СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность 5-7 классы"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность 5-7 классы"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Канютинская основная школа»

Холм – Жирковского района Смоленской области




Рассмотрено

на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

от «30» августа 2022г.


« Утверждено»

Директор «МБОУ Канютинская ОШ»

Андрианова Е.В.

Приказ № 45

от «01» сентября 2022г.









Рабочая программа


ПО внеурочной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Функциональная грамотность. Учимся для жизни»


Направление: общеинтеллектуальное

для обучающихся 5-7 классов






Возраст обучающихся 11-13 лет

Срок реализации: 3 года




Автор -составитель:

учитель истории и обществознания

Жукова Людмила Павловна



д.Канютино, 2022г.

Рабочая программа курса

«Функциональная грамотность» для 5–7-х классов

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ от 17.12.2010 № 1897 с изменениями).

  2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  3. Общее количество учебных часов за 3 года обучения — 102, в каждый год реализации программы уроки проводятся 1 час в неделю. В результате в 5-м классе — 34 часов, в 6-м классе — 34 часов, в 7-м классе — 34 часов.

Пояснительная записка

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.

В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-лет- него возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», является исследование PISA (Programme for International Student Assessment), инициированное Организацией экономического сотрудничества и развития1 в консорциуме с ведущими международными научными организациями, при участии национальных центров.

Функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. Первоначально в данном исследовании PISA оценивалось четыре вида грамотности: читательская, математическая, естественнонаучная и финансовая. В дальнейшем добавляется оценка креативности мышления, глобальные компетенции и совместное решение проблем. Следовательно, исследование развивается.

Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «...в 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, её развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.

Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.

Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников.

Результаты лонгитюдных исследований, проведённых на выборках 2000 и 2003 годов странами — участницами мониторингов PISA, показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надёжным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благо- состояния. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребёнка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована ещё и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

Таким образом, значимость формирования функциональной грамотности для становления личности определила основную цель программы.

Цель.

Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5–7-х классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Программа опирается на следующие определения отдельных видов грамотностей:

Математическая грамотность: способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.


Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения.

Читательская грамотность: способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Естественнонаучная грамотность: способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомлённость в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества.

Финансовая грамотность: способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Креативное мышление: развитие творческих мыслительных способностей обучающихся, преодоление стереотипности и шаблонности мышления: беглость — способность быстро генерировать поток идей, возможных решений, подходящих объектов; гибкость — способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся ин- формацию с разных точек зрения; оригинальность — способность придумывать нестандартные, уникальные, необычные идеи и решения; способность к детальной разработке; способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки.

Глобальные компетенции: овладение знаниями о процессе глобализации, его проявлении во всех сферах и влиянии на все стороны жизни человека и общества; формирование аналитического и критического мышления; осознание собственной культурной идентичности и понимание культурного многообразия мира.

Планируемые результаты

Метапредметные и предметные результаты

Грамотность

5-й класс

6-й класс

7-й класс

Читательская

находит и извлекает информацию из раз- личных текстов

применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем

анализирует и интегрирует информацию, полученную из текста

Математиче- ская

находит и извлекает математическую информацию в раз- личном контексте

применяет математические знания для решения разного рода проблем

формулирует математическую пробле му на основе анализа ситуации

Естественно- научная

находит и извлекает информацию о естественнонаучных явлениях в различном контексте

объясняет и описывает естественно- научные явления на основе имеющихся научных знаний

распознает и исследует личные, местные, национальные, глобальные естественно- научные проблемы в различном контексте

Финансовая

находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте

применяет финансовые знания для решения разного рода проблем

Анализирует информацию в финансовом контексте

Креативное мышление

фантазирует, выдвигает разнообразные идеи

развивает, уточняет, детализирует разнообразные идеи

оценивает, анализирует, выдвигает креативные идеи

Глобальные компетенции

находит и извлекает информацию из различных текстов, касающуюся глобальных проблем

осознает и пони- мает глобальные проблемы, осознает межкультурные различия, понимает важность взаимоотношений с представителями других культур

анализирует и критически оценивает информацию







Личностные результаты

Грамотность

5–7-е классы

Читатель- ская

оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному

Математиче- ская

объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей

Естественно- научная

объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях обще- ственной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей

Финансовая

оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны

Креативное мышление

способен получать новые знания, креативно мыслить, решать возникшие проблемы, выдвигать идеи

Глобальные компетенции

открыт представителям иных культур, взаимодействует уважительно (уважение других культур и культурных отличий), способен сочувствовать, обладает широтой взглядов и ответственностью



Содержание курса «Функциональная грамотность» 5-й класс

Читательская грамотность: Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? Типы текстов: текст-описание (художественный и технический). Работа со сплошным текстом.

Математическая грамотность: Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Естественнонаучная грамотность: Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. Шум и его воздействие на человека. Движение и взаимодействие частиц. Вода. Уникальность воды. Земля, внутреннее строение Земли. Атмосфера Земли. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле.

Финансовая грамотность: Как появились деньги? Что могут деньги? Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие. Как разумно делать покупки? Кто такие мошенники? Личные деньги.

Креативное мышление: Невероятные ситуации. Придумай животное. Если нельзя, но очень надо. Завершение фигуры. Изменения

и улучшения. Смешение свойств. Спрячь слово. Как поднять другому настроение.

Глобальные компетенции: Человек и природа: охрана природы, ответственное отношение к живой природе. Традиции и обычаи. Многообразие культур и идентификация с определенной культурой. Семья: роль семьи в жизни общества, демографическая проблема (старение, дети).


6-й класс

Читательская грамотность: Определение основной темы и идеи в эпическом произведении. Древнерусская летопись. Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах. Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчёт, репортаж). Работа с не сплошным текстом: таблицы и карты.

Математическая грамотность: Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности.

Естественнонаучная грамотность: Тело и вещества. Агрегатные состояния. Тепловые явления Креативное мышление: Газетный репортаж. Гости с других планет. Незавершённые истории. Магическая дверь. Новая жизнь старых вещей. Спрятавшиеся рисунки.

Глобальные компетенции: Здоровье: глобальные проблемы и основы здорового образа жизни, продовольственная проблема. Права человека как ценность. Равноправие, противостояние политическому, расовому, гендерному, религиозному и другим видам неравенства, миграция и беженцы.

7- й класс

Читательская грамотность: Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах. Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение). Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа.

Математическая грамотность: Задачи практикоориентированного содержания: на движение, на совместную работу. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. Решение задач реальной жизни. Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы.

Естественнонаучная грамотность: Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов. Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения. Исследование океана. Использование подводных дронов.

Эволюция органического мира.

Финансовая грамотность: Что такое налоги и почему мы их должны платить? Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы. Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы? Виды социальных пособий. Если человек потерял работу. История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит.

Креативное мышление: Если бы я писал книгу. Что ты видишь. Истории и легенды. От точки к точке. Свой город. Реклама на коробках. Рекламный щит.

Глобальные компетенции: Основные причины возникновения глобальных проблем. Человек и природа: мировой океан, изменение климата, дефицит воды, энергетическая и сырьевая проблема. Права человека. Образование как ценность и право.

Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт


5-й класс





Читательская грамотность




1

Определение основной темы в фольклорном произведении

1

05.09


2

Пословицы, поговорки как источник информации

1

12.09


3

Сопоставление содержания текстов разговорного стиля

1

19.09


4

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?

1

26.09


5

Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). Работа со сплошным текстом

1

03.10



Математическая грамотность




1

Задачи на переливание и взвешивание

1

10.10


2

Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду

1

17.10


3

Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание

1

24.10


4

Первые шаги в геометрии. Разбиение объекта на части и составление модели

1

07.11


5

Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков

1

14.11



Естественнонаучная грамотность




1

Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. Шум и его воздействие на человека

1

21.11


2

Движение и взаимодействие частиц

1

28.11


3

Вода. Уникальность воды

1

05.12


4

Земля, внутреннее строение Земли. Атмосфера Земли

1

12.12


5

Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле

1

19.12



Финансовая грамотность




1

Как появились деньги? Что могут деньги?

1

26.12


2

Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие

1

16.01



3

Как разумно делать покупки?

1

23.01


4

Кто такие мошенники?

1

30.01


5

Личные деньги

1

06.02.



Креативное мышление



1

Невероятные ситуации. Придумай животное

1

13.02


2

Если нельзя, но очень надо

1

20.02


3

Завершение фигуры

1

27.02


4

Изменения и улучшения. Смешение свойств

1

05.03


5

Спрячь слово. Как поднять другому настроение

1

12.03



Глобальные компетенции




1

Человек и природа: охрана природы, ответственное отношение к живой природе

1

19.03


2

Традиции и обычаи

1

09.04


3

Многообразие культур и идентификация с определенной куль- турой

1

16.04


4

Семья: роль семьи в жизни общества

1

23.04


5

Семья: демографическая проблема (старение, дети)

1

30.04



Итоговые занятия



1

Работа над проектом в малых группах

1

07.05


2

Защита проекта

1

14.05


3

Подготовка к интеллектуальной игре

1



4

Интеллектуальная игра

1

21.05



Итого

34




6-й класс





Читательская грамотность




1

Определение основной темы и идеи в эпическом произведении

1

05.09.


2

Сопоставление содержания художественных текстов

1

12.09.


3

Определение авторской позиции в художественных текстах

1

19.0.


4

Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчёт, репортаж)

1

26.09.


5

Работа с несплошным текстом: таблицы и карты

1

03.10.



Математическая грамотность




1

Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция

1

10.10.


2

Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: движение

1

17.10.


3

Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: работа

1

24.10.



4

Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование


1

07.11.





5

Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности

1 14.11.


Естественнонаучная грамотность




1

Тело и вещества

1

21.11.


2

Агрегатные состояния

1

28.11.


3

Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для измерения температуры

1

05.12.


4

Плавление и отвердевание

1

12.12.


5

Испарение и конденсация

1

19.12.



Финансовая грамотность



1

Удивительные факты и истории о деньгах

1

26.12.


2

Нумизматика. «Сувенирные» деньги

1

16.01.


3

Фальшивые деньги: история и современность

1

23.01.


4

Виды доходов. Заработная плата

1

30.01.


5

Как заработать деньги?

1

06.02.



Креативное мышление



1

Газетный репортаж

1

13.02.


2

Гости с других планет

1

20.02.


3

Незавершённые истории. Магическая дверь

1

27.02.


4

Новая жизнь старых вещей

1

05.03.


5

Спрятавшиеся рисунки

1

12.03.



Глобальные компетенции




1

Здоровье: глобальные проблемы и основы здорового образа жизни

1

19.03.


2

Продовольственная проблема

1

09.04.


3

Права человека как ценность

1

16.04.


4

Равноправие, противостояние политическому, расовому, гендерному, религиозному и другим видам неравенства

1

23.04.


5

Итоговые занятия




1

Работа над проектом в малых группах

1

30.04.


2

Защита проекта

1

07.05.


3

Подготовка к интеллектуальной игре

1

14.05.


4

Интеллектуальная игра на параллели

1

2 1.05.



Итого

34




7-й класс





Читательская грамотность




1

Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации

1



2

Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах

1



3

Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?

1



4

Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение)

1



5

Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль

1




Математическая грамотность




Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу

1



Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни

1



Задачи практического содержания

1



Решение задач реальной жизни

1



Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы

1




Естественнонаучная грамотность




1



Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строе- ние твёрдых тел, жидкостей и газов

1



2

Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо

1



3

Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения

1



4

Исследование океана. Использование подводных дронов

1



5

Эволюция органического мира

1




Финансовая грамотность




1

Что такое налоги и почему мы их должны платить? Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы

1



2


Что такое государственный бюджет? На что расходуются налого- вые сборы?


1





3

Виды социальных пособий. Если человек потерял работу

1



4

История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить?

1



5

Всё про кредит

1




Креативное мышление




1

Если бы я писал книгу. Что ты видишь

1



2

Истории и легенды

1



3

От точки к точке. Свой город

1



4

Реклама на коробках

1



5

Рекламный щит

1




Глобальные компетенции




1

Основные причины возникновения глобальных проблем

1



2

Человек и природа: мировой океан, изменение климата, дефицит воды

1



3

Энергетическая и сырьевая проблема

1



4

Права человека

1



5

Образование как ценность и право

1




Итоговые занятия




1

Работа над проектом в малых группах

1



2

Защита проекта

1



3

Подготовка к интеллектуальной игре

1



4

Интеллектуальная игра

1




Итого

34



Используемая литература:

  1. И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин «Задачи на смекалку».

  2. Н.К. Антонович «Как научиться решать занимательные задачи».

  3. Е.В. Смыкалова «Математика (дополнительные главы) 5 класс».

  4. Н.П. Кострикина «Задачи повышенной трудности в курсе математики 5-6 классов».

  5. Ю.М. Колягина «Поисковые задачи по математике (5-6 классы)».

  6. Г.И. Григорьева «Подготовка школьников к олимпиадам по математике: 5-6 классы».

Используемые ресурсы:

  1. https://etudes.ru/

  2. http://free-math.ru/

  3. http://www.zaba.ru/

  4. https://mathus.ru/math/

  5. https://skysmart.ru/

  6. https://uchi.ru/







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!