СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокального искусства"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа для 1-4 классов составлена на основе авторской программы " Мир вокального искусства" автора Л.Ю. Апаховой

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокального искусства"»

Пояснительная записка


Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Мир вокального искусства» автора Л.Ю. Алаховой (МОУ «Многопрофильный лицей»).

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения — на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.

Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важных средств нравственного эстетического воспитания возрастающего поколения.

Песня, современная песня в школе — это эффективная форма работы с детьми различного возраста.

Занятия в кружке побуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность , основываясь на симпатии ребенка, развивать его музыкальную культуру.

В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами (12-15 человек), и каждый ребенок пробует свои силы как в ансамблевом пении, так и в сольном.

В условиях коллективного сполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему.

При индивидуальном, сольном исполеннии песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, также должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни.это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.

В кружок вокального пения приглашаются дети как младшего школьного, так и старшего школьного возраста. Группы формируются с учетом возрастных особенностей детей. Различием в работе со старшими детьми будет более взрослый песенный материал по содержанию, но не по своему музыкальному языку. Приемы и методы сохраняются общие.

Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения.

В программу кружка вокального пения включена индивидуальная и групповая работа с музыкально-одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и общемузыкальных данных.

Работа кружка направлена, прежде всего, на подготовку солистов-исполнителей. Номера художественной самодеятельности в исполнении кружковцев готовятся для городских конкурсов сольного пения и для других мероприятий.

Программа включает в себя лекции, тематические вечера, концерты.

Программа углубляет и расширяет занятия музыкой в школе, дает обогатить школьные мероприятия выступлением ансамлей, сольных исполнителей, а также планировать совместные проекты, сочетающие общеобразовательные задачи с задачами профессионально- исполнительского мастерства.

Новизна данной программы заключается в использовании в образовательном процессе комплекса игровых упражнений на разхвитие эмоционально-личностной сферы у детей и коррекцию психоэмоциональных состояний.

Актуальность данной программы заключается в развитии творческих способностей обучающихся и их творческого самовыражения.

Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью развития музыкального слуха, вокальных способностей, интереса к пению.

В программе предусматривается следующая последовательность и порядок изучения:

1 год - 1 час в неделю, 33 часа в год;

2 год - 1 час в неделю, 34 часа в год;

3 год - 1 час1 в неделю, 34 часа в год;

4 год - 1 час1 в неделю, 34 часа в год.

Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 6, 5 до 10 лет.


Цель программы: развитие творческих способностей у обучающихся, вокальных и хореографических навыков; воспитание культурно развивающейся личности.

Задачи:

Образовательные:

  • обучить основам вокального искусства;

  • ознакомить с музыкальными жанрами и стилями произведений российских и зарубежных авторов и исполнителей;

  • обучить восприятию и анализу музыки;

  • освоить музыкальные термины (унисон, ритм, темп, тембр и т.д.);

  • обучить технике дыхания, правильной артикуляции, звуковедению, свободной слуховой ориентации в разных звуковых регистрах;

  • обучить правилам культуры поведения;

  • обучить правилам гигиены голоса;

  • обучить основам хореографии;

  • обучить технике безопасности.


Развивающие:

  • развивать музыкальные способности (звуковысотный слух, чувство ритма, темпа и т.д.);

  • развивать память, внимание, мышление, воображение, фантазию, творческую инициативу;

  • формировать навыки контакта с руководителем (точное реагирование на жесты и др.);

  • формировать навыки правильной артикуляции;

  • развивать активизацию мимики и эмоционального отклика на музыку;

  • развивать умение осознанного отношения к дыханию;

  • развивать умение слушать другого хориста и находиться с ним в ансамбле;

  • развивать умение певческой установки;

  • развивать координацию и выносливость;

  • развивать физические данные;

  • формировать эстетический вкус.

Воспитательные:

  • воспитывать коммуникативные качества у обучающихся;

  • воспитывать волевые качества: активность, целеустремленность, упорство и настойчивость;

  • способствовать усвоению системы нравственно-эстетических норм;

  • обучать культуре общения.


Задачи данной программы опираются на принципы дидактики:

  • сознательности;

  • наглядности;

  • систематичности и последовательности;

  • прочности;

  • связи теории с практикой.


Контроль: творческие задания, опрос, сдача партий, контрольные задания, концерты, творческие встречи.

Отличительной чертой данной программы является личностно-ориентированный подход по усвоению учебного материала в образовательном процессе.

Возрастные особенности младшего школьного возраста:

ведущий вид деятельности — учебная деятельность. Дети этого возраста обладают образной памятью и наглядным мышлением, на занятиях им необходим образец; развито непроизвольное внимание, дети неусидчивы, быстро утомляются, поэтому занятие должно быть разнообразно. С большим увлечением они занимаются практической работой.

Для среднего и старшего школьного возраста характерен переход к рационально-логическому восприятию, для которого наиболее адекватными формами станут практические занятия, групповые занятия, конкурсы, драматизация и ролевые игры.


Требования к уровню освоения программы «Мир вокального искусства»

Обучение вокалу во внеурочной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие обучающихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественно-эстетических проектах школы, культурных событиях города, региона и др.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения, осуществляется познание и самопознание.

Личностными результатами занятий являются:

- формирование эстетических потребностей, ценностей;

- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства.

Метапредметными результатами являются:

- овладение способами решения поискового и творческого характера;

- формирование культурно – познавательной, коммуникативной и социально – эстетической компетентностей;

- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.

Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:

- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества.



Предполагаемые результаты


Первый год обучения:

  • наличие интереса к вокальному искусству;

  • умение верно петь выученные песни, знание их названия и авторов;

  • наличие внимательности при пении к указаниям учителя; понимание дирижерских жестов;

  • умение петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;

  • соблюдение при пении певческой установки: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);

  • исполнение песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы — до второй октавы.


Второй год обучения:

  • наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);

  • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности ( вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять вокальные ударения, четко и ясно артикулировать при исполнении);

  • уметь двигаться под музыку, не боятся сцены, соблюдение культуры поведения на сцене;

  • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, умение делать кульминацию во фразе, совершенствовать свой голос;

  • умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия — подголоски.


Третий год обучения:

  • наличие повышенного интереса к вокальному искусству к вокальным произведениям;

  • увеличение сценических выступлений;

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (элементы двухголосия, пение в терцию, отдаление и сближение голосов и т.п.);

  • пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;

  • усложнение репертуара;

  • участие в конкурсах, концертах.


Четвертый год обучения:

  • проявления навыков вокально-хоровой деятельности;

  • умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;

  • участие в музыкальных постановках;

  • умение исполнять двухголосные произведения;

  • умение слышать красоту своего голоса и видеть исполнительское мастерство;

  • умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, владеть своим голосом и дыханием в период мутации.















Учебно-тематический план (1-й год обучения)


Тема занятия

Общее кол-во часов

Из них

теория

практика

Вокально-хоровая работа 12ч

1

Вводное занятие. Прослушивание голосов

1


1

2

Певческая установка дыхания

1


1

3

Беседа о гигиене голоса

1

1


4

Распевание

2


2

5

Дикция

1


1

6

Дирижерские жесты

1


1

7

Унисон

2


2

8

Вокальная позиция

2

1

1

9

Звуковедение

1


1

Музыкально-теоретическая подготовка 15 ч

10

Основы музыкальной грамоты

2

1

1

11

Двухголосие

2

1

1

12

Работа с солистами

1


1

13

Формирование качества звука. Интонация.

4

1

3

14

Выразительность исполнения

1


1

15

Основы музыкальной грамоты

1

1


16

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

Развитие чувства ритма

4

1

3

Теоретико-аналитическая работа 4ч

17

Народное творчество

2

2


18

Беседа о творчестве композиторов-классиков

1

1


19

Беседа о творчестве современных композиторов

1

1


Концертно-исполнительская деятельность 2ч

20

Заключительный концерт

1


1


Занятие-концерт для родителей

1


1


ИТОГО

33

11

22


Учебно-тематический план (2-й год обучения)


Тема занятия

Общее кол-во часов

Из них

теория

практика

Вокально-хоровая работа 11ч

1

Вводное занятие. Прослушивание голосов

1


1

2

Певческая установка дыхания

1


1

3

Беседа о гигиене голоса

1

1


4

Распевание

2


2

5

Дикция

1


1

6

Дирижерские жесты

1


1

7

Унисон

1


1

8

Унисон. Вокальная позиция

1

1


9

Вокальная позиция

1


1

10

Звуковедение

1


1

Музыкально-теоретическая подготовка 16ч

10

Основы музыкальной грамоты

2

1

1

11

Двухголосие

2

1

1

12

Работа с солистами

1


1

13

Формирование качества звука. Интонация.

4

1

3

14

Выразительность исполнения

1


1

15

Основы музыкальной грамоты

2

1

1

16

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

Развитие чувства ритма

4

1

3

Теоретико-аналитическая работа 5ч

17

Народное творчество

2

2


18

Беседа о творчестве композиторов-классиков

1

1


19

Беседа о творчестве современных композиторов

2

2


Концертно-исполнительская деятельность 2ч

20

Заключительный концерт

1


1


Занятие-концерт для родителей

1


1


ИТОГО

34

12

22



Учебно-тематический план (3-4-й год обучения)


Тема занятия

Общее кол-во часов

Из них

теория

практика

Вокально-хоровая работа 12ч

1

Вводное занятие. Прослушивание голосов

1


1

2

Певческая установка дыхания

1


1

3

Беседа о гигиене голоса

1

1


4

Распевание

2


2

5

Дикция

1


1

6

Дирижерские жесты

1


1

7

Унисон

4

1

3

8

Вокальная позиция

1


1

9

Звуковедение

1


1

Музыкально-теоретическая подготовка 16 ч

10

Основы музыкальной грамоты

1


1

11

Двухголосие

4

1

3

12

Работа с солистами

3


3

13

Формирование качества звука. Интонация.

2

1

1

14

Выразительность исполнения

1


1

15

Основы музыкальной грамоты

1

1


16

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

Развитие чувства ритма

4

1

3

Теоретико-аналитическая работа 3ч

17

Народное творчество

1

1


18

Беседа о творчестве композиторов-классиков

1

1


19

Беседа о творчестве современных композиторов

1

1


Концертно-исполнительская деятельность 2ч

20

Заключительный концерт

1


1


Занятие-концерт для родителей

1


1


ИТОГО

34

9

25





Основные направления и содержание деятельности


В программе выделены следующие направления:


  1. Вокально-хоровая работа.

  2. Музыкально-теоретическая подготовка.

  3. Теоретико-аналитическая.

  4. Концертно-исполнительская.


Вводное занятие.

Прослушивание детских голосов. Объяснение целей и задач вокального кружка. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающую в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.


1.Вокально-хоровая работа.


Певческая установка.

Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутьости.

Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцовосновные положения корпуса и головы должны быть следующими:

  • голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад;

  • стоять твердо, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги;

  • слегка подтянуть нижнюю часть живота;

  • руки свободно лежат на коленях.


Распевание.

Занятие обычно начинается с распевания, которое выполняет двойную функцию:

  • разогревание голосового аппарата;

  • развитие вокально-хоровых навыков.

Распевки необходимо начинать с упражнений (на дыхании). Для распевания на первом году


Основные направления и содержание деятельности


В программе выделены следующие направления:


  1. Вокально-хоровая работа.

  2. Музыкально-теоретическая подготовка.

  3. Теоретико-аналитическая.

  4. Концертно-исполнительская.


Вводное занятие.

Прослушивание детских голосов. Объяснение целей и задач вокального кружка. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающую в себяпрофилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.


1.Вокально-хоровая работа.


Певческая установка.

Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутьости.

Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцовосновные положения корпуса и головы должны быть следующими:

  • голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад;

  • стоять твердо, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги;

  • слегка подтянуть нижнюю часть живота;

  • руки свободно лежат на коленях.


Распевание.

Занятие обычно начинается с распевания, которое выполняет двойную функцию:

  • разогревание голосового аппарата;

  • развитие вокально-хоровых навыков.

Распевки необходимо начинать с упражнений (на дыхании). Для распевания на первом году следует использовать знакомые считалки, припевки, дразнилки и т.п. Они способствуют выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции, раскрывают силу и звонкость голоса. Построение на терциях и квантах.


Певческое дыхание.

Основной задачей произвольного упражнения певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации.

Певческий вдох следует брать достаточно аккуратно, бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением легкого полузева. Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент атаки звука.

Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от темпа произведения. Во время фонационного выдоха необходимо зафиксировать нижние ребра в раздвинутом состоянии. Стремление певца к сохранению этого положения во время пения будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука.

Дыхание тесно связано с другими элементами вокально-хоровой техники: атакой звука, динамикой, дикцией, регистрами голоса, интонированием и т.д.


Цепное дыхание.

Одним из преимуществ коллективного пения является возможность любых по длине музыкальных фраз на непрерывном дыхании.

Певцы берут дыхание не одновременно, а последовательно по одному по цепочке.

Основные правила:

  • не делать вдох одновременно с соседом;

  • не делать вдох на стыке музыкальных фраз;

  • дыхание брать незаметно и быстро;

  • мягкая атака;

  • чутко прислушиваться к пению соседей и общему звучанию.


Дирижерские жесты.

Педагог знакомит детей с дирижерскими жестами и их значением: внимание, дыхание, вступление, снятие, дыр. Схемы 2/4,3/4, 4/4. вступление и инструментальные проигрыши дирижируются одной рукой.


Унисон.

В самом начале работы с детьми возникает задача приведения певцов к общему тону. Используя цепное дыхание при соблюдении очень небольшой силы голоса, певцы долго тянут один звук, внимательно вслушиваясь в общее звучание, стараясь слиться со всеми голосами в унисон по высоте, силе, тембру.


Вокальная позиция.

При вдохе у певца должно быть ощущение зевка, гортань должна расслабиться в низкое певческое положение, и в таком положении она должна оставаться на протяжении всего пения.

Резонаторы — это плоскости, которые под давлением струи вдоха начинают вибрировать, тем самым придают голосу окраску. Существуют головные резонаторы — лобные пазухи, гайморова полость, грудные резонаторы — бронхи.


Звуковедение.

В основе звуковедения лежат: связное пение (легато), активная подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистра.

Пение с закрытым ртом звука (м) — зубы при этом должны быть разжаты, мягкое небо активизирован в легком зевке, звук должен посылаться в головной резонатор.


Дикция.

Вокальная дикция — это четкое и ясное произношение слов во время пения. Дикция зависит от органов артикуляции — нижней челюсти, губ, языка, мягкого неба, глотки. Используются различные скороговорки («Бык тупогуб, тупогубенький бычок...», «Попугая попугаем», «Цыпа, цыпа, гуль, гуль, гуль. Я посею, ты поклюй» и т.д.


Начало двухголосного пения.

Элементы двухголосия даются только в упражнениях и распеваниях, в песнях; четком проведении своей партии при одновременном звучании другой.


  1. Музыкально- теоретическая подготовка.

Основы музыкальной грамотности.

Различать высокие и низкие звуки, тембры инструментов и голосов (сопрано, альт, тенор, бас).

Научить детей петь, чисто интонируя:

  • мажорный звукоряд в восходящем и нисходящем движении;

  • мажорное трезвучие.

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.

Сравнительные упражнения на высоту звука с использованием игрового приема, сопровождая движением руки вверх, вниз: вот иду я вверх, вот иду я вниз.


  1. Теоретико-аналитическая работа.

Беседа о гигиене певческого голоса является важнейшей, так как незнание голосового аппарата, правил пользования голосом ведет к печальным результатам.

Слушание музыкальных произведений.

Введение понятий: вступление, запев, припев, куплет, вариация.

Краткий рассказ о музыкальном произведении, композиторе, авторе слов.

Важно научить детей «погружаться» в музыку, развивать не только внутренний слух, но и внутреннее зрение.

В процессе обучения происходит формирование у детей умения воспринимать и исполнять музыку.

Показ — исполнение песни.

Разбор произведения. Разучивание, усвоение мелодии, закрепление музыкального материала с сопровождением и без. Произведения, различные по характеру и степени трудности, подбираются с учетом возрастных особенностей поющих.


  1. Концертно-исполнительская деятельность.

Это результат, по которому оценивается работа коллектива, выступления детей активизируют работу, позволяют проявлять полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту.

План составляется с учетом традиционных праздников, мероприятий в соответствии со специфическими особенностями школы.

Отчетный концерт-финал концертной работы. Обязательно выступают дети, исполняя все лучшее, что накоплено за год.


Заключение.

В данной программе предусматривается перспективное развитие навыков вокального мастерства, подчинение основному образовательному принципу — от простого к сложному, от знаний к творчеству. Дети учатся владеть своим звуковым аппаратом.

В программе кружка вокального пения — индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и общемузыкальных данных.

Работа кружка направлена на подготовку солистов-исполнителей.