Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области
_____________________________________________________________________________
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/И.К. Костиди / «___» __________2018г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорской СШ _________/В.П. Понизовцев/ Приказ от «___» ________2018г. № ___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В мире слов
1В класс
Худолеева Марина Сергеевна
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей начальных классов
Протокол № ___ «___» ________2018г.
Руководитель ШМО _________/И.Г. Пороховая/
РАССМОТРЕНА на заседании методического совета
Протокол № ___ «___» ________2018г.
Председатель МС _________/Е.Н. Веремьева/
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета
Протокол № ___ «___» ________2018г.
с. Пригорское,
2021 /2022 учебный год
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 1 класса общеобразовательной школы и регламентируется:
- Федеральным законом РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373»;
- письмом Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;
Письмом Минобрнауки России от 14.12.2015г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательном учреждении, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189 (с изменениями и дополнениями);
- уставом МБОУ Пригорской СШ;
- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Пригорской СШ (1-4 классы);
- учебным планом внеурочной деятельности МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год;
- календарным учебным графиком МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год;
- авторской программой «В мире книг» Л.А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.)
Программа реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности.
Срок реализации настоящей программы один год.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
осознавать значимость чтения для личного развития;
испытывать потребность в систематическом чтении.
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления
Метапредметные результаты
Регулятивные умения:
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома
Содержание курса
№ п/п | Разделы программы | Количество часов часов | Из них: |
Теория | Практика |
| Здравствуй, книга! | 2 | 1 | 1 |
| Книги о Родине и родной природе | 2 | 1 | 1 |
| Писатели детям | 3 | 2 | 1 |
| Народная мудрость. Книги-сборники | 2 | 1 | 1 |
| По страницам книг В. Сутеева | 3 | 1 | 2 |
| Сказки народов мира | 3 | 2 | 1 |
| Книги русских писателей-сказочников | 3 | 2 | 1 |
| Детские писатели | 3 | 2 | 1 |
| Сказки зарубежных писателей | 3 | 1 | 2 |
| Книги-сборники стихотворений для детей. | 2 | 1 | 1 |
| Дети — герои книг | 4 | 2 | 2 |
12 | Книги о животных | 3 | 1 | 2 |
| Всего часов: | 33 | 17 | 16 |
Содержание программы
Здравствуй, книга (2 ч)
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке.
Книги о Родине и родной природе (2 ч)
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).
Структура книги, справочный аппарат книги.
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).
Писатели детям (3 ч)
Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.
Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку».
По страницам книг В. Сутеева (3 ч)
Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.
В. Сутеев — автор и художник-оформитель.
Игра «По страницам сказок В. Сутеева».
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.
Сказки народов мира (3 ч)
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.
Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
Книги русских писателей-сказочников (3 ч)
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Инсценирование отдельных историй.
Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Детские писатели (3 ч)
Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина
Книги-сборники произведений современных детских писателей.
Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских писателей на страницах журналов.
Сказки зарубежных писателей (3 ч)
Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.
Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.
Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.
Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)
Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С. Михалкова.
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?».
Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
Литературная игра «Послушай и назови».
Дети — герои книг (4 ч)
Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка».
Парад героев сказок.
Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев».
Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.
Книги о животных (3 ч)
Книги-сборники о животных.
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая.
Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).
Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах.
Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».
Календарно-тематическое планирование
«В мире слов»
1В класс
Общее количество часов на курс по учебному плану 33 часа.
По 1 часу в неделю. Всего учебных недель 33.
Количество часов по четвертям: I четверть ____ часов; II четверть ____ часов;
III четверть ____ часов; IV четверть ____ часов.
№ | № | Тема | Дата | Изменение в дате |
| | Здравствуй, книга (2 ч) | | |
| | Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой | | |
| | Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение). | | |
| | Книги о Родине и родной природе (2 ч) | | |
| | Книги о Родине и родной природе детских писателей | | |
| | Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник. | | |
| | Писатели детям (3 ч) | | |
| | Книги-сборники писателей-классиков о детях. | | |
| | Книги современных писателей о детях. | | |
| | Художники-иллюстраторы детских книг. | | |
| | Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч) | | |
| | Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки». | | |
| | Загадки о животных. Игра «Загадай загадку». | | |
| | По страницам книг В. Сутеева (3 ч) | | |
| | Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). | | |
| | В. Сутеев — автор и оформитель книг для детей. | | |
| | Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева». | | |
| | Сказки народов мира (3 ч) | | |
| | Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения. | | |
| | Сказки народов России и народов мира. | | |
| | Викторина «Герои народных сказок» | | |
| | Книги русских писателей-сказочников (3 ч) | | |
| | А.Н. Толстой «Приключения Буратино». | | |
| | По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». | | |
| | Творческая работа «Встреча с Буратино» | | |
| | Детские писатели (3 ч) | | |
| | Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки. Книги-сборники произведений К. Чуковского. | | |
| | Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина | | |
| | Произведения детских писателей на страницах журналов. | | |
| | Сказки зарубежных писателей (3 ч) | | |
| | Книги сказок Ш. Перро | | |
| | Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». | | |
| | Викторина «В гостях у сказки». | | |
| | Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч) | | |
| | Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники . | | |
| | Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов». | | |
| | Дети — герои книг (4 ч) | | |
| | Дети — герои сказок. | | |
| | Дети — герои рассказов | | |
| | Дети — герои стихотворений | | |
| | Игра «Парад героев сказок» | | |
| | Книги о животных (3 ч) | | |
| | Книги-сборники о животных. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | | |
| | Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка»и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» | | |
| | Произведения о животных из детских журналов. | | |
Литература
Виноградова Н. Ф. Сборник программ внеурочной деятельности. М: «Вентана-Граф», 2011г
Галактионова Т.Г., Саввинова С.О. , Назарова Я.Г. , Жук С.Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1, 2 класс М: Просвещение, 2012г
Яценко И.Ф.. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению. 1 класс. М.: «Вако», 2008 г.