Муниципальное общеобразовательное учреждение «Майская школа»
Джанкойского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Руководитель МО __________ Архипова И.Н. протокол № ______ «____» августа 2016г. | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР _________ М.П.Гордиенко «____» августа 2016г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ___________ Н.Г.Семёнова Приказ №_ ________ «____» августа 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Азбука дорожного движения
(социальное направление)
Класс: 1-Б
Уровень общего образования: базовый
Срок реализации программы – учебный год: 2016 – 2017
Количество часов по учебному плану: в год - 33 ч.
в неделю – 1ч.
Рабочую программу составила
учитель начальных классов
первой категории
Архипова Инна Николаевна
Введение
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения» составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования , утвержденный приказом № 373 от 06.10.2009г ( в ред. Приказов Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 № 1241, от 31.12.2015г № 1576)
Методические рекомендации Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым (Письмо № 01-14/2927 от 18.08.2016г) «Об особенностях организации образовательного процесса в начальных классах общеобразовательных организаций Республики Крым в 2016/2017 учебном году»
Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 № 01-14/2014 «Об организации внеурочной деятельности»
Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы.
Примерная программа внеурочных занятий по изучению правил дорожного движения для обучающихся 1-6 классов общеобразовательных учреждений «Азбука дорожного движения», рекомендованная МОНиМ Республики Крым, 2016 г.
Учебный план МОУ «Майская школа» на 2016/2017 учебный год
Цель программы: формирование у младших школьников навыков безопасного участия в дорожном движении; овладение знаниями и навыками распознавания типичных дорожных ситуаций («ловушек»); формирование «транспортных» привычек; научить прогнозировать развитие ситуации на дороге.
Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование навыков безопасного участия в дорожном движении на основе моделирования реальных процессов дорожного движения у себя в сознании, умение прогнозировать и моделировать складывающиеся дорожные ситуации на основе знаний правил дорожного движения и особенностей движения транспортных средств и пешеходов.
Формирование установки на сохранение здоровья, привитие навыков здорового и безопасного образа жизни.
Задачи программы:
обучающие:
-способствовать приобретению школьниками знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения, необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда и пассажира;
развивающие:
- способствовать овладению умениями выполнять ПДД, распознавать дорожные «ловушки» - ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности,
- формировать познавательно-поведенческие реакции, направленные на сохранение и укрепление здоровья;
воспитательные:
- воспитывать законопослушность, сознательное отношение к соблюдению мер безопасности на дорогах, способность к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей;
- способствовать формированию общего уровня транспортной культуры у юных участников дорожного движения;
- воспитывать чувство ответственности за безопасность – личную и других участников дорожного движения.
Ожидаемые результаты
В результате освоения программы «Азбука дорожного движения» формируются следующие предметные умения:
— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
Метапредметные результаты освоения программы:
— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных
опасностей в реальной обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего
поведения.
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);
— сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;
— определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе - дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;
— объяснять свой путь от дома до школы;
— определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— выделять из многообразия объектов транспортное средство;
— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);
— различать цвет и форму запрещающих знаков;
— различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
— находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);
— различать сигналы светофора и объяснять их значение;
— группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный
. Учащиеся 1-го класса должны уметь:
переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);
правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в
транспорте, при езде на велосипеде.
Содержание программы
№ | Тема занятия | Базовое содержание |
1 | Вводное занятие: Дорога в школу и домой.
| Формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность; выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой. Разбор конкретного маршрута. |
2 | Улица полна неожиданностей. | Поселок, в котором мы живем. Познакомить с основными улицами в микрорайоне школы. Объяснить, почему на улице опасно. Для чего надо знать и выполнять Правила дорожного движения. Рассмотреть элементы дороги: проезжая часть, тротуар, пешеходные ограждения. Объяснить, как правильно ходить по тротуару, переходить дорогу. Один помогает другому (не можешь сам перейти улицу – попроси взрослого помочь). Дисциплина на улице – залог безопасного движения. Будь внимательным и осторожным! |
3 | Практическое занятие (экскурсия, настольные игры). | Рассмотреть наиболее безопасный путь первоклассника в школу и домой. Провести обучающие игры по ПДД. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по сводкам дорожной полиции). |
4 | Остановочный путь и скорость движения. | Почему опасно внезапно выбегать на проезжую часть. Автомобиль мгновенно остановить невозможно. Остановочный путь автомобиля. |
5 | Пешеходные переходы. | Объяснить значение новых терминов «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина», научить правилам дисциплинированного поведения, умению предвидеть опасность, воспитывать наблюдательность, осторожность. |
6 | Практическое занятие. Пешеходные переходы. | Закрепить полученные знания, уметь правильно переходить дорогу. |
7 | Нерегулируемые перекрёстки. | Дать понятие «перекрёсток». Движение транспортных средств на перекрестке. Поворот транспортных средств. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Обозначения нерегулируемого перекрестка. Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрестке. |
8 | Регулируемые перекрёстки. Светофор. | Для чего нужен светофор? Виды светофора. Сигналы светофора. Как работает 3-секционный светофор. Как нужно переходить дорогу на перекрестке со светофором. Пешеходный светофор и его сигналы. Пешеходный светофор с вызывным устройством. |
9 | Где ещё можно переходить дорогу. | Формировать представление о безопасности перехода улиц при регулировании дорожного движения светофором. Подземный и наземный пешеходный переходы, их обозначения. Дорожные знаки «Подземный пешеходный переход», «Наземный пешеходный переход». Правила перехода дороги при наличии этих переходов. Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными специальными сигналами (синими проблесковыми маячками и звуковыми сиренами). |
10 | Поездка на автобусе и троллейбусе. | Какие транспортные средства называют маршрутными? Городской маршрутный транспорт: автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутное такси. Остановка автобуса и троллейбуса. Ее обозначение. Как правильно пройти на остановку. Правила поведения на остановке. Правила для пассажиров автобуса и троллейбуса при посадке, в салоне и при выходе. Правила перехода дороги после выхода из автобуса или троллейбуса. |
11 | Поездка на трамвае и других видах транспорта. | Трамвайная остановка. Ее обозначение, отличие трамвайной остановки от автобусной. Как правильно пройти на трамвайную остановку. Правила поведения на трамвайных остановках. Правила для пассажиров трамвая при посадке, в вагоне и при выходе. Правила перехода дороги после выхода из трамвая. Маршрутное такси. Его отличие от маршрутного автобуса. Как правильно пользоваться маршрутным такси. Правила пользования легковым автомобилем (посадка, поездка, высадка). |
12-13 | Проект №1 Виды транспорта. | Рассмотреть виды городского транспорта. Какие правила должны выполнять пассажиры. |
14 | Дорожные знаки и дорожная разметка. | Назначение дорожных знаков. Дорожные знаки: «Пешеходный переход» (информационно- указательный), «Подземный пешеходный переход», «Наземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Движение пешеходов запрещено», «Дорожные работы» (всего 7 знаков). |
15 | Где можно и где нельзя играть. | Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте. Места для игр и езды на самокатных средствах и т.д. Что делать, если мяч выкатился на проезжую часть. |
16 | Ты – велосипедист. | История велосипеда, его общее устройство. Что нужно знать о велосипеде для безопасной езды на нем. Где можно кататься на велосипеде до 14 лет. |
17-18 | Проект №2 Дорожные знаки. | Объяснить значение дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. |
19 | Поездка за город. | Элементы загородной дороги: обочина, пешеходная дорожка – места для движения пешеходов. Правила движения пешеходов по загородной дороге. |
20 | Дорога глазами водителей. | Проезжая часть – место работы водителей. Почему происходят дорожно-транспортные происшествия (ДТП)? Как водитель видит пешеходов-нарушителей? |
21 | Экскурсия «Я- пешеход» | Показать учащимся опасные места вокруг школы, объекты, закрывающие обзор улиц и дорог. |
22 | Для чего нужны правила дорожного движения | Акцентировать внимание первоклассников на дорожные знаки, умение ориентироваться в дорожной обстановке. |
23-24 | Проект №3 Правила для пешеходов. | Кого называют пешеходом? Движение пешеходов по тротуару и обочине. Формировать представления первоклассников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам. |
25 | Участники дорожного движения. | Рассмотреть, кто является участником дорожного движения. Роль и обязанности участников дорожного движения. |
26 | Светофор. | Дать первоклассникам новое понятие «светофор», объяснить его световые сигналы и научить безопасно переходить улицу по зелёному сигналу светофора. |
27-28 | Проект №4 Добрый светофор. | Формировать представления младших школьников о безопасности перехода улиц при регулировании дорожного движения светофором. |
29 | Обязанности пешеходов. | Повторить и закрепить правила безопасного поведения на дороге. Провести воспитательную работу по соблюдению Правил дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах, внушить учащимся, что дисциплинированность должна стать их привычкой. |
30 | Движение по дороге в группе. | Объяснить правила движения по улицам групп детей, которые должны идти по тротуару, пешеходной дорожки, а если их нет – по обочине, но лишь днём и в сопровождении взрослых. Переход улицы по пешеходному переходу по одному и группами. |
31-33 | Резерв | |
Основные виды деятельности учащихся:
Реализация программы осуществляется через сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение викторин, экскурсий на улицы города и села, бесед, тестов на знание правил дорожного движения, тематических занятий в «городке безопасности», анализа конкретных дорожных ситуаций, разработок проектов.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов |
всего | теория | практика |
1 | Вводное занятие: Дорога в школу и домой. | 1 | 1 | |
2 | Улица полна неожиданностей. | 1 | 1 | |
3 | Практическое занятие (экскурсии, настольные игры) | 1 | | 1 |
4 | Остановочный путь и скорость движения. | 1 | 1 | |
5 | Пешеходные переходы. | 1 | 1 | |
6 | Практическое занятие: Пешеходные переходы. | 1 | | 1 |
7 | Нерегулируемые перекрестки. | 1 | 1 | |
8 | Регулируемые перекрестки. Светофор. | 1 | 1 | |
9 | Где еще можно переходить дорогу. | 1 | 1 | |
10 | Поездка на автобусе. | 1 | 1 | |
11 | Поездка на трамвае и других видах транспорта | 1 | 1 | |
12 13 | Проект №1 Виды транспорта. | 2 | 1 | 1 |
14 | Дорожные знаки и дорожная разметка. | 1 | 1 | |
15 | Где можно и где нельзя играть. | 1 | 1 | |
16 | Ты – велосипедист. | 1 | 1 | |
17 18 | Проект №2 Дорожные знаки. | 2 | 1 | 1 |
19 | Поездка за город. | 1 | 1 | |
20 | Дорога глазами водителей. | 1 | 1 | |
21 | Экскурсия «Я- пешеход». | 1 | | 1 |
22 | Для чего нужны правила дорожного движения. | 1 | 1 | |
23 24 | Проект №3 Правила для пешеходов. | 2 | 1 | 1 |
25 | Участники дорожного движения. | 1 | 1 | |
26 | Светофор. | 1 | 1 | |
27 28 | Проект №4Добрый светофор. | 2 | 1 | 1 |
29 | Обязанности пешеходов. | 1 | 1 | |
30 | Движение в группе. | 1 | 1 | |
| Резерв | 3 | 2 | 1 |
| Итого | 33 | 25 | 7 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения урока | Примечание |
По плану | По факту |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Вводное занятие: Дорога в школу и домой. | 1 | 6.09 | | |
2 | Улица полна неожиданностей. | 1 | 13.09 | | |
3 | Практическое занятие (экскурсии, настольные игры) | 1 | 20.09 | | |
4 | Остановочный путь и скорость движения. | 1 | 27.09 | | |
5 | Пешеходные переходы. | 1 | 4.10 | | |
6 | Практическое занятие: Пешеходные переходы. | 1 | 11.10 | | |
7 | Нерегулируемые перекрестки. | 1 | 18.10 | | |
8 | Регулируемые перекрестки. Светофор. | 1 | 25.10 | | |
9 | Где еще можно переходить дорогу. | 1 | 8.11 | | |
10 | Поездка на автобусе. | 1 | 15.11 | | |
11 | Поездка на трамвае и других видах транспорта | 1 | 22.11 | | |
12 13 | Проект №1 Виды транспорта. | 2 | 29.11 | | |
6.12 | | |
14 | Дорожные знаки и дорожная разметка. | 1 | 13.12 | | |
15 | Где можно и где нельзя играть. | 1 | 20.12 | | |
16 | Ты – велосипедист. | 1 | 17.01 | | |
17 18 | Проект №2 Дорожные знаки. | 2 | 24.01 | | |
31.01 | | |
19 | Поездка за город. | 1 | 7.02 | | |
20 | Дорога глазами водителей. | 1 | 14.02 | | |
21 | Экскурсия «Я- пешеход». | 1 | 28.02 | | |
22 | Для чего нужны правила дорожного движения. | 1 | 14.03 | | |
23 24 | Проект №3 Правила для пешеходов. | 2 | 21.03 | | |
4.04 | | |
25 | Участники дорожного движения. | 1 | 11.04 | | |
26 | Светофор. | 1 | 18.04 | | |
27 28 | Проект №4Добрый светофор. | 2 | 25.04 | | |
2.05 | | |
29 | Обязанности пешеходов. | 1 | 16.05 | | |
30 | Движение в группе. | 1 | 23.05 | | |
| Резерв | 3 | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Лист корректировки рабочей программы
№ | Название раздела, темы | Дата проведе ния по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведе ния по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
10