СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность»

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта начального общего образования на основе ООП НОО МБОУ «Волочаевский лицей»



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в начальной школе и рассчитана на 33 часа в 1 классе и на 34 часа во 2 – 4 классах.

Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по своему усмотрению.

Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей учащихся начальной школы для занятий используются сюжеты художественных и научно-познавательных текстов.

Центральным понятием в данном курсе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется как «функциональная грамотность». Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Изучение данного курса начинается в начальной школе, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом.

Цель изучения курса: создание условий для развития функциональной грамотности.

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно - научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно- научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.


Для достижения основной цели курса предполагается решение следующих задач:

- формировать умение читать тексты; совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;

- находить и извлекать информацию из различных текстов;

- привлекать извлечённую из текста информацию для решения разного рода проблем;

- развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе изучения прочитанного;

- обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и т. д

- воспитывать в детях любовь к добру, к благородным и бескорыстным поступкам.


2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Читательская грамотность: понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;

Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.

Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.

Естественно - научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.


3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Название раздела

Содержание раздела

Характеристика деятельности учащегося

1 класс (33 ч.)

1.Блок «Читательская грамотность»


Виталий Бианки «Лис и мышонок»

Русская народная сказка «Мороз и заяц»

Владимир Сутеев «Живые грибы»

Геннадий Цыферов «Петушок и солнышко»

Михаил Пляцковский «Урок дружбы»

Грузинская сказка «Лев и заяц»

Русская народная сказка «Как лиса училась летать»

Евгений Пермяк «Четыре брата»

Игровая

Познавательная

Научно-познавательная

2. Блок «Математическая грамотность»

Про курочку Рябу, золотые и простые яйца

Про козу, козлят и капусту

Про петушка и жерновцы

Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки

Про наливные яблочки

Про Машу и трёх медведей

Про старика, старуху, волка и лисичку

Про медведя, лису и мишкин мёд

Познавательная

Учебная

Игровая

3. Блок «Финансовая грамотность»

За покупками

Находчивый Колобок

День рождения Мухи-Цокотухи

Буратино и карманные деньги

Кот Василий продаёт молоко

Лесной банк

Как мужик и медведь прибыль делили

Как мужик золото менял

Игровая

Познавательная

Деятельность общения

Учебная

4. Блок «Естественно- научная грамотность»

Как Иванушка хотел попить водицы

Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик

Про репку и другие корнеплоды

Плывёт, плывёт кораблик

Про Снегурочку и превращения воды

Как делили апельсин

Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду

Иванова соль

Владимир Сутеев «Яблоко».

Научно-познавательная

Познавательная

Игровая

2 класс (34 ч.)

1.Блок «Читательская грамотность»


Михаил Пришвин «Беличья память»

И. Соколов-Микитов «В берлоге»

Лев Толстой. Зайцы

Николай Сладков «Весёлая игра»

Обыкновенные кроты

Эдуард Шим «Тяжкий труд»

Полевой хомяк

Про бобров

Позвоночные животные

Научно-познавательная

Познавательная

Игровая

Деятельность общения

Учебная

2. Блок «Математическая грамотность»

Про беличьи запасы

Медвежье потомство

Про зайчат и зайчиху

Лисьи забавы

Про крота

Про ежа

Про полевого хомяка

Бобры-строители

Встреча друзей

Научно-познавательная

Познавательная

Игровая

Деятельность общения

Учебная

3. Блок «Финансовая грамотность»

Беличьи деньги

Повреждённые и фальшивые деньги

Банковская карта

Безопасность денег на банковской карте

Про кредиты

Про вклады

Ловушки для денег

Такие разные деньги

Научно-познавательная

Познавательная

Игровая

Деятельность общения

Учебная

4. Блок «Естественно- научная грамотность»

Про белочку и погоду

Лесные сладкоежки

Про Зайчишку и овощи

Лисьи норы

Корень – часть растения

Занимательные особенности яблока

Про хомяка и его запасы

Материал для плотин

Научно-познавательная

Познавательная

Игровая

Деятельность общения

Учебная

3 класс (34 ч.)

1.Блок «Читательская грамотность»


Про дождевого червяка

Кальций

Сколько весит облако

Хлеб – всему голова

Про мел

Про мыло

История свечи

Магнит

Научно-познавательная

Познавательная

Игровая

Деятельность общения

Учебная

2. Блок «Математическая грамотность»

Расходы и доходы бюджета

Планируем семейный бюджет

Подсчитываем семейный доход

Пенсия и пособия

Подсчитываем случайные нерегулярные доходы

Подсчитываем расходы

Расходы на обязательные платежи.

Подсчитываем сэкономленные деньги

Научно-познавательная

Познавательная

Игровая

Деятельность общения

Учебная

3. Блок «Финансовая грамотность»

Что такое «бюджет»

Семейный бюджет

Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.

Откуда в семье берутся деньги.

Пенсия и социальные доходы.

Откуда в семье берутся деньги? Наследство, клад, выигрыш.

На что тратятся семейные деньги?

На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи.

Как сэкономить семейные деньги?

Научно-познавательная

Познавательная

Игровая

Деятельность общения

Учебная

4. Блок «Естественно- научная грамотность»

Дождевые черви

Полезный кальций

Про облака

Про хлеб и дрожжи

Интересное вещество – мел.

Чем интересно мыло и как оно «работает»

Про свечи

Волшебный магнит


4 класс (34 ч.)

1. Блок «Читательская грамотность»


Старинная женская одежда

Старинные женские головные уборы

Старинная мужская одежда и головные уборы

Жилище крестьянской семьи на Руси

Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы

Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы.

История посуды на Руси

Какие деньги были раньше в России

Научно-познавательная

Познавательная

Игровая

Деятельность общения

Учебная

2. Блок «Математическая грамотность»

В бассейне

Делаем ремонт

Праздничный торт

Обустраиваем участок

Поход в кино

Отправляемся в путешествие

Составляем словарик по финансовой грамотности


3. Блок «Финансовая грамотность»

Потребительская корзина

Прожиточный минимум

Инфляция

Распродажи, скидки, бонусы

Благотворительность

Страхование

Научно-познавательная

Познавательная

Игровая

Деятельность общения

Учебная

4. Блок «Естественно- научная грамотность»

Томат

Болгарский перец

Картофель

Баклажан. Семейство Паслёновые

Лук

Капуста

Горох

Грибы

Научно-познавательная

Познавательная

Игровая

Деятельность общения

Учебная

4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты изучения курса:

– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

– осознавать личную ответственность за свои поступки;

– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

– проявлять познавательную и творческую инициативу;

– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

Коммуникативные:

– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– совместно договариваться о правилах работы в группе;

– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

– способность различать тексты различных жанров и типов;

– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

– способность проводить математические рассуждения;

– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;

– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

– понимание и правильное использование экономических терминов;

– представление о банковских картах;

– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;

– представление о различных банковских услугах;

– проведение элементарных финансовых расчётов.

Предметные результаты изучения блока «Естественно- научная грамотность»:

– способность осваивать и использовать естественно- научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно- научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.


5. ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и другим предметам.



6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/
Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/
Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/
Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Лаборатория функциональной грамотности: https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/
Вебинар Колесниковой Н.Б., главного редактора издательства «Просвещение»)
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (платформа РЭШ)


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ.

1. Открытый банк заданий на сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

2. Открытый банк заданий на образовательной платформе «Российская электронная школа» (https://fg.resh.edu.ru/).

3.Открытые задания PISAна официальном сайте федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт качества образования».

4. Портал ФГБНУ ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru


УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Технические средства обучения компьютер преподавателя, мультимедийный проектор, демонстрационный экран.





























7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС

п/п

Наименование разделов

и тем программы

Кол-во часов

Дата

Примечание

план

факт

I четверть

1 Блок «Читательская грамотность»

1

Виталий Бианки «Лис и мышонок»

1




2

Русская народная сказка. «Мороз и заяц»

1




3

Владимир Сутеев «Живые грибы»

1




4

Геннадий Цыферов «Петушок и солнышко»

1




5

Михаил Пляцковский «Урок дружбы»

1




6

Грузинская сказка «Лев и заяц»

1




7

Русская народная сказка «Как лиса училась летать»

1




8

Евгений Пермяк «Четыре брата»

1




II четверть

2 Блок «Математическая грамотность»

9

Про курочку Рябу, золотые и простые яйца

1




10

Про козу, козлят и капусту

1




11

Про петушка и жерновцы

1




12

Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки

1




13

Про наливные яблочки

1




14

Про Машу и трёх медведей

1




15

Про старика, старуху, волка и лисичку

1




III четверть

16

Про медведя, лису и мишкин мёд

1




3 Блок «Финансовая грамотность»

17

За покупками

1




18

Находчивый Колобок

1




19

День рождения Мухи-Цокотухи

1




20

Буратино и карманные деньги

1




21

Кот Василий продаёт молоко

1




22

Лесной банк

1




23

Как мужик и медведь прибыль делили

1




24

Как мужик золото менял

1




4 Блок «Естественно- научная грамотность»

25

Как Иванушка хотел попить водицы

1




IV четверть

26

Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик

1




27

Про репку и другие корнеплоды

1




28

Плывёт, плывёт кораблик

1




29

Про Снегурочку и превращения воды

1




30

Как делили апельсин

1




31

Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду

1




32

Иванова соль

1




33

Владимир Сутеев. Яблоко.

1








































2 КЛАСС

п/п

Наименование разделов

и тем программы

Кол-во часов

Дата

Примечание

план

факт

I четверть

1

Михаил Пришвин «Беличья память»

1




2

Про беличьи запасы

1




3

Беличьи деньги

1




4

Про белочку и погоду

1




5

И. Соколов-Микитов «В берлоге»

1




6

Медвежье потомство

1




7

Повреждённые и фальшивые деньги

1




8

Лесные сладкоежки

1




II четверть

9

Лев Толстой. Зайцы

1




10

Про зайчат и зайчиху

1




11

Банковская карта

1




12

Про Зайчишку и овощи

1




13

Николай Сладков «Весёлая игра»

1




14

Лисьи забавы

1




15

Безопасность денег на банковской карте

1




III четверть

16

Лисьи норы





17

Обыкновенные кроты

1




18

Про крота

1




19

Про кредиты

1




20

Корень – часть растения

1




21

Эдуард Шим «Тяжкий труд»

1




22

Про ежа

1




23

Про вклады

1




24

Занимательные особенности яблока

1




25

Полевой хомяк

1




26

Про полевого хомяка

1




IV четверть

27

Ловушки для денег

1




28

Про хомяка и его запасы

1




29

Про бобров

1




30

Бобры-строители

1




31

Такие разные деньги

1




32

Материал для плотин

1




33

Позвоночные животные

1




34

Встреча друзей

1








3 КЛАСС

п/п

Наименование разделов

и тем программы

Кол-во часов

Дата

Примечание

план

факт

I четверть

1

Про дождевого червяка

1




2

Дождевые черви

1




3

Кальций

1




4

Полезный кальций

1




5

Сколько весит облако

1




6

Про облака

1




7

Хлеб – всему голова

1




8

Про хлеб и дрожжи

1




II четверть

9

Про мел

1




10

Интересное вещество – мел

1




11

Про мыло

1




12

Чем интересно мыло и как оно «работает»

1




13

История свечи

1




14

Про свечи

1




15

Магнит

1




III четверть

16

Волшебный магнит





17

Проверочная работа

1




18

Что такое «бюджет»

1




19

Расходы и доходы бюджета

1




20

Семейный бюджет

1




21

Планируем семейный бюджет

1




22

Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.

1




23

Подсчитываем семейный доход

1




24

Откуда в семье берутся деньги. Пенсия и социальные доходы.

1




25

Пенсия и пособия

1




26

Откуда в семье берутся деньги? Наследство, клад, выигрыш.

1




IV четверть

27

Подсчитываем случайные нерегулярные доходы

1




28

На что тратятся семейные деньги?

1




29

Подсчитываем расходы

1




30

На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи

1




31

Расходы на обязательные платежи

1




32

Как сэкономить семейные деньги?

1




33

Подсчитываем сэкономленные деньги

1




34

Проверочная работа

1






4 КЛАСС

п/п

Наименование разделов

и тем программы

Кол-во часов

Дата

Примечание

план

факт

I четверть

1 Блок «Читательская грамотность»

1

Старинная женская одежда

1




2

Старинные женские головные уборы

1




3

Старинная мужская одежда и головные уборы

1




4

Жилище крестьянской семьи на Руси

1




5

Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы

1




6

Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы.

1




7

История посуды на Руси

1




8

Какие деньги были раньше в России

1




II четверть

4 Блок «Естественно- научная грамотность»

9

Томат

1




10

Болгарский перец

1




11

Картофель

1




12

Баклажан. Семейство Паслёновые

1




13

Лук

1




14

Капуста

1




15

Горох

1




III четверть

16

Грибы

1




17

Творческая работа

1




3 Блок «Финансовая грамотность»

18

Потребительская корзина

1




19

Потребительская корзина

1




20

Прожиточный минимум

1




21

Инфляция

1




22

Распродажи, скидки, бонусы

1




23

Распродажи, скидки, бонусы

1




24

Благотворительность

1




25

Страхование

1




2 Блок «Математическая грамотность»

26

В бассейне

1




IV четверть

27

Делаем ремонт

1




28

Делаем ремонт

1




29

Праздничный торт

1




30

Обустраиваем участок

1




31

Поход в кино

1




32

Поход в кино

1




33

Отправляемся в путешествие

1




34

Составляем словарик по финансовой грамотности

1