МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Карагайская СОШ им. Героя России Сайфуллина Р.Г., филиал МАОУ Дубровинская СОШ
РАССМОТРЕНО: на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 1 от «26» августа 2024г. | СОГЛАСОВАНО: на заседании Педагогического совета Протокол № 1 от «27» августа 2024 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы /Евланова С.Г./ Приказ № 190 от «27» августа 2024 г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
для учащихся 1 – 4 классов Срок реализации программы: 2024 – 2025 учебный год
Составила: Уразбахтеева Зифанур Халиловна, учитель начальных классов первой квалификационной категории
с. Б.Карагай, 2024 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для 1 – 4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требовани- ями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образователь- ной программе начального общего образования.
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральная образовательная программа начального общего образования, утвержденная приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 г. №
372;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России
от 31.05.2021 г. № 286 (в ред. от 08.11.2022 г.);
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28;
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на шесть блоков: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность»,
«Глобальные компетенции», «Креативное мышление» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного уча- стия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственно- сти нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Цель изучения блока «Глобальная компетентность» изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодей- ствия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также дей- ствовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Цель изучения блока «Креативное мышление» - умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. Креативное мышление способствует критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать есте- ственно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных ме- тодов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс):
класс – 33 часа
класс – 34 часа
класс – 34 часа
класс – 34 часа
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить.
Формы организации занятий:
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразо- вательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семей- ном бюджете;
овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
осознавать личную ответственность за свои поступки;
уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные:
осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
-овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные:
проявлять познавательную и творческую инициативу;
принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооцен- ка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах работы в группе;
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
-умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
способность проводить математические рассуждения;
способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы кон- структивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
понимание и правильное использование финансовых терминов;
представление о семейных расходах и доходах;
умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
представление о различных видах семейных доходов;
представление о различных видах семейных расходов;
представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Глобальная компетентность»:
способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы);
овладение навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире; - способность использовать знания о мире и крити- чески мыслить при рассуждении о глобальных событиях;
способность задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную позицию;
способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ;
способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения;
способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культур- ного происхождения, или пола.
Предметные результаты изучения блока «Креативное мышление»:
умение генерировать новые идеи на основе существующей информации, например, текста или изображения;
практика в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любимой сказки;
стимулирование развития воображения и фантазии, творческую активность детей.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛАСС
Читательская грамотность
В. Бианки. Лис и мышонок. Русская народная сказка. Мороз и заяц. В. Сутеев. Живые грибы. Г. Цыферов. Петушок и солнышко. М. Пляц- ковский. Урок дружбы. Русская народная сказка. Как лиса училась летать. Е. Пермяк. Четыре брата.
Математическая грамотность
Про курочку рябу, золотые и простые яйца. Про козу, козлят и капусту. Про петушка и жерновцы. Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. Про наливные яблочки. Про Машу и трех медведей. Про медведя, лису и мишкин мед.
Креативное мышление
История со словом «дедушка». Рассказы по картинкам.
Финансовая грамотность
За покупками. Находчивый колобок. День рождения мухи-цокотухи. Буратино и карманные деньги. Кот Василий продает молоко. Лесной банк. Как мужик золото менял.
Естественно-научная грамотность
Как Иванушка хотел попить водицы. Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. Про репку и другие корнеплоды. Плывет, плывет кораблик. Про Снегурочку и превращения воды. Как делили апельсин. Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. В. Сутеев. Яблоко.
Глобальная компетентность
Комплексное задание «Найденыш». Комплексное задание «Мировой океан загрязняется»
КЛАСС
Читательская грамотность
Михаил Пришвин. Беличья память. И. Соколов-Микитов. В берлоге. Лев Толстой. Зайцы. Николай Сладков. Веселая игра. Обыкновенные кроты. Эдуард Шим. Тяжкий труд. Про полевого хомяка. Про бобров.
Математическая грамотность
Про беличьи запасы. Медвежье, потомство. Про зайчат и зайчиху. Лисьи забавы. Про крота. Про ежа. Про полевого хомяка. Бобры строите- ли.
Креативное мышление
История со словом «фотоальбом». Рассказы по картинкам.
Финансовая грамотность
Беличьи деньги. Поврежденные и фальшивые деньги. Банковская карта. Безопасность денег на банковской карте. Про кредиты. Про вклады. Ловушки для денег.
Естественно-научная грамотность
Про белочку и погоду. Лесные сладкоежки. Про зайчишку и овощи. Лисьи норы. Корень часть растения. Занимательные особенности ябло- ка. Про хомяка и его запасы.
Глобальная компетентность
Комплексное задание «Футбол и дружба». Комплексное задание «Случай в гостях»
КЛАСС
Читательская грамотность
Про дождевого червяка. Кальций. Сколько весит облако? Хлеб, всему голова. Про мел. Про мыло. История свечи.
Естественно-научная грамотность
Дождевые черви. Полезный кальций. Про облака. Про хлеб и дрожжи. Интересное вещество мел. Чем интересно мыло и как оно «работа- ет»? Про свечи. Волшебный Магнит.
Финансовая грамотность
Что такое «бюджет»? Семейный бюджет. Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. Пенсия и социальные пособия.Наследство, вклад выиг- рыш. На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. Как сэкономить семейные деньги?
Математическая грамотность
Расходы и доходы бюджета. Планируем семейный бюджет. Подсчитываем семейный доход. Пенсии и пособия. Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. Подсчитываем расходы. Расходы на обязательные платежи. Подсчитываем сэкономленные деньги.
Глобальная компетентность
Комплексное задание «Говорим на одном языке».
Комплексное задание «Выбрасываем продукты или голодаем?»
Креативное мышление
История со словом «почта». Рассказы по картинкам.
КЛАСС
Читательская грамотность
Старинная женская одежда. Старинные женские головные уборы. Старинная мужская одежда и головные уборы. Жилище крестьянской се- мьи на Руси. Внутреннее убранство русской избы. Предметы обихода русской избы. История посуды на Руси. Какие деньги были раньше в России
Естественно-научная грамотность
Томат. Болгарский перец. Картофель. Баклажан. Семейство Паслёновые. Лук. Капуста. Горох. Грибы.
Финансовая грамотность
Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Инфляция. Распродажи, скидки, бонусы. Благотворительность. Страхование.
Математическая грамотность
В бассейне. Делаем ремонт. Праздничный торт. Обустраиваем участок. Поход в кино. Организуем экскурсиюОтправляемся в путешествие.
Глобальная компетентность
Комплексное задание «Экологичная обувь». Комплексное задание «Этичная одежда».
Креативное мышление
История со словом «спички». Рассказы по картинкам.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ
КАЖДОЙ ТЕМЫ (1 класс)
№ п/п | Название раздела/темы | Количество часов на раз- дел/тему | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1. | В. Бианки. Лис и мышонок. | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
2. | Русская народная сказка. Мороз и заяц. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
3. | В. Сутеев. Живые грибы. | 1 | Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъ- ектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг фор- мирования функциональной грамотности учащихся» (http://skiv.instrao.ru/); |
4. | Г. Цыферов. Петушок и солнышко. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
5. | М. Пляцковский. Урок дружбы. | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
6. | Русская народная сказка. Как лиса училась летать. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
7. | Е. Пермяк. Четыре брата. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ |
8. | Про курочку рябу, золотые и простые яйца. | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
9. | Про козу, козлят и капусту. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
10. | Про петушка и жерновцы. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ |
11. | Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ |
12. | Про наливные яблочки. | 1 | Портал Российской электронной школы |
| | | (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
13. | Про Машу и трех медведей. | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
14. | Про медведя, лису и мишкин мед. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
15. | История со словом «дедушка». | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
16. | Рассказы по картинкам. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
17. | За покупками. | 1 | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru |
18. | Находчивый колобок. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
19. | День рождения мухи-цокотухи. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
20. | Буратино и карманные деньги. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
21. | Кот Василий продает молоко. | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
22. | Лесной банк. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
23. | Как мужик золото менял. | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
24. | Как Иванушка хотел попить водицы. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
25. | Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
26. | Про репку и другие корнеплоды. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
27. | Плывет, плывет кораблик. | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
28. | Про Снегурочку и превращения воды. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
29. | Как делили апельсин. | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
30. | Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
31. | В. Сутеев. Яблоко. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
32. | Комплексное задание «Найденыш» | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
33. | Комплексное задание «Мировой океан загрязняется» | 1 | |
| Итого: | 33 | |
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1. | Михаил Пришвин. Беличья память. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
2. | И. Соколов-Микитов. В берлоге. | 1 | Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Рос- сийской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функцио- нальной грамотности учащихся» (http://skiv.instrao.ru/); |
3. | Лев Толстой. Зайцы. | 1 | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru |
4. | Николай Сладков. Веселая игра. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
5. | Обыкновенные кроты. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
6. | Эдуард Шим. Тяжкий труд. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
7. | Про полевого хомяка. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
8. | Про бобров. | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
9. | Про беличьи запасы. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
10. | Медвежье потомство. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
11. | Про зайчат и зайчиху. | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
12. | Лисьи забавы. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
13. | Про крота. | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
14. | Про ежа. | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
15. | Про полевого хомяка. | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
16. | Бобры строители. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
17. | История со словом «фотоальбом». | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ (2 КЛАСС)
18. | Рассказы по картинкам | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
19. | Беличьи деньги. | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
20. | Поврежденные и фальшивые деньги. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
21. | Банковская карта. | 1 | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru |
22. | Безопасность денег на банковской карте. | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
23. | Про кредиты. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
24. | Про вклады. | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
25. | Ловушки для денег. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
26. | Про белочку и погоду. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
27. | Лесные сладкоежки. | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
28. | Про зайчишку и овощи. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
29. | Лисьи норы. | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
30. | Корень часть растения. | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
31. | Занимательные особенности яблока. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
32. | Про хомяка и его запасы. | 1 | |
33. | Комплексное задание «Футбол и дружба» | 1 | |
34. | Комплексное задание «Случай в гостях» | 1 | |
| Итого: | 34 | |
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1. | Про дождевого червяка. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) |
2. | Кальций. | 1 | Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Рос- сийской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функцио- нальной грамотности учащихся» (http://skiv.instrao.ru/); |
3. | Сколько весит облако? | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
4. | Хлеб, всему голова. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) |
5. | Про мел. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ |
6. | Про мыло. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) |
7. | История свечи. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) |
8. | Дождевые черви. | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
9. | Полезный кальций. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
10. | Про облака. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
11. | Про хлеб и дрожжи. | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
12. | Интересное вещество мел. | 1 | |
13. | Чем интересно мыло и как оно «работает»? | 1 | |
14. | Про свечи. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) |
15. | Волшебный Магнит. | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
16. | Комплексное задание «Говорим на одном языке». | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
17. | Комплексное задание «Выбрасываем про- дукты или голодаем?» | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ (3 КЛАСС) 18. | Что такое «бюджет»? | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) |
19. | Семейный бюджет. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) |
20. | Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) |
21. | Пенсия и социальные пособия. | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
22. | Наследство, вклад выигрыш. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) |
23. | На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. | 1 | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
24. | Как сэкономить семейные деньги? | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
25. | История со словом «почта». | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) |
26. | Рассказы по картинкам. | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
27. | Расходы и доходы бюджета. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) |
28. | Планируем семейный бюджет. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) |
29. | Подсчитываем семейный доход. | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
30. | Пенсии и пособия. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) |
31. | Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
32. | Подсчитываем расходы. | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
33. | Расходы на обязательные платежи. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) |
34. | Подсчитываем сэкономленные деньги. | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
| Итого: | 34 | |
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1. | Старинная женская одежда. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
2. | Старинные женские головные уборы. | 1 | Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Р Ф в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамот- ности учащихся» (http://skiv.instrao.ru/); |
3. | Старинная мужская одежда и головные уборы. | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
4. | Жилище крестьянской семьи на Руси. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
5. | Внутреннее убранство русской избы. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
6. | Предметы обихода русской избы. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
7. | История посуды на Руси. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
8. | Какие деньги были раньше в России | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
9. | Томат. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
10. | Болгарский перец. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ (4 КЛАСС) 11. | Картофель. | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
12. | Баклажан. Семейство Паслёновые. | 1 | |
13. | Лук. | 1 | |
14. | Капуста. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
15. | Горох. | 1 | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru |
16. | Грибы. | 1 | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru |
17. | Комплексное задание «Экологичная обувь». | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
18. | Комплексное задание «Этичная одежда». | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
19. | Потребительская корзина. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
20. | Прожиточный минимум. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
21. | Инфляция. | 1 | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru |
22. | Распродажи, скидки, бонусы. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
23. | Благотворительность. | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
24. | Страхование. | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
25. | В бассейне. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
26. | Делаем ремонт. | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
27. | Делаем ремонт. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
28. | Праздничный торт. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
29. | Обустраиваем участок. | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
30. | Поход в кино. | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
31. | Организуем экскурсию | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
32. | Отправляемся в путешествие. | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
33. | История со словом «спички». | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) |
34. | Рассказы по картинкам. | 1 | Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru |
| Итого: | 34 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
класс
№ | Тема занятия | Количество ча- сов | Форма проведения занятия |
1 | В. Бианки. Лис и мышонок. | 1 | Библиотечный урок |
2 | Русская народная сказка. Мороз и заяц. | 1 | Чтение, беседа |
3 | В. Сутеев. Живые грибы. | 1 | Чтение, беседа |
4 | Г. Цыферов. Петушок и солнышко. | 1 | Чтение, обсуждение |
5 | М. Пляцковский. Урок дружбы. | 1 | Чтение, беседа |
6 | Русская народная сказка. Как лиса училась летать. | 1 | Чтение, беседа |
7 | Е. Пермяк. Четыре брата. | 1 | Чтение |
8 | Про курочку рябу, золотые и простые яйца. | 1 | Игра |
9 | Про козу, козлят и капусту. | 1 | Ролевые игры |
10 | Про петушка и жерновцы. | 1 | Чтение |
11 | Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. | 1 | Деловая беседа |
12 | Про наливные яблочки. | 1 | Занятие с элементами игры |
13 | Про Машу и трех медведей. | 1 | Ролевая игра |
14 | Про медведя, лису и мишкин мед. | 1 | Видеоурок |
15 | История со словом «дедушка». | 1 | Презентация |
16 | Рассказы по картинкам. | 1 | Обсуждение |
17 | За покупками. | 1 | Игра |
18 | Находчивый колобок. | 1 | Занятие с элементами игры |
19 | День рождения мухи-цокотухи. | 1 | Ролевая игра |
20 | Буратино и карманные деньги. | 1 | Занятие с элементами игры |
21 | Кот Василий продает молоко. | 1 | Экскурсия |
22 | Лесной банк. | 1 | Экскурсия |
23 | Как мужик золото менял. | 1 | Чтение, беседа |
24 | Как Иванушка хотел попить водицы | 1 | Ролевая игра |
25 | Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. | 1 | Ролевая игра |
26 | Про репку и другие корнеплоды. | 1 | Видеоурок |
27 | Плывет, плывет кораблик | 1 | Экскурсия |
28 | Про Снегурочку и превращения воды. | 1 | Практикум |
29 | Как делили апельсин. | 1 | Занятие с элементами игры |
30 | Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду | 1 | Занятие с элементами игры |
31 | В. Сутеев. Яблоко. | 1 | Чтение, беседа |
32 | Комплексное задание «Найденыш» | 1 | Практические упражнения |
33 | Комплексное задание «Мировой океан | 1 | Практические упражнения |
класс
№ | Тема занятия | Количество ча- сов | Форма проведения занятия |
1 | Михаил Пришвин. Беличья память. | 1 | Библиотечный урок |
2 | И. Соколов-Микитов. В берлоге. | 1 | Чтение, беседа |
3 | Лев Толстой. Зайцы. | 1 | Чтение, беседа |
4 | Николай Сладков. Веселая игра. | 1 | Чтение, обсуждение |
5 | Обыкновенные кроты. | 1 | Чтение, беседа |
6 | Эдуард Шим. Тяжкий труд. | 1 | Чтение, беседа |
7 | Про полевого хомяка. | 1 | Занятие с элементами игры |
8 | Про бобров. | 1 | Чтение. Обсуждение |
9 | Про беличьи запасы. | 1 | Чтение, беседа |
10 | Медвежье потомство. | 1 | Чтение, беседа |
11 | Про зайчат и зайчиху. | 1 | Игра |
12 | Лисьи забавы. | 1 | Чтение. Беседа |
13 | Про крота. | 1 | Занятие с элементами игры |
14 | Про ежа. | 1 | Чтение, беседа |
15 | Про полевого хомяка. | 1 | Занятие с элементами игры |
16 | Бобры строители. | 1 | Занятие с элементами игры |
17 | История со словом «фотоальбом». | 1 | Исследовательская деятельность |
18 | Рассказы по картинкам | 1 | Практические упражнения |
19 | Беличьи деньги. | 1 | Практические упражнения |
20 | Поврежденные и фальшивые деньги. | 1 | Игра |
21 | Банковская карта. | 1 | Ролевая игра |
22 | Безопасность денег на банковской карте. | 1 | Игра |
23 | Про кредиты. | 1 | Ролевая игра |
24 | Про вклады. | 1 | Занятие с элементами игры |
25 | Ловушки для денег. | 1 | Занятие с элементами игры |
26 | Про белочку и погоду. | 1 | Игра |
27 | Лесные сладкоежки. | 1 | Чтение, обсуждение |
28 | Про зайчишку и овощи. | 1 | Ролевая игра |
29 | Лисьи норы. | 1 | Игра |
30 | Корень часть растения. | 1 | Занятие с элементами игры |
31 | Занимательные особенности яблока. | 1 | Практикум |
32 | Про хомяка и его запасы. | 1 | Занятие с элементами игры |
33 | Комплексное задание «Футбол и дружба» | 1 | Практикум |
34 | Комплексное задание «Случай в гостях» | 1 | Занятие с элементами игры |
класс
№ | Тема занятия | Количество часов | Форма проведения занятия |
1 | Про дождевого червяка. | 1 | Библиотечный урок |
2 | Кальций. | 1 | Чтение, беседа |
3 | Сколько весит облако? | 1 | Чтение, беседа |
4 | Хлеб, всему голова. | 1 | Чтение, обсуждение |
5 | Про мел. | 1 | Чтение, беседа |
6 | Про мыло. | 1 | Чтение, беседа |
7 | История свечи. | 1 | Занятие с элементами игры |
8 | Дождевые черви. | 1 | Чтение. Обсуждение |
9 | Полезный кальций. | 1 | Чтение, беседа |
10 | Про облака. | 1 | Чтение, беседа |
11 | Про хлеб и дрожжи. | 1 | Игра |
12 | Интересное вещество мел. | 1 | Чтение. Беседа |
13 | Чем интересно мыло и как оно «работает»? | 1 | Занятие с элементами игры |
14 | Про свечи. | 1 | Чтение, беседа |
15 | Волшебный Магнит. | 1 | Занятие с элементами игры |
16 | Комплексное задание «Говорим на одном языке». | 1 | Занятие с элементами игры |
17 | Комплексное задание «Выбрасываем продукты или голодаем?» | 1 | Исследовательская деятельность |
18 | Что такое «бюджет»? | 1 | Практические упражнения |
19 | Семейный бюджет. | 1 | Практические упражнения |
20 | Откуда в семье берутся деньги? Зарплата | 1 | Игра |
21 | Пенсия и социальные пособия. | 1 | Ролевая игра |
22 | Наследство, вклад выигрыш. | 1 | Игра |
23 | На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. | 1 | Ролевая игра |
24 | Как сэкономить семейные деньги? | 1 | Занятие с элементами игры |
25 | История со словом «почта». | 1 | Занятие с элементами игры |
26 | Рассказы по картинкам. | 1 | Игра |
27 | Расходы и доходы бюджета. | 1 | Чтение, обсуждение |
28 | Планируем семейный бюджет. | 1 | Ролевая игра |
29 | Подсчитываем семейный доход. | 1 | Игра |
30 | Пенсии и пособия. | 1 | Занятие с элементами игры |
31 | Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. | 1 | Практикум |
32 | Подсчитываем расходы. | 1 | Занятие с элементами игры |
33 | Расходы на обязательные платежи. | 1 | Практикум |
34 | Подсчитываем сэкономленные деньги. | 1 | Занятие с элементами игры |
класс
№ | Тема занятия | Количество ча- сов | Форма проведения занятия |
1 | Старинная женская одежда. | 1 | Библиотечный урок |
2 | Старинные женские головные уборы | 1 | Чтение, беседа |
3 | Старинная мужская одежда и головные уборы. | 1 | Чтение, беседа |
4 | Жилище крестьянской семьи на Руси. | 1 | Чтение, обсуждение |
5 | Внутреннее убранство русской избы. | 1 | Чтение, беседа |
6 | Предметы обихода русской избы. | 1 | Чтение, беседа |
7 | История посуды на Руси. | 1 | Занятие с элементами игры |
8 | Какие деньги были раньше в России | 1 | Чтение. Обсуждение |
9 | Томат. | 1 | Чтение, беседа |
10 | Болгарский перец. | 1 | Чтение, беседа |
11 | Картофель. | 1 | Игра |
12 | Баклажан. Семейство Паслёновые | 1 | Чтение. Беседа |
13 | Лук | 1 | Занятие с элементами игры |
14 | Капуста. | 1 | Чтение, беседа |
15 | Горох. | 1 | Занятие с элементами игры |
16 | Грибы. | 1 | Занятие с элементами игры |
17 | Комплексное задание «Экологичная обувь». | 1 | Исследовательская деятельность |
18 | Комплексное задание «Этичная одежда». | 1 | Практические упражнения |
19 | Потребительская корзина. | 1 | Практические упражнения |
20 | Прожиточный минимум. | 1 | Игра |
21 | Инфляция. | 1 | Ролевая игра |
22 | Распродажи, скидки, бонусы. | 1 | Игра |
23 | Благотворительность. | 1 | Ролевая игра |
24 | Страхование. | 1 | Занятие с элементами игры |
25 | В бассейне. | 1 | Занятие с элементами игры |
26 | Делаем ремонт | 1 | Игра |
27 | Делаем ремонт. | 1 | Чтение, обсуждение |
28 | Праздничный торт. | 1 | Ролевая игра |
29 | Обустраиваем участок. | 1 | Игра |
30 | Поход в кино. | 1 | Занятие с элементами игры |
31 | Организуем экскурсию | 1 | Практикум |
32 | Отправляемся в путешествие. | 1 | Занятие с элементами игры |
33 | История со словом «спички». | 1 | Практикум |
34 | Рассказы по картинкам. | 1 | Занятие с элементами игры |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/ Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/ Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/
Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/ Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/ Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознако- миться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki- yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Лаборатория функциональной грамотности: https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/
Вебинар Колесниковой Н.Б., главного редактора издательства «Просвещение»)
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (платформа РЭШ)
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ИР ЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ.
Открытый банк заданий на сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития обра- зования Российской академии образования»
Открытый банк заданий на образовательной платформе «Российская электронная школа» (https://fg.resh.edu.ru/).
Открытые задания PISAна официальном сайте федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт качества образования».
Портал ФГБНУ ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru