Министерство образования и науки Хабаровского края
Управление образования администрации Нанайского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 сельского поселения «Село Троицкое»
ПРИНЯТО: на Педагогическом совете МБОУ СОШ №1 с. Троицкое Протокол №____от_____-_____2024 г. Председатель _________/______________ подпись расшифровка | УТВЕРЖДЕНО: Директор МБОУ СОШ №1 с. Троицкое ___________/__________________ подпись расшифровка Приказ №_____от______-________2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
для 1 класса «Б»
на 2024-2025 учебный год
Учитель: Докучаева Е. В.
с. Троицкое, 2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Общая характеристика кружка
Описание места кружка в учебном плане
Описание ценностных ориентиров содержания кружка
Содержание кружка
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения кружка
Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Функциональная грамотность» составлена на основе учебного пособия «Функциональная грамотность». Автор учебного пособия: Е. Г. Коннова. Издательство «ЛЕГИОН-М» 2024 год. А также на основе рабочей программы А. С. Бобковой.
Программа «Функциональная грамотность» реализует математическую грамотность, читательскую грамотность, финансовую грамотность, естественно-научную грамотность направление внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии с ФГОС НОО и в соответствии с требованиями:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрированный в Минюсте России 05.07.2021, регистрационный номер 64100;
Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, утвержденной протоколом ФУМО от18.03.2022№ 1/22;
Письма Минпросвещения России от 05.07.2022 г. № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральныхгосударственныхобразовательныхстандартовначальногообщегоиосновногообщегообразования»;
на основе Основной Образовательной Программы Начального Общего Образования МБОУ СОШ № 1 сельского поселения «Село Троицкое», с учётом требований ФГОС.
Общая характеристика внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Программа состоит из четырех учебных модулей: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность», «Естественно – научная грамотность».
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Для достижения этой цели предполагается решение комплекса следующих задач:
формировать умение читать тексты с использованием трех этапов работы с текстом;
совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
обеспечить усвоение ряда понятий технологии «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и т.д.;
воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
учить детей уважать всякий честный труд, талант, гениальность;
поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;
приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
Целью изучения модуля «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения модуля «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения модуля «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения модуля «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Описание места внеурочной деятельности в учебном плане:
Программа рассчитана на 33 часа в год с проведением занятий один час в неделю по пятницам продолжительностью 35 минут.
Описание ценностных ориентиров содержания внеурочной деятельности:
Ценностными ориентирами содержания данной внеурочной деятельности являются то, что обучающиеся получат возможность использовать все постоянно приобретаемые в течении жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Максимально быстро адаптироваться к конкретной культурной среде. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно-научную грамотность, финансовую грамотность.
Ценность истины- ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия.
Ценность человека, как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества, как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы, как как свободы выбора и предъявление человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченными нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности- осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма- одна из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
2.Содержание внеурочной деятельности «Первые шаги в функциональную грамотность»
1 класс:
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
1 класс (33 ч)
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Содержание | Формы внеурочной деятельности |
1 | Математическая грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Математика без чисел. Нумерация. В лес по грибы. Кот, петух и жихарка. Волк и семеро козлят. Огород. День рождение. Муравейник. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Практические упражнения |
| Итого: | 8 | | |
2. | Читательская грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 | З. Павлюченко «Четыре сестрицы». И. Соколов-Макитов «Барсуки». Армянская народная сказка «Собака и волк». Сказка американских индейцев «Как кролик взял койота на испуг». И. Крылов «Лебедь, рак и щука». К. Вормель «Джордж и дракон» Обезьяны. Зоопарк. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Практические упражнения |
| Итого: | 8 | | |
3. | Финансовая грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Покупки, цена, стоимость. Доход и расход семьи. Товарный обмен. Виды денег. Карманные деньги. Лотерейный билет. Своё дело. Гостиница из теремка. Реклама. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Практические упражнения |
| Итого: | 8 | | |
4. | Естественно-научная грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Опыты с водой. Опыты на кухне. Камни. Корабль из пластилина. Пузырь, соломинка и лапоть. Зимняя сказка. Горох, который дорос до неба. Статистическое электричество. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие и проведение опытов; Практические упражнения |
| Итого: | 8 | | |
| Итого: | 33 | | |
3.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
«Читательская грамотность»: способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. «Математическая грамотность»: способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; способность проводить математические рассуждения; способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления; способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. «Финансовая грамотность»: понимание и правильное использование экономических терминов; представление о роли денег в семье и обществе; умение характеризовать виды и функции денег; знание источников доходов и направлений расходов семьи; умениерассчитыватьдоходыирасходыисоставлятьпростойсемейныйбюджет; определениеэлементарныхпроблемвобластисемейныхфинансовипутейихрешения; проведение элементарных финансовых расчётов «Естественно-научная грамотность»: способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; способностьпониматьосновныеособенностиестествознаниякакформычеловеческогопознания. | Познавательные: осваивает способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями; использует различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; владеет логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; использует знаково-символические средства, в том числе моделирование; ориентируется в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; делает предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; добывает новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; перерабатывает полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; преобразовывает информацию из одной формы в другую. Регулятивные: проявляет познавательную и творческую инициативу; сохраняет учебную цель и задачу; Планирует деятельность и ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; Оценивает свои действия, вносит соответствующие коррективы в их выполнение; Отличает правильно выполненное задание от неверного; оценивает правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: адекватно передает информацию, выражает свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображает предметное содержание и условия деятельности в речи; доносит свою позицию до других: оформляет свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушает и понимает речь других; совместно договаривается о правилах работы в группе; выполняет различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | -осознает себя как члена семьи, общества и государства: участвует в обсуждении финансовых проблем семьи, принятий решений о семейном бюджете; -владеет начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; - понимает личную ответственность за свои поступки; - сотрудничает со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях. |
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
№ | Дата | Тема урока | Виды контроля | Деятельность учащихся | Рубрикатор |
1 | | Математика без чисел | Текущий | -определяет количество предметов при счёте; -составляет и решает выражения с ответом 5; -решает задачу на уменьшение числа на несколько единиц; -соединяет с помощью линейки точки и называть многоугольники; -решает задачу в два действия. | Презентация, |
2 | | Нумерация | Текущий | -определяет количество предметов при счёте; -образовывает число 8; -составляет и решает выражения с ответом 9; -решает задачу в два действия; -находит остаток числа; -соединяет с помощью линейки точки и называет геометрическую фигуру - ломаную. | Презентация |
3 | | В лес по грибы | Текущий | -раскладывает число 9 на два слагаемых; -отвечает на вопросы на основе условия задачи; -анализирует данные и отвечает на вопросы; | Презентация |
4 | | Кот, петух и жихарка. | Текущий | -раскладывает число 10 на два слагаемых, когда одно из слагаемых больше другого; -раскладывает число 10 на два слагаемых, когда слагаемые равны; -раскладывает число 10 на три слагаемых; -раскладывает число 10 на три чётных слагаемых. | Презентация |
5 | | Волк и семеро козлят. | Текущий | -преобразовывает текстовую информацию в табличную форму; -находит недостающие данные при решении задач; -складывает одинаковые слагаемые в пределах 10; -владеет практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе; -выражает большие единицы измерения в более мелких и наоборот; -определяет истинность/ложность высказываний. | Презентация |
6 | | Огород. | Текущий | -раскладывает числа 9, 10, 11 на три слагаемых; -решает задачи на нахождение суммы; -владеет практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе; | Презентация |
7 | | День рождение. | Текущий | -раскладывает число 12 на несколько слагаемых; -решает задачи на нахождение части числа: -сравнивает числовые выражения, составленные по рисункам; -находит прямоугольники на рисунке. | Презентация |
8 | | Муравейник. | Текущий | -решает задачи на нахождение суммы, на увеличение числа на несколько единиц; -раскладывает числа первого и второго десятка на несколько слагаемых. | Презентация |
9 | | З. Павлюченко «Четыре сестрицы». | Текущий | -определяет жанр произведения; называет героев сказки; дополняет предложения, пользуясь информацией из текста; дает характеристику героям; определяет последовательность событий и рассказывает сказку; составляет из частей пословицы и определяет их соответствие произведению; различает научно-познавательный текст и художественный; -определяет, чему учит сказка. | Презентация |
10 | | И. Соколов-Макитов «Барсуки». | Текущий | -определяет национальную принадлежность сказки по информации в заголовке занятия; отвечает на вопросы по содержанию сказки без опоры на текст; дает характеристику героям сказки; наблюдает над синонимами как близкими по значению словами (без введения понятия); делит текст на части в соответствии с предложенным планом; объясняет значение устойчивых выражений(фразеологизмов); сопоставляет графическую информацию со сведениями, полученными из научно-познавательного текста; устанавливает истинность и ложность высказываний; подбирает из текста слова на заданную тему; определяет, чему можно научиться у героя сказки; строит связное речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. | Презентация |
11 | | Армянская народная сказка «Собака и волк». | Текущий | -дает характеристику героям; Дополняет предложения на основе сведений из текста; Определяет последовательность событий и рассказывает сказку; составляет вопросы по содержанию сказки; на основе сведений из научно-познавательного текста выбирает верные высказывания. | Презентация |
12 | | Сказка американских индейцев «Как кролик взял койота на испуг». | Текущий | -определяет вид сказки; -называет героев сказки, находить среди них главного героя; -определяет принадлежность реплик персонажам сказки (без опоры на текст); -определяет последовательность событий сказки; -находит необходимую информацию в тексте; -определяет, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста; -соотносит события и поступки, описанные в сказке, с событиями собственной жизни, давать им оценку; -объясняет смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой; -строит связное речевое устное или письменное высказывание. | Презентация |
13 | | И. Крылов «Лебедь, рак и щука». | Текущий | -определяет лексическое значение слова; -анализирует содержание текста и составляет план; -определяет по рисунку содержание отрывка из текста. | Презентация |
14 | | К. Вормель «Джордж и дракон» | Текущий | -определяет жанр произведения; называет героев сказки; выбирает изображение, подходящее для иллюстрации героя сказки; дает характеристику персонажам сказки; наблюдает над словами близкими и противоположными по смыслу; соотносит иллюстрации с событиями, описанными в сказке, с опорой на текст. | Презентация |
15 | | Обезьяны. | Текущий | -даёт характеристику героям; -определяет по рисунку содержание отрывка из текста; -располагает в правильной последовательности предложения для составления отзыва на прочитанное произведение. | Презентация |
16 | | Зоопарк. | Текущий | -определяет жанр произведения; -называет героев сказки; -находит в тексте образные сравнения; -отвечает на вопросы по содержанию сказки; определяет, на какие вопросы можно получить ответы из текста. | Презентация |
17 | | Покупки, цена, стоимость. | Текущий | -работает над понятиями: цена, товар, спрос; -анализирует информацию и объясняет, как формируется стоимость товара, почему один и тот же товар может быть дешевле или дороже; - рассуждает об умении экономно тратить деньги. | Презентация |
18 | | Доход и расход семьи. | Текущий | -наблюдает над понятиями: товар и услуга; -определяет необходимые продукты и их цены; -строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; -работать в паре. | Презентация |
19 | | Товарный обмен. | Текущий | -наблюдает над различием цены и стоимости; -определяет, какой товар можно купить на имеющиеся деньги; -определяет стоимость покупки; -объясняет смысл пословиц. | Презентация |
20 | | Виды денег. | Текущий | -наблюдает над понятиями: карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка; -выбирает подарки для друзей на основе предложенных цен; -анализирует информацию и делает соответствующие выводы; --проводит оценку и, в случае необходимости, коррекцию собственных действий по решению учебной задачи. | Презентация |
21 | | Карманные деньги. | Текущий | -наблюдает над понятием «реклама»; -строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; -делает выбор на основе предложенной информации; -называет различные виды рекламы. | Презентация |
22 | | Лотерейный билет. | Текущий | -наблюдает над понятием «банк»; -объясняет значение понятий на доступном для первоклассника уровне; -анализирует информацию, представленную в текстовом виде, и на её основе делать соответствующие выводы: -строит речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. | Презентация |
23 | | Своё дело. Гостиница из теремка. | Текущий | -наблюдает над понятием «сделка»; -объясняет, что такое доход, затраты и как получают прибыль; -понимает, почему оптом можно купить дешевле; -выбирает товары для покупки на определенную сумму; -строит речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. | Презентация |
24 | | Реклама. | Текущий | -различает платную и бесплатную услугу; наблюдать над понятием «равноценный обмен»; -объясняет, что такое бартер. | Презентация |
25 | | Опыты с водой. | Текущий | -наблюдает над свойством воды - прозрачность; -определяет с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода смешана с сахаром; -определяет, как уровень воды в стакане влияет на высоту звука; -объясняет, как плотность воды влияет на способность яйца плавать. | Презентация |
26 | | Опыты на кухне. | Текущий | -доказывает, что на кухне можно проводить опыты; -показывает, что можно наполнять водой; -объясняет, как можно смешать продукты; -рассказывает о свойствах не растворившихся продуктов на поверхности. | Презентация |
27 | | Камни. | Текущий | -описывает камни, называет их существенные признаки, описывает особенности внешнего вида; -осуществляет поиск необходимой информации из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта; -планирует совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | Презентация |
28 | | Корабль из пластилина. | Текущий | -определяет плавучесть металлических предметов; -объясняет, что плавучесть предметов зависит от формы; -понимает, что внутри плавучих предметов находится воздух; -объясняет, почему случаются кораблекрушения; -создаёт корабль из пластилина; | Презентация |
29 | | Зимняя сказка. | Текущий | -объясняет, что такое снег и лёд; -объясняет, почему в морозный день снег под ногами скрипит; -наблюдает за переходом воды из одного состояния в другое; -наблюдает над формой и строением снежинок. | Презентация |
30 | | Пузырь, соломинка и лапоть | Текущий | -объясняет: почему лопается воздушный шарик при воздействии на него сока из цедры апельсина; -почему не тонет кожура апельсина, как узнать количество долек в неочищенном апельсине; -определяет в каком из апельсинов больше сока. | Презентация |
31 | | Горох, который дорос до неба. | Текущий | -объясняет, когда можно вырастить горох; -определяет, в каких предметах и условиях можно его вырастить; -наблюдает над различием выращивания гороха на подоконнике. | Презентация |
32 | | Статистическое электричество. | Текущий | -наблюдает свойства изучаемых объектов: сравнивает свойства соли и песка; -составляет связное речевое высказывание в соответствии с поставленной учебной задачей; -представляет результаты исследовательской деятельности в различных формах: устное высказывание, таблица, дополненное письменное высказывание. | Презентация |
33 | | Рисование картины | Текущий | -доказывает, как с помощью яблочного сока можно рисовать и что существует сила притяжения; -соединяет части текста и рисунки; -называет героев сказки; -придумывает рекламу-упаковку; -определяет профессию рабочего банка; -объясняет, чему учит сказка. | Презентация |
5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения ВНЕУРОЧНОЙ деятельности
Технические средства обучения:
Учебно-методическая литература для учителя:
1. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
2. Методические рекомендации к курсу «Функциональная грамотность»
3. Е. Г. Коннова «Функциональная грамотность» (Новый ФГОС НОО)