Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
городской округ Павловский Посад
Московской области
Утверждаю:
И. о. директора МОУ СОШ №4
____________/ С.П. Шувикова/
______________
(дата)
Рабочая программа по внеурочной деятельности
« Мои друзья»
4 «В» класс
Социальное направление.
Составитель: Малашина М.А.
учитель начальных классов
2021
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мои друзья» составлена с учетом направлений внеурочной деятельности, прописанных в основной образовательной программе ООП НОО ФГОС МОУ СОШ №4.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Срок реализации 1 год.
Цель программы: сформировать у школьников ответственное отношение к домашним животным. Оно базируется на осведомленности о нуждах и потребностях четвероногих друзей, понимании — какую роль играет человек в их жизни, готовности заботиться и бережно относиться к питомцам.
Основными задачами программы являются:
-формирование представлений об универсальной ценности домашних животных как представителей мира живой природы, понимания связи человека и природы;
-развитие устойчивого познавательного, эстетического и практического интереса к домашним животным;
-вовлечение в реальную деятельность по уходу за домашними питомцами
1. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению домашних животных (на примере собак и кошек);
развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать свое отношение к домашним животным различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);
осознание необходимости внимательного, ответственного отношения к домашним животным; проявление чувств сопереживания, сострадания, сочувствия по отношению к домашним животным;
формирование мотивации дальнейшего изучения вопросов, связанных с происхождением, особенностями строения, поведения, воспитания домашних животных.
Метапредметные результаты:
овладение элементами самостоятельной организации деятельности (например, при выполнении наблюдений, проектов, презентаций и т.п.): умения ставить цель, планировать деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; давать самооценку личных достижений;
освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
формирование приёмов работы с информацией: умения правильно выбирать источники информации, находить в них и отбирать информацию в соответствии с учебной задачей; понимать информацию, представленную в различной знаковой форме — в виде текстов, таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Формы проведения занятий:
беседы,
выполнение заданий в рабочей тетради,
ролевые игры,
викторины,
выставки рисунков,
выставки литературы, посвященной домашним питомцам.
Содержание программы
3-ой год обучения - 4 класс (34 часа)
Раздел 1. Давай познакомимся. (5 часов)
Мои четвероногие друзья.
Как домашние животные и их хозяева находят общий язык. Значение животных-компаньонов.
Клубы любителей животных.
Общество охраны животных.
Права и обязанности хозяев животных.
Раздел 2. Как мы появились в доме человека. Мы очень разные. (5 часов)
Творческая работа. Родословное древо собак.
Как собаки появились в доме человека. История и причины одомашнивания.
История появления различных пород собак, их назначение. Различные породы собак, особенности поведения, характера, привычек.
Могут ли собаки предсказывать приближение стихийных бедствий (землетрясений, наводнений)?
Правила выбора себе домашнего питомца. Главное качество хозяина питомца — ответственность.
Раздел 3. Как мы устроены и как за нами ухаживать. (6 часов)
Особенности организма собак. Сравнение внешнего строения тела собак и кошек. Что необходимо собакам для хорошего самочувствия.
Разный возраст — разные потребности Особенности содержания молодых и взрослых животных: кормление, общение и игры, посещение ветеринара, участие в выставках.
Правила содержания собак в городе. Как должно быть обустроено место для собаки в городской квартире. Справочная литература, посвящённая содержанию животных.
Прогулка - обязательная часть распорядка дня для собаки. Где и как правильно выгуливать собаку в городе.
Как защитить собак от жестокого обращения. Сопереживание, сочувствие и содействие животным.
Информационно-библиографический дайджест «Друзей не бросают». Почему появляются бездомные кошки и собаки? Помощь бездомным животным.
Раздел 4. Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев. (6 часов)
Как общаются животные друг с другом и с человеком. Почему важно понимать «язык» животных. Звуковое общение.
«Как кошка с собакой» — различия в поведении и особенностях взаимоотношений кошек и собак с человеком и между собой.
Кинологи, кто они? Основные правила воспитания и дрессировки собак. Особенности воспитания и дрессировки разных пород собак.
Осторожно — незнакомая собака! Правила общения с чужими домашними собаками.
Правила безопасности при встрече с бездомными собаками.
Игры с питомцем: проводим время вместе.
Раздел 5. На приёме у Айболита. ( 6 часов)
Здоров ли ваш питомец? Первая неотложная помощь.
Роль ветеринарной службы в сохранении здоровья домашних животных.
Что нужно знать о прививках собакам и кошкам?
Заражение организма человека или животных паразитами животной природы.
Какие заболевания могут передаваться от собак и кошек человеку.
Мини-проект «Гигиена — прежде всего!»
Раздел 6. Мы с тобой - друзья! (6 часов)
Мой питомец – самый лучший! Выставка рисунков, плакатов, фотографий, поделок
Коллективный проект «Верное и преданное сердце».
Коллективный проект «Верное и преданное сердце».
Книжная выставка «Собаки в художественных произведениях». Книги А. Чехова «Каштанка», Г. Троепольского «Белый Бим Черное Ухо», Д. Пеннака «Собака Пес», Куприна «Белый пудель».
«Верные спутники воина».Историко-патриотический медиа-час «Подвиги животных в годы Великой Отечественной войны»
Квест-игра «Мой четвероногий друг».
Календарно – тематическое планирование
(1 ч x 34 = 34 ч)
п/п | Наименование разделов и тем | Плановые даты | Скоррект. даты |
Давай познакомимся. (5 часов) |
1 | Мои четвероногие друзья. | | |
2 | Как домашние животные и их хозяева находят общий язык. Значение животных-компаньонов. | | |
3 | Клубы любителей животных. | | |
4 | Общество охраны животных. | | |
5 | Права и обязанности хозяев животных. | | |
Как мы появились в доме человека. Мы очень разные. (5 часов) |
6 | Творческая работа. Родословное древо собак. | | |
7 | Как собаки появились в доме человека. История и причины одомашнивания. | | |
8 | История появления различных пород собак, их назначение. Различные породы собак, особенности поведения, характера, привычек. | | |
9 | Могут ли собаки предсказывать приближение стихийных бедствий (землетрясений, наводнений)? | | |
10 | Правила выбора себе домашнего питомца. Главное качество хозяина питомца — ответственность. | | |
Как мы устроены и как за нами ухаживать. (6 часов) |
11 | Особенности организма собак. Сравнение внешнего строения тела собак и кошек. Что необходимо собакам для хорошего самочувствия. | | |
12 | Разный возраст — разные потребности Особенности содержания молодых и взрослых животных: кормление, общение и игры, посещение ветеринара, участие в выставках. | | |
13 | Правила содержания собак в городе. Как должно быть обустроено место для собаки в городской квартире. Справочная литература, посвящённая содержанию животных. | | |
14 | Прогулка - обязательная часть распорядка дня для собаки. Где и как правильно выгуливать собаку в городе. | | |
15 | Как защитить собак от жестокого обращения. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. | | |
16 | Информационно-библиографический дайджест «Друзей не бросают». Почему появляются бездомные кошки и собаки? Помощь бездомным животным. | | |
Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев. (6 часов) |
17 | Как общаются животные друг с другом и с человеком. Почему важно понимать «язык» животных. Звуковое общение. | | |
18 | «Как кошка с собакой» — различия в поведении и особенностях взаимоотношений кошек и собак с человеком и между собой. | | |
19 | Кинологи, кто они? Основные правила воспитания и дрессировки собак. Особенности воспитания и дрессировки разных пород собак. | | |
20 | Осторожно — незнакомая собака! Правила общения с чужими домашними собаками. | | |
21 | Правила безопасности при встрече с бездомными собаками. | | |
22 | Игры с питомцем: проводим время вместе. | | |
На приёме у Айболита. ( 6 часов) |
23 | Здоров ли ваш питомец? Первая неотложная помощь. | | |
24 | Роль ветеринарной службы в сохранении здоровья домашних животных. | | |
25 | Что нужно знать о прививках собакам и кошкам? | | |
26 | Заражение организма человека или животных паразитами животной природы. | | |
27 | Какие заболевания могут передаваться от собак и кошек человеку. | | |
28 | Мини-проект «Гигиена — прежде всего!» | | |
Мы с тобой - друзья! (6 часов) |
29 | Мой питомец – самый лучший! Выставка рисунков, плакатов, фотографий, поделок | | |
30 | Коллективный проект «Верное и преданное сердце». | | |
31 | Коллективный проект «Верное и преданное сердце». | | |
32 | Книжная выставка «Собаки в художественных произведениях». Книги А. Чехова «Каштанка», Г. Троепольского «Белый Бим Черное Ухо», Д. Пеннака «Собака Пес», Куприна «Белый пудель». | | |
33 | «Верные спутники воина».Историко-патриотический медиа-час «Подвиги животных в годы Великой Отечественной войны» | | |
34 | Квест-игра «Мой четвероногий друг». | | |
Итого: 34 часа |
СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания ШМО
учителей начальных классов № ____
Руководитель ШМО___________И.Н. Саукова
26 августа 2021 г.
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР _______ /О.А. Киселева/
27 августа 2021 г.