Рабочая программа
внеурочной деятельности
«За страницами учебника биологии»
7класс
Учитель:
Тусупаева В.Т.
Колич. часов за год 34ч.
2023-2024 учебный год
Программа знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности живых организмов, условиями среды их обитания, а так же с происхождением представителей различных таксономических единиц. Путем систематического изучения, сравнения, описания и оценки учащиеся учатся осознанно воспринимать явления живой природы. В свою очередь, это помогает улучшить у детей такие качества, как способность к детальному и последовательному наблюдению и умению логично излагать свои мысли с использованием специфических понятий и терминов. Курс значительно расширяет школьный курс биологии.
Программа предполагает блочный принцип построения курса. Первая общая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы; вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии.
В школьном курсе «Биология», недостаточно времени уделяется изучению многообразию видов органического мира, в результате не охватывается0 материал, который очень интересен обучающимся. Кроме того, из-за недостаточных знаний о взаимоотношениях организмов, затрудняется усвоение материала.
Данный курс знакомит обучающихся с многообразием представителей живой природы. Задача курса - значительное расширение знаний учащихся о видовом многообразии царств живой природы.
Содержание курса требует активной творческой работы обучающихся с различными источниками информации.
Цели
Формирование у обучающихся понятий о систематике
Расширение и углубление знаний о видовом многообразии
Воспитание бережного отношения к природе
Повышение интереса обучающихся к биологии
Формирование базовых компетентностей обучающихся
Задачи
Познакомить обучающихся с основными таксономическими единицами
Познакомить обучающихся с видовым разнообразием Простейших
Познакомить обучающихся с видовым разнообразием Грибов
Познакомить обучающихся с видовым разнообразием Растений и Животных
Расширить знания обучающихся о влиянии человека на окружающую среду
Воспитывать бережное отношение к природе
Прививать бережное отношение к окружающему миру
Изучить содержание Красной Книги Челябинской области
Воспитывать эстетические качества к окружающему миру.
Ожидаемые результаты работы по программе и методика его оценки.
В результате работы, по программе обучающиеся получат более широкие знания о многообразии органического мира.
Формы организации учебной деятельности.
Мини-лекции; доклады обучающихся; видео-уроки; игровые формы.
Требования к результатам освоения обучающимися программы курса внеурочной деятельности: Личностные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:
- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления;
Метапредметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;
умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач;
умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов;
планирования своей деятельности; владение устной и письменной речью;
формирование компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:
формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях еѐ развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных место обитаний видов растений и животных;
Тематическое планирование приложение
№ п/п | Тема занятия | Дата проведе ния | Тип заня тия | | Планируемый результат и уровень усвоения | Формы диагностики и контроля |
Предметные умения | Метапредметные УУД |
| |
| Бактерии и грибы. | | | |
1 | Бактерии. Многообразие, роль в природе. | | | лекция, коррекц ия | использова ние презентации | Познакомиться с многообразием бактерий и их значением в природе и жизни человека. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения | |
| | | | практик ум | фронтальна я работа с классом | Совершенствовать навыки нахождения признаков грибов | Коммуникативные: уметь находить в тексте информацию,. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий. Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов | |
2 | Грибы карлики и гиганты . Грибы, паразиты растений. | | | практик ум | | Расширить инормационный Кругозор о самых крупных и плесневых грибах и грибах паразитах растений. | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | Видео урок |
6. | Вегетативное размножение растений. Прививка. | | | лекция, коррекц ия | использова ние презентации | Познакомиться с основными приемами размножения растений | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения | Презентация | |
7. | Семейства растений. Формулы цветка. | | | Лекция. Поисковая деятельность | использова ние презентации | Научиться определять семейства растений и писать формулы цветов. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач | Урок лекция презентация. | |
| | | | | | Систематизировать знания и умения учащихся и расширение кругозора по систематике растений. | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения | | |
8. | Удивительные растения; цветки, семена, плоды. | | | практик ум | Фронтальна я работа с классом, использование презентаци и | Систематизировать знания и умения учащихся и расширение кругозора по систематике растений. Познакомить со строением видами соцветий и цветков. Писать формулы цветов. | Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая, принимать коллективное решение. Регулятивные: определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, составлять план. Познавательные: учиться основам смыслового чтения научных и познавательных текстов | Творческие задания | |
9. | Растения: гиганты и карлики. | | | лекция, коррекц ия | использование презентаци и | Систематизировать знания и умения учащихся и расширение кругозора по многообразию растений. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: оценивать | Урок лекция, презентация. | |
| | | | весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: строить логические цепочки рассуждений | |
| Мир животных. | | | |
10 | Строение и передвижение одноклеточных животных. | | | лекция, комбини рованно е | Фронтальна я работа с классом, использование презентаци и | Совершенствовать навыки работы с микроскопом. Типы питания и систематика одноклеточных животных | Коммуникативные: способствовать формированию научного мировоззрения учащихся. Регулятивные: осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата. Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | практикум |
11 | Кишечнополостные. Многообразие медуз и коралловых полипов. | | | лекция, закрепле ние | Фронтальна я работа с классом, использование презентаци и | Совершенствовать культуру учащихся и расширить кругозор. Показать связь строения живого организма со средой обитания. | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач | Урок-игра |
12. | Многообразие червей. Черви паразиты человека. | | | лекция, практикум | индивидуал ьная работа | Познакомиться с основными характеристиками классов видов, научиться сравнивать и анализировать информацию, пред- ставленную в различном виде | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения, обсуждать полученный результат. Регулятивные: искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: применять таблицы, схемы, модели для получения информации | Творческие задания - поиск |
13. | Многообразие моллюсков. Особенности строения тела головоногих моллюсков. | | | лекция, практикум | индивидуал ьная работа | Расширить кругозов обучающихся. Показать связь строения со средой обитания. | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения, обсуждать полученный результат. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов | Презентация. |
14. | Многообразие паукообразных. Приспособления к среде обитания. | | | лекция, практикум | индивидуал ьная работа | Познакомиться с основными характеристиками классов видов, научиться сравнивать и анализировать информацию, пред- ставленную в различном виде | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения, обсуждать полученный результат. Регулятивные: искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: применять таблицы, схемы, модели для получения информации | Творческие задания - поиск |
15. | Насекомые, многообразие. Паразиты человека и животных. | | | практик ум | Фронтальная – лекционная работа | Совершенствовать знания о развитии и взаимоотношениях у общественных насекомых. | Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | Творческие задания - поиск |
| | | | | | | памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | |
16 | Жизнь пчелиной семьи. | | | лекция, практик ум | презен- тации | Совершенствовать знания О развитии, и взаимоотношениях у общественных насекомых Ролевые задачи в пчелиной семье. | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения, обсуждать полученный результат. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов | Поиск информации. |
17 | Водные насекомые. Приспособление к среде обитания. | | | комбини рованно е | Фронтальна я работа с классом, использова ние презентации | Познакомиться с основными приспособлениями животных к жизни в воде. | Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | Презентация, урок поиск. |
18. | Морские животные. Тип иглокожие. | | | Видео урок | Фронтальна я работа с классом, использова нием презентации | Познакомиться с многообразием иглокожих и приспособлениями животных к жизни в воде. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач | Видео урок |
19. | Многообразие костных рыб. Катадровые виды рыб. | | | Лекция. Поисковая деятельность | использова ние презентации | Научиться определять виды рыб и изучить перемещение рыб в водной среде. | Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям | Урок лекция презентация. |
20. | Хрящевые, двоякодышащие рыбы. Десять самых опасных акул. | | | Видео урок | Фронтальна я работа с классом, использова нием презентации | Познакомиться с многообразием хрящевых рыб, особенностями жизнедеятельности акул. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач | Видео урок |
21 | Где зимуют лягушки | | | лекция, практик ум | Фронтальна я работа с классом, использова ние презен- | Холоднокровные земноводные строение, приспособление, виды. | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения, обсуждать полученный результат. Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. | Урок- поиск |
22 | Опасные пресмыкающиеся | | | лекция, практикум | индивидуал ьная работа | Расширить кругозор обучающихся. Познакомить обучающихся с опасными рептилиями и различными видами их ядов. Первая помощь при укусах. | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения, обсуждать полученный результат. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов | Презентация. |
23 | Многообразие рептилий | | | Позноват. литература | | Научиться приобретать знания о самых удивительных животных | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач | Урок-поиск |
| | | | | | | Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям | |
24. | Многообразие птиц. Нелетающие птицы. | | | Позноват. литература | | Научиться приобретать знания о нелетающих птицах. Птичьи гнезда. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач | Урок-поиск |
25 | Размножение птиц. Птичьи голоса. | | | Лекция. Поисковая деятельность | использова ние презентации | Познакомиться с многообразием птичьих яиц и гнезд и способом выведения потомства.. | Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям | Урок лекция презентация. |
26 | Перелетные птицы. Птицеводство | | | Лекция. Поисковая деятельность | использова ние презентации | Познакомиться с перелетными птицами нашего региона, особенностями содержания домашних птиц. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач | Урок-поиск |
27 | Водные млекопитающие | | | лекция, комбиниро ванное | Презентация | Систематика и представители водных животных. Экологические проблемы. | Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям | Урок- лекция |
28 | Хищные млекопитающие | | | лекция, комбиниро ванное | Презентация | Систематика и представители хищных животных. Многообразие и образ жизни. | Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям | Урок- лекция |
29 | Непарнокопытные и парнокопытные млекопитающие. | | | практик ум | Фронтальная – лекционная работа | Совершенствовать знания о развитии и взаимоотношениях у млекопитающих. | Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | Творческие задания - поиск |
30 | Китообразные млекопитающие. | | | Видео урок | Фронтальна я работа с классом, использова нием презентации | Познакомиться с образом жизни китообразных и приспособлениями животных к жизни в воде. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач | Видео урок |
31 | Домашние питомцы. Породы собак и кошек | | | лекция, комбиниро ванное | Презентация | Итория одамашнивания, селекция, как наука еѐ задачи. Виды о особенности ухода за животными. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач | Урок- поиск |
32 | Секреты маскировки. Интересные факты из мира животных. | | | Видио | | Виды приспособлений мимикрия, окраска животных-как результат отбора. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач | |
33 | Подготовка к олимпиадам. | | | | Текущий тестовый контроль | Предьявлять знания в новых условиях | Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям | Урок-игра |
34 | Игра «Путешествие в мир природы» | | | контроль | | Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач | Итоговое тестирование |
Список литературы Литература для учителя
1. Сонин Н.И. Биология. Многообразие организмов. 7 класс- М.: Дрофа, 2010г 2. Программы для общеобразовательных учреждений: Биология. 5-11 кл./сост. Мягкова Т.Г.- М.: Дрофа, 2005.
3. Сонин Н.И., Бровкина Е.Т. Биология. Многообразие организмов 7 класс:
4.Методическое пособие к учебнику М.: Дрофа, 2009.
5. Акперова А.И. Уроки биологии в 7 классе по учебно-методическому комплекту
Биология. Многообразие организмов. 7 класс Н.И.Сонина А.И.Акперова. – М.: Дрофа, 2005. – 288 с.:
6. Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков: Метод. Пособие.- СПб.:
«Паритет», 2001.
Биология.. Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя / Сост. Сонин Н.И. – 2-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2004.
Тарасов А.К. Ботаника, зоология, химия. Книга для учителя и учащихся. – Смоленск: Русич, 1999.-256 с. – (Веселый урок).
Гигани О.Б., Сперанская О.Н. Общая биология.- М.: «Уникум-Центр», 1999.
Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Сборник нормативных документов. Биология.- М: Дрофа, 2004.
Высоцкая М.В. Биология. Многообразие организмов. 7 класс:
поурочные планы по учебнику Сонина Н.И. –
Волгоград: Учитель, 2007
12. диск «Многообразие организмов»
Литература для учащихся
Сонин Н.И. Биология. Многообразие организмов. 7 класс- М.: Дрофа, 2015г
Никимов А.И. Биология. Справочник школьника.
Детская энциклопедия «Я познаю мир».
Трайтак Д.И. Растения. Грибы Бактерии.
Энциклопедия животных.
Рохлов В,Теремов А, Петросова Занимательная ботаника,
Пугал Н.А. Биологические исследования, М,200