СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука дорожного движения" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена  на основеПримерной программы внеурочных занятий по изучению правил дорожного движения для обучающихся 1-6 классов общеобразовательных учреждений "Азбука дорожного движения", рекомендованной МОНиМ Республики Крым. 2016 г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука дорожного движения" 1 класс»


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Майская школа»

Джанкойского района Республики Крым


РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов

Руководитель МО __________ Архипова И.Н.

протокол № ______

«____» августа 2016г.

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

_________ М.П.Гордиенко


«____» августа 2016г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________ Н.Г.Семёнова

Приказ №_ ________

«____» августа 2016г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности


Азбука дорожного движения

(социальное направление)


Класс: 1-Б

Уровень общего образования: базовый

Срок реализации программы – учебный год: 2016 – 2017

Количество часов по учебному плану: в год - 33 ч.

в неделю – 1ч.





Рабочую программу составила

учитель начальных классов

первой категории

Архипова Инна Николаевна








Введение

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения» составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования , утвержденный приказом № 373 от 06.10.2009г ( в ред. Приказов Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 № 1241, от 31.12.2015г № 1576)

  • Методические рекомендации Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым (Письмо № 01-14/2927 от 18.08.2016г) «Об особенностях организации образовательного процесса в начальных классах общеобразовательных организаций Республики Крым в 2016/2017 учебном году»

  • Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 № 01-14/2014 «Об организации внеурочной деятельности»

  • Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы.

  • Примерная программа внеурочных занятий по изучению правил дорожного движения для обучающихся 1-6 классов общеобразовательных учреждений «Азбука дорожного движения», рекомендованная МОНиМ Республики Крым, 2016 г.

  • Учебный план МОУ «Майская школа» на 2016/2017 учебный год



Цель программы: формирование у младших школьников навыков безопасного участия в дорожном движении; овладение знаниями и навыками распознавания типичных дорожных ситуаций («ловушек»); формирование «транспортных» привычек; научить прогнозировать развитие ситуации на дороге.

Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование навыков безопасного участия в дорожном движении на основе моделирования реальных процессов дорожного движения у себя в сознании, умение прогнозировать и моделировать складывающиеся дорожные ситуации на основе знаний правил дорожного движения и особенностей движения транспортных средств и пешеходов.

Формирование установки на сохранение здоровья, привитие навыков здорового и безопасного образа жизни.

Задачи программы:

обучающие:

-способствовать приобретению школьниками знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения, необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда и пассажира;

развивающие:

- способствовать овладению умениями выполнять ПДД, распознавать дорожные «ловушки» - ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности,

- формировать познавательно-поведенческие реакции, направленные на сохранение и укрепление здоровья;

воспитательные:

- воспитывать законопослушность, сознательное отношение к соблюдению мер безопасности на дорогах, способность к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей;

- способствовать формированию общего уровня транспортной культуры у юных участников дорожного движения;

- воспитывать чувство ответственности за безопасность – личную и других участников дорожного движения.


Ожидаемые результаты


В результате освоения программы «Азбука дорожного движения» формируются следующие предметные умения:

— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;

— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);

— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;

— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;

— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

Метапредметные результаты освоения программы:

— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;

— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;

— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных

опасностей в реальной обстановке;

— формирование умения планировать и оценивать результаты своего

поведения.


Универсальные учебные действия:

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);

— сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;

— определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе - дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;

— объяснять свой путь от дома до школы;

— определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— выделять из многообразия объектов транспортное средство;

— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);

— различать цвет и форму запрещающих знаков;

— различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;

— находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);

— различать сигналы светофора и объяснять их значение;

— группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный

. Учащиеся 1-го класса должны уметь:
 переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);
 правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в
транспорте, при езде на велосипеде.





Содержание программы

 

Тема занятия

Базовое содержание

1

Вводное занятие: Дорога
в школу и домой.

Формировать и развивать у учащихся целостное
восприятие окружающей дорожной среды,
наблюдательность; выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой. Разбор конкретного маршрута.

2

Улица полна неожиданностей.

Поселок, в котором мы живем. Познакомить с
основными улицами в микрорайоне школы.
Объяснить, почему на улице опасно. Для чего надо знать и выполнять Правила дорожного движения.
Рассмотреть элементы дороги: проезжая часть, тротуар, пешеходные ограждения. Объяснить, как правильно
ходить по тротуару, переходить дорогу.
Один помогает другому (не можешь сам перейти улицу – попроси взрослого помочь).
Дисциплина на улице – залог безопасного движения. Будь внимательным и осторожным!

3

Практическое занятие
(экскурсия, настольные
игры).

Рассмотреть наиболее безопасный путь первоклассника в школу и домой. Провести обучающие игры по ПДД.
Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по сводкам дорожной полиции).

4

Остановочный путь и скорость движения.

Почему опасно внезапно выбегать на проезжую часть. Автомобиль мгновенно остановить невозможно.
Остановочный путь автомобиля.

5

Пешеходные переходы.

Объяснить значение новых терминов «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина», научить правилам
дисциплинированного поведения, умению предвидеть
опасность, воспитывать наблюдательность, осторожность.

6

Практическое занятие.
Пешеходные переходы.

Закрепить полученные знания, уметь правильно переходить дорогу.

7

Нерегулируемые
перекрёстки.

Дать понятие «перекрёсток». Движение транспортных
средств на перекрестке. Поворот транспортных
средств. Предупредительные сигналы, подаваемые
водителями. Обозначения нерегулируемого
перекрестка. Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрестке.

8

Регулируемые
перекрёстки. Светофор.

Для чего нужен светофор? Виды светофора. Сигналы
светофора. Как работает 3-секционный светофор. Как нужно переходить дорогу на перекрестке со светофором. Пешеходный светофор и его сигналы. Пешеходный светофор с вызывным устройством.

9

Где ещё можно
переходить дорогу.

Формировать представление о безопасности перехода улиц при регулировании дорожного движения светофором. Подземный и наземный пешеходный переходы, их обозначения. Дорожные знаки «Подземный пешеходный переход», «Наземный
пешеходный переход». Правила перехода дороги при наличии этих переходов. Действия пешеходов при
приближении транспортных средств с включенными
специальными сигналами (синими проблесковыми
маячками и звуковыми сиренами).

10

Поездка на автобусе и
троллейбусе.

Какие транспортные средства называют маршрутными?
Городской маршрутный транспорт: автобусы,
троллейбусы, трамваи, маршрутное такси.
Остановка автобуса и троллейбуса. Ее обозначение.
Как правильно пройти на остановку. Правила поведения на остановке. Правила для пассажиров автобуса и троллейбуса при посадке, в салоне и при выходе.
Правила перехода дороги после выхода из автобуса или троллейбуса.

11

Поездка на трамвае и других видах транспорта.

Трамвайная остановка. Ее обозначение, отличие
трамвайной остановки от автобусной. Как правильно
пройти на трамвайную остановку. Правила поведения на трамвайных остановках. Правила для пассажиров
трамвая при посадке, в вагоне и при выходе. Правила перехода дороги после выхода из трамвая. Маршрутное такси. Его отличие от маршрутного автобуса. Как правильно пользоваться маршрутным такси. Правила пользования легковым автомобилем (посадка, поездка, высадка).

12-13

Проект №1
Виды транспорта.

Рассмотреть виды городского транспорта. Какие правила должны выполнять пассажиры.

14

Дорожные знаки
и дорожная разметка.

Назначение дорожных знаков. Дорожные знаки:
«Пешеходный переход» (информационно-
указательный), «Подземный пешеходный переход»,
«Наземный пешеходный переход», «Место остановки
автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Движение пешеходов запрещено», «Дорожные работы» (всего 7 знаков).

15

Где можно и где
нельзя играть.

Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах
дорожных работ, в транспорте. Места для игр и езды на
самокатных средствах и т.д. Что делать, если мяч
выкатился на проезжую часть.

16

Ты – велосипедист.

История велосипеда, его общее устройство. Что нужно знать о велосипеде для безопасной езды на нем. Где можно кататься на велосипеде до 14 лет.

17-18

Проект №2
Дорожные знаки.

Объяснить значение дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение
для правильной ориентации на улицах и дорогах.

19

Поездка за город.

Элементы загородной дороги: обочина, пешеходная дорожка
– места для движения пешеходов. Правила движения пешеходов по загородной дороге.

20

Дорога глазами
водителей.

Проезжая часть – место работы водителей. Почему происходят дорожно-транспортные происшествия (ДТП)? Как водитель видит пешеходов-нарушителей?

21

Экскурсия «Я-
пешеход»

Показать учащимся опасные места вокруг школы, объекты, закрывающие обзор улиц и дорог.

22

Для чего нужны правила
дорожного движения

Акцентировать внимание первоклассников на дорожные
знаки, умение ориентироваться в дорожной обстановке.


23-24

Проект №3
Правила для пешеходов.

Кого называют пешеходом? Движение пешеходов по
тротуару и обочине. Формировать представления
первоклассников о безопасности дорожного
движения при передвижении по улицам и дорогам.

25

Участники дорожного
движения.

Рассмотреть, кто является участником дорожного
движения. Роль и обязанности участников дорожного
движения.

26

Светофор.

Дать первоклассникам новое понятие «светофор», объяснить его световые сигналы и научить безопасно переходить улицу по зелёному сигналу светофора.

27-28

Проект №4
Добрый светофор.

Формировать представления младших школьников о
безопасности перехода улиц при регулировании дорожного движения светофором.

29

Обязанности пешеходов.

Повторить и закрепить правила безопасного поведения на дороге. Провести воспитательную работу по соблюдению Правил дорожного движения и
безопасного поведения на улицах и дорогах, внушить учащимся, что дисциплинированность должна стать их привычкой.

30

Движение по дороге в группе.

Объяснить правила движения по улицам групп детей, которые должны идти по тротуару, пешеходной
дорожки, а если их нет – по обочине, но лишь днём и в сопровождении взрослых.
Переход улицы по пешеходному переходу по одному и группами.

31-33

Резерв




Основные виды деятельности учащихся:

  • Реализация программы осуществляется через сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение викторин, экскурсий на улицы города и села, бесед, тестов на знание правил дорожного движения, тематических занятий в «городке безопасности», анализа конкретных дорожных ситуаций, разработок проектов.














Тематическое планирование


Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие: Дорога в школу и домой.

1

1


2

Улица полна неожиданностей.

1

1


3

Практическое занятие (экскурсии, настольные игры)

1


1

4

Остановочный путь и скорость движения.

1

1


5

Пешеходные переходы.

1

1


6

Практическое занятие: Пешеходные переходы.

1


1

7

Нерегулируемые перекрестки.

1

1


8

Регулируемые перекрестки. Светофор.

1

1


9

Где еще можно переходить дорогу.

1

1


10

Поездка на автобусе.

1

1


11

Поездка на трамвае и других видах транспорта

1

1


12

13

Проект №1 Виды транспорта.

2

1

1

14

Дорожные знаки и дорожная разметка.

1

1


15

Где можно и где нельзя играть.

1

1


16

Ты – велосипедист.

1

1


17

18

Проект №2 Дорожные знаки.

2

1

1

19

Поездка за город.

1

1


20

Дорога глазами водителей.

1

1


21

Экскурсия «Я- пешеход».

1


1

22

Для чего нужны правила дорожного движения.

1

1


23

24

Проект №3 Правила для пешеходов.

2

1

1

25

Участники дорожного движения.

1

1


26

Светофор.

1

1


27

28

Проект №4Добрый светофор.

2

1

1

29

Обязанности пешеходов.

1

1


30

Движение в группе.

1

1



Резерв

3

2

1


Итого

33

25

7












Календарно-тематическое планирование


урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения урока

Примечание

По плану

По факту

1

2

3

4

5

6

1

Вводное занятие: Дорога в школу и домой.

1

6.09



2

Улица полна неожиданностей.

1

13.09



3

Практическое занятие (экскурсии, настольные игры)

1

20.09



4

Остановочный путь и скорость движения.

1

27.09



5

Пешеходные переходы.

1

4.10



6

Практическое занятие: Пешеходные переходы.

1

11.10



7

Нерегулируемые перекрестки.

1

18.10



8

Регулируемые перекрестки. Светофор.

1

25.10



9

Где еще можно переходить дорогу.

1

8.11



10

Поездка на автобусе.

1

15.11



11

Поездка на трамвае и других видах транспорта

1

22.11



12

13

Проект №1 Виды транспорта.

2

29.11



6.12



14

Дорожные знаки и дорожная разметка.

1

13.12



15

Где можно и где нельзя играть.

1

20.12



16

Ты – велосипедист.

1

17.01



17

18

Проект №2 Дорожные знаки.

2

24.01



31.01



19

Поездка за город.

1

7.02



20

Дорога глазами водителей.

1

14.02



21

Экскурсия «Я- пешеход».

1

28.02



22

Для чего нужны правила дорожного движения.

1

14.03



23

24

Проект №3 Правила для пешеходов.

2

21.03



4.04



25

Участники дорожного движения.

1

11.04



26

Светофор.

1

18.04



27

28

Проект №4Добрый светофор.

2

25.04



2.05



29

Обязанности пешеходов.

1

16.05



30

Движение в группе.

1

23.05




Резерв

3



















Лист корректировки рабочей программы

Название раздела, темы

Дата проведе

ния по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведе

ния по факту




























































































































































































10