Программа «Школа вежливых наук» составлена на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И.Хомяковой «Азбука нравственности». Планирование составлено из расчёта – 1 час в неделю. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности «Школа вежливых наук»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно‑нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Сострадать животным, не обижать их.
6. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
7. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
8. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Содержание
Правила поведения в школе (6ч) Зачем нужны правила поведения? Что мы знаем о правилах поведения в школе, дома, на улице? Всегда ли мы соблюдаем правила? Какие правила для нас самые трудные? Как правильно вести себя в гардеробе? Часто ли ученики ходят по упавшей одежде? Кто и почему был обижен в раздевалке? Как правильно вести себя в столовой? Зачем нужны правила поведения за столом? Главное правило поведения за столом. Как правильно вести себя в библиотеке? Что такое библиотека? Для чего она предназначена? Знакомство с понятием «школьный двор»? Для чего он предназначен? Как вести себя на школьном дворе? Правила игры.
О добром и вежливом обращении к людям (12ч) Знакомство с понятиями «добро» и «зло» (синонимами «хорошо» и «плохо»). Роль смеха. Правила вежливости, их происхождение и изменение в связи с развитием общества. «Волшебное дерево» или «Дерево вежливости». Что означает быть хорошим товарищем? Только ли сверстник может быть другом? Раскрытие смысла понятия «помнить о других».Как твоё действие отразиться на других? Почему надо беречь своих родителей?
Как стать трудолюбивым? (7ч) Какую роль играет образование в жизни людей?«Век живи – век учись». Какое значение имеет выражение «прилежный, старательный ученик»?Почему мы даём положительную оценку этим качествам человека? Что нужно для того, чтобы стать прилежным и старательным? Формирование у детей нравственного опыта, представление о труде для всех. Нужен ли труд? Нравится ли труд детям? На каких литературных героев вы хотите быть похожими? Важность труда дома. В чём состоит важность такого труда? Как он важен для окружающих? Дом – это лицо хозяина!
Правила аккуратности и опрятности (5ч) Что означает культура внешнего вида и культуры? Почему внешний вид не только твоё личное дело? Правила организованного собранного ученика. Аккуратность – это нравственное качество. Значение времени для человека. Что значит «ценить время»?
Правила культуры поведения на улице и дома (2ч) Правила поведения на улице. Правила поведения дома. Твой подъезд, твой двор. Ты идёшь гулять.
Школьный этикет (1ч) Этикет – что это такое? Зачем он нужен младшему школьнику? Внешние правила знакомства и приветствия. Формы знакомства и приветствия за столом.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1 | Правила поведения в школе | 6 |
2 | О добром и вежливом обращении к людям | 12 |
3 | Как стать трудолюбивым | 7 |
4 | Правила аккуратности и опрятности | 5 |
5 | Правила культуры поведения на улице и дома | 2 |
6 | Школьный этикет | 1 |
Список литературы
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с
КАЛЕНДАРНО-Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
план | факт |
| Правила поведения в школе | | | |
1 | Правила поведения на уроке и на перемене | 1 | | |
2 | Правила поведения на уроке и на перемене | 1 | | |
3 | Правила поведения в гардеробе («раздевалке») | 1 | | |
4 | Правила поведения в столовой | 1 | | |
5 | Правила поведения в библиотеке | 1 | | |
6 | Правила поведения на школьном дворе | 1 | | |
| О добром и вежливом обращении к людям | | | |
7 | Что такое «добро» и «зло» | 1 | | |
8 | Что такое «добро» и «зло» | 1 | | |
9 | «Волшебные» (добрые) слова | 1 | | |
10 | «Волшебные» (добрые) слова | 1 | | |
11 | «Волшебные» (добрые) слова | 1 | | |
12 | «Волшебные» (добрые) слова | 1 | | |
13 | Добрые и недобрые дела | 1 | | |
14 | Добрые и недобрые дела | 1 | | |
15 | Ты и твои друзья | 1 | | |
16 | Ты и твои друзья | 1 | | |
17 | Помни о других – ты не один на свете | 1 | | |
18 | Помни о других – ты не один на свете | 1 | | |
| Как стать трудолюбивым | | | |
19 | «Ученье – свет, а неученье – тьма» (О добросовестном отношении к учёбе) | 1 | | |
20 | Как быть прилежным и старательным | 1 | | |
21 | Как быть прилежным и старательным | 1 | | |
22 | Наш труд в классе | 1 | | |
23 | Наш труд в классе | 1 | | |
24 | Мой ежедневный труд дома | 1 | | |
25 | Мой ежедневный труд дома | 1 | | |
| Правила аккуратности и опрятности | | | |
26 | Культура внешнего вида | 1 | | |
27 | Культура внешнего вида | 1 | | |
28 | Каждой вещи – своё место | 1 | | |
29 | Каждой вещи – своё место | 1 | | |
30 | Умей ценить время – своё и чужое | 1 | | |
| Правила культуры поведения на улице и дома | | | |
31 | Как вести себя дома и на улице? | 1 | | |
32 | Как вести себя дома и на улице? | 1 | | |
| Школьный этикет | | | |
33 | Как приветствовать людей и знакомиться с ними | 1 | | |
0