СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Учусь для жизни. 6 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по элективному курсу. Вероятность и статистика. 8 класс 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности. Учусь для жизни. 6 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают всё большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры.

Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты.

Знакомство в учебном курсе с основными принципами сбора, анализа и представления данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа вариантов, в том числе в прикладных задачах. При изучении статистики и вероятности обогащаются представления обучающихся о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

В соответствии с данными целями в элективном курсе 8 класса «Вероятность и статистика» изучаются следующие содержательно-методические линии: «Представление данных и описательная статистика», «Вероятность», «Введение в теорию графов».

Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит основой для формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации информации, представленной в таблицах, на диаграммах и графиках, до сбора, представления и анализа данных с использованием статистических характеристик средних и рассеивания. .

Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. Обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления вероятностей в случайных экспериментах с равновозможными элементарными исходами; получают начальные представления о случайных величинах и их числовых характеристиках; знакомятся с множествами и основными операциями над множествами. На изучение элективного курса «Вероятность и статистика» отводится в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю).‌‌


СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ


8 КЛАСС


Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных.

Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости.

Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей.

Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью графов

Множество, элемент множества, подмножество. Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения. Использование графического представления множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач.

Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение числовых наборов. Диаграмма рассеивания.

Элементарные события случайного опыта. Случайные события. Вероятности событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Связь между маловероятными и практически достоверными событиями в природе, обществе и науке.

Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер. Правило умножения. Решение задач с помощью графов.

Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий. Несовместные события. Формула сложения вероятностей. Условная вероятность. Правило умножения. Независимые события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на нахождение вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента, диаграмм Эйлера.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА»


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и статистика» характеризуются:

1) патриотическое воспитание:

проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах;

2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:

готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного;

3) трудовое воспитание:

установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей;

4) эстетическое воспитание:

способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве;

5) ценности научного познания:

ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности;


6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека;

7) экологическое воспитание:

ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения;

8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Познавательные универсальные учебные действия


Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

  • воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные;

  • выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

  • делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

  • разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;

  • выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).


Базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;

  • проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;

  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;

  • прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.


Работа с информацией:

  • выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;

  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

  • выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

  • оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.


Коммуникативные универсальные учебные действия:


воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения

  • в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;

  • в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;

  • представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории;

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;

  • принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей;

  • участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.


Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

  • самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.


Самоконтроль, эмоциональный интеллект:

  • владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;

  • предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;





  • оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


К концу обучения в 8 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:

Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам значений.

Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках.

Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах.

Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин, антропометрических данных, иметь представление о статистической устойчивости.

Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Описывать данные с помощью статистических показателей: средних значений и мер рассеивания (размах, дисперсия и стандартное отклонение).

Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе по результатам измерений и наблюдений.

Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями.

Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента, диаграммы Эйлера, числовая прямая.

Оперировать понятиями: множество, подмножество, выполнять операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение, перечислять элементы множеств, применять свойства множеств.

Использовать графическое представление множеств и связей между ними для описания процессов и явлений.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


1

Представление данных

6


2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc

2

Описательная статистика.

7

1

1

https://m.edsoo.ru/7f415fdc

https://m.edsoo.ru/7f417fb2

3

Случайная изменчивость

7


1

https://m.edsoo.ru/7f415fdc

4

Графы

4



https://m.edsoo.ru/7f415fdc

https://m.edsoo.ru/7f417fb2

5

Случайные опыты и случайные события

5

1

1

https://m.edsoo.ru/7f415fdc

6

Множества

5


1

https://m.edsoo.ru/7f415fdc

https://m.edsoo.ru/7f417fb2

7


4



https://m.edsoo.ru/7f417fb2



ВСЕГО:

34

2

6


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п


Тема урока


Количество часов

Дата изучения


Электронные цифровые образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


Представление данных. 6 часов

1

Таблицы

1



01.09.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ec1f8

2

Подсчеты и вычисления в таблицах

1



08.09.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ec324

3

Практическая работа "Таблицы"

1


1

15.09.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ec78e

4

Графическое представление данных в виде круговых и столбчатых диаграмм

1



22.09.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed18e

5

Чтение и построение диаграмм. Примеры демографических диаграмм

1



29.09.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed602

6

Практическая работа "Диаграммы"

1


1

06.10.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed72e


Описательная статистика. 7 часов

7

Числовые наборы. Среднее арифметическое

1



13.10.2023

https://m.edsoo.ru/863ed846

8

Числовые наборы. Среднее арифметическое

1



20.10.2023

https://m.edsoo.ru/863ed846

9

Медиана числового набора. Устойчивость медианы

1



27.10.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed72e

10

Наибольшее и наименьшее значения числового набора. Размах

1



10.11.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed846

11

Медиана числового набора. Устойчивость медианы

1



17.11.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863edb3e

12

Практическая работа "Средние значения"

1


1

24.11.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee07a

13

Контрольная работа по темам "Представление данных. Описательная статистика"

1

1


01.12.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863edc6a

https://m.edsoo.ru/863ee390


Случайная изменчивость. 7 часов

14

Случайная изменчивость (примеры)

1



08.12.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee4bc

15

Точность и погрешность измерений

1



15.12.2023

https://m.edsoo.ru/863ee9d0

16

Частота значений в массиве данных

1



22.12.2023

https://m.edsoo.ru/863ee69c

17

Группировка данных

1



29.12.2023

https://m.edsoo.ru/863eee1c

18

Гистограммы

1



12.01.2024

,https://m.edsoo.ru/863eee1c

19

Гистограммы, выборка

1



19.01.2024

,https://m.edsoo.ru/863eee1c

20

Практическая работа "Случайная изменчивость"

1


1

26.01.2024

https://m.edsoo.ru/863eecc8


Графы. 4часа

21

Граф, вершина, ребро. Представление задачи с помощью графа

1



02.02.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eef52

22

Степень (валентность) вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Цепь и цикл

1



09.02.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef0ba

23

Путь в графе. Представление о связности графа

1



16.02.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef236

24

Представление об ориентированных графах

1



01.03.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef3b2


Случайные опыты и случайные события. 5 часов

25

Случайный опыт и случайное событие. Примеры

1



15.03.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef4d4

26

Вероятность и частота события. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе

1



22.03.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef646

27

Монета и игральная кость в теории вероятностей

1



05.04.2024


28

Практическая работа "Частота выпадения орла"

1


1

12.04.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef8a8

29

Контрольная работа по темам "Случайная изменчивость. Графы. Вероятность случайного события"

1

1


19.04.2024

https://m.edsoo.ru/863f0186


Множества. 5 часов

30

Множество, подмножество


1



26.04.2024

https://m.edsoo.ru/863f1180








31

Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. Диаграммы Эйлера

1



27.04.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f143c

32

Элементарные события. Случайные опыты

1



03.05.2024

https://m.edsoo.ru/863f1dec

33

Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор

1



17.05.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f21ca

34

Практическая работа "Опыты с равновозможными элементарными событиями"

1


1

24.05.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f235a

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

6


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

​‌• Математика. Вероятность и статистика: 7-9-е классы: базовый уровень: учебник: в 2 частях, 7-9 классы/ Высоцкий И.Р., Ященко И.В.; под ред. Ященко И.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»‌​

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

​‌Математика. Вероятность и статистика 7-9 классы. базовый уровень. методическое пособие. под редакцией И.В. Ященко. Издательство "Просвещение"
Теория вероятностей и статистика. 7–8 класс. Контрольные работы и тренировочные задачи, И. Р. Высоцкий, В. В. Нестерова, И. В. Ященко‌​

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

​​‌http://school-сollection.edu.ru
fromteacherstoteachers.ru›
http://fcior.edu.ru








‌​




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!