СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 06.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности с 1 по 4 класс Школа развития речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности с 1 по 4 класс Школа развития речи»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 23 города Томска



Согласовано на заседании

Научно-методического совета, протокол № 1

от ____________ г.

Согласовано и рекомендовано

к утверждению педагогическим

советом МАОУ СОШ №23

Протокол № _____от _________г.


Утверждаю

Директор МАОУ СОШ №23 г. Томска

____________________ Т.А.Туманова

Приказ № ____ П от _____________ г.







Рабочая программа учебного курса

внеурочной деятельности

«Школа развития речи»

1-4 классы (начальное общее образование)

для детей 7-10 лет

общеинтеллектуальное направление



Программа разработана на основе авторской программы «Школа развития речи» Т. Н. Соколова, Москва. Издательство РОСТ






Составитель:

Зуйкова Олеся Александровна

Учитель начальных классов















Томск – 2022г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Школа развития речи»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К Программа внеурочной деятельности «Школа развития речи» создана на основе следующих документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Приказ Минобрнауки РФ от 6.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. № 15785)

3. Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Минюстом России 4 февраля 2011 г., рег. № 19707)

4. Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 г. № 2357 «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Минюстом России 12 декабря 2011 г., рег. № 22540)

5. Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент ГОС НОО, ООО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 5 марта 2004 г. № 1089»

6. Приказ Минобрнауки РФ от 18.12.2012 г. № 1060 «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Минюстом России 11 февраля 2013 г., рег. № 26993)

7. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30.08.2013 г. № 1015

8. Приказ Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373»

(зарегистрирован Минюстом России 6 февраля 2015 г., рег. № 35916)

9. Приказ Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. № 1576 «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016г. № 40936)

11. Фундаментальное ядро содержания общего образования/под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – 2-е изд. – Москва, «Просвещение», 2010. (Стандарты второго поколения).

12. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России/ под ред. А.Я.Данилюка, А.М.Кондакова, В.А.Тишкова; Москва,

«Просвещение», 2009 (Стандарты второго поколения).

13. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р)

14. Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4.3648-20, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 (действуют с 01.01.2021, срок действия ограничен 01.01.2027). Санитарные правила и нормы 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2 (действуют с01.03.2021, срок действия ограничен 01.03.2027).

15. Устава Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №23 г. Томска;

16. Основной образовательной программы начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №23 г. Томска.

17. РАСПОРЯЖЕНИЯ от 3 июня 2017 года N 1155-р [Об утверждении Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации]

18. Письмо Департамента общего образования Томской области «Об организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях ТО»

№1777/01-08 от 11.06.2013г.

19. Методические рекомендации по уточнению понятия и видов деятельности Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи №09-1672 от 18 августа 2017 г.

20. Рабочая программа воспитания МАОУ СОШ № 23 г. Томска (Приказ № 14П от 15.01.2021г.)

Курс направлен на достижение следующих целей:

-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;

- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,

- повышать уровень языкового развития школьников,

- воспитывать познавательный интерес к родному языку,

- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачи курса:

- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:

  • коммуникативные:

Учащиеся научатся:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

  • познавательные:

Учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- вычитывать все виды текстовой информации: актуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

  • личностные:

У учащихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

- интерес к изучению языка.

  • Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Содержательные линии курса:

  • Слово

  • Предложение и словосочетание

  • Текст

  • Культура общения

Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.

Занятия построены следующим образом:

  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

  2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

  3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)

  4. Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

  • личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;

  • личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;

  • деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.

Формой занятий по развитию речи учащихся может быть специально выделяемый один раз в неделю урок в рамках дополнительно предоставляемых образовательных услуг или внеклассные факультативные занятия.

Контрольно-измерительные материалы, предусмотренные программой.

Программа курса «Речь. Техника и выразительность речи» изучается в течение всего обучения с 1-4 класс по 1 ч. в неделю.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

К окончанию курса «Речь. Школа развития речи» обучающиеся должны знать:

знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

- типы текстов;

уметь:

- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

- выразительно читать небольшой текст по образцу;

-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;

-быть хорошим слушателем;

- определять лексическое значение слова;

- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

- редактировать предложения;

- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи;

Целевые ориентиры результатов воспитания:

Гражданско-патриотическое воспитание

Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине — России, её территории, расположении.

Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам.

Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины — России, Российского государства.

Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.

Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях.

Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации,

в доступной по возрасту социально значимой деятельности.

Духовно-нравственное воспитание

Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.

Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека.

Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших.

Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,

осознающий ответственность за свои поступки.

Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий.

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

Эстетическое воспитание

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей.

Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре.

Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной

деятельности, искусстве.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального

благополучия

Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде.

Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе.

Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом.

Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей

психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.

Трудовое воспитание

Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.

Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление.

Проявляющий интерес к разным профессиям.

Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.

Экологическое воспитание

Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду.

Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.

Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.

Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании.

Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта

в естественнонаучной и гуманитарной областях знания.



Содержание курса

1 класс

Речь и ее значение в жизни. Техника речи.

Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.

Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.

Слово.

Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова – «родственники». Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы)

Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Умение выделить слова – «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова – «родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов – «родственников».

Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.

Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.

Умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова. Распространять предложение. Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).

Текст.

Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам. По плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.

Культура общения.

Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания.

Умение пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения.

Тематический план.


Содержание системного блока

Всего часов (33ч.)

Умения, вырабатываемые в результате деятельности учащихся

Целевые ориентиры результатов воспитания

ЭОР\ЦОР

Речь(2ч.)

Речь.

1

Определить роль речи в жизни людей.

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://myschool.edu.ru/

Тише, громче.

1

Формирование навыков выразительной речи.

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://edsoo.ru/

Слово(15ч.)

Слова, слова, слова.

1

Формирование представлений о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению. Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека.


https://myschool.edu.ru/

Озорные буквы.

1

Формирование понятия о важности сохранения позиции каждой буквы в слове.

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://edsoo.ru/

Слова играют в прятки.

1

Развитие внимательного отношения к слову.

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://sferum.ru

Слово и его значение.

1

Формирование понятия о лексическом значении слова.

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://myschool.edu.ru/

Прямое и переносное значение слова.

1

Формирование понятия о прямом и переносном значении слова.

Духовно-нравственное воспитание

Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.


https://edsoo.ru/

Многозначные слова.

1

Формирование понятия многозначности слова.

Духовно-нравственное воспитание

Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учётом национальной, религиоз-ной принадлежности.

https://sferum.ru

Омонимы.

1

Формирование первичного представления об омонимах.

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://edsoo.ru/

Синонимы.


1

Формирование первичного представления о синонимах.

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://sferum.ru

Антонимы.

1

Формирование первичного представления об антонимах.

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://myschool.edu.ru/

Тематические группы слов.

1

Познакомить с тематическими группами слов.

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://edsoo.ru/

Наш цветной мир.

1

Формирование первичного представления об образности.

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://sferum.ru

Что на что похоже

1

Формирование первичного представления о сравнении.

Гражданско-патриотическое воспитание Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине — России, её территории, расположении.


https://edsoo.ru/

Голоса природы.

1

Развитие познавательного интереса к языку.

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://sferum.ru

Проверочная работа.

1

Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять знания в нестандартной ситуации.

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://myschool.edu.ru/

Загадки.

1

Формирование умения отгадывать загадки.

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://edsoo.ru/

Культура общения (5ч.)

Культура речи. Вежливые слова.

2

Прививать навыки культурной речи.

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://edsoo.ru/

Пословицы.

1

Формирование навыков употребления в речи образных выражений.

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://sferum.ru

Учимся рассуждать.

2

Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между предметами, явлениями, событиями.

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://myschool.edu.ru/

Текст.(10ч.)

Текст.

2

Формирование общего представления о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом).

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://sferum.ru

Заглавие текста.

1

Формирование навыков выделения в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту.

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://edsoo.ru/

Тема текста.

1

Формирование навыков определения темы текста и составления текста на определенную тему.

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://sferum.ru

Повторение пройденного.

1

Умение применять знания в нестандартной ситуации.

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://myschool.edu.ru/

Опорные слова.

1

Формирование навыка составления текста по опорным словам.

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://edsoo.ru/

Мы строим текст.

2

Формирование навыков построения связанного текста.

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://sferum.ru

План текста.

2

Формирование навыков составления плана текста.

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://edsoo.ru/

Проверочная работа.

1

Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://sferum.ru


Содержание курса

2 класс

Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.

Слово.

Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.

Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

Текст.

Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.

Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.

План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.

Сочинение загадок.

Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.

знать:

- многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

уметь:

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи;

- выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.

- восстанавливать деформированный текст

- устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.

- составлять планы различных видов.

Тематический план (2 класс)

Содержание тематического блока

Всего часов (34 ч)

Умение, вырабатываемые в результате деятельности учащихся

Целевые ориентиры результатов воспитания

ЭОР\ЦОР

Слово (13 часов)

Слово. Значение слова.

1

Знакомить со словарями: толковым, орфографическим.

Уметь определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Уметь выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса.

Уметь сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://sferum.ru

Многозначные слова.

1

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://edsoo.ru/

Омонимы

1

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://sferum.ru

Омофоны, омоформы

1

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://myschool.edu.ru/

Синонимы

1

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://edsoo.ru/

Антонимы

1

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://sferum.ru

Фразеологизмы

3

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://edsoo.ru/

Пословицы

1

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://sferum.ru

Загадки

1

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://sferum.ru

Изобразительные средства языка. Сравнение.

1

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://edsoo.ru/

Изобразительные средства языка.

Олицетворение.

1

Эстетическое воспитание

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей.


https://sferum.ru

Предложение и словосочетание (4 часа)

Текст. Тема текста. Заглавие.

1

Уметь работать с деформированным текстом. Восстанавливать деформированный текст.

Наблюдать за связью между частями текста. Уметь устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.

Уметь редактировать простое сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Уметь интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://edsoo.ru/

Опорные слова

2

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://sferum.ru

Обобщение материала

1

Эстетическое воспитание

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей.


https://edsoo.ru/

Текст (15 часов)

План текста

1

Уметь распознавать типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Уметь редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики.

Уметь определять основную мысль текста. Уметь составлять планы различных видов.


Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://sferum.ru

Виды плана

2

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://edsoo.ru/

Связь между предложениями в тексте.

1

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://sferum.ru

Связь между частями текста.

1

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://myschool.edu.ru/

Работа с деформированным текстом.

1

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://edsoo.ru/

Редактирование текста

1

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://sferum.ru

Типы текста.

1

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://edsoo.ru/

Описание.

1

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://sferum.ru

Текст – сравнительное описание

1

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://edsoo.ru/

Типы текста. Повествование

1

Эстетическое воспитание

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей.


https://sferum.ru

Типы текста. Рассуждение

2

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://edsoo.ru/

Культура общения (4 часа)

Сочинение на тему «Мой выходной день»

1

Уметь писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://edsoo.ru/

Редактирование текста

1

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://sferum.ru

Повторение пройденного

2

Эстетическое воспитание

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей.


https://edsoo.ru/


Содержание курса

3 класс

Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.

Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.

Слово

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.

Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.

Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.

Предложение и словосочетание

Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.

Текст

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

Культура общения

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

уметь:

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи;

- выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.


Тематический план (3 класс)




Содержание тематического блока

Всего часов (34ч)

Умение, вырабатываемые в результате деятельности учащихся

Целевые ориентиры результатов воспитания

ЭОР\ЦОР

Слово (16 часов)

Многозначные слова.

1

Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Уметь определять значения и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Определить происхождение некоторых антропонимов и топонимов.

Дать объяснение устаревшим словам.

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://sferum.ru

Омонимы, омоформы омофоны.

1

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://edsoo.ru/

Фразеологизмы.

1

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://sferum.ru

Сравнения.

1


https://myschool.edu.ru/

Олицетворение.

1

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://edsoo.ru/

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.

1

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://sferum.ru

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

1

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://edsoo.ru/

Откуда приходят слова.

1

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://sferum.ru

Этимология.

1

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://sferum.ru

Как тебя зовут?

2

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://edsoo.ru/

Наши фамилии.

1

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://sferum.ru

Топонимы.

1

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://sferum.ru

Устаревшие слова.

1

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://edsoo.ru/

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри».

1

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://sferum.ru

Проверочная работа.

1

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://edsoo.ru/

Текст (10 часов)

Типы текстов.

1

Определить типы текстов. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Уметь составлять повествование с элементами описания. Различать средства связи в тексте с параллельным построением.

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://sferum.ru

Темы текстов. Опорные слова.

1

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://edsoo.ru/

Связь предложений в тексте.

1

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://sferum.ru

Цепная связь предложений в тексте.

2

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.


https://myschool.edu.ru/

Параллельная связь предложений в тексте.

1

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://edsoo.ru/

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».

1

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://sferum.ru

Единый временной план текста.

3

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://edsoo.ru/

Стили речи (6 часов)

Стили речи.

2

Определять стили речи. Давать общее понятие о культуре речи. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение пользоваться словарями.

Духовно-нравственное воспитание

Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности).


https://sferum.ru

Культура общения.

1

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://edsoo.ru/

Научный стиль.

1

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://sferum.ru

Словари.

1

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://myschool.edu.ru/

Проверь себя.

1

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://edsoo.ru/


Программа курса

4 класс

Культура речи.

Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.

Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.

Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.

Слово.

Повторение изученного в 1 – 3 классах.

Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.

Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы.

Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.

Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.

Речевой этикет: формы обращения.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.

Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…

Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.

Текст.

Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;

- изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;

- иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

уметь:

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.

- определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

- восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

Тематический план (4 класс)


Содержание тематического блока

Всего часов (34 ч)

Умения, вырабатываемые в результате деятельности учащихся

Целевые ориентиры результатов воспитания

ЭОР\ЦОР


Слово (8 часов)


Многозначные слова, омонимы, омоформы и омофоны. Каламбуры.


1

Представление о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение; понятия о прямом и переносном значении слова. Научить сочинять стихотворные каламбуры. Развивать внимание и логическое мышление.


Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://sferum.ru


Фразеологизмы.

1

Повторить понятие «фразеологизмы». Научить пользоваться фразеологическим словарём. Развивать память, логическое мышление.

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://edsoo.ru/


Фразеологизмы.

1

Продолжить работу с фразеологизмами. Отрабатывать навыки подбора и употребления фразеологизмов в устной и письменной речи. Развивать память, воображение, логическое мышление.

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://sferum.ru


Диалектизмы

1

Познакомить с диалектными словами. Употребление в устной и письменной речи устаревших слов и диалектизмов. Развивать память.

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://myschool.edu.ru/


Сравнение, эпитеты, олицетворение.

1

Продолжить работу над понятиями «сравнение», «эпитеты», «олицетворение». Отрабатывать навыки анализа художественного текста, умение украшать текст, вводя сравнения, эпитеты и олицетворения в устную и письменную речь. Развивать воображение, логическое мышление.

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://edsoo.ru/


Метафора.

1

Познакомить с понятием «метафора». Работать над навыками употребления метафор в устной и письменной речи. Развитие памяти, логического мышления.

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://sferum.ru


Пословицы и поговорки. Афоризмы.

1

Познакомить детей с афоризмами, многообразием пословиц и поговорок. Учить уместно употреблять их в речи.

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://edsoo.ru/


Сочинение по пословице.

1

Придумать свою историю, раскрывающую смысл пословицы.

Развивать память, воображение, логическое мышление.

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://sferum.ru


Речь. Техника и выразительность речи (8 ч)




https://sferum.ru


Работа над ошибками в сочинениях.

1

Познакомить с сочинениями по различным пословицам. Учить разгадывать шарады. Развивать внимание, память.


Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://edsoo.ru/


Художественный стиль. Общее понятие.

1

Основные качества речи. Умение совершенствовать свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками. Умение составлять текст.

Познакомить с прозаическими и стихотворными текстами, относящимися к художественному стилю. Использование в них изобразительных языковых средств. Самостоятельно составить рассказ в художественном стиле.

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека.


https://sferum.ru


Сочинение – пейзажная зарисовка.

1

Написать сочинение на тему «Краски осеннего леса» после тщательной подготовки. Развивать наблюдательность, воображение, память.

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://sferum.ru


Рифма

1

Познакомить с ритмом стиха. Научить подбирать рифму. Развивать логическое мышление, любознательность.


Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://edsoo.ru/


Диалог и монолог.

1

Отличие диалога от монолога. Лексика, используемая в диалоге.

Правила оформления диалога на письме. Сочинить свой монолог на тему «Что я люблю» или «Что я не люблю»


Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://sferum.ru


Драматические импровизации.

1

Пьеса и рассказ. Сходство и отличия. Уметь трансформировать рассказ в пьесу. Подготовить с друзьями инсценировку.


Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://edsoo.ru/


Драматические импровизации.


1

Учить составлению сценария по отрывку из повести «Витя Малеев в школе и дома». Развивать творчество и самостоятельность.

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://sferum.ru


Композиция текста. Основные элементы композиции.


1

Познакомить с построением художественного произведения (завязка, развитие действия, кульминация, развязка) Придумать кульминацию и развязку сказки.

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://edsoo.ru/


Текст (18 часов)




https://sferum.ru

Композиция. Работа с деформированным текстом.

1

Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение определять средства связи предложений в тексте. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средства межфразовой связи. Научить самостоятельно определять в деформированном тексте место каждой части в композиции. Развивать внимание и логическое мышление.

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.

Духовно-нравственное воспитание Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека.


https://myschool.edu.ru/


Творческая работа.

1

Написать шуточный рассказ (сказку) на тему «Что произошло после того, как наша кошка Мурка научилась разговаривать». Развивать творчество и самостоятельность.

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://edsoo.ru/


Сочинение-миниатюра в художественном стиле.

1

Продолжить работу над содержанием и композицией текста. Развивать логическое мышление, воображение.

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://sferum.ru


Творческая работа.

1

Вспомнить знакомую народную или авторскую сказку. Пофантазировать и сочинить такую сказку «наоборот».

Духовно-нравственное воспитание Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека.


https://edsoo.ru/


Публицистический стиль.

1

Познакомить ребят с ещё одной разновидностью книжного стиля – публицистическим. Написать сочинение в публицистическом стиле на одну из предложенных тем.

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://sferum.ru


Газетно-публицистический стиль.

1

Познакомить с публицистическими жанрами газетного стиля: корреспонденция, репортаж, интервью, очерк, статья. Написать небольшую корреспонденцию, репортаж или статью.

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://sferum.ru


Деловая игра «Вёрстка газеты»

1

Учить правильно осуществлять вёрстку газеты (составлять макет газеты, располагать набранные и отредактированные материалы на газетных полосах). Развивать воображение и логическое мышление.

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://edsoo.ru/


Официально-деловой стиль.

1

Познакомить с примерами документов, составленных в официально-деловом стиле. Развивать внимание и память.

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://sferum.ru


Тезисы. Конспект.

1

Дать понятие о правилах и формах работы с источниками информации. Научить правильно составлять тезисы и конспект.

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://sferum.ru


Аннотация.

1

Познакомить с аннотациями к известным литературным произведениям. Написать аннотацию к своей любимой книге. Развивать внимание.

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.




https://edsoo.ru/


Я пишу письмо.

1

Познакомить со структурой письма: обращение к адресату; рассказ о событиях; изложение своих мыслей, добрые пожелания адресату. Написать письмо другу и подписать открытку.

Духовно-нравственное воспитание Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека.

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://sferum.ru


Личный дневник.

1

Познакомить с отрывками из личного дневника М.А.Булгакова. Вспомнить каникулы и записать в виде дневника все происходившие в это время события.

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://edsoo.ru/


Сочинение «Мои любимые стихи».

1

Научить анализировать стихи, выражать свои мысли и чувства.

Развивать воображение, память и внимание.

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://sferum.ru


Сочини сценарий для мультфильма.

1

Придумать тему своего мультфильма, характер, роль каждому герою. Одеть всех героев в соответствующие костюмы. Написать речь каждого героя. Нарисовать картинки, которые отражают главные события мультфильма. Показать свой мультфильм друзьям.

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://edsoo.ru/


Конкурс на лучшее название конфет.

1

Выполнить проект (в группе с друзьями). Оформить свои исследования в виде презентации и защитить её перед одноклассниками. Развивать воображение и внимание.

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://sferum.ru


Лингвистический турнир.

1

Развивать память и логическое мышление. Выявление эрудитов- лингвистов.

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://myschool.edu.ru/


Олимпиадные задания по русскому языку.

1

Проверить уровень знаний учащихся за учебный год.


Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.


https://edsoo.ru/


Итоговое занятие.


1

Подведение итогов олимпиады по русскому языку и лингвистического турнира.

Духовно-нравственное воспитание

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,

русского языка, проявляющий интерес к чтению.

https://sferum.ru




МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В качестве учебно-методических пособий к программе для учителя используется: 

Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь». Методическое пособие.1-4 классы. – М.: Росткнига.2011.

для детей:

Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь». Рабочая тетрадь в 2-х частях. – М.: Росткнига.2011.

Литература для учителя

Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963

Вартанян Э.А. Из жизни слов. – М.: Детская литература,1960

Вартанян Э.А Рождение слова. – М.: Детская литература, 1970

Вартанян Э.А Путешествие в слово. – М.: Детская литература,1976

Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.-Л.: Просвещение, 1968.

Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.

Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение,1966

Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М-.: Учпедгиз,1977

Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания.- Чебоксары: 1977.

Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.

Козловский Я.О. О словах разнообразных – одинаковых, но разных. М.: Детская литература, 1965.

Кондрашов В.Н. Грамматические игры и загадки. – Кострома: 1961

Корчиц М.А. Грамматические игры. – Липецк: 1961

Кружковая работа по русскому языку. / Сост. Н.Н.Ушаков.- М.: просвещение,1979

Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты. - Екатеринбург: 1993

Львов М.Р. Школа творческого мышления. - М.: Просвещение .1992

Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: просвещение, 1992

Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника. - М.: Дрофа,2002

Мережинская Е.К. Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика русского языка. – Киев: 1968

Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение. – М.: Просвещение,1982

Панов Г.А. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: просвещение, 1980

Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение,1985

Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. – М.: Просвещение, 1977

Родари Д. Грамматика фантазии: введение в искусства придумывания историй. – М.: Просвещение, 1978.

Цифровые и электронные образовательные ресурсы, образовательные платформы

1.ФГИС «Моя школа» https://myschool.edu.ru/

Федеральный портал «Единое содержание общего образования» https://edsoo.ru/ 

Информационно-коммуникационная платформа «Сферум» https://sferum.ru










37



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!