СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности " За страницами учебника биологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Программа знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности живых организмов, условиями среды их обитания, а так же с происхождением представителей различных таксономических единиц. Путем систематического изучения, сравнения, описания и оценки учащиеся учатся осознанно воспринимать явления живой природы. В свою очередь, это помогает улучшить у детей такие качества, как способность к детальному и последовательному наблюдению и умению логично излагать свои мысли с использованием специфических понятий и терминов. Курс значительно расширяет школьный курс биологии.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности " За страницами учебника биологии"»







Рабочая программа



внеурочной деятельности



«За страницами учебника биологии»

7класс





Учитель:

Тусупаева В.Т.

Колич. часов за год 34ч.



























2023-2024 учебный год











Программа знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности живых организмов, условиями среды их обитания, а так же с происхождением представителей различных таксономических единиц. Путем систематического изучения, сравнения, описания и оценки учащиеся учатся осознанно воспринимать явления живой природы. В свою очередь, это помогает улучшить у детей такие качества, как способность к детальному и последовательному наблюдению и умению логично излагать свои мысли с использованием специфических понятий и терминов. Курс значительно расширяет школьный курс биологии.

Программа предполагает блочный принцип построения курса. Первая общая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы; вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии.

В школьном курсе «Биология», недостаточно времени уделяется изучению многообразию видов органического мира, в результате не охватывается0 материал, который очень интересен обучающимся. Кроме того, из-за недостаточных знаний о взаимоотношениях организмов, затрудняется усвоение материала.

Данный курс знакомит обучающихся с многообразием представителей живой природы. Задача курса - значительное расширение знаний учащихся о видовом многообразии царств живой природы.

Содержание курса требует активной творческой работы обучающихся с различными источниками информации.

Цели

  • Формирование у обучающихся понятий о систематике

  • Расширение и углубление знаний о видовом многообразии

  • Воспитание бережного отношения к природе

  • Повышение интереса обучающихся к биологии

  • Формирование базовых компетентностей обучающихся

Задачи

  • Познакомить обучающихся с основными таксономическими единицами

  • Познакомить обучающихся с видовым разнообразием Простейших

  • Познакомить обучающихся с видовым разнообразием Грибов

  • Познакомить обучающихся с видовым разнообразием Растений и Животных

  • Расширить знания обучающихся о влиянии человека на окружающую среду

  • Воспитывать бережное отношение к природе

  • Прививать бережное отношение к окружающему миру

  • Изучить содержание Красной Книги Челябинской области

  • Воспитывать эстетические качества к окружающему миру.

Ожидаемые результаты работы по программе и методика его оценки.

В результате работы, по программе обучающиеся получат более широкие знания о многообразии органического мира.



Формы организации учебной деятельности.

Мини-лекции; доклады обучающихся; видео-уроки; игровые формы.

Требования к результатам освоения обучающимися программы курса внеурочной деятельности: Личностные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:

  • - формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;

  • - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

  • - формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления;



Метапредметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных

задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;

  • умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач;

  • умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов;

  • планирования своей деятельности; владение устной и письменной речью;

  • формирование компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

Предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:

  • формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях еѐ развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных место обитаний видов растений и животных;


































Тематическое планирование приложение

п/п

Тема занятия

Дата проведе ния

Тип заня тия

Планируемый результат и уровень усвоения

Формы

диагностики и контроля





Предметные умения

Метапредметные УУД


Бактерии и грибы.





1

Бактерии. Многообразие, роль в природе.



лекция,

коррекц ия

использова

ние презентации

Познакомиться с многообразием

бактерий и их значением в природе и жизни человека.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения




практик ум

фронтальна я работа с классом

Совершенствовать навыки нахождения признаков грибов

Коммуникативные: уметь находить в тексте информацию,.

Регулятивные:

формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий. Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов

2

Грибы карлики и гиганты . Грибы, паразиты растений.

практик ум

Расширить инормационный

Кругозор о самых крупных и

плесневых грибах и грибах паразитах растений.

Коммуникативные:

развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы.

Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

Видео урок



6.

Вегетативное размножение растений. Прививка.

лекция,

коррекц ия

использова

ние презентации

Познакомиться с основными приемами размножения растений

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения

Презентация


7.

Семейства растений.

Формулы цветка.



Лекция.

Поисковая деятельность

использова

ние презентации

Научиться определять семейства растений и писать формулы цветов.

Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач

Урок лекция презентация.








Систематизировать знания и умения учащихся и расширение кругозора по систематике растений.

Коммуникативные: организовывать

и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения


8.

Удивительные растения; цветки, семена, плоды.


практик ум

Фронтальна я работа с классом,

использование

презентаци

и

Систематизировать знания и умения учащихся и расширение кругозора по систематике растений. Познакомить со строением видами соцветий и цветков. Писать формулы цветов.

Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая, принимать коллективное решение. Регулятивные: определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, составлять план. Познавательные: учиться основам смыслового чтения научных и познавательных текстов

Творческие задания


9.

Растения: гиганты и карлики.

лекция,

коррекц ия

использование

презентаци

и

Систематизировать знания и умения учащихся и расширение кругозора по многообразию растений.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: оценивать

Урок лекция, презентация.






весомость приводимых доказательств и рассуждений.

Познавательные: строить логические цепочки рассуждений



Мир животных.





10

Строение и передвижение одноклеточных животных.

лекция, комбини

рованно

е

Фронтальна я работа с классом,

использование

презентаци

и

Совершенствовать навыки работы с микроскопом. Типы питания и систематика

одноклеточных животных

Коммуникативные: способствовать формированию научного мировоззрения учащихся.

Регулятивные: осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата. Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

практикум

11

Кишечнополостные. Многообразие медуз и коралловых полипов.

лекция, закрепле ние

Фронтальна я работа с классом,

использование

презентаци

и

Совершенствовать культуру учащихся и расширить кругозор.

Показать связь строения живого организма со средой обитания.

Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме.

Регулятивные: осознавать учащимся

уровень и качество усвоения результата. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач

Урок-игра

12.

Многообразие червей.

Черви паразиты человека.

лекция,

практикум

индивидуал

ьная работа

Познакомиться с основными характеристиками классов видов, научиться сравнивать и анализировать

информацию, пред-

ставленную в различном

виде

Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения, обсуждать полученный результат. Регулятивные: искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: применять таблицы, схемы, модели для получения информации

Творческие задания - поиск

13.

Многообразие моллюсков. Особенности строения тела головоногих моллюсков.



лекция,

практикум

индивидуал

ьная работа

Расширить кругозов обучающихся.

Показать связь строения со средой обитания.

Коммуникативные:

воспринимать текст с учетом поставленной учебной

задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения, обсуждать полученный результат. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов

Презентация.

14.

Многообразие паукообразных.

Приспособления к среде обитания.



лекция,

практикум

индивидуал

ьная работа

Познакомиться с основными характеристиками классов видов, научиться сравнивать и анализировать

информацию, пред-

ставленную в различном

виде

Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения, обсуждать полученный результат. Регулятивные: искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: применять таблицы, схемы, модели для получения информации

Творческие задания - поиск

15.

Насекомые, многообразие. Паразиты человека и животных.

практик ум








Фронтальная – лекционная работа







Совершенствовать знания

о развитии и взаимоотношениях у общественных насекомых.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Творческие задания - поиск









памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи


16

Жизнь пчелиной семьи.

лекция,

практик ум

презен-

тации

Совершенствовать знания

О развитии, и взаимоотношениях у общественных насекомых Ролевые задачи в пчелиной семье.

Коммуникативные:

воспринимать текст с учетом поставленной учебной

задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения, обсуждать полученный результат. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов

Поиск информации.

17

Водные насекомые.

Приспособление к среде обитания.

комбини

рованно

е

Фронтальна я работа с классом,

использова

ние презентации

Познакомиться с основными приспособлениями животных к жизни в воде.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Презентация, урок поиск.

18.

Морские животные.

Тип иглокожие.



Видео урок

Фронтальна я работа с классом,

использова

нием презентации

Познакомиться с многообразием иглокожих и

приспособлениями животных к жизни в воде.

Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач

Видео урок

19.

Многообразие костных рыб.

Катадровые виды рыб.



Лекция.

Поисковая деятельность

использова

ние презентации

Научиться определять виды рыб и изучить перемещение рыб в водной среде.

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям

Урок лекция презентация.

20.

Хрящевые, двоякодышащие рыбы.

Десять самых опасных акул.



Видео урок

Фронтальна я работа с классом,

использова

нием презентации

Познакомиться с многообразием хрящевых рыб, особенностями жизнедеятельности акул.


Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач

Видео урок

21

Где зимуют лягушки

лекция,

практик ум

Фронтальна я работа с классом,

использова ние презен-

Холоднокровные земноводные строение, приспособление, виды.

Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения, обсуждать полученный результат. Регулятивные:

оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений.

Урок- поиск

22

Опасные пресмыкающиеся



лекция,

практикум

индивидуал

ьная работа

Расширить кругозор обучающихся.

Познакомить обучающихся с опасными рептилиями и различными видами их ядов.

Первая помощь при укусах.

Коммуникативные:

воспринимать текст с учетом поставленной учебной

задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения, обсуждать полученный результат. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов

Презентация.

23

Многообразие рептилий



Позноват.

литература

Научиться приобретать знания о самых удивительных животных

Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач

Урок-поиск









Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям


24.

Многообразие птиц.

Нелетающие птицы.



Позноват.

литература


Научиться приобретать знания о нелетающих птицах. Птичьи гнезда.

Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач

Урок-поиск

25

Размножение птиц.

Птичьи голоса.



Лекция.

Поисковая деятельность

использова

ние презентации

Познакомиться с многообразием птичьих яиц и гнезд и способом выведения потомства..

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям

Урок лекция презентация.

26

Перелетные птицы.

Птицеводство



Лекция.

Поисковая деятельность

использова

ние презентации

Познакомиться с перелетными птицами нашего региона, особенностями содержания домашних птиц.

Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач

Урок-поиск

27

Водные млекопитающие

лекция, комбиниро ванное

Презентация

Систематика и представители водных животных. Экологические проблемы.

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям

Урок- лекция

28

Хищные млекопитающие



лекция, комбиниро ванное

Презентация

Систематика и представители хищных животных.

Многообразие и образ жизни.

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям

Урок- лекция

29

Непарнокопытные и парнокопытные млекопитающие.



практик ум








Фронтальная – лекционная работа







Совершенствовать знания

о развитии и взаимоотношениях у млекопитающих.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Творческие задания - поиск

30

Китообразные млекопитающие.



Видео урок

Фронтальна я работа с классом,

использова

нием презентации

Познакомиться с образом жизни китообразных и

приспособлениями животных к жизни в воде.

Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач

Видео урок

31

Домашние питомцы.

Породы собак и кошек

лекция, комбиниро ванное

Презентация

Итория одамашнивания, селекция, как наука еѐ задачи. Виды о особенности ухода за животными.

Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач

Урок- поиск

32

Секреты маскировки.

Интересные факты из мира животных.

Видио

Виды приспособлений мимикрия, окраска животных-как результат отбора.

Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач

33

Подготовка к олимпиадам.

Текущий тестовый контроль

Предьявлять знания в новых условиях

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям

Урок-игра

34

Игра «Путешествие в мир природы»

контроль

Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности

Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач

Итоговое тестирование















Список литературы Литература для учителя

1. Сонин Н.И. Биология. Многообразие организмов. 7 класс- М.: Дрофа, 2010г 2. Программы для общеобразовательных учреждений: Биология. 5-11 кл./сост. Мягкова Т.Г.- М.: Дрофа, 2005.

3. Сонин Н.И., Бровкина Е.Т. Биология. Многообразие организмов 7 класс:

4.Методическое пособие к учебнику М.: Дрофа, 2009.

5. Акперова А.И. Уроки биологии в 7 классе по учебно-методическому комплекту

Биология. Многообразие организмов. 7 класс Н.И.Сонина А.И.Акперова. – М.: Дрофа, 2005. – 288 с.:

6. Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков: Метод. Пособие.- СПб.:

«Паритет», 2001.

  1. Биология.. Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя / Сост. Сонин Н.И. – 2-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2004.

  2. Тарасов А.К. Ботаника, зоология, химия. Книга для учителя и учащихся. – Смоленск: Русич, 1999.-256 с. – (Веселый урок).

  3. Гигани О.Б., Сперанская О.Н. Общая биология.- М.: «Уникум-Центр», 1999.

  4. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Сборник нормативных документов. Биология.- М: Дрофа, 2004.

  5. Высоцкая М.В. Биология. Многообразие организмов. 7 класс:

  6. поурочные планы по учебнику Сонина Н.И. –

  7. Волгоград: Учитель, 2007

  8. 12. диск «Многообразие организмов»


Литература для учащихся

  1. Сонин Н.И. Биология. Многообразие организмов. 7 класс- М.: Дрофа, 2015г

  2. Никимов А.И. Биология. Справочник школьника.

  3. Детская энциклопедия «Я познаю мир».

  4. Трайтак Д.И. Растения. Грибы Бактерии.

  5. Энциклопедия животных.

  6. Рохлов В,Теремов А, Петросова Занимательная ботаника,

  7. Пугал Н.А. Биологические исследования, М,200