Рабочая программа по внеурочной деятельности
Для 1,3 класса
«Умники и умницы»
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы (блок математика)» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2013 г. – с. 191 – 210.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.
Цель данного курса: ознакомить учащихся с основами мыслительных процессов (интеллектуальная компетентность ) , помочь сформировать и развить познавательные процессы учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Общая характеристика курса
Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
-задания на развитие внимания;
-задания на развитие памяти;
-задания на совершенствование воображения;
-задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Рекомендуемая модель занятия в 1 классе
«Мозговая гимнастика » (1-2 минуты
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
Разминка (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления. (15минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
Веселая переменка (3-5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
Построение предметных картинок, штриховка (15 минут)
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.
Рекомендуемая модель занятий в 3 классе:
1. «Мозговая гимнастика» (2 минуты)
2. Разминка (3-5 минут)
3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (10 минут)
4. Гимнастика для глаз (1-2 минуты)
5. Логически – поисковые задания (10 минут)
6. Веселая переменка (2-3 минуты)
7. Нестандартные задачи (10-15 минут)
Задачи, предлагаемые на этом этапе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.
.
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Формой занятий по развитию речи учащихся может быть специально выделяемый один раз в неделю урок в рамках дополнительно предоставляемых образовательных услуг или внеклассные факультативные занятия.
Программа курса «Умники и умницы (блок развитие речи)» изучается в течение всего обучения по 1 ч в неделю. В 1 классе 33 ч, в 3классе 34 ч.
Раздел V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне
одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса являются формирование следующих умений.
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:
логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
обоснованно делать выводы, доказывать;
обобщать математический материал;
находить разные решения нестандартных задач.
Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка
знаний и умений обучающихся.
Основные формы учета знаний и умений:
1. тестирование (проводится в начале и конце учебного года);
2. участие в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
3. участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.)
4. участие в интеллектуальных играх (КВН; «Кенгуру», Брейн - ринги; Математические турниры и т.д.)
К концу обучения учащиеся должны уметь:
анализировать варианты рассуждений, восстанавливать ход рассуждений;
решать логически-поисковые задачи, нестандартные задачи;
находить несколько способов решения задач.
Содержание курса
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
В 1 классе
Номер блока | Название блока | Количество часов | Основные характеристики деятельности учащихся. |
1 | Развитие концентрации внимания. Графический диктант. | 12 | Тренировать способность переключать, распределять внимание, увеличивать объём устойчивости, концентрации внимания. Проявлять интерес к изучаемому предмету. Слушать и понимать речь других. Учиться давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников. Уметь отвечать на поставленные учителем вопросы. Уметь договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. |
2 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 10 | Тренировать способность переключать, распределять внимание, увеличивать объёма устойчивости, концентрации внимания. Проявлять интерес к изучаемому предмету. Слушать и понимать речь других. Учиться давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников. Уметь отвечать на поставленные учителем вопросы. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. |
3 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 10 | Тренировать слуховую память, точность и быстроту запоминания, увеличивать объёма памяти, качество воспроизведения материала. Преобразовывать информацию из одной формы в другую Проявлять интерес к изучаемому предмету. Слушать и понимать речь других. Учиться давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников. Уметь отвечать на поставленные учителем вопросы. Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. |
4 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 10 | Тренировать зрительную память, точность и быстроту запоминания, увеличивать объёма памяти, качество воспроизведения материала. Проявлять интерес к изучаемому предмету. Слушать и понимать речь других. Учиться давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников. Уметь отвечать на поставленные учителем вопросы. Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. |
5 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 8 | Уметь находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Слушать и понимать речь других. Учиться давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников. Уметь отвечать на поставленные учителем вопросы. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. |
6 | Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 8 | Дорисовывать несложные композиции из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения. Выбирать фигуры нужной формы для восстановления целого; Вычерчивать уникальные фигуры (фигуры, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды); Выбирать пары идентичных фигур сложной конфигурации; Выделять из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка; Делить фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных; Складывать и перекладывать спички с целью составления заданных фигур. |
7 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 8 | Уметь находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Слушать и понимать речь других. Учиться давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников. Уметь отвечать на поставленные учителем вопросы. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. |
В 3 классе
Номер блока | Название блока | Количество часов | Основные характеристики деятельности учащихся. |
1 | Развитие концентрации внимания. | 11 | Тренировать способность переключать, распределять внимание, увеличивать объём устойчивости, концентрации внимания. Проявлять интерес к изучаемому предмету. Слушать и понимать речь других. Учиться давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников. Уметь отвечать на поставленные учителем вопросы. Уметь договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща. |
2 | Тренировка внимания. | 10 | Тренировать способность переключать, распределять внимание, увеличивать объёма устойчивости, концентрации внимания. Проявлять интерес к изучаемому предмету. Слушать и понимать речь других. Учиться давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников. Уметь отвечать на поставленные учителем вопросы. |
3 | Тренировка слуховой памяти. | 10 | Тренировать слуховую память, точность и быстроту запоминания, увеличивать объёма памяти, качество воспроизведения материала. Преобразовывать информацию из одной формы в другую Проявлять интерес к изучаемому предмету. Слушать и понимать речь других. Учиться давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников. Уметь отвечать на поставленные учителем вопросы. Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать выводы. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. |
4 | Тренировка зрительной памяти. | 10 | Тренировать зрительную память, точность и быстроту запоминания, увеличивать объёма памяти, качество воспроизведения материала. Проявлять интерес к изучаемому предмету. Слушать и понимать речь других. Учиться давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников. Уметь отвечать на поставленные учителем вопросы. Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. |
5 | Развитие логического мышления. | 9 | Уметь находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Слушать и понимать речь других. Учиться давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников. Уметь отвечать на поставленные учителем вопросы. |
6 | Совершенствование воображения. | 10 | Дорисовывать несложные композиции из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения. Выбирать фигуры нужной формы для восстановления целого; Вычерчивать уникурсальные фигуры (фигуры, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды); Выбирать пары идентичных фигур сложной конфигурации; Выделять из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка; Делить фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных; Складывать и перекладывать спички с целью составления заданных фигур. Разгадывать ребусы. |
7 | Развитие быстроты реакции | 8 | Уметь находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам. Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Слушать и понимать речь других. Учиться давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников. Уметь отвечать на поставленные учителем вопросы. |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата | Характеристика деятельности учащихся. |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант | 2 | | Выявить уровень развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Учить ориентироваться на листе. |
2 | Развитие концентрации внимания. Графический диктант. | 2 | | Развивать концентрацию внимания. Учить ориентироваться на листе. |
3 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 2 | | Тренировать внимания. Развивать мышление Учить ориентироваться на листе. |
4 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 2 | | Тренировать слуховую память. Развивать мышление. Учить ориентироваться на листе. |
5 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 2 | | Тренировать зрительную память. Развивать мышление. Учить ориентироваться на листе. |
6 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 2 | | Развивать аналитические способности. Совершенствовать мыслительные операции. Учить ориентироваться на листе. |
7 | Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 2 | | Совершенствовать воображение. |
8 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 2 | | Развивать логическое мышление. Совершенствовать мыслительные операции. Учить ориентироваться на листе. |
9 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 2 | | Развивать концентрацию внимания. Развивать мышление. Учить ориентироваться на листе. |
10 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 2 | | Тренировать внимание. Развивать мышление. Учить ориентироваться на листе. |
11 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. | 2 | | Развивать слуховую память. Развивать мышление. |
12 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 2 | | Тренировать зрительную память. Развивать мышление. Учить ориентироваться на листе. |
13 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 2 | | Развивать аналитические способности. Совершенствовать мыслительные операции. Учить ориентироваться на листе. |
14 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 2 | | Совершенствовать воображение. |
15 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 2 | | Развивать логическое мышление. Совершенствовать мыслительные операции. Учить ориентироваться на листе. |
16 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графические диктанты | 2 | | Развивать концентрацию внимания. Развивать мышление. Учить ориентироваться на листе. |
17 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 2 | | Тренировать внимание. Развивать мышление. Учить ориентироваться на листе. |
18 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 2 | | Развивать слуховую память. Развивать мышление. Учить ориентироваться на листе. |
19 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 2 | | Тренировать зрительную память. Развивать мышление. Учить ориентироваться на листе. |
20 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 2 | | Развивать аналитические способности. Совершенствовать мыслительные операции. Учить ориентироваться на листе. |
21 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 2 | | Совершенствовать воображение. |
22 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 2 | | Развивать логическое мышление. Совершенствовать мыслительные операции. Учить ориентироваться на листе. |
23 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 2 | | Развивать концентрацию внимания. Развивать мышление. Учить ориентироваться на листе. |
24 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 2 | | Тренировать внимание. Развивать мышление. Учить ориентироваться на листе. |
25 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 2 | | Развивать слуховую память. Развивать мышление. Учить ориентироваться на листе. |
26 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 2 | | Тренировать зрительную память. Развивать мышление. Учить ориентироваться на листе. |
27 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 2 | | Развивать аналитические способности. Совершенствовать мыслительные операции. Учить ориентироваться на листе. |
28 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 2 | | Совершенствовать воображение |
29 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 2 | | Развивать логическое мышление. Совершенствовать мыслительные операции Учить ориентироваться на листе. |
30 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графические диктанты. | 2 | | Тренировать внимание. Развивать мышление. Учить ориентироваться на листе. |
31 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графические диктанты. | 2 | | Тренировать внимание. Развивать мышление. Учить ориентироваться на листе. |
32 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 2 | | Тренировать слуховую память, развивать мышление, Совершенствовать мыслительные операции. Учить ориентироваться на листе. |
33 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года | 2 | | Выявить уровень познавательных способностей на конец года. Учить ориентироваться на листе. |
3 класс
Номер занятия | Тема занятия | Количество часов | Дата | Характеристика деятельности учащихся. |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | 1 | | Выявить уровень развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. |
2 | Развитие концентрации внимания | 1 | | Развивать концентрацию внимания. Совершенствовать мыслительные операции. Развивиать аналитические способности и способности рассуждать. |
3 | Тренировка внимания. | 1 | | Тренировать внимания. Совершенствовать мыслительные операции. Развивиать аналитические способности и способности рассуждать.. |
4 | Тренировка слуховой памяти. | 1 | | Тренировать слуховую память. Совершенствовать мыслительные операции. Развивиать аналитические способности и способности рассуждать. |
5 | Тренировка зрительной памяти. | 1 | | Тренировать зрительную память. Совершенствовать мыслительные операции. Развивиать аналитические способности и способности рассуждать. |
6 | Развитие логического мышления. | 1 | | Обучать поиску закономерностей. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
7 | Совершенствование воображения. | 1 | | Совершенствовать воображение. Развивать наглядно-образное мышление. Обучать правилам разгадывания ребусов. Учить складывать и перекладывать спички для получения заданного образца геометрических фигур.. |
8 | Развитие быстроты реакции. | 1 | | Развивать логическое мышление, скорость мыслительных операций. Совершенствовать мыслительные операции. |
9 | Развитие концентрации внимания. | 1 | | Развивать концентрацию внимания. Совершенствовать мыслительные операции. Развивиать аналитические способности и способности рассуждать. |
10 | Тренировка внимания. | 1 | | Тренировать внимания. Совершенствовать мыслительные операции. Развивиать аналитические способности и способности рассуждать.. |
11 | Развитие слуховой памяти. | 1 | | . Тренировать слуховую память. Совершенствовать мыслительные операции. Развивиать аналитические способности и способности рассуждать. |
12 | Тренировка зрительной памяти. | 1 | | Тренировать зрительную память. Совершенствовать мыслительные операции. Развивиать аналитические способности и способности рассуждать. |
13 | Развитие логического мышления. | 1 | | Обучать поиску закономерностей. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
14 | Совершенствование воображения. | 1 | | Совершенствовать воображение. Развивать наглядно-образное мышление. Обучать правилам разгадывания ребусов. Учить складывать и перекладывать спички для получения заданного образца геометрических фигур.. |
15 | Развитие быстроты реакции | 1 | | Развивать логическое мышление, скорость мыслительных операций. Совершенствовать мыслительные операции. |
16 | Развитие концентрации внимания. | 1 | | Развивать концентрацию внимания. Совершенствовать мыслительные операции. Развивиать аналитические способности и способности рассуждать. |
17 | Тренировка внимания. | 1 | | Тренировать внимания. Совершенствовать мыслительные операции. Развивиать аналитические способности и способности рассуждать.. |
18 | Тренировка слуховой памяти. | 1 | | Тренировать слуховую память. Совершенствовать мыслительные операции. Развивиать аналитические способности и способности рассуждать. |
19 | Тренировка зрительной памяти. | 1 | | Тренировать зрительную память. Совершенствовать мыслительные операции. Развивиать аналитические способности и способности рассуждать. |
20 | Развитие логических способностей. | 1 | | Обучать поиску закономерностей. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
21 | Совершенствование воображения. | 1 | | Совершенствовать воображение. Развивать наглядно-образное мышление. Обучать правилам разгадывания ребусов. Учить складывать и перекладывать спички для получения заданного образца геометрических фигур.. |
22 | Развитие быстроты реакции. | 1 | | Развивать логическое мышление, скорость мыслительных операций. Совершенствовать мыслительные операции. |
23 | Развитие концентрации внимания. | 1 | | Развивать концентрацию внимания. Совершенствовать мыслительные операции. Развивиать аналитические способности и способности рассуждать. |
24 | Тренировка внимания. | 1 | | Тренировать внимания. Совершенствовать мыслительные операции. Развивиать аналитические способности и способности рассуждать.. |
25 | Тренировка слуховой памяти. | 1 | | Тренировать слуховую память. Совершенствовать мыслительные операции. Развивиать аналитические способности и способности рассуждать. |
26 | Тренировка зрительной памяти | 1 | | Тренировать зрительную память. Совершенствовать мыслительные операции. Развивиать аналитические способности и способности рассуждать. |
27 | Развитие логического мышления | 1 | | Обучать поиску закономерностей. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
28 | Совершенствование воображения. | 1 | | Совершенствовать воображение. Развивать наглядно-образное мышление. Обучать правилам разгадывания ребусов. Учить складывать и перекладывать спички для получения заданного образца геометрических фигур.. |
29 | Развитие быстроты реакции | 1 | | Развивать логическое мышление, скорость мыслительных операций. Совершенствовать мыслительные операции. |
30 | Тренировка концетрации внимания. | 1 | | Развивать концентрацию внимания. Совершенствовать мыслительные операции. Развивиать аналитические способности и способности рассуждать. |
31 | Тренировка внимания.. | 1 | | Тренировать внимания. Совершенствовать мыслительные операции. Развивиать аналитические способности и способности рассуждать.. |
32 | Тренировка слуховой памяти. | 1 | | Тренировать слуховую память. Совершенствовать мыслительные операции. Развивиать аналитические способности и способности рассуждать. |
33 | Тренировка зрительной памяти. | 1 | | Тренировать зрительную память. Совершенствовать мыслительные операции. Развивиать аналитические способности и способности рассуждать. |
34 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года | 1 | | Выявить уровень развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года |
XI. Материально- техническое обеспечение курса
№ | Автор, год издания,название пособия | Вид пособия |
1. | Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2007 г «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей» | Методическое пособие для 1-4 классов |
2. | Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2005. – 34 с. – ( Серия «Умники и умницы») | Программа развития познавательных способностей учащихся |
5. | Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя |
6. | Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя |
7. | Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя |
Учебная литература для учащихся
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2007 г | «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей» | Рабочие тетради с 1 по 4 класс в 2-х частях. |