СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 3 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 3 класс»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Московской области‌ 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №14‌


«РАССМОТРЕНО»

«ПРИНЯТО»

«УТВЕРЖДЕНО»

Руководитель ШМО

__________Якушкина С.В.

Протокол № 1

от 28.08.2023г.

Председатель Управляющего Совета

___________ Панкова А.А.

Протокол № 1

от 30.08.2023г.

Директор МБОУ СОШ №14

___________ Ушаков Д.В.

Приказ № 126 - ОД

от 30.08.2023г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»


для обучающихся 3 «Л» класса

начального общего образования на 2023 – 2024 учебный год







Составитель: Фролкова Н. В., учитель начальных классов

















​г. Коломна‌ 2023



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» на уровне начального общего образования составлена на основе ФОП НОО и Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Федеральной программе воспитания.

Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 1 классе начальной школы и рассчитана на 33 часа (при 1 часе в неделю). Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации во 2 -4 классах начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю).



Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по своему усмотрению.

Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей первоклассников для занятий используются сюжеты авторских и русских народных сказок.

Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей второклассников для занятий используются сюжеты художественных и научно-познавательных текстов.

В 3 классе начальной школы в первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественно-научной грамотности, во втором полугодии – по формированию математической и финансовой грамотности.

В четвёртом классе начальной школы в первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественно-научной грамотности, во втором полугодии – по формированию математической и финансовой грамотности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.

Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия): особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.

Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.

Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.



Личностные результаты изучения курса:

– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

– осознавать личную ответственность за свои поступки;

– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.



Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую.



Регулятивные:

– проявлять познавательную и творческую инициативу;

– принимать и сохранять учебную цель и задачу;

– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.



Коммуникативные:

– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– совместно договариваться о правилах работы в группе;

– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).



Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

– способность различать тексты различных жанров и типов;

– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.



Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

– способность проводить математические рассуждения;

– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

– понимание и правильное использование финансовых терминов;

– представление о семейных расходах и доходах;

– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

– представление о различных видах семейных доходов;

– представление о различных видах семейных расходов;

– представление о способах экономии семейного бюджета.



Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ ДОСТИЖЕНИЙ КУРСА

Обучение ведется на безотметочной основе.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

Кол-во часов

Форма проведения

ЭОР

Блок «Читательская грамотность» (8 часов)



1.

Про дождевого червяка. Тип текста. Содержание научно-познавательного текста.

1

Литературная гостинная

https://uchi.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/

2.

Кальций. Содержание научно-познавательного текста.

1

Литературная гостинная

3.

Сколько весит облако? Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста

1

Литературная гостинная

4.

Хлеб – всему голова. Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста

1

Литературная гостинная

5.

Про мел. Главная мысль текста. Содержание текста.

1

Литературная гостинная

6.

Про мыло. Содержание научно-познавательного текста.

1

Литературная гостинная

7.

История свечи. Содержание научно-познавательного текста.

1

Литературная гостинная

https://uchi.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/

8.

Магнит. Содержание научно-познавательного текста.

1

Литературная гостинная

Блок «Естественно-научная грамотность» (8 часов)



9.

Дождевые черви

1

Практикум

https://uchi.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/

10.

Полезный кальций

1

Практикум

11.

Про облака

1

Практикум

12.

Про хлеб и дрожжи

1

Практикум

13.

Интересное вещество – мел

1

Практикум

14.

Чем интересно мыло и как оно «работает»

1

Практикум

15.

Про свечи

1

Практикум

16.

Волшебный магнит

1

Практикум

Проверочная работа (1 час)



17.

Проверь себя

1

Комплексная работа


Блок «Финансовая грамотность» (8 часов)



18.

Что такое «бюджет»? Федеральный бюджет, уровни бюджета, дефицит, профицит.

1

Комбинированное занятие

https://uchi.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/

19.

Семейный бюджет. Семейный бюджет, доходы и расходы.

1

Комбинированное занятие

20.

Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. Понятие заработной платы, виды зарплаты.


1

Комбинированное занятие

21.

Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия. Пенсия, досрочная пенсия, пособия для разных категорий граждан.

1

Комбинированное занятие

22.

Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш

1

Комбинированное занятие

23.

На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. Классификация расходов по различным основаниям.

1

Комбинированное занятие

24.

На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи. Виды обязательных платежей.

1

Комбинированное занятие

https://uchi.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/

25.

Как сэкономить семейные деньги? Экономия семейного бюджета.

1

Комбинированное занятие

Блок «Математическая грамотность» (8часов)


26.

Расходы и доходы бюджета. Сравнение доходов и расходов. Дефицит и профицит.

1

Игровая студия

https://uchi.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/

27.

Планируем семейный бюджет. Доходы и расходы в семейном бюджете.

1

Игровая студия

28.

Подсчитываем семейный доход. Семейный доход в таблице, на диаграмме.

1

Игровая студия

29.

Пенсии и пособия. Прожиточный минимум, минимальная пенсия, пособия.

1

Игровая студия

30.

Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. Налог на выигрыш, доход от выигрыша в лотерею.

1

Игровая студия

31.

Подсчитываем расходы. Обязательные и непредвиденные расходы.

1

Игровая студия

32.

Расходы на обязательные платежи. Обязательные платежи

1

Игровая студия

33.

Подсчитываем сэкономленные деньги. Экономия семейного бюджета.

1

Игровая студия

Проверочная работа (1 час)



34.

Проверь себя

1

Комплексная работа

https://uchi.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/



Всего: 34 часа





ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы


1

Про дождевого червяка. Тип текста. Содержание научно-познавательного текста.

1


07.09

https://uchi.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/

2

Кальций. Содержание научно-познавательного текста.

1


14.09

https://uchi.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/

3

Сколько весит облако? Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста

1


21.09

https://uchi.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/

4

Хлеб – всему голова. Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста

1


28.09

https://uchi.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/

5

Про мел. Главная мысль текста. Содержание текста.

1


05.10

https://uchi.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/

6

Про мыло. Содержание научно-познавательного текста.

1


19.10

https://uchi.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/

7

История свечи. Содержание научно-познавательного текста.

1


26.10

https://uchi.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/

8

Магнит. Содержание научно-познавательного текста.

1


02.11

https://uchi.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/

9

Дождевые черви

1


09.11

https://uchi.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/

10

Полезный кальций

1


16.11

https://uchi.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/

11

Про облака

1


30.11

https://uchi.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/

12

Про хлеб и дрожжи

1


07.12

https://uchi.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/

13

Интересное вещество – мел

1


14.12

https://uchi.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/

14

Чем интересно мыло и как оно «работает»

1


21.12

https://uchi.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/

15

Про свечи

1


28.12

https://uchi.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/

16

Волшебный магнит

1


11.01

https://uchi.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/

17

Проверь себя.

1

1

18.01

https://uchi.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/

18

Что такое «бюджет»? Федеральный бюджет, уровни бюджета, дефицит, профицит.

1


25.01

https://uchi.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/

19

Семейный бюджет. Семейный бюджет, доходы и расходы.

1


01.02

https://uchi.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/

20

Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. Понятие заработной платы, виды зарплаты.


1


08.02

https://uchi.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/

21

Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия. Пенсия, досрочная пенсия, пособия для разных категорий граждан.

1


15.02

https://uchi.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/

22

Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш

1


29.02

https://uchi.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/

23

На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. Классификация расходов по различным основаниям.

1


07.03

https://uchi.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/

24

На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи. Виды обязательных платежей.

1


14.03

https://uchi.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/

25

Как сэкономить семейные деньги? Экономия семейного бюджета.

1


21.03

https://uchi.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/

26

Расходы и доходы бюджета. Сравнение доходов и расходов. Дефицит и профицит.

1


28.03

https://uchi.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/

27

Планируем семейный бюджет. Доходы и расходы в семейном бюджете.

1


04.04

https://uchi.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/

28

Подсчитываем семейный доход. Семейный доход в таблице, на диаграмме.

1


18.04

https://uchi.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/

29

Пенсии и пособия. Прожиточный минимум, минимальная пенсия, пособия.

1


25.04

https://uchi.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/

30

Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. Налог на выигрыш, доход от выигрыша в лотерею.

1


02.05

https://uchi.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/

31

Подсчитываем расходы. Обязательные и непредвиденные расходы.

1


16.05

https://uchi.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/

32

Расходы на обязательные платежи. Обязательные платежи

1


23.05

https://uchi.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/

33

Подсчитываем сэкономленные деньги. Экономия семейного бюджета.

1


30.05

https://uchi.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/

34

Проверь себя.

1

1

06.06

https://uchi.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/

35

Всего

34

2