Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Мир вокального искусства» автора Л.Ю. Алаховой (МОУ «Многопрофильный лицей»).
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения — на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важных средств нравственного эстетического воспитания возрастающего поколения.
Песня, современная песня в школе — это эффективная форма работы с детьми различного возраста.
Занятия в кружке побуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность , основываясь на симпатии ребенка, развивать его музыкальную культуру.
В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами (12-15 человек), и каждый ребенок пробует свои силы как в ансамблевом пении, так и в сольном.
В условиях коллективного сполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему.
При индивидуальном, сольном исполеннии песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, также должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни.это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
В кружок вокального пения приглашаются дети как младшего школьного, так и старшего школьного возраста. Группы формируются с учетом возрастных особенностей детей. Различием в работе со старшими детьми будет более взрослый песенный материал по содержанию, но не по своему музыкальному языку. Приемы и методы сохраняются общие.
Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения.
В программу кружка вокального пения включена индивидуальная и групповая работа с музыкально-одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и общемузыкальных данных.
Работа кружка направлена, прежде всего, на подготовку солистов-исполнителей. Номера художественной самодеятельности в исполнении кружковцев готовятся для городских конкурсов сольного пения и для других мероприятий.
Программа включает в себя лекции, тематические вечера, концерты.
Программа углубляет и расширяет занятия музыкой в школе, дает обогатить школьные мероприятия выступлением ансамлей, сольных исполнителей, а также планировать совместные проекты, сочетающие общеобразовательные задачи с задачами профессионально- исполнительского мастерства.
Новизна данной программы заключается в использовании в образовательном процессе комплекса игровых упражнений на разхвитие эмоционально-личностной сферы у детей и коррекцию психоэмоциональных состояний.
Актуальность данной программы заключается в развитии творческих способностей обучающихся и их творческого самовыражения.
Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью развития музыкального слуха, вокальных способностей, интереса к пению.
В программе предусматривается следующая последовательность и порядок изучения:
1 год - 1 час в неделю, 33 часа в год;
2 год - 1 час в неделю, 34 часа в год;
3 год - 1 час1 в неделю, 34 часа в год;
4 год - 1 час1 в неделю, 34 часа в год.
Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 6, 5 до 10 лет.
Цель программы: развитие творческих способностей у обучающихся, вокальных и хореографических навыков; воспитание культурно развивающейся личности.
Задачи:
Образовательные:
обучить основам вокального искусства;
ознакомить с музыкальными жанрами и стилями произведений российских и зарубежных авторов и исполнителей;
обучить восприятию и анализу музыки;
освоить музыкальные термины (унисон, ритм, темп, тембр и т.д.);
обучить технике дыхания, правильной артикуляции, звуковедению, свободной слуховой ориентации в разных звуковых регистрах;
обучить правилам культуры поведения;
обучить правилам гигиены голоса;
обучить основам хореографии;
обучить технике безопасности.
Развивающие:
развивать музыкальные способности (звуковысотный слух, чувство ритма, темпа и т.д.);
развивать память, внимание, мышление, воображение, фантазию, творческую инициативу;
формировать навыки контакта с руководителем (точное реагирование на жесты и др.);
формировать навыки правильной артикуляции;
развивать активизацию мимики и эмоционального отклика на музыку;
развивать умение осознанного отношения к дыханию;
развивать умение слушать другого хориста и находиться с ним в ансамбле;
развивать умение певческой установки;
развивать координацию и выносливость;
развивать физические данные;
формировать эстетический вкус.
Воспитательные:
воспитывать коммуникативные качества у обучающихся;
воспитывать волевые качества: активность, целеустремленность, упорство и настойчивость;
способствовать усвоению системы нравственно-эстетических норм;
обучать культуре общения.
Задачи данной программы опираются на принципы дидактики:
Контроль: творческие задания, опрос, сдача партий, контрольные задания, концерты, творческие встречи.
Отличительной чертой данной программы является личностно-ориентированный подход по усвоению учебного материала в образовательном процессе.
Возрастные особенности младшего школьного возраста:
ведущий вид деятельности — учебная деятельность. Дети этого возраста обладают образной памятью и наглядным мышлением, на занятиях им необходим образец; развито непроизвольное внимание, дети неусидчивы, быстро утомляются, поэтому занятие должно быть разнообразно. С большим увлечением они занимаются практической работой.
Для среднего и старшего школьного возраста характерен переход к рационально-логическому восприятию, для которого наиболее адекватными формами станут практические занятия, групповые занятия, конкурсы, драматизация и ролевые игры.
Требования к уровню освоения программы «Мир вокального искусства»
Обучение вокалу во внеурочной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие обучающихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественно-эстетических проектах школы, культурных событиях города, региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения, осуществляется познание и самопознание.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- формирование культурно – познавательной, коммуникативной и социально – эстетической компетентностей;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества.
Предполагаемые результаты
Первый год обучения:
наличие интереса к вокальному искусству;
умение верно петь выученные песни, знание их названия и авторов;
наличие внимательности при пении к указаниям учителя; понимание дирижерских жестов;
умение петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
соблюдение при пении певческой установки: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);
исполнение песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы — до второй октавы.
Второй год обучения:
наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности ( вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять вокальные ударения, четко и ясно артикулировать при исполнении);
уметь двигаться под музыку, не боятся сцены, соблюдение культуры поведения на сцене;
стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, умение делать кульминацию во фразе, совершенствовать свой голос;
умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия — подголоски.
Третий год обучения:
наличие повышенного интереса к вокальному искусству к вокальным произведениям;
увеличение сценических выступлений;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (элементы двухголосия, пение в терцию, отдаление и сближение голосов и т.п.);
пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
усложнение репертуара;
участие в конкурсах, концертах.
Четвертый год обучения:
проявления навыков вокально-хоровой деятельности;
умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;
участие в музыкальных постановках;
умение исполнять двухголосные произведения;
умение слышать красоту своего голоса и видеть исполнительское мастерство;
умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, владеть своим голосом и дыханием в период мутации.
Учебно-тематический план (1-й год обучения)
№ | Тема занятия | Общее кол-во часов | Из них |
теория | практика |
Вокально-хоровая работа 12ч |
1 | Вводное занятие. Прослушивание голосов | 1 | | 1 |
2 | Певческая установка дыхания | 1 | | 1 |
3 | Беседа о гигиене голоса | 1 | 1 | |
4 | Распевание | 2 | | 2 |
5 | Дикция | 1 | | 1 |
6 | Дирижерские жесты | 1 | | 1 |
7 | Унисон | 2 | | 2 |
8 | Вокальная позиция | 2 | 1 | 1 |
9 | Звуковедение | 1 | | 1 |
Музыкально-теоретическая подготовка 15 ч |
10 | Основы музыкальной грамоты | 2 | 1 | 1 |
11 | Двухголосие | 2 | 1 | 1 |
12 | Работа с солистами | 1 | | 1 |
13 | Формирование качества звука. Интонация. | 4 | 1 | 3 |
14 | Выразительность исполнения | 1 | | 1 |
15 | Основы музыкальной грамоты | 1 | 1 | |
16 | Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти Развитие чувства ритма | 4 | 1 | 3 |
Теоретико-аналитическая работа 4ч |
17 | Народное творчество | 2 | 2 | |
18 | Беседа о творчестве композиторов-классиков | 1 | 1 | |
19 | Беседа о творчестве современных композиторов | 1 | 1 | |
Концертно-исполнительская деятельность 2ч |
20 | Заключительный концерт | 1 | | 1 |
| Занятие-концерт для родителей | 1 | | 1 |
| ИТОГО | 33 | 11 | 22 |
Учебно-тематический план (2-й год обучения)
№ | Тема занятия | Общее кол-во часов | Из них |
теория | практика |
Вокально-хоровая работа 11ч |
1 | Вводное занятие. Прослушивание голосов | 1 | | 1 |
2 | Певческая установка дыхания | 1 | | 1 |
3 | Беседа о гигиене голоса | 1 | 1 | |
4 | Распевание | 2 | | 2 |
5 | Дикция | 1 | | 1 |
6 | Дирижерские жесты | 1 | | 1 |
7 | Унисон | 1 | | 1 |
8 | Унисон. Вокальная позиция | 1 | 1 | |
9 | Вокальная позиция | 1 | | 1 |
10 | Звуковедение | 1 | | 1 |
Музыкально-теоретическая подготовка 16ч |
10 | Основы музыкальной грамоты | 2 | 1 | 1 |
11 | Двухголосие | 2 | 1 | 1 |
12 | Работа с солистами | 1 | | 1 |
13 | Формирование качества звука. Интонация. | 4 | 1 | 3 |
14 | Выразительность исполнения | 1 | | 1 |
15 | Основы музыкальной грамоты | 2 | 1 | 1 |
16 | Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти Развитие чувства ритма | 4 | 1 | 3 |
Теоретико-аналитическая работа 5ч |
17 | Народное творчество | 2 | 2 | |
18 | Беседа о творчестве композиторов-классиков | 1 | 1 | |
19 | Беседа о творчестве современных композиторов | 2 | 2 | |
Концертно-исполнительская деятельность 2ч |
20 | Заключительный концерт | 1 | | 1 |
| Занятие-концерт для родителей | 1 | | 1 |
| ИТОГО | 34 | 12 | 22 |
Учебно-тематический план (3-4-й год обучения)
№ | Тема занятия | Общее кол-во часов | Из них |
теория | практика |
Вокально-хоровая работа 12ч |
1 | Вводное занятие. Прослушивание голосов | 1 | | 1 |
2 | Певческая установка дыхания | 1 | | 1 |
3 | Беседа о гигиене голоса | 1 | 1 | |
4 | Распевание | 2 | | 2 |
5 | Дикция | 1 | | 1 |
6 | Дирижерские жесты | 1 | | 1 |
7 | Унисон | 4 | 1 | 3 |
8 | Вокальная позиция | 1 | | 1 |
9 | Звуковедение | 1 | | 1 |
Музыкально-теоретическая подготовка 16 ч |
10 | Основы музыкальной грамоты | 1 | | 1 |
11 | Двухголосие | 4 | 1 | 3 |
12 | Работа с солистами | 3 | | 3 |
13 | Формирование качества звука. Интонация. | 2 | 1 | 1 |
14 | Выразительность исполнения | 1 | | 1 |
15 | Основы музыкальной грамоты | 1 | 1 | |
16 | Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти Развитие чувства ритма | 4 | 1 | 3 |
Теоретико-аналитическая работа 3ч |
17 | Народное творчество | 1 | 1 | |
18 | Беседа о творчестве композиторов-классиков | 1 | 1 | |
19 | Беседа о творчестве современных композиторов | 1 | 1 | |
Концертно-исполнительская деятельность 2ч |
20 | Заключительный концерт | 1 | | 1 |
| Занятие-концерт для родителей | 1 | | 1 |
| ИТОГО | 34 | 9 | 25 |
Основные направления и содержание деятельности
В программе выделены следующие направления:
Вокально-хоровая работа.
Музыкально-теоретическая подготовка.
Теоретико-аналитическая.
Концертно-исполнительская.
Вводное занятие.
Прослушивание детских голосов. Объяснение целей и задач вокального кружка. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающую в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
1.Вокально-хоровая работа.
Певческая установка.
Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутьости.
Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцовосновные положения корпуса и головы должны быть следующими:
голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад;
стоять твердо, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги;
слегка подтянуть нижнюю часть живота;
руки свободно лежат на коленях.
Распевание.
Занятие обычно начинается с распевания, которое выполняет двойную функцию:
Распевки необходимо начинать с упражнений (на дыхании). Для распевания на первом году
Основные направления и содержание деятельности
В программе выделены следующие направления:
Вокально-хоровая работа.
Музыкально-теоретическая подготовка.
Теоретико-аналитическая.
Концертно-исполнительская.
Вводное занятие.
Прослушивание детских голосов. Объяснение целей и задач вокального кружка. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающую в себяпрофилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
1.Вокально-хоровая работа.
Певческая установка.
Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутьости.
Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцовосновные положения корпуса и головы должны быть следующими:
голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад;
стоять твердо, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги;
слегка подтянуть нижнюю часть живота;
руки свободно лежат на коленях.
Распевание.
Занятие обычно начинается с распевания, которое выполняет двойную функцию:
Распевки необходимо начинать с упражнений (на дыхании). Для распевания на первом году следует использовать знакомые считалки, припевки, дразнилки и т.п. Они способствуют выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции, раскрывают силу и звонкость голоса. Построение на терциях и квантах.
Певческое дыхание.
Основной задачей произвольного упражнения певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации.
Певческий вдох следует брать достаточно аккуратно, бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением легкого полузева. Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент атаки звука.
Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от темпа произведения. Во время фонационного выдоха необходимо зафиксировать нижние ребра в раздвинутом состоянии. Стремление певца к сохранению этого положения во время пения будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука.
Дыхание тесно связано с другими элементами вокально-хоровой техники: атакой звука, динамикой, дикцией, регистрами голоса, интонированием и т.д.
Цепное дыхание.
Одним из преимуществ коллективного пения является возможность любых по длине музыкальных фраз на непрерывном дыхании.
Певцы берут дыхание не одновременно, а последовательно по одному по цепочке.
Основные правила:
не делать вдох одновременно с соседом;
не делать вдох на стыке музыкальных фраз;
дыхание брать незаметно и быстро;
мягкая атака;
чутко прислушиваться к пению соседей и общему звучанию.
Дирижерские жесты.
Педагог знакомит детей с дирижерскими жестами и их значением: внимание, дыхание, вступление, снятие, дыр. Схемы 2/4,3/4, 4/4. вступление и инструментальные проигрыши дирижируются одной рукой.
Унисон.
В самом начале работы с детьми возникает задача приведения певцов к общему тону. Используя цепное дыхание при соблюдении очень небольшой силы голоса, певцы долго тянут один звук, внимательно вслушиваясь в общее звучание, стараясь слиться со всеми голосами в унисон по высоте, силе, тембру.
Вокальная позиция.
При вдохе у певца должно быть ощущение зевка, гортань должна расслабиться в низкое певческое положение, и в таком положении она должна оставаться на протяжении всего пения.
Резонаторы — это плоскости, которые под давлением струи вдоха начинают вибрировать, тем самым придают голосу окраску. Существуют головные резонаторы — лобные пазухи, гайморова полость, грудные резонаторы — бронхи.
Звуковедение.
В основе звуковедения лежат: связное пение (легато), активная подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистра.
Пение с закрытым ртом звука (м) — зубы при этом должны быть разжаты, мягкое небо активизирован в легком зевке, звук должен посылаться в головной резонатор.
Дикция.
Вокальная дикция — это четкое и ясное произношение слов во время пения. Дикция зависит от органов артикуляции — нижней челюсти, губ, языка, мягкого неба, глотки. Используются различные скороговорки («Бык тупогуб, тупогубенький бычок...», «Попугая попугаем», «Цыпа, цыпа, гуль, гуль, гуль. Я посею, ты поклюй» и т.д.
Начало двухголосного пения.
Элементы двухголосия даются только в упражнениях и распеваниях, в песнях; четком проведении своей партии при одновременном звучании другой.
Музыкально- теоретическая подготовка.
Основы музыкальной грамотности.
Различать высокие и низкие звуки, тембры инструментов и голосов (сопрано, альт, тенор, бас).
Научить детей петь, чисто интонируя:
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.
Сравнительные упражнения на высоту звука с использованием игрового приема, сопровождая движением руки вверх, вниз: вот иду я вверх, вот иду я вниз.
Теоретико-аналитическая работа.
Беседа о гигиене певческого голоса является важнейшей, так как незнание голосового аппарата, правил пользования голосом ведет к печальным результатам.
Слушание музыкальных произведений.
Введение понятий: вступление, запев, припев, куплет, вариация.
Краткий рассказ о музыкальном произведении, композиторе, авторе слов.
Важно научить детей «погружаться» в музыку, развивать не только внутренний слух, но и внутреннее зрение.
В процессе обучения происходит формирование у детей умения воспринимать и исполнять музыку.
Показ — исполнение песни.
Разбор произведения. Разучивание, усвоение мелодии, закрепление музыкального материала с сопровождением и без. Произведения, различные по характеру и степени трудности, подбираются с учетом возрастных особенностей поющих.
Концертно-исполнительская деятельность.
Это результат, по которому оценивается работа коллектива, выступления детей активизируют работу, позволяют проявлять полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту.
План составляется с учетом традиционных праздников, мероприятий в соответствии со специфическими особенностями школы.
Отчетный концерт-финал концертной работы. Обязательно выступают дети, исполняя все лучшее, что накоплено за год.
Заключение.
В данной программе предусматривается перспективное развитие навыков вокального мастерства, подчинение основному образовательному принципу — от простого к сложному, от знаний к творчеству. Дети учатся владеть своим звуковым аппаратом.
В программе кружка вокального пения — индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и общемузыкальных данных.
Работа кружка направлена на подготовку солистов-исполнителей.