Пояснительная записка.
Программа «Школа вежливых наук»составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образовани. Программы внеурочной деятельности под редакцией Н. Ф. Виноградовой, Издательство Москва, Вентана – Граф, 2011 год.
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.
Программа направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России и обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного вос- питания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Актуальность программы в том, что она направлена помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Цель программы:
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников, формирование первона- чального представления о базовых ценностях отечественной культуры.
Задачи:
1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общест- венных местах, на природе.
3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопо- мощи и поддержки
4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Место курса в учебном плане внеурочной деятельности
Данная программа реализует деятельность проблемно – ценностного общения. Направление выбрано с учетом пожелания родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.Всего 34 часа в год.Программа расчитана на детей 8-9 лет.
Формы проведения:
Беседы
Игры (сюжетно - ролевые, словесные, игры - драматизации)
Рассказ ы педагога и детей
Чтение художественных произведений
Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера
Наблюдения
Дискуссии
Смотры-конкурсы, выставки
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов
Планируемые результаты:
Данная программа ориентирована на формирование универсальных учебных действий
Личностные:
самоопределение
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих
установка на здоровый образ жизни
Регулятивные :
понимание и сохранение учебной задачи
адекватное восприятие оценки учителя и окружающих
осуществление пошагового и итогового контроля
различие способа и результата действия
Познавательные :
включение в творческую деятельность учащихся
установление причинно-следственных связей в изучаемом круге событий
осуществление поиска необходимой информации и выделение конкретной информации с помощью учителя
построение этически грамотных высказываний в устной и письменной форме
Коммуникативные :
адекватное использование коммуникативных средств для решения поставленных задач
умение договариваться и приходить к общему решению в совместнойдеятельности
аргументация своего решения и координация его с решениями партнеров в сотрудничестве при выработке общего направления в совместной деятельности
Содержание программы
Раздел 1. Введение (1час)
Этика – наука о морали.
Раздел 2. Школьный этикет (9 часов)
Как я выгляжу. Школьный этикет. Зачем быть вежливым. (Дискуссия).
Сказка о вежливости. (Обыгрывание жизненных ситуаций.) Роль жестов и мимики в приветствии. «Ты» и «вы» в обращении. Добро в сказках. Зло в сказках.
Раздел 3. Правила общения (5 часов)
Твои поступки. Поступки твоих родителей. (Наблюдения). Что мешает общению.«Правила поведения, отраженные в народных сказках». (Проектная деятельность). Чем богат человек. (Практикум).
Раздел 4. О трудолюбии (4 часа)
«Что мы умеем: делаем новогодние игрушки».
«История религиозного праздника» (по выбору). Презентация о религиозном празднике. Обязанности ученика в школе и дома (Дискуссия).
Раздел 5. Культура внешнего вида (5 часов).
Да здравствует мыло душистое. Требования к внешнему виду человека. Повседневная одежда. Волосы и головной убор. Человек и его имя.
Раздел 6.Пишите письма (2часа). Понятия «адресат-адресант». Обучение эпистолярному жанру. Как писать письма, поздравления
Раздел 7. Внешкольный этикет (8часов)
Моя мама – самая лучшая. ( Стенгазета). День рождения( хорошие манеры)Учимся общаться. (Практикум). Двор, где я живу.«Моя семья: традиции и праздники». «Герои ВОВ – жители нашего города». Оформление альбома. Сказка в нашей жизни. (Наблюдения).Итоговое занятие.Подведение итогов. «Мы любим свой город». (Презентация).
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Введение | 1 | 1 | |
2 | Школьный этикет. | 9 | 2 | 7 |
3 | Правила общения. | 5 | 1 | 4 |
4 | О трудолюбии | 4 | 1 | 3 |
5 | Культура внешнего вида. | 5 | 1 | 4 |
6 | Пишите письма | 2 | 0,5 | 1,5 |
7 | Внешкольный этикет. | 8 | 2 | 6 |
| Итого | 34 | 8,5 | 25,5 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Теория | Практика | Дата |
| | | |
1 | Введение.Этика – наука о морали. | 1 | 1 | | |
2 | Как я выгляжу | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3 | Школьный этикет | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4 | Зачем быть вежливым | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5 | Сазка о вежливости | 1 | | 1 | |
6 | Роль жестов и мимики в приветствии | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7 | «Ты» и «Вы» в обращении | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8 | Добро в сказках | 1 | | 1 | |
9 | Зло в сказках | 1 | | 1 | |
10 | Твои поступки. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
11 | Поступки твоих родителей | 1 | 0,5 | 0,5 | |
12 | Что мешает общению | 1 | 0,5 | 0,5 | |
13 | Правила поведения,отраженные в народных сказках | 1 | | 1 | |
14 | Чем богат человек | 1 | 0,5 | 0,5 | |
15 | Что мы умеем: делаем Новогодние игрушки,с сюрпризом-поздравлением | 1 | | 1 | |
16 | История религиозных праздников. | 1 | 1 | | |
17 | Презентация-рассказ о религиозном празднике | 1 | | 1 | |
18 | Обязанности ученика в школе и дома | 1 | | 1 | |
19 | Да здравствует мыло душистое. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
20 | Требования к внешнему виду человека. | 1 | | 1 | |
21 | Повседневная одежда | 1 | | 1 | |
22 | Волосы и головной убор | 1 | | 1 | |
23 | Человек и его имя. | 1 | | 1 | |
24 | Понятия «адресат-адресант». Обучение эпистолярному жанру. | 1 | | 1 | |
25 | Как писать письма, поздравления | 1 | | 1 | |
26 | Моя мама – самая лучшая. ( Стенгазета). | 1 | | 1 | |
27 | День рождения( хорошие манеры) | 1 | | 1 | |
28 | Учимся общаться. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
29 | Двор, где я живу | 1 | 0,5 | 0,5 | |
30 | «Герои ВОВ – жители нашего города». | 1 | | 1 | |
31 | Моя семья: традиции и праздники». | 1 | 1 | | |
32 | Сказка в нашей жизни. (Наблюдения). | 1 | | 1 | |
33 | Итоговое занятие.Подведение итогов | 1 | 0,5 | 0,5 | |
34 | «Мы любим свой город». (Презентация). | 1 | | 1 | |
Всего | 34 ч. | 8,5 | 25,5 | |
Литература:
1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.
2.Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» / Л. В. Мищенкова. – М: Издательство РОСТ. 2014.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009.
4.Программы внеурочной деятельности