СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа вежливых наук» 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа вежливых наук»

3 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа вежливых наук» 3 класс»

«Школа вежливых наук»

3 класс

Результаты освоения курсов внеурочной деятельности

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты

Самоопределение

- проявление эмоционально-положительного отношения и интереса к родной стране, ее культуре, истории, традициям;

- освоены и приняты идеалы равенства, социальной справедливости, разнообразия культур как демократических гражданских ценностей;

- сформировано общее представление об окружающем мире в его природном, социальном, культурном многообразии и единстве;

- понимание чувств других людей и сопереживание им;

- сформирована внутренняя позиция на уровне понимания необходимости учения, выраженного

в преобладании учебно-познавательных мотивов;

- понимание искусства как значимой сферы человеческой жизни;

- адекватная оценка своих возможностей, осознанная ответственность за общее благополучие.

Смыслообразование

- заложены основы гражданской идентичности личности в форме осознания « Я- гражданин России», чувства сопричастности и гордости за Родину, народ и историю;

- сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- толерантное отношение и уважение к культуре других народов;

- сформирована внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов;

- понимание и следование в деятельности нормам эстетики;

- умение осуществлять коллективную постановку новых целей, задач.

Морально-этическая ориентация

- сформировано осознание своей этнической принадлежности; проявление готовности следовать основным нравственным нормам (отношение к людям, объективная оценка себя);

- сформированы основы гражданской идентичности в поступках и деятельности;

- заложены основы устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - как собственных, так и других людей;

- способность оценить свои поступки в позиции «Я — школьник», предпочтение социальному способу оценки знаний;

- следование в поведении моральным и этическим требованиям;

- ориентация на нравственное содержание и смысл поступков;

- сформирована способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

- умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

- способность самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- умение адекватно понимать причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности;

- умение планировать действия в соответствии с поставленной задачей;

- умение систематизировать подобранные информационные материалы в виде схемы;

- умение вносить необходимые коррективы в действии после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные УУД

- умение учитывать разные мнения и интересы, представлять собственную позицию;

- умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности;

- умение находить наиболее эффективные способы решения;

- умение адекватно использовать речь и речевые средства;

- умение осуществлять адекватную дифференцированную самооценку на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

- понимание разных мнений и подходов к решению проблемы;

- использование речи для регуляции своего действия;

- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

- умение продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников;

- готовность принимать различные точки зрения. Умение формулировать собственное мнение.

Познавательные УУД

- умение осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернет;

- умение осуществлять выбор эффективных способов решения поставленной задачи с ориентиром на ситуацию успеха;

- понимание причин своего успеха/ неуспеха;

- способность осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи;

- умение осуществлять анализ объектов;

- умение осуществлять синтез как составление целого из частей;

- умение строить простые рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях.

Предметные результаты

- понимание значимости национальной и мировой культуры, средствами сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- формирование представлений о мире, российской культуре, первоначальных этических представлениях, понятий о добре и зле, нравственности;

- формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;

- умение осознанно воспринимать и оценивать поступки людей, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков;

- умение самостоятельно пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Планируемые воспитательные результаты:

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо: сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.

2. Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для его достижения необходимо:

• сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

• на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

Формы контроля: диалог, анализ и обыгрывание ситуаций, решение этических задач, эксперименты, творческие задания.

Формы учета оценки планируемых результатов:

Опрос.

Наблюдение.

Диагностика:

нравственной самооценки;

этики поведения;

отношения к жизненным ценностям;

нравственной мотивации.

Анкетирование учащихся и родителей.

Содержание программы «Школа вежливых наук»

3-й класс

Раздел 1. Этика общения (8 часов)

Тема 1. Здравствуйте все!

«Здравствуйте!» Что означает это слово? Это проявление доброжелательного отношения к каждому. Это значит начать встречу с доброжелательности, с улыбки.

Тема 2. Будем беречь друг друга.

Встреча с феей Добра. Есть страна, где хозяйничает фея Зла. Она сделала так, что люди разучились беречь друг друга. В этой стране все печально и трудно. Фея Добра учит быть вежливыми, внимательными, уважительными, доброжела­тельными, благодарными.

Тема 3 Будем беречь друг друга.


Идет работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, за­висть - доброжелательностью, расположенностью, добродушием. Грубость - нежно­стью, лаской, снисходительностью. Жестокость - жалостью, сочувствием и т.д.

Тема 4. Любим добрые поступки.

Учимся видеть добрые поступки вокруг. Разучивание песни кота Леопольда о добрых делах. Соединение добрых слов и добрых поступков в единую цепочку.

Тема 5. Подари дело и слово доброе.

Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил. Дополнение этих характеристик учи­телем. Запись этих высказываний на магнитофон - это память для ребят.

Тема 6. Умеем общаться.

Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них - проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему.

Тема 7. Каждый интересен.

Дети говорят стоящему (по очереди), чем он им интересен. Учитель добавляет где необходимо, свои суждения. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.

Тема 8. Подарок коллективу.

Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: выдумку, песенку, рассказ...

Раздел 2. Этикет (7 часов)

Тема 9. Премудрости дедушки Этикета.

Этикет - свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях, постижение этой мудрости, чтобы достойно жить среди людей.

Тема 10. За столом с дедушкой Этикетом.

Коллективное чаепитие. Обыгрывание ситуаций поведения за столом.

Тема 11. Школьные правила этикета.

Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации.

Тема 12. Когда рядом много людей.

Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке.

Тема 13. Как решать семейные проблемы.

Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома.

Тема 14. Чистый ручеек вашей речи.

Дети импровизируют, передавая разговор у «костра» воображаемых героев. Речь должна быть полноводной, как река, ничто не должно мешать ее течению, засорять ее поток.

Тема 15. Встречаем Новый год.

Классный «Огонек» с праздничным столом.

Раздел 3. Этика отношений с окружающими (12 часов)

Тема 16. Душа - это наше творение.

Рисование любимого сказочного героя, наделенного теми качествами, какими хочет обладать ребенок. Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда...», «Я смеюсь, когда.. .», «Я радуюсь, когда...».

Тема 17. Отворите волшебные двери добра и доверия.

Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться оди­ноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца - двери добра и доверия.

Тема 18. Хорошие песни к добру ведут.

Дети поют ту песню, которую выбирает большинство. Рисование любимых героев песен. Выставка рисунков.

Тема 19. Вглядись в себя, сравни с другими.

Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое миро­ощущение и представление о жизни. Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом.

Тема 20. Помоги понять себя.

Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время, какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно, что не любит и т.д.

Тема 21. О настоящем и поддельном.

Настоящее - это то, что реально существует и влияет на наши чувства, поступки, жизнь. И это не только все живое: люди, животные, природа, но и понятия, которые определяют наши отношения ко всему окружающему.

Тема 22. Тепло родного дома.

Часто ли всей семьей собираемся и обсуждаем общие и наболевшие про­блемы? Тепло дома должно согревать всех его обитателей.

Тема 23. Поздравляем наших мам.

Занятие в виде праздника. Приглашаем мам, бабушек, сестер, дарим им тепло и подарки. Выставка рисунков «Портрет моей мамы, бабушки, сестры».

Тема 24. Цветы, цветы - в них Родины душа.

Цветы - это живое воплощение, отклик Родины на наше чувство, живая ниточка, связывающая нашу жизнь с местом, где мы родились.

Тема 25. Когда солнце тебе улыбается.

Итоговое занятие - праздник весны и песни.

Раздел 4. Этика отношений в коллективе (7 часов)

Тема 26. Чтобы быть коллективом.

Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость тоже общая.

Тема 27. Коллектив начинается с меня.

Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в кол­лективе, что - плохим? Рассматривание сходных позиций по отношению к другим людям, друг к другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы: считаться твоим другом; заслужить твое уважение; вызвать симпатию.

Тема 28. Подарок коллективу.

Занятие проводится по традиционной методике.

Тема 29. Секретные советы девочкам и мальчикам.

Вопросник отдельно для мальчиков и девочек, заполнение секретных карто­чек. При обсуждении заполняется общий «свиток».

Тема 30. Скажи себе сам.

Каждый пробует написать, чем он доволен в самом себе, а чем – нет и почему. Задание на будущее и цель, как достичь намеченное.

Тема 31. Вот и стали добрей и умней.

Путешествие по лабиринту мудрых откровений, которые помогли нам лучше понять себя, других, стать строже к себе, снисходительнее к другим, помогли стать шей и добрей.

Тема 32. Школе посвящается.

Заключительный праздник со всеми элементами этической направленности.

Тематическое планирование. 


  1. Раздел 1. Этика общения - 8 часов

  2. Раздел 2. Этикет - 7 часов

  3. Раздел 3. Этика отношений с окружающими - 12 часов

  4. Раздел 4. Этика отношений в коллективе - 7 часов

5 . Всего – 34 ч .











Календарно - тематический план.


Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Дата

1

Здравствуйте все!


1



2

Будем беречь друг друга.


1



3

Будем беречь друг друга.


1



4

Любим добрые поступки.


1



5

. Подари дело и слово доброе.


1



6

Умеем общаться.


1



7

Каждый интересен.


1



8

Подарок коллективу.


1



9

Премудрости дедушки Этикета.

1



10

За столом с дедушкой Этикетом.

1



11

Школьные правила этикета.


1



12

Когда рядом много людей.

1



13

Как решать семейные проблемы.

1



14

Чистый ручеек вашей речи.


1



15

Встречаем Новый год.


1



16

Душа - это наше творение

1



17

Отворите волшебные двери добра и доверия

1



18

Хорошие песни к добру ведут.


1



19

Вглядись в себя, сравни с другими.


1



20

Помоги понять себя.


1



21

О настоящем и поддельном.

1



22

Тепло родного дома.


1



23

Поздравляем наших мам.

1



24

Цветы, цветы - в них Родины душа.

1



25

Когда солнце тебе улыбается.

1



26

Чтобы быть коллективом.

1



27

Коллектив начинается с меня.

1



28

Подарок коллективу.

1



29

Секретные советы девочкам и мальчикам.


1



30

Скажи себе сам.


1



31

Вот и стали добрей и умней.

1



32

Школе посвящается.

1



33

Школе посвящается.

1



34

Заключительный праздник со всеми элементами этической направленности.


1