Рабочая программа интегрированного курса «Математика с увлечением» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования и авторской программы Буряк М.В., Карышевой Е.Н
(Математика с увлечением. 1класс. Интегрированный образовательный курс «Лесная математика». Методическое пособие с электронным интерактивным приложением/М.В. Буряк,Е.Н. Карышева; под ред. М.С.Умновой – М.: Планета,2013) для обучающихся 1 класса.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для начального общего образования и в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 4» г. Симферополя на изучение курса в 1 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю, рассчитана на один год обучения - 33 часа в год.
Содержание курса внеурочной деятельности
Признаки предметов (1ч)
Свойства предметов: цвет, форма, размер. Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы в соответствии с указанными свойствами.
Пространственные и временные отношения (2 ч )
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости, их характеристика (выше-ниже, слева-справа, за-перед, между, вверху-внизу, больше-меньше, толще-тоньше, короче-длиннее). Порядок следования событий: раньше-позже.
Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки «1—», «Ц», указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Числа и операции над ними Числа от 1 до 10 (5 ч)
Числа от 1 до 9. Счёт предметов. Нумерация чисел. Запись чисел от 1 до 10. Число ноль. Состав чисел от 2 до 10. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Числа от 11 до 20 (2 ч)
Нумерация чисел от 11 до 20. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел и их последовательность.
Арифметические действия в пределах 20 (8 ч)
Сложение, вычитание. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения и вычитания в пределах 20. Взаимосвязь арифметических действий сложения и вычитания. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Переместительное свойство сложения. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия), взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата.
Величины и их измерение (1 ч)
Величины: масса, объём. Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (килограмм), вместимости (литр).
Текстовые задачи (6 ч)
Задача. Структура задачи. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или на схеме, для ответа на заданные вопросы. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач. Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание). Текстовые задачи на нахождение суммы и остатка. Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на ...», «меньше на ...». Текстовые задачи на разностное сравнение. Решение сложных текстовых задач в несколько действий. Составление и решение взаимообратных задач. Решение логических и нестандартных задач.
Геометрические фигуры (5 ч)
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, многоугольники (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т.д.), круг, овал.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар, конус.
Конструкторы: «Танграм» - древняя китайская головоломка, «Волшебный квадрат».
Геометрические величины .Работа с информацией (2 ч)
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (сантиметр, дециметр). Измерение длины отрезка. Площадь. Измерение площади с помощью мерок.
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин. Представление информации в виде таблицы. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Итоговое повторение (1 ч)
Курс «Лесная математика» является интегрированным, поэтому задания по математике тесно связаны с темами по окружающему миру и технологии. Указанное ниже количество часов распределено по темам занятий.
Окружающий мир. Лес и его обитатели
Растительный мир леса (13ч)
Съедобные и ядовитые грибы. Этажи леса: травы, кустарники (лиственные и хвойные), деревья (лиственные и хвойные). Лекарственные и ядовитые растения. Цветочные часы.
Животный мир леса (17 ч)
Кто где живёт. Насекомые в лесу. Лесные птицы. Лесные звери (медведь, лось, лисица, белка, заяц, волк, ёж). Птичьи часы. Лесное болото. Живые барометры.
Территории леса. Охрана леса (2 ч)
Леса России. Правила поведения в лесу.
Итоговое занятие (1 ч)
Требования к знаниям и умениям обучающихся к концу изучения курса
В результате изучения курса обучающиеся получат возможность закрепить :
названия и последовательность чисел от 1 до 20, разрядный состав чисел от 11 до 20;
название компонентов и результатов действий сложения и вычитания, зависимость между ними;
переместительное свойство сложения;
таблицу сложения и вычитания в пределах 20;
сложение и вычитание с числом 0;
единицы измерения длины, объема и массы (сантиметр, дециметр, литр, килограмм);
способы сравнения и измерения фигур;
названия геометрических фигур.
Обучающиеся будут уметь:
выделять признаки предметов: цвет, форму, размер;
выделять часть предметов из большей группы на основе общего признака и объединять группы предметов в большую группу на основе общего признака;
сравнивать, складывать и вычитать числа в пределах 20;
решать простые задачи на нахождение суммы, остатка, увеличение или уменьшение числа на несколько единиц, на разностное сравнение;
решать задачи в два и более действия на сложение и вычитание;
использовать знания для решения заданий;
определять длину отрезка;
узнавать плоские и объемные фигуры;
изображать плоские геометрические фигуры;
конструировать из геометрических фигур: собирать фигуру из заданных геометрических фигур или частей, преобразовывать , видоизменять фигуру (предмет) по условию и заданному конечному результату;
ориентироваться в пространстве;
проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта, его существенные и несущественные признаки;
строить фигуру, симметричную относительно данной оси симметрии;
анализировать и решать логические задания;
осуществлять самостоятельный поиск решений;
последовательно рассуждать, доказывать.
Обучающиеся узнают:
о растениях леса;
о животных леса;
о правилах поведения в лесу;
о роли леса в жизни человека.
Планируемые результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установка на бережное отношение к природе, понимание красоты окружающего мира.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач]
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогии и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Наличие мотивации к творческому труду.
Любознательность, активность и заинтересованность в познании мира
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела (темы) | Количество часов |
1 | Признаки предметов | 2 ч |
2 | Пространственные и временные отношения | 1ч |
3 | Числа от 1 до 10 | 5ч |
4 | Числа от 11 до 20. Арифметические действия в пределах 20 | 10ч |
5 | Величины и их измерение | 1ч |
6 | Текстовые задачи | 6ч |
7 | Геометрические фигуры | 5ч |
8 | Геометрические величины | 2ч |
9 | Итоговое повторение | 1ч |
| Итого | 33 ч |
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата проведения | Тема занятия |
план | факт |
Признаки предметов (2ч) |
1 | 07.09 | | Лесные полянки. Сравнение предметов . Признаки предметов. |
2. | 14.09 | | В лес по грибы. Числа от 1 до 5 |
Пространственные и временные отношения (1 ч) |
3. | 22.09 | | Цветочные часы. Пространственные и временные представления |
Числа от 1 до 10 (5 ч) |
4. | 29.09 | | Птичьи часы. Геометрические фигуры. |
5. | 05.10 | | В лес по ягоды. Равенство. Неравенство. |
6. | 12.10 | | Лесные этажи. Числа от 1 до 10 |
7. | 19.10 | | Лиственные деревья. Увеличить, уменьшить на… |
8. | 26.10 | | Русская красавица. Сложение с 0. Вычитание 0 |
Числа от 11 до 20. Арифметические действия в пределах 20 (10 ч) |
9. | 09.11 | | Хвойные деревья. Многоугольники. |
10. | 16.11 | | Лесные орехи. Слагаемые, сумма. |
11. | 23.11 | | Лесные кустарники. Нахождение суммы и остатка. |
12. | 30.11 | | Лесные цветы. Задачи на уменьшение и увеличение числа на несколько единиц |
13. | 07.12 | | Лесная аптека. Задачи на разностное сравнение. |
14. | 14.12 | | Ядовитые растения. Решение задач разных видов. |
15. | 21.12 | | Кто где живёт. Состав чисел от 5 до 10 |
16. | 28.12 | | Насекомые в лесу. Числа от 1 до 10. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания. |
17. | 11.01 | | Лесные санитары. Связь между слагаемыми и суммой |
18. | 18.01 | | Лесные птицы. Уменьшаемое, вычитаемое, разность. |
Величины и их измерения (1 ч) |
19 | 25.01 | | Лесной доктор. Примеры с окошками |
Текстовые задачи (6 ч) |
20 | 01.02 | | Лесной полицейский. Меры длины. Сантиметр. Дециметр. |
21 | 08.02 | | Пернатая кошка. Килограмм. Литр. |
22. | 15.02 | | Хозяин леса. Числа от 11 до 20. Нумерация |
23. | 01.03 | | Гордость леса. Обратные задачи |
24. | 15.03 | | Лесная плутовка. Измерение площади. |
25. | 22.03 | | Заботливые хозяйки. Задачи в два действия. |
Геометрические фигуры (5 ч) |
26. | 05.04 | | Лесной трусишка. Выражения со скобками. |
27. | 12.04 | | Серый разбойник. Игра «Танграм». |
28. | 19.04 | | Колючий колобок. Табличное сложение в пределах 20. |
29. | 26.04 | | Лесное болото. Табличное вычитание в пределах 20. |
30 | 03.05 | | Живые барометры. Сложение и вычитание в пределах 20 |
Геометрические величины (2 ч) |
31. | 10.05 | | Леса России. Ось симметрии фигуры. |
32 | 17.05 | | Как вести себя в лесу. Объемные фигуры |
Итоговое повторение (1 ч) |
33 | 24.05 | | Итоговое занятие |
1