МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Иркутской области
Управление образования муниципального образования «Эхирит-Булагатский район»
МОУ Усть-Ордынская СОШ №4 им. В. Б. Сибиданова
РАССМОТРЕНО Педагогическим советом Протокол № 1от «25» августа 2023 года | | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ Усть-Ордынская СОШ №4 имени В. Б. Сибиданова __________ / Галкин Е. В. Приказ № 155-ОД от «1» сентября 2023 года |
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
на 2023-2024 учебный год
«Основы функциональной грамотности»
по формированию функциональной грамотности
(математической, финансовой)
5-6 класс
Составитель:
Миронова М. А.
2023 - 2024 уч. г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Основы функциональной грамотности» для учащихся 5-7 классов составлена в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с изменения и дополнениями);
- ФГОС ООО, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287;
- Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, письмо России от 18.08.2017 № 09-1672;
- основной образовательной программы основного общего образования МОУ Усть-Ордынская СОШ №4 им. В. Б. Сибиданова
в соответствии с Положением о рабочих программах МОУ Усть-Ордынская СОШ №4 им. В. Б. Сибиданова, на основе серии пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни. Сборник эталонных заданий. Учебное пособие для общеобразовательных организаций; под редакцией Г.С. Ковалёвой, Л.О. Рословой. – М.; СПб.: Просвещение, 2020», учебного пособия для общеобразовательных организаций «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов/ Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019.».
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», - является PISA (Programme for International Student Assessment).
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны интеллектуальные и эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы формирования функциональной грамотности у школьников, лежащей в основе их общеинтеллектуального развития. Именно поэтому развитие функциональной грамотности необходимо начинать уже с 5 класса.
Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь, общего) с многоплановой человеческой деятельностью в современном высокоинтеллектуальном обществе.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Из 6 направлений оцениваемых PISA в своих мониторингах с 2021 года в данной программе будет рассмотрено 4 модуля: креативное мышление, финансовая грамотность, математическая грамотность и глобальные компетенции.
Цель программы:
развитие функциональной грамотности учащихся 5 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Задачи программы:
развитие способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения (креативное мышление);
развитие способности принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни (финансовая грамотность);
развитие способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; включать математические рассуждения, использовать математические понятия, процедуры, факты и инструменты для описания, объяснения и предсказания явления; понимания роли математики в мире; высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
развитие способности критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях; осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству (глобальные компетенции).
Формы работы: самостоятельное чтение, беседа, диалог, дискуссия, круглый стол, моделирование, игра, викторина, аналитическая беседа, тестирование, мини-проекты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные и предметные
| Грамотность |
Математическая | Финансовая |
5 класс Уровень узнавания и понимания | находит и извлекает математическуюинформацию вразличномконтексте | находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте |
6 класс Уровень понимания и применения | Применяет математические знания для решения разного рода проблем | Применяет финансовые знания для решения разного рода проблем |
Личностные
| Грамотность |
Математическая | Финансовая |
5-6 классы | Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественно жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей | Оценивает финансовые действия в Конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы математической грамотности» (19 ч.) – 1, 2, 3 четверть
5 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание занятия | Формы деятельности |
1-2 | Счет и десятичная система счисления | 2 ч | Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. | Беседа, обсуждение, практикум. |
3-5 | Сюжетные задачи, решаемые с конца | 3 ч | Сюжетные задачи, решаемые с конца. | Обсуждение, практикум, брейн-ринг. |
6-7 | Задачи на переливание и взвешивание | 2 ч | Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. | Урок-исследование. |
8-11 | Логические задачи | 4 ч | Логические задачи: задачи о «мудрецах»,о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. | Беседа, обсуждение практикум. |
12-13 | Первые шаги в геометрии | 2 ч | Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. | Игра, урок-исследование,брейн-ринг, конструирование. |
14-15 | Размеры объектов окружающего мира | 2 ч | Размеры объектов окружающего мира (отэлементарных частиц до Вселенной), длительность процессов окружающего мира | Обсуждение, урок-практикум, моделирование. |
16-18 | Комбинаторные задачи | 3 ч | Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. | Урок-практикум. |
19 | Проведение рубежной аттестации. | 1 ч | Проведение рубежной аттестации. | Тестирование. |
| ИТОГО | 19 ч | | |
Модуль «Основы математической грамотности» (20 ч.) – 1, 2, 3 четверть
6 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание занятия | Формы деятельности |
1 | Числа и единицы измерения | 2 ч | Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура. | Игра, обсуждение, практикум. |
2 | Вычисление величины | 2 ч | Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. | Исследовательская работа, урок практикум. |
3 | Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом | 5 ч | Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. | Обсуждение, урок-практикум, соревнование. |
4 | Инварианты: задачи на четность | 2 ч | Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары) | Урок-игра, урок-исследование. |
5 | Решение логических задач | 3 ч | Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. | Урок-игра |
6 | Графы и их применение в решении задач | 2 ч | Графы и их применение в решении задач. | Обсуждение, урок-практикум. |
7 | Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур | 1 ч | Геометрические задачи на построение фигур: геометрическиефигуры на клетчатой бумаге, конструирование | Беседа, урок-исследование, моделирование. |
8 | Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики | 2 ч | Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы,вычисление вероятности | Обсуждение, урок-практикум, проект, игра. |
9. | Проведение рубежной аттестации. | 1 ч | Проведение рубежной аттестации | Тестирование. |
| ИТОГО | 20 ч | | |
Модуль: «Основы финансовой грамотности» (15ч.) – 3, 4 четверть
5 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание занятия | Формы деятельности |
1 | Введение в курс «Основы финансовой грамотности» | 1 | Введение в курс | Беседы, диалоги, дискуссии. |
2 | Как появились деньги? Что могут деньги? | 1 | Как появились деньги? Что могут деньги? | Круглый стол, игра. |
3 | Деньги в разных странах | 1 | Деньги в разных странах | Игра, экскурсия. |
4-8 | Доходы и расходы семьи | 5 | | Игра, круглый стол. |
9-10 | Как разумно делать покупки? | 2 | Как разумно делать покупки? | Круглый стол, игра, квест. |
11 | Деньги настоящие и ненастоящие | 1 | Деньги настоящие и ненастоящие | Беседы, диалоги, дискуссии. |
12 | Кто такие мошенники? | 1 | Кто такие мошенники? | Беседы, диалоги, дискуссии. |
13 | Личные деньги | 1 | Личные деньги | Круглый стол, игра. |
14-15 | Ролевая игра «Страхование» | 2 | | Игра, экскурсия. |
| ИТОГО | 15 ч | | |
Модуль: «Основы финансовой грамотности» (14 ч.) – 3, 4 четверть
6 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание занятия | Формы деятельности |
1-2 | Удивительные факты и истории о деньгах | 2 ч | Удивительные факты и истории о деньгах.Нумизматика. «Сувенирные» деньги.Фальшивые деньги: история и современность. | Беседы, диалоги, дискуссии. |
3 | Откуда берутся деньги? | 1 ч | Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? | Круглый стол, игра. |
4 | Собственность и доходы от нее | 1 ч | Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды. | Круглый стол, игра, квест. |
5-6 | Социальные выплаты: пенсии, пособия | 2 ч | Социальные выплаты: пенсии, пособия | Беседы, диалоги, дискуссии. |
7-8 | Как заработать деньги? | 2 ч | Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? | Викторина, квест, квиз |
9-10 | Ролевая игра «Страхование» | 2 ч | Ролевая игра «Страхование» | Беседы, диалоги, дискуссии. |
11 | Семейный бюджет | 1 ч | Семейный бюджет | Круглый стол, игра. |
12-14 | Учебные мини-проекты «Семейный бюджет» | 3 ч | Учебные мини-проекты «Семейный бюджет» | Игра, круглый стол, беседы, дискуссии |
| ИТОГО | 14 ч | | |
Используемые интернет-ресурсы
1. РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности.Диагностическиеработы Министерства просвещения РФ
https://fg.resh.edu.ru/
2. Электронные формы учебных пособий издательства Просвещениеhttps://media.prosv.ru/
3. Банк заданий ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
4. Открытый банк заданий PISAhttps://fioco.ru/примеры-задач-pisa
5. Программа ИРО Самарской области по развитию ФГhttps://www.sipkro.ru/projects/funktsionalnaya-gramotnost/
6. МЦКОhttps://mcko.ru/
7.ЯКласс https://www.yaklass.ru/