СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире книг»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире книг»»


М

02-10

униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ручьёвская средняя общеобразовательная школа»

Раздольненского района Республики Крым


РАССМОТРЕНО

ШМО учителей начальных классов

(протокол от 27.08.2021 г.№ 01)


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________С.А. Балым

27.08.2021 г

УТВЕРЖДЕНО

приказ МБОУ «Ручьёвская школа» от 30.08.2021 г.

№ 311


Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«В мире книг»

2 класс

на 2021-2022 учебный год


 

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «Ручьёвская школа»

Масалыгина Т.А.


















с. Ручьи, 2021 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности по курсу «В мире книг» составлена в соответствии с новыми требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011.

«В мире книг» создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности.

Данная программа предназначена для обучающихся начальной школы. В ней на базе основных принципов педагогики сотворчества была реализована концепция развития творческих способностей ребенка в процессе читательской деятельности. Активное использование методов стимулирования детского художественного творчества - сочинительства, коллективного обсуждения сочинений, инсценирования, - стало особенностью программы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель программы:

создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг, расширение литературно-образовательного пространства обучающихся; формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Задачи:

- формирование  активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;

- формирование  познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей;                                                

- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;

- формирование у младших школьников интереса к чтению, желание читать литературные произведения и общаться по поводу прочитанного;

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;

 - обогащать чувственный опыт ребенка, его реальное представление об окружающем мире и природе;

 - ввести детей через литературу в мир человеческих отношений и нравственных ценностей.

Воспитательный потенциал программы.

Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности преимущественно осуществляется через:

- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

- формирование в кружках детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;

- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;

- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Оптимальное повышение техники чтения.

  2. Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.

  3. Умение работать с книгой.

  4. Умение работать с текстом.

  5. Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных  способностей у своих детей.

На каждом этапе решаются конкретные педагогические задачи.

        На первом году обучения ребенок познает себя и мир вокруг, людей, их взаимоотношения, природу, усваивает нормы отношения к этому миру и поведения в нем через стихи, маленькие рассказы современных детских писателей. Дети читают книги об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.

        Программа обучения призвана приобщить детей к работе с книгой, помочь им овладеть умением понимать содержание прочитанного. Дети получают представление о художественной литературе, узнают автора и название произведения, называют персонажей, учатся передавать сюжет литературного произведения, давать характеристику героям и событиям; овладевают интонацией, передающей содержание читаемого и настроение читающего, «проигрывают» произведение, перевоплощаясь в рассказчика или героя.  

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

В результате освоения программы курса «В мире книг» у школьников формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

осознавать значимость чтения для личного развития;

  • формировать потребность в систематическом чтении;

  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Метапредметные:

Регулятивные умения:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;

  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

  • знать права читателя.

Личностные:

  • ставить в сотрудничестве с учителем новые учебные задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

  • выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

  • различать основные нравственно-этические понятия, анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих ;

  • оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики, проявлять в конкретных ситуация помощь проявлять желание больше узнать;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.


  • Универсальные учебные действия:

  • - знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;

  • - ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);

  • - пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;

  • - заполнять каталожную карточку;

  • - систематизировать книги по авторской принадлежности;

  • - составлять список прочитанных книг;

  • - выделять особенности учебной книги;

  • - работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;

  • - аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);

  • - классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Книга, здравствуй.

Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги. Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.

Книгочей — любитель чтения.

Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь».

Книги о твоих ровесниках.

Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг. Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.

Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова «Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг».

Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы). Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия). Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах). Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники.

Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики». Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).

Писатели-сказочники.

Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги. Герои сказок. Викторина. Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).

Книги о детях.

Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.). Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.). Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).

Старые добрые сказки.

Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка. Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная

сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа. Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.

Книги о тех, кто подарил нам жизнь.

Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга. Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть. Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная

книга «Семья».

Защитникам Отечества посвящается.

Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом. Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание. Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.

По страницам любимых книг.

Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев). Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории. Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Перечень разделов

Количество

часов

1

Книга, здравствуй.

3

2

Книгочей — любитель чтения.

2

3

Книги о твоих ровесниках.

6

4

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники.

4

5

Писатели-сказочники.

5

6

Книги о детях.

6

7

Старые добрые сказки.

2

8

Книги о тех, кто подарил нам жизнь.

1

9

Защитникам Отечества посвящается.

1

10

По страницам любимых книг.

4


Итого

34




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Дата

План

Дата

Факт

Тема урока

Примечания

Книга, здравствуй.(3ч)

1

03.09


Роль книги в жизни человека.


2

10.09


История создания книги. Первая печатная книга на Руси.


3

17.09


Структура книги (элементы книги).


Книгочей — любитель чтения.(2ч)

4

24.09


Экскурсия в библиотеку


5

01.10


Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка.


Книги о твоих ровесниках.(6ч)

6

08.10


Выставка книг о детях. Структура книги.


7

15.10


Книги В. Осеевой. Книга-сборник.


8

22.10


Книги Е. Пермяка. Титульный лист.


9

29.10


Книги Н. Носова. Типы книг.


10

12.11


Книги В. Драгунского. Аппарат книги.


11

19.11


Герои детских книг.


Крупицы народной мудрости. Книги-сборники.(4ч)

12

26.11


Книги-сборники. Малые жанры фольклора.


13

03.12


Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении».


14

10.12


Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку».


15

17.12


Скороговорки и чистоговорки.


Писатели-сказочники.(5ч)

16

24.12


Книги с литературными (авторскими) сказками.


17

14.01


Писатели-сказочники.


18

21.01


Герои сказок. Викторина.


19

28.01


По страницам сказок Х.К. Андерсена.


20

04.02


Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок».


Книги о детях.(6ч)

21

11.02


Книги о детях. Выставка книг.


22

18.02


Герои книг В. Осеевой.


23

25.02

04.03

Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях.


24

04.03

11.03

Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы.


25

11.03

01.04

Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители.


26

01.04

08.04

Сборники стихотворений для детей. Каталожная карточка.


Старые добрые сказки.(2ч)

27

08.04

15.04

Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок.


28

15.04

22.04

Народные сказки на страницах детских журналов.


Книги о тех, кто подарил нам жизнь .(1ч)

29

22.04

29.04

Книги о семье.


Защитникам Отечества посвящается.(1ч)

30

29.04

06.05

Книги о защитниках Отечества. Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове».


По страницам любимых книг.(4ч)

31

06.05

13.05

Библиотечный урок «Хвала книге».


32

13.05

20.05

По страницам любимых книг.


33

20.05

25.05

Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника читателя».


34


27.05

Итоговое занятие. Летнее чтение.