девочки оценка "4" | девочки оценка "3" |
Челночный бег 3*10м | секунд | 9,9 | 10,8 | 11,2 | 10,2 | 11,3 | 11,7 |
Бег 30 метров | секунд | 6,1 | 6,9 | 7,1 | 6,6 | 7,4 | 7,6 |
Бег 1000 метров | мин:сек | без учёта времени | без учёта времени | без учёта времени | без учёта времени | без учёта времени | без учёта времени |
Прыжок в длину с места | см | 140 | 115 | 100 | 130 | 110 | 90 |
Подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине | кол-во раз | 12 | 6 | 4 | 10 | 5 | 3 |
Оценочные материалы для 3,4 класса
Контрольное упражнение | единица измерения | мальчики оценка "5" | мальчики оценка "4" | мальчики оценка "3" | девочки оценка "5" | девочки оценка "4" | девочки оценка "3" |
Челночный бег 3*10м | секунд | 8,8 | 9,9 | 10,2 | 9,3 | 10,3 | 10,8 |
Бег 30 метров | секунд | 5,1 | 6,6 | 6,8 | 5,3 | 6,7 | 7,0 |
Бег 1000 метров | мин:сек | без учёта времени | без учёта времени | без учёта времени | без учёта времени | без учёта времени | без учёта времени |
Прыжок в длину с места | см | 160 | 130 | 120 | 150 | 130 | 115 |
Подтягивание на перекладине | кол-во раз | 5 | 3 | 2 | - | - | - |
Отжимания от пола | кол-во раз | 15 | 10 | 6 | 10 | 6 | 3 |
Приседания за 1 минуту | кол-во раз | 42 | 40 | 38 | 40 | 38 | 36 |
Пистолеты, с опорой на одну руку (на правой и левой ноге) | кол-во раз | 6 | 4 | 2 | 5 | 3 | 1 |
Прыжки на скакалке, за 1 минуту | кол-во раз | 80 | 70 | 60 | 90 | 80 | 70 |
Календарный план-график
1,2 класс
| Сентябрь октябрь Iч | Ноябрь декабрь IIч | Январь февраль март IIIч | Апрель май IVч | ИТОГО |
Теоретическая подготовка | 4ч | - | - | 4ч | 8ч |
Подвижные игры | 2ч | 5ч | 10ч | 1ч | 18ч |
Беговые и прыжковые упражнения | 2ч | 1ч | - | 1ч | 4ч |
Контрольные испытания | 1ч | 2ч | - | 2ч | 5ч |
Календарный план-график
3,4 класс
| Сентябрь октябрь Iч | Ноябрь декабрь IIч | Январь февраль март IIIч | Апрель май IVч | ИТОГО |
Теоретическая подготовка | 1ч | - | - | - | 1ч |
Подвижные игры,баскетбол | 2ч | 5ч | 8ч | 2ч | 17ч |
Беговые и прыжковые метание упражнения | 4ч | 2ч | 1ч | 4ч | 11ч |
Контрольные испытания | 2ч | 1ч | 2ч | 2ч | 7ч |