Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №7 им. О. Казанского
.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ЕСОШ №7
им. О.Казанского ___________/О. В. Авилова/
приказ от «___» _____________2017г. №___
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Умники и умницы»
общеинтеллектуальное направление
Уровень общего образования (класс): начальное общее образование, 3 «в» класс
Количество часов: 33ч
Учитель, педагог дополнительного образования: Тихонова Анна Фёдоровна
Год составления: август 2017 г.
ст. Егорлыкская
Ростовская область
1.Пояснительная записка.
Настоящая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуальное направление «Умники и умницы» разработана в условиях реализации ФГОС нового поколения. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2007 г. – с. 191 – 210.
В основу разработки программы положены следующие документы:
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего поколения
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 с изменениями и дополнениями.
Учебный план МБОУ ЕСОШ № 7г. им. О.Казанского на 2017-2018 учебный год.
Положение о рабочей программе МБОУ ЕСОШ № 7 им. О. Казанского на 2017 – 2018 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на пособие:
Холодова О. А. Юным умникам и умницам: информатика, логика, математика. Рабочая тетрадь в 2-х частях. 3 класс - Москва: РОСТ, 2015г.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В третьем классе 34 часа (1 час в неделю).
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлены на 33 часа, так как государственный праздник (8 марта) в 2017-2018 учебном году по календарю выпадает на учебные дни. Сокращение часов проведено за счет уплотнения программного материала, отводимого на итоговое повторение изучаемого курса.
Срок реализации программы 1 год.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные универсальные учебные действия .
У обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение к изучению курса;
- интерес к учебному материалу;
- представление о причинах успехе в учебе;
- общее представление о моральных нормах поведения;
- уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- начальной стадии внутренней позиции школьника, положительного отношения к школе;
- первоначального представления о знании и незнании;
- первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности;
- первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса в 3-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- принимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- адекватно воспринимать предложения учителя;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
- принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя;
- в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
- осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником;
- использовать рисуночные и простые символьные варианты записи;
- читать простое схематическое изображение;
- понимать информацию в знаково-символической форме в простейших случаях, под руководством учителя кодировать информацию (с использованием 2-5 знаков или символов, 1-2 операций);
- на основе кодирования строить простейшие модели математических понятий;
- проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное или по представлению);
- выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки;
– под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);
– под руководством учителя проводить аналогию;
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить небольшие сообщения в устной форме (2–3 предложения);
– строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях;
– выделять несколько существенных признаков объектов;
– под руководством учителя давать характеристики изучаемым объектам на основе их анализа;
– понимать содержание эмпирических обобщений; с помощью учителя выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения изучаемых математических объектов и формулировать выводы;
– проводить аналоги между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать участие в работе парами и группами;
– воспринимать различные точки зрения;
– понимать необходимость использования правил вежливости;
– использовать простые речевые средства;
– контролировать свои действия в классе;
– понимать задаваемые вопросы.
Обучающийся получит возможность научиться:
– использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
– следить за действиями других участников учебной деятельности;
– выражать свою точку зрения;
– строить понятные для партнера высказывания;
– адекватно использовать средства устного общения.
3.Содержание курса.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
4. Тематическое планирование.
№ | Наименование раздела, темы. | Кол-во часов |
4.Тематическое планирование.
№ п/п | Содержание курса | Кол-во часов | Кол-во часов | Перечень универсальных действий обучающихся |
Аудиторных | Неаудиторных |
1 | Выявление уровня познавательных процессов у третьеклассников в начале учебного года | 1 | 1 | | Личностные результаты: Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей. Стремление преодолевать возникающие затруднения. Готовность понимать и принимать советы учителя, одноклассников, стремление к адекватной самооценке |
2 | Развитие концентрации внимания | 5 | 1 | 4 | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради; учиться работать по предложенному учителем плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. |
3 | Тренировка внимания | 5 | 1 | 4 | Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение |
4 | Тренировка слуховой памяти | 5 | 2 | 3 | Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; читать и пересказывать текст; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
5 | Тренировка зрительной памяти | 6 | 5 | 1 | Предметные результаты: описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; выделять существенные признаки предметов; сравнивать между собой предметы, явления; обобщать, делать несложные выводы; классифицировать явления, предметы; определять последовательность событий; судить о противоположных явлениях; давать определения тем или иным понятиям; определять отношения между предметами типа «род-вид»; выявлять функциональные отношения между понятиями; выявлять закономерности и проводить аналогии. |
6 | Поиск закономерностей | 4 | 2 | 2 | |
7 | Совершенствование воображения | 4 | 2 | 2 | |
8 | Развитие быстроты реакции, мышления | 3 | | 3 | |
| Итого: | 33ч | 14 | 19 | |
5.Календарно – тематическое планирование.
№ | Наименование раздела, темы. | Кол-час. | Дата | Дидактическое обеспечение |
5. Календарно – тематическое планирование.
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий | Дата проведения |
по плану | по факту |
1 | Выявление уровня развития познавательных процессов в начале учебного года. | 1 | Главное и существенное. Сравнение. Признаки разных предметов. | 04.09 | |
2 | Развитие концентрации внимания. | 1 | Выделение закономерностей. Ориентировка в пространстве. Сравнение и классификация предметов и явлений. Логически-поисковые задания.
| 11.09 | |
3 | Тренировка внимания. | 1 | Выделение закономерностей. Логически-поисковые задания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
| 18.09 | |
4 | Тренировка слуховой памяти. | 1 | Развитие слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
| 25.09 | |
5 | Тренировка зрительной памяти. | 1 | Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
| 02.10 | |
6 | Поиск закономерностей. | 1 | Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 09.10 | |
7 | Совершенствование воображения. | 1 | Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек. | 16.10 | |
8 | Развитие быстроты реакции, мышления. | 1 | Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
| 23.10 | |
9 | Развитие концентрации внимания. | 1 | Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
| 13.11 | |
10 | Тренировка внимания. | 1 | Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 20.11 | |
11 | Тренировка слуховой памяти. | 1 | Развитие слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
| 27.11 | |
12 | Тренировка зрительной памяти. | 1 | Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
| 04.12 | |
13 | Поиск закономерностей. | 1 | Поиск закономерностей. Логически-поисковые задания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 11.12 | |
14 | Совершенствование воображения. | 1 | Совершенствование воображения. Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек. | 18.12 | |
15 | Развитие быстроты реакции, мышления. | 1 | Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 25.12 | |
16 | Развитие концентрации внимания. | 1 | Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 15.01 | |
17 | Тренировка внимания. | 1 | Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 22.01 | |
18 | Тренировка слуховой памяти. | 1 | Развитие слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
| 29.01 | |
19 | Тренировка зрительной памяти. | 1 | Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 05.02 | |
20 | Поиск закономерностей. | 1 | Поиск закономерностей. Логически-поисковые задания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 12.02 | |
21 | Совершенствование воображения. | 1 | Совершенствование воображения. Ребусы. Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек. | 19.02 | |
22 | Развитие быстроты реакции, мышления. | 1 | Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 26.02 | |
23 | Развитие концентрации внимания. | 1 | Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 05.03 | |
24 | Тренировка внимания. | 1 | Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Логическая задача на развитие способности рассуждать. | 12.03 | |
25 | Тренировка слуховой памяти. | 1 | Развитие слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 19.03 | |
26 | Тренировка зрительной памяти. | 1 | Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 02.04 | |
27 | Поиск закономерностей. | 1 | Поиск закономерностей. Логически-поисковые задания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 09.04 | |
28 | Совершенствование воображения. | 1 | Совершенствование воображения. Ребусы. Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек. | 16.04 | |
29 | Развитие быстроты реакции, мышления. | 1 | Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 23.04 | |
30 | Развитие концентрации внимания. | 1 | Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 28.04 | |
31 | Тренировка внимания. | 1 | Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 07.05 | |
32 | Тренировка слуховой памяти. | 1 | Развитие слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Логические задачи на развитие способности рассуждать.
| 14.05 | |
33 | Тренировка зрительной памяти. | 1 | Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 21.05 | |
| Итого: | 33ч | | | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского от «____» ___________ 20___г. № ________ Председатель МС ___________________/С.В. Скурихина/ | СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР ___________________/Воронченко Н.В./ «____» ___________ 20___г. |
6. Лист корректировки рабочей программы.
№ урока по КТП | До корректировки | Способ корректи ровки | После корректировки |
Тема урока | Количество часов | Дата | | Тема урока | Количество часов | Дата |
| | | | | | | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |
| | | | | | | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |
| | | | | | | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |
| | | | | | | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |
| | | | | | | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |