Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО )
Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СШ № 1 г. Демидова;
Цель программы
Воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой город, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства, с активной жизненной позицией, желающего принять непосредственное участие в развитии и процветании своего города.
Задачи:
Ознакомление учащихся с историческим прошлым и современной жизнью населения Смоленской области, родного города Демидова, участием и значением родного края в исторической, политической, экономической и культурной жизни России.
Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся, способности и готовности к использованию краеведческих знаний в повседневной жизни.
Формировать умение овладевать начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, умение овладевать технологией проектной деятельности, умение применять данную технологию в самостоятельной работе;
Выявлять одаренных детей, склонных к научно-исследовательской работе, предоставление им возможностей для реализации своих способностей.
Воспитывать гражданские качеств личности и патриотизм младшего школьника; бережное отношение к природному и духовному наследию родного края;
Формировать личностно-ценностное отношение и побуждение деятельной любви к родному месту проживания;
Укреплять родственные и семейные связи через погружение в историю жизни своей семьи, почитание семейных традиций для укрепления отношений между представителями разных поколений
Данная программа внеурочной деятельности рассчитана на детей 8-9 лет и реализует социальное направление.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут, всего 34 часов в течение года.
Основные виды деятельности:
проведение викторин, выставок рисунков, поделок, фотографий, сбор гербария, создание проектов, проведение исследований, написание мини-сочинений, мини-газет, создание электронных презентаций, участие в акциях по сохранению природы родного края.
Формы проведения:
рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов, проведение презентаций;
экскурсия; поездка,
практическое занятие, викторина, консультация проблемная лекция, работа в музеях, встречи с интересными людьми
Планируемые результаты реализации программы:
организация гарантированного непрерывного процесса получения, расширения и углубления знаний об окружающем мире, осуществляющаяся во внеурочной деятельности;
интегрированность общего и дополнительного образования на основе комплексного изучения родного края;
получение каждым учащимся необходимого объёма знаний о родном крае;
создание комплексной системы внеклассной работы по развитию и реализации интересов учащихся в различных направлениях краеведческой деятельности;
создание условий для развития ключевых компетентностей школьников;
отражение результатов исследовательской и поисковой деятельности в печатных и цифровых формах организации краеведческих материалов;
приобретение опыта участия в краеведческих конкурсах и конференциях;
реализация социально-экологических проектов.
духовно – нравственное развитие личности.
Личностными результатами изучения являются:
установка на поиск решения проблем;
критичность;
развитие навыков сотрудничества со взрослым и сверстниками при постановке и решении учебных, конкретно-практических и проектных задач, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметными результатами изучения являются:
способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность;
способность осуществлять информационный поиск;
способность анализировать, выделять существенное и фиксировать его в
знаковых моделях;
основы умения учиться: различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно совершенствовать предметные умения, делать запрос к различным источникам информации;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Данная программа внеурочной деятельности рассчитана на детей 8-9 лет. Она реализует социальное направление.
Содержание данного курса направлено на формирование ценностно-мировоззренческой, социальной, коммуникативной, познавательной, информационной, рефлексивной компетентностей.
Экскурсионная практика предполагает проведение очных и заочных экскурсий, в ходе которых учащиеся выполняют задания, а по результатам их выполнения представляют творческий отчет. В ходе экскурсионной практики учащиеся развивают наблюдательность, такие исследовательские умения, как умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.
Практика творческой деятельности основана на использовании занятий в форме ролевой игры, выполнении творческих проектов. Занятия призваны дать достаточно полное и целостное представление об историческом прошлом родного края и его настоящем. Практические, частично-поисковые и исследовательские методы и приёмы организации учебной деятельности нацелены на выработку у учащихся навыков работы со всевозможными источниками краеведческой информации: справочными и учебными пособиями, рукописными материалами, иллюстрациями, фотоматериалами, средствами телевидения, радио и печатными периодическими изданиями, а также художественной литературой.
Содержание программы
«Наш город» (15ч)
Воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь;
Формирование понятий о малой родине.
прошлая и настоящая история г. Демидова;
достопримечательности города;
история возникновения города Поречья .
предприятия города, национальный парк «Смоленское Поозерье», их значение для края и страны; Экскурсии в школьный музей, по родному городу, в городской музей, музей-усадьбу Ю. Никулина.
«Наша Смоленская область» (9ч) Воспитание любви к краю, где ты живёшь.
область на карте мира и России;
символика края (флаг, герб)
история Смоленской области в прошлом и настоящем;
Великая Отечественная война в истории нашего края;
достопримечательности Смоленска;
о людях нашего края (первые переселенцы); Экскурсия по Смоленску
Литературное краеведение ( 3 ч.)
Разучивание стихов, песен о г. Демидове, о Смоленской области.
Выступление с концертом перед учащимися начальной школы.
Экологическое краеведение. ( 7 ч.)
«Изучаем природу нашего края».
растительный и животный мир края, охрана природы;
игра-путешествие по Смоленскому Поозерью;
обитатели рек и озёр родного края;
природа заповедников, меры по охране природы;
Красная книга Смоленской области;
Экскурсия по берегу реки Каспля, Гобза Акция по очистке берега реки от мусора.
Тематическое планирование
№ | Тема раздела | Количество | Теория | Практика |
п/п | | часов | | |
1 | Историческое краеведение. Наш | 15 | 5,5 | 9,5 |
| город. | | | |
2 | Наша Смоленская область. | 9 | 7 | 2 |
3 | Литературное краеведение | 3 | 1 | 2 |
4 | Экологическое краеведение | 7 | 3 | 4 |
| Всего: | 34 | 16,5 | 17,5 |
Календарно-тематическое
№ п/п | Тема | Количество часов | Теория | Практика | Дата |
| Раздел «Историческое краеведение» Наш город. | 15 | 5,5 | 9,5 | |
1 | Моя школа. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2 | Музей нашей школы. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3 | Из истории образования города Поречья. | 1 | 1 | | |
4 | История переименования в город Демидов. | 1 | 1 | | |
5 | Выпуск газеты «История моего города» | 1 | | 1 | |
6 | Чьи имена носят улицы города Демидова. | 1 | | 1 | |
7 | Достопримечательности нашего города. | 1 | 1 | | |
8 | Достопримечательности нашего города. | 1 | | 1 | |
9 | Экскурсия по городу. | 1 | | 1 | |
10 | Демидов- мой любимый город. | 1 | | 1 | |
11-12 | Экскурсия в Краеведческий музей города. | 1 | 1 | 1 | |
13 | Экскурсия в дом-музей Ю. Никулина | 1 | | 1 | |
14 | Предприятия города. Их значение для края и страны. Профессии наших родителей. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
15 | Игра-викторина «Знаешь ли ты свой город?» | 1 | | 1 | |
| Наша Смоленская область. | 9 | 7 | 2 | |
16 | Географическое положение Смоленской области. Наш край на карте мира, России. Символика края(флаг, герб) | 1 | 1 | | |
17 | Смоленская область в прошлом. | 1 | 1 | | |
18 | Великая отечественная война в истории нашего края. | 1 | 1 | | |
19 | Великая отечественная война в истории нашего края. | 1 | | 1 | |
20 | Люди нашего края. | 1 | 1 | | |
21 | Достопримечательности Смоленской области. | 1 | 1 | | |
22 | Достопримечательности Смоленска. | 1 | 1 | | |
23-24 | Виртуальное путешествие по г.Смоленску | 2 | 1 | 1 | |
| Раздел «Литературное краеведение» | 3 | 1 | 2 | |
25 | Стихи и песни о нашем городе. | 2 | 1 | | |
26 | Стихи и песни о нашем крае. | 1 | | 1 | |
27 | Концерт «Мой край родной» | | | 1 | |
| Раздел «Экологическое краеведение» | 7 | 3 | 4 | |
28 | Игра-путешествие по национальному парку «Смоленское Поозерье».. | 1 | | 1 | |
29 | Почему вода в реке Гобза грязная? | 1 | 1 | | |
30 | Кто в реках и озерах живет? | 1 | | 1 | |
31-32 | Экскурсия по экологической тропе в Национальном парке. | 2 | 1 | 1 | |
33 | Партизанский край Смоленщины. | 1 | 1 | | |
34 | Промежуточная аттестация. Выпуск стенгазеты «Мой край» | 1 | | 1 | |
| Итого | 34 | 16,5 | 17,5 | |