СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 1 класс»

Министерство образования и науки Хабаровского края

Управление образования администрации Нанайского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 сельского поселения «Село Троицкое»




ПРИНЯТО:

на Педагогическом совете

МБОУ СОШ №1 с. Троицкое

Протокол №____от_____-_____2024 г.

Председатель _________/______________

подпись расшифровка

УТВЕРЖДЕНО:

Директор

МБОУ СОШ №1 с. Троицкое

___________/__________________

подпись расшифровка

Приказ №_____от______-________2024 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

для 1 класса «Б»

на 2024-2025 учебный год








Учитель: Докучаева Е. В.




с. Троицкое, 2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка

  • Общая характеристика кружка

  • Описание места кружка в учебном плане

  • Описание ценностных ориентиров содержания кружка

  1. Содержание кружка

  2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения кружка

  3. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

  4. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Функциональная грамотность» составлена на основе учебного пособия «Функциональная грамотность». Автор учебного пособия: Е. Г. Коннова. Издательство «ЛЕГИОН-М» 2024 год. А также на основе рабочей программы А. С. Бобковой.

Программа «Функциональная грамотность» реализует математическую грамотность, читательскую грамотность, финансовую грамотность, естественно-научную грамотность направление внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии с ФГОС НОО и в соответствии с требованиями:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрированный в Минюсте России 05.07.2021, регистрационный номер 64100;

  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, утвержденной протоколом ФУМО от18.03.2022№ 1/22;

  • Письма Минпросвещения России от 05.07.2022 г. № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральныхгосударственныхобразовательныхстандартовначальногообщегоиосновногообщегообразования»;

  • на основе Основной Образовательной Программы Начального Общего Образования МБОУ СОШ № 1 сельского поселения «Село Троицкое», с учётом требований ФГОС.

Общая характеристика внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Программа состоит из четырех учебных модулей: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность», «Естественно – научная грамотность».

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Для достижения этой цели предполагается решение комплекса следующих задач:

  • формировать умение читать тексты с использованием трех этапов работы с текстом;

  • совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;

  • учить находить и извлекать информацию из различных текстов;

  • учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;

  • развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;

  • обеспечить усвоение ряда понятий технологии «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и т.д.;

  • воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;

  • учить детей уважать всякий честный труд, талант, гениальность;

  • поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;

  • приобщать детей и родителей к проектной деятельности.

Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.

Целью изучения модуля «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения модуля «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения модуля «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения модуля «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.


Описание места внеурочной деятельности в учебном плане:

Программа рассчитана на 33 часа в год с проведением занятий один час в неделю по пятницам продолжительностью 35 минут.

Описание ценностных ориентиров содержания внеурочной деятельности:

Ценностными ориентирами содержания данной внеурочной деятельности являются то, что обучающиеся получат возможность использовать все постоянно приобретаемые в течении жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Максимально быстро адаптироваться к конкретной культурной среде. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно-научную грамотность, финансовую грамотность.

Ценность истины- ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия.

Ценность человека, как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества, как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы, как как свободы выбора и предъявление человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченными нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности- осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма- одна из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.



2.Содержание внеурочной деятельности «Первые шаги в функциональную грамотность»

1 класс:

Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.

Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.

Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.

Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.


1 класс (33 ч)

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы внеурочной деятельности

1

Математическая грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

Математика без чисел.

Нумерация.

В лес по грибы.

Кот, петух и жихарка.

Волк и семеро козлят.

Огород.

День рождение.

Муравейник.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Практические упражнения


Итого:

8



2.

Читательская грамотность

1

1

1

1


1

1

1

1

З. Павлюченко «Четыре сестрицы».

И. Соколов-Макитов «Барсуки».

Армянская народная сказка «Собака и волк».

Сказка американских индейцев «Как кролик взял койота на испуг».

И. Крылов «Лебедь, рак и щука».

К. Вормель «Джордж и дракон»

Обезьяны.

Зоопарк.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Практические упражнения


Итого:

8



3.

Финансовая грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

Покупки, цена, стоимость.

Доход и расход семьи.

Товарный обмен.

Виды денег.

Карманные деньги.

Лотерейный билет.

Своё дело. Гостиница из теремка.

Реклама.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Практические упражнения


Итого:

8



4.

Естественно-научная грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

Опыты с водой.

Опыты на кухне.

Камни.

Корабль из пластилина.

Пузырь, соломинка и лапоть.

Зимняя сказка.

Горох, который дорос до неба.

Статистическое электричество.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие и проведение опытов;

Практические упражнения


Итого:

8




Итого:

33




3.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»

Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности

Предметные

Метапредметные

Личностные

«Читательская грамотность»:

  • способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

«Математическая грамотность»:

  • способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

  • способность проводить математические рассуждения;

  • способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;

  • способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

«Финансовая грамотность»:

  • понимание и правильное использование экономических терминов;

  • представление о роли денег в семье и обществе;

  • умение характеризовать виды и функции денег;

  • знание источников доходов и направлений расходов семьи;

  • умениерассчитыватьдоходыирасходыисоставлятьпростойсемейныйбюджет;

  • определениеэлементарныхпроблемвобластисемейныхфинансовипутейихрешения;

  • проведение элементарных финансовых расчётов

«Естественно-научная грамотность»:

  • способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

  • способностьпониматьосновныеособенностиестествознаниякакформычеловеческогопознания.




Познавательные:

  • осваивает способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;

  • использует различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

  • владеет логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • использует знаково-символические средства, в том числе моделирование;

  • ориентируется в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

  • делает предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

  • добывает новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

  • перерабатывает полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

  • преобразовывает информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

  • проявляет познавательную и творческую инициативу;

  • сохраняет учебную цель и задачу;

  • Планирует деятельность и ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

  • Оценивает свои действия, вносит соответствующие коррективы в их выполнение;

  • Отличает правильно выполненное задание от неверного;

  • оценивает правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

Коммуникативные:

  • адекватно передает информацию, выражает свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображает предметное содержание и условия деятельности в речи;

  • доносит свою позицию до других: оформляет свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

  • слушает и понимает речь других;

  • совместно договаривается о правилах работы в группе;

  • выполняет различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


-осознает себя как члена семьи, общества и государства: участвует в обсуждении финансовых проблем семьи, принятий решений о семейном бюджете;

-владеет начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

- понимает личную ответственность за свои поступки;

- сотрудничает со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.


4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Дата

Тема урока

Виды контроля

Деятельность учащихся

Рубрикатор

1


Математика без чисел

Текущий

-определяет количество предметов при счёте;

-составляет и решает выражения с ответом 5;

-решает задачу на уменьшение числа на несколько единиц;

-соединяет с помощью линейки точки и называть много­угольники;

-решает задачу в два действия.

Презентация,

2


Нумерация

Текущий

-определяет количество предметов при счёте;

-образовывает число 8;

-составляет и решает выражения с ответом 9;

-решает задачу в два действия;

-находит остаток числа;

-соединяет с помощью линейки точки и называет геомет­рическую фигуру - ломаную.

Презентация

3


В лес по грибы

Текущий

-раскладывает число 9 на два слагаемых;

-отвечает на вопросы на основе условия задачи;

-анализирует данные и отвечает на вопросы;

Презентация

4


Кот, петух и жихарка.


Текущий

-раскладывает число 10 на два слагаемых, когда одно из слагаемых больше другого;

-раскладывает число 10 на два слагаемых, когда слагаемые равны;

-раскладывает число 10 на три слагаемых;

-раскладывает число 10 на три чётных слагаемых.

Презентация

5


Волк и семеро козлят.


Текущий

-преобразовывает текстовую информацию в табличную форму;

-находит недостающие данные при решении задач;

-складывает одинаковые слагаемые в пределах 10;

-владеет практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе;

-выражает большие единицы измерения в более мелких и наоборот;

-определяет истинность/ложность высказываний.

Презентация

6


Огород.


Текущий

-раскладывает числа 9, 10, 11 на три слагаемых;

-решает задачи на нахождение суммы;

-владеет практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе;

Презентация

7


День рождение.


Текущий

-раскладывает число 12 на несколько слагаемых;

-решает задачи на нахождение части числа:

-сравнивает числовые выражения, составленные по рисун­кам;

-находит прямоугольники на рисунке.

Презентация

8


Муравейник.

Текущий

-решает задачи на нахождение суммы, на увеличение числа на несколько единиц;

-раскладывает числа первого и второго десятка на несколь­ко слагаемых.

Презентация

9


З. Павлюченко «Четыре сестрицы».


Текущий

-определяет жанр произведения;

  • называет героев сказки;

  • дополняет предложения, пользуясь информацией из текста;

  • дает характеристику героям;

  • определяет последовательность событий и рассказывает сказку;

  • составляет из частей пословицы и определяет их соответствие произведению;

  • различает научно-познавательный текст и художественный;

-определяет, чему учит сказка.

Презентация

10


И. Соколов-Макитов «Барсуки».


Текущий

-определяет национальную принадлежность сказки по информации в заголовке занятия;

  • отвечает на вопросы по содержанию сказки без опоры на текст;

  • дает характеристику героям сказки;

  • наблюдает над синонимами как близкими по значению словами (без введения понятия);

  • делит текст на части в соответствии с предложенным планом;

  • объясняет значение устойчивых выражений(фразеологизмов);

  • сопоставляет графическую информацию со сведениями, полученными из научно-познавательного текста;

  • устанавливает истинность и ложность высказываний;

  • подбирает из текста слова на заданную тему;

  • определяет, чему можно научиться у героя сказки;

строит связное речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

Презентация

11


Армянская народная сказка «Собака и волк».


Текущий

-дает характеристику героям;

  • Дополняет предложения на основе сведений из текста;

  • Определяет последовательность событий и рассказывает сказку; составляет вопросы по содержанию сказки;

на основе сведений из научно-познавательного текста выбирает верные высказывания.

Презентация

12


Сказка американских индейцев «Как кролик взял койота на испуг».


Текущий

-определяет вид сказки;

-называет героев сказки, находить среди них главного героя;

-определяет принадлежность реплик персонажам сказки (без опоры на текст);

-определяет последовательность событий сказки;

-находит необходимую информацию в тексте;

-определяет, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста;

-соотносит события и поступки, описанные в сказке, с событиями собственной жизни, давать им оценку;

-объясняет смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой;

-строит связное речевое устное или письменное высказывание.

Презентация

13


И. Крылов «Лебедь, рак и щука».


Текущий

-определяет лексическое значение слова;

-анализирует содержание текста и составляет план;

-определяет по рисунку содержание отрывка из текста.

Презентация

14


К. Вормель «Джордж и дракон»


Текущий

-определяет жанр произведения;

  • называет героев сказки;

  • выбирает изображение, подходящее для иллюстрации героя сказки;

  • дает характеристику персонажам сказки;

  • наблюдает над словами близкими и противоположными по смыслу;

соотносит иллюстрации с событиями, описанными в сказке, с опорой на текст.

Презентация

15


Обезьяны.


Текущий

-даёт характеристику героям;

-определяет по рисунку содержание отрывка из текста;

-располагает в правильной последовательности предложе­ния для составления отзыва на прочитанное произведение.

Презентация

16


Зоопарк.

Текущий

-определяет жанр произведения;

-называет героев сказки;

-находит в тексте образные сравнения;

-отвечает на вопросы по содержанию сказки;

определяет, на какие вопросы можно получить ответы из текста.

Презентация

17


Покупки, цена, стоимость.


Текущий

-работает над понятиями: цена, товар, спрос;

-анализирует информацию и объясняет, как формируется стоимость товара, почему один и тот же товар может быть

дешевле или дороже;

- рассуждает об умении экономно тратить деньги.

Презентация

18


Доход и расход семьи.


Текущий

-наблюдает над понятиями: товар и услуга;

-определяет необходимые продукты и их цены;

-строит речевое высказывание в соответствии с постав­ленной задачей;

-работать в паре.

Презентация

19


Товарный обмен.


Текущий

-наблюдает над различием цены и стоимости;

-определяет, какой товар можно купить на имеющиеся деньги;

-определяет стоимость покупки;

-объясняет смысл пословиц.

Презентация

20


Виды денег.


Текущий

-наблюдает над понятиями: карманные деньги, необходи­мая покупка, желаемая покупка;

-выбирает подарки для друзей на основе предложенных цен;

-анализирует информацию и делает соответствующие выводы;

--проводит оценку и, в случае необходимости, коррекцию собственных действий по решению учебной задачи.

Презентация

21


Карманные деньги.


Текущий

-наблюдает над понятием «реклама»;

-строит речевое высказывание в соответствии с постав­ленной задачей;

-делает выбор на основе предложенной информации;

-называет различные виды рекламы.

Презентация

22


Лотерейный билет.


Текущий

-наблюдает над понятием «банк»;

-объясняет значение понятий на доступном для первоклас­сника уровне;

-анализирует информацию, представленную в текстовом виде, и на её основе делать соответствующие выводы:

-строит речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

Презентация

23


Своё дело. Гостиница из теремка.


Текущий

-наблюдает над понятием «сделка»;

-объясняет, что такое доход, затраты и как получают при­быль;

-понимает, почему оптом можно купить дешевле;

-выбирает товары для покупки на определенную сумму;

-строит речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

Презентация

24


Реклама.

Текущий

-различает платную и бесплатную услугу; наблюдать над понятием «равноценный обмен»;

-объясняет, что такое бартер.

Презентация

25


Опыты с водой.


Текущий

-наблюдает над свойством воды - прозрачность;

-определяет с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода смешана с сахаром;

-определяет, как уровень воды в стакане влияет на высоту звука;

-объясняет, как плотность воды влияет на способность яй­ца плавать.

Презентация

26


Опыты на кухне.


Текущий

-доказывает, что на кухне можно проводить опыты;

-показывает, что можно наполнять водой;

-объясняет, как можно смешать продукты;

-рассказывает о свойствах не растворившихся продуктов на поверхности.

Презентация

27


Камни.


Текущий

-описывает камни, назы­вает их существенные признаки, описывает особенности внешнего вида;

-осуществляет поиск необходимой информации из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта;

-планирует совместно с учителем свои действия в соот­ветствии с поставленной задачей и условиями ее реализа­ции.

Презентация

28


Корабль из пластилина.


Текущий

-определяет плавучесть металлических предметов;

-объясняет, что плавучесть предметов зависит от формы;

-понимает, что внутри плавучих предметов находится воз­дух;

-объясняет, почему случаются кораблекрушения;

-создаёт корабль из пластилина;

Презентация

29


Зимняя сказка.


Текущий

-объясняет, что такое снег и лёд;

-объясняет, почему в морозный день снег под ногами скрипит;

-наблюдает за переходом воды из одного состояния в дру­гое;

-наблюдает над формой и строением снежинок.


Презентация

30


Пузырь, соломинка и лапоть

Текущий

-объясняет: почему лопается воздушный шарик при воз­действии на него сока из цедры апельсина;

-почему не тонет кожура апельсина, как узнать количество долек в неочищенном апельсине;

-определяет в каком из апельсинов больше сока.

Презентация

31


Горох, который дорос до неба.


Текущий

-объясняет, когда можно вырастить горох;

-определяет, в каких предметах и условиях можно его вырастить;

-наблюдает над различием выращивания гороха на подоконнике.

Презентация

32


Статистическое электричество.

Текущий

-наблюдает свойства изучаемых объектов: сравнивает свойства соли и песка;

-составляет связное речевое высказывание в соответствии с поставленной учебной задачей;

-представляет результаты исследовательской деятельности в различных формах: устное высказывание, таблица, допол­ненное письменное высказывание.

Презентация

33


Рисование картины

Текущий

-доказывает, как с помощью яблочного сока можно рисо­вать и что существует сила притяжения;

-соединяет части текста и рисунки;

-называет героев сказки;

-придумывает рекламу-упаковку;

-определяет профессию рабочего банка;

-объясняет, чему учит сказка.

Презентация




5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения ВНЕУРОЧНОЙ деятельности

Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор;

  • компьютер с учебным программным обеспечением;

  • магнитная доска;

Учебно-методическая литература для учителя:

1. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).

2. Методические рекомендации к курсу «Функциональная грамотность»

3. Е. Г. Коннова «Функциональная грамотность» (Новый ФГОС НОО)