МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14
«РАССМОТРЕНО» | «ПРИНЯТО» | «УТВЕРЖДЕНО» |
Руководитель ШМО __________Якушкина С.В. Протокол № 1 от 28.08.2023г. | Председатель Управляющего Совета ___________ Панкова А.А. Протокол № 1 от 30.08.2023г. | Директор МБОУ СОШ №14 ___________ Ушаков Д.В. Приказ № 126 - ОД от 30.08.2023г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
для обучающихся 3 «Л» класса
начального общего образования на 2023 – 2024 учебный год
Составитель: Фролкова Н. В., учитель начальных классов
г. Коломна 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» на уровне начального общего образования составлена на основе ФОП НОО и Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Федеральной программе воспитания.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 1 классе начальной школы и рассчитана на 33 часа (при 1 часе в неделю). Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации во 2 -4 классах начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю).
Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по своему усмотрению.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей первоклассников для занятий используются сюжеты авторских и русских народных сказок.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей второклассников для занятий используются сюжеты художественных и научно-познавательных текстов.
В 3 классе начальной школы в первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественно-научной грамотности, во втором полугодии – по формированию математической и финансовой грамотности.
В четвёртом классе начальной школы в первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественно-научной грамотности, во втором полугодии – по формированию математической и финансовой грамотности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия): особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ ДОСТИЖЕНИЙ КУРСА
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Форма проведения | ЭОР |
Блок «Читательская грамотность» (8 часов) | | |
1. | Про дождевого червяка. Тип текста. Содержание научно-познавательного текста. | 1 | Литературная гостинная | https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/ |
2. | Кальций. Содержание научно-познавательного текста. | 1 | Литературная гостинная |
3. | Сколько весит облако? Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста | 1 | Литературная гостинная |
4. | Хлеб – всему голова. Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста | 1 | Литературная гостинная |
5. | Про мел. Главная мысль текста. Содержание текста. | 1 | Литературная гостинная |
6. | Про мыло. Содержание научно-познавательного текста. | 1 | Литературная гостинная |
7. | История свечи. Содержание научно-познавательного текста. | 1 | Литературная гостинная | https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/ |
8. | Магнит. Содержание научно-познавательного текста. | 1 | Литературная гостинная |
Блок «Естественно-научная грамотность» (8 часов) | | |
9. | Дождевые черви | 1 | Практикум | https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/ |
10. | Полезный кальций | 1 | Практикум |
11. | Про облака | 1 | Практикум |
12. | Про хлеб и дрожжи | 1 | Практикум |
13. | Интересное вещество – мел | 1 | Практикум |
14. | Чем интересно мыло и как оно «работает» | 1 | Практикум |
15. | Про свечи | 1 | Практикум |
16. | Волшебный магнит | 1 | Практикум |
Проверочная работа (1 час) | | |
17. | Проверь себя | 1 | Комплексная работа | |
Блок «Финансовая грамотность» (8 часов) | | |
18. | Что такое «бюджет»? Федеральный бюджет, уровни бюджета, дефицит, профицит. | 1 | Комбинированное занятие | https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/ |
19. | Семейный бюджет. Семейный бюджет, доходы и расходы. | 1 | Комбинированное занятие |
20. | Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. Понятие заработной платы, виды зарплаты. | 1 | Комбинированное занятие |
21. | Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия. Пенсия, досрочная пенсия, пособия для разных категорий граждан. | 1 | Комбинированное занятие |
22. | Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш | 1 | Комбинированное занятие |
23. | На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. Классификация расходов по различным основаниям. | 1 | Комбинированное занятие |
24. | На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи. Виды обязательных платежей. | 1 | Комбинированное занятие | https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/ |
25. | Как сэкономить семейные деньги? Экономия семейного бюджета. | 1 | Комбинированное занятие |
Блок «Математическая грамотность» (8часов) | |
26. | Расходы и доходы бюджета. Сравнение доходов и расходов. Дефицит и профицит. | 1 | Игровая студия | https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/ |
27. | Планируем семейный бюджет. Доходы и расходы в семейном бюджете. | 1 | Игровая студия |
28. | Подсчитываем семейный доход. Семейный доход в таблице, на диаграмме. | 1 | Игровая студия |
29. | Пенсии и пособия. Прожиточный минимум, минимальная пенсия, пособия. | 1 | Игровая студия |
30. | Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. Налог на выигрыш, доход от выигрыша в лотерею. | 1 | Игровая студия |
31. | Подсчитываем расходы. Обязательные и непредвиденные расходы. | 1 | Игровая студия |
32. | Расходы на обязательные платежи. Обязательные платежи | 1 | Игровая студия |
33. | Подсчитываем сэкономленные деньги. Экономия семейного бюджета. | 1 | Игровая студия |
Проверочная работа (1 час) | | |
34. | Проверь себя | 1 | Комплексная работа | https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/ |
| | Всего: 34 часа | | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы |
1 | Про дождевого червяка. Тип текста. Содержание научно-познавательного текста. | 1 | | 07.09 | https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/ |
2 | Кальций. Содержание научно-познавательного текста. | 1 | | 14.09 | https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/ |
3 | Сколько весит облако? Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста | 1 | | 21.09 | https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/ |
4 | Хлеб – всему голова. Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста | 1 | | 28.09 | https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/ |
5 | Про мел. Главная мысль текста. Содержание текста. | 1 | | 05.10 | https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/ |
6 | Про мыло. Содержание научно-познавательного текста. | 1 | | 19.10 | https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/ |
7 | История свечи. Содержание научно-познавательного текста. | 1 | | 26.10 | https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/ |
8 | Магнит. Содержание научно-познавательного текста. | 1 | | 02.11 | https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/ |
9 | Дождевые черви | 1 | | 09.11 | https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/ |
10 | Полезный кальций | 1 | | 16.11 | https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/ |
11 | Про облака | 1 | | 30.11 | https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/ |
12 | Про хлеб и дрожжи | 1 | | 07.12 | https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/ |
13 | Интересное вещество – мел | 1 | | 14.12 | https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/ |
14 | Чем интересно мыло и как оно «работает» | 1 | | 21.12 | https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/ |
15 | Про свечи | 1 | | 28.12 | https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/ |
16 | Волшебный магнит | 1 | | 11.01 | https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/ |
17 | Проверь себя. | 1 | 1 | 18.01 | https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/ |
18 | Что такое «бюджет»? Федеральный бюджет, уровни бюджета, дефицит, профицит. | 1 | | 25.01 | https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/ |
19 | Семейный бюджет. Семейный бюджет, доходы и расходы. | 1 | | 01.02 | https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/ |
20 | Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. Понятие заработной платы, виды зарплаты. | 1 | | 08.02 | https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/ |
21 | Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия. Пенсия, досрочная пенсия, пособия для разных категорий граждан. | 1 | | 15.02 | https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/ |
22 | Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш | 1 | | 29.02 | https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/ |
23 | На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. Классификация расходов по различным основаниям. | 1 | | 07.03 | https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/ |
24 | На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи. Виды обязательных платежей. | 1 | | 14.03 | https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/ |
25 | Как сэкономить семейные деньги? Экономия семейного бюджета. | 1 | | 21.03 | https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/ |
26 | Расходы и доходы бюджета. Сравнение доходов и расходов. Дефицит и профицит. | 1 | | 28.03 | https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/ |
27 | Планируем семейный бюджет. Доходы и расходы в семейном бюджете. | 1 | | 04.04 | https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/ |
28 | Подсчитываем семейный доход. Семейный доход в таблице, на диаграмме. | 1 | | 18.04 | https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/ |
29 | Пенсии и пособия. Прожиточный минимум, минимальная пенсия, пособия. | 1 | | 25.04 | https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/ |
30 | Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. Налог на выигрыш, доход от выигрыша в лотерею. | 1 | | 02.05 | https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/ |
31 | Подсчитываем расходы. Обязательные и непредвиденные расходы. | 1 | | 16.05 | https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/ |
32 | Расходы на обязательные платежи. Обязательные платежи | 1 | | 23.05 | https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/ |
33 | Подсчитываем сэкономленные деньги. Экономия семейного бюджета. | 1 | | 30.05 | https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/ |
34 | Проверь себя. | 1 | 1 | 06.06 | https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/ |
35 | Всего | 34 | 2 | | |