М
02-10
униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ручьёвская средняя общеобразовательная школа»
Раздольненского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО ШМО учителей начальных классов (протокол от 27.08.2021 г.№ 01) | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _________С.А. Балым 27.08.2021 г | УТВЕРЖДЕНО приказ МБОУ «Ручьёвская школа» от 30.08.2021 г. № 311 |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«В мире книг»
2 класс
на 2021-2022 учебный год
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Ручьёвская школа»
Масалыгина Т.А.
с. Ручьи, 2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности по курсу «В мире книг» составлена в соответствии с новыми требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011.
«В мире книг» создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности.
Данная программа предназначена для обучающихся начальной школы. В ней на базе основных принципов педагогики сотворчества была реализована концепция развития творческих способностей ребенка в процессе читательской деятельности. Активное использование методов стимулирования детского художественного творчества - сочинительства, коллективного обсуждения сочинений, инсценирования, - стало особенностью программы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель программы:
создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг, расширение литературно-образовательного пространства обучающихся; формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Задачи:
- формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;
- формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей;
- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;
- формирование у младших школьников интереса к чтению, желание читать литературные произведения и общаться по поводу прочитанного;
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальное представление об окружающем мире и природе;
- ввести детей через литературу в мир человеческих отношений и нравственных ценностей.
Воспитательный потенциал программы.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности преимущественно осуществляется через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Оптимальное повышение техники чтения.
Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.
Умение работать с книгой.
Умение работать с текстом.
Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей у своих детей.
На каждом этапе решаются конкретные педагогические задачи.
На первом году обучения ребенок познает себя и мир вокруг, людей, их взаимоотношения, природу, усваивает нормы отношения к этому миру и поведения в нем через стихи, маленькие рассказы современных детских писателей. Дети читают книги об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.
Программа обучения призвана приобщить детей к работе с книгой, помочь им овладеть умением понимать содержание прочитанного. Дети получают представление о художественной литературе, узнают автора и название произведения, называют персонажей, учатся передавать сюжет литературного произведения, давать характеристику героям и событиям; овладевают интонацией, передающей содержание читаемого и настроение читающего, «проигрывают» произведение, перевоплощаясь в рассказчика или героя.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В результате освоения программы курса «В мире книг» у школьников формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Метапредметные:
Регулятивные умения:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
знать права читателя.
Личностные:
ставить в сотрудничестве с учителем новые учебные задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
различать основные нравственно-этические понятия, анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих ;
оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики, проявлять в конкретных ситуация помощь проявлять желание больше узнать;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.
Универсальные учебные действия:
- знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
- ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);
- пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
- заполнять каталожную карточку;
- систематизировать книги по авторской принадлежности;
- составлять список прочитанных книг;
- выделять особенности учебной книги;
- работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
- аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
- классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Книга, здравствуй.
Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги. Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
Книгочей — любитель чтения.
Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь».
Книги о твоих ровесниках.
Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг. Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.
Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова «Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг».
Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы). Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия). Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах). Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники.
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики». Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
Писатели-сказочники.
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги. Герои сказок. Викторина. Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
Книги о детях.
Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.). Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.). Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).
Старые добрые сказки.
Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка. Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная
сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа. Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Книги о тех, кто подарил нам жизнь.
Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга. Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть. Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная
книга «Семья».
Защитникам Отечества посвящается.
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом. Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание. Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.
По страницам любимых книг.
Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев). Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории. Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Перечень разделов | Количество часов |
1 | Книга, здравствуй. | 3 |
2 | Книгочей — любитель чтения. | 2 |
3 | Книги о твоих ровесниках. | 6 |
4 | Крупицы народной мудрости. Книги-сборники. | 4 |
5 | Писатели-сказочники. | 5 |
6 | Книги о детях. | 6 |
7 | Старые добрые сказки. | 2 |
8 | Книги о тех, кто подарил нам жизнь. | 1 |
9 | Защитникам Отечества посвящается. | 1 |
10 | По страницам любимых книг. | 4 |
| Итого | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата План | Дата Факт | Тема урока | Примечания |
Книга, здравствуй.(3ч) |
1 | 03.09 | | Роль книги в жизни человека. | |
2 | 10.09 | | История создания книги. Первая печатная книга на Руси. | |
3 | 17.09 | | Структура книги (элементы книги). | |
Книгочей — любитель чтения.(2ч) |
4 | 24.09 | | Экскурсия в библиотеку | |
5 | 01.10 | | Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка. | |
Книги о твоих ровесниках.(6ч) |
6 | 08.10 | | Выставка книг о детях. Структура книги. | |
7 | 15.10 | | Книги В. Осеевой. Книга-сборник. | |
8 | 22.10 | | Книги Е. Пермяка. Титульный лист. | |
9 | 29.10 | | Книги Н. Носова. Типы книг. | |
10 | 12.11 | | Книги В. Драгунского. Аппарат книги. | |
11 | 19.11 | | Герои детских книг. | |
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники.(4ч) |
12 | 26.11 | | Книги-сборники. Малые жанры фольклора. | |
13 | 03.12 | | Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении». | |
14 | 10.12 | | Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку». | |
15 | 17.12 | | Скороговорки и чистоговорки. | |
Писатели-сказочники.(5ч) |
16 | 24.12 | | Книги с литературными (авторскими) сказками. | |
17 | 14.01 | | Писатели-сказочники. | |
18 | 21.01 | | Герои сказок. Викторина. | |
19 | 28.01 | | По страницам сказок Х.К. Андерсена. | |
20 | 04.02 | | Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок». | |
Книги о детях.(6ч) |
21 | 11.02 | | Книги о детях. Выставка книг. | |
22 | 18.02 | | Герои книг В. Осеевой. | |
23 | 25.02 | 04.03 | Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях. | |
24 | 04.03 | 11.03 | Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы. | |
25 | 11.03 | 01.04 | Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители. | |
26 | 01.04 | 08.04 | Сборники стихотворений для детей. Каталожная карточка. | |
Старые добрые сказки.(2ч) |
27 | 08.04 | 15.04 | Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок. | |
28 | 15.04 | 22.04 | Народные сказки на страницах детских журналов. | |
Книги о тех, кто подарил нам жизнь .(1ч) |
29 | 22.04 | 29.04 | Книги о семье. | |
Защитникам Отечества посвящается.(1ч) |
30 | 29.04 | 06.05 | Книги о защитниках Отечества. Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». | |
По страницам любимых книг.(4ч) |
31 | 06.05 | 13.05 | Библиотечный урок «Хвала книге». | |
32 | 13.05 | 20.05 | По страницам любимых книг. | |
33 | 20.05 | 25.05 | Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника читателя». | |
34 | | 27.05 | Итоговое занятие. Летнее чтение. | |