СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности: "Основы функциональной грамотности"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности: "Основы функциональной грамотности"»





МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Иркутской области

Управление образования муниципального образования «Эхирит-Булагатский район»

МОУ Усть-Ордынская СОШ №4 им. В. Б. Сибиданова


РАССМОТРЕНО

Педагогическим советом

Протокол № 1от

«25» августа 2023 года



УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ

Усть-Ордынская СОШ №4

имени В. Б. Сибиданова

__________ / Галкин Е. В.


Приказ № 155-ОД

от «1» сентября 2023 года







Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

на 2023-2024 учебный год

«Основы функциональной грамотности»

по формированию функциональной грамотности

(математической, финансовой)

5-6 класс




Составитель:

Миронова М. А.





2023 - 2024 уч. г.









































Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Основы функциональной грамотности» для учащихся 5-7 классов составлена в соответствии с требованиями:

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с изменения и дополнениями);

- ФГОС ООО, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287;

- Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, письмо России от 18.08.2017 № 09-1672;

- основной образовательной программы основного общего образования МОУ Усть-Ордынская СОШ №4 им. В. Б. Сибиданова

в соответствии с Положением о рабочих программах МОУ Усть-Ордынская СОШ №4 им. В. Б. Сибиданова, на основе серии пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни. Сборник эталонных заданий. Учебное пособие для общеобразовательных организаций; под редакцией Г.С. Ковалёвой, Л.О. Рословой. – М.; СПб.: Просвещение, 2020», учебного пособия для общеобразовательных организаций «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов/ Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019.».

Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».

Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», - является PISA (Programme for International Student Assessment).

Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны интеллектуальные и эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы формирования функциональной грамотности у школьников, лежащей в основе их общеинтеллектуального развития. Именно поэтому развитие функциональной грамотности необходимо начинать уже с 5 класса.

Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь, общего) с многоплановой человеческой деятельностью в современном высокоинтеллектуальном обществе.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Из 6 направлений оцениваемых PISA в своих мониторингах с 2021 года в данной программе будет рассмотрено 4 модуля: креативное мышление, финансовая грамотность, математическая грамотность и глобальные компетенции.

Цель программы:

развитие функциональной грамотности учащихся 5 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Задачи программы:

  • развитие способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения (креативное мышление);

  • развитие способности принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни (финансовая грамотность);

  • развитие способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; включать математические рассуждения, использовать математические понятия, процедуры, факты и инструменты для описания, объяснения и предсказания явления; понимания роли математики в мире; высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);

  • развитие способности критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях; осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству (глобальные компетенции).

Формы работы: самостоятельное чтение, беседа, диалог, дискуссия, круглый стол, моделирование, игра, викторина, аналитическая беседа, тестирование, мини-проекты.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные и предметные


Грамотность

Математическая

Финансовая

5 класс

Уровень

узнавания и

понимания

находит и извлекает

математическуюинформацию вразличномконтексте

находит и извлекает

финансовую информацию в различном контексте

6 класс

Уровень

понимания и

применения

Применяет математические знания для

решения разного рода проблем


Применяет финансовые знания для

решения разного рода проблем











Личностные


Грамотность

Математическая

Финансовая

5-6 классы

Объясняет гражданскую позицию в конкретных

ситуациях общественно жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей

Оценивает финансовые действия в

Конкретных ситуациях с позиции норм морали и

общечеловеческих

ценностей, прав и обязанностей гражданина страны






УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Модуль «Основы математической грамотности» (19 ч.) – 1, 2, 3 четверть

5 класс



Тема занятия

Кол-во часов

Содержание занятия

Формы деятельности

1-2

Счет и десятичная система счисления

2 ч

Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.

Беседа, обсуждение, практикум.

3-5

Сюжетные задачи, решаемые с конца

3 ч

Сюжетные задачи, решаемые с конца.

Обсуждение, практикум,

брейн-ринг.

6-7

Задачи на переливание и взвешивание

2 ч

Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание.

Урок-исследование.

8-11

Логические задачи


4 ч

Логические задачи: задачи о «мудрецах»,о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.

Беседа, обсуждение практикум.

12-13

Первые шаги в геометрии


2 ч

Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели.

Игра, урок-исследование,брейн-ринг, конструирование.

14-15

Размеры объектов окружающего мира


2 ч

Размеры объектов окружающего мира (отэлементарных частиц до Вселенной), длительность процессов окружающего мира

Обсуждение, урок-практикум,

моделирование.

16-18

Комбинаторные задачи

3 ч

Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Урок-практикум.

19

Проведение рубежной аттестации.

1 ч

Проведение рубежной аттестации.

Тестирование.


ИТОГО

19 ч








Модуль «Основы математической грамотности» (20 ч.) – 1, 2, 3 четверть

6 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание занятия

Формы деятельности

1

Числа и единицы измерения

2 ч

Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура.

Игра, обсуждение, практикум.

2

Вычисление величины

2 ч

Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем.

Исследовательская работа, урок

практикум.

3

Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом

5 ч

Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа.

Обсуждение, урок-практикум,

соревнование.

4

Инварианты: задачи на четность

2 ч

Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары)

Урок-игра, урок-исследование.

5

Решение логических задач

3 ч

Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.

Урок-игра

6

Графы и их применение в решении задач

2 ч

Графы и их применение в решении задач.

Обсуждение, урок-практикум.

7

Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур

1 ч

Геометрические задачи на построение фигур: геометрическиефигуры на клетчатой бумаге, конструирование

Беседа, урок-исследование,

моделирование.

8

Элементы логики, теории вероятности,

комбинаторики

2 ч

Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы,вычисление вероятности

Обсуждение, урок-практикум,

проект, игра.

9.

Проведение рубежной аттестации.

1 ч

Проведение рубежной аттестации

Тестирование.


ИТОГО

20 ч



Модуль: «Основы финансовой грамотности» (15ч.) – 3, 4 четверть

5 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание занятия

Формы деятельности

1

Введение в курс «Основы финансовой грамотности»

1

Введение в курс

Беседы, диалоги, дискуссии.

2

Как появились деньги? Что могут деньги?

1

Как появились деньги? Что могут деньги?

Круглый стол, игра.

3

Деньги в разных странах

1

Деньги в разных странах

Игра, экскурсия.

4-8

Доходы и расходы семьи

5


Игра, круглый стол.

9-10

Как разумно делать покупки?

2

Как разумно делать покупки?

Круглый стол, игра, квест.

11

Деньги настоящие и ненастоящие

1

Деньги настоящие и ненастоящие

Беседы, диалоги, дискуссии.

12

Кто такие мошенники?

1

Кто такие мошенники?

Беседы, диалоги, дискуссии.

13

Личные деньги

1

Личные деньги

Круглый стол, игра.

14-15

Ролевая игра «Страхование»

2


Игра, экскурсия.


ИТОГО

15 ч



Модуль: «Основы финансовой грамотности» (14 ч.) – 3, 4 четверть

6 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание занятия

Формы деятельности

1-2

Удивительные факты и истории о деньгах

2 ч

Удивительные факты и истории о деньгах.Нумизматика. «Сувенирные» деньги.Фальшивые деньги: история и современность.

Беседы, диалоги, дискуссии.

3

Откуда берутся деньги?

1 ч

Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит?

Круглый стол, игра.

4

Собственность и доходы от нее

1 ч

Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды.

Круглый стол, игра, квест.

5-6

Социальные выплаты: пенсии, пособия

2 ч

Социальные выплаты: пенсии, пособия

Беседы, диалоги, дискуссии.

7-8

Как заработать деньги?

2 ч

Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться?

Викторина, квест, квиз

9-10

Ролевая игра «Страхование»

2 ч

Ролевая игра «Страхование»

Беседы, диалоги, дискуссии.

11

Семейный бюджет

1 ч

Семейный бюджет

Круглый стол, игра.

12-14

Учебные мини-проекты «Семейный бюджет»

3 ч

Учебные мини-проекты «Семейный бюджет»

Игра, круглый стол, беседы, дискуссии


ИТОГО

14 ч



Используемые интернет-ресурсы
1. РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности.Диагностическиеработы Министерства просвещения РФ
https://fg.resh.edu.ru/
2. Электронные формы учебных пособий издательства Просвещениеhttps://media.prosv.ru/
3. Банк заданий ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
4. Открытый банк заданий PISAhttps://fioco.ru/примеры-задач-pisa
5. Программа ИРО Самарской области по развитию ФГhttps://www.sipkro.ru/projects/funktsionalnaya-gramotnost/
6. МЦКОhttps://mcko.ru/
7.ЯКласс https://www.yaklass.ru/










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!